Личные окончания глаголов 5 класс конспект урока фгос ладыженская

Обновлено: 07.07.2024

Цели: развивать умение определять спряжение глаголов; показать значение этого умения для правописания; закрепить навыки правописания глаголов; развивать мотивацию к аналитической деятельности; формировать способность к рефлексии.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять спряжение глагола, выбирать гласную в личных окончаниях глагола; узнают алгоритм определения спряжения; приемы получения информации; научатся объяснять языковые явления.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Чтение и анализ сочинений.

III. Работа по теме урока

— Какие окончания глаголов называются личными? Почему?

— Какие глаголы изменяются по лицам и числам? (Глаголы настоящего и будущего времени.)

Упр. 88 - работа с таблицей личных окончаний глаголов.

— Есть ли сомнения, к какому спряжению отнести глаголы вести, петь, говорить, молчать? Почему? (Первые два глагола I спряжения, остальные — II. Сомнений в определении спряжений нет, потому что глаголы имеют ударные личные окончания: ведём, поют, говоришь, молчат.)

— Как определить спряжение глагола, если его окончание безударное? (Определяем спряжение по начальной форме глагола.)

Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам. Давно заметили, что все глаголы изменяются по одному из двух типов. Одни глаголы имеют в окончаниях гласные е и у (ю) (I спряжение), другие — гласные и и а (я) (II спряжение).

Если окончания глаголов ударные, всё просто, спряжение определить легко, но это совсем необязательно делать: мы и так напишем правильно. Если же окончания глаголов безударные, мы определяем спряжение по начальной форме глагола, а уж потом решаем, какую букву писать в личном окончании.

Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, + 11 глаголов-исключений

Окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)

Окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят)

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику.

1) Упр. 89 — комментированное письмо; морфемный разбор (на доске и в тетрадях).

2) Упр. 91 — устное составление предложений, запись лучших в тетради.

2. Повторение раздельного написания не с глаголами.

1) Спишите записанные на доске глаголы, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, отметьте орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы.

(Не)навид..ш.. лень, (не)упуст..м возможность, они (не)смотр..т, (не)хоч..т..ся заниматься, дело (не)дела..т..ся, (не)догон..ш.. автобус, дети (не)купа..т..ся.

2) Упр. 90 — выразительное чтение, самостоятельное выполнение.

V. Подведение итогов. Рефлексия

— Что вы знаете о глаголе как части речи?

— Какие правила правописания глаголов мы повторили за несколько уроков?

— Какие правила для вас кажутся трудными?

— Какие ошибки вы еще делаете при написании глаголов?

— Что представляется вам легким и понятным в теме “Глагол”?

1. § 16—19 — повторить.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Личные окончания глаголов

Тип урока : урок актуализации знаний и умений

Цель урока: развивать умение определять спряжение глаголов

показать значение этого умения для правописания; закрепить

навыки правописания окончаний глаголов.

Оборудование: доска, учебник, компьютер, проектор, экран,

Проверка готовности класса к уроку. (Подравняйтесь,

проверьте, у вас на парте должен лежать учебник, рабочая тетрадь, ручка карандаш, линейка. Мобильные телефоны должны быть в специальных ячейках).

Актуализация внимания учащихся . Приготовились слушать меня меня внимательно.

- Есть ли у Вас вопросы по д/з? Всем было понятно задание?

-Давайте послушаем рассказы желающих (3 рассказа, которые сдают дети после урока).

-Передайте тетради на первый парты, а я отдам Ваши проверенные.

-Посмотрим, какой ряд сегодня станет победителем!

Фронтальный опрос.

- Какие части речи Вы знаете? Дайте классификацию.

(Самостоятельные: имя существительное, имя прилагательное, имя

числительное, местоимение, наречие, глагол; служебные: предлог,

-Какую часть речи мы изучаем с прошлой недели? (Глагол).

-Что такое глагол? (Глагол - это самостоятельная часть речи,

которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что

-Каким членом предложения обычно является глагол? (Сказуемым).

- Расскажите о написании не с глаголами.

Запись даты, классной работы в тетради.

Орфографическая разминка.

Запишите под диктовку слова. Объясните их написание.

Не уставать, невзлюбить, ненавидеть, не прочитать, не

интересоваться, негодовать, не говорить, не записать.

Оценивание ответа ученика у доски.

Мотивационный этап.

Прочитайте стихотворение.

Гнать, дышать, держать, обидеть.

Слышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и терпеть,

А еще смотреть, вертеть.

Вы запомните, пожалуйста, друзья,

Ко второму же спряженью,

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на -ИТЬ,

Исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

- О какой орфограмме идет речь в данном четверостишии?

(Правописание личных окончаний глаголов).

Объяснение нового материала.

Запишите тему урока (см. на доске).

Личные окончания глаголов.

Сегодня, мы будем говорить о правописании личных окончаний

глаголов, о спряжении.

Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам. Откройте свои справочные тетради, чтобы записать правило (запись на левом обороте доски).

Личные окончания глаголов.

Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам.

Если окончания глаголов ударные, спряжение определяем по

начальной форме глагола.

I спряжение

II спряжение

Брить, стелить + все

глаголы на –ать, -оть,

-еть, -уть, -ють

Все глаголы на ить,

кроме брить, стелить +

11 исключений

Окончания на -ешь, -ет,

-ем, -ете, -ут (-ют)

Окончания на –ишь, ит, -им, -ите, -ат, -ят.

Работа по новой теме.

Первичное закрепление знаний.

Объяснительный диктант.

Запишите под диктовку глаголы. Определите спряжение.

Отметьте его рядом со словом в скобках. Выделите окончания.

Уныва…м, скуча…м, дремл…м, тоску…м, трат…м,

заправля…, приглаша…м, изуча…м, черт…м, намеча…м;

намет…м, готов…м, гон…мся, бор…мся, обнаруж…м,

дыш…м, стел…м, скаж…м, отмет…м, рису…м.

Оценивание работы учащихся у доски .

Унываем I , скучаем I , дремлем I , тоскуем I , тратим II ,

заправляем I , приглашаем I , изучаем I , чертим II , намечаем I ;

наметим II , готовим II , гонимся II , боремся I , обнаружим II ,

дышим II , стелем I , скажем I , отметим II , рисуем I .

Орфоэпическая разминка.

Спишите слова (см. на доске). Поставьте ударение в каждом из них.

Проверка (ученик зачитывает вслух, остальные исправляют в

Ч е рпать, облегч и ть, зак у порить.

Закончите пословицы антонимами-глаголами. Объясните смысл пословиц. В тетрадях записываем только антонимы глаголы.

Образец: строит – разрушает.

Мир строит, а война……..(разрушает).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Труд кормит, а лень……..(портит).

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

Лентяй ест – греется, а работает -……..(мёрзнет).

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

Легко друга потерять, но трудно …..(найти).

По одёжке встречают, а по уму ……(провожают).

-Что такое пословица?

Оценивание ответа ученика у доски.

-Сейчас мы проверим, как Вы усвоили правило по теме урока.

Вам даны листочки с заданием. Подпишите их с обратно стороны.

Самостоятельная работа будет оценена выборочно. Время

выполнения – 3-4 минуты.

Вставьте гласные в безударные личные окончания глаголов.
Одним ударом дерева не сруб_шь. Мама буд_т меня очень рано. Чем больше узна_шь, тем счастливее стан_шь. Дружба правдой крепн_т. Раньше начн_шь, раньше законч_шь. Ответ завис_т от решения.

Вставьте гласные в безударные личные окончания глаголов.

Куда ты гон_ шь гусей? Зима стел_ т снежный ковёр. Парикмахер

бре_ т бороду. Туристы пил_ т и кол_т дрова. Учитель скаж_т, когда

приходить. Ветер колыш_т знамёна.

Самостоятельная работа будет оценена выборочно.

Подведение итогов урока.

-Чем интересен был урок?

-Чем особенно запомнился?

-Какую орфографическую задачу решили?

Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..

Теперь я знаю , что ……

Особенно интересно было….

Я сегодня уйду с урока с … настроением

*Программа максимум.

-Сегодня я расскажу Вам об истории происхождения выражения

Рукопашному, кулачному бою русский язык обязан многими выражениями. Например, пословица лежачего не бьют , которая сейчас

Спрашиваем желающих по поднятой руке.

Учитель диктует все слова.

Хором повторяет весь класс правильное произношение.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 515 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.10.2019 7596
  • DOCX 28.4 кбайт
  • 780 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Родина Юлия Демьяновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель урока: формирование навыка правописания безударных личных окончаний глаголов.

  • Развивать умение обнаруживать изучаемую орфограмму.
  • Развивать умение правильно выбирать гласную букву в безударном личном окончании глаголов.
  • Развивать умение анализировать, обобщать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

1) воспринимать одноклассников как членов своей команды;

2) вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

1) развитие умений наблюдать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения;

2) совершенствовать умение устанавливать последовательность действий и работать по алгоритму.

1) активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;

2) умение работать в группе и паре.

1) принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока, задания;

2) участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;

3) оценивать свой вклад в работу пары.

1) развитие умения правильно определять спряжение глагола в неопределённой форме.

2) правильно обозначать буквами безударный гласный в окончаниях глаголов.

1. Организационный момент

Добрый день! Поприветствуем гостей. Улыбнёмся друг другу! Садитесь.

2. Введение в тему урока, постановка учебной задачи.

Послушайте загадку.

Она нас щедро, как могла,

Водой горячей обдала

И до костей, совсем задаром,

За полчаса, прогрела паром.

Хоть сто потов согнала с нас,

Но угодила в самый раз. (Баня)

- Позже разговор о бане продолжим, а сейчас прочитайте слова, записанные на доске вслух.

В бане, с паром, жаркой, легким, парит, дарит.

- К каким частям речи относятся эти слова?

Существительные, прилагательные, глаголы.

- Разделите эти слова на группы по видам орфограмм.

(безударные окончания существительного, прилагательного, глагола)

- Как вы думаете, какое умение является самым главным для правильного выбора буквы в безударном окончании существительного, прилагательного?

Я подготовила ответы на эти вопросы, а вы найдите ответ на каждый вид орфограмм. (слайд 1)

Ставить вопрос от имени существительного и проверять по окончанию вопроса.

Определять склонение и подбирать слово с ударным окончанием того же склонения.

И слово с ударным окончанием при проверке безударного окончания существительного, и вопрос при проверке окончания прилагательного – это проверочные слова. Окончание какой части речи нельзя проверить при помощи проверочного слова? (Глагола).

- Сегодня на уроке мы будем учиться проверять слова с безударными личными окончаниями глагола, но не при помощи проверочного слова, а каким- то другим способом.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Как правильно обозначать буквами безударные гласные в окончании глаголов. Делать правильный выбор гласной буквы в личном окончании глаголов).

- Что нужно для этого знать и уметь?

Посмотрите в лист самооценки и перечислите все действия, которыми нужно будет овладеть на уроке, а потом оценить свои результаты. (Перечисляют)

-Вы изучали эту орфограмму в начальной школе. Давайте проверим, умеете ли вы определять спряжение по неопределенной форме.

3. Упражнения в определении спряжения глагола в неопр. форме.

- Определите спряжение данных глаголов. Объясните свои действия.

Кричать – перед суффиксом неопределенной формы –ТЬ суффикс –А-, значит глагол 1 спряжения. Пилить – перед суффиксом –ТЬ суффикс –И-, значит глагол 2 спряжения.

Брить – перед суффиксом неопределенной формы – ТЬ суффикс -И, значит глагол 2 спр., слышать – перед суффиксом неопределенной формы –ТЬ суффикс –А, значит глагол 1 спряжения. (слайд 7)

Почему эти глаголы относятся к исключениям? Почему глаголы-исключения нужно запоминать?

Несовпадение, брить, стелить на –ить глаголы 2 спряжения, а они относятся к 1спряжению.

-Кто помнит рифмовку, которая помогает запомнить исключения?

Ко второму же спряженью

Отнесём мы без сомненья

Все глаголы, что на –ить,

Исключая брить, стелить.

А ещё: смотреть , обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть
Гнать, дышать, держать, терпеть

И зависеть и вертеть. (слайд 8)

4. Упражнения в нахождении орфограммы.

Здесь будет файл: /data/edu/files/v1458325345.pptx (Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов)

- Чтобы правильно писать орфограмму, её сначала нужно обнаружить. (увидеть или услышать). Давайте потренируемся в обнаружении орфограммы.

- Я буду называть глаголы, а вы на слух попробуйте определить, есть ли в них нужная нам орфограмма – гласная буква в безударном личном окончании глаголов.

- Все ли глаголы нам будут нужны? (только глаголы настоящего или будущего времени)

Кричит (гл. с ударным окончанием), стонет, трещала (гл. прошедшего времени), встречает, парит, говорил (гл. в прошедшем времени), поёт (глагол с ударным окончанием), тянет.

- На слайде 10 пословицы.

Пар любил – баню топил.(Любит париться, греться) Баня гладит, чистит, ладит.(Тепло гладит тело, разглаживает кожу, ладит – лад- согласие, человек после бани в согласии с собой) Пар костей не ломит.( Говорится, когда очень жарко или кто-либо слишком тепло одет, но не испытывает от этого неудобства или неприятных ощущений )В бане парок нежит, греет.(Парок ласково и нежно согревает)

Найдите глаголы с орфограммой.

- Сделаем вывод о том, как найти орфограмму. Это должен быть глагол с безударным личным окончанием настоящего или будущего времени.

- Орфограмма найдена. Как же действовать дальше?

- Чтобы правильно написать безударное окончание, нужно выполнить ряд определенных действий.

- Как называется последовательность действий, предназначенная для решения определенной задачи? (Такую последовательность называют алгоритмом.)

5. Работа над алгоритмом.

( при просмотре комментировать и обсуждать каждое действие)

1.Услышать безударный гласный в окончании глагола.

Чтобы понять ударный или безударный гласный, слово сначала нужно произнести, если ударный, то не нужно никакого алгоритма.

2.Определить время и число глагола. (Нам нужен глагол в наст. или буд. врем.)

(Работаем Что делают? Пил___т (на листах) Остановить мультик.

-Закрепляем наши действия по алгоритму.(слайд 11)

( Один ученик проговаривает вслух глагол парят, затем работают в парах: I в. – чистят, II в. – дарят.

Алгоритм. (у каждого)

6. Физминутка. (слайд 12)

7. Первичное закрепление. (Упражнения распечатаны каждому.)

Работа с текстом. (слайд13)

Прочитайте текст. Найдите в тексте ответы на вопросы:

Как начинают свое утро птицы, кошки и мухи?

От чего кожа защищает организм человека?

Почему нужно умываться каждый день?

Какой абзац можно выбрать для диктанта, чтобы потренироваться писать слова с нашей орфограммой? Какие ещё орфограммы встретились?

Прочитайте абзац, можно проговорить, закройте глаза и попробуйте увидеть, то что прочитали. А теперь запишем этот кусочек текста.

Секреты гигиены

Утро любого животного начинается с умывания. Птицы аккуратно чистят пёрышки, кошки тщательно вылизывают своё тело языком, даже мухи очищают лапки и крылышки. Наше утро тоже начинается с умывания. Почему мы это делаем? (Диктант и проверка друг у друга)

Наше тело покрыто кожей. Кожа защищает организм человека от жары, холода, микробов. Через кожу выделяются вредные вещества, избыточная влага. Кожа помогает организму дышать.

Через грязную и поврежденную кожу в наш организм попадают микробы. Поэтому надо умываться каждый день: утром, после прогулки, перед едой и сном. Полезно принимать душ, а раз в неделю посещать баню.

По Е.Н. Дерим-Оглу, Н.А. Фроловой

(Разговор о бане)

- Какие ещё существуют бани?

Сауна — аналог русской бани. Под сауной обычно понимают парилку с сухим паром, но на самом деле в сауне просто нет бака с водой, только горячие камни.

В переводе c финского языка - сауна это баня. В Финляндии поистине культ сауны. В этой стране имеется музей бань. Самым старым экспонатом финской бани является баня, построенная в 1764 году.

По легенде финнов, сауна зародилась тогда, когда капли дождя просочились через крышу и упали на раскалённые камни домашнего очага. И люди решили сделать то же самое, что сделал дождь, чтоб ещё раз ощутить приятный ароматный жар от камней.

В Японии большой популярностью пользуются водяные бани. Ванна такой бани устроена в деревянной бочке, которая заполняется горячей водой с температурой около 45°. Принимающий ванну по грудь погружается в нее, надев на голову шапочку, смоченную в холодной воде.

Другим видом японской бани является опилочная сухая баня. В кедровые опилки добавляют лекарственные травы, затем смесь опилок с травами нагревается до 60°. Опилки впитывают пот, одновременно выделяя ароматические и целебные вещества.

Есть турецкие бани. Пол в них подогревается горячим воздухом, затем его поливают горячей водой, в результате образовывался пар. В условиях жаркого климата стран Востока регулярное посещение турецких бань предохраняло людей от различных болезней

8. Домашнее задание (каждому даётся текст)

Прочитайте текст. Поставьте глаголы в нужную форму. Спишите. Выделите окончания глаголов. Укажите в скобках спряжение. (слайд 18)

Дикие звери тоже (любить) в баню ходить. Особенно кабаны. Но баня у них особенная – свиная. Просто лунка в земле. В ней вода. Вместо мыльной пены – жижа. Вас в такую баню силой не загнать, а кабанов только силой и (выгнать) (2л, ед.ч.).

(Ходить) кабаны в баню не за тем, за чем ходить мы. Мы в бане грязь (смывать), а кабаны нарочно грязь (намазывать). И чем больше (намазать), тем веселее (хрюкать). И после своей свиной бани они в сто раз грязнее, чем до нее. И очень рады. Теперь через толстый слой грязи ни мухи, ни комары, ни слепни их не (укусить). Щетина у них летом редкая, вот они кожу грязью и (мазать). Как мы кремом от комаров.

Найдите и прочитайте предложения, в которых свиная баня сравнивается с баней людей. Какие отличия описывает автор? Что объясняется в этом тексте? Какое объяснение дает автор?

9. Итог урока.

- С какой орфограммой мы сегодня работали?

Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов.

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании?

10. Рефлексия.

- У кого все пятерки? Совсем не страшно, если не всё на пять, тема трудная, мы на следующем уроке будем работать с безударными личными окончаниями глаголов. Вам сейчас важно понять, что пока трудно сделать, чтобы поработать над этим.

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Личные окончания глаголов – система окончаний спрягаемых форм глаголов, указывающих на лицо и число глагола.

Список литературы

Обязательная литература:

Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – С. 43-44.

Дополнительная литература:

Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.52-67.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Отличница Аня возмутилась:

– Петя, если это действительно глагол первого спряжения, тогда надо говорить и писать летем, а не летим! О чём ты только думаешь?

– Я всё правильно думаю: лететь, оканчивается на -еть, не исключение. Значит, точно первое спряжение!

– А какое окончание должно быть у глагола первого спряжения в форме 1 лица множественного числа?

– Окончание -ем! Но ведь мы летим, а не летем! Что-то я совсем запутался…

–Необходимо разумно применять правила, Петя! Всегда помни, что

У глагола есть лицо,

У глагола есть число.

И по лицам, и по числам

Проявите к глаголу уважение:

Научитесь различать спряжение!

Если у глагола окончание ударное, то оно пишется так, как слышится. И спряжение определяется по этому окончанию. Не надо в таком случае ставить глагол в неопределённую форму. Глагол лететьимеет в формах летим, летишь, летите, летит, летят ударные окончания, соответствующие второму спряжению. Значит, это глагол второго спряжения!

– Ясно, – протянул Петя, – а если передо мной только неопределённая форма? Например, беречь? Или нести? В этих словах никаких опознавательных знаков спряжения!

– Попробуй проспрягать глагол и понять, ударное у него окончание или нет. Скорее всего, ударное, – предположила Аня.

Беречь, берегу, бережёшь, берегут… – это глагол первого спряжения! – обрадовался Петя.

Нести, несу, несёшь, несём, несут… – это тоже глагол первого спряжения.

На следующий день на уроке русского языка учительница Ирина Сергеевна напомнила:

– Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением. По своим личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. Личные окончания – это система окончаний спрягаемых форм глаголов, указывающих на лицо и число глагола.

Личные окончания глаголов первого спряжения: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем,

-ете, -ут (-ют). Личные окончания глаголов второго спряжения: -у (-ю),

Если окончание ударное, то проблем с определением спряжения не возникает: оно определяется по окончанию. Если окончание безударное, то спряжение определяется по неопределённой форме глагола. Какие в таком случае глаголы относятся к первому спряжению, а какие ко второму?

Ко второму спряжению относятся

– все глаголы на -ить, кроме глаголов-исключений брить, стелить (например, клеить, строить, жалить, хвалить);

– 4 глагола на -ать (исключения): гнать, держать, дышать и слышать;

– 7 глаголов на -еть (исключения): зависеть, видеть, обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть.

К первому спряжению относятся

– все остальные глаголы, например, на -оть, -еть, -уть, -ать, -ять и другие (полоть, заныть, колыхать, сеять, лезть и др.);

Как надо действовать, чтобы правильно написать личное окончание глагола, если оно безударное?

  1. Поставить глагол в неопределённую форму и определить гласную перед -ть.
  2. Если это гласные а, е, и, то проверить, не является ли слово глаголом-исключением.
  3. Определить спряжение глагола.
  4. В глаголах первого спряжения писать Е или У(Ю) (например, бреем, сеешь, колыхают). В глаголах второго спряжения писать И или А(Я) (например, держим, строишь, обидят).

Например, какую букву вставить в глагол из предложения Оса больно жал_т?

Жал_т – ударение на окончание не падает, ставим глагол в неопределённую форму: что делает? жал_т – что делать? жалить; глагол оканчивается на ть, это не исключение, поэтому жалить – глагол второго спряжения. Следовательно, в окончании пишемИ: жалит.

Мы дружно пропол_м сорняки.

Пропол_м – ударение на окончание не падает, ставим глагол в неопределённую форму: что сделаем? пропол_м – что сделать? прополоть, глагол оканчивается на ть, следовательно, глагол первого спряжения. В окончании пишемЕ: прополем.

А по двору метелица ковром шелковым стел_тся, но больно холодна.

Стел_тся – ударение на окончание не падает. Ставим глагол в неопределённую форму: что делает? стел_тся – что делать? стелиться, глагол оканчивается на –иться, относится к исключениям, поэтому стелиться – глагол первого спряжения, пишем Е: стелется.

Теоретический материал для углублённого изучения

Особые глаголы

Книжный глагол зиждиться (основываться на чём-нибудь, опираться на что-нибудь) относится к первому спряжению, хотя оканчивается на -ить. Этот глагол тоже исключение: По сути дела, каждая операция крейсеров зиждется на старинном великороссийском принципе: авось пронесёт, авось вывезем… (В. Пикуль.)

Глаголы выздороветь, опротиветь и некоторые другие изменяются по первому спряжению: 1-е лицо: выздоровею (выздоровлю – разговорная форма), выздоровеем, опротивею (опротивлю – разговорная форма),опротивеем; 2-е лицо: выздоровеешь, выздоровеете, опротивеешь, опротивеете; 3-е лицо: выздоровеет,выздоровеют, опротивеет, опротивеют.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

В каком ряду все глаголы относятся ко II спряжению?

а) хвалить, звенеть, спать;

б) держать, стелить, смотреть;

в) строить, клеить, побрить;

г) гонять, дышать, слышать.

Разбор задания. Вспоминаем, что личные окончания второго спряжения – это-у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Если окончание глагола безударное, то ставим глагол в неопределённую форму и по ней определяем спряжение.

а) хвалитьхвалим (ударение не падает на окончание). Глагол на -ить, не исключение. Значит, хвалить – глагол II спряжения. Звенеть – звенишь – звеним – звенят. Окончание ударное. Глагол звенетьII спряжения. Спать – спит – спят – спим – спишь. Окончание ударное. Спать – глагол II спряжения.

Рассмотрим остальные варианты:

б) держать (II спряжение, исключение), стелить (I спряжение, исключение), смотреть (II спряжение, исключение);

в) строить (II спряжение), клеить (II спряжение), побрить (I спряжение, исключение);

г) гонять (I спряжение), дышать (II спряжение, исключение), слышать (II спряжение, исключение).

Найдите и выделите голубым цветом глаголы-исключения.

Разбор задания. Вспоминаем, что глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть, смотреть, брить, стелить, а также все производные от этих глаголов. Медленно начинаем читать строчки. Находим глаголы-исключения.

Читайте также: