Конспект внеурочного занятия анаграммы и метаграммы

Обновлено: 03.07.2024

МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 им.

Учитель начальных классов, высшей категории Индюкова_Римма_Юрьевна_

познакомить детей со словесными задач ами по грамматике – шарада, метаграмма,

1. Развивать логическое мышление, умение классифицировать, анализировать

2. Развивать речь, память, мобильность и творческу ю самостоятельность учащихся,

3. Воспитывать интерес к грамма тике, культуру общения, чувство взаимовыручки;

магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Добрый день, дорогие ребята, гости. Сегодня собрались на урок занимательной

Как вы думаете, о чем буде м сегодня говорить на уроке ?

Мы с вами знаем с уроков русского языка, что такое загадка. Кто пом нит, что такое

( В загадке приводятся различные сравнения предме та, явления. Эти сравнения помогают

догадаться, отгадать о чем идет речь. Отгадка – слово, его смысл, его значение должны

Как вы думаете, кроме загадок су ществуют другие словесные задачи?

Да, конечно их много. С некоторыми из них се годня я хоч у познакомить. И так, давайт е

мы с вами отправимся в пу тешествие (Включается презентация)

К словесным задачам относятся шарады, метаграммы, логогриф, анаграмма и

другие задачи , основанные на каких – либо изменениях и переменах в составе загада нных

Словесные задачи основаны на разделении слов на части, на перестановке или

замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых бу кв или слогов, а значит, и

на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.

Шарада – загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных

отдельных частей слова облегчает отгадывание целого слова. По свое му характеру шарада

ближе к обычным загадкам, чем другие виды словес ных задач. И так, давайте поиграем.

Презентация состоит из словесных задач- шарады, логогрифы, анаграммы, метаграммы.Дается характериста данных словесных задач. Может использована как на уроках русского языка, как словарная работа, так и н7а внеклассном занятии по русскому языку. Прилагается конспект занятия.

ВложениеРазмер
veselaya_grammatika_2.pptx 701.69 КБ
slovesnye_zadachi.docx 21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Словесные задачи Шарада – загадка, которая отгадывается по частям; Метаграмма – последовательное изменение в слове 1 или нескольких букв; Логогриф – какая – нибудь буква отнимается в слове совсем, или же, наоборот, прибавляется новая; Анаграммы – в слове путем переставления букв образуется новое слово

2.Первое я в удивлении восклицаю, Второе с книжной полки я снимаю, Когда же первое с вторым соединится, Получится мельчайшая частица. Атом

3.Часть танца – слог мой первый, Вино –мой слог второй, На целом перевозят Через реку бечевой. Паром

4. Начало – голос птицы, Конец на дне пруда, А целое в музее Найдете без труда К артина

5.Мой первый слог – предлог, И во втором мы проживем все лето, А целое от нас и вас Давно уж ждет ответа. Задача

6. Первый слог найдешь средь нот, А второе – бык несет. Хочешь целое найти, Так ищи его в пути. Дорога

7.Мое начало есть в свинце, И в серебре и в стали, А корабли в моем конце Вчера к причалу стали. И если дружен ты со мной, Настойчив в тренировках, Ты будешь в холод, в дождь и зной Выносливым и ловким. Спорт

8. Мой первый слог найдешь тогда, Когда в котле к ипит вода. Местоимение – слог второй. А в целом – школьник, столик твой. Парта

Я глубока и многоводна, И ты, как все, гордишься мной, А если букву мне прибавишь, Я птицей сделаюсь лесной. Логогриф Волга. Иволга.

Лежу я на земле, Прибитая к железу, Но буквы переставь – В кастрюлю я полезу. Шпала. Лапша. Анаграмма

Читайте слева вы меня, И псом презлющим буду я. Но времени я буду счет, Когда прочтешь наоборот. Кит. Крит.

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов, высшей категории Индюкова_Римма_Юрьевна_

Тема: Веселая грамматика. Словесные задачи.

познакомить детей со словесными задачами по грамматике – шарада, метаграмма, логогриф, анаграмма.

1.Развивать логическое мышление, умение классифицировать, анализировать

2. Развивать речь, память, мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности

3.Воспитывать интерес к грамматике, культуру общения, чувство взаимовыручки;

магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, презентация.

I Организация урока. Загадка: Черные, кривые,

От рождения немые.

А как только встанут в ряд,

Сразу вдруг заговорят.

Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить на уроке?

Мы с вами знаем с уроков русского языка, что такое загадка. Кто помнит, что такое загадка?

( В загадке приводятся различные сравнения предмета, явления. Эти сравнения помогают догадаться, отгадать о чем идет речь. Отгадка – слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными).

Как вы думаете, кроме загадок существуют другие словесные задачи?

Да, конечно их много. С некоторыми из них сегодня я хочу познакомить. И так, давайте мы с вами отправимся в путешествие (Включается презентация)

К словесным задачам относятся шарады, метаграммы, логогриф, анаграмма и другие задачи , основанные на каких – либо изменениях и переменах в составе загаданных слов.

III. Знакомство со словесными задачами.

Словесные задачи основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.

Сегодня разберем основные виды словесных задач.

1.Начало деревом зовется,

Здесь в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они. (Буквы)

2.Первое я в удивлении восклицаю,
Второе с книжной полки я снимаю,
Когда же первое с вторым соединится,
Получится мельчайшая частица. (Атом)

3.Часть танца – слог мой первый,
Вино –мой слог второй,
На целом перевозят
Через реку бечевой. (Паром)

4. Начало – голос птицы,
Конец на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда (Картина)

5.Мой первый слог – предлог,
И во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа. (Задача)

6. Первый слог найдешь средь нот,
А второе – бык несет.
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути. (Дорога)

7. Мое начало есть в свинце,
И в серебре и в стали,
А корабли в моем конце
Вчера к причалу стали.
И если дружен ты со мной,
Настойчив в тренировках,
Ты будешь в холод, в дождь и зной
Выносливым и ловким. (Спорт)

8. Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоимение – слог второй.
А в целом – школьник, столик твой. (Парта)

IV. А теперь начнем знакомство с другим видом словесных задач – Метаграмма.

И так, кто может быть знаком с такими задачами?

А кто помнит, что такое Метаграмма со 2 слайда презентации? Припоминаем. Это хорошее упражнение для развития нашей памяти.

Метаграмма – задача, основанная на последовательном изменении в слове 1 или нескольких букв. Это наиболее легкий вид словесных задач, т.к. достаточно по приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных слов, чтобы легко было определить и все остальные слова. В метаграммах может меняться не только первая , но и любая другая буква, например, последняя. Могут меняться и целые слоги. И так, давайте попробуем порешать их.

Хорошо, примерно поняли как решать метаграммы. Их существует много. Порешаем на других занятиях.

V. Путешествие продолжается. Еще одно знакомство с другим видом словесных задач – Логогриф .

Кто знаком с этим видом словесных задач?

И ты, как все, гордишься мной,

А если букву мне прибавишь,

Я птицей сделаюсь лесной. (Волга. Иволга.)

VI. И последнее, завершающее на сегодняшний день знакомство с другим видом задач словесных - Анаграмма . Кому знакомы эти задачи? Тогда давайте узнаем о них.

Прибитая к железу,

Но буквы переставь –

В кастрюлю я полезу. (Шпала. Лапша.)

2 Читайте слева вы меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтешь наоборот. (Кит. Крит.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: узнать, что такое метаграммы; выяснить, по какому принципу составляются метаграммы; научиться разгадывать метаграммы.
Развивающая: развивать навыки связной монологической речи; совершенствовать речевую культуру учащихся; способствовать развитию навыка работы в группе.

Воспитательная: создать условия, обеспечивающие формирование интереса к истории языка; способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, слайдовая презентация Power Point.

Ход занятия

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята.

-Урок начнем с загадки

Загадка: Черные, кривые,

От рождения немые.

А как только встанут в ряд,

Сразу вдруг заговорят.

Приветствуют учителя

Дети принимают участие в беседе, отвечают на вопросы

Основная часть

-Что такое загадка?

Как вы думаете, кроме загадок существуют другие словесные задачи?

Да, конечно их много. С некоторыми из них сегодня я хочу познакомить. И так, давайте мы с вами отправимся в путешествие

Сегодня мы познакомимся с одним видом словесных задач

Раньше я был невнимательным и часто делал ошибки. Не скажу, что это меня очень огорчало.

- Подумаешь, важность. Не ту букву написал, - рас­суждал я.

Однако сами буквы думали иначе. Они очень возмуща­лись пренебрежительным отношением к ним и наконец решили меня проучить.

. Это началось с утра. Умыться мне не удалось, пото­му что не было ВОДЫ, - из крана сыпался какой-то бе­лый порошок. Позавтракать мне не пришлось: БУЛКА, едва только я к ней протянул руку, превратилась в про­ворного пушистого зверька, СЫР - в угрюмую мрачную птицу, а вместо ЧАЯ стакан оказался наполненным ед­ким дымом.

. Тут моё терпение лопнуло. Я швырнул портфель и подошёл к окну. Улица была белая, нарядная, весело кружились в воздухе снежинки. Пойду погуляю, поката­юсь на лыжах, а потом позанимаюсь. Но прогулка моя не состоялась. Моих ЛЫЖ, которые обычно стояли в кори­доре, не оказалось, а вместо них я увидел.

- Да что же это на самом деле! - воскликнул я. - Не могли же лыжи растаять! Однако похоже было, что лыжи действительно растаяли. Во всяком случае мне пришлось вооружиться тряпкой и заняться уборкой. С тех пор я стал внимательнее: я понял, что и одна буква может иметь силу!

-Чем отличаются пары слов? Такие слова называются метаграммами

(Слайд1)Метаграммы – это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют также головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые возможные варианты загадывания метаграмм.

-Потренируемся разгадывать метаграммы.

Задание 2. Разгадайте метаграммы. А помогут вам в этом рисунки художника.

Когда меня ты открываешь,

Обычно воду наливаешь.

Но достать без мышки не могли.

Рубят лес - я в сторону лечу.

Без меня не будет теста.

Кто такое слово знает:


(Слайд3)А теперь в каждой группе предметов найдите лишний предмет. Отметьте его. Объясните свой выбор.


(Слайд4)


-Превратить луну в розу

-А как это сделать? С помощью шагослова, последовательно изменяя в каждом последующем слове по одной букве.

-Сможет ли волк добраться до козы? Чтобы выяснить это, замени в слове волк одну букву. В полученном слове измени еще какую-нибудь букву и так далее, пока не доберешься до козы. Точки в клетках помогут тебе определить букву, которую нужно изменить.

Я смотрю, вы засиделись. Давайте проведем физкультминутку и немного разомнемся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

В загадке приводятся различные сравнения предмета, явления. Эти сравнения помогают догадаться, отгадать о чем идет речь. Отгадка – слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Внеурочное занятие кружка "Гимнастика для ума", 4 класс. Тема кружка: Анаграммы Цель: познакомить детей со словесными задачами по грамматике – шарада, метаграмма, логогриф, анаграмма. Задачи занятия: развивать логическое мышление, умение классифицировать, анализировать; развивать речь, память, мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности. Воспитывать интерес к грамматике, культуру общения, чувство взаимовыручки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Язык, на котором мы говорим, красив, мелодичен и богат!

Иван Сергеевич Тургенев- великий русский писатель, поэт написал в своём стихотворении про русский язык так:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Анаграммы и метаграммы. Шарады и логагрифы.

Анаграммы и метаграммы. Шарады и логагрифы.

Анаграмма - это загадка, в которой при перестановке в слове букв, образуется другое слово.

- это загадка, в которой при перестановке в слове букв, образуется другое слово.

Читайте также: