Графика алфавит 5 класс фгос конспект урока ладыженская презентация
Обновлено: 07.07.2024
Девиз: Все начинается с малого: русский язык с азбуки, любовь к Родине с любви к своему языку.
Цели урока:
- рассказать об истории появления русского алфавита;
- повторить алфавит русского языка;
- дать представление об отличии устной речи от письменной;
- познакомить с тем, что изучают графика и каллиграфия, назначением алфавита.
Развивающие: формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.
- развитие памяти, внимания, быстроты реакции, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда.
- Воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям.
- Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
- Компьютер
- Мультивидеопроектор
- Электронный вариант дидактического материала.
- Игровой материал по теме
- Оформление классной доски.
- Раздаточный материал.
- Лингвистический календарь.
- Учебник русского языка для 5 класса под редакцией Н.М. Шанского. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.
Ход урока
I) Оргмомент
Приветствие, настрой детей на успех
II) Речевая разминка
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Итак, ребята, внимание! Прозвенел звонок. Садитесь поудобнее. Начнем урок!
Дети орфографически прочитывают число и записывают его в тетради, выделяя орфограммы.
Тридцатое ноября.
Классная работа.
III) Актуализация знаний.
Синтаксис № 1
Синтаксический разбор предложения.
Необыкновенным богатством осенних красок славится осина.
На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем.
Прямая речь № 2.
1. Расставьте знаки препинания.
А.Я. Яшин писал я люблю свой родной язык.
Истинная любовь к Родине невозможна без любви к родному языку говорил писатель Паустовский.
Обращение №3.
- Ты сегодня прекрасно отвечала Юля.
- Друзья я радуюсь вашим успехам.
- Ровесницы ровесники девчонки и мальчишки одни поем мы песенки одни читаем книжки.
Однородные члены предложения №5.
Запишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы.
- В саду у сторожа росли цветы гвоздики лилии тюльпаны.
- В зоопарке живут разные звери тигры львы слоны обезьяны.
- Доброте честности справедливости многому научит умная книга.
(Я проверю ваши работы, а оценки вы узнаете на следующем уроке)
IV) Кроссворд.
(Кроссворд лежит у каждого на парте.)
- Раздел науки о русском языке, изучающий слово и его лексическое значение. (Лексика)
- Лексика изучает …(Слово)
- Часть речи, которая обозначает действие. (Глагол)
- Фонетика изучает … (Звуки)
- Раздел науки о русском языке, который изучает словосочетание и предложение. (Синтаксис)
- Сегодняшняя … (тема)
- Содержание, по-другому - … (Оглавление)
- Раздел науки о русском языке, изучающий правильное написание слов. (Орфография)
- Слова одной и той же части речи, имеющие противоположное лексическое значение. (Антонимы)
- В слове имеется … (Орфограмма)
- Слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое лексическое значение. (Синонимы)
- Раздел науки о русском языке, изучающий звуки речи … (Фонетика)
- Давайте посмотрим, что у вас получилось?
Сегодня на уроке я расскажу вам об истории появления русского алфавита; мы узнаем, что изучает графика, каллиграфия, алфавит; получите представление об отличии устной речи от письменной; научитесь правильно произносить буквы и звуки; составлять алфавитный перечень слов.
Если вы успели заметить, то они действительно очень хорошо соотносятся с темой нашего урока.
V) Изучение новой темы.
Слово учителя.
Сначала люди пользовались только устной речью. Потом возникла и широко распространилась письменная речь. В устной речи мы имеем дело со звуками в словах, а в письменной- с буквами, которые обозначаются эти звуки. Буквы бывают печатными и рукописными; большими (заглавными, прописными) и маленькими (строчными).
VI) Словарно- орфографическая работа
Графика изучает начертания букв, их виды.
Каллиграфия учит соблюдать принятые начертания букв - особенно это важно для рукописных букв.
Запишите новые слова в ваши словарики:
Буквы располагают в определенном, обязательном для всех порядке, и тогда они составляют алфавит.
Запишите еще слова в словарике:
Расположи'ть по алфави'ту
VII) Слово учителя
По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют разные списки. Хорошее знание алфавита помогает человеку в жизни.
Ребята, давайте посмотрим, насколько хорошо вы помните алфавит.
VIII) Чтение алфавита по памяти. Отработка правильного произношения букв.
(Заслушаем 2 учеников.)
Вопросы:
- Что называется алфавитом?
- Почему важно знать алфавит?
- Сколько гласных букв в русском языке? (10)
- Сколько согласных букв в русском языке? (21)
- Чего больше в русском языке букв или звуков?
Докажите. (Для 30 согласных звуков, твердых-мягких парных в алфавите есть только 15 согласных букв, кроме того, есть непарные согласные; основных гласных звуков 6: [а],[о],[э],[и],[у],[ы]; гласных букв! 0: а, о, э, и, у, ы,е,ё,ю,я)
- Чем отличаются ь и ъ от остальных букв?
IX) Вы хорошо помните алфавит. А сейчас вы меня очень внимательно послушаете и тогда узнаете, как появился алфавит; какие реформы происходили прежде, чем появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв.
Русский алфавит произошел от древнерусской кириллицы, которая, в свою очередь, была заимствована у болгар и получила распространение на Руси после принятия христианства (988 г.).
Последняя крупная реформа письменности была проведена в 1917—1918 г. — в ее результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв. Этот алфавит также стал основой многих младописьменных языков (письменность для которых ранее XX века отсутствовала или была утрачена и была введена в республиках СССР после Октябрьской социалистической революции).
ХI) 3акрепление изученного материала.
1. Работа с компьютером.
Цель: умение работать в группе; различать буквы и звуки, запомнить, что ь и ъ - не обозначают звуков.
1 гр. Задание. Записать в тетрадь слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
2 гр. Записать в тетрадь слова, в которых количество букв больше, чем звуков.
Капитан, корабль, ручьи, долина, речь, калач, борщ, помощь, рожь, гараж, камыш, ветошь, строишь, видишь, обозначьте, беречься.
ХП) Работа с учебником.
1. Упр. 286. (по заданию)
2. Упр. 287. (устно).
ХШ) Физминутка
ХIV)Отработка навыка пользования алфавитом.
Создание условий для осознания различий между буквами и звуками, дать представление о графике и каллиграфии, повторить правильное название букв русского алфавита, выявить сферы использования знания алфавита
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие творческого мышления
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование умения применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях и в новых практических условиях
Методы: наглядный, частично-поисковый
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
мультимедийный проектор , орфографические словари, раздаточный материал, видеофрагмент
Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать значение письма в жизни человека и общества; работать с орфографическим словарем. Научиться составлять различные списки в алфавитном порядке, правильно произносить звуки, буквы.
-познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и алфавита;
-формировать умение отличать устную речь от письменной;
-формировать умение правильно произносить названия букв и составлять алфавитный перечень слов;
формировать умение каллиграфически правильно писать буквы;
-развивать кругозор учащихся;
-воспитывать интерес учащихся к истории русского языка
Планируемые результаты
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с алфавитом.
Личностные: формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки.
Формы работы на уроке:
Самостоятельная, парная, фронтальная
Модернизация урока:
презентация, выполненная в программе PowerPoint.
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) -М.: Просвещение, 2015
Основные понятия:
Графика, алфавит, словарь, каллиграфия
Содержание этапа урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание.
Организация начала урока.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный -
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха
II. Мотивация учебной деятельности.
- Попробуйте отгадать тему нашего урока.
Тридцать три родных сестрицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся.
К вам они сейчас спешат,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
Познавательные УУД
1. Извлекать нужную информацию.
Коммуникативные УУД
1. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
2. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
III. Актуализация знаний
-Одинаковое ли количество букв и звуков в русском языке?
-Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные?
-Проведем эксперимент. Возьмем пословицу. Уберем из неё все согласные буквы. Что у нас получится?
Азбука — к мудрости ступенька.
-Можно ли догадаться, какая это пословица? Конечно, нет.
-А теперь возьмем эту же пословицу, но оставим в ней только согласные
-зб-к- — к м-др-ст- ст-п-ньк-.
-А теперь догадались? Наверняка.
-Так что же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?
(Ответ. Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове)
2. Совместное определение темы и целей урока.
-А теперь, ребята, давайте расшифруем тему нашего урока:
Регулятивное умение:
- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Коммуникативное умение:
- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Регулятивные УУД:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему (проблему) урока и его цель.
IV. Изучение нового материала
1. Работа с учебником.
- Сейчас мы с вами убирали, добавляли буквы. А для чего они используются? Какя речь, устная или письменная, появилась раньше?
- Уточним свои ответы, прочитав учебник на с 118, §57. Прочитаем текст.
-Что изучает графика? А каллиграфия? Для чего нужно писать разборчиво и каллиграфически правильно? Надеюсь, вы не забудете об этом, когда будете выполнять следующее задание. Запишите эти слова, подчеркните орфограммы.
(Орфография – правописание; биография – описание жизни;
автобиография – описание своей жизни; география – описание Земли; фотография – запись изображения под воздействием лучей света.)
Слово учителя. Презентация.
-Как же произошло изобретение букв? Что об этом известно людям?
-Я приглашаю вас совершить путешествие (СЛАЙД №1) в историю письменности и алфавита.
-Дорога к письменности была длинной и трудной.
-Однажды люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение, так возникла дорога к письменности.
-Первым появилось рисуночное письмо (СЛАЙД №2), или его ещё называли пиктографическим: какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (иероглифы)
-Знаете ли вы, как возникла русская письменность? (СЛАЙД №3).
-Ответьте сначала на такой вопрос: Чем отличается азбука от алфавита?
- Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):
АЗБУКА: АЗ + БУКИ,
а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:
АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА
-Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.
-Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?
В старину учились дети-
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А и Б - как Аз и Буки
В как Веди, Г- Глаголь
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали -
Из гусиного крыла!
Данная разработка состоит из краткого конспекта урока и двух презентаций. Сначала используется презентация "Графика. Алфавит", а затем "Буквицы славянские". Главная цель урока - не только закрепить знание алфавита, но и развить в детях интерес к истории языка, устной и письменной речи. Повторение материала в начале урока проводится в занимательной форме. Во второй презентации учащиеся знакомятся с буквицами старославянской азбуки.
Целевая аудитория: для 5 класса
В работе прослеживается последовательность и взаимосвязь этапов урока, время урока целесообразно распределено по этапам. ММ-компоненты способствуют решению дидактических задач урока и целесообразность их использования на уроке не вызывает сомнения. В целом урок интересный и продуктивный. Однако, презентации имеют ряд недостатков и технических ошибок. На уроке предполагается прослушивание звукового файла, но сам файл в ресурсе отсутствует.
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
Читайте также: