Конспект урока знакомство со словарным словом трамвай

Обновлено: 03.07.2024

Цель занятия: познакомить детей с транспортным средством "трамвай".

  • уточнить представление об особенностях передвижения троллейбуса и трамвая;
  • развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов;
  • развитие всех компонентов устной речи;
  • обогащение речи детей существительными и прилагательными;
  • развитие продуктивной деятельности детей;
  • закреплять умение разрезать бумагу;
  • развивать мелкую моторику рук.

Индивидуальная работы: добиваться ответа у детей; продолжать учить отдельных детей держать ножницы и разрезать по прямой; следить за осанкой детей.

Предварительная работа: рассмотреть иллюстрации на соответствующую тематику; беседа о пассажирском транспорте, наблюдение на прогулке за транспортом, просмотр презентации.

Ход образовательной деятельности

(Дети отвечают и выбирают картинку с соответствующим транспортом)

Верно, можно на автобусе, троллейбусе, а еще на трамвае. Вот он какой, посмотрите. Он так же, как и троллейбус, держится за провода металлической дугой – "питается" электричеством. А чем трамвай отличается от троллейбуса?

У троллейбуса резиновые колеса, он едет по дороге, а трамвай едет по рельсам.

Что помогает работать мотору автобуса?

Мотору автобуса помогает работать бензин.

А троллейбус и трамвай работает с помощью электричества. Что общего у всех этих машин?

Они перевозят людей.

Управляет трамваем водитель. В автобусе, троллейбусе и трамвае светло, чисто, много мягких удобных сидений, большие двери, окна. К какому виду транспорта они относятся?

Они относятся к пассажирскому транспорту.

А что еще относится к пассажирскому транспорту?

Такси, маршрутное такси.

Педагог читает стихотворение:
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:
Красный свет – проезда нет!
Желтый – будь готов к пути,
А зеленый свет – кати!

Дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Воспитатель по очереди показывает сигналы светофора. Красный сигнал – дети сидят на корточках, желтый – встают, зеленый – бегут по кругу.

Заранее из детских стульев составить "автобус".

Подъехал автобус, мы сразу заходим в него?

Нет, надо подождать, пока люди выйдут из него.

(Заходят в "автобус", рассаживаются на стулья).

Как мы стали называться, как только вошли в автобус?

Стульев меньше, чем вас. Кто сядет, кто останется стоять? Кому надо уступать место? (Ответы детей). Вот мы и приехали к Бабушке Загадушке.

(Появляется кукла Бабушка Загадушка).

Здравствуйте, ребятки, я вам приготовила загадки:

Что за чудо – синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином?

По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нем,
А под крышей – вожжи,
Он без них не может.

Наш приятель тут как тут:
Всех домчит за пять минут.
Эй, ребята, не зевай,
Отправляется.

Ребята, давайте для Бабушки-Загадушки сделаем из бумаги автобус, на котором мы к ней приехали. (Дети выполняют аппликацию-автобус. В конце образовательной деятельности свои работы дарят Бабушке-Загадушке).

Нажмите, чтобы узнать подробности

А о чем пойдет сегодня речь, вы узнаете, прочитав тему урока на доске:

Сегодня мы с вами познакомимся с новым словарным словом.

- Перед вами предложение, поделённое на части, ваша задача соединить их

- Что у вас получилось? Откроем девиз урока на доске.

- Какое слово лишнее? Почему?

- Верно, сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Кто ещё раз назовёт его?

-Пусть будут твои ум и глаза острыми, как мои иглы.

- на слайде собирают слова (иатс- аист; язем- змея…. абжаг-багаж)

-Билет, т.к. оно неодушевл.

Введение словарного слова

Послушайте следующее задание.:

- впишите слова в пустые клетки кроссворда.

1) Обозначение, название места, где кто-либо живет, а также надпись на конверте, посылке.

2) Транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.

3) помещение на вокзале, где можно приобрести проездной билет.

4) Упакованные вещи, которые берет с собой в дорогу пассажир.

- Что объединяет все эти слова?

- Слово багаж имеет и другое значение: сведения, знания в какой-либо области, которыми человек обладает. Речь идет об умственном багаже.

- Подберите глаголы, которые можно сочетать с этим словом.

- Составьте предложение со словом багаж

- Я предлагаю вам несколько раз проговорить слово по слогам:

- вслух, глядя на слово (3 раза);

- для себя (3 раза);

- про себя шепотом с закрытыми глазами (3 раза)

- Теперь давайте закрепим изученный материал, на слайде записано слово с пропусками на месте орфограмм.

- Вставьте пропущенные орфограммы.

Д…журный по в…кзалу, сп…шить на в…..зал, сдать вещи в б….гаж, покупать б….лет в б…летной кас…е, ехать в мя….ком в….гон… п…сс…жирского поезда, ст…ять ок….ло в…гона.

ВложениеРазмер
Автобус 1.51 МБ
Автомобиль 789.85 КБ
Велосипед 963.88 КБ
Комбайн 1.67 МБ
Машина 2.63 МБ
Метро 2.29 МБ
Самолет 1.16 МБ
Трактор 2.07 МБ
Трамвай 1.85 МБ
Троллейбус 1.5 МБ
Тепловоз 1.7 МБ
Теплоход 45.81 КБ
Электровоз 264.12 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №451 Дегтерёва Татьяна Борисовна

А ВТОБУ С В а втобусе с м а мой на д а чу я еду, Мелькают в окошке лес а и луг а . Если пишу я слово а втобус , Знаю, что первая гласная а .

Значение слова Многоместный пассажирский автомобиль, применяемый в городском и международном транспорте.

Однокоренные слова автобус автобусный микроавтобус микробус аэробус гидробус электробус

Не нужны мне провода, Могу ездить хоть куда, Хоть в четверг, хоть в субботу Отвезу вас на работу, В школу, в ясли , в детский сад— Я пассажирам очень рад. Дом по улице идёт, На работу нас везёт. Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках.

Загадки Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька.

Письмо по памяти По улице Чайковского, Широкой и прямой, Шёл с площади Восстания Автобус голубой. (О. Дриз ) Бежит, подбрасывая груз, За автобусом автобус. Качаются на крыше Плакаты и афиши.

Выпиши однокоренные слова Новенький, блестящий автобус подъехал к остановке. Автобусная экскурсия по Золотому кольцу была очень интересной. Не нужны мне провода, Могу ездить хоть куда, Хоть в четверг, хоть в субботу Отвезу вас на работу, В школу, в ясли , в детский сад— Я пассажирам очень рад.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №451 Дегтерёва Татьяна Борисовна

а вт о м о бил ь

Значение слова Самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам. Транспортное средство на колёсах с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам.

Однокоренные слова а втомобиль автомобильчик автомобилист а втомобилистка автомобильный

Синонимы автомобиль м ашина а втомашина д рандулет (обычно о старом автомобиле)

Загадки Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. Чтоб тебя я повёз, Мне не нужен овёс. Накорми меня бензином На копыта дай резину, И тогда, поднявши пыль, Побежит ….. .

Маленькие домики по улице бегут, Мальчиков и девочек домики везут. Была телега у меня, Да только не было коня. И вдруг она заржала, Заржала– побежала, Глядите– побежала Телега без коня! Конь без гривы и хвоста, Ест бензин– не ест овса.

Бежит, гудит, В два глаза глядит, А станет— Ярко-красный глазок глянет. Пьёт бензин, как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней? На резиновом ходу Все дороги обойду. Я на стройке пригожусь, Я работы не боюсь. Мне открыты все пути. Вам со мной не по пути?

Найди в загадке одинаковые слова Встану утром спозаранку. Сразу сяду за баранку… Выпью чаю, съем сметану, А баранку есть не стану! Я баранку покручу И по свету покачу! Удивляются соседи: -- Ох-ох-ох! И Ах-ах-ах! На четырёх баранках едет, Держит пятую в руках.

Выпиши однокоренные слова По горам то вниз, то в гору, за собой вздымая пыль, мчался в утреннюю пору голубой автомобиль. ( Б.Чалый ) Жил-был маленький автомобильчик. Он был такой крохотный, что хозяин звал его прото Малыш. ( Л.Берг ) Между холмами-сопками, мимо старых деревень и новых посёлков, петляла автомобильная дорога.

Выучи! Во весь опор, взметая пыль, Несётся он вперёд, И легковой автомобиль Дорогу нам даёт. (С. Маршак) Волки на кобыле, Львы в автомобиле. (К. Чуковский)

Это интересно! Самый первый автомобиль вместо бензина заправлялся дровами . Водителя называли шофёром . Ездил такой автомобиль медленно и возил по одному пассажиру. Потом на автомобиле установили мотор. Он стал ездить немного быстрее и перевозить несколько человек. Теперь на автомобиле мощный двигатель. Автомобиль может проехать по любой дороге. (По Г. Юрмину )

Выпиши все словарные слова На полях страны созрел хлеб. Ползёт по широкому полю комбайн. Косит рожь, пшеницу, овёс. Сразу молотит. На поле остаётся жёлтая солома. Рядом ползёт грузовой автомобиль. На ходу идёт погрузка зерна.юю весь день везут тяжёлые грузовики хлеб по дорогам Родины. До краёв полны машины зерном. (По Э. Шиму )

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ральянова Евгения Викторовна,

учитель начальных классов

Республики Хакасии, город Черногорск

( из опыта работы)

1. Развитие речи младших школьников (из опыта работы)

Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Поэтому задача учителя - помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащихся. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления. . Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.

2.Работа над словарем . Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт

значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого - культура речи и культура общения. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся я считаю развитие речевой деятельности, обогащение словаря младшего школьника. И один из главных источников обогащения словаря младшего школьника на уроке русского языка я считаю, является работа со словарями и справочниками: этимологическими, толковыми, синонимическими и другими, а также с картинками-иллюстрациями. При подготовке к уроку я выявляю те слова, которые войдут в словарь учащихся в результате чтения, пересказа, бесед и использую самые ранообраз6ые приемы работы над значением новых слов. Самый простой способ – это показ предмета или действия, обозначаемого словом.

Лексическое значение слова: Используем на уроке словарь Ожегова.

НАЧЕНИЕ/ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА. Трамвай - это самоходный вагон или поезд, приводимый в движение как правило электрическим двигателем, используемый преимущественно в городах для перевозки пассажиров.

ТРАМ-В А́ Й

Для того, чтобы правильно запомнить это словарное слово, я даю на уроке слова-образы для запоминания:

транспорт -
шпалы - трамвай

В словах-образах буква, которая является сомнительной в словарном слове "трамвай", находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово "трамвай", необходимо вспомнить слово-образ "транспорт" и другие подобные слова-образы. Дальше предлагается составление словосочетаний с другими словарными словами:

Я еду в трамвае на балет.

Объединение словарного слова в словосочетания с другими словарными словами, у которых сомнительной является та же буква, позволяет запомнить написание сразу нескольких слов.

ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА. Трамвайчик, трамвайщик, трамвайный, трамваестроение и т.д.

Работа над синонимами . Дальше подбираем синонимы к слову « трамвай. Всего- 10 синонимов.

Цель работы: помочь запомнить написание словарных слов с помощью веселых стишков.
Данная работа была является частью проекта "Мы учим словарные слова" учащихся шестых классов. Дети сами сочиняли стихи для малышей. Материал может быть использован для внеклассной работы по предмету, при изучении темы "Лексика" на уроке русского языка в 5 классе.



Читайте также: