Программы для создания баз данных конспект

Обновлено: 07.07.2024

При разработке баз данных принято выделять определённые этапы.

Первый этап — постановка задачи. На этом этапе происходит следующее:

• определяется цель, для которой создаётся база данных;

• уточняется предметная область, при этом привлекаются специалисты этой предметной области для получения более качественного результата разработки;

• определяются предполагаемые виды работ: это может быть выборка данных, изменение данных, печать отчёта и др.;

• определяются потенциальные пользователи базы данных.

На втором этапе происходит проектирование базы данных. Этот этап включает в себя определение самих информационных объектов, из которых будет формироваться база данных, а также перечня атрибутов, характеризующих каждый информационный объект.

После чего определяется структура реляционных таблиц, свойства полей, связи между таблицами, а именно:

1. Формируется общий список полей для описания атрибутов таблиц БД.

2. Все поля распределяются по базовым таблицам.

3. Свойства каждого поля определяются в соответствии со свойствами данных.

4. Ключевые поля определяются для каждой таблицы.

5. Определяются связи между таблицами.

Третий этап — это собственно создание базы данных.

Возможны два варианта:

1. Если нужна уникальная база данных, то она пишется на одном из языков программирования, и в этом случае требуются высококвалифицированные программисты.

2. Существует и второй вариант, для которого достаточно базовых пользовательских навыков и понимания принципов работы базы данных (БД) — это использование специального программного обеспечения — систем управления баз данных (СУБД). В дальнейшем мы будем рассматривать только этот способ.

При создании БД происходит следующее:

— запуск СУБД и создание нового файла БД;

— создание таблиц и связей между ними;

— тестирование БД и коррекция;

— разработка требуемых элементов управления данными: это формы, запросы и отчёты;

— заполнение таблиц данными (это может выполнить пользователь БД).

Четвёртый этап — это эксплуатация БД, которая состоит из сортировки, фильтрации и поиска записей, отбора данных по соответствующим критериям, обработку данных и подготовку отчётов.

В общем виде этапы разработки базы данных представлены на схеме.

Программное обеспечение для создания БД, хранения и поиска в них необходимой информации называется СУБД (системой управления базами данных).

Существует настолько большое количество СУБД, что их можно классифицировать по моделям данных, по размещению или по способу доступа к БД.

В зависимости от модели данных СУБД бывают иерархические, сетевые, реляционные и другие.

Если все составляющие СУБД размещаются на одном компьютере, то она считается локальной. Когда данные могут храниться и обрабатываться на разных компьютерах локальной или глобальной сети, то речь идет о распределённых СУБД.

В файл-серверных СУБД файлы с данными размещаются на сервере и доступ с клиентского компьютера к данным осуществляется через локальную сеть. Частным случаем таких СУБД являются размещение как самих данных, так и СУБД на одном клиентском компьютере. Примерами являются Microsoft Access, OpenOffice Base, LibreOffice Base.

Встраиваемые входят в состав таких программных продуктов, как словари, поисковые системы, электронные энциклопедии и др. Примером может служить компактная встраиваемая СУБД SQLite.

Наиболее популярными являются клиент-серверные СУБД. В этом случае на сервере устанавливается полная версия СУБД и БД, где происходят все операции с данными. На клиентском компьютере устанавливается небольшая по объему клиентская версия СУБД для осуществления запросов и вывода результатов обработки, полученных от сервера. Известными клиент-серверными СУБД являются Oracle, MySQL, PostgreSQL.

Рассмотрим начало работы в программной среде СУБД на примере LibreOffice Base.

Для этого нужно открыть приложение.

Следующее диалоговое окно предлагает зарегистрировать БД и открыть её для редактирования.

Далее в диалоговом окне указываем место сохранения БД и указываем имя.

После этого открывается для редактирования окно базы данных.

Одним из главных элементов интерфейса СУБД является окно базы данных.

В нём отражаются все объекты базы данных: таблицы, запросы, формы, отчёты.

Активный объект выделяется курсором. В нашем случае выделены таблицы.

Вся база данных состоит из таблиц и связей между ними.

Теперь перед заполнением необходимых таблиц нужно определиться с их количеством и структурой, типами связей при использовании нескольких таблиц, а также видами и количеством форм, запросов и отчётов.

Структура таблицы определяется набором и свойствами полей.

Вы уже знаете, что записью является строка таблицы, в ней содержится набор данных об одном объекте. А столбец — это поле, в нём содержатся однородные данные, относящиеся ко всем объектам. Основными свойствами полей являются:

  1. Имя поля — оно уникально в рамках таблицы, определяет, как нужно обращаться к данным этого поля.
  2. Тип поля — определяет тип допустимых данных поля.
  3. Размер поля — определяет допустимую длину данных поля.
  4. Формат поля — определяет способ форматирования данных.
  5. Подпись — определяет заголовок столбца таблицы данного поля, при его отсутствии указывается Имя поля.
  6. Значение по умолчанию — вводится автоматически при формировании очередной записи таблицы.
  7. Условие на значение — проверка правильности ввода данных.

После создания таблиц нужно установить связи между ними.

СУБД обеспечивает автоматический контроль взаимосвязанных данных из разных таблиц. Это гарантия целостности данных — одного из важнейших свойств БД.

Редактирование таблиц допустимо на любом этапе, т. е. возможны следующие действия:

• изменение типов и свойств полей;

При работе с таблицами пользователь видит все поля и записи в ней. Это не всегда удобно. Более комфортным для пользователя является работа с данными, представленными в формах.

Формы — это вспомогательные объекты БД, обеспечивающие удобный для пользователя интерфейс при вводе, просмотре или редактировании данных в БД.

Формы содержат не все поля таблицы, а только необходимые пользователю. Дизайн формы можно выбрать в соответствии с назначением и по своему усмотрению, включая в форму рисунки, тестовые надписи, диаграммы, а также используя элементы управления (кнопки, флажки, переключатели и т. п.). Для создания форм в СУБД имеются специальные инструменты.

В LibreOffice Base возможен вариант создания формы по шагам с помощью мастера или создания формы в режиме дизайна. В этом случае открывается окно с инструментами рисования, в котором создаётся форма.

Над данными, хранящимися в БД, можно выполнять различные действия, среди которых:

• обновление, удаление и добавление данных;

Действия, выполняемые над данными, хранящимися в БД, называются манипулированием данных.

Для этого существуют инструменты сортировки, фильтров и запросов.

Возможна сортировка по возрастанию или убыванию значений выбранного поля. Для осуществления сортировки в LibreOffice Base достаточно выделить значение одного из полей записи и нажать на кнопку сортировка по возрастанию или сортировка по убыванию. Всегда можно отказаться от сортировки, нажав на соответствующую кнопку.

Поиск данных происходит стандартным образом. Вызвать диалоговое окно поиска данных можно через пиктограмму меню или с помощью комбинации клавиш Ctrl + F.

Если нужно произвести отбор данных, соответствующих определённым условиям, то в этом случае удобно использовать фильтрацию данных.

Фильтр — это условие, по которому производится поиск и отбор записей.

В СУБД LibreOffice Base можно выбрать быстрый фильтр, с помощью которого можно выбрать все записи, у которых значение поля полностью совпадает с выделенным. Если таких записей нет, то фильтр отбирает только текущую запись. Когда необходимо более сложное условие для отбора записей, то можно использовать стандартный фильтр. В этом случае в диалоговом окне нужно указать условия для различных полей и выбрать необходимые логические операторы И, ИЛИ.

Одним из основных инструментов обработки данных являются запросы. Запросы, как и фильтры, осуществляют поиск записей в БД, но запрос — это самостоятельный объект БД, а фильтр привязан к конкретной таблице. Возможны различные способы создания запросов. Для LibreOffice Base — это самостоятельно в режиме дизайна, с помощью мастера или непосредственно указав инструкции в SQL.

Для красивого вывода на печать результатов обработки данных используют отчеты. В отчётах предусмотрены возможности оформления, используемые при печати документов. Кроме того, отчёты позволяют обобщать, сортировать, группировать данные и т. п.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основные возможности и особенности СУБД Microsoft Office Access

Рассмотрим основные возможности и особенности СУБД Microsoft Office Access. Разобраны последовательность создания базы данных в этой системе, стандартные режимы работы с таблицами, методы разработки экранных форм, отчетов, запросов.

Цель: освоение методов работы с базами данных в системе Microsoft Office Access.

Общая характеристика системы

Система Microsoft Access является одним из основных компонентов Microsoft Office и предназначена для работы с реляционными базами данных. Особенность данной СУБД: вся информация базы данных хранится в одном файле (*.mdb). Кроме информации таблиц, в этом же файле сохраняются компоненты приложения для работы с базой данных - экранные формы, отчеты, запросы, программные модули.

Для работы с базой данных система использует Microsoft Jet database engine - систему управления базами данных, извлекающую и сохраняющую данные в пользовательских и системных задачах. Ядро базы данных Microsoft Jet можно рассматривать как компонент диспетчера данных, с помощью которого строятся остальные системы доступа к данным, такие как Microsoft Access и Microsoft Visual Basic.

Язык написания программных модулей для работы с базой данных - Microsoft Visual Basic for Applications (VBA).

Основные возможности системы при работе с базами данных приведены в табл.1.1.

Таблица 1.1. Спецификации системы Microsoft Office Access 2003

Атрибут Максимальное значение

База данных

Размер файла базы данных (*.mdb)

2 Гбайт за вычетом места, необходимого системным объектам

Число объектов в базе данных

Модули (включая формы и отчеты), свойство Наличие модуля (HasModule) которых имеет значение True)

Число знаков в имени объекта

Число знаков в пароле

Число знаков в имени пользователя или имени группы

Число одновременно работающих пользователей

Таблица

Число знаков в имени таблицы

Число знаков в имени поля

Число полей в таблице

Число открытых таблиц

2048 (фактическое число может быть меньше из-за внутренних таблиц, открываемых Microsoft Access)

2 Гбайт за вычетом места, необходимого системным объектам

Число знаков в текстовом поле

Число знаков в поле MEMO

65 535 при вводе данных через интерфейс пользователя;1 Гбайт для хранения знаков при программном вводе данных

Размер поля объекта OLE

Число индексов в таблице

Число полей в индексе

Число знаков в условии на значение записи

Число знаков в описании таблицы или поля

Число знаков в записи (кроме полей MEMO и полей объектов OLE)

Число знаков в значении свойства поля

Запрос

Число установленных связей

32 на одну таблицу за вычетом числа индексов, находящихся в таблице для полей или сочетаний полей, которые не участвуют в связях

Число таблиц в запросе

Число полей в наборе записей

Размер набора записей

255 знаков в одном или нескольких полях

Число уровней вложения запросов

Число знаков в ячейке на бланке запроса

Число знаков для параметра в запросе с параметрами

Число операторов AND в предложении WHERE или HAVING

Число знаков в инструкции SQL

Форма и отчет

Число знаков в надписи

Число знаков в поле

Ширина формы или отчета

22 дюйма (55,87 см)

22 дюйма (55,87 см)

Высота всех разделов плюс заголовки разделов (в режиме конструктора)

200 дюймов (508 см)

Число уровней вложения форм или отчетов

Число полей или выражений, которые можно отсортировать или сгруппировать в отчете

Число заголовков и примечаний в отчете

1 заголовок/примечание отчета; 1 заголовок/примечание страницы; 10 заголовков/примечаний групп

Число печатных страниц в отчете

Число элементов управления и разделов, которые можно добавить за время существования формы или отчета

Число знаков в инструкции SQL, работающей в качестве свойства Источник записей (RecordSource) или Источник строк (RowSource) формы, отчета или элемента управления (оба .mdb и .adp)

Макрос

Число знаков в условии

Число знаков в комментарии

Число знаков в аргументе макрокоманды

В табл. 1.2. приведены сведения о типах данных, которые могут иметь поля в таблицах.

Таблица 1.2. Типы данных системы

Тип данных в VBA

Текст, состоящий из любых символов в кодировке Unicode (2 байта на символ)

До 255 символов

Текст в кодировке Unicode

До 64000 символов

Числовой(Байт, Целое, Длинное целое, Одинарное с плавающей точкой, Двойное с плавающей точкой, Код репликации, Действительное)

1, 2, 4 или 8 байтов. 16 байтов только для кодов репликации (GUID)

Дата/времяПолный формат даты. Длинный формат даты. Средний формат даты. Краткий формат даты. Длинный формат времени. Средний формат времени. Краткий формат времени

Даты и время. 31.12.04 23:55:5931 декабря 2004 г.31-дек-0431.12.0423:55:5911:5523:55

8 байтов(при активации поля всегда показывает полный формат даты)

Значения валют. Денежный тип используется для предотвращения округлений во время вычислений. Предполагает до 15 символов в целой части числа и 4 - в дробной

Автоматическая вставка последовательных (увеличивающихся на 1) или случайных чисел при добавлении записи.

4 байта. 16 байтов только для кодов репликации (GUID)

Поля, содержащие только одно из двух возможных значений, таких как Да/Нет, Истина/Ложь, Вкл/Выкл.

Поле объекта OLE

Объекты (например, документы Microsoft Word, электронные таблицы Microsoft Excel, рисунки, звуки и другие двоичные данные), созданные в программах, использующих протокол OLE. Объекты могут быть связанными или внедренными.

До 1 гигабайта (ограничено объемом диска)

Поле, в котором хранятся гиперссылки. Гиперссылка может иметь вид пути UNC, либо URL-адреса

До 64000 символов

Создает поле, позволяющее выбрать значение из другой таблицы или из списка значений, используя поле со списком. При выборе данного типа запускается Мастер для определения этого поля

Тот же размер, который имеет первичный ключ, являющийся полем подстановок

Система Microsoft Access имеет собственные средства для разграничения прав доступа пользователей к базе данных.

Простейшим способом ограничения доступа к базе данных является установка пароля для открытия базы данных (*.mdb). После установки пароля при каждом открытии базы данных будет появляться диалоговое окно, в которое требуется ввести пароль. Этот способ достаточно надежен (Microsoft Access шифрует пароль, поэтому к нему нет доступа при непосредственном чтении файла базы данных), но он действует только при открытии базы данных. После открытия базы все объекты становятся доступными для пользователя (пока не определены другие типы защиты, описанные ниже в этом разделе). Для базы данных, которая совместно используется небольшой группой пользователей или на автономном компьютере, обычно оказывается достаточно установки пароля.

База данных может быть зашифрована. При шифровании базы данных ее файл сжимается и становится недоступным для чтения служебными программами или текстовыми редакторами. Дешифрование базы данных отменяет результаты операции шифрования.

Нельзя использовать установку пароля на базу данных, если предполагается выполнять репликацию базы. Реплицированные базы данных не могут быть синхронизированы, если установлен пароль базы данных.

Защита на уровне пользователей имеет большие возможности по разграничению прав. Этот способ подобен способам, используемым в большинстве сетевых систем.

При запуске Microsoft Access от пользователя требуется идентифицировать себя и ввести пароль. Microsoft Access по умолчанию создает две группы: администраторы (группа Admins) и простые пользователи (группа Users). Допускается определение других групп и пользователей.

Члены группы Admins имеют разрешения на доступ ко всем объектам базы данных. Другим группам и пользователям могут предоставляться разрешения на доступ только к отдельным объектам базы данных. Типовые разрешения на доступ для группы Users могут включать "Чтение данных" и "Обновление данных" для таблиц и запросов, а также "Открытие/запуск" для форм и отчетов.

Создание базы данных

Процесс создания базы данных рассмотрим на примере описанной ранее (лекция 3) модели базы данных информационной системы "Контингент студентов университета".

В системе Microsoft Access процесс создания базы данных выполняется следующим образом. При запуске системы появляется диалоговое окно для выбора режима работы (рис. 1.1), в котором следует выбрать пункт Новая база данных.

hello_html_39ba5512.jpg

Рис. 1.1. Создание файла

После выбора первого пункта появляется окно для задания пути сохранения и имени новой базы.

Выберем папку на диске для сохранения файла базы данных и зададим имя базы - STUDENTS, нажмем на кнопку Создать, после чего откроется окно базы данных.

Далее необходимо задать структуру таблиц в соответствии с описанной ранее концептуальной моделью. Можно также воспользоваться сгенерированной ранее системой Case Studio - программой создания таблиц базы данных, однако, далее описан режим создания таблиц с помощью Конструктора. Умение использовать этот режим необходимо каждому пользователю для создания новых таблиц и модификации структуры уже существующих.

Выберем пункт Создание таблицы в режиме конструктора (рис. 1.2) и опишем структуру главной таблицы базы данных, т.е. зададим имя, тип, размер каждого поля таблицы, а также первичный ключ (если необходимо), индексированные поля и подпись (рис. 1.3). Имена полей лучше писать латинскими буквами, в одно короткое слово - для удобства использования их в запросах и программах, работающих с базой данных; задание подписей для полей облегчает разработку экранных форм и отчетов.

hello_html_m1341835e.jpg

Рис. 1.2. Окно базы данных

hello_html_m525636af.jpg

Рис. 1.3. Описание структуры таблицы в конструкторе

Структура таблицы SPISOK приведена в табл. 1.3.

Таблица 1.3. Структура таблицы SPISOK

Для поля NZ следует задать свойство "Ключевое поле", т.к. номер зачетки - уникальный для каждого студента и однозначно его идентифицирует в таблице базы. По окончании описания структуры таблицы даем команду Сохранить (на стандартной панели инструментов, в меню - раздел Файл, или при закрытии окна конструктора) и задаем название таблицы - SPISOK.

Аналогичным образом создаем в базе данных справочник факультетов с именем файла FCLT, структура его приведена в табл. 1.4.

Существуют различные программы для создания баз данных. Как правило, в таком ПО реализованы функции управления, редактирования, обработки информации. В зависимости от объема, типа данных, предпочтений компании, выбирается тот или иной софт.

Самое распространенное и знакомое всем решение, правда, не самое удобное для работы с большими массивами – это Excel. Если говорить о продуктах Microsoft, то непосредственно для работы с БД было создано приложение Access. Кроме нее есть не менее удобные варианты. В нашем материале вы найдете подборку наиболее популярных программ для работы с данными.

Принцип работы базы данных и СУБД

База данных представляет собранное множество записей различных сведений. Они необходимы, чтобы у пользователей была возможность сразу получить доступ к большому объему данных для выполнения разного рода операций.

В базе данных содержится абсолютно разная информация: это может быть семейная книга рецептов на все случаи жизни, книга доходов и расходов вашего отца, где видно передвижение денег в семье, или страница в социальных сетях, где можно изучить всех подписчиков владельца. Таким образом, можно сделать вывод, что вся информация в базе данных относится к какому-то конкретному типу.

Принцип работы базы данных и СУБД

Принцип работы базы данных и СУБД

С появлением баз данных пользователи получили доступ к множеству наборов информации. Как видно из вышеприведенных примеров, база данных может содержать записи с информацией похожего типа. Но, это понятие не устойчиво, так как с появлением NoSQL определение поменялось. Дело в том, что размеры веб-сайтов стали больше. Увеличилась их интерактивность, стало больше информации не только о пользователях, но и потенциальных клиентах, заявках, заказах и т.д.

Таким образом, базы данных превратились из простого источника информации в серьезный актив компаний, которые нуждаются различных базах данных с возможностью их масштабирования и в инженерах, которые умеют управлять этими базами.

Мы выяснили, что базы данных — это неотъемлемая часть современного мира. Теперь необходимо рассказать о программах для создания и обработки базы данных. Нужно понять, каким образом обрабатываются базы данных в компьютерных системах. Вот сейчас самое время рассказать о системе управления базами данных. СУБД — программное обеспечение, с помощью которого выполняют различные манипуляции с базами данных на компьютере.

Это может быть редактирование, создание, выполнение различных операций вроде вставки данных и т. д. Чтобы все эти операции были выполнимы, СУБД предоставляет необходимые API. Практически ни одна программа не обходится без использования СУБД при работе с данными, хранящимися на диске. Более того, СУБД отвечает за резервное копирование, проверяет, в каком состоянии находятся базы данных, осуществляют проверку доступов и т. д.

Ваш Путь в IT начинается здесь

Подробнее

Именно по этой причине для работы с различными базами данных рекомендовано пользоваться СУБД.

10 популярных программ для создания и обработки базы данных

Многие организации используют базы данных для стандартного учета информации. Для работы с такими системами разработаны специальные программы. Мы привели вашему вниманию несколько самых известных и качественных программ для создания и использования баз данных в целях пользователей.

Одна из самых распространенных СУБД — Microsoft Access. Функционал и интуитивно понятный интерфейс делают инструмент доступным даже для начинающих пользователей. Microsoft Access подходит как для обучения, так и для решения конкретных задач. Инструмент содержит в себе функцию переключения между двумя режимами — таблицы и конструктора.

Microsoft Access

Microsoft Access

Пользователь устанавливает тип данных для каждой из ячеек базы. Так, это может быть текстовая информация, число, время и дата, гиперссылка, логическое значение и т. д. Есть встроенный многофункциональный модуль с большим количеством изменяемых параметров. Он используется для составления отчетов, заполнения запросов и форм.

Чтобы разобраться в особенностях работы, пользователи могут изучить подробное руководство, где все процессы подробно описаны. Поддерживается интерфейс на русском языке. Программа для создания базы данных Access платная. Ее распространение возможно лишь в рамках офисного пакета Microsoft.

LibreOffice — аналог Microsoft Office и приложения Access в частности. Он может быть применен при работе с текстовыми документами, таблицами, презентациями, базами данных, графическими изображениями и даже математическими записями. Для работы необходимо установить на компьютере полный пакет и выбрать нужный модуль для запуска. Для БД необходим формат ODB.

LibreOffice содержит практически весь функционал Access. Кроме того, разработчики позаботились об удобном и понятном для пользователя интерфейсе, без загромождения разного рода кнопками и категориями. Главное окно содержит только основные возможности. Но есть нюанс — здесь нет мастера создания баз данных со встроенными шаблонами. Зато поддерживается интерфейс на русском языке, и есть открытый исходный код. Это одна из бесплатных программ для создания баз данных.

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Александр Сагун

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

pdf иконка

3,7 MB

Инструмент предназначен для работы с базами на основе технологии MySQL. Продукт разработан специалистами Workbench и содержит все инструменты для создания и администрирования баз данных, необходимых на практике. Интерфейс очень простой и удобный, справится даже начинающий пользователь. Отдельно стоит выделить возможность установки шаблона, предназначенного для автоматического индексирования ячеек, обработки запросов и смены сценариев SQL.

MySQL Workbench

MySQL Workbench

MySQL Workbench содержит модуль для визуального проектирования. Для формирования таблиц и установки связей между ними предусмотрены ER-диаграммы. Подсвечивается синтаксис SQL, в том числе все возможные ошибки как при наборе простого теста, так и кода. Интерфейс удобен и интуитивно понятен, но не поддерживает русского языка. Это, наверно, самый большой минус для русскоговорящих пользователей.

Интерфейс Navicat состоит из 3 частей. Слева — список всех имеющихся БД пользователя. В центре — место, предназначенное для обработки таблиц, справа — информация по выделенным объектам. Для возможности проектирования имеются удобные ER-диаграммы. Интерфейс на русском языке отсутствует. Есть бесплатная ознакомительная версия. При необходимости можно приобрести подписку на базовую версию, стандартную и коммерческую.

DataExpress — одна из популярных программ для создания и обработки баз данных клиентов. Это своеобразный конструктор, содержаний большое количество разнообразных приложений. У пользователя есть полноценная возможность создать персонализированную программу учета. Инструмент содержит все модули привычных СУБД: мастер ввода данных, опции фильтрации и поиска, шаблоны, автоматическая генерация значений и т. д.

Топ-10 систем управления базами данных в 2019 году

Oracle RDBMS (она же Oracle Database) на первом месте среди СУБД. Система популярна у разработчиков, проста в использовании, у нее понятная документация, поддержка длинных наименований, JSON, улучшенный тег списка и Oracle Cloud.

Особенности

  • Обрабатывает большие данные.
  • Поддерживает SQL, к нему можно получить доступ из реляционных БД Oracle.
  • Oracle NoSQL Database с Java/C API для чтения и записи данных.

2. MySQL

Топ-10 систем управления базами данных в 2019 году

MySQL работает на Linux, Windows, OSX, FreeBSD и Solaris. Можно начать работать с бесплатным сервером, а затем перейти на коммерческую версию. Лицензия GPL с открытым исходным кодом позволяет модифицировать ПО MySQL.

Эта система управления базами данных использует стандартную форму SQL. Утилиты для проектирования таблиц имеют интуитивно понятный интерфейс. MySQL поддерживает до 50 миллионов строк в таблице. Предельный размер файла для таблицы по умолчанию 4 ГБ, но его можно увеличить. Поддерживает секционирование и репликацию, а также Xpath и хранимые процедуры, триггеры и представления.

Особенности

  • Масштабируемость.
  • Лёгкость использования.
  • Безопасность.
  • Поддержка Novell Cluster.
  • Скорость.
  • Поддержка многих операционных систем.

3. Microsoft SQL Server

Топ-10 систем управления базами данных в 2019 году

Самая популярная коммерческая СУБД. Она привязана к Windows, но это плюс, если вы пользуетесь продуктами Microsoft. Зависит от платформы. И графический интерфейс, и программное обеспечение основаны на командах. Поддерживает SQL, непроцедурные, нечувствительные к регистру и общие языки баз данных.

Особенности

  • Высокая производительность.
  • Зависимость от платформы.
  • Возможность установить разные версии на одном компьютере.
  • Генерация скриптов для перемещения данных.

4. PosgreSQL

Топ-10 систем управления базами данных в 2019 году

Масштабируемая объектно-реляционная база данных, работающая на Linux, Windows, OSX и некоторых других системах. В PostgreSQL 10 есть такие функции, как логическая репликация, декларативное разбиение таблиц, улучшенные параллельные запросы, более безопасная аутентификация по паролю на основе SCRAM-SHA-256.

Особенности

  • Поддержка табличных пространств, а также хранимых процедур, объединений, представлений и триггеров.
  • Восстановление на момент времени (PITR).
  • Асинхронная репликация.

NoSQL-базы данных

5. MongoDB

Топ-10 систем управления базами данных в 2019 году

Самая популярная NoSQL система управления базами данных. Лучше всего подходит для динамических запросов и определения индексов. Гибкая структура, которую можно модифицировать и расширять. Поддерживает Linux, OSX и Windows, но размер БД ограничен 2,5 ГБ в 32-битных системах. Использует платформы хранения MMAPv1 и WiredTiger.

Особенности

  • Высокая производительность.
  • Автоматическая фрагментация.
  • Работа на нескольких серверах.
  • Поддержка репликации Master-Slave.
  • Данные хранятся в форме документов JSON.
  • Возможность индексировать все поля в документе.
  • Поддержка поиска по регулярным выражениям.

6. DB2

Топ-10 систем управления базами данных в 2019 году

Работает на Linux, UNIX, Windows и мейнфреймах. Эта СУБД идеально подходит для хост-сред IBM. Версию DB2 Express-C нельзя использовать в средах высокой доступности (при репликации, кластеризации типа active-passive и при работе с синхронизируемым доступом к разделяемым данным).

Особенности DB2 11.1

  • Улучшенное встроенное шифрование.
  • Упрощённая установка и развёртывание.

7. Microsoft Access

Топ-10 систем управления базами данных в 2019 году

Система управления базами данных от Microsoft, которая сочетает в себе реляционное ядро БД Microsoft Jet с графическим интерфейсом пользователя и инструментами разработки ПО.

Особенности

  • Можно использовать VBA для создания многофункциональных решений с расширенными возможностями управления данными и пользовательским контролем.
  • Импорт и экспорт в форматы Excel, Outlook, ASCII, dBase, Paradox, FoxPro, SQL Server и Oracle.
  • Формат базы данных Jet.

8. Cassandra

Топ-10 систем управления базами данных в 2019 году

СУБД активно используется в банковском деле, финансах, а также в Facebook и Twitter. Поддерживает Windows, Linux и OSX. Для запросов к БД Cassandra используется SQL-подобный язык — Cassandra Query Language (CQL).

Особенности

  • Линейная масштабируемость.
  • Быстрое время отклика.
  • Поддержка MapReduce и Apache Hadoop.
  • Максимальная гибкость.
  • P2P архитектура.

9. Redis

Топ-10 систем управления базами данных в 2019 году

Особенности

  • Автоматическая обработка отказа.
  • Транзакции.
  • Сценарии LUA.
  • Вытеснение LRU-ключей.
  • Поддержка Publish/Subscribe.

10. Elasticsearch

Топ-10 систем управления базами данных в 2019 году

Легко масштабируемая поисковая система корпоративного уровня с открытым исходным кодом. Благодаря обширному и продуманному API обеспечивает чрезвычайно быстрый поиск, работает в том числе с приложениями для обнаружения данных. Используется такими компаниями, как Википедия, The Guardian, StackOverflow, GitHub. ElasticSearch позволяет создавать копии индексов и сегментов.

Программы для работы с базами данных

Базы данных являются отличным инструментом учета информации, который используется многими организациями. Существуют специальные программы, позволяющие работать с такими системами. Предлагаем рассмотреть наиболее популярные и качественные из них.

Microsoft Access

Интерфейс программы Microsoft Access

В каждой ячейке базы данных пользователь устанавливает тип данных, выбирая его из списка. Это может быть краткий или длинный текст, число, денежная сумма, дата и время, логическое значение, гиперссылка и т. д. Присутствует многофункциональный модуль для составления отчетов, запросов и форм, предусматривающий множество изменяемых параметров. Интерфейс поддерживает русский язык, а для начинающих пользователей реализовано подробное руководство с описанием всех процессов. Access является платным и распространяется в рамках офисного пакета от Microsoft.

LibreOffice

LibreOffice — это комплекс прикладных приложений, который может стать отличным аналогом Microsoft Office в целом и Access в частности. Рассматриваемый вариант можно использовать для работы с текстовыми документами, таблицами, презентациями, графическими изображениями, математическими записями и базами данных. Пакет устанавливается полностью, после чего пользователь сам выбирает необходимый модуль для запуска. Для БД используется формат ODB.

Интерфейс программы LibreOffice Base

В LibreOffice предусмотрены практически все функции, которые можно найти в Access. При этом разработчики постарались сделать максимально простой и привлекательный инструмент без загромождения огромным количеством кнопок и категорий. В главном окне расположены только самые основные возможности. Однако в рассматриваемом решении отсутствует мастер для создания баз данных со стандартными шаблонами. Приложение обладает открытым исходным кодом и его можно бесплатно скачать на русском языке.

Интерфейс программы Database NET

MySQL Workbench

Как понятно из названия, Workbench работает с базами на основе технологии MySQL. Она создана ее разработчиками, поэтому здесь сосредоточены все инструменты для создания и администрирования БД, которые могут пригодиться на практике. Подойдет даже для начинающих пользователей, поскольку все действия выполняются через удобный интерфейс. Из основных функций стоит отметить возможность установки шаблона для автоматического индексирования ячеек, выполнения запросов и смены сценариев SQL.

Интерфейс программы MySQL Workbench

Важно отметить, что в MySQL Workbench предусмотрен модуль для визуального проектирования. Формирование таблиц и создание связей между ними осуществляется с помощью ER-диаграмм. Выделяется синтаксис SQL, отмечаются допущенные ошибки при наборе как обычного текста, так и кода. Интерфейс является весьма удобным, но он не поддерживает русского языка, что может стать проблемой.

Navicat

Интерфейс программы Navicat

Интерфейс Navicat поделен на три основные части. В левом меню отображается список всех баз данных, к которому подключен пользователь. В центре размещена область для работы с таблицами, а справа можно ознакомиться с подробной информацией по выделенным объектам. Как и в случае с MySQL Workbench, для проектирования используются удобные ER-диаграммы. Можно установить ознакомительную версию или приобрести базовую, стандартную или коммерческую подписку. Русскоязычный интерфейс отсутствует.

DataExpress

DataExpress — еще один удобный инструмент для создания и администрирования баз данных. Он представлен в виде конструктора приложений с множеством функций. Таким образом, пользователь может создать персонализированную программу учета. В рассматриваемом решении собраны модули всех привычных СУБД: мастер ввода данных, опции фильтрации и поиска, шаблоны, автоматическая генерация значений и многое другое.

Интерфейс программы DataExpress

В основе системы используется технология RemObject Pascal Script, которая позволяет реализовать любые логические алгоритмы. Интерфейс DataExpress выполнен в простом стиле и нацелен на рядовых пользователей, что дает им возможность создавать отличные СУБД без использования языка программирования. Для работы в сети используется движок Firebird. Помимо этого, можно добавлять собственные расширения для повышения функциональности ПО.

dbForge Studio

Следующее решение работает с системами MySQL и MariaDB. Имеет приятный графический интерфейс для осуществления запросов, разработки и отладки объектов баз данных. Проектирование БД в dbForge Studio происходит с помощью SQL. При этом редактор подсвечивает синтаксис, отмечает ошибки в нем, а также имеет функцию отладки хранимых процедур. Присутствует и визуальный редактор для малоопытных пользователей.

Интерфейс программы dbForge Studio

В dbFogrge Studio реализованы инструменты для грамотного администрирования базы данных. Можно открыть доступ к таблицам нескольким пользователям, работающим в рассматриваемой СУБД. Предусмотрено автоматическое резервное копирование, функция импорта и экспорта, возможность копировать базу данных и многое другое. Данные в таблицах можно подвергнуть подробному анализу или создать отчет. Для этого используется специальный мастер с множеством параметров. Продукт является платным и поддерживает русский язык.

Paradox Data Editor

Paradox Data Editor позволяет просматривать и редактировать таблицы баз данных на движке BDE. Хотя интерфейс программы и является несколько устаревшим, взаимодействовать с ним довольно просто. Стоит отметить наличие средства просмотра технологии BLOB, возможность установки различных фильтров и поиска, отображение статистики по отдельным колонкам. Это лишь малая часть удобных функций, которыми наделено рассматриваемое решение.

Интерфейс программы Paradox Data Editor

Предусмотрена система безопасности, позволяющая установить пароль на БД. Доступен экспорт данных в различные форматы (HTML, CSV, Excel, RTF, SYLK) и печать на принтере. Русскоязычный интерфейс отсутствует, зато распространяется Paradox Data Editor на бесплатной основе.

Reportizer

Следующая программа не предназначена для создания и администрирования баз данных и представляет собой отличный инструмент для формирования отчетов БД и дальнейшего их экспорта в отдельный файл или печати на бумаге. Reportizer стабильно работает с Oracle, Interbase, Access, Excel, SQL Server и HTML. Приложение тестировалось на этих системах и показало хороший результат. Оно может работать и с другими форматами, но стабильность не гарантируется.

Интерфейс программы Reportizer

Отчеты редактируются с помощью удобного конструктора с панелью инструментов. Доступны следующие форматы для отчетов: HTML, TXT, DB, DBF, CSV, ASC, XLS и HTML. Предусмотрено два режима конструктора: визуальный и текстовый. Первый подойдет для начинающих пользователей, второй же ориентирован на опытных разработчиков, знакомых с Delphi. Доступна ознакомительная версия на 24 дня. Русский язык не поддерживается, но есть украинская версия.

HeidiSQL

HeidiSQL — многофункциональное средство для работы с базами данных, распространяющееся бесплатно и имеющее открытый исходный код. Как понятно из названия, рассматриваемое решение работает с технологией SQL, а именно MySQL, Microsoft SQL и PostgreSQL. Доступны все необходимые инструменты для проектирования, создания и редактирования БД. Присутствует как графический интерфейс, так и командная строка.

Интерфейс программы HeidiSQL

Среди основных функций стоит выделить подключение к серверу по туннелям, возможность импорта текстовых файлов, мониторинг и ограничение процессов клиента, добавление двоичных файлов и поиск по всем таблицам во всей базе данных. Русский язык не поддерживается, однако интерфейс довольно простой и нацелен на рядового пользователя.

Мы рассмотрели основные программы, предназначенные для работы с базами данных. Каждая из них поддерживает определенные форматы таких систем и подойдет далеко не для всех случаев. Но имея обширный перечень вариантов, найти нужное решение не составит труда.

Закрыть

Мы рады, что смогли помочь Вам в решении проблемы.

Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.

Закрыть

Опишите, что у вас не получилось. Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.

Читайте также: