Конспект урока по теме звезды

Обновлено: 05.07.2024

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;

- осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

- ориентирование в учебнике и рабочей тетради;

- принимают и сохраняют учебную задачу;

- оценивают результат своих действий;

- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

-умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;

- согласовывать свои действия с партнером;

- строить понятные речевые высказывания.

Содержимое разработки

Тема: Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?

Образовательные: сформировать представления о звездах и Солнце, показать, что Солнце – ближайшая к Земле звезда, познакомить с созвездиями, продолжить обучение распознаванию природных объектов.

Развивающие: развивать представление о форме, размерах, цвете предметов, логическое мышление, память, речь.

Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Метапредметные результаты:

- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.

Познавательные:

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;

- осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные:

- ориентирование в учебнике и рабочей тетради;

- принимают и сохраняют учебную задачу;

- оценивают результат своих действий;

- прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные:

-умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;

- согласовывать свои действия с партнером;

- строить понятные речевые высказывания.

Оборудование: презентация.

I. Организационный момент: (1 слайд)

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Проверяем готовность к уроку.

-На прошлом уроке вы очень хорошо и дружно работали. Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет также интересно и результативно.

II. Актуализация знаний:

- Ребята, мы с вами закончили изучать раздел "Где и когда?". Давайте вспомним, что интересного мы узнали из этого раздела? (Ответы детей)

- Сегодня мы с вами начнем изучать новый раздел "Почему и зачем?".

- Откройте учебники на странице 31.

- Давайте прочитаем, чему мы научимся, изучая этот раздел.

III. Формулирование темы урока:

Отгадайте загадки и постарайтесь определить тему урока.

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачем

А едва появится-

Взгляд отводим, прячемся:

Уж больно оно яркое

И жаркое – прежаркое.

Лишь солнце погасло

Как по небу кто-то

Одно лишь добавлю,

Что было блестящим

И ярким оно. (4 слайд: звёзды)

- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? (Предположения)

(5 слайд) - Сегодня как всегда с нами на уроке Мудрая Черепаха и Муравьишка-Вопросик. Они приготовили для вас новый вопрос.

(6 слайд) - Посмотрите, а кто еще к нам пришел в гости? (Космонавт)

- Итак, мы отправляемся в путешествие вместе с космонавтам

- Но на чём мы отправимся в путешествие? (На ракете)

- Давайте отгадаем загадку Муравьишки и проверим правы мы или нет?

Чудо птица – алый хвост

Полетела в стаю звёзд.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост –

И поднимется до звёзд. (Ракета)

(7 слайд) - Представьте, что вы ракеты. Встали все. На носочках подтянись. Руки вверх, летите ввысь! Итак, приготовились к путешествию.

- Сесть удобнее. (Есть сесть)

- Пристегнуть ремни. (Есть пристегнуть ремни)

- Включить мотор. (Есть включить мотор)

- Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 Поехали!

IV. Открытие нового знания:

1. (8 слайд) - Мы пролетаем над нашей планетой.

- На какой планете мы с вами живём? (Земля)

- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

- Молодцы! Вы хорошо это знаете.

2. - Что это светиться вдали? (Солнце)

- А можем мы подлететь к нему поближе?

- Что вы знаете про Солнце? (Ответы детей)

Факты о Солнце: (9 слайд) - Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Она похожа на огромный пылающий шар. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии.

- Солнце от Земли находиться на расстоянии 150 миллионов километров. Чтобы доехать до него на автомобиле со скоростью 80 км/ч, то пришлось бы ехать без остановки 200 лет.

(10 слайд) - Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина.

(11 слайд) Мудрая Черепаха спрашивает: что будет, если погаснет Солнце? (Ответы детей)

- Правильно. Если погаснет Солнце, на Земле исчезнет жизнь. Растения, животные и люди живут потому, что жизнь им дает Солнце. Оно согревает и освещает Землю.

-Древние люди поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.

- Знаете ли вы, почему наступает день? ( Ответы детей)

Показать, как Земля вращается вокруг Солнца. (12 слайд)

(13 слайд) - Солнце не просто светит днем, а оно-то и создает нам день.

- В рабочей тетради на странице 21 нарисуйте весёлое и грустное солнышко. Расскажите, зависит ли ваше настроение от того, солнечный день или пасмурный.

3. - Что мы можем увидеть на небе ночью? (Звезды)

(14 слайд) - Хотели бы вы полететь к звёздам? (Да)

- Черепаха предлагает продолжить путь. И вот перед нами бесконечное космическое пространство, в котором много звёзд.

- Раньше в старину люди думали, что звезды – это маленькие фонарики, подвешенные к небу.

- Вы знаете, что такое звезды? (Предположения детей)

- Откройте учебники на странице 32 и прочтите, что такое звезды.

Факты о звездах: (15 слайд) - Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими.

- Звезды различаются по размерам, цвету и температуре. На ночном небе звезды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным. Самые горячие звёзды – белого и голубого цвета, затем жёлтые, а наиболее холодные – красные. Наше Солнце – жёлтая звезда.

(16 слайд) - Найдите в учебнике на стр. 32 самые горячие звёзды.

- Какого они цвета?

- Прочитайте, как они называются. (Регул, Сириус)

- Есть звезды – гиганты, а есть звезды – карлики. Звёзды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты.

- Найдите звезду – гигант. Прочитайте её название. (Альдебаран)

- Какую звезду мы ещё не назвали? (Солнце)

- Какого оно цвета? (Желтого)

- Значит, какая температура Солнца? (Средняя)

- Если сравнить его с другими звездами, то Солнце-это карлик или гигант?

-Молодцы. Несмотря на то, что Солнце намного больше Земли, оно является желтым карликом.

(17 слайд) - Когда мы можем любоваться звёздами? (Ночью)

- Муравьишка считает, что когда заканчивается ночь, звёзды выключают свет и ложатся спать. Это правда?

- Получается, что Солнце единственная звезда, которая светит днем? (Ответы детей)

- А вот и нет. Ребята, звёзды не ложатся спать днём, а продолжают светить, но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи.

- Посмотрите на звездное небо. Какие звёзды мы видим на ночном небе: чёткие, остроконечные или расплывчатые? (Предположения детей)

- Далекий свет звезды, пройдя через слои газов и атмосферы, рассеивается, расплывается, и звезды нам кажутся мерцающими. А на самом деле они похожи на шары.

V. Физкультминутка: (18 слайд)

Вот как солнышко встаёт –

К ночи солнышко зайдёт –

А под солнышком нам всем

4. (19 слайд) - Кто изображён на картинке? (Звездочёт)

- Кто такой звездочёт? (Человек, который наблюдает за звёздами.)

- Было принято считать, что они носили звездный колпак и плащ.

- А что это за прибор у звездочёта? (Телескоп)

- Для чего он служит? (Для изучения звезд и других небесных тел)

- А сейчас как называют учёных, которые исследуют звёзды? (Астрономы)

- Наука, которая изучает небесные тела, называется астрономия.

5. (20 слайд) -Звезд на небе очень много. Еще в древности люди заметили, что некоторые звезды образуют на небе фигуры. Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена. Чаще всего давали имена мифических героев.

- Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий.

- Какие созвездия знаете вы? (Большая Медведица и другие)

(21 слайд) - Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва.

- Существует Миф о созвездии Льва: Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.

(23 слайд) - Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь”.

- Сегодня мы уже говорили про эту звезду.

- А о какой самой большой звезде мы сегодня говорили? (Альдебаран)

(25 слайд) - А это созвездие Большого Пса. Какую знакомую звезду вы видите в этом созвездии? (Сириус)

(26 слайд) - А под каким созвездием родились вы? (Ответы детей)

- Ребята, где можно ещё найти сведения о Солнце, о звёздах и о созвездиях? (В энциклопедиях)

- Правильно. Читая энциклопедии, можно узнать обо всём.

VI. Домашнее задание (по желанию):

- Попробуйте вместе с родителями узнать, есть ли миф у созвездия, под которым родились вы. Если нет, то найдите миф о каком-либо созвездии. И расскажите на следующем уроке.

VII. Итог урока: (27 слайд)

- Наше путешествие подходит к концу и мы летим домой.

- А сейчас мы с вами, дети,

Приземлимся на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

- Как перенесли полет? (Хором: полет прошел нормально!)

- Что нового мы сегодня узнали?

- Что вам запомнилось на уроке?

- Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Ребята, вам понравился наш урок?

Похвалить активных учеников.

- Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Основные характеристика звезд.

. создать условия для творческого переосмысления уже известной информации о звездном небе и созвездиях, и восприятию новой информации по теме.

приобретение обучающимися знаний об звездном небе, созвездиях, зодиакальных созвездиях, о происхождении их названий

Развивающие :

развития умения переформулировать полученную информацию, разбивать ее на смысловые блоки и оформлять в виде схем и таблиц;

формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами;

развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, выделять главное, развитие внимания, критического мышления;

умение связно и логично излагать свои мысли

Воспитательные :

воспитание самодисциплины, сотрудничества в группах, положительной мотивации к обучению, формирование коммуникативных способностей, культуры умственного труда.

Формы работы : индивидуальная, парная, групповая и фронтальная работа

Оборудование : наглядные пособие, учебник, раздаточный материал (пкзн). Методы : словесные, наглядные

Тип урока :комбинированный.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД : построение самостоятельного процесса поиска информации, изучение звездного неба, с помощью подвижной карты звездного неба, получение обучающимися информации о созвездиях, зодиакальных созвездиях, о происхождении их названий.

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умения переформулировать полученную информацию, разбивать ее на

смысловые блоки и оформлять в виде схем и таблиц;

формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД : целеполагание как постановка учебной задачи; оценка  осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.

Личностные УУД : формирование умений управлять своей учебной деятельностью, сотрудничества в группах, положительной мотивации к обучению, формирование коммуникативных способностей, развитие внимания, памяти, творческого мышления.

Структура урока.

2.Проверка домашнего задания.(5мин)

3.Актуализация опорных знаний.(5мин)

4.Изучение нового материала.(15мин).

5.Усвоение полученных знаний.(12мин)

6. Закрепление полученного материала.(5мин)

7. Домашнее задание.(1мин)

Организационный момент (1мин )

Проверка готовности учащихся к уроку;

Запись темы урока в тетрадях и на доске.

Проверка домашнего задания.(5мин)

Работа по группам с карточками ( 2 группы по 4 человека)

Карточка: Каково увеличение телескопа, если в качестве его объектива используется линза, оптическая сила которой равна 0,6 дптр, а в качестве окуляра линза с оптической силой 10дптр?

Карточка: а) В каком телескопе ход луча имеет вид:

б) В чем отличие астрофизики от небесной механики?

3.Актуализация опорных знаний.(5мин)

1. Какие сведения из астрономии вы получили в курсах природоведения, естествознания, физики, истории?

2. В чем специфика астрономии (по объектам и методам исследования) по сравнению с другими науками о природе.

3. Какие типы небесных тел вам известны?

4. Какова роль наблюдений в астрономии? С помощью каких инструментов они выполняются?

5. Какова роль космонавтики в исследовании Вселенной?

6.Чем отличаются оптические системы рефрактора и рефлектора?

7. Решение каких задач занимается небесная механика?

4.Изучение нового материала.(15мин)

Уже в древние времена наши предки делили звездное небо на четко различимые сочетания звезд, которые назвали созвездиями. Астрономия возникла раньше всех других наук – подмечая закономерности в движении звезд, наши предки научились измерять время, создали первые прообразы календаря, научились ориентироваться на местности. Названия созвездий связывали с мифами, именами богов, названиями приборов и механизмов.

Знание созвездий – азбука астрономии. Как же ориентироваться в этом огромном и прекрасном мире, в этой звездной россыпи?

Созвездием называется участок небесной сферы, границы которого определены специальным решением Международного астрономического союза (МАС). Всего на небесной сфере 88 созвездий. Границы между этими строго определенными участками неба условны, они не имеют никакого физического смысла. Из 88 созвездий, которые приняты официально в наше время (в 1930 году), 48 созвездий перечислил еще Птолемей во II веке. Звезды, составляющие ковш Большой Медведицы, в пространстве расположены очень далеко друг от друга и никакой связанной группы не образуют

В 1603 году Иоганн Байер начал обозначать яркие звезды каждого созвездия буквами греческого алфавита: α (альфа), β (бета), γ (гамма), δ (дельта) и так далее, в порядке убывания их блеска. Эти обозначения используются до сих пор. Самые яркие звезды имеют собственные названия. Например, α созвездия Лиры – Вега.

Только в 58 созвездиях самые яркие звезды называются α (альфа). В 13 созвездиях самые яркие звезды – β (бета), а в некоторых других – и другие буквы греческого алфавита.

Самые большие размеры имеет созвездие Гидра (1303 квадратных градуса).

Самые маленькие размеры имеет созвездие Южный Крест – (68 квадратных градусов).

Самые большие размеры из видимых в северном полушарии имеет созвездие Большая Медведица (1280 квадратных градусов).

Самое большое число звезд ярче второй звездной величины содержит созвездие Орион – 5 звезд.

Самое большое количество звезд ярче четвертой звездной величины содержит созвездие Большая Медведица – 19 звезд.

1. Переменные звезды - звезды, блеск которых изменяется. Первая переменная открыта в 1596г Давидом Фабрициус (Германия) - о Кита (Мира Кита или Удивительная Кита).

Изменение блеска, происходящее по разным причинам, может происходить строго периодически ( правильные ), с нарушением периодичности ( полуправильные ) и хаотически ( неправильные ). Так к строго периодическим ( правильным ) относятся уже изученные затменно-переменные звезды. Но существуют различные типы физически переменных звезд, изменение блеска которых связано с происходящими на них физическими процессами. Принятые способы обозначения переменных звезд восходят, главным образом, к обозначениям Ф.В.А. Аргеландера, который использовал для девяти самых ярких переменных в каждом созвездии буквы от R до Z в соединении с названием созвездия. Для последующих переменных стали использовать пары букв, от RR до RZ, от SS до SZ и так далее, вплоть до ZZ (буква J опускается). Затем используются пары букв от AA до AZ, от BB до BZ и так далее, что доводит число доступных обозначений до 334. Однако во многих созвездиях число открытых переменных намного превысило предельное значение 334, так что эти звезды стали обозначать просто как V335, V336, и так далее.

2. Физически переменные звезды - на короткопериодические (период изменения блеска от 1 до 90 суток) и долгопериодические (период изменения блеска от 90 до 739 суток).

1) Цефеиды - весьма распространенные, вид строго периодических (правильных) физически переменных звезд с изменением блеска до 1,5 m . Название получили от классической звезды  Цефея с Т= 5дней 8 часов 37 минут. Поскольку это яркие желтые гиганты, обладающие колоссальной светимостью, поэтому их называют “маяки Вселенной”.

2). Другие периодические ( правильные ). Вот некоторые:

а) Мириды – красные гиганты, Т=90 730 суток. Прототип о Кита (Мира Кита или Удивительная Кита). Мира - гигант класса М (R=390R , M=10M ), яркость которой изменяется от 2 m до 10,1 m с периодом 331,6 дней.

б) Лириды – гигантские белые и желтые звезды класса А и F с Т=0,2 1,2 суток и изменением яркости от 0,2 m до 2,0 m (прототип RR Лиры, существует три подтипа Лирид)- старые звезды с пониженным содержанием тяжелых элементов.

2. Полуправильные – на определенный период накладываются более мелкие колебания.

а) Типа  Щита, класс F с изменением блеска на 0,25 m , Т=3 14,6 часа. Интересна  Эридана, Т=4 ч 10 м накладывается на Т max = 5,25 дня. Прототип мало амплитудных  Близнецов.

б) Типа RV Тельца с Т= 30 150 дней, или DF Лебедя с Т=49,808 дня. И другие типы правильных, полуправильных и неправильных.

4. Вспыхивающие звезды ( новая ) - звезда, яркость которой внезапно увеличивается примерно на десять звездных величин (обычно от 2 m до 8 m ), а затем постепенно (в течение нескольких месяцев) падает. Новые представляют собой тесные двойные звезды, один из компонентов которых - белый карлик. В любой галактике, как правило, в год возникает несколько десятков новых в двойных системах. Считается, что четверть всех звезд вспыхивает. Зависимость между силой взрыва и длительностью периода установили П.П.Перенаго и Б.В.Кукаркин.

Вот некоторые :

А) тип UV Кита (открыл В.Люйтер (1948г, США), вспыхивает вследствие мощных магнитных изменений. За  30 час светимость изменяется в 100 раз. Известно  100 звезд. Вспышки не регулярны, кратковременны.

Б) Тип U Близнецов (короткопериодические двойные системы- обычно обычная звезда и белый карлик, открыта 15.12.1855г Джоном Хайд (Англия)) вспышки через 3-4 месяца, с изменяем светимости 100 раз – карликовые новые.

В) Тип R Северной Короны – сверхгиганты, вспышки - подъем вещества из недр звезды на поверхность (выброс).

5.Взрывающиеся звезды ( сверхновые )- катастрофический взрыв звезды, в ходе которого выделяется так много энергии, что по яркости она может превзойти всю галактику с ее миллиардами звезд. Кроме того, в десять раз больше энергии выделяется в виде кинетической энергии выброшенного взрывом вещества и еще в сто раз больше - в виде энергии нейтрино. Взрыв сверхновой происходит, когда старая массивная звезда (более 8 масс Солнца) истощает запас ядерного топлива. В этих условиях ядро становится неустойчивым и коллапсирует (меньше чем за секунду). Оставшееся ядро представляет собой нейтронную звезду (пульсар ) с массой не превосходящей трех солнечных и размером в 20-30 км. Магнитное поле под действием мощной ударной волны усиливается, и скорость вращения остатка возрастает. Первый ПУЛЬСАР (нейтронная звезда) открыт в созвездии Лисичка в 1967 году Энтони Хьюиш (Англия). Сейчас известно >600 пульсаров. При более значимых массах взрыв сверхновой приводит к образованию черной дыры.

Сверхновая - очень редкое событие: за последнюю тысячу лет в Галактике визуально наблюдалось только пять сверхновых, а по подсчетам взрывается одна в среднем в 30 лет, но в большинстве скрыты затеняющей пылью. Первую сверхновую упоминает Гиппарх (134г до НЭ), вспыхнувшую в нашей Галактике.

Созвездия Зодиакальные созвездия Видимый годовой путь Солнца проходит через тринадцать созвездий, начиная от точки весеннего равноденствия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Змееносец, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Двенадцать из них называются зодиакальными. Пояс из двенадцати зодиакальных созвездий называется зодиаком. В таблице приведены названия зодиакальных созвездий и их знаки:

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин. Физика.11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. С. 353 – 366

4.И.А. Климишин. Элементарная астрономия. М.: Наука. 1991.

Основное содержание урока

Наше изучение звёзд начинается с изучения Солнца, ближайшей к Земле, звезды.

Основные характеристики Солнца.

Первая величина, которая легко вычисляется для Солнца – это его радиус.

Угол, под которым видно Солнце с Земли, равен 16 секундам. Расстояние от Земли до Солнца - значение большой полуоси орбиты Земли. Радиус Солнца равен 700000 км.

Массу Солнца определим, используя третий обобщённый закон Кеплера:

подставив значения большой полуоси орбиты Земли, гравитационной постоянной и периода вращения Земли вокруг Солнца.


Масса Солнца равна

Зная, что на 1 м 2 за 1 с приходится 1370 Дж энергии, можно найти светимость Солнца:


Химический состав Солнца: примерно 70% водорода, 29 % гелия;

Температура на поверхности Солнца 6000 К.

Атмосфера Солнца. Нижний слой, называющийся фотосферой, имеет небольшую высоту.

Внешняя часть, называющаяся короной, простирается на несколько радиусов Солнца.

В структуре фотосферы выделяют гранулы, протуберанцы, темные пятна.

С поверхности Солнца постоянно идёт поток заряженных частиц, называемый солнечным ветром.

Временами на Солнце происходят вспышки, увеличивающий поток частик и всевозможные излучения Солнца.

Основные характеристики звёзд.

Основные характеристики звёзд. Изучение звёзд затруднено тем, что они находятся далеко и освещенность, которую они создают на Земле очень мало. Проблему наблюдения за звёздами решают при помощи больших телескопов

Измерения температур поверхности звёзд показывают, что есть прямая связь между температурой звезды и видом её спектра.

В результате все звёзды разнесены по звёздным классам: O, B, A, F, G, K,

Э.Герцшпрунг и Г.Рессел составили диаграмму зависимости светимости всех известных звёзд от их спектрального класса.

По этой диаграмме все звёзды расположились в четырёх группах.

Главная последовательность диаграммы дает расположение большинства звёзд. Солнце является звездой данной группы звёзд.

Плотности звёзд данной группы примерно равны плотности Солнца.

Вторая и третья группы звёзд данной диаграммы – гиганты и сверх - гиганты.

Группа звёзд гигантов – звёзды красного цвета со светимостью примерно в сто раз больше Солнца, а размеры в десятки раз больше.

Сверх – гиганты также звёзды со светимостью в сотни тысяч раз больше солнечной, а размерами в сотни раз больше. Плотность сверх – гиганта Бетельгейзе составляет одну миллионную долю плотности воздуха.

Белые карлики – это группа звёзд, которая располагается на диаграмме внизу слева. Светимость белых

карликов в сотни и тысячи раз меньше солнечной и по размерам сравнимы с планетами. Однако, плотность достигает огромных значений.

Источник энергии Солнца и звёзд.

Источником энергии Солнца и звёзд является ядерная энергия, которая выделяется при синтезе ядер гелия из ядер водорода.

Это - так называемая термоядерная реакция.

Доказательством верности наших представлений о строении Солнца является результаты поиска и регистрации нейтрино, которые сопровождают термоядерные реакции в недрах Солнца и легко проникают от места реакции до самой Земли.

Эволюция звёзд.

Рождение звезды происходит в процессе сжатия газопылевых облаков галактик. Сначала увеличивается плотность, растёт температура и начинается излучение в инфракрасном диапазоне. Облако на этом этапе называют протозвездой.

Любая звезда в своей жизни проходит определенные стадии своей эволюции: рождение, пребывание на главной последователь последовательности, расширение и превращение в гиганта или сверх - гиганта. В зависимости от массы звезды происходит дальнейшее преобразование - либо в белого карлика, либо в нейтронную звезду или черную дыру.

Разбор тренировочных заданий

Выберите одно утверждение о звёздах, которые соответствуют диаграмме.

2) Температура поверхности звёзд спектрального класса F ниже температуры звёзд спектрального класса А.

3) Звезда Арктур имеет температуру поверхности 4100 К, следовательно, она относится к звёздам спектрального класса В.

4) Средняя плотность сверхгигантов существенно больше средней плотности белых карликов.

Утверждение 1) неверно.

Анализ утверждения 2): На нижней линии диаграммы указаны спектральные классы звёзд, на верхней линии - соответствующие температуры. Классу F соответствует температура ниже, чем классу А.

Утверждение 2) верно.

Анализ утверждения 3): Звезда с температурой 4100 К относится к классу К, что противоречит утверждению.

Утверждение 3) неверно.

Анализ утверждения 4): Белые карлики имеют рекордно высокую плотность. Это противоречит утверждению.

Утверждение 4) неверно.

Ответ: Верное утверждение – 2)

2. Установите соответствие между элементами




1.Термоядерная реакция, протекающая в ядре Солнца – реакция синтеза ядер гелия из 4 ядер водорода с образованием 2-х позитронов и 2-х нейтрино.

2. Атмосфера Солнца состоит на 70% из водорода, около 30% из гелия.

3. Солнечный ветер – это поток заряженных частиц с фотосферы Солнца: ядра гелия, водорода, электроны и незначительное количество ионов.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая и фронтальная работа

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, текст по теме, таблицы.

Участники: учащиеся 11 класса

Цель : создать условия для творческого переосмысления уже известной информации о звездном небе и созвездиях, и критическому восприятию новой информации по теме.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: построение самостоятельного процесса поиска информации, изучение звездного неба, с помощью подвижной карты звездного неба, получение обучающимися информации о созвездиях, зодиакальных созвездиях, о происхождении их названий.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умения переформулировать полученную информацию, разбивать ее на

смысловые блоки и оформлять в виде схем и таблиц;

формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; оценка  осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.

Личностные УУД: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, сотрудничества в группах, положительной мотивации к обучению, формирование коммуникативных способностей, развитие внимания, памяти, творческого мышления.

Организационный момент .

Проверка готовности учащихся к урок;

Запись темы урока в тетрадях и на доске.

Проверка домашнего задания.

Работа по карточкам ( 2 человека)

Карточка: Каково увеличение телескопа, если в качестве его объектива используется линза, оптическая сила которой равна 0,6 дптр, а в качестве окуляра линза с оптической силой 10дптр?





Карточка: а) В каком телескопе ход луча имеет вид:

б) В чем отличие астрофизики от небесной механики?

2) Работа с классом по вопросам:

1. Какие сведения из астрономии вы получили в курсах природоведения, естествознания, физики, истории?

2. В чем специфика астрономии (по объектам и методам исследования) по сравнению с другими науками о природе.

3. Какие типы небесных тел вам известны?

4. Какова роль наблюдений в астрономии? С помощью каких инструментов они выполняются?

5. Какова роль космонавтики в исследовании Вселенной?

6.Чем отличаются оптические системы рефрактора и рефлектора?

7. Решение каких задач занимается небесная механика?

8. Какие отечественные и зарубежные орбитальные обсерватории вы знаете?

9. Почему современная астрономия является всеволновой?

10. Зачем нужен телескоп при наблюдении Луны?

3. Изучение нового материала.

1. Нарисуйте на листах ( у каждого на парте) звездное небо так, как вы его представляете.

2. Вспомните и запишите на обратной стороне этого листа то, что вы уже знаете о звездном небе.

В безоблачную и безлунную ночь открывается величественная картина звездного неба. Россыпи звезд - в котором кажется, невозможно разобраться.

ЗВЕЗДНОЕ НЕБО - видимое расположение звезд и других небесных светил на небесном своде. Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звезды и мысленно соединяли их в разнообразные фигуры (созвездия), называя их именами персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов.

У разных народов имелись свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, разное их количество. Деления были чисто условны, рисунки созвездия редко соответствовали названной фигуре, однако это существенно облегчало ориентирование по небу. Даже босоногие мальчики в древней Халдее или Шумерах лучше знали небо любого из нас. В общем случае на небе можно насчитать до 2500-3000 звезд (в зависимости от вашего зрения) - а всего видимых звезд около 6000.

Итак, у разных народов и в разное время был разный принцип деления.

4 век до н.э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия.

18 век - Монголия - было 237 созвездий.

2 век - Птолемей ("Альмагеста") - описано 48 созвездий.

15-16 век - период великих морских путешествий - описано 48 созвездий южного неба.

В Русском звездном атласе Корнелия Рейссига, изданном в 1829г содержались 102 созвездия.

Многие звездные карты (атласы) 17-19 века содержали названия созвездий и рисунки фигур. Но прижился только один звездный атлас Яна Гавелия (1611-1687, Польша) изданный в 1690г и имеющий не только точное расположение звезд и впервые экваториальных координатах, но и прекрасные рисунки (лицевая обложка и титульный лист).

Путаница с созвездиями прекращена в 1922г Международный астрономический союз разделил все небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928году (пример Ориона).

Созвездия - область неба с характерной группой звезд и всеми звездами, находящимися внутри его границ. Соседство звезд, кажущиеся, в проекции на небесную сферу. Самые яркие звезды имеют собственные имена (более 300 звезд имеют имена, большинство арабские).

Считается, что знаков Зодиака 12. Созвездие Змееносца — 13-е, тайное. Оно накладывается на два соседних знака — Скорпиона и Стрельца. Одни думают, что 13 — несчастливое число, другие полагают иначе. Но все сходятся в том, что 12 — магическое число. В году 12 месяцев. За это время Луна 12 раз проходит полное изменение — от новолуния до полнолуния. У нас молодую Луну именуют Месяцем. Поэтому и время одного цикла изменений фаз ночного светила (оно длится от 28 до 31 дня) также называют месяцем. Для того чтобы, совершить полный оборот вокруг центра нашей галактики Млечный Путь, Земле необходимы миллионы лет. Вовремя передвижения нашей планеты в космическом пространстве смещается и точка наблюдения за звездным небом. Около 100 000 лет назад созвездие Большой Медведицы Выглядело совершенно иначе.

Задание 1 . Прочитайте стихотворение и заполните таблицу вписав название созвездия напротив его изображения.

Зодиак
(1961 г Валишин Ю.И.)

Взглянув на пояс зодиака

Мы в январе увидим Рака,
А в феврале заметим Льва.
Хранителем его была
В холодном марте злая Дева,
Соседка Льва по небу слева.
Весы купив себе в апреле,
Они спокойно жить хотели
Но в марте страшный Скорпион
У них отнял покой и сон.
Его убил Стрелец прекрасный,
Отца июня сын несчастный,
В июле ж братец Козерог
Сон Льва и Девы уберег,
А в августе на много дней
Приехал дядя Водолей.
Из Рыб уху он в сентябре
Варил и кушал на дворе,
Зажарил Овна в октябре,
Тельца зарезал в ноябре
А в декабре, в конце концов,
Родилась пара Близнецов.













Закрасьте ячейку с названием зодиакального созвездия, под которым вы рождены.

Что же такое звезда?

Звезда́ — массивный газовый шар, излучающий свет и удерживаемый в состоянии равновесия силами собственной гравитации и внутренним давлением, в недрах которого происходят (или происходили ранее) реакции термоядерного синтеза. (векипедия)

В 1603 г Иоганн Байер начал обозначать самые яркие звезды буквами греческого алфавита. и т.д. Впервые обозначение звезд греческими буквами ввел Байер в своем звездном атласе. Самая яркая звезда в любом созвездии обозначалась буквой ‘α’ (альфа), следующая за ней по убыванию яркости - буквой ‘β’ (бета), далее - буквой ‘γ’ (гамма) и т. д. Самые яркие звезды имеют собственные названия: Вега, Спика, Полярная, Сириус и т.д.

До изобретения компаса звезды были основными ориентирами: именно по ним древние мореходы и путешественники находили нужное направление. Астронавигация (ориентирование по звездам) сохранила свое значение и в наш век спутников и атомной энергии.

Она необходима для штурманов, капитанов, космонавтов и пилотов. Навигационными называют 25 ярчайших звезд: Альтаир, Спика, Сириус, Арктур

Для того чтобы, совершить полный оборот вокруг центра нашей галактики Млечный Путь, Земле необходимы миллионы лет. Вовремя передвижения нашей планеты в космическом пространстве смещается и точка наблюдения за звездным небом. Около 100 000 лет назад созвездие Большой Медведицы Выглядело совершенно иначе.


(6; 6), (– 3; 5,5), (– 8; 5), (0; 7,5),



(– 15; – 7), (– 3; – 6), (3; – 10), (– 6; – 5,5),

(– 10; – 5), (6; – 6), (– 1; – 10)

Кто правильно построил точки по координатам, у того получится примерно такой рисунок. Из которого видно, что Полярная звезда находится на продолжении линии соединяющей крайние точки ковша Большой медведицы.

Если вы живете в северном полушарии в средних широтах, то вы встаете лицом к Полярной и впереди у вас – север, за спиной – юг, слева – запад, справа – восток.

Т. к. небесный свод вращается и за сутки делает полный оборот, то видимое положение созвездий изменяется со временем, одни созвездия восходят, другие заходят. Определить положение данного созвездия в данное время можно с помощью подвижной карты звездного неба либо планетария.

Работа с подвижной картой звездного неба ( ПКЗН) приложение 1

Задание 1. Найти созвездия, расположенные между севером и югом 10 октября в 21 час.

Задание 2. Будут ли видны созвездия Девы, Рака, Весов в полночь 15 сентября? Какое созвездие в это же время будет находиться вблизи горизонта на севере?

Задание 3. Какие из перечисленных созвездий: Малая Медведица, Волопас, Возничий, Орион для данной широты будут незаходящими?

4.Подведение итогов урока

Что называется созвездием?

Перечислите известные вам созвездия.

Как обозначаются звезды в созвездиях?

Назовите самую яркую звезду.

Назначение звезд в древности.


С чем связано изменение образов созвездий на небе?

5. Домашнее задание.

П. 3 учебника. Найдите на ПКЗН зодиакальное созвездие, под которым вы рождены и ответьте на вопрос: когда вы его можете наблюдать и когда оно выходит из вашего поля зрения?


Человек может невооружённым глазом в ясную ночь рассмотреть около двух — трёх тысяч звёзд на ночном небосводе. Однако все они так похожи, что непонятно, как же их различать между собой? Посмотрев этот видеоурок, вы узнаете, что называют созвездиями и каким образом они получили свои названия. Узнаете, что такое звёздная величина и по какому принципу строится шкала звёздных величин Гиппарха. А также познакомитесь с системой классификации звёзд по Байеру.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Звёзды и созвездия"

На небе в безоблачную ночь сияют мириады звёзд, и, кажется, невозможно разобраться в этой величественной звёздной картине. Вспоминаются вдохновенные строки русского учёного и поэта Михаила Васильевича Ломоносова:

Открылась бездна звёзд полна,

Звёздам числа нет, бездне — дна.

И действительно, человек может невооружённым глазом в ясную ночь рассмотреть около 2—3 тысяч звёзд на ночном небосводе. Однако все они так похожи, что непонятно: как же их различать между собой?

На этот вопрос искали ответ ещё древнеегипетские астрономы. Чтобы лучше ориентироваться в бескрайнем звёздном небе, они объединяли группы из нескольких звёзд, соединяя их воображаемыми линиями. Так и образовывались созвездия.

Но больше всех в создании созвездий преуспели древние греки. Они сделали узнаваемыми множество звёзд, объединяя их и называя в честь своих мифических героев, персонажей легенд и сказаний или животных.



Многие названия созвездий могут показаться странными, поскольку, глядя на них, бывает очень трудно рассмотреть или даже представить некое одушевлённое существо. Например, некоторые люди не способны в звёздном ковше разглядеть Большую Медведицу. А это одно из крупнейших и узнаваемых созвездий, которое содержит в себе 210 заметных невооружённым глазом звёзд.

Наиболее заметные созвездия у многих народов получили свои названия. Так, например, древним славянам Большая Медведица представлялась в виде Лося или Оленя.

Примерно в 3 веке до нашей эры древнегреческие астрономы свели названия всех известных им созвездий в единую систему, которая была тесно связана с их мифологией. Позже все эти названия позаимствовала и европейская наука.

Что касается Южного полушария, то все его созвездия получили свои названия в эпоху великих географических открытий, когда европейцы начали освоение Нового света.

В связи с этим в 1922 году в Риме Генеральная ассамблея Международного астрономического союза окончательно утвердила 88 созвездий. А в 1928 году были приняты чёткие и однозначные границы между ними. При этом астрономы договорились, что больше никогда не будут изменять границы и названия созвездий.

Поэтому в наши дни созвездиями называют определённые участки звёздного неба, разделённые между собой строго установленными границами, с характерной наблюдаемой группировкой звёзд.


Как мы уже упоминали, в ясную ночь на небе мы можем увидеть невооружённым глазом до трёх тысяч звёзд. Все они имеют разный блеск — одни звёзды хорошо заметны сразу, другие — едва различимы. В связи с этим во II веке до нашей эры величайший астроном античности Гиппарх Никейский разделил все звёзды на шесть звёздных величин. Самые яркие звёзды им были отнесены к первой звёздной величине, едва различимые — к шестой, а остальные были равномерно распределены по промежуточным величинам


Кроме того, примерно 300 самым ярким или наиболее интересным звёздам древнегреческие и арабские астрономы дали собственные имена: Вега, Сириус, Ригель, Альдебаран и так далее.

В 1603 году немецкий астроном Иоганн Байер предложил свою систему обозначения звёзд, которой мы пользуемся до сих пор. В этой системе название звезды состоит из двух частей: названия созвездия, которому принадлежит звезда, и буквы греческого алфавита. Причём буквенное обозначение, как правило, присваивается в порядке убывания яркости звезды в созвездии.

Например, самая яркая звезда в нашем небе — Сириус — обозначается на картах как α Большого Пса, а Полярная звезда — это α Малой Медведицы.

Заметно из этого списка выбивается созвездие Большой медведицы, семь ярких звёзд которого образуют известный Большой Ковш. Обозначение этих звёзд велось просто справа на лево.


Так, самая крайняя звезда Ковша — Дубхе — называется α Большой Медведицы, хотя по яркости она уступает Алиоту — ε Большой Медведицы. А третья по яркости звезда этого созвездия — Бенетнаш — вообще обозначается буквой η.

По мере развития науки и в связи с изобретением телескопов количество исследуемых звёзд всё увеличивалось. Конечно же для их обозначения греческих букв уже не хватало. Тогда было предложено использовать буквы латинского алфавита. Когда же закончились и они, звёзды стали обозначать цифрами (например, звезда 44 Волопаса).

Со временем оказалось, что оценки звёздных величин, данные Гиппархом для более чем ста звёзд, были очень грубыми. В частности, было обнаружено, что наш глаз реагирует на энергию света, прошедшую через зрачок. Но независимой от размера зрачка остаётся его освещённость (то есть поток излучения, который приходит от источника света к наблюдателю в единицу времени на единицу площади, перпендикулярной лучу зрения). Поэтому звёздную величину можно рассматривать как меру освещённости, создаваемой наблюдаемым источником. Теперь в астрономии для обозначения этой величины используется термин блеск.


После изобретения в XIX веке приборов для измерения освещённости — фотометров — открылась новая эпоха в изучении яркости звёзд и их систем. В частности, измерения показали, что разности в пять звёздных величин в шкале Гиппарха соответствует отношение освещённостей почти 1:100. Тогда было решено создать новую шкалу, в которой это отношение в точности бы равнялось 1:100. Поэтому различие в одну звёздную величину соответствует отношению освещённостей звёзд, равному .

Проще говоря, блеск звезды первой величины в 2,512 раза превосходит блеск звезды второй величины. В свою очередь звезда второй величины во столько же раз по блеску превосходит звезду третьей величины и так далее.

Следуя этой закономерности, английский астроном Норман Роберт Погсон предложил формализацию шкалы звёздных величин, впоследствии ставшей общепринятой.


По отношению Погсона можно определять звёздные величины не только слабых звёзд, но и объектов, более ярких, чем с первой звёздной величиной. Так несколько звёзд на небе были отнесены к звёздам нулевой величины. А, например, самая яркая звезда всего неба — Сириус получила даже отрицательную звёздную величину — –1,5 m .

Давайте и мы попробуем рассчитать, во сколько раз освещённость Луны в полнолуние больше её освещённости в фазе первой четверти.


Звёздную величину Солнца определил в 1903 году российский астроном, уроженец города Слуцка Минской губернии (ныне Республика Беларусь) Витольд Карлович Цераский. По его данным, эта величина составляет –26,72 m , что всего на 0,02 m отличается от современного значения.

Читайте также: