Конспект урока знакомство со штриховкой

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Знакомство со штриховкой

Пропись № 1, с. 6-7

Цель : знакомство со штриховкой сверху вниз и снизу вверх, при этом обратить внимание на наклон штриха, на расстояние между линиями.

( вспомнить правила: Как правильно сидеть, как правильно держать ручку)

2. Работа в прописи.

( образец и элементы (в дальнейшем буквы), написанные серым цветом для обведения; 2) элементы (буквы) серого цвета, но написанные не полностью, а штрихами, показывающими начало и конец элемента; 3) свободная часть строки для самостоятельного письма)..

(обращаешься, нужно полностью называть людей - ребята, Маша, Саша, Таня, Лена.)

Тренировка осуществляется сначала на вагончиках, которые частично заштрихованы (дети обводят, а потом штрихуют самостоятельно). После этого они возвращаются к роботу и в соответствии с формой деталей его одежды выбирают для неё вид штриховки и штрихуют.

4. Обратившись к с. 7, дети вспоминают устройство рабочей
строки и назначение голубой стрелки. Затем предполдагают,
зачем они знакомились с разными видами штриховки. Ответить на
этот вопрос поможет содержание следующих двух строк прописи,
на которых написаны прямые наклонные: длинные и короткие (для
детей - штрихи). Для мотивации обучения штриховке можно
вернуться к с. 3, 4 прописи, где написаны слова, и в них найти
прямые наклонные, которые встречаются довольно часто.

Перед тренировкой в написании прямых наклонных (длинных и коротких) при помощи голубой стрелки уточняется, что они пишутся сверху вниз; длинная начинается на второй линии-помощнице, а короткая - на первой. Также выясняется, где следует начинать прямую наклонную длинную. Делается вывод: при письме длинной наклонной линии отступ от начала строки должен быть больше, чем при письме короткой наклонной, иначе при письме эта наклонная прямая выйдет за рабочую строку.

Геометрические фигуры предназначены для обведения по контуру. На свободные строки учащиеся внесут те виды штриховки, которые соответствуют формам фигур, после чего заштрихуют и сами фигуры. Понятно, что главное при штриховке -правильное направление движения и соблюдение расстояния между штрихами.

Работа с узорами, (обратить внимание на наклон прямых во втором из них, что поможет в дальнейшем лучше понять секрет наклонного письма.

- рассказать дома о видах штриховки и объяснить, зачем учились штриховать.

Своё настроение в конце урока, отношение к уроку первоклассники показывают, отмечая, выбранную схему.

Цель: Формирование навыка координации движения руки при письме.

1) Формирование привычки принимать рациональное положение тела при письме;

2) Формирование правильной осанки и навыков посадки, тренировки руки в работе с карандашами;

3) Формирование навыка удерживать карандаш в правой руке без напряжения при выполнении линий;

4) Формирование наносить линии в одном направлении, соблюдая основы правил непрерывного письма;

5) Совершенствовать графические умения и навыки при письме через штриховку в разных направлениях;

6) Продолжать учить составлять фигуру из счетных палочек, закреплять навык ориентировки на листе бумаги;

7) Совершенствовать навыки обведения по контуру штриховки в соответствии с образцом (вертикальные, горизонтальные, наклонные линии);

8) Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие:

9) Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование: рабочие тетради, набор счетных палочек, простые карандаши, набор карандашей, изображение бабочки, схема изображения бабочки, геометрические фигуры.

Ход занятия

Введение в игровую ситуацию

Воспитатель: Ребята, сегодня приглашаю в приключение в страну, которая называется Страна Письма, но сначала мы с вами подготовимся к путешествию и для этого сделаем разминку.

Встали, выравнивали спинки

Вправо – влево наклонились

И еще раз повторили (наклоны в стороны)

Приседаем мы по счету

Раз, два, три, четыре, пять.

Эта нужная работа-

Мышцы ног тренировать (приседание)

А теперь рывки руками

Выполняем вместе с вами.

(рывки руками перед грудью).

- Ребята, а теперь подойдите к своим стульчикам и встаньте сзади стула, держите спину прямо, покажите правую руку, вытяните ее вперед, а теперь положите ее на правое плечо. Снова вытяните правую руку, положите на правое плечо. А теперь покажите левую руку, вытяните ее вперед, а теперь положите на левое плечо. Умницы. Тихо садитесь за стол.

I организационный момент.

- Ребята, сегодня к нам на занятия придет гостья. А кто, догадайтесь сами, послушав загадку. (Отгадывание загадки)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотела

Он вспорхнул и улетел (бабочка)

Гостьей на занятии сегодня будет бабочка. (на доске из геометрических фигур выложена)

- Назовите геометрические фигуры, из которых выложена бабочка. (дети называют геометрические фигуры)

Воспитатель разбирает бабочку, выкладывает геометрические фигуры в ряд.

- Посмотрите на геометрические фигуры, что необычного вы заметили? (фигуры в ряд повторяются)

-Вам нужно продолжить ряд самостоятельно в рабочих тетрадях.

Но сначала, ребята, пусть наши пальчики поздороваются друг с другом.

(упражнение выполняется сначала одной рукой, а потом второй, потом – двумя одновременно)

- Как дела, мизинец.

Тренировка руки в работе с карандашом.

- Ребята, сейчас мы поиграем с нашим другом – карандашом.

Ф) возьмите карандаш, зажмите его между ладонями и потрите (дети перекатывают карандаш между двумя ладонями)

- Послушайте, как он шумит. Молодцы.

Б) Возьмите карандаш, покрутите двумя пальцами, тремя пальцами.

-Поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки, покрутите его вперед и назад. Положите карандаш, опустите руки, встряхните ими.

-Выкладываем бабочки по образцу из палочек. На доске образец рисунка бабочки. Дети рассматривают рисунок и самостоятельно выкладывают его на столе из палочек.

- Пальцы мы разогрели и подготовили к письму. Но сначала мы вспомним, как нужно сидеть при работе с тетрадью

Дети: Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас друзья не скрою

Карандаш вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь

За работу я берусь.

(Дети выполняют работу в тетрадях)

2 Упражнение: продолжи ряд из геометрических фигур.

Вы, наверное, устали

Но тогда все дружно встали.

И на место все уселись

Глазки вместе закрываем

Дружно до пяти считаем.

И работу продолжаем.

3 Упражнение. Штриховка крыльев бабочки в разных направлениях по образцу.

Вверху – горизонтальные линии

Внизу – вертикальные линии

В середине – наклонные - в одну сторону и в другую (решетка)

Ребята, еще раз обратите внимание на свою посадку.

Парта – это не кровать

И нельзя на ней лежать

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

-Куда должен смотреть кончик карандаша (на правое плечо).Умницы.

-Сейчас мы будем обводить простым карандашом бабочку. Обводить нужно не отрывая карандаш от бумаги. Горизонтальные линии штрихуем слева направо. Вертикальные линии штрихуем сверху вниз.

Слуховой графический диктант.

От точки 2 клеточки вправо, 2 вверх, 1 влево, 2 вверх, 7 вправо, 1 вверх, 4 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх.

-Отдохнули, продолжаем наше путешествие по стране клеток.

-Чтобы их нарисовать, нужно соединить верхний и нижний углы клеток между собой. Будьте внимательны. Высота у линий разная, клеточки помогут вам не ошибиться.

Работа с клетками. Рисование диагональных линий разной высоты. (травка)

Итог занятия.

-Ребята, подойдите все ко мне. Давайте оценим вашу работу – найдем самую красивую бабочку, самый красивый забор. Почему вы так думаете (линии прямые, ровные, одинаковые)

-Вы сегодня на занятии очень усердно старались, занимались. Молодцы! Бабочка вам желает всего наилучшего, дальнейших успехов на занятиях.

Конспект занятия по подготовке руки к письму в старшей группе. Рисование спиралевидных линий Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке руки к письму в старшей группе Подготовила: Чуксина Эльвира Генннадьевна.

Рекомендации по подготовке руки ребенка к письму Ну вот и наступила школьная пора: звонки, уроки, перемены, домашние задания. Особенно важная пора для первоклассников. Работая в детском.

Упражнения для дошкольников по подготовке руки к письму Упражнения для дошкольников по подготовке руки к письму Всем детям, поступившим в школу, приходится писать. И не у всех, к сожалению, это.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: учить выполнять штриховку в разных направлениях, закреплять навыки различных видов штриховки; развивать мелкую моторику рук в процессе овладения техникой штриховки пространственную ориентировку на листе бумаги, познавательные процессы (мышление); воспитывать уважение к труду, аккуратность.

Ход занятия:

I Организация класса

Мы ладошками коснулись и друг другу улыбнулись

Ты мой друг и я твой друг как прекрасен мирвокруг

Пальчиковая гимнастика

Есть у меня работники,

Во всём помочь охотники.

Живут не за горою-

И день, и ночь со мною

Целый десяток Верных ребяток.

сильное растирание ладошек до появления ощущения тепла,

сжимание пальцев в кулачки, разжимание, выполнение упражнения обеими руками и поочередно.

Сегодня мы закрепим умение выполнять штриховку в разных направлениях

III Основная часть

Отгадайте загадку и вы узнаете, какую одежду носили раньше

Загадка: В одну дверь вошёл, в три вышел.

Думал, что вышел, а оказалось, что только вошёл. (Рубашка)

Демонстрация учащимся русской рубашки, объяснение смысла загадки.

Посмотрите на эти две рубашки и скажите, чем они отличаются? (3 различия). А теперь скажите, чем они похожи. (2 признака)


V Физмииутка

Упражнения для снятия усталости глаз (2-3 вида).

Штриховка предметов Слайды

Выполнение штриховок в разных направлениях. Обратить внимание на то, чтобы дети не поворачивали лист во время выполнения работы.

На доске дается образец выполнения штриховки.


VI Подведение итогов

Кому было интересно на занятии? Что тебе особенно понравилось делать?

Что ты научился делать своими руками? Можно ли назвать твои ручки умелыми?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы.

Методическая разработка, пособие и т.д. может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенство преподавателя или мастера производственного обучения.

Министерство культуры Республики Татарстан

Отдел культуры исполнительного комитета

План-конспект открытого урока

Автор: Хабиров Рустем Насимович

преподаватель I квалификационной категории

Бугульма 2020

Методическая разработка открытого урока – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы.

Методическая разработка, пособие и т.д. может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенство преподавателя или мастера производственного обучения.

План-конспект открытого урока

Блок 1. Штрих и линия.

Тема 1.2. Штрих и его изобразительные возможности. Типы штрихов.

Вид занятий: теоретическое и практическое занятие.

Тема урока: Штрих и его изобразительные возможности. Типы штрихов.

(Тема первого полугодия - 2).

Цель: познакомить учащихся с элементарными основами рисунка (характером линий, штрихом); учить рисовать прямые и кривые линии, делить отрезок на равные части; развивать технику работы карандашом, глазомер; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

- образовательные: учить основным видам штриховки в графике и изображении;

- развивающие: развивать навыки работы с художественными материалами, совершенствовать навыки применения штриховки в создании художественного образа, развивать способность к творческому самовыражению;

- воспитательные: воспитывать интерес к графике и рисунку в целом, воспитание дисциплинированности, ответственности, усидчивости и стремления довести работу до логического конца.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока:

а) для преподавателя: наглядные пособия, для демонстрации - лист бумаги формата А3, карандаши разной мягкости и твердости;

б) для обучающихся: простые карандаши разной твердости и мягкости, бумага формата А3, ластик, салфетки.

1.Организационный момент (1 мин.)

2.Изложение нового материала (10 мин.)

3.Закрепление учебного материала (2 мин.)

4.Инструктаж последовательности работы (1 мин.)

5.Практическая работа (10мин.)

6. Физминутка (упражнения для глаз, для рук) (1 мин.)

7. Продолжение практической работы. (10 мин.)

8. Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)

Этапы урока:

Время: 3 академических часа.

- На первом этапе изучаем историю и теоретическую составляющую темы;

- На втором этапе – выполнение упражнений компоновка на формат А3;

- На третьем этапе – работа над штриховыми упражнениями выполнение штриховки

- На четвертом этапе – завершение упражнений, просмотр.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи: история искусства, рисунок.

Технологии: технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения.

Организация учебного пространства: пространство класса делится на зоны для теоретической и практической работы.

1.Организационный момент (1 мин.)

2. Изложение нового материала (10 мин.)

П.: Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства и живописи, скульптуры, графики. Поэтому отсутствие рисовальных умений будет тормозом в осуществлении ваших творческих задумок. В рисунке художники делают наброски и зарисовки с натуры, собирая материал для будущих картин и скульптур. В рисунке выполняются эскизы – композиции картин, скульптурных групп, архитекторы рисуют фасады и интерьеры проектируемых ими зданий. И все-таки, помимо перечисленных выше функций, рисунок занимает важнейшее место как вполне самостоятельный род графического искусства. В крупнейших музеях мира бережно сохраняются как быстрые наброски, так и тщательно проработанные рисунки великих мастеров.

Посмотрим на рисунки некоторых выдающихся живописцев: В. А. Серова, И. Е. Репина и других.

В.А. Серова увлекала выразительность чистой и гибкой линии, проводимой карандашом на белом листе бумаги. Иногда он сочетал сплошную, легко текущую линию с энергичной штриховкой. В карандашном портрете балерины Т. П. Карсавиной (1909 г.) певучая линия, то скользя легко и беспрерывно, то прерываясь и исчезая, обрисовывает изящную фигуру артистки. Два-три штриха дают намек на легкое платье, облегающее гибкий стан. Свободно ложащиеся в разных направлениях то прямые параллельные, то закручивающиеся штрихи воссоздают прическу. По контрасту с пышной прической особенно нежным и чистым рисуется профиль женского лица, очерченный тонкой линией. И только легкая растушевка кладет тень на переносицу и на опущенное веко с бахромой ресниц, делающее грустно-задумчивым выражение лица. Этих немногих художественных средств оказалось достаточно, чтобы создать женственно-мягкий, поэтический образ балерины с ее профессиональной грациозной элегантностью и изяществом. В рисунке В. А. Серова много воздуха, света, каждый штрих осмыслен и на своем месте, линия, проведенная и едва касаемым бумаги карандашом, и с сильным нажимом, всегда уверенна и изящна.

И.Е. Репин рисовал много и увлеченно. Как в живописи, так и в рисунке художник любил изображать человека. В рисунках художник охватывал неповторимость и конкретность рисуемой натуры. И, как бы повинуясь этой натуре, его рука направляла карандаш. Поэтому так разнообразны репинские приемы рисунка.

Л. Н. Толстой запечатлен в домашней обстановке. Он не замечает художника, весь ушел в работу. Мы отчетливо ощущаем огромное напряжение мысли – писатель вдохновенно творит на наших глазах. Репин использует различные приемы рисунка. Короткие, как бы порывисто разбегающиеся штрихи выявляют форму широкой блузы. Совсем мелкие, легкие и беспорядочные штрихи очерчивает руки писателя. Длинные, энергичные штрихи, положенные разнообразно и свободно, то плотные и яркие, то легкие и светлые, воссоздают мебель, интерьер.

Рассмотрим, какие же линии и штрихи могут выражать настроение и эмоции, пересекать пространство.

Штрих – это относительно короткие линии, с помощью которых в рисунке подчеркивают характер формы. На рисунках выдающихся мастеров мы видели, как штрихами передают форму лица, пышность кудрявой шевелюры и т. д.

Выразительность штриха зависит от мастерства рисовальщика. Техника штриха, особенно штрихов по форме, играет особую роль в выявлении поверхностей предмета, его конструкции, объема.

Линия – наиболее часто применяемое в рисунке изобразительное средство. По характеру линии бывают прямые и кривые; по размеру – длинные и короткие; тонкие и толстые; по направлению – горизонтальные, вертикальные и наклонные.

Горизонтальная линия вызывает чувство покоя; вертикальная – передает стремление вверх; наклонная – неустойчивость, падение; ломаная – переменное движение; волнообразная линия – равномерное движение, качание; спиральная линия – вращение.

А какая из представленных линий выражает активное настроение; пассивное; равнодушное; решительное?

Вот так с помощью линий мы можем передать свои эмоции.

3.Закрепление учебного материала (2 мин.)

П.: Ребята, какие основные определения сегодняшнего занятия вы запомнили? (отвечают обучающиеся)

П.: Какая из представленных работ вам понравилась больше? Конкретизируйте свой ответ.

4.Инструктаж последовательности работы (1 мин.)

Демонстрация – преподаватель, садится за мольберт и наглядно демонстрирует этапы работы над штриховыми упражнениями.

5. Практическая работа (10 мин.)

З а д а н и е 1. Провести линии в различных направлениях с нажимом на карандаш далее повторить данное действие используя карандаши разной твердости и мягкости.

З а д а н и е 2. Выполнить деление отрезка на равные части (без линейки).

З а д а н и е 3. Выполнить различные виды штриховки

6. Физминутка (1 мин.)

П.: Перед началом работы в цвете предлагаю вам отдохнуть и выполнить зарядку для глаз. Упражнения для глаз и рук. Проводится после выполнения детьми линейного наброска декоративного натюрморта.

7. Продолжение практической работы (10 мин).

П.: Те ребята, которые закончили штриховые упражнения, могут показать их мне, для уточнений и выявление имеющихся ошибок.

- проверка организации учащимися рабочего места;

- наблюдение за правильностью выполнения приёмов работы;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- контроль над объёмом и качеством выполненной работы.

8.Рефлексия. Подведение итогов (5 мин)

«Рисовать – значит соображать, – утверждал П. П. Чистяков. – И не только соображать, но и изучать мир посредством рисования, постигая и совершенствуя свое мастерство. Сегодня вы сделали первый, но очень важный шажок по этой нелегкой, но интересной дороге. Пусть не все так красиво и ровно получилось у вас. Тренируйте свою руку, свой глазомер – и результат обязательно будет

Оценка каждой из работ проводится самими преподавателем по 10-и бальной шкале. Итог и обобщение проводит преподаватель. Критерии оценки:

- грамотное композиционное решение;

- верное тональное решение;

- правильность наложение штриховки разных видов.

П.: Вы хорошо сегодня потрудились. А теперь запишем домашнее задание: выполнение гор в тоне с помощью штриховки А4 материал (простые карандаши разной твердости и мягкости). Спасибо вам за занятие. Мне понравилось, как вы отвечали, как работали.

Читайте также: