Конспект занятия природа пустыни

Обновлено: 05.07.2024

Интегрированное занятия в детском саду. Старший дошкольный возраст

Цель занятия: знакомство с обитателями пустыни и характерными для них чертами приспособленности к обитанию в безводной местности.

Оборудование и материалы: персонаж — обезьянка Дуду, карточки с изображениями обитателей пустыни (верблюд, ящерица, верблюжья колючка), цветные карандаши.

Цели: актуализация знаний детей о назначении и возможности использования в различных условиях предметов быта; развитие речи.

В гости к детям приходит Дуду.

Дуду. Я собираюсь ехать домой. Моя дорога пролегает через пустыню, и я хочу познакомить вас с ее обитателями. Я отправляюсь в путешествие на трех кораблях и приглашаю вас присоединиться.

Пустыня — это желтое и голубое. Желтое — пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и еще дальше — за горизонтом. Голубое — небо. Оно в пустыне такое же неоглядное, как и пески. Днем в пустыне жарко, как. (в печке), а ночью — холодно, как. (в холодильнике).

Горы золотистых песков — барханы. Барханы — похожи на морские. (волны). Белые болота, засыпанные солью, — солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев — саксаульники. Такыры — глинистые лысины, гладкие и крепкие, как. (асфальт).

Ручьи и озера там без воды — летом вода пересыхает. Деревья без тени — на них нет листьев. Ветры не освежают — они горячие, как. (огонь). Дожди высыхают, не успев долететь до земли. Даже хорошей погодой в пустыне называют не сухую и солнечную, какая бывает у нас летом, а пасмурную и сырую, как погода. (осенью)! Только весной да осенью можно увидеть в пустыне зеленую травку. Кусты похожи на мотки колючей проволоки. Пусто в пустыне.

Покажем детям, как верблюд движется среди барханов — как корабль по волнам. Обратим их внимание на спрятавшихся среди барханов обитателей пустыни: змею, тушканчика, ящерицу, белку, суслика, кактус, верблюжью колючку, перекати-поле.

Часть II. Золотые капли

Цели: знакомство с обитателями пустыни; формирование умения формулировать вопросы; развитие ловкости и координации движений.

Дуду. В пустыне жарко. Солнце так и печет. А вокруг ни ручейка, ни даже лужицы. Верблюд, где ты берешь воду?

Верблюд. У меня она всегда с собой — в моих горбах. Отправляясь в дорогу, я хорошенько попил и теперь две недели могу обходиться без воды. А вообще мне достаточно той воды, что есть в верблюжьей колючке.

Дуду. Верблюжья колючка, а откуда ты воду берешь?

Верблюжья колючка. У меня очень длинные корни. Они уходят глубоко под песок, под землю и дотягиваются до подземных вод.

Дуду. Здорово! А ты, ящерица, как воду добываешь?

Ящерица. Я тоже воду из еды получаю и экономлю ее, зря не расходую, каждую капельку подбираю. Ведь вода у нас в пустыне ценнее золота!

Дуду. Мы тоже хотим научиться воду экономить, правда, ребята?

Обсудим с детьми, как можно экономить воду и почему нужно бережно к ней относиться.

Вся принесенная игроками вода сливается в банку или другие емкости. Победит команда, сумевшая набрать больше воды.

Дуду приглашает всех занять место на корабле, который отвезет ее домой. Вместе с детьми она прощается с обитателями пустыни.

Дуду. Вот я и дома! До свидания, ребята! Вас ждет еще один корабль — воздушный. Летите домой! До встречи!

Последующая работа

Здесь песок один повсюду,

Дождик здесь подобен чуду.

Прямо с самого утра

Здесь ужасная жара.

И воды мы не найдем

Здесь, ребята, днем с огнем. (Пустыня)

От восхода до заката

В небе — яркая заплата.

Все мечтают об одном:

Чтоб заплата оторвалась,

А под нею оказалась

Туча с проливным дождем! (Солнце.)

Кто в составе каравана,

Выгнув шею гордо,

Вдаль идет через барханы,

Важный и двугорбый? (Верблюд.)

По пустыне гонит ветер

Горы желтого песка.

Как зовутся горы эти,

Вы подумайте пока. (Барханы.)

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать —

Строить, сыпать и играть. (Песок.)

Да за хвост не поднять! (Ящерица.)

Лента пестрая ползет.

Яд в ее зубах таится.

Убегай и зверь, и птица! (Змея.)

От своей я норки старой

Далеко не ухожу.

Ног имею я две пары,

Но на двух ногах хожу. (Тушканчик.)

Если видишь ты в пустыне

Ручеек, деревья, дыни —

Помни сам, друзьям скажи:

Это только. (миражи).

Чистая — везде ценна,

А в пустыне знойной

На вес золота она.

Ты об этом помни! (Вода.)

В жарком лете я стою,

Шапкой зиму достаю! (Гора.)

Столб, наполненный водой,

Ах, колючий он какой! (Кактус.)

Жаркий день, а вот она

Так в пустыне холодна!

Как от нее укрыться?

В сухой песок зарыться! (Ночь.)

Сухие на диво, колючие ветки,

В пустыне они на барханах растут.

Их любят верблюды и даже их детки,

Они эти ветки охотно жуют. (Верблюжья колючка.)

Интересное явление, которое можно наблюдать в пустыне, — миражи. Можно не только рассказать детям о необычных картинах, которые путники иногда видят в небе над пустыней и среди песков, но и предложить их вниманию увлекательные задания по данной теме.

Наглядные (рассматривание карты мира, просмотр слайдов).

Словесные (беседа о пустыне, о предстоящем путешествии, отгадывание загадок, чтение стихотворения, беседа по слайдам, рассматривание, обсуждение, пояснение).

Практические (игровая ситуация, опытно - экспериментальная деятельность, физкультминутка, лепка кактуса).

Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?

Воспитатель: Мы отправимся с вами в пустыню, а вы знаете, что такое пустыня?

Веселые стихи про пустыню Сахару

Воспитатель: правильно. Пустыня — это большое жёлтое пространство на земле. (Предлагаю детям рассмотреть карту мира – пустыню).

Воспитатель: Молодцы, правильно. В пустыне повсюду лежит песок, он везде: слева, справа, внизу. В пустыне очень жарко. Там редко идут дожди. А если и идут, вода быстро просачивается сквозь песок. Ребята, а как вы думаете, можно ли прожить без воды? (человеку, животным, растениям).

Воспитатель: Вот поэтому в пустыне очень мало животных и растений. Там пусто. Но всё-таки растения и животные встречаются в пустыне. Они приспособились к такой жизни. А какие животные и растения встречаются в пустыне, мы узнаем, когда отправимся в путешествие.

Воспитатель: Ребята, а на чём мы поедем в пустыню?

Дети: На самолёте, на машине, на поезде, на автобусе.

Воспитатель: Правильно, на всех этих видах транспорта можно попасть в пустыню. А мы с вами поедем на поезде. Можно увидать много интересного и познавательного.

Но для этого нужно приобрести билеты на поезд. Я вам раздам билеты с улыбками, у каждого своя улыбка. Так вы найдёте свои места (раздаю билеты, надеваю шапочку машиниста поезда). Ребята, занимайте места со своей улыбкой.

Все готовы? Отправляемся в путь!

Смотрите по сторонам, как бы нам не проглядеть, смотрите внимательно!

Посмотрите, что-то уже совсем близко и всё желтое, наверное мы уже подъезжаем!

Воспитатель: Вот мы и приехали! (сидим на стульчиках, развернувшись к проекту). Загадываю загадку о пустыне.

Вот песчаный океан,

Раз бархан и два бархан.

Тут без дождика тоска,

Всюду горы из песка. (Пустыня)

Воспитатель: Чувствуете песок, он везде! Ребята, посмотрите вот и первые обитатели пустыни. Загадываю загадку про верблюда.

Жизнь в песках полна борьбы,

Этот зверь несет горбы,

В них - запасы влаги.

Он вчера зашел в аул,

Съел на завтрак саксаул. (Верблюд)

Воспитатель: Да, это верблюды, чтобы они не потерялись в пустыни, они передвигаются дружным рядом.

Воспитатель: Кто знает, как называется дружный ряд из верблюдов?

Воспитатель: Правильно, караван.

На экране изображение одного верблюда. Слайд 3

Воспитатель: Ребятки, а вы не знаете, что это такое, необычное на спине у верблюда?

Воспитатель: На спине у каждого верблюда есть жировые отложения — горбы, благодаря которым он может прожить без пищи и воды много дней. Питаются верблюды сухими кустарниками и верблюжьими колючками.

Опыт: легко ли верблюду шагать по пустыне.

  • Возьмите палочку и её острым концом пошагайте по песку. Что происходит?
  • А теперь переверните её другим концом и походите по песку. Полочка проваливается в песок? Почему нет? Какой можно сделать вывод?

Вывод: у верблюда широкая перепончатая нога, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне.

Интересно, а как верблюдам удается так долго обходиться без воды? А в этом на поможет еще один опыт.

  • Предложить детям подышать на зеркальце. (Зеркальце затуманилось).
  • Воздух, выдыхаемый человеком, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Носовой проход у человека короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он теряет меньше воды через дыхание.

Воспитатель: Посмотрите! Это верблюжья колючка. Как вы думаете, почему она так называется?

Воспитатель: Оно колючее и его действительно едят верблюды. У кактуса толстый стебель, есть листочки, которые изменились и превратились в колючку.

По пустыне мы гуляли.

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели.

И нас всех лучи согрели.

Загадывание загадки про кактус.

Как живые бочки.

Из пустыни мы попали

К вам домой в горшочки.

Воду копим мы внутри.

Все в иголках, посмотри. (Кактусы)

На экране изображение кактуса. Слайд 5

Беседа о кактусах

Воспитатель: Ой, а кто это такой?

Воспитатель: И правда, тельце как у мышки, а ушки как у зайца, а хвост как у льва.

Маленький юркий зверёк, живущий в песчаных равнинах, с длинным хвостом и длинными лапками. Передвигается тушканчик прыжками, отталкиваясь от земли задними лапками. Это ночные животные. Днем они в норке, вырытой в песке, а вечером выходит на поверхность, чтобы пополнить свои продовольственные запасы. Тушканчик питается семенами и насекомыми, которых они добывают, разрывая песок длинными и тонкими ногтями своих передних лапок.

Воспитатель: Это же песчаная буря. Мы с вами вместе закружились. Песок попадает в глаза, в нос, в рот. Давайте присядем и укроем себя своими руками, закроем глаза, рот.

Воспитатель: Вроде стихла, можно выпрямиться, встать и ничего не бояться. Давайте отряхнём с нашей одежды песок, с наших ручек и легко попрыгаем, а теперь сядем на стульчики и отряхнём песок с наших ножек.

  • Разделитесь на пары: мальчик – девочка. (Подходят к столам). Сначала один будет дуть в трубочку, а второй наблюдать, что происходит в стаканчике, потом поменяетесь.
  • Что вы узнали? Что вы для этого делали? Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: Сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури.

Я предлагаю проверить, что происходит с водой в пустыне. (Подходят к столам).

  • Возьмите каждый стакан с водой и вылейте её в стакан с песком.
  • Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей).

Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.

Как бы опять не началась буря, давайте мы скорее отправимся в детский сад.

Воспитатель: Вот мы и приехали в детский сад.

Смотрите, а здесь макет (заранее приготовленный и спрятанный за ширмой, подходим к макету) Скажите, а вам он напоминает что-нибудь?

Дети: Нашу поездку, пустыню.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, здесь животные, которых мы видели вовремя путешествия, ещё, что здесь есть?

Воспитатель: Правильно, финиковая пальма — вечнозелёное растение. Она растёт там, где есть вода, где живут люди. На ней растут финики, которые едят люди. Они очень вкусные.

А чего же здесь не хватает?

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе давайте вспомним, что есть у кактуса. Посмотрите, у меня на столе стоят кактусы, посмотрите на них внимательно.

Есть корень, его не видно.

Это стебель, он толстый.

Иголочки — это листочки, которые изменились.

Делим пластилин на столько частей, сколько у нас будет стеблей, делаем круг, а потом цилиндр. Способом прищипывания делаем рёбрышки.

— Задумываем кактус и лепим его по памяти с натуры

— лепим красивый цветок и прикрепляем к кактусу

(ставим кактусы на макет)

Воспитатель: Здорово! Ребята, посмотрите, что же находится на пальме?

Воспитатель: за ваш труд я хочу угостить вас финиками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать себя и свои права, он научится уважать дру.

Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег.


План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".

Как сделать объемную аппликацию.


Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе.

конспект занятия в старшей группе "Животные пустыни"

конспект занятия в старшей группе "Животные пустыни".


конспект занятия по исследовательской деятельности "Тайна пустыни" старшая группа

Конспект занятия для с старшей группы с элементами исследования, свойствами песка. Путешествие по пустыне, знакомство с жителями пустыни.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: 1. Создать условия для формирования знаний учащихся об особенностях природы пустынь, животном и растительном мире. Формировать умение определять природную зону по основным признакам.

2. Развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы, работать с дополнительной литературой

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Организационный момент.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Наблюдение за погодой (иллюстрированный прогноз погоды).

- Как обычно на уроке, мы должны сделать прогноз погоды на сегодня.

(На доске даны географические изображения природы и погодных явлений. Два человека выходят к доске и выбирают условные знаки, соответствующие состоянию погоды на данное время. Делают выводы.)

Актуализация опорных знаний.

- Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, с какими природными зонами познакомились на прошлых уроках.

- О какой зоне идет речь?

1) Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. (Степь)

2) Это – зона островов, лежащих около Северного полюса. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Здесь долгая, холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники. (Зона Арктических пустынь)

3) Эта зона находится южнее тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Здесь ярко выражены все четыре времени года. Разнообразен и животный мир этой зоны: здесь можно встретить как крупных, так и мелких животных, насекомых. (Лесная зона)

4) Это – безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами свыше 50ºС. Длится 8 – 9 месяцев. Снега немного, поэтому земля промерзает на большую глубину. (Тундра)

1) Климат.

Крайний север Лето короткое, холодное; зима длинная, очень холодная. Полгода полярный день, полгода полярная

Тундра Лето теплое; зима короче, чем в тундре и мягче.

Степь Короткое, прохладное лето, многолетняя мерзлота.

Длинная морозная зима, глубокие снега зимой и

Лесная зона Короткая, холодная зима. Лето жаркое, продолжительное. Дождей мало

2) Растения.

Крайний север Ель, сосна, кедр, липа, береза, дуб, черника, брусника.

Тундра Полынь, типчак, ковыль, тюльпан, ирис.

Степь Мхи, лишайники.

Лесная зона Карликовая береза, полярная ива, морошка, голубика.

3) Животные.

Крайний север Лисица, белка, медведь, дятел, ворона.

Тундра Сурок, хомяк, дрофа, сайгак.

Степь Морж, тюлень, касатка, кит, кайра, гагарка.

Лесная зона Северный олень, лемминг, куропатка, песец.

4)Экология.

Крайний север Распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

Тундра Вырубка деревьев, браконьерство, загрязнение бытовым мусором.

Степь Незаконная охота, вытаптывание пастбищ, загрязнение местности нефтью.

Лесная зона Незаконное рыболовство, загрязнение воды вредными веществами.

- Сегодня мы работаем по научным группам, которые изучают природные зоны.

Это группа географов, ботаников, зоологов, экологов.

- Давайте вспомним, что изучают эти ученые?

(Географы – географическое положение и климатические условия, ботаники – растительный мир, зоологи – животный мир, экологи – экологические проблемы).

- О какой природной зоне идет речь?

Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь – полей раздолье.

Южнее полосы лесов

Лежит ковер из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь,

А зовется это …(степь).

- Итак, что это за зона?

- Работаем сегодня, как обычно, по плану характеристики природных зон.

- Сейчас каждая группа определит, кто они и чем будут заниматься.

(1 человек из группы вытягивает конверт с названием группы и памятку.)

- Определились. Сейчас проверим, как каждая из групп знает природную зону – степь.

Географы (2 человека от группы: 1 – показывает на карте природную зону и рассказывает о ее расположении, 2 – рассказывает о климате этой полосы)

Ботаники (о растительном мире степной полосы)

Зоологи (о животных птицах зоны степей)

Экологи (об экологических проблемах и занятиях населения).

Постановка темы и задач урока.

- Как вы думаете, о какой природной зоне идет речь?

Солнечный, жаркий

Желтый поток

Льется здесь

На желтый песок.

В воздухе желтом

И плотном, как мед,

Желтая птица неслышно плывет.

- Конечно же – это пустыня.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с этой природной зоной, ее расположением на карте, климатом, животным и растительным миром, экологическими проблемами.

К концу урока вы должны будете:

знать особенности природы и экологические проблемы новой природной зоны;

уметь определять по основным признакам природную зону.

Формирование новых знаний и умений.

1) - Предположите, каким цветом может быть показана пустыня на карте природных зон и почему? (Цвет песка, так как вся поверхность пустынь покрыта песками.)

- Посмотрите на расположение пустынь на карте и тупым кончиком карандаша обведите их границы.

- Предлагаю немного отдохнуть.

(закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)

И вдруг проснулся,

(поморгать глазками)

Больше спать не захотел,

(руки вверх – вдох, посмотреть на руки)

(руки в стороны - выдох)

Взвился вверх и полетел.

(потрясти кистям, посмотреть вправо - влево).

- Пора включаться в работу нашим географам, ботаникам, зоологам и экологам.

2) Исследовательская работа.

Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

Учитель подходит к каждой группе, помогает, если требуется помощь).

1.Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта.

2.В каком тепловом поясе расположена?

3.Поверхность земли в пустыне.

4.Климатические условия.

1.Общая особенность растений.

2.Названия растений.

3.Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).

4.Значение в природе.

1.Названия животных.

2.Приспособленность животных пустыни к природным условиям (размер, окраска, образ жизни, питание).

3.Значение в природе.

1.Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

2.Охрана редких растений и животных.

3.Заповедники.

Выступления групп.

(Во время выступлений учащихся учитель на доске постепенно вывешивает краткую характеристику зоны пустынь и дополняет ответы учащихся, если нужно).

- Слово предоставляется географам.

Рассказ географов.

Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там жарко. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка – барханами, которые постоянно передвигаются. Лето жаркое: поверхность земли нагревается днем до + 70º , а в тени выше 40º С. А ночью прохладно, так как песок и глина быстро остывают. Осадков выпадает мало, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето здесь длится 5 месяцев. Зима суровая: температура опускается до - 12 ºС и длится 2 – 3 месяца.

- Спасибо географы. А сейчас слово предоставим нашим ботаникам.

Рассказ ботаников.

Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни – верблюжья колючка (рисунок и гербарий). У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка – растение невысокое. Джузгун – это небольшой кустарник (рисунок). Его листья – зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья (рисунок и гербарий). В пустыне также встречаются и деревья, например саксаул (рисунок). Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга из-за недостатка влаги.

- А вот как пустыня выглядит весной (показ картины). В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами.

- А сейчас слово предоставляется зоологам.

Рассказ зоологов.

Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадет жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка (рисунки). Все они быстро передвигаются. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши (рисунок). Они им нужны, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (рисунки). Они роют норы и быстро передвигаются. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды (рисунки). Сайгаки живут стадами (так легче выжить) и умеют быстро бегать. Верблюд – король пустынь. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не проваливаясь и не обжигаясь. Верблюд поедает колючки без вреда для здоровья, так как его губы, язык и небо покрыты толстой кожей. В горбах находится запас жира. Верблюд может находиться без воды 3 – 4 дня, но добравшись до водопоя, выпивает сразу 6 – 8 ведер воды.

- В пустыне почти нет птиц. Это потому, что птицы плохо переносят жажду.

Рассказ экологов.

V . Закрепление изученного материала.

- Вот мы и познакомились с новой природной зоной – зоной пустынь. На доске записана характеристика этой зоны. Найдите ошибки и исправьте их.

1) Расположение На северо-западе страны.

2) Климат Лето жаркое, ночью + 70ºС.

Часто выпадают осадки.

3) Растения Ковыль, дуб, верблюжья колючка, осина, джузгун.

4) Животные Сайгак, медведь, тюлень, тушканчик, верблюд, белка,

Песчаный удавчик, лисичка-корсак.

5) Экологические Распашка земель, неумеренное орошение, вырубка леса,

проблемы выпас скота, браконьерство.

- Итак, с помощью научных групп мы провели исследование новой природной зоны – зоны пустынь.

VI . Итог урока.

- Сейчас я прочитаю вам описание пустыни, которое принадлежит известному русскому исследователю П.К.Козлову, а вы внимательно его прослушайте и постарайтесь прочувствовать настроение, которое хочет передать автор. У вас на столах есть карандаши и альбомные листы. На них вы должны нарисовать то, что вам представится во время моего чтения.

Описание пустыни.

(Учитель читает, ученики рисуют. Затем оформляется выставка рисунков и заслушиваются комментарии детей.)

- Вот мы и совершили мысленное путешествие в еще одну природную зону – пустыню.

VII . Домашнее задание.

- Подготовить рассказ – отчет о работе исследовательских групп в пустыне.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- способствовать формированию приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

Метапредметные:

- способствовать умению строить логические рассуждения, умозаключения;

- способствовать умению оценивать правильность выполнения учебной задачи.

- формировать коммуникативные способности детей, самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность других детей.

Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Оборудование: проектор, компьютер

Раздаточный материал:

Цель: мотивировать детей на включение в деятельность

Задачи: создать психологический настрой и активировать внимание.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Дети встают в круг.

на оленьей упряжке

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем путешествовать по нашей планете Земля.

- Давайте с вами вспомним, где мы уже побывали?

- На чем можно путешествовать по тундре?

- А как добраться до Антарктиды?

- Молодцы! А чтобы узнать на каком транспорте мы сегодня будем путешествовать, нужно отгадать загадку:

Живёт он долго без воды,
А ещё дольше - без еды.
В еде, вообще, неприхотлив,
Ему не нужно сладких слив.
Колючка – лучшее из блюд. Зовут животное …

- Правильно, это верблюд. Как вы думаете, где можно путешествовать на верблюде?

- Есть глиняные, каменистые пустыни, также есть снежные пустыни, которые находятся в Арктике и Антарктиде. Но самые знаменитые – это песчаные пустыни, именно там и живут верблюды. Сегодня мы отправимся в пустыню.

Обращаю внимание детей на экран.

Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Дети садятся за столы. Выполняют задание.

В пустыне жарко

Это растение едят верблюды

Дети выполняют физкульт минутку.

После окончания физкульт минутки присаживаются на свои места.

Сравнивают свои карточки с изображение на слайде

- Ребята, посмотрите, на ваших столах лежат карты-лабиринты, которые помогут добраться до пустыни. Нужно начать движение сверху от красной стрелки пройти лабиринт выход внизу карты, тоже обозначен красной стрелкой.

- Молодцы, а теперь давайте посмотрим на экран, проверим правильно ли вы выполнили задание.

- Все справились с заданием. Молодцы!

- Вот мы и очутились в пустыне.

- Куда ни глянь в пустыне - песок, безоблачное небо и жаркое, палящее солнце, а дожди идут редко, поэтому песок очень сухой и сыпучий. Днем в пустыне, песок раскаляется так, что можно обжечь ноги, на раскаленных камнях можно поджарить яичницу.

- В пустыне редко бывают дожди, и если подует ветер, песчинки быстро передвигаются и образуют песчаные холмы, которые называются барханы.

- Ребята, но ведь в пустыне не только песок, там есть и растительность.

- Растительность в пустыне очень бедная, здесь нет высокой сочной травы, как в зоне лесов.

- Почему, как вы думаете?

- Правильно, в пустыне растениям приходится приспосабливаться к жаре и засухе.

- А теперь давайте посмотрим, какие же растения есть в пустыне.

- Мы видим необычное для нас растение с листочками в виде колючек. Это верблюжья колючка.

- Как вы думаете, почему это растение так назвали?

- У верблюжьей колючки длинный корень, почти 20 метров, с его помощью растение питает себя водой.

Следовательно, в пустыне вода находится далеко от поверхности. Если вода далеко, то нужно за ней тянуться. Так и растение тянется за водой.

- А это растение кактус. У него толстый сочный стебель, покрытым колючками. Как мы уже сказали, воды в пустыне очень мало, поэтому стебель должен не только доставлять воду к листьям, но и хранить ее.

- Посмотрите, какое необычное дерево растет в пустыне. Оно называется саксаул – это дерево пустыни. Оно приспособилось к условиям пустыни, хорошо переносит засуху, потому что у него нет листьев и поэтому испаряет мало влаги. Его кора похожа на чешую.

- Молодцы, вы с легкостью справились со всеми заданиями!

Вот такие необычные растения мы с вами увидели. А теперь узнаем, какие животные живут в пустыне.

- Путешествовать по пустыне очень непросто. Ноги утопают в песке, дует горячий ветер. В этой трудной ситуации нам сможет помочь одно животное и это верблюд. А как вы думаете, зачем верблюду горбы?

- В горбах он накапливает жир. Когда верблюд остается без пищи и воды и не может ее нигде найти, то он начинает расходовать жир из горба. Чем выше горб верблюда, тем дольше он обходится без пищи и воды. В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут и будут болтаться.

- Верблюда называют кораблем пустыни. Как вы думаете, почему?

- Только верблюд может свободно передвигаться в пустыне, как корабль в море. На его ногах есть круглые подушечки, позволяющие ему передвигаться по горячему песку, не обжигая ног и не проваливаясь. Верблюд очень сильное животное, может переносить тяжести. Может подолгу обходиться без пищи и воды. Именно поэтому верблюдов использовали для перевозки грузов по пустыне. Обойтись без верблюда в пустыне невозможно. Для жителей пустынь – это домашнее животное.

Ребята, а еще живут животные в пустыне, кроме верблюдов?

Посмотрите на этого зверька. Он похож на маленького кенгуру – это тушканчик.

- Какого цвета тушканчик? Почему? (Это маскировка под цвет песка.)

- Тушканчика очень трудно заметить на жёлтом песке.

- Эти грызуны являются всеядными животными. Интересен тот факт, что тушканчик совсем не пьет воду. Ему достаточно соков тех растений, которые он употребляет в пищу. Ночью бодрствуют, а днем отдыхают в норках.

- Кого вы видите на картине?

- Она умеет мгновенно зарываться в песок в случае опасности.

- А вот змея - песчаный удавчик. Они очень быстро передвигаются по пустыне. Эти животные при отсутствии пищи и воды впадают в спячку.

- Вот на нашем пути показался самый настоящий рай в пустыне. Что это? Богатая растительность, богатый животный мир. Даже слышно журчание воды. Это оазис - расположенный около воды островок растительности в пустыне. Вот здесь мы с вами отдохнем.

Вы наверное устали? Да!

И поэтому все встали. Дружно вытянули шеи

И как змеи зашипели. Пошипели, помолчали.

Как тушканчик поскакали. Поскакали, поскакали

За барханом все пропали.

Читайте также: