Проблема акселерации психического развития амплификация психического развития конспект кратко

Обновлено: 07.07.2024

Какой родитель не хочет, чтобы его ребенок был одаренным? Многие стремятся к тому, чтобы его чадо постигало знания и обучалось как можно быстрее. Педагоги и родители мечтают видеть ребенка счастливым, успешным и образованным.
Акселерация и амплификация – с виду такие странные названия, с которыми мы практически не сталкиваемся в жизни, каждое из них обозначает ускоренное развитие, но все же отличаются по своей сущности друг от друга.
В этом реферате мы рассмотрим оба понятия и попытаемся выявить, что же такое акселерация и амплификация, их различия и особенности.

Файлы: 1 файл

детская практическая психология.docx


Развитие ребенка представляет собой сложный процесс и для каждого индивидуума характеризуется рядом особенностей, определяемых различиями генетического кода и всей многоцветной мозаикой условий человеческой жизни. Именно эти обстоятельства и определяют столь широкий полиморфизм индивидуальностей, но вместе с тем при всем разнообразии развитие включает и ряд общих закономерностей.

Какой родитель не хочет, чтобы его ребенок был одаренным? Многие стремятся к тому, чтобы его чадо постигало знания и обучалось как можно быстрее. Педагоги и родители мечтают видеть ребенка счастливым, успешным и образованным.
Акселерация и амплификация – с виду такие странные названия, с которыми мы практически не сталкиваемся в жизни, каждое из них обозначает ускоренное развитие, но все же отличаются по своей сущности друг от друга.
В этом реферате мы рассмотрим оба понятия и попытаемся выявить, что же такое акселерация и амплификация, их различия и особенности.

2. Сопоставление амплификации и акселерации.

3. Амплификация детского развития.

Данное понятие признано интегративным и в нем совмещены:

Оптимальными педагогическими условиями воспитания и развития ребенка как личности определяется необходимость наиболее широкого развертывания, а также обогащения содержания присущих детям форм игровой и практической деятельности.
Таким образом, вся суть амплификации детского развития заключена в том, что отдельные психические функции прекрасно развиваются у детей при взаимодействии с играми и предметно – развивающим сектором, как свойства определенной личности. Психические новообразования рождаются и формируются на этапах дошкольного детства в ходе собственной деятельности вашего ребенка в играх, посредством его повседневного общения с окружающими людьми.

4. Акселерация детского развития.

В качестве основных проявлений акселерации рассматривают:

  • большую длину и массу тела новорожденных в настоящее время по сравнению с аналогичными величинами новорожденных 20—30-х годов нашего века; в настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад
  • более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого столетия;
  • более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20— 30-е годы нашего столетия;
  • более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия;
  • увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим;
  • половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13—20 % от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15—17 годам) и несколько быстрее, как полагают большинство ученых, осуществляется психическое развитие.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Можно полагать, что причины акселерации физического развития различны и наиболее существенными являются следующие.
1. Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным преимуществом в физическом развитии.
2. Урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.
3. Увеличение уровня радиации на Земле, величина которого вследствие широкого применения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в военных и мирных целях существенно возросла по сравнению с существовавшим ранее естественным радиоактивным фоном нашей планеты.
4. Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран.

Акселерация — явление временное, и связана она с модификационной изменчивостью ряда морфофункциональных признаков человеческого организма.

5. Концепция амплификации А.В. Запорожца.


А.В.Запорожец не просто абстрактно противопоставлял амплификацию искусственной акселерации детского развития. Его волновал вопрос, каковы границы инициативного действия ответственного взрослого в перспективе детского развития?

Внутренним условием спонтанного развития является, по А.В.Запорожцу именно его амплификация.

Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Явление акселерации наблюдается прежде всего в экономически развитых странах.

Традиционно длина тела, объем груди и масса тела рассматривались как наиболее важные признаки физического развития. Но, учитывая, что морфологические особенности организма тесно связаны с его функциональной деятельностью, ряд авторов в качестве признаков физического развития стали рассматривать жизненную емкость легких, силу отдельных мышечных групп, степень окостенения скелета (в частности, кисти), прорезывание и смену зубов, степень полового созревания. Кроме того, к существенным признакам стали относить и пропорции тела.

В настоящее время понятие акселерации стало столь широким, что, имея в виду акселерацию, говорят как об ускорении физического развития детей и подростков, так и об увеличении размеров тела взрослых, более позднем наступлении климакса. Поэтому нередко пользуются таким понятием, как секулярный тренд (вековая тенденция), понимая под ним тенденцию, которая наблюдается примерно в течение века, к ускорению физического развития всего организма – от внутриутробного периода до взрослого состояния.

Наиболее заметно акселерация проявилась у детей во второй половине ХХ в. Так, масса тела стала удваиваться в более раннем возрасте (в 1965–1973 гг. – в 4–5 месяцев, в 1940–1941 гг. – в 5–6 месяцев). Происходила более ранняя смена молочных зубов на постоянные (в 1984 г. – с 5–6 лет, в 1953 г. – с 6–7 лет). Сдвинулись сроки полового созревания. Так, возраст наступления менструаций в ХХ в. уменьшался каждые 10 лет примерно на четыре месяца и в 1974 г. составил в среднем 12,7 лет. Происходило ускорение развития вторичных половых признаков. У детей и подростков наблюдалась более ранняя морфологическая стабилизация. Весь процесс окостенения заканчивался у мальчиков на два, a y девочек на три года раньше, чем в 1930-е гг.

В связи с акселерацией раньше происходит и завершение роста. В 16–17 лет у девушек и в 18–19 лет у юношей завершается окостенение длинных трубчатых костей и прекращается рост в длину. Московские мальчики возраста 13 лет за последние 80 лет стали выше на 1 см, а девочки – на 14,8 см. Таким образом, в результате ускоренного развития детей и подростков наблюдается достижение ими более высоких показателей физического развития.

Необходимо сказать, что имеются сведения и об удлинении детородного периода: за последние 60 лет он увеличился на восемь лет. У женщин в Центральной Европе за последние 100 лет менопауза сдвинулась с 45 до 48 лет, в нашей стране это время приходится в среднем на 50 лет, а в начале века приходилось на 43,7 года.

Амплификация психического развития - всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания. Основой концепции амплификации является признание уникальности и качественного своеобразия ступеней возрастного развития ребенка, абсолютного значения психологических новообразований, возникающих на ранних возрастных стадиях для всего последующего развития личности (А.В. Запорожец). Противостоит подходу, в котором обосновывается необходимость искусственной акселерации развития, т. е. форсирования темпа развития ребенка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

На тему: Амплификация и акселерация как два пути развития ребенка

Исполнитель: Медведенко Н.П.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ АКСЕЛЕРАЦИИ

2.1 ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АКСЕЛЕРАЦИЯ

2.2 ГИПОТЕЗЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АКСЕЛЕРАЦИИ

2.3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АСПЕКТОВ АКСЕЛЕРАЦИИ

ГЛАВА 3 АМПЛИФИКАЦИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Каждый этап детского развития основан на предыдущем и создает предпосылки для следующего. Поэтому наиболее фундаментальное, определяющее значение имеют самые ранние периоды развития ребёнка, которые закладывают фундамент будущей личности.

Так, развитие ситуативно-личностного, непосредственно-эмоционального общения младенца со взрослым является необходимой предпосылкой становления предметной деятельности и познавательной активности ребенка раннего возраста, что, в свою очередь, является условием формирования первичны формы мышления и речи.

Развитие речи создает возможности для переименования предметов, которое открывает перспективу символических игровых замещений и становления игровой деятельности.

В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики (произвольность, внутренний план действия, творческая инициативность и пр.), необходимые в дальнейших формах деятельности ребенка.

Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.


За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не умеющем. В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое равенство, согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зрения, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят полезное, перспективное обучение и освоение нового.

Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ограниченна — она опасна и губительна! Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками).

В настоящее время фазы развития организма все более и более сдвигаются к ранним возрастам. Так за истекшие 100 лет прохождение наивысшей точки усиленного роста девушек снизилось с 16 до 12 лет и все продолжает понижаться примерно на 9 месяцев для каждого следующего поколения. Подобное явление и носит название акселерация.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

1.1 Возрастное развитие

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.

Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.[6]

Рассмотрим понятие возраста в каждой из этих систем.

I. Индивидуальное развитие: жизненный путь индивида. Поскольку индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация неизбежно покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). То и другое обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов), или стадий развития (детство, переходный возраст, зрелость, старость и др.), известных с древности.

Возрастные свойства отвечают на вопрос: чем среднестатистический индивид данного хронологического возраста или находящийся на данной возрастной стадии отличается от среднестатистического индивида другого возраста? Возрастные процессы отвечают на вопрос, как формируются возрастные свойства и каким путем (постепенно или резко, скачкообразно) происходит переход из одной возрастной стадии в другую?

Анализ индивидуального развития человека показывает, что категория возраста с точки зрения жизненного пути конкретного человека может быть рассмотрена с нескольких позиций.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, – за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше фонологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его фонологический возраст.

Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.

Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение. Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ АКСЕЛЕРАЦИИ

2.1 Физиологическая акселерация

Акселерация – (от лат. acceleratio – ускорение) – отмечаемое за последние 100–150 лет ускорение (в среднем на 1-2 года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития. Это обстоятельство при сохранении традиционно сложившихся условий воспитания и норм поведения подростков в отдельных случаях становится источником психологических коллизий – возникновения смысловых барьеров, конфликтов, аффективных форм поведения. Впервые подобные явления отмечены в середине XIX в. При сопоставлении результатов антропометрических обследований, проведенных в начале XX в., сданными 30-х гг. XIX в. было установлено, что процесс акселерации охватил население всех экономически развитых стран.[5]

Причины акселерации остаются малоизученными. Не изучена и распространенность акселерации как психопатологического феномена. Психическая акселерация, как правило, сопровождается ускорением физического развития.

Физиологические признаки акселерации отмечаются уже на стадии внутриутробного развития. Так, за последние 70-80 лет длина тела новорожденного увеличилась в среднем на 1 см, масса – на 100-300 г. Значительные изменения в темпах роста и развития наблюдаются у грудных детей: удвоение массы тела, происходившее ранее между 5-м и 6-м месяцем жизни, теперь наблюдается в 4 месяца; окружность груди ребенка становится больше окружности головы не в 6 месяцев, а в 2-5 месяцев. Дети раньше начинают держать головку, в более раннем возрасте у них зарастает родничок и прорезываются молочные зубы. С возрастом темпы акселерации растут: длина тела 4-7-летних детей за каждое десятилетие в среднем увеличивается на 1,5 см, масса тела – на 0,5 кг. у детей 5–7 лет длина тела каждые 10 лет увеличивалась в среднем на 1,5 см, а вес – на 0,5 кг; у детей школьного возраста длина тела возросла на 10–15 см. Половое созревание наступает раньше в среднем на 1–2 года.

2.2 Гипотезы возникновения акселерации

В обоснование акселерации предложено множество разнообразных гипотез, которые условно можно разделить на несколько групп:

- Прежде всего, нутрицевтическая, связанная с изменением (улучшением) характера питания, особенно в последние три десятилетия после второй мировой войны.

- Гипотезы связанные с биологическим отбором, с увеличением числа гетеролокальных (смешанных) браков – гетерозис, влечением к городской жизни, в результате которого в города прибывают наиболее развитые жители из сельской местности, а также другие гипотезы о конcтитуциальном отборе – к примеру, стремление занять высшие слои общества или о переселении в города людей с более развитым интеллектом.

- Группа гипотез связанных с влиянием факторов среды (гипотезы 30-х годов) связывала изменения в скорости роста и развитии с естественными и искусственными изменениями условий среды. Кох в 1935 г. предложил термин `акселерация`, придавал значение гелиогенным влияниям, увеличению светового дня за счет электрического освещения.

Трейбер в 1941 г. связывал акселерацию с влиянием радиоволн – хотя ускорение роста детей началось раньше широкого распространения радио на Земле, а Миллс в 1950 г. – с повышением температуры атмосферы Земли.

Есть и другие гипотезы, например, связанные с радиацией или космическим излучением. Но тогда феномен должен был проявляться на всех детях одной местности. Однако, все авторы отмечают различия в скорости роста детей различных контингентов населения.[14]

2.3 Взаимодействие аспектов акселерации

Акселерация, зачастую, это результат не только физиологических, но и социокультурных факторов. Чаще всего она в разной степени проявляется с физиологической и психологической стороны. Но акселерация может быть и гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только физической и соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения (в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая акселерация опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дисгармоничная акселерация. Типичным примером последней является сложная клиническая картина, отражающая сочетание признаков акселерации и инфантилизма.[15]

Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в целом благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах психической деятельности, но, по мнению некоторых специалистов, эти данные скорее свидетельствуют о имевшей ранее место недооценке интеллектуальных возможностей ребенка. Показано, что создание благоприятных стимулирующих условий и использование особых методик развития восприятия, внимания, речи и т.п. способствует более полной реализации возможностей ребенка. Психологи, однако, предостерегают против "искусственной акселерации", когда интеллектуальное развитие чрезмерно интенсифицируют, ставя перед ребенком завышенные требования. Надежным показателем соответствия развивающих воздействий возможностям ребенка служит его эмоциональная стабильность, готовность с энтузиазмом воспринимать новые стимулы и задачи.[10]

Быстрое увеличение длины и массы тела не является однозначным показателем акселерации. Различают паспортный (хронологический) и биологический возраст, характеризующий фактическое развитие ребенка. У части детей эти возраста совпадают, однако большинство детей одного паспортного возраста находятся на разных стадиях биологического развития. Причем дети небольшого роста могут созревать соответственно своему биологическому возрасту, и, наоборот, при высоком росте может сохраняться инфантильность психического развития. Существует также акселерация внутри одного поколения. В рамках одной возрастной группы имеется около 8% детей, отличающихся ускоренным развитием, и примерно столько же детей, для которых характерна некоторая задержка физического развития.

Вопрос о степени синхронности ускорения физического и психического развития современных детей изучен недостаточно. Однако наблюдается увеличение разрыва между более ранней физической зрелостью детей и уровнем их интеллектуального и социального развития.

В целом акселерация представляет собой статистическую закономерность. Для каждого отдельного ребенка ее проявления имеют свои,

индивидуальные особенности, которые не следует расценивать как преимущества или недостатки.

Воздействие акселерации на биосоциальный статус и здоровье человека оценивается неоднозначно. Ускорение биологического развития может не сопровождаться одновременным ускорением “социального созревания”, что создает определенные сложности в становлении личности. И наоборот, не по годам умственно развитый ребенок может отставать от своих сверстников в физическом плане. Крайние различия в темпах психического, физического и социального взросления вносят некоторую дисгармонию в жизнь организма (“синдром напряжения”) и в конечном итоге могут снижать его адаптивные возможности (о дисгармонии, связанной с ранним половым созреванием человека, писал еще И.И. Мечников). [3]

ГЛАВА 3 АМПЛИФИКАЦИЯ

Альтернативой акселерации А. В. Запорожец считал амплификацию детского развития — т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста

Кроме этого социальное созревание не соответствует по времени физическому. Физическое созревание происходит гораздо раньше социального: сроки обучения за последнее время заметно удлинились, чем было в прошлом, зато молодежь раньше обзаводится семьей, чем это делало прошлое поколение, хотя большинство из них при этом сохраняют материальную зависимость от родителей. Отсюда происходит неопределенность нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании.

В целом, можно прийти к следующему выводу, что акселерация не результат влияния какого-то одного фактора (психологического физического или социального), а результат их взаимодействия. Ускорение одного аспекта развития, влечет за собой ускорение другого. Физическая акселерация не может не повлечь за собой психологическую акселерацию, а за ней и социальную. Если этого не происходит, возникает диссонанс, о котором говорилось выше.

Нынешняя система образования и воспитания непременно должна считаться с тем, что современная жизнь предъявляет к психике более высокие требования, чем несколько десятилетий назад. Поток информации стал более интенсивным, темп жизни более ускоренным. Необходимо вырабатывать методы и способы борьбы с негативными последствиями акселерации, чтобы предотвратить расстройства детской неокрепшей психики и воспитать психически и физиологически здоровых людей. Особое внимание надо уделить борьбе с соматическими заболеваниями подростков: алкоголизму, наркомании, курению. В тоже время система образования должна поощрять и поддерживать всячески положительные последствия акселерации, которых, на мой взгляд, очень немного.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Асмолов А.Г. Психология личности. – Москва, 1990.

Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – Москва, 1979.

Кондаков И. Психологический словарь. – М., 2000.

Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.

Лисецкий К.С., Березин С.В. Психология ранней наркомании. Москва-Самара, 2000.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – Москва, 1981.

Эриксон. Детство и общество. – СПб., 2000

Янгирова Г.Ф., Янгирова А.А. Методическое пособие по возрастной психологии.

Акселерация — ускорение (в среднем на 1—2 года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития.

Феномен акселерации особенно в старших детских возрастах многократно освещался в литературе [Лебединская К.С., 1970; Личко Л.Е., 1979; Ковалев В.В., 1985; Winter К., 1975; Oudschoorn D., 1993]. Тем не менее его причины остаются малоизученными. Среди них упоминаются урбанизация, смешанные межнациональные браки, улучшение питания (особенно в развитых странах) и даже радиация. Не изучена и распространенность акселерации как психопатологического феномена. Психическая акселерация, как правило, сопровождается ускорением физического развития.

Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической и соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения (в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая акселерация опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дисгармоничная акселерация. Типичным примером последней является сложная клиническая картина, отражающая сочетание признаков акселерации и инфантилизма.

Акселерация в раннем детском возрасте имеет ряд особенностей. Ускорение психического развития по сравнению с возрастной нормой даже на /2~1 Г °Д всегда делает ребенка "трудным", уязвимым к стрессовым, особенно к психологическим ситуациям, которые не всегда улавливаются взрослыми.

Акселерация может быть как самостоятельным клиническим феноменом, так и наблюдаться в рамках других психопатологических синдромов. В связи с этим может быть упомянут диспропорциональный вариант инфантилизма с характерным для него обилием "взрослых" черт в речи, мимике и поведении, а также эндокринный тип инфантилизма — "маленькие старички" при гипофизарном субнанизме. Большой интерес представляет социально-психологический вариант психической акселерации, который развивается при излишне "интеллектуализированном" воспитании ребенка (обычно среди взрослых) и социальной депривации в виде изоляции его от детского коллектива. В последнем случае речь может идти как об особом типе воспитания, так и вынужденной изоляции в связи с тем или иным неврологическим и соматическим заболеванием, особенно ограничивающим подвижность ребенка (детский церебральный паралич, пороки сердца и т.п.).

Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в целом благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах психической деятельности.

Читайте также: