Конспект урока по математике 4 класс порядок действий в числовых выражениях сложение и вычитание

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

4 класс Математика Урок № 2

Тема: Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание

Цели: актуализировать знания об основных арифметических действиях (сложение,
вычитание, умножение, деление), о связи между компонентами и результатами
этих действий; повторить правила порядка выполнения действий в выражениях;
совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: Учащиеся научаться читать и записывать трёхзначные числа; находить значения выражений в несколько действий; находить несколько способов решения задач; анализировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать результаты своей работы и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

I. Организационный момент

II . Актуализация знаний

1. Логические задачи

1. Полный бидон с молоком весит 34 кг, бидон заполненный наполовину, весит 18 кг. Сколько весит пустой бидон?

Решение:
1) 34 – 18 = 16 (кг) – весит половина молока;
2) 18 – 16 = 2 (кг).
Ответ: пустой бидон весит 2 кг.

2. Боря начертил два треугольника. Для обозначения вершин треугольников ему понадобилось только пять букв. Как такое может быть?
Ответ: Боря начертил треугольники, которые имели общую вершину.

2. Индивидуальная работа у доски

- Запишите числа цифрами.

Пятьсот пять, триста восемьдесят, шестьсот двадцать семь, девятьсот семьдесят, триста, девятьсот семь.

- Уменьши каждое число на 7, запишите ниже.

560 - 60 760 - 600 950 - 1 769 + 10
462 + 48 600 - 35 788 - 89 652 - 37

3. Выполнения задания в тетради


4. Устный счёт

- Сосчитайте от 379 до 402, от 788 до 800, от 505 до 494, от 1000 до 989.

- Прочитайте числа.
342, 402, 360, 900, 540.

- Сколько сотен, десятков, единиц в каждом числе?

- Сколько всего сотен в числах: 342, 402, 360, 900 и 540?

- Сколько всего десятков в числах: 342, 402, 360, 900 и 540?

- Прочитайте числа в порядке возрастания.

- Какое число может быть лишним? Почему?

III . Самоопределение к деятельности

- Какие действия вы выполняли при решении примеров? (Ответ: сложение и вычитание.)

- Какими знаками они обозначаются?

- Назовите знаки действий, которые использованы в следующих выражениях.

200 : 5 - 4 × 2
(200 : 5 - 4) × 2
200 : (5 - 4) × 2

Три ученика выходят к доске и решают примеры.

200 : 5 - 4 × 2 = 32
(200 : 5 - 4) × 2 = 72
200 : (5 - 4) × 2 = 400

- Сравните примеры. Чем они похожи?

- Сформулируйте задачи урока.

IV . Работа по теме урока

Работа по учебнику

- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 6.

- Что такое числовое выражение?

- Какие правила порядка выполнения действий вы знаете?

- Как выполняются действия, если скобок несколько пар?

№ 11 (с. 6).

(Фронтальная работа.)

№ 12 (с. 6).

Первый столбик – коллективно, с подробным объяснением и записью на доске. Проверка, самооценка.

№ 13 (с. 6).

- Кто понял, как её решать? Запишите решение задачи выражением.

Проверка. Самооценка.

Ответ: у Нины было 90 рублей.

№ 14 (с. 6).

- Что нужно знать, чтобы сказать, сколько мест в 7 вагонах?

- Как узнать, сколько мест в одном вагоне?

- Запишите решение задачи выражением.

Один ученик работает на доске. Проверка. Самооценка.

№ 18 (с. 7).

Устное выполнение

- Объясните, что обозначают выражения.

Для учащихся, которые затрудняются объяснить, что обозначают выражения, необходимо составить таблицу.

- как устанавливается порядок действий в выражениях со скобками и без?

Глоссарий по теме:

Умножение чисел – математическая операция, в результате которой находят сумму одинаковых слагаемых.

Деление чисел – математическая операция обратная умножению.

Числовое выражение – числа, соединенные знаками арифметических действий для выполнения вычисления.

Значение выражения –число, которое получается после выполнения всех действий.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 7-9

2. Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.1/ В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М. Вентана-Граф, 2016. – с. 13-15

3. Математика: 4 класс/ Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких О. – М.; БАЛАСС, 2008. – с. 11-12

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Существуют следующие правила порядка действий в числовых выражениях.

Правило 1. Если числовое выражение содержит только сложение и вычитание, или только умножение и деление, то действия выполняются по порядку.


Правило 2.Если числовое выражение содержит не только сложение и вычитание, но и умножение и деление, то сначала выполняются по порядку (слева направо) действия умножение и деление, а потом – сложение и вычитание (слева направо).

Правило 3.Если числовое выражение содержит одну пару или несколько пар скобок, то сначала находят значение выражения в скобках, а затем выполняют действия по правилам 1 и 2.

Подробный конспект урока математики в 4 классе к учебнику Моро идр.

ВложениеРазмер
urok_в 4 классе s.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: 1. Ввести понятие числового выражения.

2.Составить алгоритм выполнения действий.

2. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.

3. Расширять кругозор, развивать познавательную активность учащихся средствами предмета, повышать интерес к математике.

Оборудование : учебник, тетрадь рабочая, тетрадь на печатной основе №1, компьютер , экран, карточки для самостоятельной работы.

I . Организационный момент.

Вот книжка на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки.

На корабль бумажный-

Сегодня у ребят

Урок уж больно важный!

II. Устный счёт .(слайд № 2-11 )

Полный бидон с молоком весит 34 кг, бидон, заполненный наполовину, весит 18 кг. Сколько весит пустой бидон?

1)34-18=16(кг)- весит половина молока

2.Повторение нумерации.( слайд № 4 )

859, 503, 390, 200,104, 480.

- Назовите сколько в каждом числе сотен, десятков, единиц.

- Сколько всего десятков в каждом числе?

- Запишите числа в порядке уменьшения.

- Найдите лишнее число. Докажите.

3.Совершенствование вычислительных навыков. ( слайд № 5-11 )

а) Сколько нужно пятирублёвок, чтобы купить конфету за 25 рублей? (5)

б) Сколько получится, если к 4 прибавить 6, прибавить 18 и вычесть 9? (19)

в) Если в одной коробке 8 конфет , сколько конфет будет в 5 таких коробках? (40)

г) Сколько дней в трёх неделях? (21)

д) Сколько получится, если к 101 прибавить 202? (303)

е) Сколько сдачи получит Маша со 100 рублей, если истратит 72 рубля? (28)

ж) Сколько понадобится парт, чтобы рассадить парами 26 учеников? (13)

III. Работа над темой урока . ( слайд № 12-18 )

1.РАБОТА В ПАРЕ. - У вас на парте лежит листочек , на нём сделано 7 записей. Вычеркните те из них, которые не являются числовыми выражениями.

- На какие две группы можно разбить оставшиеся записи? ( Выражения с буквами и без)

- С какой записью возникает проблема? ( с 6)

- Ребята, математики такие записи тоже называют буквенными выражениями.

- Итак, что у нас получилось? ( первая группа- 1,7); ( вторая группа-3,5,6)

- Как вы назовёте выражения первой группы? ( числовые выражения)

- Сегодня мы будем работать на уроке с числовыми выражениями.

- Откройте учебник на странице 6 и прочитайте , что такое числовое выражение.

- Расскажите, что же такое числовое выражение? ( числа , соединённые знаками арифметических действий называют числовым выражением.)

- Может ли числовое выражение содержать несколько действий?

- Что значит найти значение выражения?

- Математика - наука точная. Она требует, чтобы мы точно выполняли её законы и не нарушали порядка. А порядок в числовых выражениях особый. Давайте попробуем разобраться самостоятельно, а поможет нам учебник на странице103. Откройте с. 103

- Объясните порядок действий в следующих числовых выражениях и вычислите: (слайд № 15 )

- Какой можно сделать вывод? (Если в примере используются только сложение и вычитание или умножение и деление, то действия выполняются слева направо по порядку.)

- Объясните порядок действий в следующих числовых выражениях и вычислите: (слайд № 16 )

- Как выполняются действия, если выражение содержит одну или несколько пар скобок? ( Сначала находят значения выражений в скобках, а затем выполняют действия по правилам 1 и 2)

- Объясните порядок действий в следующих числовых выражениях и вычислите: (слайд №17 )

- Какой можно сделать вывод?( Если выражение содержит одну или несколько пар скобок, сначала находят значения выражений в скобках, а затем выполняют действия по правилам 1 и 2)

- Сегодня будем работать над третьим правилом. Убедимся , важны ли в выражениях скобки. Решите два выражения. (слайд № 18 )

54- 20 - 12=22 54 -( 20 - 12)= 46

- Какой можно сделать вывод?

ФИЗМИНУТКА:( слайд №19)

Мы летаем высоко (руки вверх, потянулись, руки в стороны)

Мы летаем низко ( присели, руки на колени или на пояс)

Мы летаем далеко (встали , руки в стороны и мелкими шагами вперёд)

Мы летаем близко ( вернулись к рабочему месту и тихо сели)

3. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. № 10 на стр.6

- Объясни порядок действий.

- Найди значения выражений.

Учащиеся выполняют самостоятельно. Учитель выборочно проверяет.

IV. Работа над задачей . ( один ученик у доски)

- Что известно в задаче?

- Какой вопрос в задаче?

- Запишите решение задачи выражением.( Ученики самостоятельно в тетрадях, ученик у доски- на обратной её стороне записывают решение)

- Сравните своё решение с решением на доске. - У кого другое решение? Прочитайте его.( Если есть другое решение , учитель записывает его на доске и дети объясняют почему выбрали такое решение)

- Какое действие выполняли первым в этом выражении?

- Что узнали, выполнив первое действие?

- Что узнали, выполнив второе действие?

- Ответили на вопрос задачи?

Ученик, работавший у доски ,получает оценку.

1. Работа по учебнику. №11 ,стр.6 ( первый столбик)

- Укажите в каждом выражении порядок действий.

Самопроверка. ( слайд № 20 )

VI. Зарядка для глаз. (слайд № 21-23 )

VII. Работа по тетрадям на печатной основе.

№4, стр.3 самостоятельно.

После выполнения задания организовать взаимопроверку.

- Что известно в задаче?

- Что не известно?

- Что значит в 4 раза больше?

- Что значит на 28 л больше?

- Что нужно узнать в задаче?

Запишите решение задачи.( Учитель проверяет выборочно и оценивает учеников)

VIII. Итог урока.

Вот и кончился урок

Подведём теперь итог

Чем сегодня занимались? (Ответы детей.)

В чём немножко затруднялись? (Ответы детей)

- Что называют числовым выражением?

- Назовите правила о порядке выполнения действий.

IX. Домашнее задание. (слайд № 24 )

№13, 11( второй столбик), стр. 6.

Если понравился урок – похлопайте в ладоши.

Если на уроке было тяжело – потопайте ногами.

Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.:4 класс.-М.:ВАКО,2008.-400с.

Физминутка для глаз

1. На титульном листе указывается: ФИО автора конкурсных материалов, место его работы, название учебника, которому соответствуют материалы, с указанием автора и года издания. Если предоставляемые материалы для старшей школы, просим указать уровень преподавания (базовый или профильный).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выражение и его значение. Порядок выполнения действий

Конспект урока к учебнику Моро (Школа России).


Конспект урока по математике в 4 классе "Выражение и его значение. Порядок выполнения действий".

Использование материала на этапе повторения в конце учебного года.

ТЕМА УРОКА: ВЫРАЖЕНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ


ВЫРАЖЕНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ

Урок по математике на тему "Выражение и его значение. Порядок выполнения действий" в 3 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с правилами о порядке выполнения арифметических действий в выражениях со скобками и без скобок; научить применять эти правила при нахождении значений выражений; развивать логическое мышление, воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счёта.

2. Устный счет.

Примеры записаны на доске или на экране. Учащиеся читают математическим языком и говорят ответ. В случае затруднения объясняется вычислительный прием.

- Прочитайте математическим языком и назовите ответ.

2 • 7 24 : 3 27 : 9

12 : 2 14 : 7 12 : 3

а) Почтальон опустил 12 писем поровну в 6 ящиков. Сколько писем в каждом ящике?

б) 4 девочки поровну съели 8 груш. Сколько груш съела каждая девочка?

в) В 5 клетках по 2 попугая. Сколько попугаев в этих клетках?

г) 12 детей расставили попарно. Сколько получилось пар?

4. Какого рисунка не хватает?

3. Изучение нового материала

1.Постановка проблемы.

- Сравни выражения каждой пары. Почему в них разные ответы?

(Действия в примерах были одинаковые, но выполнялись они в разном порядке. Порядок действий зависел от скобок.)

2.Знакомство с порядком действий.

Выполнять действия в следующем порядке:

1) действия, записанные в скобках;

2) умножение и деление;

3) сложение и вычитание.

3. Работа с правилом стр.24

4.Решение примеров с объяснением.

- Выражение 100 – 21 : 3 содержит вычитание и деление. Значит, сначала надо выполнить деление, а затем вычитание. 21 : 3 = 7, 100 – 7 = 93.

- Выражение 60 + 9 • 3 содержит сложение и умножение. Значит, сначала выполняем умножение, а потом сложение: 9 • 3 = 27, 27 + 60 = 87.

- Выражение 30 + 6 • (13 – 9) содержит действия: сложение, умножение и вычитание. В нем есть скобки, значит, первым действием выполняем действие в скобках, затем умножение, а потом сложение. 13 – 9 = 4, 6 • 4 = 24, 30 + 24 = 54.

- Выражение 18 : 2 – 2 • 3 + 12 : 3 содержит деление, вычитание, умножение и сложение. В нем нет скобок, значит, сначала выполняются деление и умножение слева направо, а затем вычитание и сложение по порядку слева направо.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

4.Закрепление нового материала

Учащиеся записывают примеры, объясняют порядок действий и считают.

4.Решение задач.

№4 стр.25

Прочитала – 3 д. по 9 с.

- Задача простая или составная? (Составная.)

- Что надо еще найти, прежде чем ответить на главный вопрос задачи? (Мы должны узнать, сколько страниц прочитала девочка за 3 дня.)

- Как это можно найти? (Надо 9 • 3.)

- После этого можно узнать, сколько страниц ей осталось прочитать? (Да. Надо из 48 вычесть полученный результат.)

Далее дети оформляют решение и ответ сами.

1) 9 • 3 = 27 (с.) – прочитала

О т в е т: 21 страница осталась.

5.Решение уравнений.

Перед выполнением задания № 7 дети должны вспомнить и рассказать правила, как найти неизвестные слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое.

- Вспомните и расскажите правила, как найти неизвестные слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое. (1) Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. 2) Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. 3) Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.)

После этого выписывают уравнения по заданию и самостоятельно решают.

6. Работа над геометрическим материалом.

Задание № 6 можно оформить как задачу в тетради. Для этого дети измеряют длину данных отрезков, перечерчивают их в тетрадь, выразив их длину в миллиметрах, вспоминают правило:

Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее число.

7. Итоги урока.

- Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? (Мы учились решать выражения со скобками и без скобок.)

- Что повторяли сегодня? (Мы решали примеры и задачи, уравнения, чертили отрезки и выписывали названия треугольников и четырёхугольников.)

Домашнее задание: с. 25 № 5, с. 31 № 21.

Порядок выполнения действий в числовых выражениях

Цели: познакомить с правилами о порядке выполнения арифметических действий в выражениях со скобками и без скобок; научить применять эти правила при нахождении значений выражений; развивать логическое мышление, воспитывать интерес к предмету.

1. Организационный момент.

Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счёта.

2. Устный счет.

Примеры записаны на доске или на экране. Учащиеся читают математическим языком и говорят ответ. В случае затруднения объясняется вычислительный прием.

- Прочитайте математическим языком и назовите ответ.

2 • 7 24 : 3 27 : 9

12 : 2 14 : 7 12 : 3

2. Решите устно задачи:

а) Почтальон опустил 12 писем поровну в 6 ящиков. Сколько писем в каждом ящике?

б) 4 девочки поровну съели 8 груш. Сколько груш съела каждая девочка?

в) В 5 клетках по 2 попугая. Сколько попугаев в этих клетках?

г) 12 детей расставили попарно. Сколько получилось пар?

4. Какого рисунка не хватает?


3. Изучение нового материала

1.Постановка проблемы.

- Сравни выражения каждой пары. Почему в них разные ответы?

(Действия в примерах были одинаковые, но выполнялись они в разном порядке. Порядок действий зависел от скобок.)

2.Знакомство с порядком действий.

Выполнять действия в следующем порядке:

1) действия, записанные в скобках;

2) умножение и деление;

3) сложение и вычитание.

3. Работа с правилом стр.24

4.Решение примеров с объяснением.

- Выражение 100 – 21 : 3 содержит вычитание и деление. Значит, сначала надо выполнить деление, а затем вычитание. 21 : 3 = 7, 100 – 7 = 93.

- Выражение 60 + 9 • 3 содержит сложение и умножение. Значит, сначала выполняем умножение, а потом сложение: 9 • 3 = 27, 27 + 60 = 87.

- Выражение 30 + 6 • (13 – 9) содержит действия: сложение, умножение и вычитание. В нем есть скобки, значит, первым действием выполняем действие в скобках, затем умножение, а потом сложение. 13 – 9 = 4, 6 • 4 = 24, 30 + 24 = 54.

- Выражение 18 : 2 – 2 • 3 + 12 : 3 содержит деление, вычитание, умножение и сложение. В нем нет скобок, значит, сначала выполняются деление и умножение слева направо, а затем вычитание и сложение по порядку слева направо.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

4.Закрепление нового материала

Учащиеся записывают примеры, объясняют порядок действий и считают.

4.Решение задач.

4 стр.25

Прочитала – 3 д. по 9 с.

- Задача простая или составная? (Составная.)

- Что надо еще найти, прежде чем ответить на главный вопрос задачи? (Мы должны узнать, сколько страниц прочитала девочка за 3 дня.)

- Как это можно найти? (Надо 9 • 3.)

- После этого можно узнать, сколько страниц ей осталось прочитать? (Да. Надо из 48 вычесть полученный результат.)

Далее дети оформляют решение и ответ сами.

1) 9 • 3 = 27 (с.) – прочитала

О т в е т: 21 страница осталась.

5.Решение уравнений.

Перед выполнением задания № 7 дети должны вспомнить и рассказать правила, как найти неизвестные слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое.

- Вспомните и расскажите правила, как найти неизвестные слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое. (1) Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. 2) Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. 3) Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.)

После этого выписывают уравнения по заданию и самостоятельно решают.

6. Работа над геометрическим материалом.

Задание № 6 можно оформить как задачу в тетради. Для этого дети измеряют длину данных отрезков, перечерчивают их в тетрадь, выразив их длину в миллиметрах, вспоминают правило:

Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее число.

7. Итоги урока.

- Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? (Мы учились решать выражения со скобками и без скобок.)

- Что повторяли сегодня? (Мы решали примеры и задачи, уравнения, чертили отрезки и выписывали названия треугольников и четырёхугольников.)

Читайте также: