Конспект урока знаки препинания в музыке 3 класс

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Знаки препинания в музыке, 3 класс

Учитель: Здравствуйте.

Приветствие: (Подготовить голосовой аппарат к пению) А сейчас, ребята, поздороваемся музыкальным приветствием.

- Здравствуйте, девочки. Здравствуйте!

- Здравствуйте, мальчики. Здравствуйте!

Я рада видеть вас на уроке, сегодня мы отправимся в путешествие в страну Музыки. Узнаем о помощниках Музыки, которые играют важную роль в организации музыкальной речи и придают ей большую выразительность.

Учитель: Что же мы будем искать в стране Музыки? А это мы узнаем из темы урока. Но вначале вы должны выполнить задание. (Детям предлагается сравнить два предложения)

Учитель: Прочитайте предложение:

Учитель: Прочитайте это же предложение ещё раз.

Предложение – это сочетание слов или слово, выражающее законченную мысль.

Учитель: Чем же отличаются эти предложения?

Дети: В первых, во втором предложении слова записаны раздельно. Во-вторых, во втором предложении есть тире и запятая.

Учитель: Запятая и тире – это знаки препинания в предложении, которые помогают выбрать правильную интонацию, вовремя взять дыхание. При помощи знаков препинания мы можем выразительно прочитать это предложение.

Как вы думаете, есть ли в музыке знаки препинания?

Что же мы будем искать в стране музыки? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Учитель: Определим цель путешествия.

Учитель: Для достижения поставленной цели, нам помогут музыкальные термины. Какие же это термины? Попробуем отгадать загадки.

Эти семеро ребят все на лесенке сидят

Ножками болтают, песни распевают.

Дружно все они живут,

Отгадай, как их зовут? (Ноты)

Нарисован крючок, а означает – молчок. (Пауза)

Учитель: Если в предложении мы читаем буквы, то в музыке мы поём или играем ноты. Знаками препинания в предложении служат точки, запятые, а в музыкальной речи существуют свои обозначения – паузы (знак молчания).

Если нота – кругляшок,

А в нём окошко белое,

Значит, счёт — до четырёх, –

Это нота — целая !

Если к ноте прилепилась

Сбоку палка длинная,

Значит, счёт идёт до двух,

Нота – половинная !

Если в нотном кругляшке

То считаем лишь “раз и”,

Нота – четвертная !

Есть ещё много разных нот:
Восьмых , шестнадцатых и выше.
И покороче у них счёт,
Но в музыке их всех мы слышим.

Учитель: Наше путешествие продолжается. Все встали.

hello_html_m240156b5.jpg

Учитель: Слушая какие-то музыкальные композиции, вы, наверное, замечали, что бывают такие моменты, когда звучание обрывается на какую-то секунду, затем вновь возобновляется. Замечали?

Я — пауза, поэтому

Мне звуки не нужны,

Я – остановка в музыке,

Пауза – это временное молчание в музыке.

Как и ноты, для паузы существуют свои специальные знаки показывающие её длительность. Паузы не имеют высоты и, при записи на нотоносце, располагаются посередине линеек. Эти обозначения также необходимо выучить, как и нотные значки.

Поскольку паузы за длительностью делятся так же, как звуки, то и самая крупная пауза тоже будет называться - целая.

hello_html_10b46381.jpg

Длительность целой паузы такая же, как и длительность звука целой ноты.

Например, если звук целой ноты звучит 4 секунды, то и целая пауза тоже будет длиться 4 секунды. На нотном письме целая пауза обозначается закрашенным прямоугольником, который пишется под четвертой линией нотоносца, при этом он не должен прикасаться к третьей линии.

После целой ноты следующая более мелкая длительность - половинная. Так же после целой паузы идет более мелкая пауза - половинная. Обозначается половинная пауза на нотном стане в виде закрашенного прямоугольника, который располагается на третьей линии нотоносца, при этом он не должен прикасаться к четвертой линии. Длительность половинной паузы в два раза короче целой паузы и равна длительности звука половинной ноты. Например, если у нас длительность звучания звука целой ноты будет тех же 4 секунды, то длительность половинной паузы будет такой же, как и половинной ноты - 2 секунды.

Следующая более мелкая пауза после половинной, как вы уже должны были догадаться - четвертная пауза. Эта пауза записывается вот таким знаком на нотный стан (обратите внимание, что середина знака четвертной паузы должна лежать на третьей линии). Эта пауза в два раза короче половинной паузы, в четыре раза короче целой паузы и равна длительности звучания четвертной ноты. Например, если длительность целой паузы 4 секунды, то длительность четверной паузы будет 1 секунда:

Учитель: Мы продолжаем наше путешествие.

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)

Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)

Осторожно, горячо (ходьба на месте).

Учитель: У вас отлично получилось, молодцы!

Учитель: Делаем привал. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

hello_html_m3687e3a3.jpg

hello_html_m568e3bf2.jpg

Учитель: С песней весело шагать. Послушаем песню, где есть паузы .

Учитель: Подходит к концу наше путешествие. Подводим итоги

С каким помощником Музыки вы познакомились? (Паузой)

Чем является пауза в музыке? (Знаком препинания)

Что такое пауза? (Временное молчание в музыке)

Какие паузы вы знаете? (Целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая)

Для чего нужны паузы?

Ответы: Для того чтобы понимать друг друга в разговорной речи письменной, музыкальной.

Я предлагаю вам прочитать и выбрать начало фразы, продолжив ее своим высказыванием:

сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…

я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…

я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…

урок дал мне для жизни…мне захотелось…

(каждый выбирает одну фразу)

Учитель: Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные: уметь анализировать произведения, давать характеристику музыки на данные на уроке.

Личностные: положительное отношение к уроку, умение признавать собственные ошибки, формирование ценностных ориентаций.

Метапредметные(регулятивные): проверять результаты своей работы.

Познавательные: анализировать информацию представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Комплексные: сотрудничать с детьми, задавать вопросы.

Технологоческая карта урока музыки.

Знаки препинания в музыке

Педагогическая цель урока

Сформировать у младших школьников представление по теме знаки препинания в музыке и ее сравнение с постановкой знаков препинания на письме

Предметные: уметь анализировать произведения, давать характеристику музыки на данные на уроке.

Личностные: положительное отношение к уроку, умение признавать собственные ошибки, формирование ценностных ориентаций.

Метапредметные(регулятивные): проверять результаты своей работы.

Познавательные: анализировать информацию представленную в виде текста, схемы, таблицы.

Комплексные: сотрудничать с детьми, задавать вопросы.

Развивающие: развивать память, мышление, логику.

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, познавательный интерес.

Изучение новой темы

Интонация, композитор, произведение, прелюдия.

Поиск и обработка информации

Диагностика результатов урока

Подвести итог проделанной работы

Организационный момент.

-Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Итак, начинаем урок.

Актуализация знаний.

- Ребята, с какой темой вы познакомились на прошлом уроке?

- А какая бывает интонация?

- Ребята, как называется это произведение?

- Кто такой Антонио Вивальди? ( итальянский композитор, скрипач-виртуоз)

- Кто уже вспомнил название этого произведения и его композитора?

- А кто такой Чайковский? (русский композитор, дирижёр)

- Что изображает эта музыка? (осеннюю пору и т.д.)

- А какую вы песню учили на прошлом уроке?

- Давайте ее споем? Все помнят слова песни?

Осень постучалась к нам золотым дождем,
И с, увы, не ласковым солнечным лучом.
Затянул печальную песню листопад,
И под эту песенку, засыпает сад.

А рябина-ягода, словно огонек
Согревает, радует пасмурный денек
В лужицах, как лодочки листики кружат
Серые, холодные, тучи вдаль спешат.

Птицы песни звонкие больше не поют.
В стаи собираются и летят на юг.
Вечерами тихими дождик моросит,
Песню колыбельную, по стеклу стучит.

- Молодцы!
3. Целеполагание.

Я буду очень довольна, если все дети будут внимательно слушать и активно работать на уроке.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

-А где аплодисменты? Почему?

-А как это выразительно?

-А какие знаки препинания вы знаете?

-А теперь будите хлопать?

- Видите, какое значение имеет выражение, с которым люди обращаются друг к другу. Мы говорим все интонационно, осмысленно, выразительно. Это в разговорной речи.

- А может ли иметь значение интонация в письменной речи?

-Как она выражается? (паузы, знаки препинания)

- Теперь внимательно послушайте сказку.

-Что пропустил царь в этом предложении?

-Видите, как от одной маленькой запятой зависит чья-то жизнь.

- В письменной речи интонация выражается знаками препинания.

- А вы догадались, как называется тема нашего урока?

- Откройте, тетради и запишите дату и тему нашего урока.

- Все мы разные. Одни – молчуны, а другие – особенно девочки – бывают болтливые. Я хочу вам рассказать о девочке Лиде. Она обижается на Вову, что он обзывает ее болтуньей. Действительно она такая, или нет? Послушайте стихотворение и ответьте мне на этот вопрос.

Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".

Ну, я выбрала по фото.
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.

Поднимусь на стратостате.
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

- Так прав ли Вовка, называя Лиду болтуньей?

- Когда человек читает быстро и много говорит, как называется такая речь? (скороговорка)

- А какие скороговорки вы знаете?

Но вы должны не просто послушать, а поднять руку там, где Лида поет скороговоркой.

4. Основная часть.

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с двумя композиторами.

Один из них Фридери́к Франсуа́ Шопе́н. Откройте свои тетради запишите имя этого композитора.

Шопе́н - польский композитор и пианист-виртуоз. Автор многочисленных произведений для фортепиано. Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Он поражал окружающих музыкальной фантазией, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

- Запишите, в своих тетрадях название этого произведения.

- Ребята, а вы знаете, что такое прелюдии?

- Прелю́дия - короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.

- Какие эмоции вызвало у вас это произведение?

- Как можно охарактеризовать эту музыку?

- Ее называют "Траурный марш".

- Запишите, название произведения в тетрадь.

- Какие эмоции вызвало у вас это произведение?

- Назовите, характерные черты этой музыки? Какая она?

- Эти мелодии похожи или разные?

- Еще один композитор, с творчеством, которого мы сегодня познакомимся

Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки. Это был выдающийся музыкант.

- Я предлагаю вам прослушать его симфонию№5.

- Запишите, в тетрадях Людвиг Ван Бетховен слушание симфонии№5.

- Ребята, какая эта музыка?

- А если это портрет, то мы можем сказать, что в герое борются два человека? Какие?

- В герое борются два человека – слабый и сильный, две сути – робкое, нежное и мужественное, гордое; мольба, скорбь, жалоба и сила, мощь, воля; песня печали и марш героя.

- Кто же побеждает в этом поединке? (Воля и мужество)

Припев.
- Кто дежурные?
- Мы дежурные, самые дежурные, лучшие дежурные.

1. Мы дежурим первый раз, прибираем свой класс.
Замечательный класс получается у нас.

2. Вот доска заблестела, вот и стол засиял.
Даже наш кусочек мела в десять раз белее стал.

3. Ах, какая красота! Ах, какая чистота!
Замечательный класс получается у нас!

- С какой темой мы познакомились сегодня на уроке?

- Какие произведения слушали?

- С какими композиторами познакомились?

- Что особенно вам понравилось?

- Какую песню выучили?

6. Рефлексия.

Ребята, теперь сами оцените свою работу. Кто на уроке все слушал, запомнил и понял-похлопайте.





Прочитайте это предложение ещё раз.



Запись терминов в тетради Пауза- временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения, они прерывают движение музыки, отделяют одну фразу от другой. Также паузой называют знак, обозначающий длительность этого молчания.



Нотный пример Определить знаки препинания в нотном примере, аргументировать свой ответ





Рефлексия С какими знаками препинания в русском языке можно сравнить паузы и ферматы? Какую роль играют знаки препинания в музыке? (они помогают организовать музыкальную речь, придают ей ещё больше выразительности )

Слайды и текст этой презентации

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
к уроку музыки для
3 класса на тему:


учитель музыки-
Трушина Светлана Юрьевна

Вопрос- О чём пойдёт речь на уроке? Ответы - о знаках препинания в музыке Просмотр мультфильма

Вопрос- О чём пойдёт речь на уроке?
Ответы - о знаках препинания в музыке

Вопрос- О чём пойдёт речь на уроке?
Ответы - о знаках препинания в музыке

Прочитайте предложение:

Прочитайте это предложение ещё раз.

Прочитайте это предложение ещё раз.


Запись терминов в тетради

Пауза- временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения, они прерывают движение музыки, отделяют одну фразу от другой.
Также паузой называют знак, обозначающий длительность этого молчания.

Нотный примерОпределить знаки препинания в нотном примере, аргументировать свой ответ

Определить знаки препинания в нотном примере, аргументировать свой ответ

Учитель проигрывает главную тему на музыкальном инструменте без знаков препинания.
Красиво ли звучит музыка, чего не хватает, каких знаков препинания?
Отметить ,что без знаков препинания не понятна динамика, развитие и т.д

Слушание в инструментальном исполнении.
Какой характер, влияют ли паузы?
Работа над средствами выразительности в произведении

Чем К. Дебюсси подчёркивает окончание звучания в Прелюдии?

РефлексияС какими знаками препинания в русском языке можно сравнить паузы и ферматы? Какую роль играют знаки препинания

С какими знаками препинания в русском языке можно сравнить паузы и ферматы?
Какую роль играют знаки препинания в музыке? (они помогают организовать музыкальную речь, придают ей ещё больше выразительности )

Читайте также: