Конспект по окружающему миру на тему животные

Обновлено: 06.07.2024

Цель: обобщить знания о животных; научить разделять животных на группы (птица, рыбы, звери, насекомые); показать зависимость строения животных от их образа жизни.

Оборудование: картинки с изображением животных разных групп, учебники.

I . Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Психологический настрой.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, и с таким хорошим настроением начнем наш урок.

II . Актуализация опорных знаний.

- Ребята, я хотела бы начать наш урок с викторины, которая связана с темой предыдущего урока.

а) эти растения имеют мягкие сочные стебли (травы).

б) эти растения имеют листья в виде пластинок (лиственные).

в) эти растения имеют несколько довольно тонких одревесневших стеблей — стволиков (кустарники).

г) у этих растений листья в виде иголок (хвойные).

д) у этих растений от корня отходит один толстый стебель — ствол (деревья).

2. Проверка домашнего задания.

- Ребята, что вам было задано на дом?

- Давайте проверим задание в тетради.

III . Самоопределение к деятельности.

- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? Это анаграмма.

- Расшифруйте слова, и вы узнаете тему урока. (Лягушка, жираф, сокол, стрекоза, муравей).

- Прочитайте тему нашего урока в учебнике на стр.60.

- Что вы уже знаете о животных?

- А хотели бы еще что-то новое о них узнать?

- Как вы думаете, какие учебные задачи поставим перед собой? (ответы детей).

- Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.

IV . Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

- Ребята, откройте учебник на странице 60. Прочитайте задание. Рассмотрите животных, изображенных на рисунке. Выполните задание в парах. Воспользуйтесь текстом приведенным ниже.

2. Выполнение задания в рабочей тетради.

- Ребята, а сейчас давайте поработаем в тетрадях.

- Открой тетради на стр.21 и самостоятельно выполните задание №1,3.

3. Беседа, работа по учебнику.

- Ребята, а сейчас давайте вернемся к учебнику.

- Откройте учебник на стр.61. Рассмотрите иллюстрации.

- Поделитесь с одноклассниками информацией. О чем вы узнали? (О том, что есть еще две группы животных пресмыкающиеся и земноводные).

- Почему их так назвали? Выскажите свои предложения.

- Пресмыкающиеся обитают преимущественно на суше. Существуют, однако, такие животные этой группы, которые часть времени проводят в воде (болотные и морские черепахи, морские, змеи, крокодилы). Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. У некоторых пресмыкающихся роговые пластинки срослись с костями. Пресмыкающиеся мало зависят от влажности окружающего воздуха и встречаются везде — от болот до пустынь. Передние и задние ноги у пресмыкающихся выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вовсе отсутствуют.

4. Выполнение заданий в рабочей тетради.

- Ребята, давайте выполним самостоятельно задание №5 на стр.22 в наших тетрадях.

- Ребята, а давайте немного поиграем.

- Что за чудо-зверь смотрит на нас с картинки учебнике на стр.61? Как бы вы его назвали?

- Как он умеет передвигаться?

- Части тела каких животных объединены на этом рисунке.

6. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим (Бег на месте).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки (Прыжки на месте)

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте).

V . Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

- Давайте разделимся с вами на три команды.

- Подумайте, какую пользу человеку приносят животные?

- Какие группы животных можно выделить?

- Почему их так назвали?

- Назовите животных каждой группы.

VI . Подведение итогов. Рефлексия.

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Какая информация была для вас новой?

- Что особенно вам понравилось на уроке?

- Что было трудно?

- За что вы можете себя похвалить на уроке?

- Спасибо! Урок окончен.

VII . Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь: № 6 (с. 22)

Закрепить знания детей о диких животных, об их внешнем виде, об особенностях их повадок. Закрепить названия детенышей. Уточнить название жилища. Закрепить знания об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник); об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый) и оттенка - серого.

Развивать связную диалогическую речь, умение согласовывать разные части речи.

Развивать внимание, память, мышление.

Развивать творческие способности детей; умение аккуратно, чисто работать с красками.

Воспитывать любовь к окружающему миру;

Чувство сострадания, желания помочь;

Воспитывать аккуратность, чистоплотность.

Игрушки животных : медведь, волк, лиса, белка, заяц; иллюстрации жилищ животных.

Каждому ребенку альбомный лист с изображением белого зайца, гуашевые краски серого цвета, поролоновые штампы, салфетки.

Ход деятельности

В. : Какой сегодня хороший день, к нам гости пришли, давайте поздороваемся так, как мы умеем:

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнё мся и скажем: "Привет!"

Гостям всем: "Привет!"

В. : Ребята, сегодня утром почтальон принёс нам в группу письмо. Давайте откроем и узнаем от кого оно. (Воспитатель читает письмо.)

«Срочно приходите, срочно помогите!

Происходят чудеса, не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал, нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть, что нам пить и что нам есть.

В. : Ребята скажите кто такие жители леса?

Дети: ответы детей (животные).

В. : Как называются животные, которые живут в лесу?

Дети: Дикие.

В. : Скажите, каких диких животных вы знаете?

Дети: Медведь, волк, лиса, белка, заяц.

В. : Почему их называют дикими?

Дети. : Эти животные живут в лесу.

В. : Какой-то волшебник всех животных заколдовал, теперь они не знают кто они такие, что им кушать, где жить, а главное, не узнают своих детенышей. Они просят нас о помощи, поможем?

Дети: На машине, на поезде, на автобусе, на корабле.

В. : На поезде едут по рельсам, на корабле плывут по морю, в машине вмещается мало людей.

В. : Скажите, а нас много или мало?

В. : Правильно, нас много, а лес находится недалеко, на чем же можно всем одновре-менно поехать?

Дети: На автобусе.

В. : Чтоб поехать на автобусе надо приобрести билеты и сесть на то место, где изобра-жена такая же фигура такого же цвета ( на стульчиках приклеены геометрические фи-гуры: квадрат, круг и треугольник красного, желтого, синего и зеленого цветов)

(Заходит контролер и проверяет выборочно билеты.)

Контролё р: Здравствуйте, покажите пожалуйста все билеты. Хорошего вам путешествия.

В. : Кажется, мы доехали. Но прежде чем зайти в лес, скажите дети, как нужно себя вести в лесу?

Дети: Спокойно, тихо.

Дети: Чтобы не испугать лесных жителей.

В. : Послушайте, как поют птицы, как в лесу пахнет. (Слушаем звуки леса)Здесь очень красиво, но я не вижу ни одного лесного жителя. Звери, наверно, очень растеря-ны, ведь они забыли, кто они такие.

Давайте пройдёмся по лесу.

В. : Ребята, здесь под деревом кто-то есть. Кто это?

В. : Расскажите, дети, медведь какой?

Дети: Большой, бурый, добрый, у него мощные лапы, маленькие уши.

В. : А как называется у медведицы детеныш?

Дети: Медвежонок, медвежата.

В. : Расскажите ребята, что любит кушать медведь?

Дети: Ягоды, мёд, ловит рыбу.

В. : Но зимой нет меда и ягод, что же медведь делает?

В. : Ой, смотрите, под кустом, под кустом кто-то с рыженьким хвостом. Как вы дума-ете, кто это?

В. : Рассмотрите лису и расскажите, какая она.

Дети: Лиса рыжая, красивая, хитрая. У нее пушистый, длинный хвост. Ее часто назы-вают плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет шубку, она и летом и зимой рыжая.

В. : Ребята, а чем питается лиса?

Дети: Она охотится на зайчиков и мышек.

В. : Правильно. А как называется детеныш у лисы?

Дети : Лисёнок, лисята.

В. : Под кусточком лисий дом. Как называется дом лисички?

В. : Кто знает, зачем лисе такой пушистый хвост?

Дети: Следы заметать.

В. : Давайте, вместе покажем, как лиса ходит и следы заметает.

Лиса по лесу ходила

Звонки песни выводила

Лиса лычки драла

Лиса лапотки плела

Возле елочки прошла

И что на елочке нашла?

В. : Разве на елочке растут грибы?

Дети : Не растут.

В. : Что растет на елке?

Дети: Шишки да иголки.

В. : Где растут грибы?

В. : Тогда чьи же это грибы?

Дети: Запасы белки.

В. : Где же сама белочка?

В. : Вот она смотрит на нас и просит помощи, ведь она забыла, кто она такая. Давайте, ребятки, мы расскажем про нее. Какая у белки шубка?

Дети: Рыжая, пушистая.

В. : Что у белочки есть?

Дети: Ушки, хвост.

В. : Как называется детеныш белки?

В. : Как называется ее домик?

Дети: Дупло, гнездо.

В. : Белки устраивают себе домик высоко на дереве. Давайте, вместе покажем, как высоко. (Встаем на носочки).

В. : Как вы думаете, почему домик белки находится так высоко?

Дети: Чтоб другие звери не могли достать ни ее, ни ее запасы. (Показываю картинку дупла).

В. : У всех животных есть свои домики : у медведя – берлога, у лисы – нора, у белки – дупло, а где же живет заяц? Какой у него домик?

Дети: У зайчика нет домика.

В. : Правильно, у зайки нет домика, под кусточком поспал и убежал, поэтому он быстро и бегает, потому что укрыться негде.

В. : Вот и зайка, давайте вместе рассмотрим. Какие у него уши, хвост, шубка?

Дети: заяц белый,пушистый, длинноухий,у него маленький хвостик.

В. : Заяц настоящий модник: зимой он носит беленькую шубку, а летом – серенькую. Как вы думаете, почему?

Дети: Чтоб легче было спрятаться.

В. : Ой, беда! Сейчас уже весна, а заяц до сих пор не поменял шубку, надо ему помочь.

В. : Смотрите, заяц уже серый, мы ему помогли. Отличная работа, ребята, молодцы! Ой, он уже ускакал.

В. : У нас, ребята, еще один житель показался.

Серый, страшный и зубастый

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех …

В. : Расскажите какой он?

Дети: Серый, опасный, хищник, зубастый.

В. : Скажите,ребята, а у волка есть дом и как называется,

Дети: Есть, логово.

В. : Правильно. У волка тоже есть дом, рассмотрите какой он. Его дом называется логовом. (Показываю картинку волчьего логова)

Звучит грустная музыка, появляется волшебник.

В. : Волшебник, что случилось, почему ты такой грустный?

Волшебник: Я вчера нечаянно заколдовал всех животных в лесу. Расколдовать обратно не могу – слова забыл.

В. : Не волнуйся, волшебник, всем животным мы уже помогли. Мы напомнили, кто они такие, где живут и что любят кушать.

В. : Ребята, давайте расскажем волшебнику, каким животным мы помогли.

Дети: Медведю, белочке, лисе, зайцу и волку.

Волшебник: Спасибо большое, вы меня так выручили.

А вы кто такие и откуда появились?

Волшебник: Что вы там делаете? Покажите, как вы умеете танцевать.

Волшебник: Пришла моя пора вас радовать. Закрывайте глазки. (Волшебник произносит специальные слова (крэкс- фэкс - пэкс) и появляется огромная конфета.)

В. : Как же мы поделим одну конфету на всех?

Волшебник еще раз просит закрыть глаза, колдует и из большой конфеты появляется много маленьких.

Спасибо,ребята, что вы помогли животным вспомнить кто они такие.

(Волшебник благодарит за помощь и уходит.)

В. : Ой, ребята, уже очень поздно, пора возвращаться. На автобусе будет долго, поэтому в группу вернемся на самолетах.

В. : Завели моторчики, расправили крылья и полетели.

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда -

Умным станешь ты тогда!

Место урока в учебном плане: 1 урок по теме “Разнообразие животных”.

Методы: Частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.

Формы организации: групповая,индивидуальная.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы продолжим говорить об объектах природы. О каких объектах пойдёт речь нам поможет стихотворение Бориса Заходера (Слайд.1) “Мохнатая азбука”

В азбуке этой-
Увидите сами!-
Буквы живые:
С хвостами, с усами,
Бегать умеют они
И летать;
Ползать и плавать,
Кусать и хватать..
Буквы- мохнатые,
Буквы-пернатые,
Стройные буквы
И даже горбатые,
Добрые, злые
Наземные, водные-
Кто же они?
Догадались. (животные)

У: О ком пойдёт речь сегодня на нашем уроке? (о животных)

У: Как вы думаете, что мы должны узнать о животных?

- Мы попытаемся ответить на вопрос, какие бывают животные и чем они отличаются друг от друга.

На вопрос, какие бывают животные, нам поможет следующее задание. Учитель делит детей на группы. Каждая группа получает конверт с заданием. Сложите части разрезанной картинки и назовите группу животных.

  • 1 группа: пресмыкающиеся, звери. (слайд 3, 4)
  • 2 группа:птицы, рыбы (слайд 5, 6)
  • З группа: земноводные, насекомые (Слайд 7, 8)

2. Работа по теме урока.

- На земле огромное множество животных, но как различить их друг от друга?

- Ученые предложили сравнить количество ног и покровы у каждой группы животных. Сейчас и мы с вами сделаем это же. Каждая группа получает таблицу. (Заполнение таблицы) коллективно обсуждается и заполняется.

группа Количество ног Покров тела
звери 4 ноги шерсть
птицы 2 ноги перья
насекомые 6 ног Насечки на теле
рыбы плавники чешуя
пресмыкающиеся 4 ноги, чешуйчатая кожа, панцирь
земноводные 4 ноги, 4 ноги, голая кожа

- Посмотрите, как животные не похожи друг на друга.

- Почему? (Разная среда обитания)

- Все ли они симпатичны? Имеет ли право на жизнь несимпатичное животное?

3. Применение знаний и умений в новой ситуации.

На какие вопросы нам предстояло ответить на уроке? Ответили мы на них?

Откройте страницу учебника 26. Расскажите к какой группе относится животное, где оно живёт.

4. Самостоятельное применение знаний.

У всех на парте лежат листочки с заданиями. Работаем в паре со своим соседом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку осознать свою значимость в достижении общей цели.

Воспитательные:

Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, осознание своей значимости в решении экологических проблем;

Воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения;

Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Формирование УУД:

Личностные – проявлять интерес к изучению темы, стремление расширить свои знания; осознание собственных достижений, формирование эмоционально – ценностного отношения к животным.

Метапредметные УУД:

Регулятивные – умение определять и формулировать цель урока совместно с учителем; проговаривать, обобщать информацию, делать выводы; высказывать и аргументировать своё мнение в соответствии с целью учебного задания.

Коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать чужую точку зрения, совместно договариваться.

Познавательные – умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать название групп животных, их признаки и уметь называть представителей групп животных

- уметь работать с текстом, отбирать среди предложенных учителем источников нужную информацию

- уметь группировать животных по существенным признакам (анализировать, сравнивать, делать вывод), представлять информацию

Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, взаимооценку

Метапредметные:

Регулятивные – уметь определять учебную задачу на уроке; оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки; высказывать своё мнение.

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать мнения других.

Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и текст учебника.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная.

Оборудование: предметные картинки, телевизор, магнитофон, презентация, тест, карточки для работы в группе, в парах, конверты с картинками.

I.Организационный момент.

-Прошу присесть тех, кто любит думать и рассуждать на уроке. Ум - хорошо, а два - ещё лучше. Надеюсь на вашу помощь на уроке.

-А теперь присядьте те, кто готов к уроку и настроен на активную работу. Молодцы. Дорогу осилит идущий.

Постановка учебных задач:

– Начинаем урок. Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

На уроке постараемся открыть новые тайны природы. Пусть этот урок принесет вам хорошее настроение, новые знания, хорошие оценки.

(Звучит музыка.)

Есть на земле огромный дом Живёшь в том светлом доме ты

Под крышей голубой. И все твои друзья.

Живут в нём солнце, дождь и гром, Куда б дороги ни вели,

Лес и морской прибой. Всегда ты будешь в нём.

Живут в нём птицы и цветы, Природою родной земли

Весёлый звон ручья. зовётся этот дом…

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с нашим родным домом – природой.

Притча о мудреце и бабочке.

Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как завидовал ему и был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришел к мудрецу.

- Скажи мне, о мудрейший, что у меня в руках?

- Я не волшебник и не могу видеть сквозь твои пальцы.

- Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая?

Хитрец подумал, если мудрец скажет, что бабочка живая, то я ее придавлю, а если скажет, что она мертвая, разожму руки и выпущу ее и она полетит.

Мудрец посмотрел на хитреца и сказал: "Все в твоих руках".

- И вам я желаю, чтобы все было в ваших руках. Оттого, какое решение вы примете, будет зависеть ваше будущее.

2. Минутка синоптика

- А начнём мы наш урок, как обычно, с прогноза погоды на сегодня и сравним его со вчерашним днём. Сделает это дежурный по классу.

II. Актуализация опорных знаний.

1. фронтальный опрос:

– К какому царству относится этот предмет? (К царству растений.)

– Как называется наука, которая изучает растения? (Ботаника.)

– Какую роль играют растения в жизни людей и животных? (Человек получает от растений кислород, пищу, ткани, древесину. Животным растения дают кислород, служат для них убежищем, пищей, лекарством.)

– Да, жизнь без растений на земле немыслима.

2. Тестирование (индивидуальная работа).

– А сейчас хотелось бы узнать, что вы знаете о растениях. На столе карточки с заданиями. Вы должны прочитать вопрос и выбрать правильный ответ.

1. Что содержит плод растения?

а) цветок; б) семена; в) стебель.

2. Что растения получают из почвы?

а) перегной, песок, глину;

б) остатки растений и животных;

в) кислород, воду, соли.

3. Хвойные растения – это:

а) сосна, ель, яблоня;

б) лиственница, папоротник, кедр;

в) ель, сосна, пихта.

Ответы: 1-б. 2-в. 3-в.

– откроем секреты некоторых растений.

1. Отвар какого растения – хорошее средство от кашля? (Мать-и-мачеха.)

2. Какое растение облегчит боль, если вы поранили ногу? (Подорожник.)

3. Какую траву любят кошки, а люди используют ее при нервных расстройствах? (Валериану.)

4. В плодах какого растения аскорбиновой кислоты содержится в 10 раз больше, чем в смородине? (Шиповник.)

5. Какое растение лечит от 90 болезней? (Зверобой.)

– Скажите, где и как их можно собирать?

– Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить вред растениям?

- А у меня для вас экологическая ситуация.

Кто прав, как вы думаете? (Никто. Некоторые наши травы исчезают, как это ни удивительно, по вине цветоводов - любителей. Они выкапывают в лесу и пытаются выращивать в своих садах, например, венерин башмачок. Большинство выкопанных растений не приживается, погибает. А редких цве­тов в природе становится всё меньше. К таким редким растениям относится и сон - трава.)

Да, ребята, природа наша хрупка и в то же время терпелива. Она многое прощает человеку, но и взывает о нашей помощи: защити!

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Зелень от солнца в жару бы спасала

Рыбы резвились, и птицы бы пели,

Каждому правила знать не мешало.

Докажем, хорошо ли мы знаем правила друзей природы. (Учащиеся называют правила друзей природы)

Вы хорошо знаете эти правила, но достаточно ли только знать правила поведения в природе? (Нет. Их нужно ещё и выполнять.)

И пусть, ребята, наши с вами пока ещё маленькие дела по отношению к природе каждый раз доказывают, что мы являемся её большими друзьями.

Введение в тему урока

- А вы знаете какие?

- Верно, ребята! Это звери, птицы, рыбы, насекомые и мн. др.

Сегодня мы покидаем царство растений и переходим к изучению другого царства (просмотр видео)

- Какое же царство? (животного мира.)

- Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим

разнообразие животного мира,

выясним их групповые отличия,

Наш урок будет проходить под девизом:

"Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!"

IV. Изучение нового материала.

1. Мир животных. Рассказ учителя с элементами беседы.

-У вас на партах лежат конверты. Возьмите конверт № 1 и распределите животных на 2 группы.

- Какие группы у вас получились? (дикие и домашние)

У каждого животного своя среда обитания. Некоторые живут в воде, некоторые на суше, третьи – в почве, жизнь других животных тесно связана с воздухом. А многие живут рядом с человеком.

-Как называются животные, которые живут рядом с человеком? А те, которые живут в дикой природе?


– Что вы помните о домашних животных? (когда люди жили в пещерах, они стали подкармливать диких животных, со временем дикие животные стали домашними.)

– Что мы получаем от домашних животных? (мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мёд, воск, охрану жилья, транспортное средство.)

– Что вы знаете о диких животных? (живут вдали от человека, сами добывают пищу, строят жильё.)

Мир животных очень разнообразен, в нём много интересного.

– Мы с вами были в зоопарке. Кого вы видели там?(разнообразных животных)

Зоология – наука о животных.

Это ещё один из разделов биологии. Ученые-зоологи делят царство животных на большое число групп. Само зарождение человечества взаимосвязано с животными. Многие народы обожествляли некоторых животных (Египет – кошку, как богиню ночи и охоты; племена аборигенов Австралии и Африки верят, что произошли от животных). Поэтому люди с древних времен заботились о животных и оберегали их. Я призываю вас к бережному отношению ко всему живому, к окружающему нас миру! В животном мире есть много групп, представители которых имеют свои особенности и отличительные признаки.

Физкультминутка

2. Классификация животных.

-Раскройте конверт № 2 и распределите животных на 4 группы.

-Какие группы получились? (рыбы, птицы, звери, насекомые)

Первую большую группу животных составляют: звери (млекопитающие), птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся

Звери, или млекопитающие.

-Животные какой группы изображены на рисунке? (Звери)

– Назовите их признаки. (Тело покрыто шерстью, имеют по четыре лапы, своих детенышей вскармливают молоком.)

– Как называют их еще? (Млекопитающие.)

– Назовите следующих животных. (Крот, кит, летучая мышь.)

– Эти животные тоже относятся к группе зверей, хотя у летучей мыши вместо лап – крылья, у кита вместо ног – плавники и тело не покрыто шерстью, а у крота лапы-лопаты. Но эти животные детенышей вскармливают молоком, поэтому они тоже млекопитающие. В группе зверей – кит – самое большое животное.

Птицы.

– Рассмотрите следующие иллюстрации с изображением животных. Назовите следующую группу животных. (Птицы.)

– Все ли птицы летают? (Нет.)

– Назовите птицу, которая не летает, но быстро бегает. (Страус.)

– Назовите птицу, у которой вместо крыльев – лапы-ласты, и они хорошо плавают. (Пингвины.)

– Я перечислю основные признаки животных следующей группы, а вы догадайтесь, как эта группа называется: живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами. (Рыбы.)

– Назовите, каких рыб вы видите ( щука, сом, окунь, карась.)

Земноводные.

– Назовите следующих животных. (Лягушки, жабы, тритоны.)

– Эти животные могут жить на земле и в воде. Как можно назвать эту группу? (Земноводные.)

Пресмыкающиеся.

Насекомые.

– Назовите группу животных, изображенных на иллюстрации. (Насекомые.)

– Перечислите их признаки. (Три пары ног, одна пара усов, одна-две пары крыльев.)

Ракообразные.

Паукообразные.

– К этой группе относятся: пауки, скорпионы, сенокосцы, клещи, тарантулы. Все они имеют восемь ног (четыре пары). Голова и грудь слиты воедино, брюшко покрыто щитком, сзади расположены паутинные бородавки. (Выходящее вещество, застывая в воздухе, превращается в шелковую паутинную нить, она гибкая и прочная. В XVIII веке во Франции из нее изготовляли перчатки.)

Моллюски.

Моллюски обитают в морях и океанах. Хорошо плавают. К ним относятся улитки, слизни, осьминоги, кальмары, Это беспозвоночные животные, тело которых состоит из головы, туловища и одной ноги, преобразованной в плавник. У многих из них тело защищено раковиной.

Черви.

-В природе очень много червей. Вы хорошо знаете дождевого червя, а также пиявок, которые живут в водоёмах и хорошо плавают. Они тоже образуют группу.

–• Иглокожие.

– Есть еще одна группа животных – это иглокожие. К ним относятся: морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы. Они малоподвижны. Одни питаются растительной пищей, другие – хищники. Могут отбрасывать части тела и даже внутренние органы, которые впоследствии восстанавливаются.

V. Первичное закрепление изученного.

1. Работа в рабочей тетради (стр.32)

Динамическая пауза (гимнастика для глаз)

Если я называю птиц - вы поднимаете глаза вверх.

Если я называю пресмыкающихся - вы смотрите вниз

Если - млекопитающих - смотрите влево, вправо.

Если я назову животных, не относящихся ни к одной из этих групп, то вы закрываете глаза.

Орёл, лиса, щука, крокодил, ёж, кукушка, черепаха, медведь, лягушка,

Синица, лев, енот, страус, карась, воробей, ящерица, гусь.

VI. Закрепление изученного материала.

Работа в парах (соотнести группу животных с их существенными признаками)

Группа животных

Существенные признаки

6 ног, 1 пара усов

Тело покрыто чешуёй, дышат жабрами

Тело покрыто шерстью, имеют 4 лапы.

Тело покрыто перьями, летают

Живут на земле и в воде

– Разгадайте загадки о животных:

• Мчится, воды рассекая,

Злая хищница морская.

Нам зубастая… (акула).

• Он на веточке сидит

И без дела не жужжит.

У него усища есть,

Крылья. Ножек – ровно шесть.

В синем небе кружит…

• Ходит барыня пешком,

Землю роет пятачком.

До чего ж толста она –

Шея просто не видна!

У ней песенка своя:

Поет… (свинья).

• Та зеленая певица

Красивей поет, чем птица.

Попоет в родном болоте –

И отводит час охоте.

Берегись, комар и мушка!

Открывает рот… (лягушка).

• Под водой усач живет,

Носик-ножницы в руках,

Ходит задом наперед

На восьми кривых ногах.

Там, где тишь да полумрак,

Не спеша гуляет… (рак).

• По земле старушка бродит,

А из дома не выходит.
Надо ль ей переживать,
Где придется ночевать?
Нет, она не знает страха:
Всегда дома… (черепаха).

Учащиеся отгадывают загадки и говорят, к каким группам относятся животные.

VII.Рефлексия

Позвоночные (звери, птицы,рыбы, земноводные, пресмыкающиеся) Беспозвоночные (иглокожие, черви, моллюски, паукообразные, насекомые, ракообразные)

VIII. Итог урока.

-Зоологи разделили всех животных на множество групп, а я хочу разделить на хорошие и плохие, как вы думаете кого, куда можно отнести?

- Чтобы развеять ваши сомнения послушайте стихотворение Б. Заходера. "Все на свете нужны"

1.Все-все,
На свете,
Нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.

2.Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

3.Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мёд
И кто делает яд!

4.Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

5.И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны.

6.А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

7.Все-все,
На свете,
Нужны.
И это все дети
Запомнить должны!

-Все, что рядышком со мною, - это все мое родное!

Как же мне в краю родном не заботиться о нем!

Все и страшные и ужасные нужны природе, поэтому мы будем об этом помнить и заботиться о всех животных.

– Наш урок подходит к концу. Спасибо вам за активную работу.

– Что нового вы узнали на уроке? Что такое зоология?

Домашнее задание: Подготовить информацию о питании любого вида животного. Читать учебник стр. 87-93

Читайте также: