План конспект по религии

Обновлено: 07.07.2024

Тема: Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура.

-дать обучающимся представление о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры;

-формировать объективные и корректные представления о роли религии в истории человека и общества;

- продолжить формировать умения обучающихся находить самостоятельно материал, выбирать главное, анализировать;

-развивать умение формулировать и аргументировать свою точку зрения;

Материалы и оборудование:

- Проблемная ситуация: Что общего между религией и моралью? Чем они отличаются друг от друга?

II. Изучение нового материала

Важнейшую роль в духовной жизни общества играла и играет религия. Она появилась в глубокой древности. Истории неизвестны безрелигиозные народы и племена, на какой бы стадии развития они не находились.

Так что же такое религия? Какие формы и виды религии известны? Какие функции выполняет религия в обществе? На эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.

1). Что такое религия? Структура религии.

Давайте же сначала дадим определение слову: РЕЛИГИЯ. (Дети предлагают, находят в словаре, записывают в тетради)

СЛАЙД 1. Религией обычно называют мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил, Бога. Сам термин происходит от латинского слова religio - благочестие, набожность.

Основными составляющими частями религии являются религиозное сознание, или религиозная вера, религиозный культ (обряды) и организации верующих.

Религиозную веру часто называют минимумом религии. Человек может не относиться к какой-то религиозной общине, не следовать религиозным нормам, не участвовать в обрядах, и, тем не менее, быть верующим, если ему присуще религиозное сознание.

Особенностью религиозной веры является то, что она всегда сопровождается определенным и переживаниями и чувствами человека по отношению к божеству: любовь, страх, благоговение.

Функции религии в обществе

Мировоззренческая. Она формирует у людей определенную картину мира, дает ответ на вопросы о происхождении всего, что нас окружает, о сущности человека, его места в мире и смысле его жизни.

Утешительно-компенсаторная. Религия помогает человеку найти утешение и надежду в сложных жизненных обстоятельствах. Уповая на помощь Бога, верующий человек находит в себе силы изменить отношение к тем проблемам, с которыми он столкнулся, увидеть новые жизненные ориентиры.

Интегрирующая (дезинтегрирующая). Религия часто выступает в роли объединяющей людей идеи. Правда, различия в верованиях могут порождать и конфликты, вражду, ненависть. Поэтому большую роль в обеспечении стабильного развития общества играет веротерпимость как государственная политики, и как черта личности.

Коммуникативная. Обеспечивает общение: верующих друг с другом, с Богом.

Культуротранслирующая. И, наконец, религия способствует накоплению и передачи от поколения к поколению целого пласта культурного наследия. К нему мы можем отнести религиозные верования и нормы, сочинения религиозных философов и писателей, храмы с их внутреннем убранством … Религиозные сюжеты стали источником вдохновения для многих художников, скульпторов, писателей, драматургов …

3). Заполнение кластера: социальные функции религии (в тетради)

4). Формы и виды религии. Выступление детей.

У разных народов в разные времена встречались различные формы и виды религии.

Самыми древними формами религии являются тотемизм, фетишизм, магия и анимизм.

СЛАЙД 2 Фетишизм – вера в сверхъестественные способности неодушевленных предметов. Люди считали, что некоторые вещи имеют особую, охранительную или вредящую силу. Их использовали в качестве амулетов, оберегов. Древние охотники носили на груди клыки или зубы убитых животных, считая, что они увеличат их силу или уберегут от нападения диких зверей. Охранительную роль играла и вышивка на одежде. Не случайно ее размещали там, где наиболее возможным было проникновение злых сил – на швах, отверстиях, прорезях.

СЛАЙД 3 Магия – вера в сверхъестественные способности человека воздействовать на окружающий мир и других людей. Для этого использовали слова (заговоры) или специальные действия. Иногда магические способности приписывались отдельным, особым людям. Иногда считали, что такие возможности есть у каждого человека, нужно только знать магические обряды и уметь их выполнять. Некоторые магические действия, например вызывание дождя, выполнялось коллективно. Различали белую, защищающую магию, и черную, вредоносную.

СЛАЙД 4 Анимизм – вера в существование особой нематериальной субстанции – души. Можно сказать, что анимизм – основа любой религии. Душа, считают верующие, есть у человека, она может существовать и после его смерти. Душой люди наделяли и окружающие предметы: животных, растения, даже реки, камни, горы, то есть предметы, на первый взгляд, абсолютно неодушевленные.

Некоторые проявления этих древних форм религии сохраняются и в современных верованиях.

СЛАЙД 5 Все существующие и ранее существовавшие религии можно также разделить на политеистические и монотеистические .

СЛАЙД 6 Политеизм , иначе его называют язычеством – это вера во множество богов. На уроках истории вы знакомились с языческими верованиями древних египтян, греков, славян. Языческие боги олицетворяют природные стихии: небо, землю, солнце, море. Позднее в языческих пантеонах (совокупности богов) появляются боги-покровители тех или иных занятий человека: земледелия, скотоводства, военного искусства, торговли, власти. Иногда боги имели равную силу, иногда выделялись главные и второстепенные божества.

СЛАЙД 7 Монотеизм – это вера в единого Бога. Древнейшей из монотеистических религий считают иудаизм – религию, возникшую у древних евреев в 11 – 9 веках до нашей эры. Из современных мировых религий монотеистическими являются христианство и ислам.

СЛАЙД 8 По территории распространения религии принято делить на национальные и мировые. К национальным религиям сейчас можно отнести, например, иудаизм, индуизм, даосизм, синтоизм. К мировым религиям обычно относят буддизм, христианство и ислам. Они распространяются в разных странах мира, независимо от национальной принадлежности их населения. Приверженцы мировых религий обычно ведут активную миссионерскую деятельность, стремясь распространить свою веру среди наибольшего количества людей. Буддизм, христианство и ислам проповедуют социальное равенство, они считают всех людей равными перед Богом.

5). Составление кластера: формы и виды религий (в тетради)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карточки (Тренировочные задания в формате ЕГЭ под ред.

Крещение Руси кейс

Памятки с домашним заданием

Методы и формы обучения

Методы: проблемный (Нужна ли религия современному обществу?),

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Рада вас видеть на нашем сегодняшнем уроке! Проверьте, всё ли у вас готово для плодотворной работы на уроке: - учебник, тетрадь, письменные принадлежности, дневник и ваши светлые головы. Надеюсь, что сегодня на уроке вас не смутит присутствие гостей, и вы будете работать так же активно и плодотворно, как работаете на всех наших уроках .

На прошлом уроке мы изучали наук и образование. Начнем сегодня с проверки домашнего задания (каждому ученику были розданы карточки (вопросы были составлены в формате ЕГЭ); карточка содержала 5 вопросов, за каждый правильный ответ по одному баллу)).

Карточка: Наука и образование

1.Сфера человеческой деятельности, функция которой -выработка и теоретическая систематизация объективных знаний, это-:

2. Верны ли суждения о науке?

А. Главная задача науки -получение истинных знаний

Б. Наука - сложная неразвивающаяся система

1)верно только А2)верно только Б 3)Верны оба 4) оба неверны

3. В средней школе города Н.педагоги большое внимание уделяют изучению таких предметов, как экономика, право и политология,

4.Выберите верное утверждение об образовании.

1) Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства

2)Наука и образование неразрывно связаны: 1)верно только А 2)верно только Б 3)Верны оба 4) оба неверны

5.Функции науки (перечислите 3)( Культурно-мировоззренческая,Познавательно-объяснительная,Прогностическая)

После того как собрала карточки, вместе проверили тест, обсудили ошибки, оценили свою работу

По эпиграфу, кто из вас догадался, о чем пойдет речь на нашем уроке. (Дети отвечают)

Наряду с наукой, образованием, культурой древнейшей и основной формой духовной культуры является – религия. Вы узнаете о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры. Перечислите мне еще, что относится к духовой культуре: мораль, наука, законы, ценности.

А сейчас хотелось бы озвучить цели нашего урока

дать обучающимся представление о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры;

формировать объективные и корректные представления о роли религии в истории человека и общества;

- продолжить формировать умения обучающихся находить самостоятельно материал, выбирать главное, анализировать;

План изучения нового материала:

1. Особенности религиозного сознания

2.Религиозное сознание

3.Светское сознание

4.Функции религии

Итак, религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее
поведение, основанное на вере в существование Бога
или богов, в сверхъестественное (Записываем в тетрадь)

Религиозная жизнь всегда опирается на Религиозное сознание - это убеждение верующих в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей является – Бог - высшая сила в мире.

Работа с учебником (Поиск информации в книге) Что такое светское сознание?

Вывод: Религиозное основано на вере, светское - на силе разума

Наука, занимающаяся изучением мировых религий, культов, верований–

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (записываем в тетрадь)

Но, не стоит путать религиоведение с теологией.

Религия имеет ряд идей и представлений, сосредоточенных вокруг учения о природе, проявлениях и действиях божественного существа или существ. Таковы рассказ, мифы, верования в богов у древних греков, римлян и других народов. В них отчетливо представлен мнообожный характер этих религиозных систем. Напротив, в Ветхом Завете,в религиях христиан и мусульман выражен единобожный принцип.

Политеизм- система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.

Монотеизм- религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога.

- Какие религии вы знаете?

- Какие мировые и национальные религии вы знаете? (Ответы детей)

Христианство, ислам и буддизм считаются мировыми религиями не только из-за большого числа верующих, но и потому, что исповедовать их может человек любой расы, национальности.

Д/З После того как выявлены основные религии, раздала памятки, необходимо заполнить и приклеить в тетрадь

Принято называть следующие функциях религии: мировоззренческая, регулятивная, культурная, психотерапевтическая, воспитательная, интегративная, коммуникативная, дезинтегрирующая . (Записываем в тетрадь)

Сейчас я прочитаю высказывание З. Фрейда о функции религии, а вы подумайте нужна ли религия человеческому обществу?

В чем ее положительные и отрицательные стороны?(Ответы детей)

(Можно разделиться на две группы: сторонников и противников религии и доказать свою точку зрения.)

Положительное в религии

Отрицательное в религии

1. Религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем.

2. Религиозные нормы – один из мощных социальных регуляторов.

3. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие люди.

1. Религиозная почва является причиной многих конфликтов, войн.

2. Вера не удерживает человека и общество от совершения преступлений и пороков.

3. Накладывала запреты на определенные виды деятельности, науки, искусства, сковывая творческую силу людей.

5. Религия предлагает свои варианты ответа на неспособность науки объяснить множество природных явлений.

6. Способствует объединению нации, образованию единых государств.

4. Земную жизнь религия призывала провести в покое и смирении, не противясь злу. Примеры:

Ряд общественных организаций и партий имеют религиозную окраску: христианско-демократические, христианско-социальные партии, христианские профсоюзы, необуддиские организации и прочее.

Почти во всех “горячих точках” планеты замешаны религиозные различия между людьми. Бывшая Югославия проживали сербы – православные, хорваты – католики, боснийцы – мусульмане. В Грузии абхазы являются мусульманами, а грузины – православные. В Палестине арабы – мусульмане воюют с иудеям. Конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном за штаты Джамму и Кашмир обусловлена проживанием на индийской стороне сикхов, приверженцев ислама. Жестокость войны в Чечне основывается на религиозной почве.

Принадлежность к той или иной религии определяет социальное положение отдельных групп населения, что также определяет жесткое противостояние, например, между католическое меньшинством в Ольстере и протестантами Великобритании, или, наоборот, между протестантским меньшинство и католиками Испании.

Рефлексия урока

(работа с Конституцией РФ)

Каково отношение государства к религии и церкви?

– Каковы принципы политики современных цивилизованных государств в сфере государственно-религиозных отношений?

1. Соблюдение свободы вероисповедания граждан.

2. Государственная поддержка традиционных религий.

3. Ограничение активности групп, которые под видом религиозной деятельности пропагандируют идеи разрушения семьи, государства, культуры, используют религиозные чувства людей для незаконного обогащения лидеров таких групп.

Конституция РФ. Статья 14.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Свобода совести - право любого лица исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, распространять религиозные и антирелигиозные убеждения.

1. Понятие религии

2. Главные признаки религии:

а) вера в сверхъестественное

б) Организованное поклонение высшим силам

в) Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога

3. Формы религии:

а) национальные религии

б) мировые религии

4. Основные функции религии:

Работа с кейс методом


Крещение Руси кейс

И пришел Владимир к Киеву с большим войском, а Ярополк не смог выйти ему навстречу и затворился в Киеве со своими людьми и с Блудом, и стоял Владимир, окопавшись, на Дорогожиче - между Дорогожичем и Капичем, и существует ров тот и поныне. Владимир же послал к Блуду - воеводе Ярополка, - с хитростью говоря: "Будь мне другом! Если убью брата моего, то буду почитать тебя как отца, и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, но он. Я же, убоявшись этого, выступил против него". И сказал Блуд послам Владимировым: "Буду с тобой в любви и дружбе". И пришел Ярополк ко Владимиру; когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит был Ярополк. … Владимир же стал жить с женою своего брата - гречанкой, и была она беременна, и родился от нее Святополк. От греховного же корня зол плод бывает: во-первых, была его мать монахиней, а во-вторых, Владимир жил с ней не в браке, а как прелюбодей.

И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини - Вышеслава, а еще от одной жены - Святослава и Мстислава, а от болгарыни - Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и девиц. (отрывок из Повести временных лет). В 988 году Владимир Святославич крестил Русь. Причислен к лику святых в XIV веке.

Какое противоречие вы заметили?

Почему (в силу каких причин) Владимир – закоренелый язычник и грешник (с точки зрения христианской морали) стал инициатором крещения Руси?

Домашнее задание: § 14, стр.142-146, заполнить памятки, приклеить в тетрадь, выучить все определение в тетради

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обществознание 9-а,б,в,г, ____________;

- добиться усвоения учащимися основных понятий урока.

-выяснить вместе с учащимися, какие религии называют мировыми, и объяснить почему

- продолжить развитие умения сравнивать и делать выводы.

Задачи урока:

Форма урока: комбинированный.

Используемые методы и приемы: Беседа, рассказ учителя, опрос, объяснение, уточнение, самостоятельная работа с тестом, здоровьесберегающие технологии

Оформление доски: тема урока, план урока, карточки, домашнее задание.
Осн.понятия: религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ.

Организационный момент

Актуализация знаний учащихся по теме:

Изучение нового материала.

План изучения нового материала:

1.Что такое религия, виды религии

Наряду с наукой, образованием, культурой древнейшей и основной формой духовной культуры является – религия.

1. Слово “религия” происходит от латинского глагола religaro - связывать, обозначает духовную связь земного с небесным;

от латинского существительного r eligio – набожность, святыня, предмет культа.

Научных определений религии, как и культуры, огромное количество.

Познакомимся с некоторыми:

1. Религия - один из компонентов духовной сферы общества наряду с культурой, образованием и наукой.

2. Религия - один из фундаментальных институтов человеческого общества.

3. Религия - сфера общественного сознания (наряду с идеологией, научными знаниями, обыденными мнениями), отличительной чертой которого является вера в сверхъестественное.

4. Религия - специфический тип мировоззрения и мироощущения, т.е. совокупность взглядов на мир как творение Бога.

5. Религия - совокупность моральных принципов, регулирующих образ жизни и поведение людей, разделяющих данное верование.

6. Религия - совокупность ритуальных действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к Богу и обращается к нему в молитве, жертвоприношении и т.п.

7. Религия - группа, сообщество, союз или организация множества людей, связанных единой верой и взаимными обязательствами (церковные приходы, религиозные общины и братства, монашеские ордена, секты).

8. Религия - система верований и действий, с ее помощью решаются вопросы человеческой жизни.

Решаемые религией проблемы встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа.

Сегодня в мире существует огромное количество религий.

Наиболее крупные из них:христианство;ислам;конфуцианство;буддизм;синтоизм;даосизм;иудаизм и др.

2. К архаичным религиям относят: фетишизм, анимизм, тотемизм.

1.Тотемизм. (Учебник с. 156).

2. Фетишизм (Учебник с. 157).

3. Анимизм (Учебник с. 158).

Более древние архаичные религии основаны на верованиях и мифах, составляющих мифологию. Появление мифологии представляло грандиозную революцию в сознании. Ведь первобытному человеку важно было не просто придумать какие-то сверхъестественные силы и поверить в них, а создать систему мировоззрений, объясняющую порядок в обществе. Например, почему есть бедные и богатые, куда уходят люди после смерти и т.п.

Тотемизм - это комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (родами) и тотемами - видами животных и растений.

Фетишизм - поклонение фетишам.

Монотеизм - единобожие, религия, признающая единого Бога.

Политеизм - многобожие, религия, основанная на культе многих богов.

3. Религии, имеющие в основе религиозную веру, принято называть мировыми. К ним относятся: буддизм, христианство, ислам.

Буддизм – через размышление и созерцание человек может достичь истины, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Одна из важнейших заповедей – любовь и милосердие ко всем живым существам, независимо добрые они или злые.

Христианство – основная идея греховности человека как причина всех его несчастий. Проповедует терпение, смирение, прощение обид.

Ислам – человек – существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю.

Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современной цивилизации. Почему же их называют мировыми ?

Огромное число последователей во всем мире.

Обращены к представителям всех социальных групп.

Стремятся обратить в свою веру лиц другого исповедания.

Носят надэтнический характер. Выходят за пределы наций и государств.

IV. Закрепление изученного на уроке.
1. Какие формы религии вы знаете?
2. Какая религия преобладает на территории Российской Федерации?
3. Каково ваше отношение к религии?

V. Подведение итогов. Насколько полезным был для вас этот урок? Что нового вы узнали? Как вы сможете применить полученные знания? Выставление оценок.
VI. Домашнее задание. §20, стр. 153-162 .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подходит для подробного объяснения многообразия религий и их содержания.

Религия- вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

Возникает когда человек не в состоянии объяснить явления природы и действительности.

Роль религии в жизни общества:

один из компонентов духовной культуры

один из институтов общества

специфический тип мировоззрения

совокупность моральных принципов

активно участвует в жизни общества

одно из средств социального контроля

сообщество людей, связанных единой верой

компенсаторная функция - утешение

способствует развязыванию войн

страх как фактор поддержания религиозности

Конфессиональный – религиозный

Конфессия (в переводе с лат.)- исповедание.

В малых культурах существовало 2 основных религии - тотемизм и анимизм.

Тотемизм (Лонг)— вера в животных и растения, обладающих сверхъестественной силой. Обычно каждый род имел свой тотем. На него накладывалось табу при употреблении в пищу, за исключением специально предусмотренных обрядов. Содержание тотемных животных в храмах. Подражание тотему в плясках. Партогенезис- вера в возможность зачатия от тотема.

Фетишизм- поклонение неодушевлённому предмету, имеющему божественные свойства. Может иметь форму идолопоклонства.

Анимизм (Шталь, Тайлор) — вера в одушевлённость природы, существование души и духов.

Спиритизм - общение с духами.

Магия – набор обрядов, с помощью которых пытаются установить контакт с сверхприродными сущностями.

Шаманизм – комплекс представлений о способах взаимодействия с потусторонним миром.

Виды религий:

по количеству богов

по решению проблем спасения

через собственную деятельность (буддизм)

по степени легализации

институциональная - верующие связаны системой отношений, единство вероучения, догмы — секта, церкви

внеинституциональные - модернистские объединения — культы, неустойчивые секты, субъективная религия индивида

по степени распространения

Вебер : бюрократ-конфуцианство, маг- индуизм, монах-буддизм, воин-ислам, бродячий ремесленник- христианство.

Особенности мировых религий:

распространены на всех континентах

вера в единого бога

эгалитарность - проповедование равенства

прозелитизм - стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания

Возник в 6 веке до н.э. В Индии.

В основе легенда о принце Гаутаме. Выйдя за пределы дворца, увидел покрытого язвами больного, сгорбленного годами старца, похоронную процессию, погружённого в раздумья аскета. Дерево Бодха - древо познания. Будда - просветлённый.

Смысл буддизма:

страдания правят миром.

Причиной страданий является жизнь с её страстями и желаниями.

Танха -желание.

-жажда чувственных удовольствий

-жажда к уничтожению

уйти от страданий можно погрузившись в нирвану. Нирвана- покой, блаженство. Сансара- круговорот рождения и смерти.

Есть путь погружения в нирвану.

Заповеди буддизма:

Ахинса - непричинение вреда живому

не брать чужой собственности

не касаться чужой жены

не говорить неправды

Реинкарнация - учение о перерождении душ.

Священная книга - Типитака (3 корзины)

Направления буддизма:

Махаяна - Большая колесница - широкий путь спасения

Хинаяна- Малая колесница - узкий путь для монахов-отшельников.

Верховный жрец - Далай-лама, столица — тибетский город Лхаса.

Дзенбуддизм – направление буддизма в Японии. Цель- стать самим собой, развить свои способности. Просветление – это способность ощутить, к чему рождена душа. Пути для успокоения души: медитация, труд, тренировка тела. Если причина страданий желание, необходимо его выполнить или от него избавиться. Нет священных текстов.

Христианство.

Возникло в 1 веке, в Палестине, в части Римской империи.

В основе легенда о великом мессии Христе.

1054- разделение на православие и католицизм.

16 век, реформация в германии, появление протестантизма.

Православие - правильное учение.

идея центризма - Бог- центр мироздания

идея откровения (любое знание - божественное)

идея конца света и страшного суда

идея спасения и воскресения для вечной жизни

священная книга- Библия

Ветхий завет (история сотворения мира, еврейского государства, Нагорная проповедь Христа)

Новый завет (предания о жизни и деятельности Христа). Евангелие - благая весть, от Марка, Матфея, Луки, Иоанна.

Католицизм - всемирная.

догмат о непорочном зачатии Девы Марии, и её широкое почитание

дух-эманация - производная Бога-отца

учение о чистилище

централизованность церковной организации

безошибочность папы в вопросах веры и нравственности

нерасторжимость таинства брака

крестное знамение слева направо

богослужение на латыни

крещение через возлияние воды на голову

Протестантизм - публично доказывающий.

спасение личной верой

священство всех верующих

исключительный авторитет Библии

церковь не посредник между Богом и людьми

молитвенные дома без пышности

из таинств только крещение и причастие

Основные формы протестантизма:

Лютеранство. Критерий веры – Библия. Отрицают роль свободы. Богочеловеческая природа Христа.

Цвинглианство. Отменён целибат. Приход сам выбирает проповедника.

Кальвинизм. Недоверие к мистике. Суверенитет Бога – главная власть во всём. Трактовка Библии с позиций Библии. Нет монашества. Нет обрядов, музыки, свечей, икон.

Англиканство. Основа – учение отцов Церкви. Непризнание Папы. Руководство веры – молитвенники.

Анабаптизм. Против церковного авторитета. Крещение не младенцев, а взрослых, так как это осознанная вера в пророческий дар. Каждый судья над самим собой.

Ислам- предание себя Богу, покорность.

Возник в 7 в. на Аравийском полуострове.

В основе легенда о пророке Мухаммеде.

Хиджра- переселение из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления.

Заповеди ислама:

исповедание. Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его.

Молитва. Ежедневная 5-кратная. С 7 лет.

Пост 1 раз в год 1 месяц. Рамазан. С рассвета до заката.

Милостыня 1 раз в 1 год.

Хадж- 1 раз в жизнь посетить святые места. Мекка, 7 раз обойти и поцеловать Каабу.

Мюридизм - воинственное течение ислама, подразумевающее подчинение духовному вождю-имаму и газават - священную войну против неверных.

Теократическое государство – государство, в котором духовенство играет значительную роль. А глава государства является одновременно главой духовной и светской власти.

Священная книга- Коран. Сура-глава.

Шариат- система мусульманского права.

Течения ислама:

суннизм- власть не в руках потомков пророка

шиизм- власть в руках потомков пророка, имамов

Типы религиозных организаций:

церковь. Четкая иерархия. Догматика. Прочная.

Секта. Упрощённая структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами.

Деноминация- секта, которая прошла пик социальной активности и имеет устойчивую организационную структуру ( кальвинизм)

культ. Свободен и неустойчив. Главное внимание индивидуальному опыту .Разновидности культа:

- магия (колдовство)- комплекс ритуальных обрядов с целью воздействовать на скрытые от человека силы

-умилостивительный культ- комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.

Депривация- положение человека в обществе, которое приводит к субъективному ощущению им собственной обездоленности, ограниченного доступа к социальным благам. Одна из причин религиозности.

Атеизм - система взглядов, отрицающая существование Бога.

Адепт – приверженец религиозного учения.

Деизм – учение, согласно которому сотворивший мир Бог не вмешивается в его развитие.

Фундаментализм - религиозный фанатизм.

Локальные религии.

Конфуцианство.

Палестина. Бог Яхве.

Зороастризм.

Иран. Культ огня и чистоты.

Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками - дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай - тело, в которое воплощён божественный дух. Почитание душ умерших. Талисманы.

Индия. Брахманы - белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный.

Читайте также: