Конспект уроку 8 клас вставні слова

Обновлено: 02.07.2024

Учебно-методический комплект: Учебник для общеобразовательных учреждений/Бархударов С.Г.,Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.– М.: Просвещение, 2010. – С. 183–197.

Форма урока: традиционный.

Тип урока: урок повторения и обобщения материала.

- обеспечить условия для формирования представления о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных, обособленных конструкций, совершенствования произносительной (правильное чтение предложений с вставными конструкциями) и правописной (расстановка знаков препинания на письме) сторон речи;

- содействовать совершенствованию таких универсальных учебных действий, как преобразование (анализ, синтез), сохранение и передача информации, сравнение явления на основе самостоятельно выявленных или указанных признаков; определение цели предстоящей учебной деятельности, свободное, правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме;

- создание условий для возникновения потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремления к речевому самосовершенствованию, к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Методы и приемы: эвристическая беседа, работа с текстом учебника, создание проблемной ситуации, сопоставление языковых явлений, выполнение практических заданий, самооценка и т.д

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, групповой деятельности, исследовательской и аналитической деятельности, информационно-коммуникационые, развивающего обучения, педагогики сотрудничества.

Решаемые проблемы: каковы разряды по значению вводных слов и вводных сочетаний, каковы условия выделения на письме вводных слов, вводных сочетаний и вставных конструкций, как уместно и правильно использовать вводные слова в своей речи.

Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей, способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала; формирование у учащихся построения и реализации знаний; работа в группах; конструирование лингвистического рассуждения при помощи учителя; контроль и самоконтроль изученных понятий; графический и цифровой диктанты, творческое задание

1) предметные: развить умение выявлять в тексте вводные слова, предложения, вставные конструкции и обособлять их; развить умение употреблять в своей речи вводные слова различных смысловых групп;

2) ууд: коммуникативные – владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Регулятивные – осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные – объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложений с вводными словами, словосочетаниями и вставными конструкциями.

3) личностные: развитие навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы и приемы, используемые на уроке: эвристическая беседа, поисково-исследовательский метод, творческое задание.

1. Оргмомент. Приветствие класса.

Выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке, вам придется сегодня оценить свои знания самим. Чтобы вам было легче оценить себя, я предлагаю вам лист самооценки

3. Проверка и самопроверка по образцу.

4. А что за слова мы сейчас написали? Никакую тему они вам не напомнили?

5. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, графически объясните их отсутствие или постановку:

Он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора .

. Что представляет собой конструкция это было уже в конце сентября?

7. Сформулируйте цель нашего урока:

Систематизирование и обобщение знаний о вводных и вставных конструкциях; (углубление понятия об изучаемом языковом явлении)

8. повторение теоретического материала (работа в группах)

Сравнительная таблица

Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения

Вводные слова, словосочетания, предложения

Вставные слова, словосочетания, предложения

Роль в языке (общее грамматическое значение)

Выражение говорящим своего отношения к тому, что он сообщает.

Выражение дополнительных замечаний, пояснения, уточнения, поправки

Связь с другими членами предложения

Не связано грамматически с членами предложения

Не связано грамматически с членами предложения

Выполняемая синтаксическая функция

Место в предложении

Интонация водности – паузы, понижение силы голоса и более быстрое произношение вводных слов

Интонация включения - выделение паузами, произношение с убыстрением и тоном ниже, чем предложение, в которое они вставлены

9.А теперь проверим на практике

Расставить знаки препинания, определить значение вводных слов.

1. Пожалуй ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка.

2. Музыка без сомнения делает человека добрее, благороднее, красивее.

Вставьте нужные по смыслу вводные слова и запишите, расставляя знаки препинания. Определить значение вводных слов.

Книги играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. (безусловно)

Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.

Цифровой диктант , который позволит каждому проверить свое умение различать вводные слова и омонимичные им члены предложения. Я диктую предложения, а вы должны указать номера предложений с вводными словами.

1. Без музыки я не мыслю творческой жизни, без нее не может быть фантазии и окрылённости.

2. Хотя рожок – простой музыкальный инструмент, играть на нем, однако, не простое занятие.

3. Во время концерта Николо Паганини на его скрипке лопнули струны, осталась только одна струна, однако Паганини продолжал играть так, что никто этого не заметил.

4. Музыка, казалось, звучала везде, и от нее на душе становилось светлее, радостнее.

Физминутка

Общение людей происходит не только посредством языка, но и посредством мимики, жестов, позы. Давайте немного отдохнем. Я называю вводную конструкцию, передающее то или иное чувство, вы же это чувство изображаете при помощи мимики, жестов.

Страшное дело (удивление)

Чего доброго (страх)

К несчастью (сожаление)

На радость (радость)

Вставные конструкции отличаются от вводных конструкций семантикой (они не являются способом выражения субъективной модальности, а передают дополнительную, уточняющую информацию).

А)записать предложение, составить простейшую схему

Валерия – так звали девушку, от тоски по которой я сбежал из деревни в Москву,- слушала меня, мечтательно глядя перед собой.

Класс выполняет графический диктант .

Б)Задание: составить схемы предложений.

а) Всем, я думаю, известно имя великого скрипача и композитора Никколо Паганини.

б) Моцарт, еще не умея писать (ему тогда было четыре года), уже сочинял мотивы.

Задание 6 Творческая работа.

-Распространить данные предложения вводными словами, вводными предложениями, вставными конструкциями.

1.Горный воздух(…)действует благотворно на здоровье человека.

2.(…)у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр.

3.Полевая клубника(…)уже поспела.

4.Орловская деревня(…)обыкновенно расположена среди распаханных полей.

Слова для справок: я уверен; мы говорим о восточной части Орловской губернии; без всякого сомнения; одним словом.

(1-без всякого сомнения; 2-одним словом; 3- я уверен; 4 – мы говорим о восточной части орловской губернии).

“Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных”, - писал Иван Александрович Гончаров еще в 19 веке.

А российский журналист 21 века Андрей Мирошниченко в одном из своих интервью заметил: “Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет”.

. Как вы понимаете эти высказывания?

В советском фильме о школе “Дневник директора школы” есть замечательный эпизод. К Борису Николаевичу Свешникову, директору школы, пришла интеллигентная, обаятельная женщина устраиваться на должность учителя начальных классов. Борис Николаевич задал всего один вопрос, который определил его решение: “Как Вы добирались до школы?” А в ответ услышал: “На транвае”. Через какое-то время пришла устраиваться скромная девушка. На аналогичный вопрос она ответила: “На автобусе”. Директор школы не растерялся и продолжил экзамен: “На каком еще транспорте можно доехать до школы?” “На троллейбусе, на трамвае”. “Пойдёмте, я познакомлю Вас с Вашим классом”


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Ніколи не буває вставним слово

  • може
  • по-друге
  • все-таки
  • звичайно
Вопрос 2

Упевненість виражає вставне слово в реченні

Ми, звичайно, проти порожнього базікання (І. Томан)

Кажуть, дощ завжди приносить щастя (Г. Коваль)

Погодою у нас на сінокосі, казали, щось років з півтораста завідувала ворона (О. Довженко).

На жаль, мені довелося розчаруватись (І. Томан)

Вопрос 3

Невпевненість виражає вставне слово в реченні

Без сумніву, усі люблять таких людей, які охоче розмовляють про те, що цікавить інших (І. Томан),

Мабуть, благодатна хвиля надходить… (І. Франко)

Отже, стежте за своїм настроєм і не переносьте його з однієї розмови на іншу (І. Томан).

Отже, розумовий розвиток людини цілком залежить від зв’язків із навколишнім середовищем (І. Томан).

Вопрос 4

Вказівку на джерело інформації виражає вставне слово в реченні (розділові знаки пропущено)

  • На жаль чудес на світі не буває.
  • Справді тут була їжачкова комора (Ю. Збанацький)
  • Правда з того часу втекло вже чимало води (Ю. Збанацький)
  • Сміх кажуть віку додає (Ю. Збанацький)
Вопрос 5

Між сполучником і вставним словом НЕ потрібно ставити кому в реченні

  • І звісно, я прийду вчасно.
  • Сонце світить, але щоправда не гріє.
  • Чи може, я не так показала дорогу?
  • А втім, це ще не біда!
Вопрос 6

Виділене слово є вставним у реченні

Думаю про тебе.

Ну, думаю, не бачать мене (Є. Гуцало).

Оце я думаю, брати, про долю рідного народу (П. Грабовський)

А може, думав тільки про сина й дружину (Р. Іваничук).

Вопрос 7

Виражають увічливість та привертають увагу вставні слова

  • запам’ятайте
  • будь ласка
  • на мій погляд
  • імовірно
  • очевидно
  • між нами кажучи
Вопрос 8

Упевненість чи невпевненість виражають вставні конструкції

  • прошу Вас
  • навряд чи
  • безумовно
  • певна річ
  • з іншого боку
  • до речі
Вопрос 9

Пунктуаційну помилку допущено в реченнях

  • Ягня, здається, веселилось! (Т. Шевченко)
  • Тут, навіть, повітря здавалося несло в собі золотисті відтінки (О. Гончар).
  • Справді, сонце встало й оглянуло світ палаючим оком (М.Коцюбинський)
  • Ви мабуть не знаєте походження цього імені (П. Загребельний)
  • Отже, я дуже сумлінно взявся до справи (І. Микитенко).
  • Нам з тобою видно, по дорозі, бо ішли й нікуди не прийшли (Л. Костенко).
Вопрос 10

Об’єднайте групу за значенням із вставною конструкцією

  • з іншого боку
  • здається
  • ніде правди діти
  • за чутками
  • на сором
Вопрос 11

Об’єднайте групу за значенням із реченням, у якому вжито вставне слово

  • Він спав, а може, марив (Ю. Мушкетик)
  • Без мови, вважає більшість фахівців, мислення неможливе.
  • Мова, безумовно, може служити як добру, так і злу.
  • На жаль, завтра буде дощ із мокрим снігом.
Вопрос 12

В якому рядку поширене звертання (розділові знаки вилучено)

  • Прощай прощай чужа моя людино.
  • Слово чому ти не твердая криця Що серед бою так ясно іскриться?
  • За правду браття єднаймось щиро єдиний маєм правий шлях.
  • Роксолано Роксолано твоє ім’я мов дзвін.
Вопрос 13

В якому рядку є речення з непоширеним звертанням (розділові знаки вилучено)

Узагальнення вивченого восьмикласниками за темами "Речення з однорідними членами", "Речення із звертаннями та вставними конструкціями", удосконалення вмінь знаходити в тексті однорідні члени, звертання, вставні слова (словосполучення, речення).

Контрольная тестовая работа по темам:

І вариант

  1. Укажите предложения с обращениями (знаки препинания пропущены):

А Дождь казалось будет идти постоянно.

Б Мой друг отчизне посвяти души прекрасные порывы!

В Но когда кристалликов очень много их звук уже слышен.

Г Раннее весеннее утро прохладное и росистое.

  1. Укажите предложение с распространенным обращением:

А Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.

Б Жизнь , я так благодарен тебе.

В О степь, отчего ты так смотришь пасмурно?

Г Всегда ты иная, Отчизна родная.

  1. Укажите предложение с вводным словом со значением последовательности изложения мысли:

А Я, признаюсь , не слишком люблю это дерево.

Б Во-первых, темнота была спасительной.

В К счастью, Алехин вышел из дома на час раньше.

Г У Песоцкого, говорят, яблоки с голову.

  1. Укажите слово, которое не может быть в предложении вводным:

А Пожалуй

Б Пожалуйста

В Пожалуйся

Г Похоже

  1. Укажите предложение с однородными сказуемыми:

А Люди и животные пытались спастись от дождя.

Б Они явятся и поживут, оставят обычные следы своего пребывания и исчезнут.

В Он любил степи, реки и дремучие леса.

Г Он говорил медленно, и его зонт покачивался из стороны в сторону.

  1. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания пропущены):

А На небосклоне чуть заметны были бледные неяркие звезды.

Б Едва народившийся месяц не мешал чистому яркому блеску звезд.

В Шел крупный пушистый снег.

Г Тонкий многоцветный аромат держится на садами.

  1. Перепишите предложения, поставьте разделительные знаки препинания. Постройте схемы предложений с однородными членами.
  1. И все мне дико мрачно стало родная куща тень дубрав веселы игры пастухов ничто тоски не утешало.
  2. На улицах моего города растут деревья а именно тополя и клены акации и липы а также каштаны.
  3. Ни дерево ни вода ничто не шелохнется.
  1. Запишите предложения. Поставьте, где нужно, разделительные знаки препинания.
  1. Пойте люди города и реки !
  2. О родина святая какое сердце не дрожит тебя благославляя.
  3. Сходил бы ты Илья за газетой.
  1. Перепишите предложения. Определите, в каких из них выделенные слова есть вводными, а в каких членами предложения. Поставьте разделительные знаки препинания.
  1. К счастью Алехин вышел из дома на час раньше и успел на пароход плывущий во Франкфурт.
  2. По какому пути надо идти к счастью?

ІІ вариант

  1. Укажите предложения с обращениями (знаки препинания пропущены):

А Спой мне иволга песню пустынную.

Б В этом взгляде было и восхищение и благодарность.

В Книга быть может наиболее сложное и великое чудо на свете.

Г Нельзя перечислить все бедствия какие несет истребление лесов.

  1. Укажите предложение с распространенным обращением:

А О поле, кто тебя усеял?

Б Ветер, ветер, ты могуч!

В Прекрасны вы, поля земли родной.

Г Не гаси, любимая, огонек.

А Итак, завтра я буду стоять в этой комнате.

Б Вообразите, наши молодые уже скучают.

В Действительно, мы видимся очень редко.

Г Расчет, по-моему, математически точен.

А Может быть

Б Может

В Поможет

Г Возможно

  1. Укажите предложение с однородными подлежащими:

А Мороз и солнце – день чудесный!.

Б По утрам солнце бьет в беседку сквозь лиловую, зеленую и лимонную листву.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Ніколи не буває вставним слово

  • може
  • по-друге
  • все-таки
  • звичайно
Вопрос 2

Упевненість виражає вставне слово в реченні

Ми, звичайно, проти порожнього базікання (І. Томан)

Кажуть, дощ завжди приносить щастя (Г. Коваль)

Погодою у нас на сінокосі, казали, щось років з півтораста завідувала ворона (О. Довженко).

На жаль, мені довелося розчаруватись (І. Томан)

Вопрос 3

Невпевненість виражає вставне слово в реченні

Без сумніву, усі люблять таких людей, які охоче розмовляють про те, що цікавить інших (І. Томан),

Мабуть, благодатна хвиля надходить… (І. Франко)

Отже, стежте за своїм настроєм і не переносьте його з однієї розмови на іншу (І. Томан).

Отже, розумовий розвиток людини цілком залежить від зв’язків із навколишнім середовищем (І. Томан).

Вопрос 4

Вказівку на джерело інформації виражає вставне слово в реченні (розділові знаки пропущено)

  • На жаль чудес на світі не буває.
  • Справді тут була їжачкова комора (Ю. Збанацький)
  • Правда з того часу втекло вже чимало води (Ю. Збанацький)
  • Сміх кажуть віку додає (Ю. Збанацький)
Вопрос 5

Між сполучником і вставним словом НЕ потрібно ставити кому в реченні

  • І звісно, я прийду вчасно.
  • Сонце світить, але щоправда не гріє.
  • Чи може, я не так показала дорогу?
  • А втім, це ще не біда!
Вопрос 6

Виділене слово є вставним у реченні

Думаю про тебе.

Ну, думаю, не бачать мене (Є. Гуцало).

Оце я думаю, брати, про долю рідного народу (П. Грабовський)

А може, думав тільки про сина й дружину (Р. Іваничук).

Вопрос 7

Виражають увічливість та привертають увагу вставні слова

  • запам’ятайте
  • будь ласка
  • на мій погляд
  • імовірно
  • очевидно
  • між нами кажучи
Вопрос 8

Упевненість чи невпевненість виражають вставні конструкції

  • прошу Вас
  • навряд чи
  • безумовно
  • певна річ
  • з іншого боку
  • до речі
Вопрос 9

Пунктуаційну помилку допущено в реченнях

  • Ягня, здається, веселилось! (Т. Шевченко)
  • Тут, навіть, повітря здавалося несло в собі золотисті відтінки (О. Гончар).
  • Справді, сонце встало й оглянуло світ палаючим оком (М.Коцюбинський)
  • Ви мабуть не знаєте походження цього імені (П. Загребельний)
  • Отже, я дуже сумлінно взявся до справи (І. Микитенко).
  • Нам з тобою видно, по дорозі, бо ішли й нікуди не прийшли (Л. Костенко).
Вопрос 10

Об’єднайте групу за значенням із вставною конструкцією

  • з іншого боку
  • здається
  • ніде правди діти
  • за чутками
  • на сором
Вопрос 11

Об’єднайте групу за значенням із реченням, у якому вжито вставне слово

  • Він спав, а може, марив (Ю. Мушкетик)
  • Без мови, вважає більшість фахівців, мислення неможливе.
  • Мова, безумовно, може служити як добру, так і злу.
  • На жаль, завтра буде дощ із мокрим снігом.
Вопрос 12

В якому рядку поширене звертання (розділові знаки вилучено)

  • Прощай прощай чужа моя людино.
  • Слово чому ти не твердая криця Що серед бою так ясно іскриться?
  • За правду браття єднаймось щиро єдиний маєм правий шлях.
  • Роксолано Роксолано твоє ім’я мов дзвін.
Вопрос 13

В якому рядку є речення з непоширеним звертанням (розділові знаки вилучено)

Читайте также: