Дом конспект занятия по развитию речи

Обновлено: 06.07.2024

Цель: развитие способности понимать ценность пространственно-предметной среды дома в жизни человека.

-Познакомить детей с историей жилища;

-систематизировать знания детей о домах и их видах.

Развивать речь, творческое воображение детей.

Воспитывать бережное отношение к своему дому.

Оборудование: презентация, альбомные листы, карандаши.

  1. Беседа о доме.
  2. Проблемная ситуация.
  3. Рассказ воспитателя о разных видах жилищ человека.

5. Проблемная ситуация.

1. Беседа о доме. (слайд 1)

  • Мы с вами живём в поселке Каджером и дома у всех разные.
  • Посмотрите на фото домов, которые есть в нашем посёлке. (Слайды с 3 по 16 ).
  • Чем они отличаются друг от друга?

-Правильно. Одни дома построены из бетона, другие из кирпича, у них разное количество этажей, наши дома разного цвета.

  • Дети, я хочу рассказать вам о деревенском доме.

Деревенские дома отличаются от городских своей архитектурой. В очень далекие времена дом прежде всего должен был спасать хозяина от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и драчливых соседей. У дома было деревянное крыльцо со ступеньками.

Обогревались дома русской печкой, она давала тепло зимой, на ней готовили еду. По вечерам старики, забравшись на печь погреться, рассказывали детям сказки.

  • Посмотрите на слайде внутреннее убранство избы. (слайд 20)
  • А кто из вас был в деревенском доме?
  • Деревенские дома бывают деревянными и глиняными.
  • Камень, глина, кирпич, дерево полезны для здоровья человека, так как они считаются экологически чистым материалом. Вот какие разные деревенские и городские дома.
  1. Проблемная ситуация. (Слайд 22)
  • Ребята, а всегда ли были дома, как вы думаете? 1
  1. Рассказ воспитателя о разных видах жилищ человека.

Домом древнего человека служила пещера.

Люди искали сухие пещеры, в которые не задувал ветер. На ночь вход в пещеру закладывали камнями или загораживали ветками. Как вы думаете, для чего?

  • Это делалось для того, чтобы защитить себя от диких животных. На землю они клали подстилку из сухих листьев и потом на них стелили шкуры животных. Стены пещер древние люди украшали рисунками. (слайд 24)

(Слайд 25) -Во время охоты люди жили в палатках. Палатка древнего человека - это палки,

скрепленные вверху и покрытые шкурами животных. У индейцев до сих пор есть такие палатки, их называют типи. Это древнее жилище человека, сохранившееся до наших дней

  • Деревянные стойки вбивались в землю по кругу, а вверху связывались кожаным ремнём. Снаружи всё покрывали сшитыми шкурами, чаще из бизона. Они были прочными, и через них не протекала вода.
  • А вы знаете, как называется это жилище?
  • Это тоже жилище индейцев - вигвам. Чем оно отличается от типи?
  • У вигвама прямые стены и куполообразная крыша в отличие от типи. Сверху шкур снаружи вигвам обшивали корой берёзы, которую соединяли при помощи костяной иглы и тонких кожаных ремешков. А зимой внутри вигвама каркас из дерева и на него вешали чехол из пушистых звериных шкур.

В нашей стране на Севере тоже сохранились древние дома. Может быть вы слышали о домах из снега?

Существует ещё один вид жилища - чум.

Чум - переносное жилище у народов Сибири. Каркас в виде конуса из жердей, покрытый зимой оленьими шкурами, и парусиной или берестой летом. Ещё вид - юрта. (Слайд 29)

Юрта - переносное жилище из войлока у народов Азии. Круглое в плане с куполообразной крышей. Стены составлены из решёток, крыша - из шестов, верхними концами соединённых в центральный обруч, обрамляющий свето- дымовое отверстие над очагом. Каркас юрты кроется войлоком.

Сакля - жилище кавказских горцев, которое часто строят прямо на скалах. Саклю делают из камня или глины. Крыша ее плоская. В каждой сакле прорезают одно или два маленьких окна и одну или две двери.

В жаркйх сырых местах строят дома на сваях. Двух - или трехметровые сваи, на которые ставят дома, обеспечивают помещению прохладу и сухость даже в сезон дождей или во время шторма. Стены делают из плетеных бамбуковых матов. Окон обычно не делают, свет проникает сквозь щели в стенах или через дверь. Крышу настилают из пальмовых веток.

В средние века люди воевали друг с другом. И деревянные дома не могли защитить людей. Стали строить замки — крепости. Они строились из камней или кирпичей, у таких построек были толстые стены, которые не могли пробить снаряды противника. Вокруг замка делали стены из камня, окошки у такого жилища были маленькие.

  • Как вы думаете, почему сейчас не строят такие замки?
  1. Физкультминутка (слайд 33)
  2. Проблемная ситуация (слайд 34)
  • Ребята, представьте, что вы оказались на необитаемом острове, где всегда тепло и растут пальмы и различные цветы. Но бывают сильные дожди. Из чего бы вы построили себе дом?

- Ребята, дома могут быть разной формы, сделаны из различных материалов.

7.Чудо – домики. – Как называется профессия людей, которые строят дома? (ответы детей)

– Что нужно сделать, прежде чем строить дом? (ответы детей)

(Дом надо придумать и нарисовать).

- Человек, который придумывает новые дома ,называется архитектором. Бывают дома необычные.

(слайды с 36 по 39)

8. Рисование дома.

(дети садятся за столы, рисуют)

Какие прекрасные дома у вас получились! И как, наверно, в них будет хорошо жить. Пусть у каждого из вас будет тёплый, светлый, уютный дом. А вы берегите и любите свой дом. (слайд 41)

1. Скорая помощь для воспитателя: конспекты занятий и других мероприятий в ДОУ по образовательным областям.Н.В. Елжов. – Ростов- на-Дону: Феникс , 2013г.

Цель: расширение словаря, закрепление навыков словообразования и словоизменения, формирование умения образовывать однокоренные слова.

1. Воспитывать любовь к родному дому, 6ережное отношение к личному и общественному имуществу

2. Воспитывать любовь к членам своей семьи.

Развивающие :

1. Развитие образной памяти

2. Развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план;

1. Знать свой домашний адрес, особенности внешнего вида дома и двора.

2. обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт.

3. способствовать формированию развёрнутого связного высказывания.

Материалы: иллюстрации, фотографии домов, комнат.

Ход занятия.

1. Введение в игровую ситуацию.

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый. (Дом)

Сегодня на занятии будем беседовать о домах, в которых вы живёте. Но прежде вспомним, как называется наш город. (ответы детей)

- Кто строит дома? ( Ответы детей: Строители)

- Из чего строят дома? ( Ответы детей: из кирпичей, плит, дерева, глины).

- Как называется место, где дома стоят в одну линию? ( Ответы детей: Улица, проспект)

- Из каких частей состоит каждый дом? ( ответы детей: фундамент, стены, окна, двери, балконы, этажи, подъезд, ступеньки, лестница, крыша, крыльцо).

- Для чего в городе много домов? (ответы детей)

- Как называется улица и какой номер дома, в котором вы живёте? Дома в городе бывают разные: 4-х, 5-ти, 9-этажные; с магазинами или другими учреждениями внизу и без них; кирпичные и панельные. (Рассматривание картины).

Вспомните, сколько этажей в вашем доме? На каком этаже вы живёте?

Какого цвета ваш дом?

Из чего он построен?

Что красивого вашем доме?

Что находится во дворе дома? (Игровое оборудование, зеленые насаждения).

Как вы бережёте свой дом? Двор? Любите ли вы свой дом? За что?

2. Мотивационная игра.

Мой дом высокий, а мой дом (низкий).

Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).

Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).

Мой дом большой, а мой дом (маленький).

Мой дом старый, а мой дом (новый).

3. Затруднение в игровой ситуации. Выход из затруднения.

Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.

Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

(Дети изображают, как выкладывают предметы из коробки)

Получили мы подарки.

Кирпичи, бруски и арки

Из коробки их берем,

Строим мы красивый дом.

Строим быстро, строим скоро,

Без цемента, без раствора.

Дом растет все выше, выше,

Есть карниз, труба и крыша.

(Дети садятся на корточки, постепенно, выпрямляясь, а потом вставая на носки,руками как бы кладут кирпичи).

5. Включение нового знания в систему знаний.

Работа с рисунками.

- Как называется дом ласточки (гнездо, мышки (норка, муравьев (муравейник, белки (дупло, медведя (берлога).

6. Звуковой анализ.

- Для чего при строительстве домов используется экскаватор?

- Сколько этажей в ваших домах?

- Какие слова мы знаем со звуком [э]?

7. Итог занятия.

- Вам понравилось занятие?

- О чем мы сегодня говорили?

- Что вы узнали о домах?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе

Воспитатель : В доме рядом с вами живут самые близкие люди. Кто живет вместе с вами (ответы детей) Семья, близкие люди, родной дом - это самое дорогое, что есть у человека. Конечно , вы похожи на своих мам, пап, бабушек, дедушек, братьев, сестер. А как вы думаете, зачем людям нужна семья? (ответы детей) Человеку нужна семья, чтобы жить вместе, помогать друг другу, радоваться вместе, вместе решать общие вопросы. Ребята, а чем вы можете помочь своим близким людям дома?
Воспитатель : Конечно, убрать игрушки, помочь вымыть пол, посуду, протереть пыль, налить бабушке или дедушке чай. Это совсем не сложно, зато сколько радости вы принесёте своим близким. Дети, а для чего ещё нужен дом? (ответы детей) Верно, в доме можно укрыться от дождя и снега, жаркого солнца, отдохнуть после прогулки, праздновать день рождения, принимать гостей, смотреть телевизор, читать любимые сказки.
Дома. На улице дождь непрерывный, А дома тепло и светло. И можно на бурые ливни Спокойно смотреть сквозь стекло. Тут можно укрыться от зноя, Спастись от морозного дня. В хорошее место родное- Домой так и тянет меня. У каждого человека свой дом.
Рассматривание картины
Ребята, посмотрите на эту картину.
Здесь изображена семья. У мальчика Вани и девочки Лены дружная семья. Они живут вместе с мамой и папой, дедушкой и бабушкой, с кошкой Муркой и попугаем Кешей. Вечером вся семья собирается в большой комнате. Каждый занимается любимым делом. Бабушка вяжет шарф для Вани. Папа с дедушкой играют в шахматы. Ваня наблюдает за игрой. Он учится играть в шахматы. Мама и Лена читают книжку. Кошка спит, свернувшись на коврике. А попугай наблюдает за всеми. Воспитатель задаёт вопросы по картине. Кто нарисован на картине? Что делает бабушка? Покажи на картинке вещи, которые связала бабушка? А твоя (бабушка), мама вяжет? Что тебе связала мама,( бабушка)? Что делают папа и дедушка? А ты умеешь играть в шахматы? Кто у тебя дома играет в шахматы? А во что ты любишь играть? Что делают мама и Лена?
А кто тебе читает книжки? Назови свою любимую книжку? Чем ты занимался вчера вечером? Что будешь делать сегодня?
Ребята, мы много говорили про дом. А давайте его построим.
Для начала разомнем наши пальчики и ручки
Пальчиковая гимнастика:
Я хочу построить дом, (руки сложить и поднять над головой) Чтоб окошко было в нем (пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была (ладошки рук соединить вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла (одну руку поднять верхи растопырить пальцы) Чтоб вокруг забор стоял, Пес ворота охранял (соединить руки в замочек и делать круг перед собой) Воспитатель строит домик из четырех вертикально стоящих кирпичиков желтого цвета, стоящих по два с левой и правой стороны ( соединенных узкими длинными гранями). Перекрытие образовано двумя кирпичиками и двумя призмами красного цвета. Дети по образцу строят домик и обыгрывают его (ставят рядом с домиками деревья маленьких человечков, животных )
Рефлексия :
Чем мы сегодня с вами занимались? Что вам понравилось больше всего?

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей 3 – 4 лет. Тема: Дом в котором ты живёшь.

1. Вводная часть. Организационный момент. Мотивация детей. Привлечение детей к педагогу.
Воспитатель берёт колокольчик и звонит им, дети сразу обращают внимание и подходят, встают в круг.
Воспитатель:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: К нам сегодня пришли гости поздоровайтесь с ними и подарите им свои улыбки. (Дети здороваются и улыбаются)
Вот таких хороших и весёлых я приглашаю поиграть. Хотите? (ответы детей). Тогда проходите!

Читайте также: