Силы в природе конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Иванова Надежда Мефодьевна

Населенный пункт: Чувашская Республика, Козловский район, с. Карамышево

Автор: Федотова Валентина Михайловна

Населенный пункт: Чувашская Республика, Козловский район, с. Карамышево

- обеспечить применение знаний и способов действий в различных практических ситуациях.

- начать осваивать способы решения проблемных и творческих задач;

- заложить основы формирования научного мировоззрения;

- вести предметный диалог, учиться вырабатывать умение классифицировать явления;

- освоить начальные формы познавательной рефлексии;

-развивать навыки контроля и самоконтроля;

- начать формирование интеллектуальной, исследовательской и информационной культуры;

- начать формирование личностно- смыслового отношения к предмету;

- учиться взаимодействовать с другими, правильно дискутировать, отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Технология: игровая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, исследовательская.

ХОД УРОКА

1.Организационный этап.

Добрый день, ребята! Если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте, сегоднейшее занятие проведем с улыбкой.

Обратите внимание, урок физики сегодня проходит в кабинете информатики вы, наверное догадались, что это неспроста. Действительно вместе с учителем информатики мы проведем урок физики с использованием современных IT-технологий.

Важно быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. Вместе с нами будут заниматься одноклассники находящиеся на дистанционном обучении.

Занятие будет проходить в приложении ZOOM.

2. Этап актуализации знаний и целеполагания

Попробуйте угадать, о чём пойдёт речь на уроке:

(учащиеся отгадывают, о какой физической величине идёт речь) (Сила)

Конечно, вы догадались о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей) . Но сил в природе немало.

Итак, тема урока : Силы в природе.

На столах лежит стопка книг, перевязанная ленточкой. Что ЭТО? (ответы детей)

- А наша сила в чем? (Ответ : в знаниях)

Так давайте поставим цели для себя на этот урок! (возможные ответы: повторить все силы; учится применять на практике; объяснять физические явления)

Вы молодцы, ребята! Именно эти цели мы и поставим на сегодняшний урок.

Откройте тетради и запишите число тему урока

- Наука – процесс творческий, а творчество – это азарт открытия.

Творить сидя за партой скучно, поэтому давайте устроим игру-соревнование, разделимся на три команды.

1. Мотивационный этап

Неожиданное и интересное можно найти даже в обыденном. А насколько наблюдательны и внимательны вы?

Задание 1

- Каждая из групп получает набор карточек с примерами физических явлений, необходимо расставить эти карточки в нужную колонку. (На доске макет таблицы, дети по очереди называют физическое явление и определяют вид силы. Выходят к доске и прикрепляют карточку в нужную колонку. (по 4 человека с команды)

Критерии оценивания: За каждую правильно поставленную карточку учащиеся ставят – 1 балл

  • Груз подвешен на резиновом шнуре
  • Футбольный мяч после удара
  • .формула
  • Возникает при деформации
  • Капли дождя падают на Землю
  • Яблоко, сорвавшееся с дерева
  • формула
  • сила притяжения Земли
  • Колесо катится по дороге
  • Торможение автомобиля
  • Формула
  • при движении одного тела по поверхности другого

Ребята и еще один дополнительный вопрос: как называется сила, с которой тело действует на опору или подвес? ( вес тела)

Этап обобщения и применения знаний.

- Прошу поднять руки тех, у кого есть с собой мобильные телефоны, смартфоны, айфоны, планшеты?

- Поднимите руки те, кому не нравится, что дети на уроки приносят мобильные устройства и пользуются ими?

- Поднимите руки, кто использует мобильные устройства в урочной и внеурочной деятельности?

- Поднимите руки те, кто знаком с QR- кодами?

- Что такое QR-код? QR-код – в переводе означает «быстрый отклик- это разновидность штрих кода. Изобрели его в 1994 году в Японии. Оттуда и началось его шествие по миру.( Видеофрагмент на 2 мин про QR-код)

Итак, на телефон вы должны были скачать сканер QR-код. На уроке мы с вами будем пользоваться вашими мобильными телефонами, смартфонами, айфонами. Сканируем QR-код.


Видим? Фильм про силу тяжести.

(каждый учащийся самостоятельно работает по тексту и исправляет ошибки).

Проверочный текст: Сила тяжести - это сила, с которой Земля отталкивает от себя тела. Она всегда направлена вертикально вверх. Сила тяжести зависит от объема тела или обратно пропорционально его массе. Земной шар немного сплюснут у полюсов. В связи с этим сила тяжести на полюсе немного меньше, чем на экваторе. Сила тяжести на вершине горы больше, чем у ее подножия.

А теперь проведем самопроверку.


Фрагмент фильма про Силу упругости

2. следующая сила- Сила упругости.

И что же интересного можно сказать об этой силе?

Сила упругости - это сила, возникающая в результате деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение. Деформация- это изменение формы или размеров тела под действием внешних сил. Существуют деформации растяжения, сжатия, изгиба, кручения. Также упругие и пластические деформации. Сила упругости, возникающая при деформации растяжения или сжатия, пропорциональна удлинению пружины. Это отражено в законе Гука- Закон Гука выполняется только для упругих деформаций. Сила упругости измеряется в Ньютонах. Если бы не существовало возможностей у тел восстанавливать свои размеры и форму, весь наш мир был бы деформирован и перекошен. Ни одного ровного фундамента здания, ни одного горизонтального потолка, ни одного ровного стола, который бы прогнулся и не восстановился даже от действия тонкой тетради или книги. (Слайд презентации)

Спасибо силе, восстанавливающей наш деформированный мир!

- А теперь выполним исследование. С этого момента каждая группа - это исследовательская команда, которой предстоит провести исследование важного вопроса. Сейчас, мы выполним виртуальную практическую работу.

Виртуальная лабораторная работа

На рабочих столах имеется файл. Открываем данный файл и выполняем работу.


Учитель физики

3. следующая сила- Сила трения

Сила трения- это сила, возникающая при взаимодействии поверхности одного тела с поверхностью другого, когда тела неподвижны или перемещаются друг относительно друга. Трение препятствует движению. Причина возникновения силы трения- межмолекулярное притяжение, действующее в месте контакта трущихся тел. Сила трения направлена противоположно движению тела, измеряется в Ньютонах. Рассчитать силу трения можно, если знать массу тела и коэффициент трения. Существует три вида трения: покоя, качения и скольжения. Трение покоя возникает, когда тело находится в покое и его трудно сдвинуть с места. Трение скольжения возникает, когда тело скользит по наклонной плоскости. Трение качения можно наблюдать, если перекатывать тело по бревнам.


Фрагмент фильма про Силу трения

Гимнастика для глаз.

Глазки видят все вокруг

Обведу я ими круг.

Глазком видеть все могу-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

А сейчас ребята мы с вами проверим наши знания и пройдем небольшой тест

Каждой из групп предлагается текст задач, которые должны решить сообща в течении определенного времени, пройдя по ссылке

Решение задач(на время 5-8 мин)

1. Какова масса книги, если на нее действует сила тяжести, равная 4,9 Н?

2. Вычислите вес спортивного ядра, масса которого 7 кг 260 г.

3. Сколько весит керосин массой 20 кг.?

4. Какую силу нужно приложить к пружине, жесткость которой 100 Н/м, чтобы растянуть её на 2 см?

5. Два мальчика перетягивают канат. Один тянет с силой 280 Н, а второй – с силой 320 Н. Чему равна, и в какую сторону направлена равнодействующая этих сил?

Подведение итогов урока.

Вот и все. Мы почти все знаем о силах. Почему почти? Потому что мир вокруг нас слишком велик и разнообразен, мы не сможем за один урок охватить все. Мы с вами лишь в начале пути.

Нам сегодня потребовалось и знание теории, и умение ее применить; мы нашли знакомые процессы и явления в самых разнообразных примерах.

Сегодня мы только начали изучать мир, многое еще поймем в дальнейшем. Главное - хотеть действовать, думать, строить гипотезы, их проверять.

Рефлексия.

Давайте оценим себя, свой вклад в работу группы, деятельность всей группы в целом. Изобразите на нем свое эмоциональное состояние по результатам урока. Оцените себя и свою группу по десятибалльной шкале.

1. Сила – термин, являющийся: а) кратким обозначением действия одного тела на другое; б) названием физической величины, характеризующей действие тел друг на друга (взаимодействие тел).

2. Признаки действия силы: меняется скорость и/или направление движения тела, меняются размеры и/или форма тела.

3. Динамометр – прибор для измерения сил. Единица силы в СИ – 1 Н (один ньютон).

4. На чертежах силу изображают в виде прямой стрелки, называемой вектором силы. Длина вектора символизирует числовое значение силы, а направление вектора указывает направление силы.

5. Если две силы: а) приложены к одному и тому же телу, б) направлены противоположно по одной прямой и в) имеют одинаковую величину, их называют уравновешенными силами.

сила

6. Если на тело действуют только уравновешенные силы, то оно либо покоится, либо движется прямолинейно и равномерно. И наоборот.

7. Силой упругости называют силу, которая возникает при изменении формы и/или размеров тела. Вектор силы упругости всегда противонаправлен вектору той силы, которая вызвала деформацию. Сила упругости обусловлена взаимодействием частиц, из которых состоит тело.

  • Силу, действующую на тело со стороны опоры, называютсилой нормальной реакции.
  • Закон Гука для силы упругости: Fупр = kx, где Fупр — модуль силы упругости, х — удлинение пружины.
  • Прибор для измерения силы называют динамометром.
  • Равнодействующей двух или нескольких сил называют силу, которая производит на тело такое же действие, как одновременное действие этих сил.

8. Силой трения называют силу, которая возникает при движении (или попытке вызвать движение) одного тела по поверхности другого. Она всегда направлена противоположно направлению скольжения (или направлению возможного скольжения) рассматриваемого тела.

  • Основная причина возникновения сил трения скольжения и покоя — зацепление неровностей на поверхностях соприкасающихся тел.
  • Модуль силы трения скольжения Fтр= μN, где N — модуль силы нормальной реакции,μ — коэффициент трения.
  • Сила трения покоя возникает, когда пытаются сдвинуть одно из соприкасающихся тел относительно другого. Эта сила препятствует движению тел друг относительно друга.
  • Сила трения покоя не превышает некоторой предельной величины, которую называют максимальной силой трения покоя. Обычно принимается, что максимальная сила трения покоя равна силе трения скольжения.
  • Сила трения качения обычно намного меньше силы трения скольжения — на этом основано использование колеса.

9. Силой тяжести называют силу, с которой тело притягивается к планете. Сила тяжести всегда направлена к центру масс этой планеты. Модуль силы тяжести Fт = gm, где m — масса тела, g = 9,8 Н/кг. Точку приложения силы тяжести называют центром тяжести тела.

10. Весом тела называют силу, с которой это тело действует на свою опору или подвес. Условие равенства веса силе тяжести: тело и его опора (или подвес) должны покоиться или двигаться вместе прямолинейно и равномерно, при этом не должна действовать архимедова сила.

  • Вес тела приложен к опоре или подвесу, а сила тяжести — к самому телу.
  • Состояние, при котором вес тела равен нулю, называют состоянием невесомости. В состоянии невесомости находятся тела, на которые действует только сила тяжести.

11. Механизмы – устройства для преобразования движения и сил. Простые механизмы – наклонная плоскость (и ее разновидности: клин и винт) и рычаг (и его разновидности: ворот и блоки).

Силы вокруг нас Силы тяжести
сила трения

Силы вокруг нас Сила упругости

силы вокруг нас

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения сил различной природы.Работа в группах.

Цель урока: повторение и углубление знаний, полученных при изучении

Задачи урока:

Предметные (учебные)

- обеспечить применение знаний и способов действий в различных практических ситуациях.

Метапредметные

- начать осваивать способы решения проблемных и творческих задач;

- заложить основы формирования научного мировоззрения;

- вести предметный диалог, учиться вырабатывать умение классифицировать явления, свойства и т.д.;

- освоить начальные формы познавательной рефлексии;

- развивать навыки контроля и самоконтроля;

- начать формирование интеллектуальной, исследовательской и информационной культуры;

- начать формирование личностно- смыслового отношения к предмету;

- учиться взаимодействовать с другими, правильно дискутировать, грамотно отстаивать свою точку зрения.

Форма работы: групповая

Организационный этап. Создание коллаборативной среды. (5 мин)

Но для того, чтобы обнаружить и описать даже такое небольшое число сил природы, потребовалась масса труда, наблюдательности и таланта многих ученых. Наука – процесс творческий, а творчество – это азарт открытия, вдохновение поиска и красота полученного результата.

- Творить сидя за партой скучно, поэтому разделимся на 4 команд и займем свои новые места.

Давайте вспомним правило работы в группах. Назовите состав группы?. Как мы будем оценивать группу?

Мотивационный этап.

-Неожиданное и интересное можно найти даже в обыденном.

– Многие помнят историю об Исааке Ньютоне и упавшем яблоке. Это яблоко стало знаменитым, так как с него началась история развития механики. (Слайд №2)

- Может быть это шутка, однако наблюдательность Ньютона, как отмечали его современники, позволяла ему видеть необычное и важное там, где другие проходили мимо.

- А насколько наблюдательны и внимательны вы?

- Каждой из групп предлагается текст, из которого вы должны определить, о какой силе идет речь. (Приложение, задание №1)

Откройте тетради и запишите тему урока.

Работа в группе для создания презентации. (15 мин).

1 группа – сила трения.

2 группа- сила всемирного тяготения.

3 группа – сила упругости.

4 группа –сила тяжести.

Защита презентаций. (5 мин)

Практическая работа в группах (10 мин)

- Вам предстоит быстро выполнить задание и записать результат в тетрадь..

Закрепление.(5 мин).

Это теоретические основы наших знаний. Но достаточно ли только знать теорию?

- Давайте расширим диапазон исследований и попробуем узнать действие этих сил в различных жизненных, практических ситуациях. В этом нам поможет сэр Исаак Ньютон и его знаменитые яблоки (Слайд №3; слайды № 9-17). Команды по очереди выбирают себе яблоко и отвечают на вопрос. (Приложение, задание №4)

- Почему мел оставляет след на классной доске?

Ответ: под действием силы давления мел крошится, а действие силы трения удерживает его на поверхности доски.

Ответ: о действии силы тяжести, которая направленна вертикально вниз к центру Земли.

- Почему шелковый шнурок развязывается быстрее хлопчатобумажного, шерстяного?

Ответ: Шелковый шнур имеет более гладкую поверхность, значит, возника­ет меньшая сила трения.

- Почему большинство спутников планет и астероиды не имеют атмосферы?

Ответ: сила тяжести на спутниках и астероидах слишком мала, чтобы удержать атмосферу

- Почему трудно удержать в руках только что пойманную рыбу?

Ответ: рыба, вытащенная из воды, мокрая, поэтому сила трения между руками и рыбой очень маленькая

- В кипящей пене валуны,

В кипящей пене валуны,

Волна, блистая, заходила-

Ее уж тянет, тянет сила

Всходящей за морем Луны.

Во тьме кокосовых лесов

Горят стволы, дробятся тени-

Луна глядит- и, в блеске, в пене,

Спешит волна на тайный зов.

И. А. Бунин. Отлив

Какова причина приливов и отливов? Ответ: притяжение Луны

- «С минуту он колебался, потом спрыгнул и встал на девственную почву Луны. Фигура его, преломленная краем стекла, показалась мне фантастической. С минуту он стоял, осматриваясь вокруг. Потом собрался с духом и вдруг прыгнул в воздух.

Г. Уэллс. Первые люди на Луне.

Ответ: На Луне сила тяжести почти в 6 раз меньше, чем на Земле, поэтому можно совершать такие гигантские прыжки.

- Убедились, что действия сил разнообразны? Но все равно, как бы не маскировались они, как бы не скрывались за разными ситуациями, пытливый и вооруженный знаниями ум разглядит их.

- Какие признаки сил позволили вам узнать их проявления?

Подведение итогов. (5 мин)

- Вот и все. Мы почти все знаем о силах. Почему почти? Потому что мир вокруг нас слишком велик и разнообразен, мы не сможем за один урок охватить все. Мы с вами лишь в начале пути.

- Итак, нам сегодня потребовалось и знание теории, и умение ее применить; мы нашли знакомые процессы и явления в самых разнообразных примерах.

Домашнее задание.

- Домашнее задание у вас тоже будет необычным. (Слайд 12).

2. Предложите опыт, доказывающий, что сила трения скольжения больше, чем сила трения качения.

- Давайте оценим себя, свой вклад в работу группы, деятельность всей группы в целом. (Слайд 13).

- Для этого у вас есть специальный листок. Изобразите на нем свое эмоциональное состояние по результатам урока.

- Насколько для каждого из вас был полезен и результативен урок? Оцените себя и свою группу по десятибалльной шкале.

Конспект урока

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Нас окружают самые разные явления: механические, тепловые, световые и электромагнитные. Что вызывает те или иные явления? Почему некоторые тела взаимодействуют одним способом, а другие – совершенно иным. На этом уроке мы познакомимся с фундаментальными типами взаимодействий, известных науке на сегодняшний день.

Читайте также: