Виды социальных взаимодействий сотрудничество конкуренция конфликт конспект

Обновлено: 07.07.2024

Кооперация и конкуренция

Коммуникация внутри коллектива, как известно, представляет собой не просто обмен информацией, а сложную систему взаимодействия (интеракции). В этой системе за сказанными словами скрываются осознанные и неосознанные мотивы, психологические особенности, методы воздействия. Уметь их различать — значит справляться с конфликтными ситуациями и получать от коммуникации максимальную пользу.

Рассмотрим два основных направления взаимодействия в коллективе — кооперацию и конкуренцию: что для них характерно и как в них существовать.

Кооперация — объединение во имя общего дела, при котором интересы участников коллектива не противоречат друг другу. Такое взаимодействие подразумевает взаимоответственность, взаимопомощь, высокую включенность.

Конкуренция — несогласованность действий в угоду личным интересам. Успех одного участника коллектива при этом часто означает неуспех его коллег. Конкуренция бывает здоровая, когда соперники действуют добросовестно, и нездоровая, когда участники коллектива поступают вопреки нормам этики и корпоративным стандартам.

Кооперацию и конкуренцию противопоставляют, однако у конкуренции есть не только минусы (напряженная обстановка, текучка кадров), но и плюсы: повышение эффективности, кадровая селекция, разработка передовых идей. Главное, чтобы соперничество проходило по правилам здоровой конкуренции и под контролем руководителя.

 Открывая организации будущего

Автор этой книги, основываясь на многолетнем глубоком исследовании, рассказывает, какими станут организации будущего, построенные на абсолютно иных принципах, — цельными, самоуправляемыми и эволюционными. Он показывает, как такие компании развиваются — и с нуля, и эволюционируя из существующих организаций.

Руководителю: правила эффективной конкуренции

Одинаковые стартовые условия для всех участников коллектива;

Регламентированные обязанности каждого работника (разные предметные области — разные регламенты для учителей);

Равное разделение ресурсов (одинаковые кабинеты, оборудование);

Обозначенный результат соперничества (например, денежная премия);

Сопоставимые цели для всех сотрудников;

Четкие и понятные методы оценки работы (желательно, описанные в технической карте);

Перспективы развития для каждого члена коллектива (в будущем любой имеет возможность стать лидером);

Постоянный контроль, предотвращение конфликтных ситуаций;

Гласность во всем (правила конкуренции обсуждаются на общих собраниях);

Читайте так же:

Барьеры, ведущие к конфликтам

Конфликты случаются и при конкуренции, и при кооперации. В их основе может лежать столкновение целей, опыта, характеров. Умение классифицировать возникший барьер позволяет быстрее и качественнее разрешить ситуацию.

Мотивационный барьер. Цели коллег часто не совпадают. Например, один учитель хочет выстроить проект с долгосрочной перспективой развития, другой заинтересован в немедленном результате. Если цели скрыты, то взаимодействие, скорее всего, обернется конфликтом. Решение: в рамках делового общения всегда обсуждать мотивы.

Барьер характера и темперамента. Известны четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик. Холерик может внезапно взбунтоваться в доброжелательной обстановке, а меланхолик затаить обиду, даже если сложный вопрос исчерпан. Решение: в конфликтной ситуации постараться определить тип темперамента собеседника и направлять коммуникацию исходя из его особенностей.

Барьер стилей общения. У каждого человека есть определенный стиль общения, сформированный под воздействием характера, воспитания, окружения, профессии. Он включает основной мотив, отношение к себе, отношение к другим и форму воздействия (одни предпочитают угрозы, другие — манипуляции, третьи — уговоры). Решение: принять стиль общение своего собеседника, поскольку изменить его практически невозможно.

Барьер некомпетентности. Уровень профессиональных знаний и навыков у всех разный. Общение с некомпетентным коллегой вызывает не только раздражение, но и досаду из-за потраченного впустую времени. Решение: подтолкнуть коллегу к более детальному изучение темы или ограничить совместную деятельность.

 Время-деньги!

Бенджамин Франклин (17 января 1706 — 17 апреля 1790) — политический деятель, дипломат, ученый, изобретатель, журналист, издатель и масон. Один из лидеров Войны за независимость США. Первый американец, ставший иностранным членом Российской академии наук. Его биография находится в лидерах скачивания в интернете во всем мире и будет интересна тем, кто ищет новые идеи, интересуется историей и не стоит на месте.

Эго-состояния в деловом общении



Манера Родитель отражает совокупность норм и требований, полученных человеком в детстве. Такому эго-состоянию характерны архаичность, закрытость для новой информации. Ребенок демонстрирует часть личности из детства, сохранившую непринужденную модель поведения. Он проявляет эмоции, много и сбивчиво говорит. Взрослый же объективно оценивает ситуацию, находит баланс между закрытостью Родителя и активностью Ребенка, эффективно взаимодействует с окружающим миром. Взрослый считается наиболее адекватной частью личности. Поскольку педагог изначально поставлен в позицию власти, он склонен проявлять эго-состояние Родитель — даже при деловом общении.

Крайне полезно уметь распознавать Ребенка или Родителя не только в окружающих, но и в себе. Взаимодействие с этими гранями личности позволяет открыть своего Взрослого и выпускать его на авансцену при деловом общении.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок : Социальное взаимодействие

Цели: познакомить с сущностью и формами социального взаимодействия; развивать умение давать оценку; воспитывать потребности в самореализации и саморазвитии личности.

I. Организационный момент

С рождения человек нуждается в общении с другими людьми. Наукой установлено, что с 1,5-2-месячного возраста развитие ребенка происходит исключительно в общении со взрослыми. По мере взросления общение становится такой же потребностью, как вода и пища. Неслучайно у всех народов самым тяжелым наказанием является одиночное тюремное заключение, которое применяется как наказание за тяжкие преступления.

В 1957 г. в пустыне Туркмении был найден мальчик. Ему было пять лет, и почти все эти годы он провел в стае волков. Приговор обследовавших его врачей был суров - умственная недоразвитость. Мальчика поместили в психиатрическую больницу. Ему дали имя Джума Джумаев и начали перевоспитывать. Мальчика учили говорить, а не выть; есть руками, а не лакать из чашки; ходить, а не бегать на четвереньках. Впервые человеческое слово он произнес в 10 лет. К 15 годам Джума мог читать и писать, рассказывать о своей жизни в волчьей стае. Джума до самой своей смерти провел в психиатрической больнице, но так и остался Маугли.

- Как вы думаете, где был более счастлив Джума: в стае волков или среди людей?

II. Изучение нового материала

Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше.

Ф. Ларошфуко

1. Социальное взаимодействие и его структура.

2. Поведение как социальная категория.

3. Основные формы социального взаимодействия.

1. Социальное взаимодействие и его структура

(Учитель предлагает проиграть социальное взаимодействие в следующей ситуации: утро, переполненный автобус, пассажиры, кондуктор.)

2. Поведение как социальная категория

(При объяснении материала учитель акцентирует внимание учащихся на следующих выводах.)

Поведение - процесс взаимодействия человека с окружающей средой как совокупность движений, деяний и т. п.

• осознание возможности их достижения;

• знание способов и методов реализации целей.

• не имеет сознательного плана;

• реализуется на основе неосознанных побуждений.

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на

Психосоматическая - поведение зависит от биологических потребностей,культуры человека.

Психодраматическая - поведение человека зависит от требований социального окружения.

Социальная - личность ведет себя так, как ожидают от представителя той или иной социальной категории.

Самореализация - реализация личностью своих внутренних возможностей и способностей в процессе активности (деятельность + поведение).

Основные модели самореализации:

3. Основные формы социального взаимодействия

Человек гуляет в осеннем парке, где под его ногами шуршит листва. И даже со стороны видно, как ему комфортно и уютно быть наедине с собой.

Между двумя подругами произошел резкий телефонный разговор. Одна из них закрылась в своей комнате, когда к ней заглянула сестра с напоминанием об ужине, она накричала на сестру.

- Чем эти действия отличаются друг от друга? (Во втором случае действие направлено на другого человека и вызвало его ответную реакцию.)

(Учащиеся находят определение социального воздействия в учебнике и записывают его в тетради.

Далее учитель перечисляет три основные формы взаимодействия (кооперация, конкуренция, конфликт) и просит привести соответствующие примеры. Особое внимание следует уделить анализу стихийных форм коллективных действий, особенно паники.

III. Закрепление изученного материала

- Выскажите собственное суждение по поводу высказывания философа в контексте темы урока.

• Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить.

• Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать.

• Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существуют предательства и войны.

- Что такое поступок и почему он возможен только при наличии свободы действий? (Поступок как социологическая категория предполагает добровольность совершения действий.)

- Молодежь - понятие не только возрастное, но и социальное. Проанализируйте поведение разных групп молодежи в социальном взаимодействии современного российского общества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: 1) познакомить с основными формами соци альных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения; 2) раз вивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, де лать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические поло жения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дис куссии, работать с документами; 3) формировать у школьников толерантность, уважение к другим людям.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-практикум.

I. Организационный момент

О чем эта притча? О нас с вами. Время от времени каждый из нас желает доказать свою точку зрения во что бы то ни стало. Иногда такие разногласия перерастают в настоящую открытую борьбу. Почему так происходит? Как действовать, чтобы избежать подобного исхода? Об этом мы будем говорить на уроке.

План уроков

Формы социального взаимодействия.

II. Изучение нового материала

1. Социальные интересы

Итак, интерес - одна из форм направленности личности. А что такое социальный интерес?

Социальные интересы - интересы людей, составляющих какую-либо социальную общность, тот или иной коллектив, объ единение.

Исследуем природу этого обществоведческого понятия.

Работая с текстом учебника на с. 69-70, ответьте на следующие вопросы:

На что направлены социальные интересы?

Какие факторы определяют различия социальных интересов?

Приведите примеры фактов, доказывающих, что социаль ный интерес лежит в основе любых форм состязательности, борьбы и соперничества между людьми.

Считаете ли вы справедливым, что каждая из групп стремит ся к экспансии своих интересов, к закреплению достигну того успеха и его развитию за счет интересов других групп и общностей? Свою позицию аргументируйте.

Разбившись на творческие группы, предположите, какие со циальные интересы могут быть:

первая группа - у жителей микрорайона;

вторая группа - у всего человечества;

третья группа - у учащихся вашего класса. Работу представьте наглядно.

Cовременный мир представляет собой сложнейшую систему взаимодействий реальных социальных интересов.

2. Формы социального взаимодействия

В повседневной жизни общества мы наблюдаем постоянное социальное взаимодействие. Попробуем представить формы со-1 циального взаимодействия людей графически.

К основным формам социальных взаимодействий относят сотрудничество и соперничество.

Сотрудничество предполагает участие в общем деле.(анализ схемы)

Пересечение и несовпадение интересов, связанных с коренными вопросами социального бытия нередко приводят к соперничеству участников социального взаимодействия. Как это проявляется в поведении людей? Стремятся превзойти друг друга, добиться определенного успеха в реализации своих социальных интересов.Каждая сторона рассматривает другую ,ее социальные позиции ,действия как препятствия на пути достижения своей цели.

Между ними могут возникать отношения зависти ,неприязни,озлобления,сила проявления которых зависит от форм соперничества.

Рис.1 Диаграмма Форм социального взаимодействия

Формы социального взаимодействия

Сотрудничество

Соперничество

Пересечение и несовпадение интересов, связанных с коренными вопросами социального

Взаимные ожидания часто не оправдываются, и возникшие взаимосвязи разрушаются. Если взаимные ожидания оправдываются, приобретают предсказуемый, а главное, устойчивый вид, такие взаимодействия называютсоциальными отношениями. Социология различает три самых общих типа взаимодействий — сотрудничество, соперничество и конфликт.


Сотрудничество — такой тип взаимодействия, при котором люди осуществляют взаимосвязанные действия для достижения общих целей. Как правило, сотрудничество является выгодным для взаимодействующих сторон. Общие интересы сплачивают людей, вызывают у них чувства симпатии, благодарности. Взаимная польза побуждает людей к общению и в неформальной обстановке, способствует возникновению атмосферы доверия, морального комфорта, желанию уступить в споре, потерпеть какие-то неудобства для себя лично, если это необходимо для дела. Отношения сотрудничества имеют массу преимуществ и выгод для совместного дела, борьбы с конкурентами, повышения производительности труда, закрепления работников в организации и предотвращения текучести кадров .

Однако с течением времени взаимодействие на основе сотрудничества начинает приобретать консервативный характер. Люди, изучив возможности друг друга, особенности характера, представляют, чего следует ждать в конкретной ситуации от каждого. Возникают элементы рутины, стабильность отношений становится застоем, порождает потребность сохранения статус-кво. Члены группы начинают опасаться перемен и не хотят их. Они уже имеют набор стандартных, проверенных временем решений практически в любой ситуации, установили взаимосвязи со всей системой многосторонних отношений в обществе, знают своих поставщиков сырья, информаторов, проектировщиков, представителей властных структур. Новичкам в группу дороги нет, новые идеи не проникают в это заблокированное социальное пространство. Группа начинает деградировать.

Взаимодействие на основе соперничества (конкуренции) — это один из самых общих типов взаимодействия, противоположный сотрудничеству. Особенность соперничества в том, что люди имеют одни и те же цели, но преследуют различные интересы. Напри мер, несколько компаний претендует на получение заказа на строительство крупного моста через Волгу. Цель у них одна — получить заказ, но интересы разные. Двое молодых людей любят одну девушку, цель у них одна — добиться ее благосклонности, но интересы противоположны.

Соперничество, или конкуренция, — основа рыночных отношений. В этой борьбе за доход возникают чувства неприязни, озлобления к сопернику, ненависти, страха, а также желание во что бы то ни стало опередить его. Победа одного нередко означает катастрофу для другого, потерю престижа, хорошей работы, благосостояния. Зависть к удачливому сопернику бывает такой сильной, что человек совершает преступление — нанимает убийц для устранения конкурента, выкрадывает необходимые документы, т.е. идет на конфликт. Такие случаи — довольно распространенное явление, они широко представлены в литературе (Т. Драйзер, Дж. Голсуорси, В .Я. Шишков и другие писатели), о них пишут в газетах, их обсуждают на телевидении. Самое действенное средство ограничения такого рода конкуренции — принятие и исполнение соответствующих законов и соответствующее воспитание человека. В экономике — это принятие серии антимонопольных законов; в политике — принцип разделения властей и наличие оппозиции, свободной прессы; в сфере духовной жизни — распространение в обществе идеалов добра и милосердия, общечеловеческих нравственных ценностей. Однако дух соперничества является стимулом в бизнесе и вообще в любой работе, который не позволяет человеку успокаиваться на достигнутом.

Конфликт — открытое, прямое противостояние, иногда вооруженное. В последнем случае речь может идти о революции, вооруженном восстании, бунте, массовых беспорядках. Например, после массовых беспорядков, охвативших Киши- нсв в 2009 г. и Бишкек в 2010 г., произошла смена правительства в Молдавии и Киргизии. Предотвращение насильственных конфликтов, борьбы, наносящей вред человеку и нарушающей общественный порядок, является задачей государства. Изучая проблему социального взаимодействия, социологи, в частности Т. Парсонс, разработали учение оравновесии социальной системы, которое выступает решающим условием сохранения системы, ее жизнеспособности. Система стабильна или находится в относительном равновесии, если отношения между ее структурой и процессами, протекающими внутри нее, и между ней и окружением таковы, что свойства и отношения оказываются неизменными.

Однако существует и другой взгляд, содержащий объяснение конфликта не только как негативного, но и как позитивного элемента общественной жизни.

Теория социального обмена Дж. Хоманса. Дж. Хоманс ( р. 1910 ) изучал природу индивидуального поведения и взаимодействия. Он полагал, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего прошлого опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Взаимодействие Хоманс рассматривает, как ответы индивида на внешние стимулы, которые могут быть в двух формах: награды и наказания. Отсюда ученый выводит основные постулаты (правила), которые регулируют поведение человека. Они выглядят следующим образом:

1.Чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он повторяется. Например, если один человек получил от другого совет, который ему пригодился, то велика вероятность, что этот человек вновь обратиться к другому за советом.

2. Если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от некоторого условия, то человек будет стремиться воспроизвести это условие. Например, если человек, пришедший на прием к начальнику, принес его секретарю презент, и тем самым попал к начальнику раньше других, то в дальнейшем, приходя в этот кабинет, он снова будет приносить подарки секретарю, т.е. воспроизводить условия ситуации.

3. Если вознаграждение велико, человек готов затрачивать больше усилий ради его получения.

4. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения. То есть, если человека слишком часто вознаграждать, то постепенно это вознаграждение утратит для него значимость, перестанет быть стимулом для того, чтобы и в дальнейшем предпринимать усилия.

Теория Дж. Хоманса наиболее пригодна для анализа межличностных взаимоотношений, отношений лидерства, переговорных процессов, но в то же время человеческое поведение и взаимодействие не всегда можно объяснить только исходя из понятия целесообразности, взвешивания наград, издержек и наказаний.

Читайте также: