Графика алфавит 5 класс фгос конспект урока ладыженская презентация

Обновлено: 07.07.2024

Девиз: Все начинается с малого: русский язык с азбуки, любовь к Родине с любви к своему языку.

Цели урока:

  • рассказать об истории появления русского алфавита;
  • повторить алфавит русского языка;
  • дать представление об отличии устной речи от письменной;
  • познакомить с тем, что изучают графика и каллиграфия, назначением алфавита.

Развивающие: формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.

  • развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда.
  • Воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям.
  • Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультивидеопроектор
  • Электронный вариант дидактического материала.
  • Игровой материал по теме
  • Оформление классной доски.
  • Раздаточный материал.
  • Лингвистический календарь.
  • Учебник русского языка для 5 класса под редакцией Н.М. Шанского. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.

Ход урока

I) Оргмомент

Приветствие, настрой детей на успех

II) Речевая разминка

- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Итак, ребята, внимание! Прозвенел звонок. Садитесь поудобнее. Начнем урок!

Дети орфографически прочитывают число и записывают его в тетради, выделяя орфограммы.

Тридцатое ноября.

Классная работа.

III) Актуализация знаний.

Синтаксис № 1

Синтаксический разбор предложения.

Необыкновенным богатством осенних красок славится осина.

На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем.

Прямая речь № 2.

1. Расставьте знаки препинания.

А.Я. Яшин писал я люблю свой родной язык.

Истинная любовь к Родине невозможна без любви к родному языку говорил писатель Паустовский.

Обращение №3.

  1. Ты сегодня прекрасно отвечала Юля.
  2. Друзья я радуюсь вашим успехам.
  3. Ровесницы ровесники девчонки и мальчишки одни поем мы песенки одни читаем книжки.

Однородные члены предложения №5.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы.

  1. В саду у сторожа росли цветы гвоздики лилии тюльпаны.
  2. В зоопарке живут разные звери тигры львы слоны обезьяны.
  3. Доброте честности справедливости многому научит умная книга.

(Я проверю ваши работы, а оценки вы узнаете на следующем уроке)

IV) Кроссворд.

(Кроссворд лежит у каждого на парте.)

  1. Раздел науки о русском языке, изучающий слово и его лексическое значение. (Лексика)
  2. Лексика изучает …(Слово)
  3. Часть речи, которая обозначает действие. (Глагол)
  4. Фонетика изучает … (Звуки)
  5. Раздел науки о русском языке, который изучает словосочетание и предложение. (Синтаксис)
  6. Сегодняшняя … (тема)
  7. Содержание, по-другому - … (Оглавление)
  8. Раздел науки о русском языке, изучающий правильное написание слов. (Орфография)
  9. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположное лексическое значение. (Антонимы)
  10. В слове имеется … (Орфограмма)
  11. Слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое лексическое значение. (Синонимы)
  12. Раздел науки о русском языке, изучающий звуки речи … (Фонетика)

- Давайте посмотрим, что у вас получилось?

Сегодня на уроке я расскажу вам об истории появления русского алфавита; мы узнаем, что изучает графика, каллиграфия, алфавит; получите представление об отличии устной речи от письменной; научитесь правильно произносить буквы и звуки; составлять алфавитный перечень слов.

Если вы успели заметить, то они действительно очень хорошо соотносятся с темой нашего урока.

V) Изучение новой темы.

Слово учителя.

Сначала люди пользовались только устной речью. Потом возникла и широко распространилась письменная речь. В устной речи мы имеем дело со звуками в словах, а в письменной- с буквами, которые обозначаются эти звуки. Буквы бывают печатными и рукописными; большими (заглавными, прописными) и маленькими (строчными).

VI) Словарно- орфографическая работа

Графика изучает начертания букв, их виды.

Каллиграфия учит соблюдать принятые начертания букв - особенно это важно для рукописных букв.

Запишите новые слова в ваши словарики:

Буквы располагают в определенном, обязательном для всех порядке, и тогда они составляют алфавит.

Запишите еще слова в словарике:

Расположи'ть по алфави'ту

VII) Слово учителя

По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют разные списки. Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни.

Ребята, давайте посмотрим, насколько хорошо вы помните алфавит.
VIII) Чтение алфавита по памяти. Отработка правильного произношения букв.

(Заслушаем 2 учеников.)

Вопросы:

  • Что называется алфавитом?
  • Почему важно знать алфавит?
  • Сколько гласных букв в русском языке? (10)
  • Сколько согласных букв в русском языке? (21)
  • Чего больше в русском языке букв или звуков?

Докажите. (Для 30 согласных звуков, твердых-мягких парных в алфавите есть только 15 согласных букв, кроме того, есть непарные согласные; основных гласных звуков 6: [а],[о],[э],[и],[у],[ы]; гласных букв! 0: а, о, э, и, у, ы,е,ё,ю,я)

- Чем отличаются ь и ъ от остальных букв?

IX) Вы хорошо помните алфавит. А сейчас вы меня очень внимательно послушаете и тогда узнаете, как появился алфавит; какие реформы происходили прежде, чем появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв.

Русский алфавит произошел от древнерусской кириллицы, которая, в свою очередь, была заимствована у болгар и получила распространение на Руси после принятия христианства (988 г.).

Последняя крупная реформа письменности была проведена в 1917—1918 г. — в ее результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв. Этот алфавит также стал основой многих младописьменных языков (письменность для которых ранее XX века отсутствовала или была утрачена и была введена в республиках СССР после Октябрьской социалистической революции).

ХI) 3акрепление изученного материала.

1. Работа с компьютером.

Цель: умение работать в группе; различать буквы и звуки, запомнить, что ь и ъ - не обозначают звуков.

1 гр. Задание. Записать в тетрадь слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

2 гр. Записать в тетрадь слова, в которых количество букв больше, чем звуков.

Капитан, корабль, ручьи, долина, речь, калач, борщ, помощь, рожь, гараж, камыш, ветошь, строишь, видишь, обозначьте, беречься.

ХП) Работа с учебником.

1. Упр. 286. (по заданию)

2. Упр. 287. (устно).

ХШ) Физминутка

ХIV)Отработка навыка пользования алфавитом.

Создание условий для осознания различий между буквами и звуками, дать представление о графике и каллиграфии, повторить правильное название букв русского алфавита, выявить сферы использования знания алфавита

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие творческого мышления

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях и в новых практических условиях

Методы: наглядный, частично-поисковый

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

мультимедийный проектор , орфографические словари, раздаточный материал, видеофрагмент

Нажмите, чтобы узнать подробности

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать значение письма в жизни человека и общества; работать с орфографическим словарем. Научиться составлять различные списки в алфавитном порядке, правильно произносить звуки, буквы.

-познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и алфавита;

-формировать умение отличать устную речь от письменной;

-формировать умение правильно произносить названия букв и составлять алфавитный перечень слов;

формировать умение каллиграфически правильно писать буквы;

-развивать кругозор учащихся;

-воспитывать интерес учащихся к истории русского языка

Планируемые результаты

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с алфавитом.

Личностные: формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки.

Формы работы на уроке:

Самостоятельная, парная, фронтальная

Модернизация урока:

презентация, выполненная в программе PowerPoint.

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) -М.: Просвещение, 2015

Основные понятия:

Графика, алфавит, словарь, каллиграфия

Содержание этапа урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание.

Организация начала урока.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

А почему он важный -

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

II. Мотивация учебной деятельности.

- Попробуйте отгадать тему нашего урока.

Тридцать три родных сестрицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

К вам они сейчас спешат,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться.

Познавательные УУД

1. Извлекать нужную информацию.

Коммуникативные УУД

1. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

2. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

III. Актуализация знаний

-Одинаковое ли количество букв и звуков в русском языке?

-Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные?

-Проведем эксперимент. Возьмем пословицу. Уберем из неё все согласные буквы. Что у нас получится?

Азбука — к мудрости ступенька.

-Можно ли догадаться, какая это пословица? Конечно, нет.

-А теперь возьмем эту же пословицу, но оставим в ней только согласные

-зб-к- — к м-др-ст- ст-п-ньк-.

-А теперь догадались? Наверняка.

-Так что же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?

(Ответ. Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове)

2. Совместное определение темы и целей урока.

-А теперь, ребята, давайте расшифруем тему нашего урока:

Регулятивное умение:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативное умение:

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока и его цель.

IV. Изучение нового материала

1. Работа с учебником.

- Сейчас мы с вами убирали, добавляли буквы. А для чего они используются? Какя речь, устная или письменная, появилась раньше?

- Уточним свои ответы, прочитав учебник на с 118, §57. Прочитаем текст.

-Что изучает графика? А каллиграфия? Для чего нужно писать разборчиво и каллиграфически правильно? Надеюсь, вы не забудете об этом, когда будете выполнять следующее задание. Запишите эти слова, подчеркните орфограммы.

(Орфография – правописание; биография – описание жизни;

автобиография – описание своей жизни; география – описание Земли; фотография – запись изображения под воздействием лучей света.)

Слово учителя. Презентация.

-Как же произошло изобретение букв? Что об этом известно людям?

-Я приглашаю вас совершить путешествие (СЛАЙД №1) в историю письменности и алфавита.

-Дорога к письменности была длинной и трудной.

-Однажды люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение, так возникла дорога к письменности.

-Первым появилось рисуночное письмо (СЛАЙД №2), или его ещё называли пиктографическим: какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (иероглифы)

-Знаете ли вы, как возникла русская письменность? (СЛАЙД №3).

-Ответьте сначала на такой вопрос: Чем отличается азбука от алфавита?

- Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):

АЗБУКА: АЗ + БУКИ,

а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

-Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

-Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?

В старину учились дети-
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А и Б - как Аз и Буки
В как Веди, Г- Глаголь
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали -
Из гусиного крыла!

Данная разработка состоит из краткого конспекта урока и двух презентаций. Сначала используется презентация "Графика. Алфавит", а затем "Буквицы славянские". Главная цель урока - не только закрепить знание алфавита, но и развить в детях интерес к истории языка, устной и письменной речи. Повторение материала в начале урока проводится в занимательной форме. Во второй презентации учащиеся знакомятся с буквицами старославянской азбуки.



Целевая аудитория: для 5 класса

В работе прослеживается последовательность и взаимосвязь этапов урока, время урока целесообразно распределено по этапам. ММ-компоненты способствуют решению дидактических задач урока и целесообразность их использования на уроке не вызывает сомнения. В целом урок интересный и продуктивный. Однако, презентации имеют ряд недостатков и технических ошибок. На уроке предполагается прослушивание звукового файла, но сам файл в ресурсе отсутствует.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: