Конспект внеурочного занятия казачья семья

Обновлено: 02.07.2024

Цель: выделить основные черты воспитания детей в семьях казаков.

Задачи: продолжить знакомство с традициями и обычаями казаков; познакомить обучающихся с традициями воспитания детей в казачьих семьях; выделить сходства и различия в воспитании по гендерному признаку.

Фрагмент урока (беседа)

Учитель : Все радовались появлению на свет малыша. Пол
будущего ребенка предсказывали по снам: если мать во сне видела женские
вещи – родится девочка, мужские – мальчик. Казаки любили детей и рады
были рождению и мальчика, и девочки. Как вы думаете, кому радовались больше и почему?

Обучающиеся: мальчику радовались больше, так как он являлся продолжателем рода.

Учитель: В дом, где родился ребенок, приходили родственники и соседи, чтоб поздравить родителей, а малышу приносили подарки. Какие подарки обычно дарят новорожденным детям?

Обучающиеся: игрушки, одежду, принадлежности.

Летит ворон, весь окован,

Кого клюнет, тому смерть. (ПУЛЯ)

Оружие или растение - выбирай сам. Выпускает стрелы он и тут и там. (ЛУК)

Не крылата, а перната,

Как летит, так свистит,

А сидит, так молчит.

Учитель: Знаете ли вы, во сколько лет казаку удавалось оседлать верхом лошадь?

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Впервые казак садился на лошадь после крестин (в первый год после рождения). Все смотрели на реакцию малыша: если он хватался за гриву – будет жить, если плакал и падал с лошади – не быть ему воином. С трёх лет казачонок учился ездить верхом, а с пяти помогал отцу и братьям в поле. До семи лет мальчик жил с мамой. Где ему приходилось жить дальше?

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Учитель : Мальчонку стригли, а после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев. Кто занимался воспитанием ребенка?

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Воспитание полностью переходило к мужчинам: отцу и крёстному. С этого момента мать не могла ни прикрикнуть, ни одёрнуть сына. В шестнадцать лет юные казаки проходили настоящее испытание -охота на крупного хищника или кабана. А взрослым казак становился после посвящения, где юноша должен был показать всё, чему его учили ранее. Какие умения должен был продемонстрировать настоящий казак?

Обучающиеся : умение охотиться, пользоваться ружьем, управлять лошадью и т.д.

Учитель : Сейчас и мы попробуем с вами посоревноваться, как настоящие казаки.

Описание игры: игроки садятся друг против друга, упираясь ногами в ноги соперника. Руками держатся за концы каната или веревки. По команде начинают, не вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет соперника.

Учитель : Девочек воспитывали совершенно иначе. Рождение девочки не праздновалось в семье так широко и торжественно, как мальчика.
Когда же рождалась девочка, то ей дарили ленты. Если мальчика с первых дней готовили к службе, то к чему готовили девочку?

Обучающиеся: девочку готовили к управлению хозяйством: шить, вязать, убирать, готовить и т.д.

Обучающиеся: Девочек в казачьих семьях воспитывали так, чтобы они стали достойными женами, берегли свою честь и стали хорошими хозяйками, умеющими делать все домашние дела.

Учитель: сейчас и мы с вами попробуем определить, на сколько хорошо вы справляетесь с хозяйством.

Описание игры: участвуют несколько человек. На столе в чашках смешаны фасоль и горох. По команде, играющие отделяют зерна, кладут в пустую посуду. Кто быстрее переберет, тот и выиграл.

Описание игры: участвуют несколько человек. На столе лежат иголки, нитки, небольшие кусочки ткани, ножницы, пуговицы с двумя отверстиями. По команде, участники начинают пришивать по пуговице к ткани. Игра не только на скорость, но и на качество.

Учитель: И так, с какими традициями мы с вами познакомились?

Обучающиеся: с традициями воспитания казаков и казачек.

Учитель: чтобы подвести итог нашего занятия, предлагаю вам заполнить следующую таблицу.

Продукт деятельности

Обучающиеся делятся на две группы и заполняют таблицу.

Обучающиеся перечисляют по порядку пункты, которые они выделили.

При необходимости, обучающиеся второй команды озвучивают оставшиеся параметры.

Обучающиеся перечисляют по порядку пункты, которые они выделили.

При необходимости, обучающиеся второй команды озвучивают оставшиеся параметры.

Сравнительная таблица выводится на слайд

Воспитание начиналось с первых дней жизни;

Воспитание начиналось с первых дней жизни;

Воспитывала мужская половина дома: отец и крестный отец (после 7-ми лет);

Воспитывала женская половина дома (мать, крестная мама);

Учили ездить верхом на лошади, пользоваться оружием, охотиться;

Учили шить, вязать, готовить еду, работать в огороде, нянчить детей;

Учили быть настоящим воином;

Учили быть хорошей хозяйкой и женой;

Учили быть стойким и храбрым;

Учили быть податливой;

Наказывали жестче, чем девочек (силой).

В качестве большого наказания могли насильно выдать замуж.

Учитель: Ребята, давайте сравним и сделаем вывод о воспитании детей в казачьих семьях.

Обучающиеся: Воспитание детей в казачьих семьях начиналось с первых дней жизни ребенка. Оно сильно отличалось по половому признаку. В воспитании детей активное участие принимали крестные. Казаков-мальчиков готовили стать настоящими воинами, защитниками своего дома. Девочек готовили стать доброй хозяйкой дома и хорошей женой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ШОЛОХОВСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

семья казаков

Педагог дополнительного образования Л.Н. Алексеенко.

Цель: Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре донского казачества в значимое время для Ростовской области-75-ти летний юбилей.

Задачи: Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре путем обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.

Введение ребенка в мир национальной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностей на примере семейных взаимоотношений.

Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром средствами донского фольклора.

Ход конкурса:

Казак: Казачья нелегкая доля,

Казак только богу подсуден.

Сквозь годы проносится полем:

Казачка: Мы – предков загубленных души,

Ничто этих душ не остудит!

И режет врагам нашим уши:

Вместе: Не выжечь наш дух, наши корни.

Пусть к воле казачьей путь труден,

Но всюду, где сердцу просторно,

Мы были, мы есть и мы будем!

Казак: Добрый день, дорогие гости и братья, казаки и казачки! Сегодня мы с вами собрались, чтобы рассказать про одну станицу – Мелеховскую. По историческим данным казаки являются потомками скифов. Согласно археологическим раскопкам казачьи поселения на Дону, в том числе и станица Мелеховская, датируются 9-10 веком.( Открывается занавес, перед гостями панорама казачьей станицы). Здесь живут очень дружные казачьи семьи. Сила, ловкость, смелость, трудолюбие, уважение к старшим, любовь к Родине – на протяжении многих веков эти качества были присущи казачеству, и сегодня наша цель – возродить этот дух, которым по праву гордились сыны Дона, Кубани, Терека.

Казачка: Мы хотим вас познакомить с казачьими семьями этой станицы. (Представляет семьи-участницы. На столах – таблички с указанием фамилий династий.) Мы с вами собрались, чтобы провести конкурс на лучшую казачью семью.

Казак (обращаясь к жюри): Господа старики, разрешите начать! Но прежде позвольте мне пригласить сюда самых юных участников встречи – казачат.

Казачка: Еще в далекой древности мыслители открыли неопровержимую истину: кто забывает о прошлом, не имеет будущего. У российского казачества богатая, интересная и во многом трагическая история. Именно истории посвящен наш первый конкурс.

1. Кто является инициатором возведения Азово-Моздокской укрепленной линии? Когда было принято решение о строительстве этой линии?

Автором идеи был генерал-адъютант Григорий Александрович Потемкин, являющийся с ноября 1775 года наместником и генерал-губернатором Новороссийским, Азовским. Э та линия предназначалась для охраны южных рубежей Российской Империи от нападения горских племен. Указ о строительстве линии был принят императрицей Екатериной ІІ 24 апреля 1777 г. Строил линию генерал Якоби, инспектировал строительство линии генерал-аншеф А.В.Суворов.

2. Назовите крепости Азово-Моздокской оборонительной линии. Сколько их было?

Линия состояла из 10 крепостей: Екатерининской, Павловской, Марьинской, Георгиевской, Андреевской, Александровской, Московской, Донской, Ставропольской, Северной ( Источник В.А.Потто. Два века Терского казачества. С. 279-282)

3. Что вы знаете об обороне крепости Марьинской в 1779 г.?

Кабардинские племена, недовольные продвижением русских вглубь Северного Кавказа, совершили ряд нападений на укрепленные пункты Азово-Моздокской оборонительной линии, в том числе на крепость Андреевскую и Ставрополь, отбитые на этих пунктах с большим уроном, они соединились вновь и напали на Марьинкую крепость, в которой в то время находилось 200 волжских казаков, командовал обороной станицы капитан Бас. Оборона длилась 6 дней, пока на помощь осажденным не подоспели войска под командованием генерала Якоби ( Источник В.А.Потто. Два века Терского казачества. С.271-277

Казак: Друзья, ни для кого не секрет, что самый популярный герой русских былин Илья Муромец, был самым настоящим казаком. А поскольку наш конкурс – казачий, то как обойтись без показа казачьей силушки богатырской, удали молодецкой!

(Участвуют папы и сыновья команд. Выносится гиря. За каждую попытку – один балл, мальчикам – три балла.)

Казачка: Да, в разных ситуациях приходилось бывать казакам. В каких только реках не поили они своих коней, какие только опасности не грозили сынам русской вольницы, но

Зоркий глаз и твердая рука

Повсюду выручали казака!

Казак с детства учился владеть оружием и эту науку необходимо было помнить всю жизнь.

Жюри объявляет результаты.

Казак: Нелегко приходилось казаку в трудную минуту. Казаки выходили на защиту своей родной Земли-матушки и провожала их вся семья.

Казачка: С детства дед или отец казаки учили своих сыновей боевому искусству. Казак мог врага победить, на бегу коня остановить, мастерски владел и саблей, и кнутом.

Жюри объявляет результаты.

(Выносят кукол, распашонки, пеленки и т.д.)

По команде казак должен запеленать ребенка (куклу) и передать ее казачке.

Почистить лук. Кто быстрее выполнит задание.

Каждая казачка должна спеть колыбельную песню младенцу.

Казак (глянув на часы): Да, время мчится, как горячий скакун! Вот и мы не заметили, как прошла половина соревнований. Сил потрачено немало и, мне кажется, пришла пора подкрепиться. Скоро зима. А в страдное время, мы знаем, казак не отрывался от плуга. И вот, когда солнце переваливало за точку зенита, спешили в поле казачки кормить своих мужей, отцов, сыновей, братьев. И сегодня этой традиции не утратили станичные красавицы. Из всех куреней идет ароматный дух казачьей кухни. Прошу вас, дорогие казачки-хозяюшки, несите свои блюда.

Участницы-казачки выносят блюда и ставят на стол жюри. Звучит музыка.

Блюда из рыбы - Казачьи поселения расселялись на берегах рек. Издавна казаки ловили рыбу – солили ее, запекали, вялили, сушили, коптили.

Кулебяка – Казак был воином, часто ходил в военные походы. Казачка собирала ему в котомку кулебяки с капустой, грибами, картофелем, рыбой.

Вареники - Их готовили: с капустой, картофелем, грибами, творогом. (обычная казачья пища ).

Жюри предлагается подвести итоги конкурса.

Казачка (родительница): Ведь у нас, в станице нашей,

Люди славные живут.

Славно сеют, славно пашут,

Славно пляшут и поют.

Жюри объявляет результаты.

Нет в мире подобных России раздольной,

Цветов наших ярче и крепче пород,

Бессмертен народ наш, великий и вольный,

Наш русский, наш вечный, наш гордый народ!

1. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края). – Ростов-на-Дону, 2005

3. А.В. Венков (отв. ред.) История донского казачества. г. Ростов-на-Дону, Логос, 1992 г.

4. К.Е. Хмелевский, Е. Демешина. История донского края. Ростовское кн. изд., 1976 г.

5. И.К. Пархоменко – Русские песни казаков Дона и Кубани. – Краснодар, 1998 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- создать условия для приобретения социальных знаний о воспитании детей в казачьих семьях.

Образовательная:

- формировать у учащихся в ходе выполнения заданий представления о традициях воспитания детей в казачьих семья, православных праздниках, женских и мужских казачьих костюмах, народных играх.

Развивающая:

- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление, быстроту реакции.

Воспитательная:

-создать условия для воспитания чувства коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, гордость за культуру кубанского казачества, желание её сохранять.

Оборудование и наглядные материалы: мультимедийная презентация, раздаточный материал, цветные карандаши, листы А4, 2 гимнастические палки, зерна фасоли и гороха, папаха.

Ход занятия:

I. Организационный момент. (фронтальная форма работы)

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Виктория Викторовна, и сегодня внеурочное занятие проведу у вас я.

- Проверьте свою готовность к занятию. На партах у вас должны лежать конверты с заданиями, цветные карандаши, ручка.

- Сегодня на занятии мы будем работать дружно, в группах. (Класс поделён на 2 группы)

- Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы работать дружно, сообща? (Высказывание детей).

- Действительно, чтобы работать дружно, вместе без ссор и обид, чтобы всё получалось и радовало, надо помнить несколько важных правил. Сл.

Надо говорить по очереди, не перебивать друг друга.

Внимательно слушайте того, кто говорит.

Если то, что вам говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.

- Чтобы узнать тему нашего занятия вам необходимо её расшифровать (вспомогательная карточка):

5, 6, 20, 10 3 12, 1, 9, 1, 25, 30, 6, 11 19, 6, 14, 30, 6

- каждая цифра соответствует номеру буквы в алфавите.

- Кто же догадался какова тема нашего занятия? (Дети в казачьей семье)

- Предположите какие задачи мы можем перед собой поставить, для этого продолжите фразы

III. Основная часть.

1. Рассказ учителя с элементами беседы о рождении малыша в казачьей семье (фронтальная форма работы)

- А сейчас ребята, я предлагаю вам побеседовать о том, как казаки радовались появлению на свет малыша в их семьях. Например, считалось, что пол будущего ребенка предсказывали по снам: если мать во сне видела женские вещи – родится девочка, мужские – мальчик. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки.

- Как вы думаете, кому радовались больше и почему? (Мальчику радовались больше, так как он являлся продолжателем рода.)

- В дом, где родился ребенок, приходили родственники и соседи, чтоб поздравить родителей, а малышу приносили подарки.

- Какие подарки обычно дарят новорожденным детям? (игрушки, одежду, принадлежности.)

2. Выполнение задания. Отгадывание загадок. (фронтальная форма работы)

Летит ворон, весь окован,

Кого клюнет, тому смерть.

Оружие или растение - выбирай сам.

Выпускает стрелы он и тут, и там.

Не крылата, а перната,

Как летит, так свистит,

А сидит, так молчит.

3. Рассказ учителя с элементами беседы о воспитании казака (фронтальная форма работы)

- Знаете ли вы, во сколько лет казаку удавалось оседлать верхом лошадь? (Ответы учащихся)

- Впервые казак садился на лошадь после крестин (в первый год после рождения). Все смотрели на реакцию малыша: если он хватался за гриву – будет жить, если плакал и падал с лошади – не быть ему воином. С трёх лет казачонок учился ездить верхом, а с пяти помогал отцу и братьям в поле. До семи лет мальчик жил с мамой.

- Где ему приходилось жить дальше? (Ответы учащихся)

- Мальчонку стригли, а после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев.

- Кто занимался воспитанием ребенка? (Ответы учащихся)

- Воспитание полностью переходило к мужчинам: отцу и крёстному. С этого момента мать не могла ни прикрикнуть, ни одёрнуть сына. В шестнадцать лет юные казаки проходили настоящее испытание -охота на крупного хищника или кабана. А взрослым казак становился после посвящения, где юноша должен был показать всё, чему его учили ранее.

- Какие умения должен был продемонстрировать настоящий казак? (Умения охотиться, пользоваться ружьем, управлять лошадью и т.д.)

- Сейчас и мы попробуем с вами посоревноваться, как настоящие казаки. Но для начала мы разделим наш класс на две команды (первый ряд и первый вариант второго ряда – это 1 команда, второй вариант второго ряда и 3 ряд вторая команда). Выберите атаманов в своих командах.

- Я приглашаю атаманов команд к доске.

- Представьтесь и скажите, как называются ваши команды.

- Задача игры всем понятна?

- Тогда, по сигналу, мы начинаем. (включается казачья песня для фона).

(Победивший получает жетон, который оценивается в 5 баллов, проигравший получает жетон за участие, оцениваемый в 1 балл.)

5. Беседа о рождении и воспитании девочки в казачьей семье. (фронтальная форма работы)

- Девочек воспитывали совершенно иначе. Рождение девочки не праздновалось в семье так широко и торжественно, как мальчика.
Когда же рождалась девочка, то ей дарили ленты.

- Если мальчика с первых дней готовили к службе, то к чему готовили девочку? (Девочку готовили к управлению хозяйством: шить, вязать, убирать, готовить и т.д.)

- Какие качества (умения) старались воспитать у девочки в семье казаков? (Девочек в казачьих семьях воспитывали так, чтобы они стали достойными женами, берегли свою честь и стали хорошими хозяйками, умеющими делать все домашние дела.)

-Сейчас и мы с вами попробуем определить, на сколько хорошо вы справляетесь с хозяйством. Для этого выберите хозяюшку в вашей команде.

(Хозяюшки выходят к доске, представляются.)

Описание игры: На столе в чашках смешаны фасоль и горох. По команде, играющие отделяют зерна, кладут в пустую посуду. Кто быстрее переберет, тот и выиграл.

(Та хозяюшка, которая первая закончила перебирать зерна получает жетон, который оценивается в 5 баллов, вторая получает жетон за участие, оцениваемый в 1 балл.)

- Итак, с какими традициями мы с вами познакомились? (С традициями воспитания казаков и казачек.)

7. Задание на карточках. (групповая форма работы)

- А теперь задание для команды, которая была самой внимательной, я предлагаю вам заполнить следующую таблицу. На выполнение этой работы вам отводится 4 минуты. За правильное выполнение этого задания можно получить 10 баллов.

(Сравнительная таблица выводится на слайд)

Воспитание начиналось с первых дней жизни;

Воспитание начиналось с первых дней жизни;

Воспитывала мужская половина дома: отец и крестный отец (после 7-ми лет);

Воспитывала женская половина дома (мать, крестная мама);

Учили ездить верхом на лошади, пользоваться оружием, охотиться;

Учили шить, вязать, готовить еду, работать в огороде, нянчить детей;

Учили быть настоящим воином;

Учили быть хорошей хозяйкой и женой;

Учили быть стойким и храбрым;

Учили быть податливой;

Наказывали жестче, чем девочек (силой).

В качестве большого наказания могли насильно выдать замуж.

- Ребята, давайте сравним и сделаем вывод о воспитании детей в казачьих семьях. (Воспитание детей в казачьих семьях начиналось с первых дней жизни ребенка. Оно сильно отличалось по половому признаку. В воспитании детей активное участие принимали крестные. Казаков-мальчиков готовили стать настоящими воинами, защитниками своего дома. Девочек готовили стать доброй хозяйкой дома и хорошей женой.)

- За выполнения этого задания вы можете получить жетон, оцениваемый в 2 балла, если не допустите ошибок, 1 балл – 1 ошибка, в остальных случаях 0 баллов.

- Распределите традиционные занятия кубанских казаков на 2 группы: мужские и женские. (карточка)

мужские женские

земледелие сбор ягод и плодов

разведение скота ткачество и прядение

коневодство изготовление одежды и утвари

рыболовство приготовление пищи

В казачьих семьях свято чтили традиции предков, отмечали православные праздники.

- Какие православные праздники вы знаете?

Сейчас, та команда, которая первая и безошибочно определит название православных праздников по картинкам – получит жетон, оцениваемый в 1 балл.




По репродукциям картин художников Янина А.Э. (Вербное воскресенье), В.Крюкова (Рождество), М. Шанько (Пасха) ученики определяют названия православных праздников.)

- Почему вам нравятся эти праздники? (Ответы учащихся)

- В какое время года отмечают Пасху? (Весной. Празднование приходится на период с 7 апреля по 8 мая.)

- Какой праздник отмечают 7 января? (Рождество Христово.)

- Как в ваших семьях принято отмечать эти праздники? (Печь куличи и красить яйца на Пасху. Колядовать на Рождество Христово. Ходить всей семьёй в храм.)

Учитель надевает на ребёнка шапку (кубанку, папаху) и задаёт вопросы сначала одной команде, затем другой (по-очереди):

Как называется предводитель войск казаков? (атаман)

Как называется место, где живут казаки? (хутор, станица)

Как называется казачья шапка? (папаха, кубанка)

Как называется оружие казаков? (шашка)

Как называется дом, в котором живут казаки? (курень, хата)

Как называли девочек? (казачки)

Чем занимались казаки? (выращивали хлеб, служили Отечеству)

В каком возрасте детей сажали на коня? (в 3 года)

Кто сажал на коня? (крёстный)

Как относились к старикам? (Слово стариков – закон.)

Чем занимались казаки? (Военным делом, рыболовством, земледелием и скотоводством, охотой.)

Скажите, что являлось центром жизни казачьей станицы? (Центром жизни казачьей станицы всегда была церковь. С нее начиналось основание станицы).

13. Как назывались вышитые полотенца, украшавшие казачий дом? (рушники)

14. Как казаки называли центральное место в своем доме, где располагались иконы, свечи, записи молитв? (красный угол)

- Говорят, что казаки и казачки умели всё, а сейчас мы это и проверим. Работать будем в парах, у вас на партах лежат листы с нарисованными народными костюмами, вы можете их раскрасить, а затем рассказать, из чего состоит этот костюм.


IV. Подведение итогов внеурочного занятия. Рефлексия.

1. Обобщающая беседа (фронтальная форма работы)

- Атаманы команд подсчитывают количество жетонов в своих командах. (Определяется команда победителей, которая получает нагрудные значки в виде подсолнухов и грамотой; остальные команды получают грамоту за участие)

- О чём мы говорили на нашем занятии?

- Какие задание у вас вызвали затруднения? Почему?

- Какие задания вам большего всего запомнились? Почему?

2. Рефлексия (фронтальная форма работы)

- Как известно на Кубани солнышко светит и греет нас по-особенному, по-родному. Давайте и наш класс озарим лучами солнца, для этого вам необходимо прикрепить лучик к нашему солнышку. Если у вас всё получилось, то вы приклеите жёлтые лучики, если нет, то синие. Итак, приступим (клеим лучики к солнышку)


Урок открытия нового знания об укладе казачьей семьи. Используется групповая работа в классе. Дети, опираясь на картинку в учебнике рассказывают о распределении обязанностей в семье казака. получают знания о традициях казачьих семей.


Полный текст материала Конспект урока кубановедения "Уклад кубанской семьи"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий




Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: