Омрк добро и зло урок 9 конспект и презентация

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

видеоролик Дорогою добра.mp4

Выбранный для просмотра документ Добро и зло в религиях мира.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №10

Методическая разработка урока

по предмету ОРКСЭ (модуль ОМРК)

Учитель начальных классов

Тема урока: Добро и зло.

Тип урока: закрепление пройденного

Цель: способствовать формированию представлений о добре и зле, о появлении этих понятий в мировых религиях.

- воспитание милосердия и доброты, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела;

метапредметные:

- помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала;

-создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;

- способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- способствовать развитию коммуникативных умений: уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнёров по общению;

- создать условия для формирования умений групповой работы.

Планируемые результаты:

- понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений;

- знание и принятие жизненных ценностей.

Оборудование: карточки-задания для работы в группах; учебник, презентация, видеоролик с песней.

I Организационный момент (Слайд 3)

В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною, солнце достать

И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

II Проверка домашнего задания (Слайд 4)

Интервью в семье:

- как понимают добро и зло,

- добро должно быть с кулаками, на зло отвечай добром.

(Отчёт детей об интервью)

- Какой вывод можно сделать? (как приятно, что в основе каждой семьи лежит искренность, справедливость, честь, добро).

III Самоопределение к деятельности

- Как можно воспитать в человеке доброту? (на собственном примере, на художественных произведениях)

- Как вы думаете каких людей на земле больше добрых или злых?

- Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями о добре и зле народов разных религий.

IV Работа по теме

- Для продолжения нашей работы нужно разделиться на группы.

Каждой группе предлагается произведение одной из религий. (Слайд 5)

Прочитать. Ответить на вопрос: чему учит эта притча?

Вторая группа - (Иудаизм) Приложение 2

Третья группа - притча (Ислам) Приложение 3

Прочитать. Выполнить задание : продолжить эту притчу.

Четвёртая группа - Джатака об одиноком слоне. (Буддизм) Приложение 4

Прочитать. Ответить на вопрос: о каких человеческих качествах здесь говорится?

2. Отчёт по заданию каждой группы. (Слайды 6, 7, 8, 9)

V Физкультминутка

Все дружно трудились, наверно устали,

Быстро все сразу за партами встали.

Если я назову добрый поступок человека, хлопайте в ладоши ему, если злой поступок - топайте ногами на него:

- толкнул ногой щенка;

- проведал больного друга;

- уступил старушке место в автобусе;

- помог маме помыть посуду;

- ослушался маму, играл со спичками;

- желал всем людям только добра.

VI Работа по теме урока (продолжение)

- К чему призывают все мировые религии?

- Будете ли вы стремиться к тому, чтобы совершать как можно больше добрых поступков? (Слайд 10)

-Возможны ли героические поступки людей в наше время? Мы много знаем о подвигах солдат, которые совершались на поле боя. А есть ли место самоотверженности в мирное время?

- В жизни всегда есть место добрым делам. Даже дети могут совершать подвиги.

-Я хочу рассказать вам о юных героях, которые, порой, ценой своей жизни и здоровья не задумываясь, бросались на выручку тем, кому была нужна помощь .

Женя Табаков (Слайд 11)

Самый юный герой России. Настоящий Мужчина, которому было всего 7 лет. Единственный семилетний обладатель Ордена Мужества. К сожалению, посмертно.

Женя защищал свою старшую сестру от преступника, но сам погиб.

Данил Садыков (Слайд 12)

12-тилетний Данил погиб, спасая 9-тилетнего школьника. Школьник решил достать пластиковую бутылку, упавшую в фонтан. Неожиданно его ударило током, мальчик потерял сознание и упал в воду. Данил Садыков вытащил пострадавшего на бортик, но сам получил сильнейший удар током. Он умер до приезда скорой помощи.
Благодаря самоотверженному поступку одного ребёнка, другой ребёнок остался жив.

Максим Конов и Георгий Сучков ( Слайд 13 )

Двое третьеклассников спасли провалившуюся в прорубь женщину .

Ваня Макаров (Слайд 14)

Он спас из реки свою одноклассницу, которая провалилась под лёд. Глядя на этого маленького мальчика, трудно представить, как он один смог вытащить девочку из воды.

Лида Пономарёва (Слайд 15)

12-летняя девочка спасла двоих семилетних детей. Лида, опередив взрослых, прыгнула в реку сначала за тонувшим мальчиком, а затем помогла выплыть и девочке.

Этим ребятам вручены награды. Это только малая часть историй про отважных детей и их не детские поступки. Не всех награждают медалями. Самая главная награда — благодарность тех, чью жизнь они спасли.

Учитель : Оцените атмосферу вашей работы на уроке.

VIII Итог урока (Слайд 17)

- Ребята, как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?

- А можно ли стать добрым на время?

- Я желаю, что бы вы всегда несли по жизни только добро и счастье окружающим.

Клип “Дорогою добра”

I Х Домашнее задание (Слайд 18)

Напишите сочинение в форме эссе на тему:

“ Быть добрым не всегда бывает просто”.

Притча о добре и зле

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Джатака об одиноком слоне

Давным-давно в Гималаях жил прекрасный белый слон. Все восемьдесят тысяч гималайских слонов сошлись и сделали его вожаком. Но недолго он правил слонами, увидев в стаде грех, он удалился и стал жить один. Он никогда не выходил из леса, чтобы не вытоптать посевы земледельцев.

Однажды один из жителей Варнаваси заблудился в чаще. Слон, вы уже догадались, что это был переродившийся Будда, привел человека к себе, накормил его досыта вкусными плодами, посадил его на спину и привез в город. Горожане удивились такому чуду, все восторгались красотой и силой слона. Спасенного человека уже считали погибшим. Но, кажется, никто не обрадовался ему, кроме ростовщика, который ждал долг. Подойдя к слону, ростовщик потрогал его клыки и сказал, обращаясь к спасенному:

- Эти клыки – настоящее сокровище!

Слон покачал головой, словно соглашаясь с этой оценкой, а затем удалился с царственным достоинством.

Спасенный отправился на рынок, чтобы узнать, сколько стоят бивни живого слона. Он очень обрадовался, когда понял, что они дорогие.

Вскоре спасенный вернулся в лес и нашел там убежище одинокого слона.

- Ты снова заблудился? – воскликнул удивленный Будда в образе слона.

- Нет, - ответил человек. – Я пришел к тебе за помощью. Я бедный человек, мне не на что жить. А у тебя два клыка, которые стоят очень дорого. Отдай мне один клык, я его продам и буду кормиться, а ты можешь обойтись одним.

- Что ж, - сказал слон. - Сходи за пилой.

- Я ее захватил, я знал, что ты добрый слон и поможешь мне.

Слон подогнул ноги, чтобы человеку было удобно работать. А спасенный отпилил сначала один клык, а потом, подумав, и другой.

- Ты не думай, - сказал слон, - что клыки мне не дороги. Знай, с их помощью можно достигнуть спасения и просветления.

Но человек, кажется, не понял смысла сказанного. Он спрятал бивни в мешок и зашагал к городу, даже не поблагодарив слона.

В городе он продал клыки, рассчитался с ростовщиком и некоторое время жил в роскоши на оставшиеся деньги. Когда они закончились он снова пошел в лес отыскал слона и сказал ему:

- Почтенный! Я продал твои клыки, но деньги пришлось отдать за долги. Мне снова не на что жить. Дай мне остатки твоих клыков.

- Возьми, - сказал слон, опускаясь на землю.

Он спилил клыки и отправился восвояси. Вскоре он снова пришел к слону и потребовал корни его клыков. Слон молча лег на землю. Отбив корни клыков, негодяй ушел. Слону было очень больно, но он не пошевелился и не застонал. Человек шел и думал, что купит он на вырученные деньги. Но шел он не далеко. Земля, которая выдерживает тяжесть гор дрогнула под его ногами. Из трещины в земной коре вырвалось пламя в форме хобота, и злого человека швырнуло в преисподню.

А Будда произнес: “Глаза неблагодарного повсюду так и рыскают. Людская жадность низкая.”

Согласно библейскому рассказу мир, сотворенный Богом был прекрасен. Деревья, травы, животные , птицы, морские существа – все они были совершенны , но самым совершенным и прекрасным творением Бога был человек.

Первых людей звали Адам и Ева. Они были безгрешны и жили в раю. И могли бы остаться там навсегда. Но враг Божий, сатана, из зависти подучил Еву и Адама нарушить Божью заповедь.

По наущению дьявола Адам и Ева тайком вкусили запретного плода. Непослушание человека Богу – это зло, грех. А первое нарушение заповеди стали называть грехопадением.

Совершив первый и самый страшный грех – грех непослушания – Адам и Ева были изгнаны из рая. Мир изменился , стал жестоким и страшным, а человек лишился бессмертия.

Покаяние – единственный путь к восстановлению связи человека с Богом. Эти представления о проникновении зла в мир являются общими для иудеев, христиан и мусульман.

Покаяние и спасение в религиях мира. В иудаизме спасение понимается как последовательное исполнение предписаний Бога, следование его заповедям. Эти заповеди Бог даровал человечеству во время заключения завета ( договора) на горе Синай

В христианстве главным условием спасения стала вера в Иисуса Христа, Сына Божия , и раскаяние. Покаяние и изменение – единственный путь к восстановлению связи человека с Богом и к спасению от греха.

В буддизме нет представления о Боге и грехе . Зло для буддистов – это страдание, которое сопровождает человека всю жизнь. Чтобы освободиться от страдания, нужно отказаться от суетного мира и желаний. Только так можно достичь состояния непреходящего покоя и умиротворения – нирваны.

Проверь себя Грехопадение в Библии – это Проступок , совершенный любопытной женщиной по имени Пандора Проступок блудного сына, о котором рассказал Иисус своим ученикам Нарушение заповеди Бога первыми людьми- Адамом и Евой

С точки зрения буддистов , спасение заключается : В освобождении от страданий В очищении от грехов В оправдании на страшном суде

Для христиан главное условие спасения – Знание Библии наизусть Вера в ангелов Вера в Иисуса Христа

В иудаизме, христианстве и исламе человек, совершивший грех, - Может раскаяться и искупить грех Погибнет, так как грех искупить нельзя Заработает плохую карму

Выберите правильный ответ Евангельская притча о блудном сыне учит, что: Бог не прощает грешника Грех остаётся безнаказанным Раскаяние восстанавливает связь человека с богом

Иисус Христос , согласно христианскому учению Спаситель Один из пророков апостол

Согласно учению ислама, в судный день Аллаха Всех людей ждёт наказание Люди будут судить друг друга Людей ждет воздаяние за добрые и злые дела

Согласно Библии человек стал смертным: По случайному стечению обстоятельств Из-за излишней суровости Бога Из-за греха

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа.

Презентация "Основы мировых религиозных культур", тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния." Курс ОРКСЭ.


Актуальные вопросы преподавания ОМРК.
ОМРК Тема:"Религия и культура" 2 урок

Курс "Основы мировых религиозных культур" 2 урок . 4 класс.


"Священные сооружения". Урок №12 (ОМРК)

Презентация к уроку №12 "Священные сооружения". Знакомство с древними сооружениями, сравнение храма и синагоги.


Урок по ОМРК. Милосердие.

Урок по ОМРК, 4класс.


Презентация к уроку "Добро и зло"( ОМРК )

В данной работе содержится текстовый и графический материал к этапам урока по предмету "Основы мировых религиозных культур" для учащихся начальной школы.

Презентация на тему: " Основы мировых религиозных культур Урок 9. Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния." — Транскрипт:

1 Основы мировых религиозных культур Урок 9

2 Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния

3 Древний Восток добро и зло были всегда, равны по силе

4 суд Осириса: куда после смерти? - был достойным человеком - блаженство - лгал, воровал, убивал – мучения…

5 Древняя Греция зло – из ящика Пандоры

6 Древняя Греция Елисейские поля (Элизий) – Елисейские поля (Элизий) – туда по смерти туда по смерти боги переносят избранных героев: боги переносят избранных героев: на краю земли на краю земли прекрасный климат прекрасный климат плодородная почва трижды в год рождает фрукты, сладостью подобные меду. плодородная почва трижды в год рождает фрукты, сладостью подобные меду.

9 Бог – Творец: Он сотворил мир невидимый

10 … Он сотворил мир видимый

11 Бог сотворил человека

12 Человеку 1) быть хранителем Земного Царства (существо земное) 2) взойти в Небесное Царство (душа бессмертна)

14 Дары Бога человеку: жизнь, свобода, таланты, бессмертие, райский сад… выбор = свобода ?

16 Библия: зло вошло в жизнь людей тогда, когда связь между Богом и людьми прервалась зло вошло через грех – непослушание Богу зло изменило мир: он стал жестоким и страшным, а человек смертным

18 Рождество - День Рождения Спасителя

24 Иисус Христос восстановил связь людей с Богом

25 Притча о блудном сыне

28 В.Васнецов Страшный Суд

29 Вывод В православии добро отвечает на вопрос кто Добро - это Бог, Творец мира зло – это падший ангел, восставший против Творца (творение) зло по силе не равно добру зло существовало не всегда зло – из неправильного пользования даром свободы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле, основываясь на тексты священных книг мировых религий. Будет необходимо следующее оборудование: пректор, компьютер, карточки со словами, учебник по курсу ОРКСЭ "Основы мировых религиозных культур".

Артемьева Виктория Владимировна учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Кольчугино

Цель: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле, основываясь на тексты священных книг мировых религий.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремления совершать добрые дела.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развивать умения выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием; развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества.

Оборудование:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Создание эмоционального настроя на учебную деятельность

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Настрой на урок, включение в учебную деятельность.

Личностные УУД

Осмысление учебной задачи.

У вас у каждого на столах есть полоски бумаги с надписями. Вы должны отделить от них те, которые характеризуют добро и те, которые характеризуют зло. А на доске мы прикрепим каждое в свой столбик. В первый – слова, характеризующие добро, а во второй – зло.

На доске получилось:

- Молодцы, спасибо вам за помощь.(Слайд2)

- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?

Организация подведения итогов работы по основным понятиям

Дети зачитывают и определяют место словам, выходя по цепочке к доске.

Ответы детей.

Регулятивные УУД:

- оценивание своей работы и её результата

Коммуникативные УУД.

- формирование умения вступать в диалог.

Познавательные УУД.

- строить логическую цепь размышлений.

Погружение в деятельность

Работа в группах.

Проанализируйте ситуации и скажите, по каким мотивам совершалось

доброе дело

Ученик возвращался из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку

тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои

услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика,

который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за

руку и перевел на другую сторону. Только старик хотел поблагодарить его, как

мальчика вокруг не оказалось.

Однажды старушка – соседка попросила мальчика Дениса отнести и сдать

бутылки из - под кефира. Он согласился, но сказал, что за это она должна чем-

то отблагодарить его

Постановка темы и цели урока в сотворчестве с учащимися

- О чем мы будем говорить?

- Каким синонимом можно заменить эти слова?

Рассуждения учеников по теме.

Постановка темы и цели урока в сотворчестве учителя

Познавательные УУД.

- классифицировать объекты по определенному признаку.

Регулятивные УУД.

- постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.

- оценивание своей работы и работы других

Коммуникативные УУД.

- умение вступать в диалог;

- доказывать свою точку зрения, опираясь на имеющиеся знания;

- выслушивать и принимать чужую позицию.

Осуществление деятельности

Беседа с учащимися по вопросам.

- Каких людей вы называете добрыми, а каких- злыми?

- Как вы относитесь к злым людям? Какое отношение они у вас вызывают?

- Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими, как сейчас?

- Добро и зло всегда существовали на Земле?

- Чего больше в мире добра или зла?

Ответы учащихся

Познавательные УУД.

- умение отвечать на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт.

Регулятивные УУД.

- оценивание своей работы и работы других;

- умение выслушивать чужое мнение.

Открытие новых знаний

Рассказ учителя о трактовке происхождения добра и зла в разных

религиях, у разных народов.

- Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе. (Слайд 4)-притча о добре и зле

В древних религиях многих народов существовали добрые и злые духи, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром. Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло. (Слайд 5)

Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей

выполнять правила, установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между Богом и людьми нарушилась. Мир стал

изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.

Работа с понятиями добро, зло, грех.

-Так что же такое добро и зло? Дайте определение этим понятиям.

- Запишите в тетрадях определения.

Добро - это объективное моральное качество поступка или личности, добродетель, это идеал нравственного поведения, это совокупность положительных норм и требований нравственности.

Запись в тетрадь: Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Зло - противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить.

Между добром и злом идет постоянная борьба, и зло, к сожалению, часто оказывается сильнее, потому что оно требует меньше усилий, не требует ежечасного, каждодневного терпеливого поведения, соблюдения норм, правил, законов.

- Приведите примеры добрых и злых поступков.

Бог поставил во главе своего творения, в качестве его венца - человека. В мировых религиях существуют правила, которым должен следовать

Работа с учебником, с иллюстративным материалом.

Рассмотрение репродукции картины с изображением грехопадения Евы. (стр. 25, 26).

- Как вы считаете, удалось ли художнику передать то содержание, которое вкладывалось в понятие грехопадения составителями Библии? Ответ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: сформировать представления учащихся о добре и зле, рассмотреть, как понимают добро и зло в разных религиозных культурах.

Развивающие: развивать умения работать с текстом, выделять главное, сравнивать, формулировать вопросы, делать обобщения и выводы; развивать коммуникативные умения и навыки в процессе индивидуальной, фронталь-ной и групповой деятельности.

Воспитательные: сформировать духовно-нравственные ценности, уважите-льное отношение ко всем религиозным культурам.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная (работа с книгой, рассказ, работа с дидактическим материалом, демонстрация, практическая работа, беседа).

Методы: частично-поисковый, иллюстративно-репродуктивный.

Форма проведения: урок с применением ИКТ.

Оборудование:

Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint 97-2003.

Урок № 9 “Добро и зло.”).

Учебник “Основы мировых религиозных культур” - 4 класс.

1. Организационный момент

2. Введение в тему урока.

– Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему:

Один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

- Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.

- Плохих людей не бывает, - ответил вождь.

- В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?

- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил:

- Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на нашем уроке?

3. Целеполагание

- Ребята, попробуйте сформулировать цели нашего урока?

4. Актуализация знаний.

Понятны ли вам слова добро и зло?

Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

III. Изучение нового материала.

1. Работа со словарем и фронтальная беседа с учащимися.

- Все религии мира выясняют вопрос о добре и объясняют людям, что значит быть добрым. Давайте рассмотрим, как объясняется лексическое значение слов: добро, добрый, добродетель в Толковом словаре С. И. Ожегова.

Работа со словарем ведется индивидуально, через 2-3 минуты ребята с места комментируют лексическое значение слов, приводят примеры.

Материалы из словаря С. И. Ожегова (слайд № 3).

1. Делающий добро другим, отзывчивый, выражающий эти качества. Добрый человек. Доброе сердце. Добрые глаза. Он добр ко мне.

2. Несущий благо, добро, благополучие. В добрый час. Добрые известия.

3. Хороший, нравственный.

4.Дружески близкий, милый. Наши добрые друзья.

5. Хороший, безукоризненный, отличный. Пожелание доброго здоровья. Добрый конь. Добрый молодец.

6. Безукоризненный, честный. Доброе имя.

Библия о происхождении добра и зла.

Первые люди Адам и Ева жили в раю. Они знали Бога лично и постоянно общались с ним. Человек должен был управлять миром, был прекрасен и бессмертен. Все дозволялось человеку, кроме одного: нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Но человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь. Дьявол, принявший образ змея, убедил Еву попробовать запретный плод. Нарушив волю Господа, Ева согрешила. Потом она дала попробовать плод и Адаму. Связь между Богом и людьми прервалась. Люди перестали быть бессмертными и были изгнаны из рая. Еве было определено в болезни рождать детей и находиться в подчинении у мужа. Адаму было назначено в поте лица трудиться все дни его жизни. Непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди – грехопадением. Первородный грех – это первый грех, который совершили Адам и Ева. В дальнейшем люди уже потеряли прямую связь с Богом и были открыты для воздействия зла. Даже ветхозаветные праведники не могли исцелить человека от первородного греха. Нужен был Спаситель, который искупил бы человеческие грехи и освободил людей от власти зла.

- Бог никогда не забывал о человеке. Его любовь к раскаявшемуся грешнику не знает границ. Не случайно одно из значений слова “грех” - ошибка, погрешность. Об отношении Бога к грешному человеку написано в Евангелии, в притче о блудном сыне.

Притча о блудном сыне. (Евангелие).

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Учитель и ученики делают выводы.

- В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!” (слайд № 8).

Мусульмане также рассуждают о добре и зле (слайд № 9). О моральных качествах человека можно прочитать в главной книге мусульман, Коране. В Коране слово “добро” повторяется много раз. Добрые дела нужны всегда и всем. Их совершают для друзей и близких, для знакомых и незнакомых, для всех, кто нуждается в помощи. “Если вы творите добро, то совершаете его для себя”, - написано в Коране. Ребята, объясните, как вы понимаете эти слова? (Добро всегда отзовется добром. Оно вернется к вам, может быть, даже не от того человека, которому вы помогли.) Послушайте дагестанскую притчу о добре, определите ее главную мысль.

Притча о добре (слайд № 9)

Учитель предлагает творческое задание: Ребята, объясните смысл этой притчи. Продолжите притчу, как вы думаете, что произойдет дальше?

чащиеся работают самостоятельно, продолжая домысливать сюжет притчи. Через 5-7 минут по желанию они рассказывают, что они придумали).

Послушайте стихотворение великого поэта Саади. Он жил в 13в., но его размышления о судьбе человека, об отношении к миру не устарели и сегодня.

(Ученик читает наизусть стихотворение) - слайд № 10.

Когда добро и мир несем мы людям,
То и в земле спокойно спать мы будем.
Ты здесь о жизни будущей своей
Заботься, не надейся на друзей.

Все, что имеешь, миру открывай
И в землю, словно клад, не зарывай.

Мудрец, благодеяний грех чуждаться!
Твори добро, чтоб после не нуждаться.

Иди, давай бальзам больным сердцам,
Кто знает, вдруг больным ты будешь сам.

Мусульмане стараются быть добрыми и щедрыми (слайд № 11). Делать добро, с точки зрения мусульманина, означает проявлять веру и любовь к Аллаху.

3. Добро и зло в буддизме.

В буддизме добро и зло всегда идут вместе (слайд № 12). Маленький Гаутама (Будда) жил в прекрасном гармоничном мире, который искусственно создал ему отец. Но четыре встречи разрушили гармонию, перевернули всю его жизнь. Из первой встречи со стариком Будда узнал, что есть на свете старость. Вторая встреча раскрыла, что существует болезнь. После третьей встречи юноша осознал, что все люди смертны. Четвертая встреча с отшельником открыла путь избавления от бед. Гаутама оставил своих близких и поехал прочь из родного дома, чтобы избавить мир от страданий и зла. В буддизме зло – это болезни и беды, ссоры, старость, смерть. Человек может избавиться от зла, если достигнет духовного просветления и перерождения. У буддистов это называется состоянием нирваны.

Давайте послушаем джатаку ( притчу) буддистов, сформулируем ее главную мысль и объясним, как здесь раскрывается понятие добра.

Джатака об одиноком слоне (слайд № 13) - ребята читают по ролям.

Давным-давно в Гималаях жил прекрасный белый слон. Все восемьдесят тысяч гималайских слонов сошлись и сделали его вожаком. Но недолго он правил слонами, увидев в стаде грех, он удалился и стал жить один. Он никогда не выходил из леса, чтобы не вытоптать посевы земледельцев.

Однажды один из жителей Варнаваси заблудился в чаще. Слон, вы уже догадались, что это был переродившийся Будда, привел человека к себе, накормил его досыта вкусными плодами, посадил его на спину и привез в город. Горожане удивились такому чуду, все восторгались красотой и силой слона. Спасенного человека уже считали погибшим. Но, кажется, никто не обрадовался ему, кроме ростовщика, который ждал долг. Подойдя к слону, ростовщик потрогал его клыки и сказал, обращаясь к спасенному:

- Эти клыки – настоящее сокровище!

Слон покачал головой, словно соглашаясь с этой оценкой, а затем удалился с царственным достоинством.

Спасенный отправился на рынок, чтобы узнать, сколько стоят бивни живого слона. Он очень обрадовался, когда понял, что они дорогие.

Вскоре спасенный вернулся в лес и нашел там убежище одинокого слона.

- Ты снова заблудился? – воскликнул удивленный Будда в образе слона.

- Нет, - ответил человек. – Я пришел к тебе за помощью. Я бедный человек, мне не на что жить. А у тебя два клыка, которые стоят очень дорого. Отдай мне один клык, я его продам и буду кормиться, а ты можешь обойтись одним.

- Что ж, - сказал слон. - Сходи за пилой.

- Я ее захватил, я знал, что ты добрый слон и поможешь мне.

Слон подогнул ноги, чтобы человеку было удобно работать. А спасенный отпилил сначала один клык, а потом ,подумав, и другой.

- Ты не думай, - сказал слон, - что клыки мне не дороги. Знай, с их помощью можно достигнуть спасения и просветления.

Но человек, кажется, не понял смысла сказанного. Он спрятал бивни в мешок и зашагал к городу, даже не поблагодарив слона.

В городе он продал клыки, рассчитался с ростовщиком и некоторое время жил в роскоши на оставшиеся деньги. Когда они закончились он снова пошел в лес отыскал слона и сказал ему:

- Почтенный! Я продал твои клыки, но деньги пришлось отдать за долги. Мне снова не на что жить. Дай мне остатки твоих клыков.

- Возьми, - сказал слон, опускаясь на землю.

Он спилил клыки и отправился восвояси. Вскоре он снова пришел к слону и потребовал корни его клыков. Слон молча лег на землю. Отбив корни клыков, негодяй ушел. Слону было очень больно, но он не пошевелился и не застонал. Человек шел и думал, что купит он на вырученные деньги. Но шел он не далеко. Земля, которая выдерживает тяжесть гор дрогнула под его ногами. Из трещины в земной коре вырвалось пламя в форме хобота, и злого человека швырнуло в преисподню.

А Будда произнес: “Глаза неблагодарного повсюду так и рыскают. Людская жадность низкая.”

IV. Первичное закрепление.

Беседа по вопросам.

- Как называется непослушание человека Бог?

- Что значит быть добрым?” (слайд № 15)

- Легко ли быть добрым? Аргументируйте свое мнение примерами, которые вы услышали сегодня на уроке.

V. Домашнее задание (по выбору) – слайд № 16.

Напишите сочинение в форме эссе на тему:

“Быть добрым не всегда бывает просто”.

Читайте также: