Учебно научная речь отзыв конспект урока 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

10.02.20г русский язык 7 класс

Тема: Учебно-научная речь. Отзыв.

Образовательная : умение писать отзыв о книге

Личностны е: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания;

Регулятивные : умение осуществлять целеполагание; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

-Ребята, когда вы последний раз были в библиотеке? А какую книгу читали? Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о книге)

2. Актуализация опорных знаний.

Кни́га — один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрации) информация

Давайте посмотрим, какое значение даёт нам толковый словарь:

Отзыв - 1. Отзвук, эхо (устар.). Отзыв грома в горах. 2. Мнение о ком-нибудь или чём-нибудь, оценка кого-либо, чего-либо. Критический отзыв о книге. 3. Условный секретный ответ на пароль.

- Как называются в русском языке слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные)

- Как вы думаете, с каким из данных значений мы сегодня будем работать?

4 . Работа над темой урока.

- Как вы думаете, зачем нужно читать книги? ( для получения знаний, нахождения идей, книги формируют мировоззрение, ценности, убеждения, личную философию)

Люди читают по разным причинам.

Читают для того, чтобы получить новую информацию, необходимую для жизни, для работы.

За чтением отдыхают от повседневных забот, отвлекаются, расширяют свой кругозор.

Чтение обогащает эмоционально.

Настоящая литература помогает жить полнее. Человек ищет в книгах часто то, чего ему не хватает в жизни. Или в книге находит отражение того, что происходит в его душе, в его жизни.

Чтение - это образование. Когда нужный материал выложен на бумаге, его можно перечитать несколько раз, запомнить. Книга хранит в себе научные открытия, исторические факты, всевозможные, необходимые сведения.

Чтение книг образовывает, развлекает, дает духовную пищу. Чтение книг делает человека разумным.

Что дает чтение книг?

В книгах содержится огромный опыт и знания других людей, масса идей, методик, стратегий.

Книги формируют мировоззрение – читая правильные книги, человек постепенно формирует мировоззрение, расширяет и углубляет взгляд на мир, свои убеждения.

Книги развивают мышление, воображение, умение мыслить и рассуждать. Читая книги, можно найти идеальный образ самого себя в виде каких-либо героев или реальных людей и впоследствии воплотить этот образ в своей жизни.

Чтение книг позволяет найти ответы на многие вопросы.

Книги вдохновляют и мотивируют на улучшение себя и достижение больших результатов.

Книги открывают новые грани восприятия мира, о которых прежде мы могли не знать.

Помогают найти решение какой-либо проблемы.

- Итак, в начале урока вы уже высказали свои предположения о том, что такое отзыв.

Чтение любого произведения вызывает у нас те или иные эмоции, но не оставляет равнодушными. Вам, наверное, всегда хочется поделиться своим впечатлением о прочитанном с кем-нибудь? Таким образом, вы давали отзыв в устной форме. А сегодня мы с вами рассмотрим, как можно написать отзыв о книге (рассказе).

- Как вы думаете, что же самое главное в отзыве? (оценить произведение, высказать свое мнение о прочитанном).

Отзыв- это речевой жанр, в котором раскрываются впечатления о прочитанном произведении )

- Вернемся к структуре отзыва. Вы должны помнить, что состоит отзыв из двух частей:

Аргументы (ваши доводы)

-Прочитаем вопросы, которые нам рекомендуют для написания отзыва. Всё ли вас устраивает, или, может быть, стоит внести какие-то изменения?

1. Как называется прочитанный рассказ?

2. Понравился или не понравился прочитанный рассказ? Какой он (интересный, увлекательный, завораживающий, произвёл большое впечатлении и т.д.)

3. Какова его тема (о чём в нём говорится)?

4. Кто главный герой(и) рассказа? Понравился ли он или нет? Почему? (приведите свои аргументы)

5. Какова основная мысль рассказа (Автор хотел скаазть…)?

6. Кому вы советуете прочитать этот рассказ? (аргументы)

- Обобщим сказанное. Мы убедились в пользе книги, выяснили , как писать отзыв о ней…

-Как вы думаете, полностью вы достигли цели или что-то ещё осталось не выполненным?

Урок развития речи. Способствует формированию представления о том, что такое отзыв о книге, умения создавать текст художественного стиля в жанре отзыв на книгу. На уроке повторяется знакомый материал по описанию книги, создается текст - отзыв о книге. Прилагается презентация, которая сопровождает урок.

ВложениеРазмер
otzyv_o_knige_7_klass.ppt 653.5 КБ
urok_russkogo_yazyka_po_razvitiyu_rechi_v_7_klasse_na_temu.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по развитию речи в 7 классе на тему

Дидактическая цель : создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений средствами……

Тип урока : развитие речи.

Цели по содержанию урока.

  1. Образовательная : способствовать формированию представления о том, что такое отзыв о книге.
  2. Развивающая : способствовать формированию умения создавать текст художественного стиля в жанре отзыв на книгу.
  3. Воспитательная : способствовать воспитанию уважительного отношения к книге, к русскому языку.

Методы обучения : репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, индивидуальная.

1) ИКТ ( презентация к уроку )

Здоровается с учащимися, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку. Напоминает, что понадобиться учебник, тетрадь, словарь,

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

1. Предлагает вспомнить, какой раздел языкознания изучают, на какие группы делятся части речи.

2. Помогает систематизировать знания о причастии как части речи.

3. Говорит об использовании причастия для создания текста.

1. Вспоминают морфологию, самостоятельные и служебные части речи.

2. Осуществляют самоконтроль о том, что такое причастие.

3. Вспоминают стили речи и типы текста.

Целеполагание и мотивация.

В ходе урока озвучиваются цели:

- знать что такое отзыв о книге;

- уметь узнавать и употреблять эти причастия в речи;

- научиться строить предложения для текста описания книги.

3. Совместно с учащимися формулирует тему урока, предлагает записать её в тетрадь.

Определяют и осмысливают цели урока.

3. Формулируют и записывают тему урока в оставленной строчке.

Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала.

  1. Контролирует оформление записи в ученической тетради:

2. Организует работу учащихся по алгоритму:

- вспомнить элементы, из которых состоит книга ( упражнение 286 )

- сделайте вывод по наблюдениям.

1. Оформляют записи в тетради, оставив строчку для записи темы урока.

  1. - Называют элементы книги: обложка, форзац, титульный лист, суперобложка, выполняя упражнение.

- Объясняют смысл пословицы и делают вывод о том, что книгу выбирают по красочной обложке, а оценивают по содержанию.

- работают со слайдами из презентации.

-приходят к выводу, что отзыв о книге – это характеристика книги по ее содержанию и отношение к ней читателя.

Систематизация знаний и умений.

1. Предлагает составить план к отзыву о книге.

1. Совместно с учителем составляют план и записывают его в тетрадь.

Применение знаний и умений

  1. Организует работу учащихся по применению знаний.
  2. Предлагает придумать название сочинения.
  3. Организует работу по предупреждению ошибок в тексте сочинения.
  1. Озаглавливают сочинение.

(Книга, которая потрясла меня.

Книга – мой лучший друг.

Любимая книга. и др.)

  1. Выполняют задания (один ученик у доски, остальные на месте, кто-то может выполнять самостоятельно). Осуществляют самоконтроль, коррекцию.

Проверка уровня усвоения знаний и умений

1. Предлагает устно составить примерный текст сочинения.

1. Создают тексты сочинения.

Информация о домашнем задании

Записывают домашнее задание, ставя перед собой определенные цели по его выполнению.

Обращает внимание учащихся на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений.

Оценивают свою работу. Определяют степень реализации целей.

Приложение №1 презентация

Приложение №2. презентация

Объяснить написание слов и постановку знаков.

В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой.

Оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.

Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном.

Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть эти картинки, липкие от краски.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.
Урок русского языка по развитию речи в 5 классе коррекция 8 вида "Тайны цвета"

На уроке используется музыка,краски, стихи.


Урок русского языка и развития речи для 3 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Безударные гласные в слове"

Урок русского языка для 3 класса специальной (коррекционной )школы.


Урок русского языка и развития речи для 3 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Безударные гласные в слове"

Урок русского языка для 3 класса специальной (коррекционной )школы.


Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.


Развитие творческого потенциала личности младших школьников в процессе работы над выразительными средствами языка на уроках русского языка и развития речи (на примере перифразы)

Развитие творческого потенциала личности младших школьников в процессе работы над выразительными средствами языка на уроках русского языка и развития речи(на примере перифразы).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык, 7 класс

Цели: 1.Знакомство учащихся с разными типами речи.

2.Обучение анализу текста.

3. Формирование умения сопоставлять три типа речи (описание, повествование, рассуждение). 4.Развитие устной и письменной речи: осмысление учащимися своего речевого опыта с точки зрения дифференциации высказывания.

Задачи: 1.Познакомить учащихся с разными типами речи.

2. Воспитывать интерес к языку.

3. Научить правильно пользоваться типами речи.
Оборудование: корзина с настоящими яблоками, карточки с текстами, карточки, мультимедийная презентация

Слово учителя. Ребята, у нас сегодня урок развития речи, на котором вы продолжите овладевать устной и письменной речью, чтобы она стала разнообразнее, ярче, чище, правильнее и богаче. Ведь на таких уроках мы учимся речевому поведению в различных ситуациях.

1.Моделирование макета текстов разных типов речи.

- Ребята, в моей корзине лежат яблоки. Выберите себе одно. Посмотрите внимательно на своё яблоко, рассмотрите его со всех сторон. Какое ваше яблоко (предмет)? Рассмотрите его, потрогайте, понюхайте. Мысленно поговорите с ним, похвалите его. А теперь письменно на карточке запишите ответ на вопрос: какое яблоко? И помните о риторическом запрете: нельзя создавать нетворческую, безликую речь.

- Прочитайте получившиеся тексты. Обратите внимание, какой части речи больше в вашем тексте? Найдите и подчеркните прилагательные, обозначающие одновременные признаки предмета. Такой тип речи называется описание.

- Ребята, знаете ли вы, на чем растут яблоки, где растут, когда созревают, в каких условиях? Напишите об этом 2-3 предложения. - Представьте ваши тексты. Каких частей речи больше в тексте? Такой тип речи называется повествование. Найдите и подчеркните глаголы, обозначающие последовательные действия.

- А теперь ответьте на вопрос, почему вы выбрали именно это яблоко? Запишите на карточках свои ответы. - Почему выбрал свое яблоко Андрей? Полина? Оля? Скажите, какую мысль доказывает Андрей? Какие доказательства он приводит? Каких частей речи больше в ваших текстах? Найдите и подчеркните имена существительные отвлеченные. Такой тип речи называется рассуждение.

- Значит, чему можно научиться на уроке, работая с разными текстами, но объединёнными общей темой? (определяем цель урока и задачи, необходимые для достижения цели, правильно пользоваться типами речи.

- С помощью какого приема можно различать типы речи? (задать вопрос). 3.Сопоставительный анализ текстов.

Вы уже знаете, что различают три типа речи: повествование, описание, рассуждение.

1. Работа с текстом.

- Какие особенности яблока описаны в каждой части?

можно ли рассказать об этих особенностях в другом порядке? (Можно)

придётся ли при этом вносить какие-либо изменения в каждую из частей описания? (Нет)

можно ли описание яблока передать на одном снимке или слайде? (Да)

Особенности описания (выводы):

в каждой части описана какая-то особенность предмета, явления;

можно задать вопрос какая? Какой? Какое?

описание можно передать на одном снимке или слайде;

части можно поменять местами.

Тотчас между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой — возник спор: кому по праву принадлежит яблоко? Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй. Зевс отдал яблоко Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои к прекрасному сыну царя Трои Парису, который и должен выбрать прекраснейшую из трёх богинь.

Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, обещая юноше великие награды. Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина — военные победы и славу. Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет. При этом она в восторженных выражениях описала ему Елену Прекрасную, дочь громовержца Зевса и Леды и жену Менелая, царя Спарты. Это привело к похищению Елены Парисом, что и стало причиной Троянской войны. Парис стал любимцем Афродиты, и она во всём помогала ему. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.

какие эпизоды этой истории выделяет автор?

случаен ли порядок этих эпизодов?

можно ли поменять местами части повествования?

можно ли содержание этого текста сфотографировать на одном снимке или слайде?

Особенности повествования (выводы на доске и в тетрадях учащихся):

говорится в тексте о событиях и действиях (что было сначала, потом, затем …и наконец);

можно задать вопрос что произошло?;

нельзя сфотографировать на один снимок или слайд;

нельзя поменять части.

Вывод об особенностях каждого текста будут формулировать учащиеся после обсуждения (все предложения выносятся на интерактивную доску, затем идет обсуждение правильности ответа и оценивание).

3. Работа с текстом, в котором содержится рассуждение о пользе яблок.

В какой части автор говорит о возникшем у него вопросе? (Вступление)

В какой части сформулирован ответ на вопрос? (Во вступлении и вопрос, и утвердительный ответ на него – тезис)

Какая информация содержится в основной части текста? (Доказательство правильности утверждения)

Что содержится в заключение текста? (Сформулирован вывод)

Можно ли поменять части рассуждения или сфотографировать? (Невозможно)

Особенности рассуждения (выводы):

излагаются причины явлений, событий, названий в их взаимосвязи;

части невозможно поменять местами;

можно поставить вопрос почему?;

невозможно сфотографировать на один снимок или слайд.

Еще один прием, помогающий различать типы речи:

Повествование  несколько снимков. Описание  один снимок Рассуждение ни одного.

4. Закрепление понятий типов речи.

- Отвлечемся от яблок. Прочитайте 3 заголовка. Определите, какой из них больше подходит к повествованию, какой – к описанию, какой – к рассуждению?

За что я люблю свою собаку?

Забавный случай с моей собакой.

Если бы я рисовал свою собаку…

Я подобрала несколько текстов, где главный герой – яблоко. Прочитайте их начало. Определите, к какому типу речи относится начало каждого текста. Какие приметы типов речи подсказали вам решение этой задачи?

Яблоко – плод, растущий на дереве. (описание).

Здравствуй, яблочко! Ответь, пожалуйста, на наши вопросы.

Однажды девочка нарвала в саду полную корзину спелых яблок.

1.Я смотрю на него долго-долго. Ярко-красный бочок его начинает вдруг поворачиваться ко мне, и становится ясно, что это его улыбающаяся рожица. Яблоко! Так оно живое, и совсем не понарошку!

- Простите, - вежливо обращается оно ко мне,- со мной что-то не в порядке?! Или мой чудесный листик оторвался, и я теперь без шляпы?!

- Извините, - недоумеваю я в ответ.

- Но вы на меня так смотрите, что я решило, что что-то не так. И все же, чем обязано вашему вниманию?

Теперь я и вовсе теряю дар речи. Удивленное хмыканье не в счет. Но молчать и дальше становится невежливо, и я бормочу:

- Не могли бы вы быть столь любезны…Если вас это не затруднит, могу ли я просить вас об одолжении…

- О да! Я не в силах отказать – я без остатка отдам все, что у меня есть: мой волшебный аромат, сочную прозрачную мякоть, медовый вкус и капли солнечного сока – такому очаровательному юноше…

И оно исчезло в моем кармане. Только стук в дверь прервал мой сон наяву… А яблоко осталось!

2.Яблоко – это вкусный, сочный, сладкий плод, растущий на дереве. Яблоки бывают темно-красными, светло-желтыми, желто-красными и других цветов. Еще яблоко может быть кислым или даже с червяком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой подробный сценарий урока в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта урока (схема).

1. Класс: 7 Дата: ____________ Предмет русский язык

2. Тема урока: РР Учебно-научная речь. Отзыв

Цель деятельности учителя

Образовательная: способствовать формированию представления о том, что такое отзыв.

Развивающая: способствовать формированию умения создавать текст в жанре отзыв.

Воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания;

Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную;

Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;

Познавательные: проводить наблюдение под руководством учителя; давать определение понятиям;

Предметные результаты: обогащение активного и потенциального словарного запаса.

Методы и формы обучения

Организационная структура урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

(кодификатор УУД)

Приветствует, создает эмоциональный настрой.

Показывают готовность к уроку. Эмоционально настраиваются на совместную деятельность

2. Целеполагание. Мотивация

Сайт learning.apps/ упр. Учебно-научная речь

Упражнение 303 - прочитать

Сегодня у нас урок развития речи. Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам выполнить упражнение.

С какой темой было связано выполненное упражнение?

Прочитайте текст на открывшейся картинке. Как вы считаете, текст какого стиля открылся перед вами?

Что это за текст? О чем он? Хватает ли вам информации, чтобы понять суть текста?

Познакомьтесь с текстом. Связаны ли они между собой? Какой первичен?

Знаете ли вы, как писать отзыв и для чего он нужен?

Какова тема урока и цели?

Читают текст. Определяют стиль.

Делают вывод, что в упр.303 – текст сочинения, а в открывшемся на картинке тексте – отзыв на него.

Тема: Учебно-научная речь. Отзыв.

Цели: узнать об особенностях отзыва как жанра научной речи, научиться писать отзывы, развивать речь, навыки общения и сотрудничества.

4.Открытие нового знания. Первичное закрепление.

П.47 текст упр.298 – прочитать, выписать, что такое отзыв. Обсудить в паре и составить список правил доброжелательного, убедительного отзыва

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Учебно-научная речь. Отзыв. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Синтаксическая пятиминутка Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется… (Ф.И.Тютчев) Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. (В. Шефнер) Что объединяет эти предложения? Как вы поняли содержание предложений, их смысл? Выполните частичный синтаксический разбор. Подчеркните грамматические основы. Вывод: важно писательское слово. Содержание книги обязательно находит отклик в сердцах людей, читателей.

Упражнение 300 (устно). Проанализируйте отзывы о рассказах. Какой из отзывов представляется более убедительным?

Вопросы для обсуждения: -На какую книгу дается отзыв К.Г. Паустовского? - Какие сказки Х.Андерсена вы читали? - Найдите описание книги и её иллюстраций. - Какое впечатление произвела книга, где это передано? - Найдите строки, в которых передано впечатление от чтения книги, содержится её оценка. Чем покорили мальчика сказки?

Читайте также: