Конспект уроку з біології 9 клас біотичні абіотичні та антропічні антропогенні техногенні фактори

Обновлено: 05.07.2024

Дорогой учитель, ученик и родитель! К данному уроку есть упражнения, домашние задания и обратная связь на нашем .

Все необходимое к ЕГЭ и ЦТ по теме "Среда обитания организмов и экологические факторы" ты найдешь в этом видео.

00:00 - 1:35 Введение 1:35 - 5:37 Экология как наука 5:37 - 46:25 Базовые понятия экологии 46:25 - 53:33 Бочка Либиха .

Из этого урока вы узнаете о классификации факторов среды, познакомитесь с абиотическими факторами: температурой и .

Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

. заключается в том что достаточно даже одного ограничивающего фактора чтобы привести организм гибели часто закон .

Все необходимое к ЕГЭ и ЦТ по теме "Свет, тепло, вода как абиотические факторы" ты найдешь в этом видео. 20 баллов .

Видеоуроки являются идеальными помощниками при изучении новых тем, закреплении материала, для обычных и .

Мы живем не в вакууме. Нам каждый раз приходится взаимодействовать с окружающей средой. Мы взаимодействуем с .

Здравствуйте ребята сегодня мы с вами разбираем тему влияние экологических факторов на организмы на прошлом .

Пришло время темы, которая на первый взгляд кажется, совершенно легкой, но с которой у многих выпускников возникли .

Помимо факторов неживой природы существуют еще и фактор из живой природы что касается факторов другими живыми .

00:00 - Начало 2:08 - экологические факторы 3:21 - действие экологических факторов 5:52 - примеры стенобионтов и .

. максимально прежде всего надо давать фосфорные удобрения ограничивающий фактор то есть факторов много даты .

В ходе этого урока вы продолжите знакомство с биотическими факторами среды и их значением в жизни разных существ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: создание условий для развития представлений о влиянии человека на окружающую среду и необходимости рационального природопользования.

Образовательная

Раскрыть суть антропогенного фактора;

Показать необходимость рационального природопользования;

Сформировать представление о взаимосвязи окружающей среды и человека;

Формирование основ экологической культуры и грамотности.

Формирование представлений о значении биологических знаний в жизни человека

Развивающая

Развивать умения работать в группах, анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать умения работать со справочной литературой

Воспитательная

Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный

Метод (обучения) проведения: частично-поисковый, проблемное изложение

Оборудование: справочная литература, учебники, карточки для работы в группах, доска, проектор

Организационный момент.

Актуализация знаний

Вопросы и задания для актуализации знаний:

Дайте определение: окружающая среда, факторы среды (экологические факторы), биотические, абиотические факторы;

Приведите примеры биотических и абиотических факторов среды

- Ребята, среди экологических факторов выделяют не только биотические и абиотические, но еще и антропогенные.

- Антропогенные факторы и будут объектом нашего внимания на сегодняшнем уроке.

Все схемы и рисунки отображаются дополнительно на интерактивной доске.

Новый материал и актуальность темы.

(Ответы учащихся: антропология, антропогенез, антрополог . Если учащиеся затрудняются, учитель помогает им).

- Пользуясь литературой на ваших столах (справочные материалы, биологические словари), найдите значение слов: антропос и генезис

- Запишите значение этих слов в рабочий лист.

- Давайте теперь попробуем сформулировать определение: антропогенные факторы это…

( Звучат ответы учащихся. Обычно, после проделанной работы, у учащихся не возникает сложностей, но если вдруг заминка произошла, то необходимо попросить учащихся обратиться к справочной литературе на их столах и учебнику).

- Запишите определение в ваши рабочие листы:

Антропогенные факторы – это факторы, связанные с деятельностью человека в природе.

Актуальность темы

- Ребята, к какому царству живой природы принадлежит человек? (К царству животные).

Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся рассказом:

- На заре развития человечества степень воздействия людей на среду обитания не отличалась от воздействия других организмов. Но в настоящее время влияние человека на окружающую среду стало таким огромным, что нуждается в пристальном изучении и контроле со стороны человека.

По своим последствиям воздействия человеческого общества на среду обитания могут быть положительными и отрицательными.

По истечении времени на это задание доска делится на 2 половины и учитель фиксирует воздействия, которые перечисляют ученики из групп.

- Ребята, какой вывод можно сделать, глядя на заполненные чаши весов? (отрицательное воздействие превышает положительное). Запишите результат в ваши рабочие листы

- А что плохого в том, что отрицательного воздействия больше? (учащиеся перечисляют последствия для живой природы, в том числе и для человека). Какой вывод можно сделать? (Пагубное воздействие человека на окружающую среду негативно отражается на жизни и здоровье самого человека) . Запишите этот вывод в рабочие листы.

- Заполните схему в рабочих листах

- Мы с вами доказали, что человек тесно связан с окружающей средой, а следовательно влияет на нее и сам подвержен ее влиянию, при чем отрицательного воздействия больше. Какой выход из этой критической ситуации вы видите? ( звучат ответы учащихся)

Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.

Ребята, все вы правы, но все что вы перечислили можно назвать одним словосочетанием рациональное природопользование

Что означает слово рациональный? Пользуясь словарем, найдите значение этого слова (основанный на разуме, правильный)

- Запишите определение в рабочие листы

- Но откуда каждому из вас узнать, какое воздействие человека на окружающую среду пагубно отразиться, а какое положительно?

(необходимы биологические знания)

4. Закрепление знаний

1. Работа в группах по карточкам

На некоторых участках степных заповедников регулярно выкашивают траву. Не нарушается ли при этом принцип охраны природы? Ответ поясните.

К каким отрицательным экологическим последствиям могут привести сооружение на реке каскада водохранилищ и зарегулирование стока?

Какие экологические опасности представляют крушения нефтеналивных судов?

Река Нил протекает почти по всей территории Африканского континента. В ее водах в большом количестве обитают различные представители животного мира, в том числе крокодилы. Однако с некоторых пор река дарит загадки. Там, где Нил протекает по территории Египта, крокодилы перестали водиться. Хотя в соседней стране – Судане, расположенной вверх по течению, их можно встретить в большом количестве.

Раскройте причины возникновения данного явления. Укажите возможные меры их предупреждения.

5. Подведение итогов.

1. Фронтальная беседа.

а) Что сегодня узнали на уроке?

б) Как влияет человек на окружающую среду?

в) К какому природопользованию должен стремиться человек. Ответ поясните.

2. Рефлексия.

а) Какая группа сегодня работала лучше?

б) Чью работу вы могли бы оценить на "5"?

в) Как вы оцениваете свою работу?

6. Домашнее задание

Информация о домашнем задании. В рабочих листах

1 уровень. Параграф 62, определения, вопросы в конце параграфа 1-6

завдання з біології, 9клас
Розділіть по групах фактори.
Абіотичні
Біотичні
Антропічні
1. Вітер,
2. фітонциди,
3. гриб мукор,
4. болото,
5. канал,
6. випасання худоби,
7. вірус грипу,
8. ГЕС,
9. озонові діри,
10. осушення боліт,
11. яри,
12. перевезення нафти,
13. землетруси,
14. повені,
15. внесення добрив,
16. мусони.

Изображение Ответ

Ответы

Ответ

Ответ

1. автотрофы питаются минеральными веществами, а гетеротрофы - органикой 2. кроме того, автотрофы - организмы, способные к фотосинтезу, а гететрофы к этому неспособны. 3. автрофы - в основном, растения (зеленые) и некоторые бактерии, гететротрофы - в основном животные

Ответ

Ответ

Другие вопросы по Биологии

Предмет

Предмет

Предмет

Уродині,де батько і мати мають міцне здоров*я,є три дочки. чи можна вважати що ці дочки так само як і всі інші наступні дочки якщо вони будуть народжуватися в цій род. виявляться такими ж стійкими до інф. захворювань. якщо відомо що в бабусі цих дітей по материнській лінії й дідуся по лінії батька-слабке здоров*я викликане хворобою брутона. ген відповідальний за розвиток стану дефіциту гама-глобулінів-рецесивний ген і локалізований у х-хромосомі.ііііііть)

ДПА з біології 2020 р. Варіант 1 (О.В. Костильов, С.М. Міюс)

Розібрані питання 1-27. Відкриті питання чекайте у наступних відео.

Основи ботаніки для ДПА з біології | Біологія ДПА 2022 | Розумскул

Проводить заняття - Богдан Кох, викладач ДПА з біології в онлайн-школі Розумскул. - Викладаю 1 рік - Навчаюся в НМУ ім.

Що робити після 9 класу? | Біологія ДПА 2022 | Розумскул

Проводить заняття - Богдан Кох, викладач ДПА з біології в онлайн-школі Розумскул. - Викладаю 1 рік - Навчаюся в НМУ ім.

Читайте также: