Проект птица счастья в народной фантазии и в поэзии конспект 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок изобразительного искусства в 4 классе.

Тема. Птицы – символ света, счастья и добра. Городецкая роспись. Композиционные мотивы.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цели и задачи.

Углубить представление детей о традиционном образе птицы в народном творчестве, емкости фольклорных представлений.

Формировать у четвероклассников навыки кистевой росписи при выполнении творческих задач на повтор и вариацию.

Развивать художественный вкус учащихся, обращать их внимание на то, как современные мастера сохраняют и развивают многоцветье Городецкой живописи и любовь к звучному цвету.

Воспитывать у детей уважительное отношение к личности народного мастера – носителя национальной культуры.

Оборудование для учителя:

3) Иллюстрации с Городецкой росписью.

Оборудование для учащихся :

3) Альбом, гуашь, 3 кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка;

I . Проблемизация, актуализация, мотивация. Демонстрация иллюстраций с произведениями народных мастеров, в которых присутствуют птицы (вышитые полотенце и рубашка, декор деревянной избы, детский стульчик, разделочная доска, щепная птица).

- Что объединяет предметы на этих иллюстрациях? (Предметы созданы народными умельцами. На всех иллюстрациях есть изображения птиц.)

- Как вы думаете, почему я подобрала такие иллюстрации? (На уроке речь пойдёт о птицах).

- Есть ли среди них предметы, выполненные Городецкими мастерами? (Разделочная доска).

- Обоснуйте ответ. Почему вы выбрали эту иллюстрацию? (Доска расписана цветущей веткой. Узнаваемы приёмы письма Городецких мастеров).

- Приходилось ли вам видеть посуду, мебель, игрушки, на которых были изображены птицы?

- Как изображались эти птицы?

- (Вывод) Мотив птицы был в центре художественных представлений народа, связанных с приходом весны. Для русских обычаев был характерен обряд встречи весны жаворонками.

Прибавление света означало прилёт птиц – наступление весны. Поэтому в произведениях народного искусства птица, несущая свет. Образ птицы – света можно встретить в разных видах народного творчества. Это птицы с пышными хвостами в виде процветающих ветвей целого дерева в вышивке. В глиняных произведениях ясно проступает исконный народный символ птицы – света. Благодетельный его смысл связывался в народных представлениях с мечтой о счастье.

Ознакомление с планом урока (записан на доске)

II . Первичное ознакомление.

- Где родина Городецкой росписи? (Верхнее Поволжье, город Городец в Новгородской области)

- Какой декоративный мотив преобладает в украшении Городецких изделий? (Гирлянды и букеты цветов на деревянных изделиях)

- Чем прославились Городецкие мастера в 18 веке? (Прославились иконописным делом, перепиской книг, изготовлением экипажей, резьбой на прялочных донцах)

Что такое прялка? (Приспособление для изготовления пряжи)

- Объясните значение слова донце? (Фигурный выступ сиденья для пряхи)

- Когда сложился промысел росписи прялочных донец и других предметов быта? (Во второй половине 19 века)

- Какие предметы расписывали Городецкие мастера? (Посуду, игрушки, прялки)

- Чаще всего как расписывались прялки? (букеты, ветка цветка, парные фигуры: две дамы, два коня, две птицы, предстоящих у пышно цветущего дерева)

- На каком фоне изображают Городецкие мастера роспись? (Светло – жёлтый)

- Какой цвет чаще всего использовали для подмалёвки? (Красный, розовый, зелёный, голубой, коричневый …)

- Какова особенность разживки чёрным цветом? (см. с.30 учебника)

- Какова особенность разживки белилами? (см. с. 30 учебника)

III . Отработка и закрепление знаний

1 ) Чтение и анализ текста учебника (с.31 – 35)

- Что характерно для парных композиций? (см. с 31)

- Как располагались фигуры? (Симметрично относительно центра)

- Объясните, что обозначали птицы в росписи? (см. с.34)

- Что обозначает образ птицы в народных песнях? (Народные песни сохранили древнюю магическую основу этого образа, связанного с закликанием весны, тепла и надежды на новый урожай)

- Как понимаете прибавление света? (Прилёт птиц – наступление весны. Образ солнца, света соединялись с образом матери земли и представлением о птице, несущей свет).

2 ) Учитель: 22 марта - Сороки. Православная церковь празднует день сорока мучеников. У русских существовала вера в то, что (пословицы называют подготовленные дети):

Ученик: На Сорок мучеников сорок птиц прилетает, сорок пичуг на Русь пробирается.

Учитель: и первая из них – жаворонок.

Ученик: На Сорок мучеников – прилёт жаворонков: сколько проталинок, столько и жаворонков.

hello_html_m5344284e.jpg

Птички – ласточки!

Прилетите к нам!

Красну весну принеси!

Нам зима – то надоела:

Весь хлеб у нас поела.

Зима, зима, ступай за моря!

Там пышки пекут,

Киселя варят – зиму манят.

3 ) Рассматривание изображений птиц и цветущих ветвей в Городецкой росписи на примерах украшения старинных донец и произведений современных народных мастеров.

Отмечаем, что образ – символ птица – света, счастья и добра усиливается декоративной разработкой парных фигур – две птицы у цветущих ветвей в работах современных мастеров.

Справочный материал.

4 ). Знакомство детей и разъяснение им многоцветья и звучности цвета в Городецкой росписи. Выполнение в альбоме тренировочного упражнения детьми. Из полученного многообразия цветов и их оттенков каждый подбирает сочетание цвета для своего изображения кистью парных фигур птиц. Как и у народных мастеров, у каждого автора будут свои, соответствующие его восприятию излюбленные оттенки цвета и их сочетания.

Красный + тот же цвет, смешанный с белилами;

Вишнёвый + тот же цвет, смешанный с белилами;

Голубой + тот же цвет, смешанный с белилами;

Синий + тот же цвет, смешанный с белилами;

Зелёный + тот же цвет, смешанный с белилами;

Самооценка работ с использованием картинок - информаторов (солнышко, снежинка, облачко Набор из трёх картинок есть у каждого ребёнка на столе).

Городецкая роспись развивалась как искусство оформления плоских поверхностей. Она не нуждалась в закалке. Это позволяло мастерам использовать самые разнообразные цвета и оттенки. Богатство её палитры не знало предела, но в ней при этом сохранялась большая культура цвета. Наиболее характерный фон был жёлто – лимонный. При изображении людей, животных, птиц, цветов преобладали яркий красный, вишнёвый, голубой, синий, различные оттенки зелёного и коричневого. Мастера составляли самые разнообразные оттенки перечисленных цветов с добавлением белил, а также примешиванием одной краски к другой. У каждого мастера были свои излюбленные цвета и их оттенки. Однако все они использовали общие приёмы, помогавшие достижению высокого мастерства колорита. Сочетание красок отличались своеобразной деликатностью, звонкостью и строгостью одновременно. Приёмы, отработанные в результате коллективного труда, помогли мастерам не бояться увлечения яркими красками, которое было характерно для конца прошлого века.

Физкультминутка.

Утром встал гусак на лапки, (ходьба)

Приготовился к зарядке

Повернулся влево, вправо (повороты, руки на пояс)

Приседанье сделал справно, (приседанье)

Клювиком почистил пух, (повороты головой)

Поскорей за парту плюх.

IV .Обобщение, систематизация, применение знаний. Повторение элементов разживок и технологии их нанесения: точки, скобки, капли, спирали, дуги. Показ учителем нанесения разживки белилами на птицу.

Выполнение детьми творческой работы в тетради по разживке белилами птиц.

hello_html_m687df12.jpg

hello_html_73dde945.jpg
hello_html_m6d1843a6.jpg

Самооценка с использованием картинок – информаторов.

6 ). Объяснение учителем, как выполнять рисунок кистью парных фигур птиц у цветущей ветки, выполненной на предыдущем уроке. Показ росписи птицы по этапам. Самостоятельная работа с последующей самооценкой (используем картинки – информаторы).

hello_html_m9e5824e.jpg

Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают Городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт, и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

V . Самооценка. Рефлексия.

Отмечаем красоту и гармонию завершённой композиции, удачно найденные учащимися звучные цвета птиц, то как многоцветье цветущей ветви в композициях сочетается с яркой живописью птиц.

- Чему мы учились на уроке?

- Почему образ птицы – света занимает значительное место в народных мотивах?

- Выберите из трёх картинок-информаторов ту, которая соответствует вашему настроению, поднимите и покажите мне.

Я легко справился с заданием, доволен своей работой.

Я очень старался, но не всё получилось. Я немного огорчён.

Я не доволен своей работой. Нужно потренироваться.

VI . Домашнее задание.

Нарисовать кистью парных фигур (двух птиц).

1.Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 4 класс. М: Просвещение, 2005

Васильева Елена Николаевна

В работе исследуется образ Жар Птицы в русских народных и литературных сказках, мифологии разных стран и прикладном творчестве.

Предварительный просмотр:

II. Основная часть:

II.1. Кто такая Жар-птица?

II.2. Жар-птица в сказках.

II.3. Жар-птица в мифологии.

II.4. Образ Жар-птицы в быту, культуре и творчестве русского народа.

IV. Информационные ресурсы.

Сказки – это многовековая энциклопедия народной жизни, но энциклопедия живая, занимательная. Волшебную и правдивую, смешную и поучительную сказку передают из уст в уста, из поколения в поколение. Думаю, каждый ребёнок испытывает особое волшебное очарование от слушания и прочтения русских народных сказок. Герои сказок путешествуют по сказочному миру, совершают подвиги и попадают в разнообразные приключения.

Больше всего я люблю народные волшебные сказки. Ведь в них добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки.

Сказки – особый вид устного народного творчества. Они пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.

Я провела анкетирование четвероклассников нашей школы и взрослых – учителей, родителей и предложила им ответить на два вопроса: какие народные сказки у них самые любимые и каким сказочным героям они отдают предпочтение. Вот, что мне удалось выяснить. Результаты анкеты представлены на диаграммах. [(Приложение 1).

В волшебных сказах есть уникальный персонаж – Жар-птица. О ней мне захотелось узнать более подробно.

Объект исследования – Жар-птица в русских народных и авторских сказках.

Цель исследования – изучить образ Жар-птицы в сказках, мифологии и прикладном творчестве.

  • как выглядит жар-птица и какими характеристиками наделена;
  • какие в мифологии есть сказочные птицы похожие на Жар-птицу;
  • в каких литературных произведениях встречается Жар-птица;
  • как объясняется появление мифологического образа Жар-птицы со стороны физических явлений природы?
  • Как востребован образ Жар-птицы в народном и авторском творчестве.

Гипотеза: я предполагаю, что 1) Жар-птица мифологическое существо, связанное с сиянием солнца; 2) образ Жар-птицы востребован в народно-прикладном и авторском творчестве.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

II.1. Кто такая Жар-птица?

Птица чудная она.
Вся из пламени-огня.
Крылья плавно поднимает,
Хвост как веер распускает,
Глазки яхонтом горят –
Удивительный наряд.
Побеждает темень, мрак.
Туче черной – первый враг.
А перо той дивной птицы
Вмиг желание исполнит,
Людям счастье принесет. (Загадка)

Кто же такая Жар птица? В словарях я нашла такие определения:

1) Большой энциклопедический словарь:

ЖАР-ПТИЦА - птица со сверкающими перьями, образ русских волшебных сказок, воплощающий мечту народа о счастье.

2) Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова:

ЖАР-ПТИЦА , жар-птицы, ж. (нар. - поэт. ). В русских народных сказках - птица, перья которой горят, как жар. А из шапки той берет в три завернутый тряпицы царский клад - перо жар-птицы. Ершов.

3) Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой:

ЖАР-ПТИЦА - птица, перья которой горят, как жар в русских народных сказках.

Жар-птица, бесспорно, является образом мифологического существа. В народном воображении Жар-птица неразрывно связана с небесным огнем-пламенем, и ее сияние так же слепит глаза, как солнце или молния. Истоки свои она берёт из Северо-Восточной Европы и Урала.

Прототипом ее, очевидно, был Феникс. Похожая на павлина, она также обитает в прекрасном райском саду Ирии в золотой клетке, из которой вылетает лишь по ночам. Ее золотые перья способны светить во тьме и поражают человеческое зрение, но в то же время, Жар-птица возвращает слепым способность видеть, а пение ее излечивает больных. При этом, когда она поет, из ее клюва падает жемчуг. Питается Жар-птица золотыми яблоками, что дают ей вечную молодость, красоту и бессмертие.

Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое. Для ловли Жар-птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение. Возможно, поэтому за ней охотились сказочные герои, а музыканты и художники воспевали ее в своих произведениях.

Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

Множество легенд сложили люди о загадочных фламинго. [Приложение 2] Почему бы не появиться еще одной сказочной истории.

«Светит поле словно днём;

Чудный свет кругом струится,

Но не греет, не дымится.

Жар-птица воплощает мечту о счастье. Найти её или взять светящееся перо Жар-птицы – значит поймать удачу за хвост. Часто, Жар-птица именуется в народе как Огненный Дух.

1) жар-птица восходит к тем птицам, которым, по представлению древних, были обязаны своим сотворением и вода, и суша, и люди, и звери. Это олицетворение огня, символ солнца.

2) поймать жар-птицу — поймать за хвост удачу, стать счастливым.

II.2. Жар-птица в сказках

В волшебных сказках Жар-птица всегда является недосягаемым существом. Многие цари и владыки хотели найти её и использовать. Однако Жар-птица, пришедшая в мир человека из тридесятого царства, дарит чудо только достойнейшим.

«… Вот полночною порой

Свет разлился над горой, –

Будто полдни наступают:

Почему оказывается помощь в сказке третьему сыну? Что мы о нем знаем? В сказках - это младшие сыновья в семье. Старшие сыновья женились, получали свой надел, уходили из семьи, а младшие оставались со стариками.

Интересной является и привязанность младшего сына к печке, что встречается во многих волшебных сказках. По древним представлениям Печь, домашний Очаг – основа и символ Дома и родового благополучия.

Жар-птица - одна из древнерусских берегинь, воплощение солнца, небесного огня-пламени. Служит добру. Излучает необычный, волшебный свет, который помогает людям в их земных делах.

Таким образом, исследование показало, что в русских народных и авторских волшебных сказках образ Жар-птицы олицетворяет добрую силу и является символом удачи, победы, воплощает мечту человека о счастье, даётся в руки только доброму человеку.

II.3. Жар-птица в мифологии

Жар-птица – необыкновенное создание, которое встречается в мифологии разных народов мира. В каждой мифологии её образу даётся несколько схожая интерпретация. Во всех сказаниях есть одно общее, что объединяет значение мифа о Жар-птице. Жар-птица – наш свет. Если проанализировать все легенды об этом существе, свет был главным во всём её образе. Свет даёт тепло. Тепло даёт жизнь. Без Солнца не было бы жизни на Земле.

Золотые перья крыльев жар-птицы олицетворяли молнии на грозовом небе у древних греков. Птица как бы выстреливала своими перьями, порождая молнии.

Жизнь и смерть жар-птицы, её перерождение означали приход весны после холодной зимы, своего рода солнечное движение вокруг Земли в течение года.

Чёрные и белые яйца, которая высиживала Птица-солнце на дереве жизни, означали день и ночь. Найти перо Жар-птицы и принести его в дом, означало, что приносишь в дом счастье и благополучие.

Славянин часто представлял себя вольной птицей и мечтал улететь за синее море. Мечта о свободе и счастье полностью сливалась с образом птицы. Птица эта, без сомнения, связана с солнцем: об этом говорит её оперение и свет, который исходит от неё. Солнце для древних людей являлось одним из главных богов-покровителей. По народным представлениям, жизнь зависит от сияния солнца, творческая, плодородная сила которого заключается в его ярких весенних и летних лучах. У славян птица с распростертыми крыльями символизировала солнце. Жар-птица олицетворяла огонь, солнце, творческое начало. Об этом говорит её оперение и свет, который исходит от неё. Возможно, это поэтический образ зари. Жар-птица - это ветер, облако, молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей.

Жар-птица – служит добру. Излучает необычный, волшебный цвет, который помогает людям в их земных делах. Свет божественного сияния, окружавший Жар-птицу, ложился и на человека, наделяя его тем, чего он больше всего хотел в своем сердце: талантами, умениями, счастьем.

II.4. Образ Жар-птицы в быту, культуре и творчестве русского народа

В русском фольклоре больше всего песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. Светлые образы поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, в вышивке. Народный костюм по своему силуэту похож на птицу: широкие рукава-крылья, головной убор-хохолок, нагрудные и поясные украшения-оперения. Священные птицы украшают наличники домов, а украшения - обереги в виде птиц являются самыми сильными. Позднее люди стали расписывать посуду яркими изображениями птицы, чтобы удача и счастье, дарованные Жар-птицей, не покинули их. Так Жар-птица стала хранительницей мира и воплощением мечты.

С древнейших времен, человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями – оберегами. Жар-птица для славянских народов была не только символом огня, но и символом счастья, удачи.

Первой из профессиональных художников к этому образу обратилась Елена Дмитриевна Поленова. Сюжетом для эскиза большого панно для вышивки на русскую тему художница выбрала Жар-птицу. Она изобразила ночь и дерево с золотыми плодами, на вершине которого дремлет огненная птица. В 1896 году Е. Д. Поленова начала серию иллюстраций к сказке о Жар-птице.

Мои одноклассники на уроках рисования и технологии тоже изобразили Жар-птицу. Вот как выглядят их работы…

Таким образом, мы увидели, что образ жар-птицы широко используется в художественном и прикладном творчестве.

В ходе исследования научно-популярной литературы, словарей, чтения литературных и народных сказок, мне удалось ответить на поставленные в начале моей исследовательской работы вопросы. Гипотезы нашли свое подтверждение. Действительно, для русского народа жар-птица была символом счастья и удачи.

Для меня образ жар-птицы стал не только красивой фантастикой, но и нашей историей, пропущенной через сознание народа. В этой птице воплощены и идеалы людей, и их мечты, и надежды. Жар-птица убеждает нас в том, что красота, доброта, сила, справедливость – это вечные ценности, которые мы должны беречь и передать следующему поколению.

IV. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

5. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка под ред. Т. Ф. Ефремовой, 2000г.

6. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Издательство Аделант, 2013 г.

1. Результаты анкетирования

2. Легенды о фламинго.

ПОЧЕМУ ФЛАМИНГО РОЗОВЫЙ?

Существует старая легенда, в которой дается не научное объяснение тому, почему фламинго розовый. Давным-давно случилась в Африке (в Африке, кстати, фламинго наиболее распространены) страшная засуха. Люди стали болеть, им нечего было есть. Смерть грозила каждому, переходя из дома в дом. Возле одного из селений сохранилось озеро, но оно было соленым и не могло спасти людей. Фламинго, имеющие тогда белый цвет, вернулись из перелета к этому озеру и обнаружили, что люди умирают.

Птицы стали своими же клювами отщипывать от себя кусочки мяса и кормить маленьких детей. Кровь сочилась из тела птиц, пачкала перья. Постепенно вся стая фламинго стала розово-красной от собственной крови. Засуха закончилась, множество детей было спасено. Фламинго улетели, но когда вернулись через год, их перья были по-прежнему розовыми. Этот красивый цвет стал наградой добрым птицам и постоянным напоминанием людям о самоотверженности сильных, терпеливых фламинго. И это действительно так: фламинго не только красивы, но и совсем неприхотливы – они способны вытерпеть тяжелые природные условия.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Летящая птица напоминает солнце - языческий символ животворящего начала. Христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа - голубь. Голубь явился Деве Марии в Благовещение, голубь - Святой Дух спускается с небес во время крещения Христа. Поэтому щепная деревянная птица, которую стали делать на Руси еще более трехсот лет назад, приобрела очертания голубя.

ОБЕРЕГ Оберег - не просто красивый сувенир, это и маленький кусочек волшебства в вашем доме, приносящий счастье, здоровье и удачу. И нет лучшего подарка для близких людей, чем сделанный с добром и любовью оберег. Это - маленькая ниточка, связывающая нас с нашим прошлым, с нашими древними предками. Это дань Родной истории и культуре, родному обычаю. Делать оберег надо всегда с добром, в хорошем настроении, так как материал способен впитывать малейшее движение мысли мастера. Поделка, сделанная добрыми руками счастливого человека, обязательно принесет счастье!

ВЕНИК Веник – символ, оберегающий от зла входящего в дом. Один из самых сильных оберегов. Метелкой вверх – к деньгам, отпугивает от жилья злых духов. Вниз – выметает ссор из избы. Также веник является семейным оберегом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудно переоценить значение птиц в природе, их роль в жизни человека, ту пользу, которую они оказывают лесам, садам и огородам. Без птиц существование последних было бы почти невозможным.

Птицы защищают человека и животных от докучливых, а порой невыносимых насекомых, резко снижают численность быстро размножающихся вредителей.

Следует отметить и большое эстетическое значение птиц. Благодаря своей подвижности, ловкости и грациозности, звонким выкрикам и мелодичным песням они украшают и оживляют леса и парки, луга и берега водоемов.

Думаю, поэтому птицы занимают особенное место в устном народном творчестве людей нашей страны. В связи с этим я решила изучить данный вопрос и попытаться раскрыть образ птицы в фольклоре.

Цель: изучить образ птицы в устном народном творчестве

  • изучить литературные произведения по теме (колыбельные, сказки, прибаутки);
  • выявить наиболее часто встречающиеся виды птиц;
  • выяснить, что символизируют данные птицы;
  • оценить практическую значимость проекта.

МАОУ Прудовская средняя общеобразовательная школа п. Пруды

II.Обзор литературных источников………………………………………………………….2

III.Символика птиц в устном народном творчестве…………………………………………6

I. Введение.

Трудно переоценить значение птиц в природе, их роль в жизни человека, ту пользу, которую они оказывают лесам, садам и огородам. Без птиц существование последних было бы почти невозможным.

Птицы защищают человека и животных от докучливых, а порой невыносимых насекомых, резко снижают численность быстро размножающихся вредителей.

Следует отметить и большое эстетическое значение птиц. Благодаря своей подвижности, ловкости и грациозности, звонким выкрикам и мелодичным песням они украшают и оживляют леса и парки, луга и берега водоемов.

Думаю, поэтому птицы занимают особенное место в устном народном творчестве людей нашей страны. В связи с этим я решила изучить данный вопрос и попытаться раскрыть образ птицы в фольклоре.

Цель: изучить образ птицы в устном народном творчестве

изучить литературные произведения по теме (колыбельные, сказки, прибаутки);

выявить наиболее часто встречающиеся виды птиц;

выяснить, что символизируют данные птицы;

оценить практическую значимость проекта.

II. Обзор литературных источников.

1.Колыбельные

Я не помню, но мама мне сказала, что пела мне колыбельные. Как жаль, что я не помню.

Ай, дуду, дуду, дуду,

Сидит ворон на дубу,

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Он играет во трубу,

Ворон, ворон, не дуди,

Нашу крошку не буди

Баю — баю — баюшки,

Да прискакали заюшки

Люли — люли — люлюшки,

Да прилетели гулюшки.

Стали гули гулевать

Да стал мой милый засыпать.

Прилетели журавли,

Сказку Маше принесли.

…Со слонёнком подружиться,

И поймать перо Жар — птицы,

Прибаутки – это стишки, песенки, рассказики для развлечения и потехи детей. Прибаутка - забавное произведение устного народного творчества. Своим содержанием она напоминает маленькую сказочку в стишках.

Загорелся Кошкин дом.

Бежит курица с ведром,

Заливает Кошкин дом!


Затейливый мир животных и птиц так похож на тот, в котором живут люди: мелют муку на мельнице, толкут овес, разъезжают на дрожках, куют в кузнице, пляшут на свадьбе, пасут скотину, тушат пожар.

2.1.Функции прибауток

В прибаутках упоминание о птицах встречается гораздо чаще. Если роль колыбельной практическая - ее поют, чтобы ребенок поскорее заснул, функции прибауток намного разнообразнее. Я выделила прибаутки, где встречаются упоминания о птицах, по следующим функциям:

Воспитание положительных эмоций

Чтобы вызвать положительные эмоции, улыбку, утешить плачущего ребенка, использовались ласковые потешки:

Курочка моя,

Вот пшено, водичка!

Дай ты мне яичко,

В прибаутках прославляется труд, как главное содержание человеческой жизни. Чтобы труд маленьким деткам был в радость и в удовольствие, пелись и рассказывались разные прибаутки, в которых не только с любовью и с заботой о ближних описывался труд малых ребяток, но и труд зверушек и пичужек:

Курочка – ряба

Всё овес толкла,

Всем в избе работушку

К празднику дала:

Чашечку собачка моет языком,

Мышка собирает крошки под окном,

По столу котище лапою скребёт,

Половичку курочка веничком метет.

Воспитание любви к птицам

На Руси крестьянские дети росли на лоне природы. Лес, речка – были родными стихиями. Чтобы человек жил в полной гармонии с окружающим его миром, необходимо было с первых лет жизни прививать любовь ко всему живому

Курицы ходят по двору, стонут:

Гуси гогочут:

«А хозяина съедим!

А хозяина съедим!

Села кошка под плетень.

Налетели воробьи.

Хлопни им в ладошки:


Синичка, синичка,

Воробей-воришка

Залез в амбаришко —

Поэтому так много ласки, добра и красоты в песенках и прибаутках о птицах и животных. К птицам обращаются ласково - синичка-сестричка, и даже к воробью- хулигану - воробей- воришко.

Воспитание чувства юмора.

Жизнь детей не была столь беззаботна, как сейчас, и такие прибаутки позволяли отвлечься и получить положительные эмоции:

- В новой деревне.

Утку в юбке,

Курицу в серёжках,

Свинью в рогоже,


С петухом дерутся.

Смотрят и смеются:

Два дрозда

Видишь, смотрят из гнезда

Два молоденьких дрозда.

Клюв покажет первый дрозд,

А второй покажет хвост.

Но даже и в детских прибаутках про птиц можно увидеть беды простых людей. Например, в этой песне-прибаутке о галке поется о воровстве разбойников:

Скачет галка

По ельничку, Бьет хвостом

По березничку. Наехали на галку

Разбойнички, Сняли они с галки

Синь кафтан. Не в чем галочке

По городу гулять. Плачет галка, Да негде взять.

III. Символика птиц в устном народном творчестве

Мною было прочитано много колыбельных, прибауток, сказок, и я заметила, что во всех этих произведениях встречаются птицы, которые всегда жили рядом с человеком (конечно, не считая вымышленных Жар-птицу и птицу Феникс (Финист)- любимых птиц сказочников). Это домашние курочки, петухи, гуси, утки; лесные обитатели - совы, кукушки, дрозды; дикие птицы, живущие рядом с человеком - синицы, воробьи, голуби, вороны. И это не удивительно, ведь люди сочиняли о том, что видели.

К птицам, встречающимся в устном народном творчестве относились с любовью, заботой, уважением. Каждая птица дорога человеку по-своему, каждая птица символизировала что-то свое.

Курочка всегда хозяйка по дому, вся в заботах:

Всё овес толкла…

…Половичку курочка веничком метет…

Гуси и утки-всегда неунывающие гогочущие и крякающие персонажи:


…Жили у бабуси два веселых гуся…

Петух - сложная птица, в каких только образах мы его ни встречаем в народном творчестве:

Вот петушок - бойкий и голосистый задира:

… Петушок Подает голосок На боярский дворок…

С петухом дерутся…

А здесь петух - птица рассвета, является солнечным символом и знаком бодрствования и активности:

…А как Петя-петушок

Нам споёт ку-ка-ре-ку!


Цыплята - это всегда образ маленьких деток:

Стала курица считать

А всего десяток!

Голубь - символ чистоты, святого духа, дух света, поэтому и в колыбельных и в прибаутках его иначе, как гуля или гулюшка не называют


Ворон - неоднозначная птица, он означает одновременно и мрак зла (ворон - помощник Бабы Яги или Кощея),


и наделяется качествами мудрости и справедливости. Кроме того, у ворона есть связь с миром мертвых, ему под силу достать живую и мертвую воду, так необходимую израненному и убитому богатырю.

Лебедь - грациозна и красива, не зря в сказках она не просто птица, а Царевна-Лебедь, она символ вечной любви, неразлучности.

Исходя из всего этого, я могу сделать вывод, что птицы занимали особое положение в народном творчестве, и даже, казалось бы, в детских потешках для самых маленьких, птицы являются сложным образом, символизируют недетские проблемы, чувства.

IV. Заключение.

Работая над данным проектом я получила огромное удовольствие от прочтения новых и перечитывания уже известных мне прибауток и сказок. Данный проект несет практическую значимость: я узнала много нового о символах птиц в фольклоре, эта символика позволила взглянуть на персонажей сказок с другой стороны, оказывается, в любом народном произведении заложен глубокий смысл, которого мы и не замечаем, читая просто для удовольствия. Кроме того, этот проект можно использовать на праздниках, посвященных птицам (такие у нас проводятся во время летнего школьного лагеря)

V. Список литературы


Щепная птица счастья Щепная птица - резное деревянное изделие, с тонким волнистым оперением крыльев. Архангельская птица счастья является оберегом у славян.Учащиеся научатся изображать обереговую птицу, получат навык симметричного изображения, деления на равные части элементов изображения.

Содержимое разработки

Гумерова Вера Александровна

МБОУ СОШ №26, г.Сургут

Архангельская Птица счастья. Народное искусство как часть национальной культуры. Яркий хвост у этой птицы, Словно веер у царицы. .

Архангельская Птица счастья. Народное искусство как часть национальной культуры.

Яркий хвост у этой птицы,

Словно веер у царицы.

Есть где-то счастья птица, А мы живем и верим, Что счастье постучится Однажды в наши двери. Вот сядет птица Счастье Ко мне на подоконник

И душу мне согреет И светом дом наполнит. Но силой не удержишь ее И не поймаешь! Ну где ж ты, птица Счастье?! В каком краю летаешь?

Архангельская Птица счастья По преданию, именно эта птица приносит в дом счастье, ее вешают в центре комнаты и своими

Архангельская Птица счастья

  • По преданию, именно эта птица приносит в дом счастье, ее вешают в центре комнаты и своими "полетами" она оберегает домашний очаг. Щепная птица считается символом Архангельской земли. А теперь будет оберегать ваши квартиры (дома).

ПТИЦА КАК СОЛНЦЕ!

Птица щепная, птица резная работы ручной. Птица домашняя, птица для счастья дарит покой.

Оберег-птица плавно кружится под потолком. Птица весенняя и поднебесная –

Солнцем ты в дом!

Летящая птица напоминает солнце - языческий символ животворящего начала. Христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа - голубь. Голубь явился Деве Марии в Благовещение, голубь - Святой Дух спускается с небес во время крещения Христа. Поэтому щепная деревянная птица, которую стали делать на Руси еще более трехсот лет назад, приобрела очертания голубя.

Летящая птица напоминает солнце - языческий символ животворящего начала. Христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа - голубь. Голубь явился Деве Марии в Благовещение, голубь - Святой Дух спускается с небес во время крещения Христа. Поэтому щепная деревянная птица, которую стали делать на Руси еще более трехсот лет назад, приобрела очертания голубя.

Резные украшения на домах оберегали дом от злых духов, дурного глаза и других напастей.

Резные украшения на домах оберегали дом от злых духов, дурного глаза и других напастей.

А щепная Птица Счастья родом из Архангельска. Щепные птицы служили украшением избы и оберегом ( оберегали от злых сил).

Премного удивлялись чудесному выздоровлению соседи да родня: не иначе птица-игрушка счастье такое в семью принесла, и многие просили хозяина смастерить и им такую же…




ОБЕРЕГ Оберег - не просто красивый сувенир, это и маленький кусочек волшебства в вашем доме, приносящий счастье, здоровье и удачу. И нет лучшего подарка для близких людей, чем сделанный с добром и любовью оберег. Это - маленькая ниточка, связывающая нас с нашим прошлым, с нашими древними предками. Это дань Родной истории и культуре, родному обычаю. Делать оберег надо всегда с добром, в хорошем настроении, так как материал способен впитывать малейшее движение мысли мастера. Поделка, сделанная добрыми руками счастливого человека, обязательно принесет счастье!

Оберег - не просто красивый сувенир, это и маленький кусочек волшебства в вашем доме, приносящий счастье, здоровье и удачу. И нет лучшего подарка для близких людей, чем сделанный с добром и любовью оберег. Это - маленькая ниточка, связывающая нас с нашим прошлым, с нашими древними предками. Это дань Родной истории и культуре, родному обычаю.

Делать оберег надо всегда с добром, в хорошем настроении, так как материал способен впитывать малейшее движение мысли мастера. Поделка, сделанная добрыми руками счастливого человека, обязательно принесет счастье!


Образ птицы – это образ посредника между нашим земным миром и небом, в котором есть покой и истинное счастье, к которому мы все стремимся. Такой оберег раньше висел в каждом доме, размещали его обычно под потолком в прихожей, чтобы каждый входящий прошел под ним. Оберег забирает все отрицательное, с чем человек может войти в дом и пропускает в дом только хорошее. Тогда в доме нет предрасположенности к скандалам, и все добрее друг к другу относятся.

Образ птицы – это образ посредника между нашим земным миром и небом, в котором есть покой и истинное счастье, к которому мы все стремимся. Такой оберег раньше висел в каждом доме, размещали его обычно под потолком в прихожей, чтобы каждый входящий прошел под ним. Оберег забирает все отрицательное, с чем человек может войти в дом и пропускает в дом только хорошее. Тогда в доме нет предрасположенности к скандалам, и все добрее друг к другу относятся.

ФИЗМИНУТКА Глянул птенчик из гнезда (голова вниз) Ух, какая высота! (покачивание головой) Пускай высота – (взмах правой рукой) Вылетай из гнезда (махи обеими руками) На мир посмотри – Раз…Два…Три… (повороты головы вправо, влево, вперёд)

Глянул птенчик из гнезда (голова вниз)

Ух, какая высота! (покачивание головой)

Пускай высота – (взмах правой рукой)

Вылетай из гнезда (махи обеими руками)

На мир посмотри –

Раз…Два…Три… (повороты головы вправо, влево, вперёд)



-75%

Читайте также: