Природа и здоровье человека конспект

Обновлено: 06.07.2024

Материал данного занятия подходит для внеклассной работы в школе или для проведения воспитательного часа в детских домах. Рассчитано занятие примерно на школьников с 5го по 7й класс, то есть возраст от 11 и до 13ти лет.

Оценить 1308 0

"Природа и здоровье человека"

Цель:выявить взаимосвязь между природой и человеком.

формирование представлений о здоровье;

воспитание экологической культуры;

развитие познавательной активности детей, чувства уважения к окружающему миру.

I . Организационный момент.

Кричите там, где это нужно,

Кричите громко, дружно, дружно!

- Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему………

- С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой………

- При встрече через много лет вы крикнете друзьям……..

- И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…………..

- И вы запомните совет: дарите всем друзьям………….

- Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы………..

II . Введение в тему.

- Ну вот, поздоровались, настроились на работу. Теперь посмотрите на эти картинки.

(На доске (либо на экране ноутбука) картинки: Ребёнок, солнце, вода, лес, небо. Ребёнок в центре, другие картинки вокруг)

- Что вы видите, ребята? Как вы думаете, почему ребёнок в центре? Правильно, солнце, вода, лес и воздух - это всё природа, а ребёнок, то есть человек - царь природы. Влияет человек на природу? Да, но, к сожалению, не всегда положительно. А природа может оказывать влияние на человека? Да, может. И от всех нас зависит, положительное это будет влияние или отрицательное.

Делаем вывод: Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья! Думаю, многие из вас слышали подобное выражение.

III . Основной материал.

А) Здоровье. Как вы считаете, что для человека ценнее всего? Правильно, здоровье. Есть даже такое мудрое выражение: "Береги здоровье смолоду" Почему мы считаем здоровье ценным для нас? Потому что его невозможно купить ни за какие деньги, если утратил. Восстановить в некоторых случаях можно, но на это уйдёт много времени, сил и, конечно же, денег. А если вы следите за своим здоровьем, бережёте его, укрепляете и закаляете, то проживёте долгую и счастливую жизнь.

Быть здоровым – это естественное желание и стремление каждого. Сохранение и поддержание здоровья помогает человеку вести полноценный образ жизни, добиваться успехов в учёбе и труде.

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

Б) Солнце. В природе много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Кто же это? Сейчас мы узнаем? Давайте снова обратимся к картинкам, с которых мы начали наше занятие. Скажите, какое положительно влияние на нас оказывает солнце. Оно является источником витамина D . Этот витамин очень важен для нашего организма, он заряжает нас энергией. Без этого витамина человек чахнет и впадает в апатию. Долго без солнца мы не можем жить.

Солнце укрепляет организм человека. Особенно хорошо понимают это те, кто живёт на севере, где зимой круглые сутки – ночь. Если человеку приходится быть долгое время без солнечного света при его недостатке, он быстро утомляется, начинают плохо себя чувствовать, у него могут развиться некоторые очень опасные болезни. Солнечные лучи укрепляют защитные силы организма, а значит, и здоровье человека. Даже когда солнце закрыто облаками, его лучи проходят сквозь них и оказывают благоприятное влияние.

При этом мы не должны забывать, что всё хорошо в меру, а долгое пребывание на солнце может привести к солнечному удару или ожогам на коже.

В) Вода. Чем же полезна для нас вода? Это основной источник питания. Воду чистую полезно пить утром натощак и вечером перед сном, она помогает очищать организм от вредных веществ. На воде мы готовим пищу, водой умываемся, моемся, стираем себе вещи, моем посуду и с её помощью делаем уборку в квартире, что тоже немаловажно для нашего здоровья. Выражение "Чистота - залог здоровья" это подтверждает. Вообще вода питает всё живое вокруг, без неё не было бы жизни на земле, она и занимает большую площадь территории земли. Даже организм человека на 80 % состоит из жидкости.

Г) Воздух. Осталось две картинки, они взаимосвязаны. Кто ответит что их связывает. Правильно, воздух. Какое отношение имеет лес к воздуху? Мы поглощаем кислород и выдыхаем углекислый газ, а деревья наоборот поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. Поэтому лес и растения для нашего организма имеют большое значение.

В любое время года: в выходные дни, в каникулы, во время отпуска миллионы людей отправляются в лес, на луг, к морю. Отдых на природе снимает усталость, восстанавливает силы и бодрость, создаёт хорошее настроение.

Огромное разнообразие растений – настоящая фабрика чистого воздуха. Не было бы растений, не было бы жизни. Для людей и животных необходим кислород. При дыхании живые существа поглощают его из воздуха, а выдыхают углекислый газ. Расход кислорода огромен. А между тем состав воздуха не меняется, в нём остаётся достаточно кислорода для дыхания.

После душных поселковых улиц дыхание в природе приносит истинное наслаждение. Вместе с чистым воздухом в наш организм как бы входят новые силы. Воздух полезен ещё и тем, что является активным закаливающим фактором. Закаливание воздухом делает человека менее восприимчивым к простудным заболеваниям.

Д) Красота. Какую роль, по вашему мнению, играет маленький цветок в жизни человека?

Вот и вспомнили вы ещё об одном удивительном свойстве природы. Это её красота. Многообразен мир звуков, красок, форм природы. И это вызывает у нас радость, восторг, удивление, заставляет быть добрее и ласковее, укрепляет наши силы, здоровье. Поэтому удивляйтесь и радуйтесь солнышку, пестрокрылой бабочке, хрустальному роднику и маленьком цветку.

Это далеко не всё о том, как влияет природа на здоровье человека, как добра она к нему. Вы, наверное, ещё много сможете рассказать об этом.

Е) Экология.

Человечество – лишь незначительная часть природы. Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Только вот беда: не всегда люди понимают, что охрана природы – это необходимое условие сохранения его здоровья.

Сегодня много говорят про плохую экологию и по телевизору показывают, и в газетах пишут, что надо её исправлять. Так, что же такое экология?

Живая и неживая природа тесно связаны между собой. Их взаимодействие друг на друга и изучает наука – экология.

Вспомните какое пагубное влияние оказывает человек на леса - источник чистого воздуха. (Пожары, вырубка, вытаптывание растений, уничтожение животных, загрязнение) Чем меньше растительности, тем меньше кислорода. Сами же люди и страдают при этом.

Так же и с загрязнением воды. Некоторые водоёмы до такой степени испорчены, что не пригодны для употребления, в них вымерла вся живность. В больших городах вообще в связи со множеством машин и заводов, которые своим выхлопом загрязняют воздух, проблема с кислородом. Из-за грязного воздуха разрушается озоновый слой, который защищает нас от палящих лучей солнца.

Губительно действуя на природу, человек, прежде всего, губит себя, своё здоровье!

Взрослых экологических проблем детям не решить. Но кое-что, ребята, вы уже можете сделать: посадить деревья… Дети подхватывают: ухаживать за ними, не ломать ветки, подкармливать птиц зимой, не мусорить в лесу и т.д.

IV . Работа в группа (закрепление).

Сейчас мы с вами разделимся на две группы, и я вам дам задание, но для начала давайте вспомним правила работы в группе:

1. При работе слушай внимательно, смотри на собеседника.

2. Говори тихо, не мешай другим.

3. Нужно уметь договариваться друг с другом.

4. Решите кто начнёт писать, кто закончит, кто оформит, а кто представит работу.

Задание вам вспомнить и записать все правила поведения на природе и оформить их небольшим рисунком.

V. Заключение.

Закончить наше занятие я хочу одной интересной притчей:

Природой нельзя назвать то, что сделано руками человека.

2. Что такое здоровье?

(свободное высказывание детей)

– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово здоровье?

Работа в группах: – Обсудите в группе, что же такое здоровье?

– Какие вы знаете выражения, связанные со словом здоровье? (Высказывания учащихся от каждой группы).

Быть здоровым – это естественное желание и стремление каждого. Сохранение и поддержание здоровья помогает человеку вести полноценный образ жизни, добиваться успехов в учёбе и труде.

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

Объединяем усилия и получаем запись:

Материал для учителя:

Понятие здоровье – неоднозначно трактуется в научной литературе. Определение здоровья, данное Всемирной организацией здоровья:

3. Как природа влияет на здоровье человека?

В природе много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Кто же это? Сейчас мы узнаем?

– Почему вы идёте гулять на улицу, а не сидите дома? (слайд 10)

(Нужен свежий воздух.)

Вот он первый доктор!

– Какое значение для здоровья человека имеют воздух и растения?

(свободное высказывание детей)

Материал для учителя:

В любое время года: в выходные дни, в каникулы, во время отпуска миллионы людей отправляются в лес, на луг, к морю. Отдых в природе снимает усталость, восстанавливает силы и бодрость, создаёт хорошее настроение.

Огромное разнообразие растений – настоящая фабрика чистого воздуха. Не было бы растений, не было бы жизни. Для людей и животных необходим кислород. При дыхании живые существа поглощают его из воздуха, а выдыхают углекислый газ. Расход кислорода огромен. А между тем состав воздуха не меняется, в нём остаётся достаточно кислорода для дыхания.

После душных городских улиц дыхание в природе приносит истинное наслаждение. Вместе с чистым воздухом в наш организм как бы входят новые силы. Воздух полезен тем ещё и тем, что является активным закаливающим фактором. Закаливание воздухом делает человека менее восприимчивым к простудным заболеваниям.

(свободное высказывание детей)

Например: Красота природы тоже благоприятно действует на наше самочувствие.

Обратная связь: дети говорят о вырубке и лесных пожарах; осушение болот, озер; человек вырывает лекарственные и красивоцветущие растения и т.д.

Учитель корректирует и дополняет ответы детей. (слайд 11)

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберём цветы, (Я делаю паузу, а дети ведут счёт сорванным цветам)
Опустеют все поляны –
И не будет красоты.

– Роль солнца в укреплении человеческого организма? (слайд 12)

(свободное высказывание детей)

Материал для учителя:

Солнце, как и воздух, укрепляет организм человека. Особенно хорошо понимают это те, кто живёт на севере, где зимой круглые сутки – ночь. Если человеку приходится быть долгое время без солнечного света при его недостатке, он быстро утомляется, начинают плохо себя чувствовать, у него могут развиться некоторые очень опасные болезни. Солнечные лучи укрепляют защитные силы организма, а значит, и здоровье человека. Даже когда солнце закрыто облаками, его лучи проходят сквозь них и оказывают благоприятное влияние.

– А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить?

– Почему вода является союзником здоровья? (слайд13)

(свободное высказывание детей)

Материал для учителя:

– Прочитай внимательно эпиграф к нашему занятию.

– Какую роль, по вашему мнению, играет маленький цветок в жизни человека?

(свободное высказывание детей)

Вот и вспомнили вы ещё об одном удивительном свойстве природы. Это её красота. Многообразен мир звуков, красок, форм природы. И это вызывает у нас радость, восторг, удивление, заставляет быть добрее и ласковее, укрепляет наши силы, здоровье. Поэтому удивляйтесь и радуйтесь солнышку, пестрокрылой бабочке, хрустальному роднику и маленьком цветку. (слайд 14)

Это далеко не всё о том, как влияет природа на здоровье человека, как добра она к нему. Вы, наверное, ещё много сможете рассказать об этом при ответе на последний вопрос.

Физкультминутка

Солнце спит, небо спит, – (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало – (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок – (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок – (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше – (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик – (постепенно садятся и кладут голову на руки).

Человек – часть природы.

Человечество – лишь незначительная часть природы. Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Только вот беда: не всегда люди понимают, что охрана природы – это необходимое условие сохранения его здоровья.

Так, что же такое экология?

Живая и неживая природа тесно связаны между собой. Их взаимодействие друг на друга и изучает наука – экология.

Материал для учителя:

В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения среды.

В нашем районе лесные полосы подвергаются бесконтрольной рубке, захламляются бытовыми отходами, гибнут от недостатка влаги в почве. По материалам последнего землеустройства, проведённого в 1985 году, в районе числится 3 125га защитных лесных полос, а, сколько их сейчас осталось, не ответит никто.

Имеющиеся солёные озёра в районе тоже ищут нашей защиты. На озере Беленькое ведётся бесконтрольная заготовка яиц артемии (этой продукции было добыто около 30 тонн).

Рыбы в наших пресных водоёмах почти не осталось. Лебединское, Карпиловское и Новокиевское озёра высыхают, т.к. из-за отсутствия средств не работают скважины, которые подпитывали эти озёра водой. Наблюдаются случаи браконьерской ловли рыбы.

Озеро в с. Карпиловка превратили в болото, на нём предприниматели выращивают гусей.

Надо любить природу, ведь она так ранима.

– Я знаю, ребята, что вы ещё много можете рассказать на тему, как природа и здоровье связаны между собой, но, к сожалению, время нашего классного часа подходит к концу.

– Какое маленькое открытие для себя сделал каждый из вас из всего услышанного? Кому удалось сегодня понять что-то новое о себе?

Дети сами приходят к выводу:

Губительно действуя на природу, человек, прежде всего, губит себя, своё здоровье.

– Взрослых экологических проблем детям не решить. Но кое-что, ребята, вы уже можете сделать: посадить деревья…

Дети подхватывают: ухаживать за ними, не ломать ветки, подкармливать птиц зимой и т.д.

Заключительное слово учителя:

Наше здоровье в наших руках!

Берегите природу!

–На листке бумаги обведите левую руку.

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.

Указательный – узнал много нового – жёлтым.

Средний – мне было трудно – зелёным.

Безымянный – для меня было – комфортно – синим.

Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.

http://www.goodbeekeeper.ru/wp-content/uploads/2016/08/Zdorove.jpg

Цель: Формировать представления детей о влиянии природы на здоровье человека.

- продолжать формировать представления детей о природе как основном факторе влияющем на здоровье дошкольника;

- уточнить и расширить представления детей о живой и неживой природе;

- продолжать формировать представления о влиянии природы на здоровье человека;

- совершенствовать знания детей о нахождении воды в природе, ее влияние на живые объекты.

- развивать логическое мышление;

- связную речь детей с использованием мнемотехники;

- обогащение словаря "чечивички"

- воспитывать заботливое отношение к мамам, желание сделать им приятное.

- аудио запись голосов героев-инсценировки: воробья, божьей коровки, паука, уточки, ежа;

- игрушки-модели: воробей, божья коровка, паук, уточка, еж;

- карточки зашифрованных скороговорок;

- веточки березы с распустившимися листочками и без листьев.

- красное яблоко порезанное на кусочки;

- картинки символы цвета: листок, одуванчик, капелька, яблоко

-геометрическая мозаика на ковралине.

- длительное наблюдение - веточки березы в воде (с распустившимися листочками и корнем) и без воды для сравнения;

- знакомство со свойствами воздуха, воды;

Воспитатель. Ребята постепенно дни становятся длиннее, на улице стало теплее, солнце начало пригревать. Значит, какое время года скоро наступит?

Воспитатель. А весной мы справляем, какой праздник?

Дети . 8 марта. Праздник мам

Воспитатель. Да это скоро . Ребята нам надо с вами подумать, как мы поздравим наших мам, что мы им подарим?

Дети. Может, машину? Или космический корабль? А может, новое платье или цветы? ( высказывания детей)

Воспитатель. Когда у людей день рождения или когда их поздравляют, с каким -то праздником им всегда желают здоровья. Может нам нарисовать здоровье? Только как это здоровье нарисовать? Какого цвета? Что помогает нам быть здоровыми?

Да вопросы про здоровье серьезные нам надо найти ответы на них!

А поможет нам в этом наш уголок природы я сегодня заметила там кое что интересное.

Воспитатель с детьми подходят к уголку природы слышат пение-щебет птицы ( аудио запись пения птицы ) и называют кто поет.

Воспитатель. Здравствуй, Чив! Скажи, пожалуйста, ты видел здоровье? Какого оно цвета? Мы хотим узнать какого цвета здоровье?

Птенец. Конечно, зеленого. Мое гнездышко трудно заметить среди листьев, поэтому меня никто не беспокоит и здесь легко дышится.. Вспомните скороговорку про меня.

http://www.svadbuzz.ru/sites/default/files/imagecache/photo-big/users/1/photo/2016/256/xEUlhoW7S4s.jpg

http://www.svadbuzz.ru/sites/default/files/imagecache/photo-big/users/1/photo/2016/256/xEUlhoW7S4s.jpg

http://www.svadbuzz.ru/sites/default/files/imagecache/photo-big/users/1/photo/2016/256/xEUlhoW7S4s.jpg

Воспитатель. А, что бывает зеленого цвета в природе? (высказывания детей)

Ребята посмотрите, сколько здесь разных растений?

http://www.stihi.ru/pics/2014/08/02/5304.jpg
http://www.playcast.ru/uploads/2015/04/05/13024656.jpg

http://forum.sibmama.ru/usrpx/18130/18130_800x600_5.jpg
http://otbabushek.ru/wp-content/uploads/2013/11/el-mini-1.jpg
http://www.playing-field.ru/img/2015/052307/5953202
http://mtdata.ru/u12/photo1C43/20041230416-0/original.jpg

  1. Ель, потому что хвойное дерево.
  2. Сирень, потому что кустарник.
  3. Дуб, потому что не растет в Сибири.
  4. Береза, потому что у нее белый ствол.

Воспитатель. Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

Дети. Белоствольная береза.

Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

Береза символ России, ее прославляют в своих произведениях поэты и писатели. Какое стихотворение мы с вами знаем о березе и кто его автор?

Воспитатель . Обратите внимание, сколько здесь листьев, давайте с вами найдем с какого дерева листок.

Дидактическая игра "С какого дерева листок?"

Воспитатель А еще ребята, растения делают воздух чище, они помогают нам быть здоровыми, так как они очищают воздух

Вы любите выезжать на природу? Почему? ( Ответы детей)

Теперь мы знаем, что для рисунка нам понадобится какой цвет?

Воспитатель . Правильно. Давайте возьмем цветок зеленого цвета и пойдем дальше.

Спасибо, Чив! До свидания!

Подходят к божьей коровке которая греется на цветке.

Воспитатель Здравствуй, Божья коровка! Что ты здесь делаешь? Почему не летаешь?

Божья коровка Здравствуйте, дети! Сегодня я долго летала и устала, теперь отдыхаю, на солнышке греюсь. То один бок к солнышку поверну, то другой и силы у меня появляются, потому что солнышко дает мне силы и здоровье.

Воспитатель. Здоровье? Скажи, какого оно цвета?

Божья коровка. Здоровье конечно желтого цвета, как солнышко.

Воспитатель . Ребята, а вы дружите с солнцем?

Воспитатель. В солнечный день все вокруг красивое и яркое, а люди – радостные, улыбаются друг другу, и настроение у всех хорошее. Сейчас я каждому подарю лучик солнышка который наполнит вас теплом, радостью и здоровьем.

Для открытки нам понадобиться желтая краска, давайте возьмем одуванчик он как маленькое солнышко.

Спасибо, Божья коровка, до свидания!

С потолка спускается паук ( гимнастика для глаз).

Воспитатель. Здравствуй паучок как ты здорово спускаешься на паутине. Ты нам не подскажешь какого цвета здоровье?

Паучок. Здравствуйте ребята! Здоровье-то - это чистый воздух. А какого цвета воздух?

Дети. Воздух бесцветный.

Воспитатель. А как иначе можно сказать?

Дети. Воздух бесцветный.

Воспитатель. А как увидеть воздух?

Дети . Его надо поймать.

Воспитатель . А, что вы еще знаете про воздух? ( Ответы детей)

Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим нам для жизни. Почему?

Дети. Мы не можем жить без воздуха.

Воспитатель. . Молодцы, ребята. Какой цвет мы возьмем у паука?

Дети . Никакого цвета у паука мы не возьмем, так как воздух бесцветный.

Воспитатель . Отправляемся ребята дальше.

Дети . Здравствуй, Утенок! Куда путь держишь?

Утенок . Здравствуйте дети! Спешу на речку за здоровьем.

Воспитатель . За здоровьем? Какое на речке здоровье?

Утенок. Я иду на речку купаться, перышки полоскать, лапки мыть. Да и пить очень хочется, жарко сегодня. А здоровье, ребята, дает чистая прозрачная вода.

Воспитатель. Подскажите, ребята, зачем нам вода нужна?

Дети. Умываться, мыть руки, пить, варить еду, стирать, купаться.

Воспитатель . Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Кому еще нужна вода для жизни? (Ответы детей)

Давайте рассмотрим с вами веточки березы, которые стоят у нас в уголке природы. Сравните их? Почему у одной веточки появились листочки, а у другой нет? ( Выводы детей).

Воспитатель. Подари нам утенок голубую капельку символ воды.

Спасибо, до свидания! А мы едем дальше.

Смотрите ребята, кто это под кустом?

Дети видят ежика с яблоком.

Дети . Здравствуй ежик! Ты знаешь какого цвета здоровье?

Ежик . Здравствуйте ребята! Здоровье красного цвета. Как мои волшебное яблоко которым я вас сейчас угощу. Один раз откусишь ловким станешь, два раза откусишь - быстрым, а три – сразу подрастешь.

Ежик угощает детей яблоком.

Воспитатель. А кто знает, какая польза от яблок

Воспитатель . Спасибо ежик. Теперь мы знаем, какой цвет нам еще понадобится для того чтобы нарисовать здоровье – это красный цвет.

Ребята, все, что нам подарили наши друзья – что это? ( Зеленый лист, желтый одуванчик, голубая капля воды, красное яблоко).

Воспитатель . Значит у нас с вами есть цвета природы и мы можем составить поздравительную открытку здоровья для наших мам. А изображение природы и синее небо, зеленая трава, красные цветы, голубая речка, будет необычное, оно будет состоять из геометрических фигур.

Я думаю, наши мамы будут рады, так как цвета тоже дают людям здоровье:

зеленый цвет - снимает любую боль. Голубой – лечит зубную боль, избавляет от бессонницы. Красный цвет- улучшает настроение, укрепляет чувства. Желтый цвет улучшает память, мышление.

Как вы думаете, у нас получилась открытка здоровья? А какого цвета здесь больше? А кто нам дал цвета?

Воспитатель. Значит, природа и есть наше здоровье. А чтоб здоровье у нас было хорошее значит нам надо беречь природу. А об этом мы поговорим с вами в следующий раз.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: "Природа и здоровье человека .

Образовательные:

- прививать любовь к природе, добиваться усвоения того, что в природе все взаимосвязано;

- формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля;

Воспитательные:

- воспитывать активных граждан, готовых сохранять и защищать природу,

- воспитывать у учащихся стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды; Воспитывать бережное отношение к природе, ответственность и заботу за свое здоровье.

Коррекционно- развивающие:

- развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Ход мероприятия

I . Организационный момент:

Добрый день дорогие ребята! Мне приятно увидеть всех вместе.

А сейчас давайте сядем поудобней и улыбнёмся друг другу. Вдохните и выдохните…

Выдохните все обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них!

Свежесть и красоту белого снега;

Всю нежность первых весенних цветов;

Жажду знойного лета;

Лёгкое шуршание последнего падающего листочка…

Прежде чем начать наш праздник, я предлагаю посмотреть видеоролик, и самостоятельно определить тему нашего мероприятия.

Будем делиться на две команды:

Жетоны- оценки. За каждый ответ дети получают жетоны за правильный ответ

Природа- источник существования человека.

Природа- это всё, что окружает нас

Человек –часть природы и вне её жить не может.

Основная часть

Но важно знать, что есть живая и неживая природа. Как вы думаете, что мы можем отнести к живой природе, а что к неживой. А поможет нам в этом разобраться небольшая игра

Обратите внимание на доску. Она разделена на две части. С одной стороны находится живая природа, а с другой неживая. На столе разложены карточки с изображением. Давайте попробуем распределить их на примеры живой и неживой природы.

hello_html_511daea7.jpg

Микробы горы.

Вы отлично справились с заданием.

- Ребята, что вы считаете самым ценным для человека?

- Да ,это, конечно же здоровье.

: - Что такое здоровье?

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.

-- Какие вы знаете выражения, связанные со словом здоровье ?.

Береги здоровье смолоду

«Здоровье всего дороже.

Быть здоровым – это желание и стремление каждого. Сохранение и поддержание здоровье помогает человеку вести полноценный образ жизни, добиваться успехов в учёбе и труде.

-- Как природа влияет на здоровье человека?

В природе много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора.

Кто же это?. Сейчас мы узнаем?

- Почему вы идёте гулять на улицу, а не сидите дома ?

(Нужен свежий воздух). Вот он первый доктор.

-- Какое значение для здоровья человека имеет воздух и растения? (рассказ детей).

1. В любое время года: в выходные дни, в каникулы, во время отпуска миллионы людей отправляются в лес, на луг, к морю. Отдых в природе снимает усталость, восстанавливает силы и бодрость, создаёт хорошее настроение.

hello_html_ma51ca55.jpg

2.Все растения – настоящая фабрика чистого воздуха. Не было бы растений, не было бы жизни. Для людей и животных необходим кислород. При дыхании живые существа поглощают его из воздуха, а выдыхают углекислый газ.

3. После душных городских улиц, дыхание в природе приносит радость, восторг, удивление, заставляет быть добрее и ласковее, укрепляет наши силы, здоровье. При закаливание воздухом человек меньше болеет простудными заболеваниями

Как зовут второго доктора, узнаете , составив картинку

– Роль солнца в укреплении человеческого организма? (слайд )

(свободное высказывание детей)

hello_html_518e9cd3.jpg

Солнце и воздух, укрепляет наш организм Если человек долгое время без солнечного света, он быстро утомляется, плохо себя чувствует, у него могут развиться опасные болезни. Солнечные лучи укрепляют защитные силы организма, а значит, и здоровье человека.

Отгадывания ребусов о воде

– А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить?

– Почему вода полезна для здоровья? (слайд13)

Вода – это жизнь.. Вода – составная часть нашего питания. На одного человека нужно 250 литров воды в сутки. Она оказывает благоприятное влияние на все органы человека, особенно на нервную систему. Вода широко используется для закаливания организма.

Где можно встретить этих докторов? (В природе)

Удивительное свойство природы.- Это её красота. Многообразие звуков, красок, форм природы. И это вызывает у нас радость, восторг, удивление, заставляет быть добрее и ласковее, укрепляет наши силы, здоровье. Поэтому удивляйтесь и радуйтесь солнышку, пестрокрылой бабочке, хрустальному роднику и маленьком цветку. (слайд )

Но не только природа оказывает влияние на здоровье человека, порой и человек нарушает законы природы, тем самым плохо влияет на здоровье.

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.

Человек – часть природы.

. Только вот беда: не всегда люди понимают, что охраняя природу –они сохраняют своё здоровье..

Опасная (Экстремальная) ситуация - это ситуация, которая угрожает жизни, здоровью человека, его имуществу или природной среде.

Из средств массовой информации известно немало случаев, когда человек оказывается один на один с природой и свою жизнедеятельность ему необходимо поддерживать самому, без посторонней помощи.

Какие знания и умения потребуются, чтобы выжить в опасных ситуациях?

устроить ночлег и укрытие от непогоды,

добыть питьевую воду,

обеспечить себя пищей,

уметь ориентироваться на местности и двигаться в нужном направлении,

а при необходимости подавать сигнал бедствия.

- Какие временные укрытия можно построить из подручных средств?

(навес, заслон, шалаш, снежная пещера, снежная траншея).

- Умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание.

- Для чего необходим костер?

– для обогрева, сушки одежды, приготовления пищи, подачи сигналов бедствия, отпугивания зверей, комаров).

- А что делать, если нет спичек или зажигалки?

Огонь добывать при помощи огнива, кремня и трута; в качестве трута можно использовать: сухой мох, мелко раздробленную кору. В качестве кремня может служить твердый камень, огнива (или кресала) – лезвие ножа или любо стальной предмет. Камень следует держать как можно ближе к труту, ударяя кресалом так, чтобы искры падали на середину трута, когда трут начнет потихоньку тлеть, нужно раздуть это тление до появления огня. В солнечный день можно добывать огонь с помощью увеличительного стекла,. В качестве увеличительного стекла можно использовать линзу фотоаппарата, выпуклую линзу бинокля или фонарика.

- Какое еще одно условие для поддержания жизни вы знаете?

Опыт очистки воды

- Ребята, можно ли использовать для питья воду из водоемов?

– природную воду, кроме родниковой и воды из высокогорных чистых ручьев, перед употреблением необходимо очистить и прокипятить. Воду можно продезинфицировать марганцовкой, сделав бледно-розовый раствор и выдержав его в течение часа;

можно использовть5-ти процентную спиртовую йодную настойку 2-3 капли йода на 1 литр воды, хорошо перемешать и дать отстояться в течение одного часа.

- А что делать, если по близости нет источника воды, как ее можно добыть?

– можно получить воду, если на ветку лиственного дерева надеть полиэтиленовый мешок, положив в него камешек и туго завязав его у основания. Через некоторое время на внутренней стороне пленки появятся капли влаги, которые будут стекать на дно пакета. Можно пит

hello_html_m42904bfb.jpg

ь утреннюю росу. Для этого надо с вечера уложить кучу мелких камней (гальки) на брезент и к утру на нем соберется вода.

- Что еще необходимо человеку для поддержания сил? (пища).

- Что можно употреблять в пищу?

– Растительная пища тоже способна в течение длительного времени поддерживать жизнедеятельность человека. – малина, смородина, черника, брусника, клюква, земляника. Съедобны молодые побеги тростника, внутренний слой коры молодых деревьев, почки березы, липы.

- Какие правила безопасности необходимо при этом соблюдать?

- Посмотрите на слайд, перед вами съедобные грибы, назовите ядовитые грибы.

- Что еще необходимо знать и уметь в ситуации вынужденной автономии?

– правильно подавать сигналы бедствия.

- Вы знаете, как можно подавать сигнал?

hello_html_69d07a61.jpg

– средством сигнализации может служить яркая одежда, Международные сигналы можно вытаптывать на снегу или выкладывать из веток деревьев, камней.

дымовыми сигнальными кострами. Дыма будет больше, если в костер добавить свежую траву или сырой мох. Ночью для сигнализации используют электрический фонарь или яркий костер.

Физкультминутка

Солнце спит, небо спит, – (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало – (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок – (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок – (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше – (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик – (постепенно садятся и кладут голову на руки).

Найди в тексте ошибочно вписанные слова, подчеркните их, замените их на правильные.

- А теперь, используя полученные знания и текст памятки, решите ситуационную задачу.

Карточка. Группа туристов из пяти человек попала в экстремальную ситуацию. У одного из туристов подвернулась нога, у другого поднялась температура. Оба пострадавших самостоятельно двигаться не могут. Помощь может прибыть не ранее, через 2-3 дня. До ближайшего населенного пункта около двухсот километров. Палатки нет. Подумайте и ответьте:

- Какое решение вам надо принять ?

– остаться на месте до прибытия спасателей.

Организовать сооружение временного укрытия, разведения костра, приготовление пищи,

подготовить сигнальные костры.

- Итак, что должен уметь человек для обеспечения безопасности в условиях автономного существования?

Чтобы обеспечить свою безопасность в природной среде:

необходимо уметь ориентироваться на местности и двигаться по маршруту в заданном направлении ,

Сооружать из подручных средств временное укрытие от ветра, дождя, снега;

обеспечить себя питьевой водой,

разводить костер, готовить на нем пищу, применять сигналы бедствия.

Необходимо также знать, какие ягоды, растения и грибы можно использовать в пищу.

Подведение итога

1. В лес с собой надо брать:

2. Костёр надо разводить:

3. Ветки для костра надо:

- ломать с живых деревьев

- подбирать с земли

4. Прежде чем уйти, костёр надо

- залить водой

- взять с собой

- оставить в лесу

6. Что не разлагается в почве:

- полиэтилен

7. Грибы надо есть:

8. Увидев ежика, надо:

- взять его домой

9. Как собирать в лесу ягоды:

- срывать веточки с большим количеством ягод

- рвать по одной только спелые ягоды

10. Увидев гнездо в траве, надо:

- пройти мимо

- поглажу, покормлю птенцов

11. Обнаружив в дупле лесные орехи, грибы, надо:

- не трогать

- слушать громкую музыку

- вести себя тихо и сдержанно

О каких трёх факторах вы узнали?

А ещё что нового вы узнали ?

Я думаю, вы сможете правильно поступать в опасных ситуациях

Наше здоровье зависит прямиком от природы. .

Ведь от чего зависит трудоспособность человека и продолжительность жизни? От воздуха , которым мы дышим, от еды, от среды в которой живём

Читайте также: