Конспект внеурочного занятия анаграммы и метаграммы
Обновлено: 03.07.2024
МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 им.
Учитель начальных классов, высшей категории Индюкова_Римма_Юрьевна_
познакомить детей со словесными задач ами по грамматике – шарада, метаграмма,
1. Развивать логическое мышление, умение классифицировать, анализировать
2. Развивать речь, память, мобильность и творческу ю самостоятельность учащихся,
3. Воспитывать интерес к грамма тике, культуру общения, чувство взаимовыручки;
магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Добрый день, дорогие ребята, гости. Сегодня собрались на урок занимательной
Как вы думаете, о чем буде м сегодня говорить на уроке ?
Мы с вами знаем с уроков русского языка, что такое загадка. Кто пом нит, что такое
( В загадке приводятся различные сравнения предме та, явления. Эти сравнения помогают
догадаться, отгадать о чем идет речь. Отгадка – слово, его смысл, его значение должны
Как вы думаете, кроме загадок су ществуют другие словесные задачи?
Да, конечно их много. С некоторыми из них се годня я хоч у познакомить. И так, давайт е
мы с вами отправимся в пу тешествие (Включается презентация)
К словесным задачам относятся шарады, метаграммы, логогриф, анаграмма и
другие задачи , основанные на каких – либо изменениях и переменах в составе загада нных
Словесные задачи основаны на разделении слов на части, на перестановке или
замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых бу кв или слогов, а значит, и
на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.
Шарада – загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных
отдельных частей слова облегчает отгадывание целого слова. По свое му характеру шарада
ближе к обычным загадкам, чем другие виды словес ных задач. И так, давайте поиграем.
Презентация состоит из словесных задач- шарады, логогрифы, анаграммы, метаграммы.Дается характериста данных словесных задач. Может использована как на уроках русского языка, как словарная работа, так и н7а внеклассном занятии по русскому языку. Прилагается конспект занятия.
Вложение | Размер |
---|---|
veselaya_grammatika_2.pptx | 701.69 КБ |
slovesnye_zadachi.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словесные задачи Шарада – загадка, которая отгадывается по частям; Метаграмма – последовательное изменение в слове 1 или нескольких букв; Логогриф – какая – нибудь буква отнимается в слове совсем, или же, наоборот, прибавляется новая; Анаграммы – в слове путем переставления букв образуется новое слово
2.Первое я в удивлении восклицаю, Второе с книжной полки я снимаю, Когда же первое с вторым соединится, Получится мельчайшая частица. Атом
3.Часть танца – слог мой первый, Вино –мой слог второй, На целом перевозят Через реку бечевой. Паром
4. Начало – голос птицы, Конец на дне пруда, А целое в музее Найдете без труда К артина
5.Мой первый слог – предлог, И во втором мы проживем все лето, А целое от нас и вас Давно уж ждет ответа. Задача
6. Первый слог найдешь средь нот, А второе – бык несет. Хочешь целое найти, Так ищи его в пути. Дорога
7.Мое начало есть в свинце, И в серебре и в стали, А корабли в моем конце Вчера к причалу стали. И если дружен ты со мной, Настойчив в тренировках, Ты будешь в холод, в дождь и зной Выносливым и ловким. Спорт
8. Мой первый слог найдешь тогда, Когда в котле к ипит вода. Местоимение – слог второй. А в целом – школьник, столик твой. Парта
Я глубока и многоводна, И ты, как все, гордишься мной, А если букву мне прибавишь, Я птицей сделаюсь лесной. Логогриф Волга. Иволга.
Лежу я на земле, Прибитая к железу, Но буквы переставь – В кастрюлю я полезу. Шпала. Лапша. Анаграмма
Читайте слева вы меня, И псом презлющим буду я. Но времени я буду счет, Когда прочтешь наоборот. Кит. Крит.
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов, высшей категории Индюкова_Римма_Юрьевна_
Тема: Веселая грамматика. Словесные задачи.
познакомить детей со словесными задачами по грамматике – шарада, метаграмма, логогриф, анаграмма.
1.Развивать логическое мышление, умение классифицировать, анализировать
2. Развивать речь, память, мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности
3.Воспитывать интерес к грамматике, культуру общения, чувство взаимовыручки;
магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, презентация.
I Организация урока. Загадка: Черные, кривые,
От рождения немые.
А как только встанут в ряд,
Сразу вдруг заговорят.
Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить на уроке?
Мы с вами знаем с уроков русского языка, что такое загадка. Кто помнит, что такое загадка?
( В загадке приводятся различные сравнения предмета, явления. Эти сравнения помогают догадаться, отгадать о чем идет речь. Отгадка – слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными).
Как вы думаете, кроме загадок существуют другие словесные задачи?
Да, конечно их много. С некоторыми из них сегодня я хочу познакомить. И так, давайте мы с вами отправимся в путешествие (Включается презентация)
К словесным задачам относятся шарады, метаграммы, логогриф, анаграмма и другие задачи , основанные на каких – либо изменениях и переменах в составе загаданных слов.
III. Знакомство со словесными задачами.
Словесные задачи основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.
Сегодня разберем основные виды словесных задач.
1.Начало деревом зовется,
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они. (Буквы)
2.Первое я в удивлении восклицаю,
Второе с книжной полки я снимаю,
Когда же первое с вторым соединится,
Получится мельчайшая частица. (Атом)
3.Часть танца – слог мой первый,
Вино –мой слог второй,
На целом перевозят
Через реку бечевой. (Паром)
4. Начало – голос птицы,
Конец на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда (Картина)
5.Мой первый слог – предлог,
И во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа. (Задача)
6. Первый слог найдешь средь нот,
А второе – бык несет.
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути. (Дорога)
7. Мое начало есть в свинце,
И в серебре и в стали,
А корабли в моем конце
Вчера к причалу стали.
И если дружен ты со мной,
Настойчив в тренировках,
Ты будешь в холод, в дождь и зной
Выносливым и ловким. (Спорт)
8. Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоимение – слог второй.
А в целом – школьник, столик твой. (Парта)
IV. А теперь начнем знакомство с другим видом словесных задач – Метаграмма.
И так, кто может быть знаком с такими задачами?
А кто помнит, что такое Метаграмма со 2 слайда презентации? Припоминаем. Это хорошее упражнение для развития нашей памяти.
Метаграмма – задача, основанная на последовательном изменении в слове 1 или нескольких букв. Это наиболее легкий вид словесных задач, т.к. достаточно по приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных слов, чтобы легко было определить и все остальные слова. В метаграммах может меняться не только первая , но и любая другая буква, например, последняя. Могут меняться и целые слоги. И так, давайте попробуем порешать их.
Хорошо, примерно поняли как решать метаграммы. Их существует много. Порешаем на других занятиях.
V. Путешествие продолжается. Еще одно знакомство с другим видом словесных задач – Логогриф .
Кто знаком с этим видом словесных задач?
И ты, как все, гордишься мной,
А если букву мне прибавишь,
Я птицей сделаюсь лесной. (Волга. Иволга.)
VI. И последнее, завершающее на сегодняшний день знакомство с другим видом задач словесных - Анаграмма . Кому знакомы эти задачи? Тогда давайте узнаем о них.
Прибитая к железу,
Но буквы переставь –
В кастрюлю я полезу. (Шпала. Лапша.)
2 Читайте слева вы меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтешь наоборот. (Кит. Крит.)
Образовательная: узнать, что такое метаграммы; выяснить, по какому принципу составляются метаграммы; научиться разгадывать метаграммы.
Развивающая: развивать навыки связной монологической речи; совершенствовать речевую культуру учащихся; способствовать развитию навыка работы в группе.
Воспитательная: создать условия, обеспечивающие формирование интереса к истории языка; способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, слайдовая презентация Power Point.
Ход занятия
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята.
-Урок начнем с загадки
Загадка: Черные, кривые,
От рождения немые.
А как только встанут в ряд,
Сразу вдруг заговорят.
Приветствуют учителя
Дети принимают участие в беседе, отвечают на вопросы
Основная часть
-Что такое загадка?
Как вы думаете, кроме загадок существуют другие словесные задачи?
Да, конечно их много. С некоторыми из них сегодня я хочу познакомить. И так, давайте мы с вами отправимся в путешествие
Сегодня мы познакомимся с одним видом словесных задач
Раньше я был невнимательным и часто делал ошибки. Не скажу, что это меня очень огорчало.
- Подумаешь, важность. Не ту букву написал, - рассуждал я.
Однако сами буквы думали иначе. Они очень возмущались пренебрежительным отношением к ним и наконец решили меня проучить.
. Это началось с утра. Умыться мне не удалось, потому что не было ВОДЫ, - из крана сыпался какой-то белый порошок. Позавтракать мне не пришлось: БУЛКА, едва только я к ней протянул руку, превратилась в проворного пушистого зверька, СЫР - в угрюмую мрачную птицу, а вместо ЧАЯ стакан оказался наполненным едким дымом.
. Тут моё терпение лопнуло. Я швырнул портфель и подошёл к окну. Улица была белая, нарядная, весело кружились в воздухе снежинки. Пойду погуляю, покатаюсь на лыжах, а потом позанимаюсь. Но прогулка моя не состоялась. Моих ЛЫЖ, которые обычно стояли в коридоре, не оказалось, а вместо них я увидел.
- Да что же это на самом деле! - воскликнул я. - Не могли же лыжи растаять! Однако похоже было, что лыжи действительно растаяли. Во всяком случае мне пришлось вооружиться тряпкой и заняться уборкой. С тех пор я стал внимательнее: я понял, что и одна буква может иметь силу!
-Чем отличаются пары слов? Такие слова называются метаграммами
(Слайд1)Метаграммы – это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют также головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые возможные варианты загадывания метаграмм.
-Потренируемся разгадывать метаграммы.
Задание 2. Разгадайте метаграммы. А помогут вам в этом рисунки художника.
Когда меня ты открываешь,
Обычно воду наливаешь.
Но достать без мышки не могли.
Рубят лес - я в сторону лечу.
Без меня не будет теста.
Кто такое слово знает:
(Слайд3)А теперь в каждой группе предметов найдите лишний предмет. Отметьте его. Объясните свой выбор.
(Слайд4)
-Превратить луну в розу
-А как это сделать? С помощью шагослова, последовательно изменяя в каждом последующем слове по одной букве.
-Сможет ли волк добраться до козы? Чтобы выяснить это, замени в слове волк одну букву. В полученном слове измени еще какую-нибудь букву и так далее, пока не доберешься до козы. Точки в клетках помогут тебе определить букву, которую нужно изменить.
Я смотрю, вы засиделись. Давайте проведем физкультминутку и немного разомнемся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
В загадке приводятся различные сравнения предмета, явления. Эти сравнения помогают догадаться, отгадать о чем идет речь. Отгадка – слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Внеурочное занятие кружка "Гимнастика для ума", 4 класс. Тема кружка: Анаграммы Цель: познакомить детей со словесными задачами по грамматике – шарада, метаграмма, логогриф, анаграмма. Задачи занятия: развивать логическое мышление, умение классифицировать, анализировать; развивать речь, память, мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности. Воспитывать интерес к грамматике, культуру общения, чувство взаимовыручки.
Язык, на котором мы говорим, красив, мелодичен и богат!
Иван Сергеевич Тургенев- великий русский писатель, поэт написал в своём стихотворении про русский язык так:
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Анаграммы и метаграммы. Шарады и логагрифы.
- это загадка, в которой при перестановке в слове букв, образуется другое слово.
Читайте также: