Конспект по группам растений

Обновлено: 06.07.2024

умение различать группы растений по их существенным признакам.

Развивающая: учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.

Коррекционная: учить слушать друг друга, слышать, правильно строить речевые высказывания, правильно строить предложения, расширять словарный запас обучающихся.

Основные понятия, термины Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, ботаника

технологии обучения словесный, наглядный, практический.

личностно - ориентированная, здоровьесберегающая, информационно – коммуникационная, проблемно-исследовательская.

Тип занятия открытия новых знаний

Оборудование презентация Power Point; фотографии представителей каждой группы растений : водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения; гербарий;

карточки для групповой работы.

Предметный: Знать группы растений, научиться определять растения разных групп; анализировать, сравнивать и делать выводы из изученного материала.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;

оценивать достижения на уроке; проговаривать предстоящую работу на занятии.

Познавательные УУД: моделировать связи организмов с окружающей средой, формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать предположения, уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Личностный: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД

Позвенел дружок звонок – начинается урок.

Я рада приветствовать всех присутствующих сегодня в нашем классе.

Ты слышишь? - Я слышу.

[Какой урок?]- Урок окружающий мир.

[Который урок?]- Второй урок.

[Что будем делать на уроке?]

Поздоровайтесь с гостями.

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении нового материала. Положительный настрой на работу.

Воспринимают речь на слух.

Отвечают на вопросы.

Р. умение мобилизовать свои силы для работы

Л. принятие и освоение социальной роли обучающегося

2. Фонетическая зарядка. Какой дежурный звук?

ПОСАДИЛИ В САДУ

Саша и Серёжа посадили в саду (картинка сирень) Проговаривают хором, и индивидуально, составляют предложение. Р. Владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия

3. Проверка домашнего задания. Предлагаю послушать рассказ о земляной жабе. Один ученик показывает презентацию, рассказывает. П. моделировать связи организмов с окружающей средой

К. слушать и понимать других

4. Актуализация знаний. Загадки о растениях.

- Как назовем отгадки одним словом? (растения)

- А как вы думаете, что такое растение?

- Какую пользу приносят растения?

Посмотрите на глобус, покажите, где море, земля?

- Как вы это понимаете?

– Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико : растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.

С глубокой древности человек, собирая, а затем, возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Отгадывают загадки.

Растение - Организм, обычно

развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание (в отличие от животных) из почвы и воздуха

выделяют кислород, очищают воздух от пыли и газов, дают прохладу, укрепляют землю.

Р. участвуют в коллективном обсуждении учебной проблемы

5. Самоопреде-ление к деятельности.

- Кто знает, как называется наука, изучающая растения? (Ботаника) (слайд)

Ученые-ботаники разделили растения на несколько групп

Я вам тоже предлагаю сегодня побыть учёными.

- Мы станем учеными-ботаниками и ответим на вопрос:

- На какие группы делятся растения?

- Чтобы начать изучение растений нужно выполнить задание.

- И каких частей состоят большинство растений? (Слайд)

(Корень, стебель (ствол, листья, цветы, плоды с семенами.)

Отвечают на вопросы.

1. Познакомиться с разнообразием растений на Земле.

2. Совместное изучение свойств групп растений.

Называют части растений.

П. пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

К. слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Р. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

6. Изучение нового.

Классификация растений.

1) Цветковые растения (слайд)

Посмотрите на слайд.

- Что общего у этих растений?

- Дайте название группе растений.

- Из каких частей состоят цветковые растения?

Есть цветы, из них образуются плоды с семенами.

- В чём главное отличие цветковых растений? (есть цветок и плод с семенами)

Почему они носят именно такое название?

-Где растет?

Докажите, что это цветочное растение.

2) Хвойные растения. (Слайд)

- Назовите представителей этой группы.

- Из каких частей состоит это растения?

Стебель – есть (Одеревенелый).

Листья – есть (хвоя).

- Что такое хвоинки?

- Хвоинки – это игловидные листья.

- У хвойных нет цветов и плодов.

- Где созревают семена у хвойных растений?

- На месте плодов у них шишки, где созревают семена.

- Дайте название группе растений?

- От каких растений? (ель, сосна, лиственница)

- К какой группе относятся? Докажите. Отвечают на вопросы.

С помощью картинок, гербариев и собственного опыта дают характеристику цветковым растениям.

Рассматривают яблоко целое и в разрезе, делают вывод, что цветковые растения имеют цветы, плоды и семена.

Называют хвойные растения, рассматривают, делают выводы.

П. анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

К. осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Р. исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

7. Динамическая пауза.

Организация проведения физминутки.

Упражнения для снятия напряжения с мышц рук и туловища.

Продолжение работы по теме. 3) Папоротники. (Слайд)

- Какое название предложите для этой группы?

- Как узнать папоротники? (По листьям.)

- Рассмотрим представителя папоротников.

- Из каких частей состоит это растение?

У папоротников есть корень, стебель и красивые листья. Цветов и плодов у папоротника нет.

- Есть ли у нас в классе растение этой группы?

- Как назовём данную группу растений?

- Есть ли в нашем округе мхи? (на болоте)

- Где живут мхи? (Во влажных местах.)

- Рассмотрим представителя мхов.

- Из каких частей состоит это растение?

Водоросли. (Слайд)

- Как назовём эту группу растений? (Водоросли.)

- Что вы знаете о водорослях?

Почему так называются? (разбор слова по составу выделяем корни, – водо-росли: живут в воде)

- Что их объединяет? (Живут в воде)

- Рассмотрим представителя водоросли.

Листья – нет. (пластины)

Определите на вкус предложенный продукт (морская капуста)

- Чем полезна морская капуста? Рассматривают представителей папоротников, называют части растения.

Делают вывод о частях папоротника.

Рассматривают мох, соотносят с растительностью нашего округа.

Делают разбор слова по составу, вывод о том, что это сложное слово.

Определяют на вкус, предложенный продукт.

Называют полезные свойства морской капусты. П. проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

К. участвуют в обсуждении содержания материала

Р. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Осуществляют пошаговый контроль по результату

8. Обобщение знаний. Интерактивная игра.

- Как вы понимаете пословицу?

Растение – земли украшение.

Называют по картинкам группы растений.

Определяют группы растений.

Объясняют смысл пословицы.

П. ориентируются в своей системе знаний.

К. строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

-Выбери нужный цветок.

- Что интересного узнали на занятии?

О растениях можно узнать в энциклопедиях.

- Какое любимое растение? Оценивают себя

К. умение выражать свои мысли вслух,

Л. осознают свои возможности в учении.

Разнообразие цветов на участке в ДОУ

Разнообразие цветов на участке в ДОУ Умение жить в согласии с природой следует начинать воспитывать у детей с раннего детства. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока познания мира для 1 класса

Тема: Группы растений, органы растений и их функции.

Тип урока Усвоение новых знаний

Ключевые идеи
Благодаря применению стратегий критического мышления, работы в парах, исследовательской беседы, применению теоретического материала и практических упражнений, в условиях коллаборативной среды на уроке, учащиеся

будут знать:
- группы растений, их характерные признаки;
- органы растений, их функции.

будут уметь:
- самостоятельно определять группы растений по их характерным признакам;
- самостоятельно определять органы растений;
- устанавливать взаимосвязь между органами растений и их функциями;
- анализировать собственную деятельность;
- вести поисково-исследовательскую деятельность по материалам учебника и предложенным заданиям;
- делать выводы и оценивать собственную деятельность.

Цель На материале теории и практики научиться классифицировать группы растений по их характерным признакам; различать органы растений и их функции. Выработать умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Задачи
Воздействовать на положительный эмоционально-психологический настрой, через создание коллаборативной среды.
Совершенствовать знания учащихся о живой и неживой природе. Выработать умение распознавать группы растений, органы растений.
Способствовать развитию аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), связно выражать свои мысли в устной форме. Стимулировать познавательную активность учащихся. Содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру

Методы
Словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Форма работы
Коллективная, индивидуальная, парная.

Покажут умения определять группы растений, органы растений, умение выбирать главное, анализировать, делать выводы.

Покажут навыки самостоятельного выполнения предложенных заданий, с опорой на свои знания.

I. Стадия вызова.

1.Организационный момент.

*- Наш урок хочется начать такими словами:
Друзья мои!
Я очень рада войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений - мы вместе сочиним урок!

- Настроимся на урок. Слушайте внимательно и повторяйте за мной.

Поднимите руку, у кого осталась лишняя картинка.
- Какая картинка лишняя? (Н-р: машина, самолёт, дом и т.д.)Коллективная работа
- Почему вы считаете, что она лишняя? (Сделано руками человека)
Верно, это результат человеческого труда, поэтому не относится к природе.

Физминутка.
Ровно встали, улыбнулись, высоко все потянулись,
Дружно вместе все присели и назад за парты сели.

*Сегодня мы продолжим знакомиться с окружающим нас миром и более подробно поговорим о растениях.
Планирование деятельности:
ПРОБЛЕМА : Перед нами стоит ряд вопросов, на которые предстоит найти ответ.
- На какие группы делятся растения?
- Какие органы есть у растений?
- Какую функцию (работу) выполняют органы растений? (Для чего они нужны?)
- Как мы должны относиться к растениям?
Значит чему мы научимся? (Научимся различать….)

II. Стадия Осмысления
4.Восприятие и первичное осознание нового материала.

*2 Остановка – Группы растений.
*Назовите растения, которые вы видите на слайде. (Ёлка, берёза, смородина, сирень, ромашка, одуванчик)

- Сколько пар получилось? (3)
- Какие же пары у нас получились? Интересно, а к каким группам растений они относятся?
(Ёлка и берёза – это …деревья. Назовите их характерные признаки
СТВОЛ – ЭТО МНОГОЛЕТНИЙ УТОЛЩЁННЫЙ СТЕБЕЛЬ
Смородина и сирень – это…
Одуванчик и ромашка – это…

Сравниваем по высоте, количеству стеблей, толщине, продолжительность жизни.
Проверяем по учебнику.(с.32 – 33)
- По каким признакам вы можете, отличить дерево от кустарника?

Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз различить поможет…(нос) Нос – это орган… (обоняния)

Есть у зайца на макушке, у тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и не слушки. Что же это? Наши…(ушки) Уши – это орган … (слуха)

Чтоб попробовать компот, есть у человека…(рот) Язык – это орган… (вкуса)

Мягкое и твердое, острое, тупое, горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно. Нам поможет наша…(кожа) Кожа – это орган… (осязания)

Проверка по учебнику . С.33Читаем об органах растений, если о чём-то не сказали, дописываю в кластер (Н-р: плоды, семена)

Какой вывод мы сделаем? Как нужно относиться к растениям?

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Не забывайте об этом. Берегите то, что нас окружает!

(Прошу гостей назвать любое число от 1 до 6)
1.На какие группы делятся растения?
2.Назовите органы растений.
3.Почему растения относятся к живой природе?
4.Чем деревья отличаются от кустарников?
5. Где можно применить растения? (Что из них делают?)
6. Что будет, если Я сорву цветок,
если ТЫ сорвешь цветок.
(Если ВСЕ: и я, и ты – если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты и деревья, и кусты.
И не будет красоты. И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ – если МЫ сорвем цветы..).

III. Рефлексия
Итог урока
Давайте вернёмся к вопросам, на которые мы сегодня должны были найти ответ:
- На какие группы делятся растения?
- Какие органы есть у растений?
- Какую функцию (работу) выполняют органы растений? (Для чего они нужны?)
- Как мы должны относиться к растениям?

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

(Похвалите себя за работу, погладьте себя по голове).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовила студентка 23 группы

Учитель: Минина С.Г_____________

Методист: Маркин А.С_____________

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: сформировать понятие растения как части живой природы.

1. Установить взаимосвязи между растениями и объектами живой и неживой природы.

2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

3. Познакомить с группами растений в зависимости от их строения.

Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Витальевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. – Садитесь.

2.Актуализация опорных знаний

- Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава.

Горы, воздух и листва, птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года -

это всё вокруг природа.

- Что вы можете рассказать о природе? Давайте составим схему.




Живая Неживая

Растения Животные Бактерии Грибы

-Вспомните название науки, занимающейся изучением живой природы. (билогия)

– Что необходимо для существования живой природы?( свет, тепло, вода, воздух)

-Докажите, что растения – это живая природа. (Они растут, дышат, питаются, размножаются, погибают)

3. Открытие новых знаний.

Растения – удивительные живые организмы. Всё необходимое для питания, роста и развития они получают из неживой природы: свет ,тепло, воду, воздух и минеральные вещества. Вода и ветер помогают растениям распространять плоды и семена. Только растения из воды и углекислого газа на солнечном свету образуют питательные вещества и сами себя кормят. Животные и человек питаются готовыми питательными веществами, которые создали растения.

Растения являются основным поставщиком кислорода на Земле. Без растений жизнь на земле невозможна!

– А какие растения есть в нашей местности? Что вы о них знаете? (Береза, сосна, черемуха, шиповник, подорожник и т.д.)

– Что общего между деревьями, кустарниками и травами? Чем они различаются? (части растений)

– Какие части можно выделить в строении растений? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами)

– В царстве растений ученые насчитывают около 500000 (пятисот тысяч) видов. Все эти виды растений они объединили в классы или группы.

-Как вы думаете, по какому признаку это сделали ученые?

- Откройте учебник на стр.46 и проверьте свои предположения, прочитав об этом в первом абзаце.

- На сколько групп разделили ученые все растения?(6)

- Какие это группы?

- Какая группа является особой? (лишайники) Почему? (учёные ещё не решили, к какому царству их отнести)

- В зависимости от чего же учёные объединили все растения в группы?(в зависимости от их строения)

- Значит, не все растения имеют одинаковое строение?

- Чтобы определить, какие растения в каждой группе, что мы должны о них узнать? (какие части у них есть)

Работа по рисункам учебника стр. 46 - устно.

Учащиеся называют растение и пытаются определить, к какой группе оно относится.

– Дальнейшее изучение растений поможет вам выяснить, правы вы или нет.

– Водоросли, лишайники, мхи и папоротники очень похожи на обычные травы. Но эти растения отличаются от трав по своему строению и другим признакам. У всех представителей этих групп не бывает цветков, а значит, не может быть плодов и семян. Эти растения размножаются особыми мельчайшими образованиями спорами. Споры образуются в особых органах или на нижней стороне места (как у папоротников).

Первая группа – это водоросли.

-Вслушайтесь в название этой группы. О чём нам говорит уже само слово?

Первые растения появились в воде это водоросли. А сейчас их можно встретить не только в реках, озёрах, морях и океанах, но и в горах, в пустынях, если там есть хоть капля влаги. Они могут быть микроскопическими, но могут быть и очень крупными экземплярами до 20-30 метров. Водоросли не имеют корней, стеблей и листьев. Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростков, напоминающих корень, стебель, листья. Но на самом деле это не органы растения. Цветков, а следовательно плодов и семян, у них тоже нет. Тело водоросли с помощью особых образований может закрепиться на грунте, а может и совершенно свободно плавать в воде (саргассы).

-Что нового узнали о водорослях?

-Какие части растений есть у водорослей?

-Какой возникает вопрос? (из каких частей состоит это растение?)

- Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростков, напоминающих корень, стебель, листья. На самом деле это не органы растения.

Вторая группа - это лишайники.

- Вспомните, что мы уже узнали о лишайниках?

Лишайники имеют очень древнюю историю: они появились на Земле более 100 млн. лет назад.

Лишайники чрезвычайно широко распространены в природе: они обитают по всему миру — в песках Сахары, в безжизненной Антарктиде, в полярной тундре, в лесах Дальнего Востока – это география распространения.

Лишайники настолько неприхотливы, что могут встречаться на голой почве, стволах деревьев, раскаляемых солнцем скалах, на заборах, стекле, железе, на чистой бумаге. Они выдерживают от -50° С до +60°С

-Давайте прочитаем, что пишут авторы об этой группе растений.стр.49

- Почему же лишайники считают особой группой?

- Что узнали о строении лишайников?

- Где растут лишайники?

-Сколько лет живут лишайники?

- Внешним обликом многие лишайники напоминают мхи. Так лишайник, обитающий в тундре, известен под названием олений мох (ягель). Олений мох – это лишайник.

Третья группа – мхи.

- Мох – тоже древнейшее растение. Освоение растениями суши шло постепенно. После водорослей на Земле появились мхи. Их можно встретить почти везде.

— Ребята откройте свои учебники на странице 49, самостоятельно прочитайте о мхах.

— Что вы узнали о мхах? (У мхов есть стебель, листья, нет корней и цветов).

— Где мы можем встретить мох? (Мох встречается, где сыро. У реки, у пруда, на болотах. Им легко добывать воду из земли, поэтому у них нет корней).

Мох сфагнум - удивительная живая губка. Он впитывает очень много воды. Сожмёшь посильнее пучок мокрых стебельков, а оттуда ручейком потечёт вода. И пучок становится лёгким – лёгким. Мох может впитать в 30 раз больше воды, чем весит сам в сухом виде. Такая способность объясняется просто: растение почти целиком состоит из особых клеток, которые быстро наполняются водой. А когда мох высыхает, все эти клетки заполняются воздухом. Сухой сфагнум состоит в основном из пустых клеток, заполненных воздухом и, поэтому представляет собой отличный теплоизоляционный материал. Многие знают, что пучки сухого сфагнового мха кладут меж брёвен при постройке деревянных домов для того, чтобы в доме лучше сохранялось тепло.

Сфагнум имеет ещё одно замечательное свойство – он содержит вещества, убивающие бактерии. Потому раньше сухой мох прикладывали к ранам вместо марли и ваты, когда не было перевязочных материалов.

Ещё одна группа – папоротники.

-Давайте прочитаем о папоротниках на стр.50 и ответим на вопросы.

-Папоротники, растения которые приспособились жить на суше. У них есть корни, всасывают почвенную воду с питательными веществами, стебли и листья. В тропических лесах до сих пор сохранились папоротники высотой до 30 м и огромными листьями. Они выглядят как наши деревья. К сожалению цветка у этого растения нет, поэтому размножается он не семенами, а спорами, которые образуются у него на изнаночной стороне листа.

-Что же вы узнали об этой группе растений?

4. Закрепление изученного материала

5. Итог урока

- На какие группы делится царство растений?

- Где растут водоросли? (Жители воды)

- Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)

- Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перья.)

- Какие растения могут расти на голых камнях, скалах? (лишайники)

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель урока понакомить учеников с группами растений через групповую работу. Урок начинается с того, что дети собирая слова, которые в каждой группе разные сами определяют тему урока, и выводят цели для работы на уроке. Самостоятельно выясняют чем отличаются деревья и кустарники, называют плодово-ягодные, чем от них отличаются травы и какие они знают травы, приводят примеры лекарственных трав, от каких болезней они помогают. На протяжении всего урока ученики выполняя задания в группе не только осваивают новый матенриал, но и учатся взаимодействовать друг с другом, отстаивать своё мнение, приводят свои аргументы.

Читайте также: