Функции в языках объектно ориентированного и процедурного программирования 9 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Подведение итогов 40-45

Подготовка учащихся к уроку, проверка присутствующих на уроке

Объяснение темы, цели, плана проведения занятий

Формирование новых понятий, сравнительная характеристика

Здравствуйте меня зовут Степан Александрович, сегодня я проведу у вас урок.

Существует большое количество алгоритмов, в которых команды должны быть выполнены последовательно одна за другой. Такие последовательности команд будем называть сериями, а алгоритмы, состоящие из таких серий, линейными.

Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой, называется линейным алгоритмом.

Для того чтобы сделать алгоритм более наглядным, часто используют блок-схемы.

1. Как выполняются команды в линейном алгоритме?

В условии два числа, две строки, две переменных, два арифметических или строковых выражения сравниваются между собой с использованием операций сравнения (>, =, 5 > 3, "А" = "В" и т. д.

В операторе условного перехода после первого ключевого слова If должно быть размещено условие. Второе ключевое слово Then размещается на той же строке. Во второй строке размещается последовательность команд (Серия 1), которая должна выполняться, если условие истинно. На третьей строке размещается ключевое слово Else. На четвертой строке размещается последовательность команд (Серия 2), которая должна выполняться, если условие ложно. На пятой строке размещается конец инструкции ветвления End If.

В случае отсутствия серии команд, которую необходимо

Циклические алгоритмические структуры бывают двух типов:

• цикл со счетчиком, в котором тело цикла выполняется определенное количество раз;

• цикл по условию, в котором тело цикла выполняется, пока истинно условие.

Синтаксис оператора For. . .Next следующий: строка, начинающаяся с ключевого слова For, является заголовком цикла, а строка с ключевым словом Next — концом цикла, между ними располагаются операторы, являющиеся телом цикла.


Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

для обучающихся 9 класса

Учитель математики и информатики

Цветкова Людмила Викторовна

1.Аннотация 3 стр

2.Цели и задачи урока 4 стр

3. Структура урока 5 стр

3. Ход урока 6 стр

4. Приложение 1 10 стр

5. Литература 12 стр

В современных условия высоких технологий и всеобщей информатизации к уроку информатики предъявляют повышенные требования. Очень важно организовать учебный процесс таким образом, что ученики могли проявить в полной мере свои творческие способности при использование современных технических средств.

Данный урок преследует своей целью познакомить с разнообразными типами функций, выработать у учащихся навык написания простейших программ на языке Basic в одной из самых доступных, в техническом смысле, интегрированной среде программирования OpenOffice . org Basic .

Работа с строковыми функциями помогает возбудить интерес у обучающихся к программированию, показать разнообразные возможности программируемой среды. Решение нестандартной задачи с использованием программирования позволяет значительно повысить самооценку обучающихся и поддержать творческий подход к решению поставленных задач.

Образовательная: создание условий для формирования представлений о типах функций, используемых в объектно-ориентированном программировании, в частности, в интегрированной среде программирования OpenOffice . org Basic .

Развивающая: создание условий для развития аналитического мышления.

Воспитательная: создание условий для воспитания взаимного уважения друг к другу, поддержания интереса к предмету .

Познакомить с основными типами функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования, научить применять функции для достижения конкретного результата. Продолжить формировать умения по созданию простейших программ в интегрированной среде программирования OpenOffice . org Basic .

Развивать самостоятельность школьников, используя проблемную ситуацию на уроке.

Содействовать воспитанию взаимного уважения друг к другу, умения работать в паре.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютеры, доска.

Структура урока:

1. Организационно-мотивационный этап 1 мин

2. Актуализация субъектного опыта или опорных знаний 2мин

3. Этап изучения новых знаний и способов действий 15 мин 4. Этап повторения новых знаний и способов действий 1мин

5. Динамическая пауза 2 ми

6. Этап закрепления новых знаний и способов действий 15 мин

7.Этап информации о домашнем задании 2 мин

8.Этап подведения итогов занятия 2 мин

Этапы урока

Содержание деятельности

Методические рекомендации

Добрый день! Я желаю вам удачного дня! Сегодня мы с вами продолжим осваивать основные принципы программирования

-Посмотрите, пожалуйста, на доску. Каким бы вы словом объединили те действия, которые там записаны?

Как правильный вариант, может быть, что там записаны какие-то действия или функции. Мы там видим запись линейной функции.

-Сегодня мы с вами рассмотрим понятие функции в условиях объектно-процедурного программирования, а также научимся использовать функции в программах.

Давайте запишем тему урока.

Актуализация субъектного опыта или опорных знаний

-Давайте вспомним, какие типы переменных могут быть использованы при написании алгоритмов ?

-Литерные, вещественные, целые, натуральные, логические.

-А какие типы переменных мы объявляем при написании программ на языке OpenOffice . org Basic

- Integer (целые числа)

- Single (переменные с плавающей запятой)

- String (строковые переменные)

- Boolean (логические переменные)

Давайте запишем эти типы переменных. Именно эти типы мы будем использовать чаще всего.

Ученики отвечают на вопросы и записывают в тетрадях перечисляемые типы переменных, используя оператор Dim , с пояснениями.

Этап изучения новых знаний и способов действий.

-Переменные используются нами при задании различных функций. Впервые вы столкнулись с понятием функции в курсе алгебры.

Функция- это зависимость одной переменной величины от другой.

Функция- это определенное действие над переменной

Понятие функции в языках программирования близко математическому определению. Но стоит запомнить, что в программировании говорят, что функция возвращает свое значение, если заданы значения ее аргументов.

Функции могут быть различных типов: математические, строковые, ввода и вывода, и даты и времени.

Математические функции в языке OpenOffice . org Basic

реализуются с помощью числовых функций Sin (), Cos (), Sqr () и т.п

В строковых функциях строками являются либо аргументы, либо возвращаемые значения функции.

Для ввода данных используют функцию InputBox ()

Для вывода MsgBox (), Print

В языке OpenOffice . org Basic существуют функции даты и времени Today и TimeOfday . Откройте учебники на стр.127 и запишите, что выполняют эти две функции.

Итак, что же дает нам функция Today возвращает значение текущей даты , а функция TimeOfday возвращает значение текущего времени

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 9a открытый.pptx

«Большинство хо.

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Большинство хо.

Тема урока: Функции в языках объектно-ориентиров.

Тема урока: Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования
2

Понятие функции в языках программирования близко к понятию функци.

Понятие функции в языках программирования близко к понятию функции в математике. Функция может иметь один или более аргументов. Для каждого набора значений аргументов можно определить значение функции. В программировании говорят, что функция возвращает свое значение, если заданы значения ее аргументов. Функции обычно входят в состав выражений, значения которых присваиваются переменным.

Функции могут быть различных типов:математические, строковые, ввода и вывод.

Функции могут быть различных типов:
математические,
строковые,
ввода и вывода,
даты и времени и др.
Тип функции определяется возможными значениями аргументов и значением функции. В математических функциях значениями как аргументов, так и функций являются числа
4

Функции в языках объектно – ориентированного программированияМатематические ф.

Функции в языках объектно – ориентированного программирования
Математические функции в Visual Basic реализуются с помощью методов:
Синус - Math.Sin();
Косинус – Math.Cos();
Квадратный корень – Math.Sqrt()

2. Строковые функции в Visual Basic оперируют данными в кодировке Unicode: Фу.

2. Строковые функции в Visual Basic оперируют данными в кодировке Unicode:
Функция вырезания левой подстроки: Left (строка, длина).
Например, Left (“килобайт”, 4)=“кило”.
Функция вырезания правой подстроки: Right (строка, длина).
Например, Right (“килобайт”, 4)=“байт”.
Функция вырезания произвольной подстроки: Mid (строка, позиция, длина).
Например, Mid (“информатика”, 3,5)=“форма”
Функция определения длины строки: Len (строка).
Функция Asc(строка). Например, Asc(“и”)=“232”.
Функция Chr (число). Например, Chr(“255”)=“я”.
6

3. Функции ввода/вывода данных в Visual Basic: Функция ввода InputBox () А.

4. Функции даты и времени. Функция Today возвращает значение.

Проект (Project) Результатом процессов программирования и конструирования явл.

Проект (Project)
Результатом процессов программирования и конструирования является проект, который объединяет в себе программный код и графический интерфейс. Система объектно – ориентированного программирования Visual Basic содержит и интерпретатор, и компилятор, поэтому проекты могут выполняться в самой системе, а также могут быть преобразованы в приложения, которые выполняются в операционной системе
9

Графический интерфейс Visual Basic 6.010Основой для создания графического инт.

Графический интерфейс Visual Basic 6.0
10
Основой для создания графического интерфейса проекта является объект ФОРМА q
Графический интерфейс проекта представляет собой ФОРМУ, на которой размещены элементы управления

Обработчик события11 Служебные слова Private Sub и End Sub обозначают начало.

Обработчик события
11
Служебные слова Private Sub и End Sub обозначают начало и конец обработчика события.
Имя обработчика события Button1_Click() включает в себя имя объекта и имя события. Далее необходимо ввести в обработчик события программный код, который реализует определенный алгоритм.

Обработчик события представляет собой программу, которая начинает выполняться после наступления определенного события.

Программирование – процесс составления программ для компьютера.

Итог урокаЧто нового вы узнали на уроке? 14Какой тип данных могут иметь ар.

Итог урока
Что нового вы узнали на уроке?

14
Какой тип данных могут иметь аргументы и возвращаемые зна­чения математических функций?
Какой тип данных могут иметь аргументы и возвращаемые зна­чения строковых функций?
Какой тип данных могут иметь аргументы и возвращаемые зна­чения функций ввода и вывода?
Какой тип данных могут иметь аргументы и возвращаемые зна­чения функций даты и времени?

Итог урокаЧто нового вы узнали на уроке? Домаш.

Итог урока
Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание: п 4.5 и п/р № 4.4

Выбранный для просмотра документ Практическая работа.doc

Практическая работа 4.4

Цель работы. Научиться применять строковые функции в системе визуального объектно-ориентированного программирования Microsoft Visual Basic 2005 Express Edition .

Теоретическая часть

Строковые функции

Ф ункция Left (Строка, Длина) – вырезание из строки части строки слева указанной длины (в символах).

Ф ункция Right (Строка, Длина) - вырезание из строки части строки справа указанной длины (в символах).

Ф ункция Mid (Строка, Позиция, Длина) - вырезание из строки части строки указанной длины (в символах), начиная с указанной позиции.

Ф ункция Len (Строка) – определяет длину строки (в символах).

Ф ункция Asc (Строка) – определяет код символа в таблице кодировки операционной системы компьютера

Ф ункция Chr (Число) – преобразует числовой код (от 32 до 255) в символ.

Содержание работы.

  1. Запустите систему Microsoft Visual Basic 2005 Express Edition [ Программы– Microsoft Visual Basic 2005 Express Edition].
  2. После запуска системы программирования введите команду [Файл – Создать…] ([ File – New project… ]).
  3. В появившемся диалоговом окне Новый проект (NewProject ) выберите тип создаваемого проекта ПриложениеWidows (WindowsApplication ) и в текстовое поле Имя (Name ) введите название проекта – Строковый калькулятор. Щёлкните по кнопке ОК.
  4. С помощью Панели объектов (ToolBox ) поместите на форму (Рисунок 1):
  • текстовое поле TextBox 1 для ввода строкового аргумента Строка (или Число)
  • текстовое поле TextBox 2 для ввода числового аргумента Позиция
  • текстовое поле TextBox 3 для ввода числового аргумента Длина
  • надпись Label 1 для вывода результата;
  • шесть кнопок Button для запуска обработчиков событий реализующих одну из строковых функций.

Рисунок 1. Рисунок 2.

  1. Измените размер формы и разместите объекты согласно рисунку 1.
  2. Измените цвет фонаформы и цвет фонаметки (измените значение свойства BackColor ), а также названиеформы, метки и кнопок (измените значение свойства Text ) согласно рисунку 2. Измените шрифт (свойство Font ) у всех объектов на Arial , курсив, кегль 14 .

7. Сохраните проект. [Файл – Сохранить всё] ([ File – Save all ]) à в окне Сохранение проекта ( Save Project ) нажмите кнопку Обзор [ Browse … ], укажите месторасположение своей папки и нажмите кнопку Открыть [ Open ]. В окне Сохранение проекта ( Save Project ) нажмите кнопку Сохранить [ Save ].

С формой связан программный код проекта, для редактирования которого служит окно Программный код ( Code ). Для вывода окна Программный код применяется команда [Вид – Код] ([ View – Code ]), а для обратного перехода в окно конструирования графического интерфейса Конструктор форм применяется команда [Вид – Конструктор] ([ View – Designer ]).

Создание программного кода обработчика событий производится двойным щелчком мыши по выбранному объекту.

8. Произведите двойной щелчок мышью по кнопке Left () , в результате появится программный код

Private Sub Button1_Click( ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button1.Click

9. В том месте, где мерцает курсор, введите обработчик события функции Left (Строка, Длина), дополнив программный код до следующего содержания

Private Sub Button1_Click( ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button1.Click

Label1.Text = Microsoft.VisualBasic.Left(TextBox1.Text, TextBox3.Text)

Обратите внимание TextBox 1 служит дла ввода Строки, а TextBox 3 – для ввода Длины.

10. Аналогичным способом введите обработчики событий для остальных пяти кнопок. (Назначение кнопок и формат записи функций смотрите в теоретической части данной практической работы).

11. Выполните команду [Файл – Сохранить всё] ([ File – Save all ])

12. Запустите проект на исполнение. Запуск проекта на выполнение производится командой [Отладка – Начать] ([ Debug – Start ]) или щелчком по кнопке Start Debugging , имеющей графический вид как воспроизведение у плеера.

Примечание. После запуска проекта система программирования переходит в режим выполнения проекта, в котором редактирование графического интерфейса или программного кода невозможно.

13. Введите в первое текстовое поле слово математика, во второе – цифру 2, в третье – цифру 4.

Посмотрите результаты после нажатия кнопок:

Left () à мате

Right () à тика

Mid () à тема

Asc () à 236

14. Снова запустите проект на исполнение. Введите в первое текстовое поле число 136 и нажмите кнопку Chr () .В результате на форме должен появиться символ €

15. Остановите выполнение проекта.

17. Для новой кнопки создайте обработчик события

Label1.Text =TextBox4.Text + TextBox5.Text

19. Остановите выполнение проекта. Выполните команду [ File – Save all ]. Закройте программу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования.

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, применение знаний, навыков и умений).

II. Результативно-целевая основа проектирования урока

Цель урока: Сформировать у обучающихся представление о функциях в объектно-ориентированном и процедурном программировании. Расширить представление о видах разновидностях функций программирования. Сформировать практическое умение составлять код программы с использованием функций.

Планируемые предметные результаты освоения курса

Выпускник научится:

Определять основные функции и называть их структуру;

Использовать функции при составлении решения практических задач на изучаемом языке программирования;

Решать задачи ОГЭ с использованием функций объектно-ориентированного и процедурного программирования.

Выпускник получит возможность:

Составлять программы в среде программирования с использованием изученных функций.

Планируемые личностные результаты освоения курса

Формирование умения самостоятельно оценивать и принимать решения

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

Планируемые метапредметные результаты освоения курса (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; (Рег УУД)

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;(Рег УУД)

применять установленные правила в планировании способа решения. (Рег УУД)

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; (Поз УУД)

ориентироваться в разнообразии программного обеспечения. (Поз УУД)

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; (Ком УУД)

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; (Ком УУД)

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; (Ком УУД)

Результаты освоения темы урока в форме действий, подлежащих освоению обучающимися

Повышенный уровень

Б1. Называет и объясняет понятие функции программирования;

Б2. Перечисляет и описывает код основных функций программирования;

Б3. Решает задачи с использованием изученных функций;

Б4. Читает код программ и объясняет назначение использованных функции.

П1. Решает задачи ОГЭ повешенной сложности с использованием функций программирования.

III. Перечень средств ИКТ, используемых на уроке:

1) персональный компьютер учителя;

2) мультимедийный проектор;

4) Учебник информатики 9 класс, Н.Д.Угринович.

V. Структура урока и прогнозирование учебных ситуаций

Этапы комбинированного урока

Организационный момент. Мотивационный настрой на восприятие информации и способов деятельности.

Проверка пройденного материала. Актуализация знаний.

Изучение нового материала.

Закрепление изученного материала.

Запись домашнего задания.

Подведение итогов. Рефлексия.

Этап 1. Организационный момент.

Мотивационный настрой на восприятие информации и способов деятельности

Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.

Настраивает на работу.

Настраиваются на работу. Отвечают на вопросы учителя.

Этап 2. Проверка пройденного материала

На слайде показывает таблицу, в которой учащимся необходимо заполнить пропуски, спрашивает с места. Затем в форме диалога задает вопросы по изученному материалу.

Устно заполняют пропуски в таблице, затем отвечают на вопросы учителя.

Метапредметные:

1). обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;(Рег УУД)

2). высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; (Ком УУД)

[При выполнении практической работы Калькулятор затруднение вызвало задание повышенной сложности на создание калькулятора для математических функций] учитель задает вопросы [В чем была основная сложность? Как вы думаете , почему код не выполнялся?] обосновывая свои вопросы учитель подводит к теме урока [Эту проблему возможно легко решить зная основную структуру функций объектно-ориентированного программирования] учитель называет тему урока и выводит ее на экран.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Записывают тему урока в тетрадь.

1). способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;

2). готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные:

1). организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; (Ком УУД)

Этап 4. Изучение нового материала

Учитель излагает новый материал, при этом дает задание учащимся записывать всю основную информацию со слайдов. Рассказывает об основной классификации функций, дает их определения и форму представления в виде кода. Также для лучшего усвоения материала подкрепляет информацию примерами. Также параллельно задает вопросы учащимся [Как вы думаете, что выполняется в … строке кода? Что возвращает данная функция в этом примере?] и др.

Обращает внимание на различия между функциями. После объяснения каждого вида функций отвечает на вопросы учащихся, и спрашивает у них [В каких типах задач нужно использовать данную функцию?] для того, чтобы определить, насколько у них сложилось понимание о практическом применении функций объектно-ориентированного и процедурного программирования.

Слушают учителя. Выписывают всю основную информацию со слайдов, подкрепляя примерами. При необходимости задают вопросы, отвечают на встречные вопросы учителя. Совместно с учителем анализируют фрагменты кодов программы, по желанию поднимают руку и отвечают индивидуально.

1).Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

1). Определять основные функции и называть их структуру;

Метапредметные:

1). определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; (Рег УУД)

2). организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; (Ком УУД)

3). высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; (Ком УУД)

Этап 5. Физ. минутка.

Предлагает выполнить комплекс упражнений для глаз, повороты головы.

Выполняют комплекс упражнений.

Этап 6. Закрепление изученного материала

Выдает распечатки с заранее подготовленными задачами, которые впоследствии ученики должны вклеить в тетрадь.

Учитель дает возможность ученикам самим выбирать задачи для решения , из предложенного списка.

3-4 задачи решают совместно с учителем, моменты которые вызывают затруднения, прописываются на доске.

Акцентирует внимание на том, что нужно читать внимательно условие задачи. А также, напоминает, что некоторые задачи составлены с использованием языка программирования Паскаль ( это указано в условии) поэтому учащимся необходимо вспомнить особенности этого языка программирования.

Одну задачу учитель даёт для самостоятельного решения, чтобы проверить знания по изученной теме.

Внимательно читают задачи, выбирают наиболее интересные и совместно решают их опираясь на записи в тетради по новой теме, по желанию выходят к доске. Если задача вызвала затруднение, то решают подобную.

Затем самостоятельно решают задачу.

1). готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

1). Использовать функции при составлении решения практических задач на изучаемом языке программирования;


2). Решать задачи с использованием функций объектно-ориентированного и процедурного программирования.

Метапредметные:

1). представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; (Ком УУД)

2). ориентироваться в разнообразии программного обеспечения. (Поз УУД)

Этап 7. Запись домашнего задания.

Просит учеников открыть дневник и записать домашнее задание со слайда.

Поясняет требования к подготовке к практической работе. Учащимся необходимо дома продумать внешний вид формы, описанной в практической работе, и расписать какие переменные и функции будут при выполнении проекта.

Записывают домашнее задание. Слушают внимательно требования к подготовке к практическому занятию. При необходимости задают уточняющие вопросы.

Читайте также: