Правильные и неправильные дроби смешанные числа 5 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

УМК: учебник (стр.106-107), мультимедийный проектор, экран, ноутбук, слайдовая презентация, листы для проверочной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

У: Сейчас сделаем разминку для ума, посчитаем устно.

2. Устный счет (слайд 2).

а). Приведите дроби к знаменателю 18:

б). Сократите дробь:. (Ответы: ).

II. Изучение нового материала. (Слайд 3).

У: Рассмотрим данные рисунки и скажем, какая часть полоски не закрашена? (Дети рассматривают рисунки, называют ответы, затем на слайде появляются правильные ответы.)

У: А теперь запишем тему урока. Открываем тетради, записываем число и тему урока.

У: Дадим понятия правильных и неправильных дробей, и смешанных чисел.

Понятия: (Слайд 4).

Правильная дробь – это дробь, числитель которой меньше знаменателя. Такая дробь всегда меньше единицы.

Неправильная дробь – дробь, числитель которой больше или равен знаменателю.

Неправильная дробь, в которой числитель больше знаменателя, больше единицы. Если же в дроби числитель и знаменатель равны, то такая дробь равна единицы.

Смешанное число – число, содержащие в себе целую часть и правильную дробь. (Понятия учитель проговаривает по очереди, приводя примеры).

Работа на доске.

У: Сейчас ребята обратите внимание на дроби записанные на доске. Каждый по очереди встанет, прочитает дробь, определит ее вид и объяснит почему эта та или иная дробь.

На доске запись:

Физ. минутка (несколько упражнений для пальчиков, глаз и т.д.)

III. Закрепление нового материала.

У: Сейчас открываем учебник на странице 107, № 377.

(Прочитали, разобрали, выяснили что нужно сделать, двое учащихся решают у доски с обратной стороны, остальные в тетради. Затем открываем обратную часть доски. Проверяем, дети объясняют решение).

б) Неправильные: . [1]

У: Повторяем еще раз правила (дети рассказывают).

У: Следующий номер 378. (Двое учеников выполняют у доски, затем объясняют свое решение, остальные выполняют в тетради, затем проверяют по доске).

№ 378.
а) , n ≤ 7, n = 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

б) , при n ≤ 6, n = 1, 2, 3, 4, 5, 6.

IV. Проверочная работа (рассчитана на 7–10 минут, вместе с проверкой; выполняется на листах бумаги; после выполнения проводиться проверка, в парах по готовым ответам, затем листы сдаются учителю, для выставки оценок.)

Проверочная работа. (Слайд 5).

Из данных дробей: выписать:

а) правильные дроби;

б) неправильные дроби;

в) смешанные числа;

У: Меняемся тетрадями и карандашом, проверяем и ставим оценку карандашом. Затем сдаем работы учителю.

V. Итог урока.

У: Что нового вы узнали об обыкновенных дробях?

(Дети отвечают: дроби бывают правильными, неправильными и смешанными числами).

У: Какие дроби называются:

  • правильными,
  • неправильными,
  • смешанными числами.

(Дети дают определения).

VI. Домашнее задание.

п. 22, правила, страница 106. № 379, № 386 – объяснить.

(Прочитать стихотворение о дробях)

Дроби всякие нужны,
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача!

2) воспитательные – формировать вычислительные навыки, навыки самоконтроля, культуры общения;

3) развивающие – развитие мыслительной деятельности: анализ, обобщение, систематизация; развитие интуиции, смекалки.

  1. организационный;
  2. актуализация знаний;
  3. введение новых знаний;
  4. первичное закрепление;
  5. самостоятельная работа;
  6. итог урока, рефлексия;
  7. оценивание обучающихся;
  8. домашнее задание.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ФИО учителя: Сидоренкова Валентина Петровна

Должность: учитель математики

ОУ: Школа №4 г.Нелидово Тверская область

Тема урока: Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.

Базовый учебник: Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. М.:- Мнемозина, 2015

Место в общей структуре курса: Глава2.Обыкновенные дроби. Параграф 22. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Урок 63.

Тип урок: Урок усвоения новых знаний

Цель урока: изучение и первичное восприятие новых знаний по теме: смешанные числа.

Задачи урока: личностные : ответственно относиться к учению; содействовать формированию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности; усилить мотивацию к обучению; проявлять инициативу при выполнении заданий; осознать значимость смешанных чисел в практической жизни; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся.

метапредметные : видеть математическую задачу в окружающей жизни; самостоятельно определять цель своего обучения (самооценка, самопроверка, мышление); строить логические рассуждения.

Правильные и неправильные дроби.

Целая часть, дробная часть, смешанное число. Чтение и запись смешанных чисел.

Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока

Понятие смешанного числа, научаться представлять неправильную дробь в виде смешанного числа и смешанное число в виде неправильной дроби.

Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Личностные : контролировать действия партнера, осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: самостоятельный анализ условий достижений цели, ориентироваться в системе своих знаний, добывать новые знания; использовать знаково-символические средства.

Регулятивные : определять и проговаривать цель урока; оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера ошибок; формировать уважение к личности.

Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде, чем принимать решения. выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; аргументировать свое мнение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока : Образовательная: Дать детям представление о правильных и неправильных дробях, смешанных числах. Уметь читать смешанные числа.

Развивающая: Развивать внимание, наблюдательность, мышление, интерес к математике, коммуникативные способности.

Воспитывающая: Воспитывать интерес к русской литературе.

Дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке математике.

Математику не зря зовут царицею друзья.

К нам сегодня пришли гости

улыбнитесь им сейчас.

Я желаю вам удачи.

За работу, в добрый час.

Отгадайте, о каком поэте идёт речь:

То были чудные мгновения,

Когда стихи его читал.

Да, верно это о стихах А.С. Пушкина.

Сегодня на уроке математики нас ждёт путешествие в мир удивительных пушкинских сказок.

Учитель: Ахметжанова Г. С.

Цель урока : Образовательная: Дать детям представление о правильных и неправильных дробях, смешанных числах. Уметь читать смешанные числа.

Развивающая: Развивать внимание, наблюдательность, мышление, интерес к математике, коммуникативные способности.

Воспитывающая: Воспитывать интерес к русской литературе.

Дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке математике.

Математику не зря зовут царицею друзья.

К нам сегодня пришли гости

улыбнитесь им сейчас.

Я желаю вам удачи.

За работу, в добрый час.

Отгадайте, о каком поэте идёт речь:

То были чудные мгновения,

Когда стихи его читал.

Да, верно это о стихах А.С. Пушкина.

Сегодня на уроке математики нас ждёт путешествие в мир удивительных пушкинских сказок.


1.

О какой сказке говориться в этом стихотворении:

« С Гвидоном вместе плыл я в бочке

И дно из бочки выбивал,

И злого коршуна у моря

Мы сейчас туда отправимся.

Решите задачи:

а) У Белки 80 орехов, она сгрызла 5\20. Сколько орехов она сгрызла?

б) На свадьбе у царя Салтана было 800 гостей. 3\100 - дети. Сколько детей присутствовало на свадьбе?

в) Гвидон был за морем 60 минут. Из них 15. минут ушло на полёт. Какая часть времени ушла на полёт?

2.Объснение нового материала.

Ребята сегодня на дверях гимназии я прочитала объявление:

Предлагаю свои услуги:

- закупать на рынке продукты

Как вы думаете. Кто дал это объявление? (Балда) Из какой сказки?

Балда испек пироги к празднику, но не удержался и часть съел. Осталось лишь 7\4

Заштрихуйте оставшуюся часть.

.

Почему задание вызвало затруднение?

(Нам раньше не приходилось выполнять такое задание, мы не сталкивались с такими дробями.)

В чём особенность такой дроби? (числитель больше знаменателя)

До этого мы работали с дробями, которые называются правильные.

Как вы думаете, будет называться дроби подобные этой (неправильные)

Давайте проверим, есть ли верно выполненное задание?

Надо было заштриховать 7\4

Что показывает знаменатель дроби? (На сколько частей надо разделить целое)

Что показывает числитель? ( сколько частей надо взять)

Значит надо разделить целое на 4 частей и взять 7. ( Делю на 4 части)

У нас 4 доли, а надо 7 . Где взять ещё 3 ? ( взять второй круг)

Вы согласны со мной?

Что неверно? ( надо взять четвертые доли.)

На сколько частей надо второй круг разделить?

Сколько взять от второго круга? ( 3 четвёртые доли

Итак, вот что у вас должно было получиться.

Сравните числитель и знаменатель дроби 7\4 ( Числитель больше знаменателя)

Дробь 7\4 неправильная, значит у неправильной дроби… Продолжите.

Если дети не могут продолжить, то вопрос:

Что больше у неправильной дроби числитель или знаменатель?

Сравните неправильную дробь 7\4 с 1 ? Она больше или меньше 1

Почему? Докажите. (т к. это 1 целое и ещё часть)

Какая дробь называется неправильной?

Неправильной называется дробь, у которой числитель больше знаменателя и дробь больше 1.

А сейчас угадайте имя героя зашифрованное в ребусе

Ели ( рисунок) Сей

Елисей в поисках невесты проскакал до привала 3\5 , а после привала ещё 2\5 пути. Отметим на числовом луче путь Елисея.

На сколько частей разделим целое?

Какое значение соответствует 1 делению? 1\5

Второму делению 2\5, третьему 3\5. отметим путь до привала дугой.

После привала он проскакал ещё 2\5. Отметьте точку куда прибыл Елисей.

Какая дробь соответствует 1? ( 5\5) Здесь он нашёл свою невесту. (картинка)

Дробь 5\5 это правильная или неправильная дробь? ( Кто считает, что правильная, поднимите руки).

А кто считает, что неправильная?

Что выражают дроби? (части единиц)

А эта дробь выражает часть? (нет)

А что она выражает? Она выражает целое число

Значит она какая правильная или неправильная? Сделайте вывод.( значит она неправильная)

Что можно сказать о числителе и знаменателе этой неправильной дроби? ( ч = з)

Значит могут быть неправильные дроби у которых… продолжите ( ч = з)

Эта дробь больше или меньше 1 ( она =1)

Расскажите, что узнали о неправильных дробях.

Вывод: у неправильной дроби числитель больше или равен знаменателю, а дробь больше или равна 1.

Вывод: у правильной дроби числитель меньше знаменателя и дробь меньше 1.







1 = 1


а) Дробь, в которой числитель меньше знаменателя называется _____________ дробью.

б) Дробь называют неправильной дробью, если ее числитель______ или ________ знаменателю.

в) Правильная дробь всегда __________ неправильной дроби.

г) Правильная дробь ________единицы.

д) Неправильная дробь _______ единицы.

е) Смешанное число состоит из ___________части и __________ асти.

Выпишите из данных дробей: , , , , . , 

а) правильные дроби ____________________

б) неправильные дроби _________________.

5. Итог урока. Выставление оценок.

Наш урок подходит к концу и мы с вами послушаем Притчу.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства.

Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил: "Что ты делал целый день?" И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго мудрец спросил: "А что ты делал целый день?", и тот ответил: "А я добросовестно выполнял свою работу".

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: "А я принимал участие в строительстве Храма".

– Ребята! давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать внимательность, аккуратность при работе с текстами и записями примеров с правильными и неправильными дробями.

Планируемые результаты

метапредметные

формировать навыки самоорганизации, учебную мотивацию, оценивать результат и рефлектировать его в отношении личностной значимости.

Познавательные: уметь делать выводы, формировать навык распознания правильных и неправильных дробей; применять полученные знания при решении задач; работать с информацией, в том числе и с различными математическими текстами;

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи в паре, определять цель учебного занятия, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать достижения свои и одноклассников

Коммуникативные: уважать и уметь слушать друг друга, взаимодействовать в паре, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Знать какая дробь называется правильной, а какая неправильной; уметь распознавать правильные и неправильные дроби.

Образовательные ресурсы : Электронное приложение к учебнику. УМК "Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс", тетрадь-задачник, тетрадь тренажер

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Проверяет подготовленность обучающихся к учебному занятию, организует внимание детей. Приветствует их.

Вот и встретились мы снова

И к уроку все готово

Я надеюсь, что урок

Нам пойдет сегодня впрок

проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

(актуализация и мотивация деятельности)

На прошлом уроке мы работали с вами моделью дробь

Что из себя представляет дробь - это запись числа, выражающая части целого

Вспомним, какие открытия были сделаны на предыдущих уроках?

Математическая разминка

На понимание дроби


1) Дана дробь   . Что показывает знаменатель дроби? Числитель дроби?

Представление дроби - выражение части целого

2) Сколько граммов в килограмме? Какую часть килограмма составляет 1 г? 480 г? Назовите числитель и знаменатель

3) У Вики было 7 конфет. 3 конфеты Вика отдала подружке. Какую часть всех конфет Вика отдала? Какая часть всех конфет у Вики осталась?

Изобретение дикобраза – устный счет и проверка дз

1903 - 401 = 1302

Сколько примеров в целом задании?

– Какая часть примеров с ошибками?

– Какая часть примеров решена верно?

Выполнение задания –работа с моделями (проблемный вопрос), контролирует выполнение

Закрасить  , ,  квадрата

Затруднение вызвало последнее изображение дроби

Отвечают на вопросы

Читают задания, выполняют устно вычисления и делают вывод

что такое дробь; что такое числители и знаменатели и что они показывались; научились записывать и читать дроби

Читайте также: