Страны дальнего востока история 8 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

то время как в Европе происходили бурные изменения, страны Востока, с точки зрения европейцев, живших размеренной жизнью. В период раннего нового времени продолжали развиваться три основных цивилизации Востока: ближневосточная-мусульманская, охватывающую территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока; индийско-Южноазиатская, охватывающую полуостров Индостан и прилегающие территории, и китайско-дальневосточная, охватывающую территорию Китая, Индокитая , Кореи, Японии

Самой мощной державой мусульманского мира была Османская империя, которая на начало XVI в. занимала территорию Балканского полуострова и Малой Азии. К концу XVII в. Османская империя продолжала расширять свои границы. Вершина внутренней и внешней мощи империи приходится на правление султана Сулеймана I (1520-1566 гг.) При Сулеймане положение Турции было стабильным, а военные походы османов сопутствовал успех. Территория его империи превышала территорию всей Европы. Европейцы, хотя и боялись могучего султана, все же отдавали дань его военным и государственным достижениям, назвав его Сулейманом Великолепным. Сами турки дали ему прозвище Кануни ("Законодатель"). Большое влияние на Сулеймана И, как свидетельствуют современники, оказывала его жена Роксолана, по преданию - украинский, которая была похищена в плен татарами

В годы правления Сулеймана I было трудно предсказать будущий упадок империи. Переломной стала битва под Веной в 1683 г., после нее Османская империя начала терять территории. Медленно набирал силу освободительное движение покоренных народов, возросли внутренние проблемы. Было очевидно, что в будущем империя развалится

Индия с незапамятных времен отличалась переплетением различных народов, языков, религий, культур и традиций. Основную территорию Индии занимали самостоятельные государства. Управляли ими махараджи (цари) или раджи (князья). Большинство населения Индии жило в селах, где господствовала община, а кастовый принцип деления населения доповняв и укреплял ее. Гордостью страны были ее города, поражавших воображение европейцев своим величием, красотой и богатством. Изделия индийских ремесленников пользовались спросом за пределами Индии. Торговля приносила огромные доходы раджам. Именно богатства Индии привели к коренным изменениям судьбе страны. В XVI в. в прибрежные города проникли европейцы, а с севера в Индию вторглись среднеазиатской моголы во главе с Бабуром

Бабур был потомком Чингисхана и Тимура, правил Фергане, а впоследствии завладел Кабулом. Бабур, имея сильное войско, оснащенное артиллерией, в битве при Панипат (1526 г.) разгромил войско делийского султана. Эта дата считается началом основания государства Великих Моголов, просуществовавшая 200 лет

Внук Бабура Акбар (1556-1605рр.) завоевал Северную и Центральную Индию, а также Афганистан. Акбар ввел систему единой централизованной власти, жесткое налогообложение, совершил военную реформу. Даже попытался создать новую религию. В правление Акбара государство Моголов стала империей Моголов. По преемников Акбара границы империи продолжали расширяться и в конце XVII в. включали в себя почти всю Индию. В империи процветала торговля и ремесла, ее города украсили великолепные здания и храмы, в которых сочетались традиции мусульманской и индийской архитектуры. Самое известное сооружение того времени - это мавзолей Тадж-Махал в Агре.

К тому времени значительно усилилось европейское влияние в Индии

Основанная в 1600 г. английская Ост-Индская компания почти вытеснила из крупных портовых городов Индии португальское и голландское купечество. В XVIII в. она повела активное наступление на французские владения в Индии. В сражении у Плесси (1757 г.) англичане нанесли решающее поражение индийским правителям и приступили к покорению страны. Правители империи Великих Моголов, распадающегося могли лишь безучасно наблюдать.

Восставшие крестьяне овладели Пекином и провозгласили своего предводителя Ли Цзычэна императором. Но именно в это время страна подверглась вторжению маньчжуров, кочевых племен, живших на севере Китая. В 1644 г. маньчжуры захватили Пекин. Это событие считается началом правления маньчжурской династии Цин (1644-1911 гг.) Маньчжуры вели себя как завоеватели, показывая свое превосходство над китайцами, хотя не посягали на традиции и религию страны и даже перенимали их

Богатства Китая привлекали европейцев. От XVI века в Китай проникают европейские купцы и миссионеры. Растущее влияние европейцев стал беспокоить маньчжурских правителей (богдыхана). Из страны были высланы миссионеров, а от 1757 Китай вообще закрыли для европейцев



Османская империя в XVI - XVII вв. Битва при Лепанто 7 октября 1571



Страны Азии в XVI - XVII вв.



Страны Азии в XVIII в.



Османская империя XVI - XVII вв. (контурная карта)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: История Нового времени

Тема урока: Страны Дальнего Востока в XVIII веке.

Тип урока : урок освоения новых знаний и учебных действий

Предметные результаты:

Метапредметные: приобретают умение ориентироваться в учебнике, преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы, используют знаково-символические средства, выделяют существенную информацию из текста, Принимают учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносят в них необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки, адекватно воспринимают оценку учителя, Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы ; выражают собственное мнение, учатся аргументировано его отстаивать.

Личностные результаты : Познавательный интерес к новому материалу, осознают важность сохранения исторического наследия, проводят самооценку своей учебной деятельности

Методы обучения: Иллюстративно-словесный, практический.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основное содержание темы, понятия и термины:

Образовательные ресурсы: Учебник, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер), презентация к уроку.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания.

3.Актуализация знаний.

Постановка целей и задач.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

На Дальнем Востоке сложилась своя система международных отношений, центом которых являлся Китай. Китай относится к наиболее древним цивилизациям, особенностью китайской цивилизации является то, что она развивалась изолированно от других цивилизационных центров.

Четыре великих китайских изобретения — так в одноимённой книге крупнейший исследователь китайской науки Джозеф Нидэм окрестил изобретённые китайцами в Средние века компас, порох, бумагу и книгопечатание.

4. Изучение новой темы.

В XIII в. Китай был захвачен монголами. В 1368 г. монголы были изгнаны, в стране утвердилась династия Мин. Династия Цин правила страной с 1644 по 1912 год. Ей последовала Китайская республика – с 1912 г. Мультикультурная Цинская империя существовала в течение почти трёх веков и сформировала территориальную базу для современного китайского государства.

Размеры Цинской империи были огромны. В XVIII веке численность ее населения достигла 300 млн человек. Столицей этого государства был город Пекин.

Династии Цин удалось вернуть ряд территорий, ранее захваченных европейцами. На протяжении XVIII века в состав Китая вошли Северная Монголия, Джунгария, государство Кашгария, Тибет. Вьетнам признал себя вассалом Цинской империи.

В XVIII веке Китай окончательно закрыл свои границы для европейцев. Исключение – порт Гуанчжоу

XVII–XIX вв. в Японии называют периодом Эдо, по названию столицы Японии данного периода – города Эдо (современный Токио). В это время страной фактически правили представители рода Токугава.
В XVI в. в Японии боролись за власть могущественные кланы самураев военного сословия. В самом конце сто­летия борьба завершилась победой рода Токугава, удер­живав­ше­го власть более 250 лет, в те­че­ние всего пе­ри­о­да Эдо.

В эпоху Эдо Япо­ния представляла собой конфеде­ра­цию более чем 200 кня­жеств, ко­то­ры­ми управ­ля­ли кня­зья-вас­са­лы. Ре­аль­ной вла­стью об­ла­дал сёгун. Он кон­тро­ли­ро­вал им­пе­ра­то­ра и его двор. Им­пе­ра­тор в этот пе­ри­од не имел ни во­ен­ной вла­сти, ни ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов, но об­ла­дал вы­со­ким ри­ту­аль­ным и це­ре­мо­ни­аль­ным ста­ту­сом. Им­пе­ра­тор счи­тал­ся сыном Неба. От его уча­стия в ри­ту­а­лах, счи­та­ли япон­цы, за­ви­сит бла­го­по­лу­чие стра­ны.

Ос­нов­ная от­расль сель­ско­го хо­зяй­ства – ри­со­се­я­ние.

Все на­се­ле­ние Япо­нии в это время де­ли­лось на че­ты­ре со­сло­вия:
• са­му­раи (наи­бо­лее при­ви­ле­ги­ро­ван­ное со­сло­вие),
• кре­стьяне,
• ре­мес­лен­ни­ки,
• купцы.

Структура и ход урока:

1).Этап мотивации к учебной деятельности.

2).Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии .

3).Этап построения проекта выхода из затруднения.

4).Этап реализации построенного проекта.

5).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

6).Этап включения в систему знаний и повторения.

7).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Домашнее задание

- Здравствуйте ребята. Мы продолжаем изучать Многоликий Восток. Сегодня я вас приглашаю в научную лабораторию, будем заниматься с вами исследовательской деятельностью. Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, нужно узнать какой багаж знаний вы принесли на урок. И поэтому я раздам карточки с вопросами.

Раздаю карточки. Подписываете, отвечаете на вопросы, написанные на них.

А остальным я предлагаю творческое задание. Перед нами кроссворд и мы с вами его разгадываем.

Какой титул носил император Индии

Как называется территория, находящаяся под управлением метрополии

Основателем династии Великих Моголов был

Основная религия во времена правления Аурангзеба

Первые купцы, которые появились в Англии были ….

Хорошо, а скажите мне, какие верования были распространены в Индии? Что такое касты? Сохранились ли они до сих пор?

Почему распалась держава Великих Моголов?

Вопрос к тем, кто работает по карточкам. Кто ответил? Заканчивайте. Давайте проверим карточки. Взаимная проверка карточек. Ставим правильно-неправильно, ставим оценку.

Назовите год вторжения Бабура в Индию. (1526)

1757 год – это год (когда Индия стала британской колонией).

Захват г.Дели персами. (1739)

С домашним заданием все понятно. И я Вас приглашаю к изучению неизведанных далей.

Давайте вспомним какие страны Востока нам с Вами покорились? Показать.

(Османская империя, Персия, Индия.) Какой ты скорый. Такими амбициями даже Александр Македонский не обладал.

А вы не обратили внимание , что мы идем по Азии с Запада на Восток. Движемся дальше на восток Куда мы продвигаемся (на Восток)

Какие страны у нас дальше по курсу? (Страны Дальнего Востока) Китай, Япония

Какие ассоциации у Вас возникают при слове Китай (шелк, порох, компас, фарфор)

Давайте попробуем вспомнить, какая династия правила в Китае в средние века? (Мин).Как называли китайцы свою страну?

Официальная религия- Конфуцианство. Никите было дано опережающее домашнее задание. Пожалуйста, Никита, расскажи нам о конфуцианстве.

Давайте заполним таблицу.

После смены династий Китайская империя достигла высшего могущества. С конца 17 века в Китае возобновился экономический подъем, прерванный маньчжурским завоеванием. После того, как Маньчжурия подчинила весь Китай, она продолжила завоевательные войны.

Открываем учебник на стр. 274, ответьте на вопрос:

Какие страны вошли в состав Китая в 18 веке? Прочитайте, пожалуйста.

Продолжим наши исследования и приступим к изучению Японии. Символами Японии являются гора Фудзияма - самая высокая гора Японии и цветущая сакура. Япония располагается на 4 больших и 40 маленьких островах.

На рубеже XVI – XVII вв. в Японии начался процесс создания централизованного государства. Иэясу Токугава подчинил своей власти князей всей Японии. С этого времени сёгуны Токугава стали полновластными правителями Японии в последующие 250 лет. Япония стала централизованным государством, где был установлен военный порядок.

Синтоизм- Тажгарина Зарина – опережающеее задание.

Буддизм – Ахрамжан Абдулла - опережающеее задание

Мы с вами знаем, что Индия в 18 веке стала колонией Британии. А как вы думаете, что было с ее восточным соседом Китаем?

Япония это тоже Дальневосточная страна. Как вы думаете, что же стало с ней в эпоху европейской колонизации Востока?

Давайте разделимся на группы и поработаем с учебником.1 ряд читает п.3 параграфа 27, 2 ряд читает п.6 параграфа 27.

Задача прочитать и найти причины закрытия страны от других государств

Сравните причины закрытия этих государств.

Давайте проверим таблицу:

Император (богдыхан) Сословия: завоеватели, ученые, земледельцы, ремесленники , торговцы

Формальная императору – микадо, фактически военному вождю – сегуну. Сословия: самураи, крестьяне, ремесленники, купцы.

Религия – синтоизм, буддизм.

Завоевание соседних государств

Закрытие границ страны. Традиционный путь развития

Завоевание соседних государств

Закрытие границ страны. Традиционный путь развития.

Давайте подытожим, как повлияло закрытие государств Дальнего Востока на их дальнейшее развитие.

Как вы думаете, к чему привело закрытие стран?

Какой можно сделать вывод:

Сохранили независимость страны; сохранили культуру, сохранили религию. Возможность отставания в развитии из-за сохранения традиционных отношений в обществе и хозяйстве, ослабление государства перед лицом более развитых стран. Угроза порабощения сохранялась.

Причины закрытия стран : стремление воспрепятствовать колонизаторской политике европейцев и желание сохранить традиционные устои общества.
Последствия закрытия стран : позволило временно сохранить независимость, но привело к экономическому и научно-техническому отставанию стран.

Чтобы закрепить полученный материал давайте составим синквейн со словами Китай, Япония

Синквейн похож на японское стихотворение. Правила составления синквейна


Сегодня на уроке мы узнали много новых терминов.

Запретный город

Закончи предложение.

Микадо жил в то время в своей древней столице…….(Киото)

Микадо не управлял страной, а следил за ….и …..(религиозными обрядами и традициями)

В начале XVII века власть в Японии захватил………..(сегун Токугава)

Единственный порт Японии, в который разрешалось приставать купцам из Китая и Голландии


На данном уроке мы узнаем географическое положение и историю освоения Дальнего Востока, разберёмся с природными ресурсами на его территории, а также рассмотрим специализацию хозяйства региона.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Дальний Восток"

Территория Дальнего Востока располагается на крайнем востоке нашей страны. Северные районы Дальнего Востока лежат за Полярным кругом, а южные — на широте Средиземноморья. Побережье Дальнего Востока омывают моря Тихого океана — Берингово, Охотское, Японское, а также моря Северного Ледовитого океана – Чукотское, Восточно-Сибирское и Лаптевых. Кроме материковой части в состав региона входят острова: остров Врангеля, остров Сахалин, Курильские и Командорские острова.


Административно-территориальный состав региона:

1. Одна республика: Саха (столица - Якутск).

2. Три края: Камчатский, Приморский, Хабаровский.

3. Три области: Амурская, Магаданская, Сахалинская.

4. Один автономный округ: Чукотский.

5. Одна автономная область: Еврейская.


Площадь региона составляет 6,2 млн км², что составляет 36 % площади страны.

Освоение русскими землепроходцами дальневосточных земель началось в XVII веке. В 1632 году был заложен Якутск, ставший опорной базой для дальнейшего продвижения на юг и восток.

В 1648 русский казак Семён Дежнёв спустился по реке Колыме в Северный Ледовитый океан и обогнул Чукотский полуостров с востока, первым прошел проливом, разделяющим Северную Америку и Евразию.

В это же время Ерофей Хабаров основал на Амуре первые русские поселения. Первым портом России на Дальнем Востоке стал Охотск, основанный в 1646 году.

В 1724 по указу Петра I была организована Первая Камчатская экспедиция, во главе с Витусом Берингом.


Экспедиция обогатила российскую науку ценными сведениями о восточном побережье Сибири (в частности, территории сегодняшних Магаданской и Камчатской областей), новыми картами, точными определениями координат дальневосточного берега.

После отмены крепостного права поток переселенцев на Дальний Восток значительно усилился. Стали возникать новые города: Николаевск-на-Амуре, Хабаровск, Благовещенск, Уссурийск. Основной морской базой России стал Петропавловский порт (с 1924 года – город Петропавловск-Камчатский). Во второй половине XIX века в Приморье и Приамурье были открыты месторождения золота. Это послужило стимулом для освоения и заселения территории. Ещё одним стимулом для развития региона стало строительство Транссибирской магистрали в конце XIX века.

Новый этап хозяйственного освоения района начался в советский период, а именно в 30–50 годах, когда стали активно разрабатываться месторождения руд цветных металлов, золота и каменного угля.

Территория Дальневосточного региона – одна из самых богатых сырьевыми ресурсами в России. Этот край занимает очень важное место в экономике государства. На Дальнем Востоке много месторождений рудных полезных ископаемых. К ним относят железные руды и руды цветных металлов.

На первом месте среди минеральных богатств Дальнего Востока стоит золото. Благодаря запасам золота Дальнего Востока Россия вошла в число мировых лидеров по золотодобыче. Дальний Восток является ведущим золотодобывающим регионом России и уже многие годы играет значительную роль в формировании золотовалютных резервов государства. Золото на Дальнем Востоке добывают на Колыме, Чукотке, в низовьях Амура, в верховьях Селемджи, а также на восточном склоне Сихотэ-Алинь.

Много месторождений полиметаллов, железной руды, слюды, графита, фосфоритов и других ресурсов.

На Дальнем Востоке находятся крупнейшие угольные ресурсы (Южно-Якутский, Ленский бассейн), но большинство месторождений пока слабо разведано и находится в сложных по природным условиям районах Севера. Если общегеологические запасы угля составляют почти 50 % от общероссийских, то промышленные — всего 5 %.

На Сахалине добываются уголь, нефть и газ. Начато освоение месторождений нефти на шельфе Охотского моря.

В перспективе в регионе целесообразно формирование металлургической базы — Дальневосточной, поскольку завоз сюда металла из других районов обходится очень дорого. Ресурсной основой для этой базы может стать уникальное сочетание железной руды месторождения Таёжное и каменного угля Чульмана.

Территория дальневосточного региона богата древесным сырьём (30 % запасов древесины России). В южной части располагаются массивы очень дорогостоящих хвойных пород. Северная часть богата лиственницей. В районе уссурийской тайги растут уникальные породы дерева – маньчжурский орех и амурский бархат, которые представляют собой одну из самых ценных в мире древесин.


Хозяйственное значение для Дальнего Востока имеют многие животные. Среди них более тридцати видов пушных зверей — соболь, выдра, белка; два вида оленей — пятнистый и изюбр, молодые рога которых используются для производства ценного лекарства — пантокрина. В хозяйственной специализации Дальнего Востока важны и морские промыслы. Здесь добывают сельдь, морского окуня, палтуса, минтая, а также крабов, креветок. В прибрежных водах добываются моллюски, мидии, морские ежи, ламинария.

Немалое значение для Дальнего Востока приобретают агроклиматические ресурсы. Это климатические условия, которые учитываются в хозяйственной деятельности человека. К ним относятся: количество осадков в вегетационный период, годовая сумма осадков, сумма температур за вегетационный период, продолжительность безморозного периода и так далее. Другими словами, агроклиматические ресурсы – это свойства климата территории, обеспечивающие возможности сельскохозяйственного производства. В умеренном поясе Дальнего Востока климатические условия достаточно благоприятны для сельского хозяйства. На низменностях Приамурья хорошо растут овощи и зерновые культуры, в том числе соя и рис, а также плодовые деревья. На низменностях Приморского края и в речных долинах на юге вызревает даже виноград. На Сахалине успешно выращивают картофель и другие корнеплоды.

Главная историческая черта Дальнего Востока в плане демографии — незначительная численность населения в сравнении с огромной площадью территории. Подобная ситуация объясняется жёсткими природными и климатическими условиями и положением по отношению к транспортным артериям. В течение долгого времени в целях удержания населения и привлечения рабочей силы действовали специальные льготы и надбавки к зарплате. Однако в связи с прекращением государственной поддержки после распада СССР, население начало стремительно сокращаться: с 8,1 млн человек в 1991 году до 6,2 млн человек на начало 2017 года. По некоторым прогнозам, население региона к 2050 году может сократиться почти на 40 % и составит около 3,6 млн человек.


Население распределено неравномерно. Наиболее высокая плотность населения в Приморском крае (11,7 чел./км²), самая низкая – в Чукотском автономном округе (0,07 чел./км²).

Доля городского населения в регионе составляет 78 %. Самая высокая – в Магаданской области – 95,7 %. Общее число городов – 60 и около 180 поселков городского типа. Крупных городов всего 9. Крупнейшие из них – Хабаровск и Владивосток – имеют численность более 500 тыс. человек. Все крупные города расположены на юге района. Вы можете видеть это на карте.

Рассмотрим основные отрасли хозяйства региона.

На Дальнем Востоке преобладают добывающие производства цветной металлургии, пищевая и топливная промышленность, электроэнергетика.

Ведущая отрасль пищевой промышленности – переработка рыбы и морепродуктов. По улову и переработке рыбы и морепродуктов Дальнему Востоку принадлежит 1-ое место среди экономических районов России. В Приморском и Камчатском краях и в Сахалинской области продукция рыбной промышленности составляет 40–50 % от объёма промышленной продукции. Часть рыбы перерабатывается в море на специальных судах.

Хорошие перспективы имеет электроэнергетика. Пока что электроэнергии в районе не хватает, хотя здесь построены разные виды электростанций. Основные теплоэлектростанции сосредоточены на юге Дальнего Востока. Крупнейшая ТЭС – Приморская. В Чукотском автономном округе работает Билибинская АЭС. Завершается строительство плавучей атомной электростанции недалеко от города Певек.


На полуострове Камчатка действуют Паужетская, Мутновская, Верхне-Мутновская геотермальные электростанции. Ещё две ГеоТЭС находятся на Курильских островах: Океанская и Менделеевская. Для получения электроэнергии они используют внутреннее тепло земли.


В Амурской области построены ГЭС: Зейская и Бурейская.

Открытие крупных нефтегазовых ресурсов в Ленско-Вилюйской котловине позволяет начать подготовку к сооружению крупного газопровода на юг Дальнего Востока, который крайне нуждается в этом эффективном топливе, а также в Китай и Японию. На Сахалине действует первый в России завод, производящий сжиженный газ из местного сырья. На специальных судах газовозах он идёт на экспорт.

Завод, производящий сжиженный газ на Сахалине


Через территорию Дальнего Востока проходят важные транспортные пути, связывающие Восточную Азию и западное побережье Америки со странами Европы. Основные транспортные оси зоны Севера — река Лена и Северный морской путь.

Читайте также: