Конспект урока что такое натуральные ткани каковы их свойства

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технология во 2 классе.

Тема. Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Подставка.

Планируемые

Узнают о видах натуральных тканей, их происхождении, их свойствах. Научатся сравнивать образцы, различать виды тканей,

называть их, определять поперечное и долевое направление нитей, лицевую и изнаночную стороны, соединять детали из ткани, организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности при работе с клеем и ножницами, планировать свою деятельность

оценивать результаты труда

Личностные результаты

Проявляют устойчивый интерес к творческой деятельности; испытывают чувство уверенности в себе

Универсальные

учебные действия (метапредметные)

Познавательные: находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), вносить коррективы в работу.
Коммуникативные: рассуждать, формулировать ответы на вопросы

Образовательные ресурсы

I . Мотивирование учебной деятельности.

II . Постановка учебной задачи

III . Усвоение новых знаний и способов действий

Топили, топили.
Колотили, колотили.
Мяли, мяли.
Трепали, трепали.
Белы скатерти ткали.
На столы накрывали

IV . Закрепление знаний и способов действий

1. Анализ готовых образцов.

2. Определение собственного замысла.

3. Планирование предстоящей работы.

— Ориентируясь на рисунки в учебнике, расскажите о последовательности действий при работе над изделием.
4. Практическая работа.

Задание: изготовить подставку.
Наблюдение за работой обучающихся и оказание помощи в выполнении задания.

5. Уборка рабочих мест.

6. Выставка работ.

Рассматривание работ (оценить готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность).

V . Рефлексия учебной деятельности (итог)

— Чему вы научились на уроке?

— Что вам удалось на уроке?

Нажмите, чтобы узнать подробности

-формировать умение соединять детали из ткани, соблюдая правила безопасности при работе с клеем и ножницами.

-развивать учебно-организационные умения (планировать, организовывать, контролировать, регулировать и анализировать свою деятельность), учебно-речевые (правильно отвечать на вопросы), учебно-интеллектуальные умения (анализировать, делать выводы, обобщать).

-воспитывать аккуратность и культуру труда, бережное и экономное отношение к материалу.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Образовательная задача этапа

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

(познаввтельные, коммуникативные, регулятивные)

1. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Данила Александрович.

- Проверьте свою готовность к уроку, посмотрите чтобы у каждого лежали на краю парты: лист картона, ткань, ножницы, клей.

Р: -самостоятельно организовывать свое рабочее место.

К: вступать в диалог отвечать на вопросы

Самоопределение к деятельности

2. Мотивационный этап

Настроить на положительную готовность на уроке

Я предлагаю вам друг друга поприветствовать и пожелать хорошего настроения на весь урок. Для этого, положите свою ладонь на плечо своего соседа по парте и пожелайте ему успехов и хорошего настроения.

К- умение передавать информацию с интонацией

Сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Создание условий для активизация опорных знаний, подведения обучающих к целеполаганию и названию темы урока

- Ребята давайте вспомним, какие виды ниток бывают?

- Для чего их используют?

- Из чего изготовляли пряжу?

-В наших магазинах мы можем видеть огромное разнообразие тканей. Тут и гладкокрашеные, пестрые. Но из всего этого разнообразия многие для одежды выбирают натуральные ткани. Как вы думаете, почему?

-Ребята, как думаете, какая тема урока?.

- Правильно. Сегодня мы узнаем, что такое натуральные ткани, и каковы их свойства.

-Какую цель можем поставить?

- Что вы хотели бы узнать на уроке по данной теме? Это будет наш план урока (задачи):

1.Когда человек научился делать одежду из тканей?
2. Как появились натуральные ткани?
3. Какие бывают натуральные ткани?

- Мулине, швейные, шелковые, пряжа.

- Для шитья одежды, для вышивания, для вязания.

- Натуральные ткани полезны для здоровья.

-Узнать, что такое натуральные ткани.

-Знакомятся с планом работы на урок.

Р- формулировать проблему

К - высказывают свое мнение, обосновывая свою точку зрения

Р- принимают и сохраняют учебную задачу

под руководством учителя формулируют тему и цели урока.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

Формировать речь в режиме высказывания

Словесный метод (рассказ)

Словесный метод (беседа)

-Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем. Сколько разных конфет можно купить, сколько интересных игрушек, какие замечательные книги выпускают типографии, а сколько одежды — на любой вкус! Ну а если ничего не нравится, бери ткань и шей. Ведь ткани тоже очень много. И как бы нам позавидовал первобытный человек! Он все что-то придумывал, пробовал делать. И выжил. Так, первые материалы для одежды человек взял из природы. Он научился из волокон шерсти, хлопка, льна и нитей бабочки тутового шелкопряда прясть пряжу и ткать разные ткани. Эти ткани мы сейчас называем натуральными.

-А сейчас откроем учебники на стр. 118. Начинаем читать текст.

Обратите внимание, тут так же присутствуют и иллюстрации.

-Ребята, о каких тканях идет речь в тексте?

- Как вы думаете, из чего делают эти ткани?

- У вас на партах лежат образцы натуральных тканей. Вам нужно в группах рассмотреть образцы по плану, представленному на слайде, и ответить на вопросы. Зачитайте пункты плана и вопросы к ним.

1. Рассмотри образец, потрогай его. Какие ощущения вызывает ткань?

2. Потяни ткань в одну и другую сторону. Одинаково ли они тянутся?

3. Рассмотрите цвет ткани с двух сторон. Одинаковый ли у нее цвет с двух сторон?

-Завершаем обсуждение. Сейчас одному участнику из команды нужно ответить по плану про свой образец ткани.

-Хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные ткани и ткани из утолщенных нитей.

- Из волокон шерсти, хлопка, льна и нитей бабочки тутового шелкопряда прясть пряжу и ткать разные ткани.

Текстильные материалы, которые окружают человека – одежда, постельные принадлежности, шторы, гардины, мебельная обивка и многое-многое другое, – должны иметь не только привлекательную расцветку и оригинальный крой. Очень важно, чтобы все эти вещи были удобными, комфортными, гигиеничными и, что самое главное, не приносили вреда организму. Этими свойствами в полной мере обладают натуральные биологически чистые ткани.

Если ты зайдёшь в магазин, где продаются ткани, то увидишь там большое их разнообразие. Обычно самые пёстрые – это хлопчатобумажные (2), тонкие – шёлковые ткани (4). Плотные, ворсистые, чаще однотонные - шерстяные (1). А льняные ткани чаще бывают светлой однотонной расцветки, из утолщённых нитей (3).

Завезенные в средние века в Европу первые рулоны хлопчатобумажной материи ценились буквально на вес золота. Носить одежду из этих тканей могли только самые состоятельные и знатные горожане.

Ассортимент хлопчатобумажных полотен, которые предлагает современная текстильная отрасль, исчисляется не одной сотней наименований. К несомненным достоинствам таких материалов можно отнести следующие:

- гигроскопичность. Волокна хлопка могут впитать до 40% влаги, оставаясь сухими. Поэтому ткани часто используют для пошива летней одежды, постельных принадлежностей, банных полотенец и халатов;

- прочность. Материал обладает достаточной крепостью и устойчивостью к механическим повреждениям. Правда, под воздействием высоких температур или ультрафиолетового излучения она заметно уменьшается;

- легкость. Большинство хлопчатобумажных полотен имеют тонкую структуру, поэтому одежда из них практически невесома;

- гипоаллергенность. Волокна не содержат в себе вредные для организма человека вещества и не вызывают раздражение кожи и другие заболевания.

Хлопчатобумажные вещи может спокойно носить ребенок с первых минут появления на свет, поскольку они абсолютно безопасны;

простота ухода. Ткани легко стираются руками или в машинке, быстро сохнут и замечательно разглаживаются. Они стойки к различным химическим веществам, в том числе хлорсодержащим.

Существует несколько классификаций хлопковых полотен: по виду переплетения, способу отделки, сезонности и т. п. Приведем небольшой список тканей в зависимости от их назначения:

  1. Бельевые: батист, шифон, мадаполам, миткаль, канифас, интерлок, кулирка, нансук.
  2. Сорочечно-платьевые: ситец, фланель, байка, сатин, шотландка.
  3. Костюмно-пальтовые: деним, плащевка, сукно, габардин.
  4. Мебельно-обивочные: бархат, вельвет, плюш, жаккард.
  5. Постельные: бязь, сатин, поплин, перкаль, тик.
  6. Гардинные: батист, гипюр, кисея.
  7. Полотенечные: махра, вафельная ткань.
  8. Специальные: марлевка, молескин, брезент.

Несколько тысячелетий тому назад в Китае впервые научились разматывать из коконов шелкопрядов тончайшие волокна. Ткань, которая получалась из этих нитей, была легкой, тонкой, с блестящей переливающейся поверхностью. По закону, изданному императором, строжайше запрещалось вывозить шелк из страны, а за разглашение тайны изготовления производителю ткани грозила смертная казнь.

Однако уже в ХVII столетии вездесущие купцы стали тайком, а затем и в открытую доставлять свитки шелковых полотен в Европу. Так началось победное шествие красивейшей из тканей по всему миру.

Уже в ХХ веке после химической революции и открытия синтетических материалов стали производить искусственный шелк из ацетатного волокна. Ткань, безусловно, очень привлекательная, с гладкой блестящей поверхностью. Но свойств настоящего натурального шелка она, увы, не повторит. Ведь природный материал может похвастаться множеством уникальных качеств:

аэрационная способность. Ткань обладает настолько высокой воздухопроницаемостью, что кожа просто не ощущает прикосновения одежды;

- абсолютное влаговпитывание и испарение пота;

- терморегуляция. Уже через 10-15 минут после надевания шелковая одежда приобретает температуру тела человека;

- гигиеничность. Ткань препятствует размножению микробов и болезнетворных бактерий;

- износостойкость. При правильном уходе изделия из шелка могут служить более 10 лет.

Ассортимент шелковых тканей по сравнению с хлопковыми или шерстяными не так уж и велик. Их можно рассортировать в зависимости от назначения на следующие группы:

Как и хлопчатобумажная, ткань изо льна пришла к нам из глубины веков. В льняные тоги одевались римские патриции, хитоны и плащи из этого материала носили ораторы Древней Греции. Даже на мумиях фараонов, которые жили более 10 тысячелетий тому назад, находят остатки льняных материй.

Примечательно, что славянские народности называли полотном именно ткань изо льна, ведь вся их одежда шилась только из нее. Такие рубахи, сарафаны, кафтаны и штаны отличались высокой прочностью и носились не один год.

Лен выращивают и перерабатывают в России, Беларуси и на Украине. Уникальность этого материала такова, что из него можно изготавливать и тонкий полупрозрачный батист, и грубую парусину или брезент. Льняные ткани обладают ценнейшими свойствами:

- воздухопроницаемость. В одежде изо льна человек никогда не вспотеет;

- тепловой комфорт. Даже в летнюю жару в льняной рубашке температура тела будет на 2 – 3 градуса ниже;

- гигроскопичность. Ткань не только поглощает излишнюю влагу, но и отлично испаряет ее, оставаясь совершенно сухой;

- прочность. Из всех натуральных волокон льняные обладают наибольшей крепостью и стойкостью к истиранию;

- устойчивость к загрязнениям. Материал не накапливает в себе пыль и легко чистится и стирается;

- Диэлектрические качества. Даже незначительное, менее 10%, присутствие льняного волокна в изделии предотвращает появление в нем зарядов статического электричества;

- износостойкость. Ткань долгое время не теряет своей привлекательности;

- безопасность. Льняные изделия не излучают токсинов и не провоцируют аллергию и другие заболевания.

По типу отделки материалы изо льна могут быть суровыми, имеющими природный серо-желтоватый цвет, отбеленными, крашеными или пестроткаными. Их получают при помощи саржевого, полотняного, мелкоузорчатого и других переплетений.

Кроме того, льняные полотна можно разделить и по назначению. Чаще всего выделяют такие группы:

  1. Плательно-костюмные. Из них шьют сарафаны, брюки, рубашки, юбки и другие изделия.
  2. Постельно-бельевые. Простыни, пододеяльники, наволочки, наперники.
  3. Столовые. Скатерти, салфетки, полотенца-рушники.
  4. Технические. Мешки, парусина, канаты, веревки, брезент, бортовка.

Льняные ткани довольно капризны в пошиве. Легкие полотна способны сползать с раскроечного стола, а плотные тяжело разрезаются ножницами. И те и другие сильно сыплются и дают значительную усадку при влажно-тепловой обработке. Поэтому прежде чем взять льняную ткань в пошив, ее обязательно следует декатировать – увлажнить и высушить.

Пожалуй, среди всех природных материалов наистарейшей является шерсть. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки эпохи неолита, найденные в пещерах на территории современной Швейцарии. На них изображен процесс изготовления шерстяных тканей при помощи примитивных приспособлений.

Полотна вырабатывают из волосяного покрова различных животных: овец, коз, кроликов, верблюдов и лам. Главным свойством тканей является высокая степень сохранения тепла, поэтому их используют для изготовления верхней одежды, а также свитеров, кофт, головных уборов, шарфов, пледов, одеял и других изделий. Помимо этого, шерстяные полотна обладают и иными, не менее важными качествами:

- высокая эластичность. Одежда, деформируясь в процессе носки, после снятия легко возвращает первоначальный вид;

- воздухопроницаемость. Это свойство в большей степени присуще трикотажу и легким платьевым материям;

- гигроскопичность. У всех видов шерстяных тканей она проявляется по-разному. Некоторые, например, габардин, совсем неспособны к впитыванию влаги;

- износоустойчивость. Сама по себе шерсть в большинстве случаев не обладает достаточной прочностью, но добавление некоторого количества синтетики сразу же делает ткань намного крепче;

- функциональность. Практически все шерстяные полотна просто кроить и сшивать. Они не осыпаются, не скользят и легко драпируются, позволяя воплощать любые идеи;

- безопасность. Как и другие материалы из природного сырья, шерсть не является источником аллергии или иных заболеваний.

Материалы из шерсти животных используют не только при пошиве одежды, но и для изготовления многих других изделий. Рассмотрим их употребление на примере некоторых известных тканей.

  1. Кашемир – элегантные пальто, пиджаки, шарфы и палантины.
  2. Фланель – детская одежда, пижамы, халаты.
  3. Габардин – куртки, плащи, рюкзаки, сумки, чемоданы.
  4. Велюр – пиджаки, костюмы, мебельная обивка, шторы.
  5. Твид – мужские и женские костюмы.
  6. Байка – демисезонные пальто, одеяла.
  7. Репс – форменная одежда.
  8. Шотландка – юбки, платья, занавески.
  9. Фетр – головные уборы, обувь, декоративные изделия.
  10. Плюш – детские игрушки, чехлы на мебель

По растяжению ткани можно определить направление нити в ткани. Направление, в котором ткань почти не тянется, называется продольным (1). Направление, в котором ткань тянется, - поперечным (2).

Если на трикотажном полотне есть кромка, работает то же правило, что и на тканях — долевая нить идет параллельна кромке трикотажного полотна.

Если кромка срезана, а необходимо определить направление долевой нити, сделать это очень просто. Внимательно посмотрите на трикотажное полотно, вы увидите петельные столбики и ряды. Направление столбиков соответствует направлению долевой нити, рядов — поперечной.

Способы соединения деталей

При изготовлении швейных изделий выполняют ручные и машинные операции, а также ВТО.

Детали соединяют способами: ниточным, клеевым, сварным, комбинированным, заклепочным

Выбор способа соединения деталей зависит от материалов, требований к выполнению соединения, эксплуатационной нагрузки.

При ниточном способе детали скрепляют с помощью стежков, образующих строчки и швы.

Клеевой способ – соединение при помощи взаимодействия клеящего вещества (порошка, нити, пленки) со склеиваемым материалом посредством химического или термического воздействия. Клеевые соединения выполняют с использованием утюгов, прессов или высокочастотного оборудования.

Сварной способ – соединение посредством сваркой термопластических материалов на специальных установках путем доведения соединяемых поверхностей в зоне контакта материалов до вязкотекучего состояния с последующей фиксацией.

Комбинированный способ – сочетание ниточного и клеевого или ниточного и сварного способов. Применяют в основном при изготовлении защитной и специальной одежды.

Заклепочный – соединение с помощью специальной фурнитуры посредством механического или термического воздействия. С помощью заклепок прикрепляют пуговицы, кнопки, блочки, крючки, петли. В отверстие на материале вставляют стержень (заклепочный элемент), а затем его расклепывают.

Сегодня на уроке ты познакомился с натуральными тканями их происхождением, свойствами.

Конспект урока по технологии

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Педагогические цели: создать условия для приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных технологических знаний и умений, знакомства с профессиями, развивать умение наблюдать, анализировать, самостоятельно работать, прививать интерес к творческой деятельности, уважительное отношение к людям труда и результатам их труда

Читайте также: