Конспект занятия перелетные птицы осенью в школе

Обновлено: 07.07.2024

Цели: сформировать знания о тесной связи явлений в живой и неживой природе.
Задачи: закрепить знания о перелётных, кочующих, оседлых птицах, прививать любознательность, любовь к природе.

Почему и куда улетают перелётные птицы?
После наступления астрономической осени (осеннего равноденствия) дни становятся короче, температура воздуха понижается, появляются обильные и затяжные дожди. Наступают холода, и птицы улетают в тёплые края. Может быть, они спасаются от морозов? Но ведь многие птицы зимуют дома. Выходит, что одни птицы боятся холода, а другие нет? У всех птиц под перьями есть короткий, но очень тёплый пух, защищающий их тело даже от очень сильных морозов. Так что холода им не страшны. Страшнее – голод.

В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали…
Кто, скажите? … (Журавли)

Какие ещё птицы улетают в тёплые края? Это скворцы, грачи, дрозды, трясогузки, ласточки…
Первыми улетают насекомоядные птицы. Насекомые зарываются в землю или забираются под кору деревьев и впадают в спячку. Из-за недостатка пищи птицы улетают туда, где могут добыть себе корм – в тёплые края.
Затем улетают зерноядные птицы и ещё позже – водоплавающие.



Куда улетают птицы? Обычно говорят: на юг, в тёплые края. Да, перелётные птицы осенью летят в более тёплые районы нашей планеты. Но эти районы могут быть не только на юге, но и на востоке, западе – там, где мягкий климат, тёплая зима.
Не все перелётные птицы совершают одинаковые расстояния до места зимовки.



Далёкий и трудный путь совершают птицы. Некоторые из них перелетают многие тысячи километров. Летят рядами, шеренгами, клином, беспорядочными стаями и поодиночке.
Для перелётных птиц смена времён года – это подготовка к большому путешествию, и для зимующих птиц наступление холодов становится трудным временем.
В отличие от перелётных, кочующие птицы не улетают на такие большие расстояния. Если зима суровая, птицы перекочёвывают поближе к людям в поисках дополнительного корма. Это некоторые виды синиц и снегири.



Есть птицы, которые круглый год живут на одном месте, их называют оседлыми. К ним относятся дятлы, синицы, пищухи, поползни и сойки. Также это и наши городские соседи: вороны, воробьи, голуби, сороки.


Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

Очень нужна зимующим птицам наша помощь. Не забывайте подкармливать их!

Благодарны будут птицы:
Снегири, дрозды, синицы…
И для серых воробьёв
Стол у нас всегда готов!

Цель: продолжать учить наблюдать за изменениями в природе, описывать осень по картинке, находить различия между летом и осенью, повторить название осенних месяцев, учить сравнивать природу в октябре и сентябре; дать представление о том, как птицы готовятся к приходу осени, продолжать закреплять и систематизировать знания о птицах, развивать интерес к жизни птиц, воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к птицам, активизировать словарь: перелётные, зимующие, певчие.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Какое сейчас время года? Осень. Осень длится 3 месяца. Сначала был сентябрь, сейчас октябрь, потом наступит ноябрь. Давайте вместе назовем осенние месяцы. (Дети повторяют хором название месяцев)

Проговаривание стихотворения: Сентябрь, октябрь, ноябрь С дождем и листопадом, И птицы улетают, И детям в школу надо.

Птица – птичка

2. Беседа об осени.

На улице жарко? Солнце светит? Ветер дует? Теплый или холодный? Какого цвета листья на деревьях? Трава высохла или еще зеленая? А цветы цветут? Как одеты люди? Они стали одеваться теплее? Какое небо осенью? Дожди часто идут? Птицы осенью прилетают или готовятся к отлету? Люди сажают овощи и фрукты или убирают их? А на земле есть листья? Осенью листья падают с деревьев. Это называется листопад. Послушайте, как можно описать октябрь: стало прохладно. Небо серое, покрыто облаками. Дует холодный ветер. Часто идут дожди. Листья на деревьях стали желтые, красные, коричневые. Начался листопад. Люди надели теплую одежду. Птицы улетают в теплые края.

3) В октябре часто идут дожди 4)В октябре листья опадают и начинается листопад

5) В садах и парках цветут цветы 6) В октябре нет овощей на полях 7) Перелетные птицы собираются лететь на север

Падают, падают листья, В нашем саду листопад

Желтые, красные листья По ветру вьются летят

Повороты вокруг себя

4. Беседа о птицах.

Зимой на ветках яблоки Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это. (Снегири)

Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. (Воробей)

На сосне, в лесу густом Сидит плотник с долотом: В пестренькой рубашке, В красненькой фуражке. (Дятел)

Он прилетает каждый год Туда, где домик ждёт. Чужие песни петь умеет, А всё же голос свой имеет. (Скворец)

Да, каких только птиц нет на свете! (Рассматривают иллюстрации и фотографии). Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края? А тех, которые остаются с нами? А каких зимующих птиц вы знаете? (сова, сорока, ворона, воробей, голубь, синица, снегирь) А почему всё-таки многие птицы улетают? Может быть они боятся морозов? Давайте порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми … (им зимой нечем прокормиться). А каких насекомоядных птиц вы знаете? Как их отличить? Не знаете? По клюву: он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Как мы можем помочь птицам? Какие птицы улетают? (грачи, скворцы, ласточки, лебеди, журавли, дикие гуси и утки). Подведем итог: чем отличаются перелетные птицы от зимующих?

Воспитатель называет птицу в единственном числе, дети во множественном:

Воспитатель называет птиц во множественном числе, например соловьи, дети строят предложение по образцу: Я вижу много соловьев.

Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!

Птиц на земле, конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов.

Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря.

Итак, сегодня мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях.

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птицу осталось здесь.

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.

(Дятел)

Спинкою зеленовата,
Брюшком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.

(Синица)

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.

(Воробей)

Окраска сероватая,
Повадка вороватая.
Известная персона
Кто она?

(Ворона)

Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут.

(Снегирь)

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голосом речистым, чистым
Клее-кле-кле кричит со свистом.

(Клест)

Может и свариться,
Может и разбиться.
Если хочешь в птицу
Может превратиться.

(Яйцо)

Трещала, с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…

(Сорока)

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа!
Сторожей бояться этих
Мыши прячутся дрожа!
Очень уж суровы филины и …

(Совы)

Ребята, кто догадался, что для этих птиц общее?

Ответы детей. (Они не улетают на зиму, а круглый год живут рядом с нами).

Этих птиц называют оседлыми. А вы знаете, птиц живущих у нас? Это галки, синицы, вороны, поползни, голуби.

Учитель вывешивает схему:

Эти птицы не бояться морозов, и еду добывают даже в очень снежные зимы. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти может быть одна-две доживают до весны.

  1. Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать туда зерно, крупу. Или хлебные крошки).
  2. Двум ученикам предлагается сделать кормушки из имеющихся материалов.

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь –сосед
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду
Мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стаи жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомиться кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами!

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.

Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места (перелетные птицы).

Перелетные птицы (скворец, соловей, журавль).

5. Физминутка.

Лебеди летят,
Крыльями машут.
Прогнулись над водой
Качают головой
Прямо и гордо
Умеют держаться
И очень бесшумно
На место садятся.

  1. Осенью птицы улетают в теплые края. Мелкие птицы летят стайками. Утки- одна возле другой. А как летят журавли? (Клином).
  2. Какая птица наших мест имеет наибольшую продолжительность жизни? (Ворон – 100 лет)
  3. Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному. Вороны и галки ночуют стайками, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы скрываются в дуплах. А где прячутся тетерева и рябчики? (Под снегом).
  4. Наблюдая из окна за поведением воробьев, прилетающих на кормушку, дети научились определять какая погода на улице. Как они это делали? (В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранить тепло тела).
  5. Утки очень любят воду. Они там купаются, находят корм. Но охотно утки лезут в воду в сильный мороз. Почему? (Температура воды в мороз выше температуры воздуха, поэтому в воде утки будут охлаждаться меньше, чем на воздухе).
  6. Одни считают воробья вредной птицей, а другие – полезной. Почему? (Тот небольшой вред, который приносят воробьи, питаясь зерном, многократно компенсируется при вскармливании птенцов гусеницами).
  1. Какая птица выше всех летает? (Орел).
  2. Какая птица быстрее все летает? (Стриж).
  3. Какая птица самая большая в мире? (Страус).
  4. Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек).
  5. Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока).
  6. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла).

Сейчас мы узнали, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы.

Как же удалось это сделать?

Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать где зимуют птицы.

(Пословицы разрезаны на слова).

  1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  2. Как сорока хвостом, так болтун языком.
  3. Осенью и у воробья пир.
  4. И сова своих детей хвалит.
  5. Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой.
  6. Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.
  7. Птице даны крылья, а человеку- разум.

9. Какие вы знаете сказки с названием птиц?

  • Воробей – (чирикает)
  • Кукушка - (кукукает)
  • Ворона - (каркает)
  • Курица - (квохчет)
  • Утка - (крякает)
  • Соловей - (поет)
  • Сорока- (трещит)

11. Загадка- плетенка.

Здесь спрятались птицы. Отгадайте, какие?

(домашнее задание).

К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной деятельности человека, наша планета гибнет. Многие растения, животные и птицы совсем исчезают или находятся на грани выживания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти.

Балобан – крупный сокол, немного больше вороны. Окраска верха тела изменчивая от охристо-серой до тёмно-бурой, низ светлее, с темными, каплевидными пестринками. Самки крупнее самцов. Крылья длинные, заостренные, характерны белые поперечные ряды пятен на рулевых перьях. Полет стремительный, птицы хорошо парят, высматривая добычу. Балобан предпочитает гнездиться в старых лиственных лесах, окруженных открытыми пространствами. Однако он нередко устраивает гнезда в нишах и на выступах высоких обрывов. В полной кладке обычно 4 яйца. Основы питания составляют грызуны. Гнездовая сокола- балобана и самих птиц следует тщательно охранять.

Журавль –красавка. Это изящная стройная птица с пепельно-сизым оперением туловища, голова и шея покрыты черными блестящими перьями, которые удлинены в зобной части и образуют косицы. Масса красавок достигает 3 кг. В полете вытягивает ноги и шею. В стае летят характерным треугольным клином или журавлиным углом.

Журавли очень осторожные птицы. Если журавлей не преследовать, то они из года в год гнездятся в одном и том же месте. Гнездо у журавлей примитивное: это небольшое углубление в почве с постилкой из травы. В кладке 2-3 яйца. Кормятся журавли разнообразной растительной пищей, но едят и червей и насекомых.

(по материалам Красной книги).

13. Итог урока.

Ребята, наш урок подошел к концу. Вы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:

  • где же зимуют птицы? (в теплых краях);
  • когда они вновь возвращаются к нам? (Весной);
  • как называют таких птиц? (Перелетные);
  • почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетая из одного уголка Земли в другой);
  • какое другое название птиц? (Пернатые);
  • птичий домик это… (Гнездо, скворечник);
  • большая группа птиц это … (Стая);
  • главный лесной барабанщик (Дятел).

Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы- наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (уточнения и обобщения представлений о наиболее характерных признаках, по которым определяют наступление осени).

Образовательные:

– формируем умение сравнивать и различать перелётных, кочующих и оседлых птиц;

– формируем умение группировать (классифицировать) объекты природы по отличительным признакам, определять роль птиц в природе и в жизни человека.

Воспитательные:

– воспитываем бережное отношение людей к живым организмам;

– воспитываем любовь к животным и чувство ответственности за них;

– формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие:

– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;

- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Личностные умения:

- принять и освоить социальную роль обучающегося;

- осознать значение учебной деятельности и личностный смысл учения;

- проявлять готовность и способность к саморазвитию;

- формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению;

- проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость;

- повысить интерес учащихся к изучению окружающего мира.

Познавательные умения:

- использовать общие приёмы решения задач

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Регулятивные умения:

- сличать способ действия;

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- развивать умение правильно строить предложения;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные умения:

- формулировать свои затруднения;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

- формировать умения делать самостоятельно выводы, обобщения;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные умения:

научатся:

- сравнивать и различать перелётных, кочующих и оседлых птиц;

–группировать (классифицировать) объекты природы по отличительным признакам, определять роль птиц в природе и в жизни человека.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (слайд 1)

Цель: Проверка готовности учащихся, организовать направленное внимание на начало урока.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будем мы сейчас трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Цель: подведение детей к формулированию темы и задач урока.

- Ребята, вы любите разгадывать ребусы? Разгадайте ребусы, чтобы узнать нашу тему урока. Слайды 2-7

- Сформулируйте, о чем мы будем вести сегодня разговор. (о птицах)

Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Приблизительно 100 миллиардов. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.

- Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (перья)

- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.

- Чего мы ещё не знаем о птицах?

При затруднении читается четверостишие А.Плещеева

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

IV. Первичное усвоение новых знаний. Слайд 10.

1.Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

- Как называются такие птицы? (перелётные)

- Что значит перелётные птицы?

2.Работа по учебнику с.

Почему последними улетают гуси и лебеди?

3.Работа по тетради с. Задание 2.

4.Первыми улетают насекомоядные -соловей, кукушка, ласточки, стрижи.

Затем - зерноядные скворец, дрозд, грачи, сойка.

И последними – водоплавающие птицы: утки, гуси, цапли, журавли.

Слайды 12-14.

- Назовите перелётных птиц. (жаворонок, грач, скворец, кукушка, стриж, соловей, ласточка)

5.Работа по тетради с. Задание 3.

Физкультминутка.

6.Прилетели на зимовку яркие к нам птички.

Кочующие-те, которые постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи

7.Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

- Как называются такие птицы? (зимующие)

- Так почему остаются с нами такие птицы как воробей, ворона, голубь?

Эти птицы живут в городе рядом с людьми. В городах есть немало мест, где можно согреться и найти корм. Эти птицы всеядные. Они питаются тем, что найдут: это и крошки, и личинки, семена, ягодки.

На доске появляется схема:

V. Первичная проверка понимания.

2. Почему же одни птицы улетают, а другие остаются зимовать?

- Могут ли они найти корм в холодное время года?

- Чем птички питаются, когда выпадает снег?

- Кочующие и зимующие птицы могут перенести сильные морозы, но от голода они часто гибнут. Им трудно добывать семена из-под снега. Вот здесь и нужна наша помощь.

– Ребята, а можем ли мы помочь птицам зимой? Чем мы можем помочь им? (Нужно делать кормушки).

– А чем же можно кормить птиц?

семена подсолнечника, арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов;

просо, пшено, рябина, боярышник и зерна кукурузы;

шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши);

синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое).

VI. Рефлексия.

В тетрадях нарисовать смайлик.

VII. Итог урока.

На какие группы мы разделили всех птиц? Почему птицы осенью улетают на юг? Кто из перелётных птиц улетает первыми? Последними?

– Ребята, сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы, отгадываете, какие птицы остаются зимовать в наших краях.

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
(Воробей.)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица.)

Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь.)

Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: "Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!"
(Ворона.)

Все время стучит,
деревья долбит.
Но их не калечит,
а только лечит.
(Дятел.)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока.)

Читайте также: