Соединительные о и е в сложных словах 6 класс конспект урока фгос

Обновлено: 06.07.2024

- мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

Учитель проводит повторение необходимых теоретических и практических фактов, необходимых при изучении данной темы в виде фронтальной работы.

Сколько здесь групп однокоренных слов? Запишите слова группами и выделите в каждом корень.

Водитель, вода, водичка, водопад, упаду, водить, падать

Что вас удивило? Какое слово оказалось в разных группах? Почему? СЛАЙД 3

Как образуются такие слова?

А как называются такие слова?

Слова, имеющие 2 корня, называются сложными

2. Формирование потребности

Цели для учителя:

Задание 2. Конструктор1. СЛАЙД 5

Объясните, какие гласные вы использовали для образования слов и почему

Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. На доске появляются таблички с ответами СЛАЙД 6

проверьте правильность по эталону и оцените свою работу с помощью сигнальных карточек:

Зелёная: правильно составил слова и смог объяснить, почему выбрал такую гласную(о или е)

Жёлтая: правильно составлены слова но не объяснён выбор гласной

Красная: ошибся в составлении хотя бы одного слова

Высокий уровень выполнения

Средний уровень выполнения

Низкий уровень выполнения

Правильно составил(а) слова

Смог(ла) объяснить выбор соединительной гласной (о или е)

Правильно составлены слова, но не объяснён выбор соединительной гласной

Ошибка в составлении хотя бы одного слова

Цели для учащихся:

- фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и выполняют задания, предложенные учителем.

Предполагаемый ответ обучающихся:

Вод-а, вод-ич-к-а, водопад

Упаду, падать, водопад

Слово водопад имеет 2 корня.

Способом сложения основ

2. Формирование потребности

Цели для учащихся:

- включение в учебную деятельность.


Выполняют задание по рядам: у каждого ряда по 2 слова. Нужно записать получившиеся слова в тетради.

Фиксируют свой выбор на контрольном листочке:

применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов

соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи

опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта

Формирование образа желаемого результата

Итак, что необходимо знать, чтобы правильно образовывать сложные слова?

А в какой форме нам лучше зафиксировать это правило, чтобы легко запомнить и удобно использовать:

- записать правило текстом

- в виде опорной карточки - схемы

Удобнее, конечно, записать это правило в форме карточки-схемы и использовать её в качестве помощника.

Правило образования сложных слов

Выбирают форму правила

Записывают тему в тетради

Цели для учителя:

Эта тема входит в обязательный минимум проверяемых орфографических умений, поэтому включена в различные проверочные и контрольные работы.

Зачем нужно знать, как пишутся сложные слова?

Цели для учащихся:

Мне нужно это знать, чтобы:

- чтобы быть грамотным человеком и писать без ошибок

Какую вы поставите сегодня для себя цель ?

Запишите её в тетрадь

Что нужно сделать на этом уроке, чтобы достичь цели?

- Выяснить условия выбора гласной в сложных словах

- Научиться правильно писать сложные слова

Научиться находить сложные слова в тексте, уметь выделять правильно корни, находить соединительную гласную, объяснять ее выбор

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Как вы обычно изучаете новый материал?

А я предлагаю сегодня на уроке самим выяснить условия выбора соединительных гласных О и Е в сложных словах. Для этого мы вместе с вами проведём исследование слов и сделаем вывод. Согласны?

- читаем правило в учебнике

- выполняем упражнения для закрепления

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Запишите 4 слова:

Ледокол землекоп кашевар птицелов

Обозначьте в словах корни

Что вы можете сказать о звуках, которые обозначают последнюю букву 1-го корня?

После каких согласных пишется гласная О, а после каких Е?

Как это можно изобразить в схеме?

Схема оформляется на доске и в тетради



О

Е

Расскажите правило правописания О и Е по получившейся схеме.

Давайте закрепим правило, выполняя упражнение 215 (те слова, которые уже использовались, пропустим)

А теперь проверим, как вы поняли это правило: вставьте пропущенные буквы и обозначьте условие выбора соединительной гласной (карточки с пропусками О и Е) СЛАЙД 7

Снег_пад, мух_мор, мор_ходное училище, верх_лаз, мыш_ловка, пут_водитель, брон_носец, вечн_зелёный, тысяч_летие, неб_склон.

Или дать список слов виде конструктора СЛАЙД 8

Составьте слова и обозначьте орфограмму:

Снег. Падать - снегопад

Муха. Морить - мухомор

Ходить. Море - мореход

Лазать. Верх - верхолаз

Ловить. Мышь - мышеловка.

Носить. Бронь. - броненосец

Вечный. Зелёный. - вечнозелёный

Тысяча. Лет - тысячелетие

Склонить. Небо. - небосклон

Проверьте себя по эталону. СЛАЙД 9

Оцените свой уровень достижений по цветограмме и поставьте в листе

Высокий уровень выполнения

Средний уровень выполнения

Низкий уровень выполнения

Правильно составил(а) слова

Смог(ла) объяснить выбор соединительной гласной (о или е)

Правильно составлены слова, но не объяснён выбор соединительной гласной

Ошибка в составлении хотя бы одного слова

Записывают слова, выделяют корни

Ле д окол зем л екоп ка ш евар пти ц елов

Гласная О ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ СОГЛАСНЫХ.

Гласная Е ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ МЯГКИХ, ШИПЯЩИХ И Ц

В сложных словах соединительная гласная О ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ СОГЛАСНЫХ, а соединительная Гласная Е ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ МЯГКИХ, ШИПЯЩИХ И Ц

Водопад, лесоруб, газопровод (ударение на 2-й корень), общежитие, атомоход, пулемёт, садовод, путешествие

Фиксируют свой выбор на контрольном листочке:

применять знания и умения по фонетике, морфемике и словообразованию

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности

опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания

Сравните свой уровень понимания изученной темы в контрольной карточке

У кого уровень знаний стал выше?

У кого не получилось прироста?

Какие рекомендации для улучшения вы выберете из предложенного списка на вашем контрольном листочке?

Сравнивают свои результаты в начале урока и в конце. Фиксируют изменения.

Выбирают из предложенных утверждений подходящие для себя фразы и отмечают их на листочке

Что необходимо мне сделать, чтобы результат улучшился:

Ещё раз прочитать правило в учебнике и потренироваться в составлении и написании сложных слов

Я понимаю правило, но нужно ещё потренироваться в составлении и написании сложных слов

Я понимаю правило, нахожу и обозначаю орфограмму. Могу выполнить задания повышенного уровня

Сигнальные карточки в соответствии с цветограммой

Контрольный листок достижений

Цели для учащихся:

- самооценка результатов деятельности;

- осознание метода построения, границ применения нового знания.

Обучающиеся заполняют лист достижений. Обсуждают полученные результаты.

Выбирают домашнее задание по своему уровню

- применение приемов самоконтроля при решении учебных задач

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта

Приложение 1.

Карточки с домашним заданием

Как нужно действовать, чтобы правильно выбрать соединительную букву о или е в сложных словах.

1. Читаю (произношу) слово.

2. Убеждаюсь, что оно сложное: нахожу корни и устно подбираю к каждому однокоренные слова.

3. Если слово сложное, смотрю, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать о , если на мягкий,

на шипящий или ц – е .

4. Записываю слово.

5. Проверяю написание: выделяю корни, подчёркиваю орфограмму-букву.

1. Пчеловод, землекоп, самосвал, лесоруб, свинопас, водолаз, водонос, медовар, сталевар, верхолаз, скалолаз, скороход, броненосец, мореход.

Спиши сложные слова, выдели корни, подчеркни соединительные буквы. Какие орфограммы есть в конце этих слов? Подчеркни эти орфограммы.

2. По лексическому значению определи сложные слова. Запиши их и выдели орфограмму:

1) Аппарат, который сам летает по воздуху, – это . .

2) Поток воды, который падает с большой высоты, – это . .

3) Человек, который пашет землю, – это . .

4) Разновидность мышей, которые роют землю, называется . .

5) Военный корабль с ракетами на борту – это . .

6) Военный корабль, закованный в броню, – это .

7) Одежда, которая греет тело, называется . .

8) Жилет, который защищает тело солдата от пуль, как броня, – это . .

9) Кастрюля, которая быстро варит, – это . .

3. Составь сложные слова из ”рассыпанных“ корней. Запиши. Выдели корни. Подчеркни соединительные буквы и условия орфограммы

Рыб, ход, птиц, нос, лов, вар, утк, сам, лёд, гол, кол, снег, вал, сен.

Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни, подчеркни соединительные буквы.

Снеговик, снегопад, землекоп, земляника, островок, остроумный, паровоз, парник, теплоход, тепловой.

Напиши, как ты назовёшь человека, у которого

добрая душа острый ум великая душа ясные глаза мягкое сердце тёмные волосы

Запиши так: Человек (какой?) . .

Прочитай фамилии. Как ты думаешь, это сложные слова? Докажи. Какие части ты выделишь в словах, чтобы это доказать?

Боголюбов, Водовозов, Мокроусов, Скороходова, Добронравов, Миловидова, Милосердов, Миролюбова, Долгоносов, Краснощёкова, Белоусова.

Подбери имя к каждой фамилии. Запиши фамилии по алфавиту. Выдели корни в сложных словах. Подчеркни соединительную букву.


2. Ты любишь читать сказки? Тогда это задание для тебя. Объясни, почему некоторых сказочных героев так зовут:

Синеглазка, Златовласка, Белоснежка, Черномор, Людоед

3. Перепишите эти слова в таком порядке: сначала простые, с одним корнем, а потом сложные, с двумя корнями.

Злоупотребление, непроизвольный, невосприимчивый, жертвоприношение, тысячелетие, малоподвижность, взаимоотношения, самочувствие, целеустремленность, взаимопонимание, расположение, малознакомый, законопослушный.

Посмотрите, какие из этих слов кажутся вам трудными. Сделайте все, чтобы их запомнить. Через некоторое время напишите эти слова как словарный диктант.

Что необходимо мне сделать, чтобы результат улучшился:

Ещё раз прочитать правило в учебнике и потренироваться в составлении и написании сложных слов

Я понимаю правило, но нужно ещё потренироваться в составлении и написании сложных слов

Я понимаю правило, нахожу и обозначаю орфограмму. Могу выполнить задания повышенного уровня

Уровень 1. Задание на листе со стрелочкой

Уровень 2. Задание на листе со звёздочкой

Уровень 3. Задание на листе с солнышком

Что необходимо мне сделать, чтобы результат улучшился:

Ещё раз прочитать правило в учебнике и потренироваться в составлении и написании сложных слов

Я понимаю правило, но нужно ещё потренироваться в составлении и написании сложных слов

Я понимаю правило, нахожу и обозначаю орфограмму. Могу выполнить задания повышенного уровня

Уровень 1. Задание на листе со стрелочкой

Уровень 2. Задание на листе со звёздочкой

Уровень 3. Задание на листе с солнышком

Что необходимо мне сделать, чтобы результат улучшился:

Ещё раз прочитать правило в учебнике и потренироваться в составлении и написании сложных слов

Я понимаю правило, но нужно ещё потренироваться в составлении и написании сложных слов

Я понимаю правило, нахожу и обозначаю орфограмму. Могу выполнить задания повышенного уровня

Уровень 1. Задание на листе со стрелочкой

Уровень 2. Задание на листе со звёздочкой

Уровень 3. Задание на листе с солнышком

Урок русского языка в __6__ классе

Планируемые образовательные результаты
Личностные:

- создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;

- развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;

- формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;

- расширение словарного запаса
Метапредметные:

- развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

- составлять связное высказывание по опорной схеме

Предметные результаты 6 класс

Выпускник научится:

• адекватно понимать , интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение)

• опознавать самостоятельные части речи и их формы

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов •

соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи

• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания

• использовать орфографические словари

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления

• опознавать различные выразительные средства языка

• писать доверенности и другие жанры

• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности

• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта

• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

- формирование умений правильно писать соединительные гласные –о- и –е- в сложных словах, используя опорную карточку.

- создание опорной карточки для правила.

1. Условия выбора соединительных о и е в сложных словах.

2. Род сложносокращённых слов.

4. Произношение аббревиатур.

Сложение – способ образования новых слов сложением двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

Сложные слова – слова, состоящие из двух и более корней: новостройка, водоканал.

Соединительные гласные – это соединительные морфемы для образования сложных слов: мореплаватель, лесозаготовки.

Аббревиатура – сложносокращённое слово: БелАЗ, завхоз, СОШ.

Звуковая аббревиатура – аббревиатура, которая произносится как слово: МИД [м҆ит].

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 19 – 23; 191 с.

Дополнительная литература:

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2019

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2019

4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019

5. Бондаренко М. А. Русский язык. 6 класс. Методические рекомендации и поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2019

6. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2016

7. Львова С. И. Практикум по русскому языку. 6 класс. – М.: Просвещение, 2010

8. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс. – М: Просвещение, 2019

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сложными называются слова, состоящие из двух (реже трёх) корней. Они образуются из основ исходных слов, например: снег, кос → снегокос; пар, возить → паровоз. Или из целых слов, например: диван, кровать → диван-кровать.

Чаще всего при образовании сложных слов используют соединительные гласные о и е.

Соединительные гласные могут и отсутствовать, как, например, в слове пластмасса.

Рассмотрим примеры сложных слов верхолаз, пешеход, птицелов.

Почему в одних случаях используется для соединения буква о, а в других – буква е? Какая соединительная гласная используется после твёрдых согласных? Какая после мягких согласных, шипящих и ц?

В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная е.

Образуем сложные слова с применением правила.

От слов вода и падать образуется слово водопад. Первая часть вод- оканчивается на твёрдый согласный, значит, нужно использовать соединительную гласную о.

От слов каша, варить образуется слово кашевар, в котором после шипящей пишется соединительная гласная е.

Прочитайте примеры: лесоруб, газопровод, пулемёт, птицелов, путешественник, атомоход, бурелом.

Сложносокращённые слова могут образоваться из начальных букв каждого слова: МГУ – Московский государственный университет. В этом случае нужно правильно произнести каждую букву: [эмгэу].

Сложносокращённые слова могут образоваться из начальных звуков каждого слова: СМУ – строительное монтажное управление. Произносим как одно слово: [сму].

Сложносокращённые слова могут образоваться из сочетания начальных букв и звуков: ЦСКА – Центральный спортивный клуб армии. Сначала произносятся буквы, а потом звуки: [цээска].

Сложносокращённые слова могут образоваться из начальных частей слов и начальных звуков: КамАЗ – Камский автомобилестроительный завод. Произносим как одно слово: [камас].

Как определить род сложносокращённого слова? Как правильно сказать: МХАТ выехал, выехала или выехало на гастроли за рубеж? Для выбора правильной формы глагола необходимо расшифровать аббревиатуру и найти в ней главное слово: МХАТ – Московский художественный академический театр. Главное слово – театр, оно мужского рода. Следовательно, аббревиатура МХАТ – мужского рода. Правильно сказать: МХАТ выехал на гастроли за рубеж.

Потренируемся в расшифровке аббревиатур и определении ключевых слов.

ТЮЗ – Театр юного зрителя.

НЛО – неопознанный летающий объект.

КПД – коэффициент полезного действия.

Прилагательные и глаголы необходимо согласовывать с аббревиатурами, ориентируясь на род ключевого слова. ТЮЗ показал новый спектакль. ГЭС начала вырабатывать электрическую энергию. НЛО был замечен во время бури. Высокий КПД.

Есть особенность в определении рода некоторых аббревиатур: если они оканчиваются на согласный, то могут относиться к существительным мужского рода. Такими являются слова вуз, МИД, ЗАГС. Правильно говорить: технический вуз, МИД сделал заявление, открылся новый ЗАГС. Такие аббревиатуры называются звуковыми.

Трудные случаи определения рода сложносокращённых слов

по фонетическому облику (нулевое окончание, как у сущ. м. рода 2 скл.), звучит [м҆ит].

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФИО (полностью)

Шуакбаева Акгуль Нурбековна

Место работы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 7 им. М. К. Янгеля

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Класс

Тема и номер урока в теме

Соединительные О и Е в сложных словах (Урок №1)

Базовый учебник

Русский язык, 6 класс /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова др.; науч. ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2017.

Цель урока: познакомить обучающихся с новой темой, со способами образования сложных слов, и условиями выбора соединительных гласных О и Е.

- образовательные: повторить способы образования слов в русском языке на примере гласных о и е.

- воспитательные: способствовать воспитанию у обучающихся чувства позитивной оценки и самооценки.

- развивающие: развивать речь обучающихся, используя тексты из художественной литературы.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков. Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная, работа в парах, элементы исследовательской деятельности.

Необходимое техническое оборудование: оценочный лист, карточки для самостоятельной работы по новой теме, учебник, ноутбук и музыкальная запись.

Структура и ход урока

I . Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Я надеюсь, что вы будете стараться работать хорошо, активно, творчески и не подведете меня.

У вас на партах лежат смайлики, они вам тоже будут улыбаться, и помогать поддерживать хорошее настроение на уроке.

Возьмите смайлики в руку и поднимите вверх. Пусть на уроке вам сопутствует успех!

Запишите число, классная работа. А для темы оставьте пустую строчку.

II . Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

1. Фронтальный опрос – приставки пре и при.

2. Подготовка к восприятию темы.

1)Отгадать загадки и запишите отгадки в тетрадь. Выделите корни.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что такое? (САМОЛЁТ)

Он с хвостом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор. (ПЫЛЕСОС)

По волнам плывёт отважно,

Лишь гудит машина важно,

Что такое? (ПАРОХОД)

Каждый день выходит утром

В повседневный свой поход.

Знать все правила обязан

Действие учителя: учитель задает вопросы исследовательского характера:

- Чем похожи эти слова? (Это сложные слова, состоящие из двух корней)

- На какие две группы их можно разделить? (Слова с соединительной о и слова с соединительной е)
- Предположите, как могут называться такие слова?

III . Изучение нового материала

Учитель задает вопросы исследовательского характера:

1.Какова же тема нашего урока? (Соединительные о и е сложных словах)

2. А теперь, опираясь на тему урока, сформулируем его цели.

(Научиться распознавать сложные слова, познакомиться с условиями выбора соединительных гласных в сложных словах.)

(Дети совместно с педагогом формулируют цель урока.
Дети и педагог выяснили, какие слова называются сложными, узнали, что при образовании сложных слов участвуют две соединительные гласные О и Е. Остаётся выяснить, когда же пишется О, а когда Е).

- Чтобы правильно выбрать соединительную гласную, нужно знать правило. Обратимся к учебнику и найдём ответ на наш вопрос.

2. Обращение к теоретическому материалу § 41.

Учитель предлагает прочитать правило в учебнике (стр. 70 -71, орфограмма №30) о написании соединительных гласных О и Е при сложении основ, и соотнесем правильно ли мы сделали вывод:

Если первая основа сложения оканчивается на твёрдый согласный, то пишется соединительная гласная о. (Пивовар, пароход)

Если же первая основа сложения оканчивается на мягкий согласный, шипящий и ц, будем писать соединительную гласную е. (Пешеход, мореплаватель, птицефабрика)

(На интерактивной доске представлена историческая справка)

Историческая справка: появление е после твёрдых шипящих и ц исторически оправдано: шипящие ж, ш и ц были в древнерусском языке мягкими и отвердели лишь в XIV – XV в., когда употребление О//Е было уже прочной традицией.

Слова с соединительными гласными о – е – это существительные, прилагательные (кровеносный, камнерезный), среди глаголов способа сложения не наблюдается. В фонетическом отношении для соединительных гласных о – е характерна безударность. В сложных словах ударение наблюдается на корневых морфемах: водопровод, нефтепровод, морозоустойчивый, машиностроение).

Учитель говорит и показывает учащимся упражнения.

(Упражнения выполняются при условии мысленного и эмоционального настроя на формирование

Быстро встали, улыбнулись. Выше – выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

V . Первичное з акрепление

Работа по учебнику Упр. 215 - письменное выполнение на доске и в тетрадях.

Выполним упр. 215 коллективно.

VI . 1). Самостоятельная работа по карточкам

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок по русскому языку "Соединительные О и Е в сложных словах"

Знать : об образовании сложных слов от основ с помощью соединительных гласных О и Е.

Уметь : верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах.

I. Лексико-орфографическая работа.

Исследователь, обозреватель, летчик-испытатель.

II. Попутное повторение.

Устный словарный диктант с использованием сигнальных карточек.

Задание: Е И

III. Объяснение новой темы.

– Какие слова называются сложными?

– Как образуются сложные слова?

вода, лазить —> водолаз
море, плавать —> мореплаватель
мышь, ловить —> мышелов

Это сложные слова. При образовании сложных слов используются соединительные гласные О и Е, а также И (семилетка). Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: Ивангород. (слайд 6)

Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твердых согласных, какая – после мягких согласных, шипящих и ц ? (слайд 7)

(Вывод делают сами учащиеся).

V. Чтение словарной статьи.

VI. Контроль за пониманием темы.

1. Творческая работа. (слайд 10)

Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).

люди одной фамилии

тот, кто ходит пешком

2. Работа с учебником. (слайд 11)

3. Творческая работа по рисункам.

Задание: соединить слова, расположенные в правом столбике, с названиями предметов в левого столбика.

4. Попутное повторение. (слайд 3)

Задание: к данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.

Ленивый ученик – добросовестный.

Серьезный юноша – легкомысленный.

Однообразное движение – многообразное.

Враждебное отношение – доброжелательное.

VII. Закрепление.

1. На экране: (слайд 13)

К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

Задание: угадайте и запишите слово по толкованию его лексического значения.

Машина, которая очищает хлопок; завод, где строят корабли; бумага, чувствительная к свету; здание, построенное из железа и бетона; машина, которая очищает дорогу от снега.

3. Работа с учебником.

4. Кроссворд . (слайд 18)

(Каждый ученик получает каточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).

Специалист по разведению садов.

Локомотив с паровым двигателем.

Канал для выхода дыма из трубы.

Руссккая народная игра-пляска.

Лес, поваленный бурей.

Бесплановое, стихийное совершения дела, работы.

VIII. Подведение итогов.

Домашнее задание: с. 71. упражнение 169.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 665 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.11.2015 2011
  • DOCX 21.3 кбайт
  • 3 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Зуева Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: