Мало уметь читать надо уметь думать конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема. Мало уметь читать, надо уметь думать. Согласный звук [ш]. Буквы Шш.
Тип урока : Знакомство с новым материалом, комплексного применения знаний и способов действий.
Задачи: познакомить с буквами Шш, обозначаемым ими звуком; учить характеризовать звуки по алгоритму; учить читать слоги, слова, текст с изученной буквой.
Планируемые результаты
Предметные: знать буквы Шш, обозначаемый ими звук; характеризовать звуки по алгоритму; читать слоги, слова, текст с изученной буквой.
Метапредметные : понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда; классифицировать по существенным признакам; находить нужную информацию о звуке по алгоритму; формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; обогащение и активизация словарного запаса.
Регулятивные : уметь определять тему урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из нескольких
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, отвечая на вопросы; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию.
Межпредметные связи : Окружающий мир
Оборудование : компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы.
- У нас на уроке сегодня гости. Повернитесь. Поздоровайтесь. Повернитесь ко мне.
Я радуюсь этому
Внимание мое растет
Память моя крепка
Я буду стараться, я молодец.
- Прошу всех сесть.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- А девиз у нас такой:
«То, что знаешь – не скрывай,
Актуализация знаний
- К нам на урок попросилась еще одна гостья. Вы её узнаете чуть позже.
- Гостья наша серьёзная, нравится ей в гости к школьникам ходить, смотреть как они учатся.
- Расскажем нашей гостье, что мы уже знаем.
- Для общения мы пользуемся … (речью)
- Речь бывает… (письменная, устная и речь про себя)
- Речь состоит из … (предложений)
- Предложения состоят из… (слов, связанных между собой по смыслу)
- Слова делятся на … (слоги)
- Слоги состоят из … (букв и звуков)
Звуки мы … (слышим и произносим), а буквы … (пишем и видим)
- Звуки бывают … (гласные и согласные)
- Гласные бывают… (ударные и безударные)
Согласные бывают… (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные)
- Вот еще одно задание от нашей незнакомки. Что вы видите? (Ребусы).
- Что объединяет эти три слова?
- О каком звуке будем говорить?
Определение темы урока. Целеполагание.
- Какой у нас с вами будет урок? Урок повторение или урок открытия новых знаний? ( Урок ОНЗ ) Почему? ( Потому что мы познакомимся с новым звуком и новой буквой )
- Определите тему урока.
Твёрдый согласный звук [ш], буквы Шш. Сочетание ши.
- Какие цели поставите перед собой?
ПОЗНАКОМИМСЯ …
БУДЕМ ОТЛИЧАТЬ…
БУДЕМ ЧИТАТЬ …
IV . Введение в тему.
- Рассмотрите картинку и назовите, что здесь изображено? (камыш)
- Какой звук мы слышим на конце этого слова?
- Разделите на слоги. Переставьте слоги местами. Куда ушёл звук [ш]? (мышка, в середину слова)
- А что это за предмет? (шалаш)
- Что интересного вы заметили в этом слове?
- С какого звука начинается и заканчивается это слово?
- Произнесите еще раз этот звук и сделайте вывод, какой он. ( Звук ш – согласный, воздух при произношении встречает преграду ).
- Что еще вы можете сказать о согласном [ш]? ( глухой, твёрдый )
- Сделайте вывод, что вы узнали о звуке [ш]?
Познавательная игра в форме физминутки.
- Если услышите в слове звук [ш], приседайте.
Шаль, сталь, пушок, стужа, башня, басня, шнурок, шелк, миска, свист, штраф, паштет, лыжи, мишка, жила, шила.
- Что необходимо сделать, чтобы вы смогли напечатать это слово? ( Познакомиться с буквой )
- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой Шш) Вот она наша незнакомка. Буква Ш.
- На что похожа буква "ша"?
- На доске записаны две буквы Ш. Одна заглавная, другая маленькая. Почему звук один, а буквы две?
- Найдите глазками в классе буквы ша и покажите, где нашли.
- Какой вывод можно сделать ?
Печатание буквы в тетради.
Чтение слогов (интерактивная доска).
ША ШО ШУ ШИ ШЕ
- Как слышится звук [ш]? ( В этих слогах звук [ш] произносится твёрдо )
- Какой вывод вы можете сделать про звук [ш]? ( Звук [ш] слышится во всех случаях твёрдо. Значит, это всегда твёрдый согласный звук).
- Прочтите слова на листочках.
ши шка шала ши ши л спе ши л
у ши гру ши воро ши л ту ши л
- Что необычного вы увидели в этих словах? ( После буквы Ш стоит буква И, но произносится звук [ш] всё равно твёрдо)
- Сделайте вывод. ( Ши – пиши с буквой И ) Повторите хором. Девочки. Мальчики.
- Рядом с ЧУ и ЧА ставим ШИ. Запишите сочетание ШИ и обведите в рамочку. Рядом поставьте восклицательный знак. Правило запомните!
Физминутка .
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с. 16. Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете. ( Когда читаешь нужно понимать, что ты читаешь. Это так же, как и умение правильно говорить и писать, это значит, что мало знать слова, которые говоришь или пишешь, ими нужно уметь пользоваться и уметь связывать их между собой ).
- Кто же встречает нас на этой странице? Девочка-Снегурочка? Василиса Прекрасная или Шамаханская царица?
Рассмотри-ка все внимательно,
Поразмысли не спеша
И отыщешь обязательно
Все слова на букву Ш.
(Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка.)
– Из какой сказки Шамаханская царица?
– Кто автор этой сказки? (А.С. Пушкин) Зачитывается отрывок из сказки.
Распахнулся… и девица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
И она перед Дадоном
Улыбнулась – и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала.
Всяким яством угощала.
VI . Физминутка
Продолжение работы по учебнику.
- Прочитайте слова в столбиках на стр. 17.
- Выберите слова, которые записаны с заглавных букв. Назовите орфограммы.
- Найдите в столбиках слов четвероногое животное.
- Где в этом слове вы слышите новый звук?
- Придумайте кличку кошке так, чтобы в ней был звук [ш]
- В каком слове есть орфограмма ши ?
Дети читают "цепочкой" текст "Наступила осень" с. 17
- О чем вы прочитали?
- Придумайте имена детям, которые пошли в лес. В именах должен быть звук [ш].
- Как вы понимаете "горели кисти рябин"?
- Как вы понимаете слово кисти ?
- Когда еще мы встречаем в русской речи слово кисти ?
- Как мы называем слова, которые имеют несколько значений?
- Отыщите в этом тексте слова, в которых букв больше, чем звуков.
- Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв.
- Как называются плоды сосны и ели?
- Как их различить? Какие знания нам в этом пригодились? ( Шишки ели продолговатые, чешуйки прижаты, а у сосны шишки округлые, чешуйки не прижаты).
- Какая тема была нашего урока?
- Какая работа была самая трудная?
( Мы выучили согласный звук [ш], учились узнавать его в словах, читать слова с ним.
Ключевые слова: звуки гласные; звуки согласные; мягкие согласные звуки; твёрдые согласные звуки; буква как знак звука; алфавит.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Азбука 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 /(В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина) – М.: Просвещение,2011., - 2 ч.: ил. - С.16-17
Цель нашего урока:
Знакомство с новой буквой Ш.
Звук Ш — всегда твёрдый
Буква Ш обозначает глухой согласный звук [Ш].
Буквы — условные графические знаки, которые обозначают звуки.
Звук — единица звучащей речи.
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Основное содержание урока:
Эта пословица рассказывает о том, что, когда читаешь нужно понимать, что ты читаешь.
Ни одна книга не бывает бессмысленной. Все они написаны, для того чтобы как-то повлиять на своего читателя. Ещё с самого раннего возраста надо заниматься с детьми и обучать их тому, чтобы они пытались анализировать написанное в книге.
Часто так бывает, что человек читает механически, даже особо не запоминая и не понимая текст. Он не обдумывает прочитанное, максимум запоминает имена и сюжет.
Любая книга - это не только приятное времяпрепровождение, но ещё и пища для ума. Именно так говорят про книги.
Сегодня мы познакомимся с новой буквой - Ш.
Мы с вами уже знаем, как отличить гласный звук, который можно пропеть, от согласного, при его произнесении встречается преграда.
Произносим его – [Ш] и сразу чувствуется препятствие при произнесении.
Это согласный звук.
За забором - хороша –
Притаилась буква Ш,
И в шкафу её найдёшь,
Если все слова прочтёшь.
Давайте произнесём слова с буквой Ш.
МАШИНА после согласного звука [ш] идёт гласный звук [и], смягчающий гласный, но мы слышим [ш] – звучание твёрдое.
Шишка – звук [ш] звучит опять твёрдо.
Теперь мы можем сделать вывод, что звук [ш] всегда твёрдый
Теперь научимся правильно читать слоги со звуком [ш].
ША, ШО, ШУ, ШЁ, ШИ, ШЕ
Теперь давайте прочитаем слова.
А теперь ВАЖНО запомнить, что слогов ШЫ, ШЯ и ШЮ не бывает.
Значит, если в словах слышится после согласного [ш] гласный [ы], то всегда нужно писать с буквой И – ШИ.
Если в словах после согласного [ш] слышится гласный [ю], то всегда нужно писать У – ШУ.
Если в словах после согласного [ш] слышится гласный [я], то всегда нужно писать А - ША
Урок по литературному чтению в 1 классе подходит к программе "Школа России", содержит конспект и презентацию.
мир, в
котором
__________________________
шишка
Урок по литературному чтению в 1 классе
Составитель: Масенцова Татьяна Александровна
учитель начальных классов
Тема: Мало уметь читать, надо уметь думать.
Звук [ ш ], буква Ш ш.
познакомить с новым звуком [ ш ] - всегда твердым согласным;
отрабатывать навыки чтения с новым звуком;
познакомить с правописанием сочетания "ши", с термином "шипящие согласные звуки".
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
На сегодняшнем уроке нас будет сопровождать одна сказочная героиня, угадайте какая.
У бабулечки чудной
Нрав веселый, заводной.
Сумочка в руке ее –
Там животное одно.
Без друзей она грустит
И от скуки всем вредит.
Ей без шалостей никак
Хулиганит … (Шапокляк)
А почему именно Шапокляк узнаем к концу урока.
Она любит проказничать, поэтому придумала нам трудные задания и думает, что мы не справимся.
Расскажем Шапокляк, что мы уже знаем.
- Назовите буквы гласных звуков, которые вы изучили.
- Назовите, какие из них могут обозначать два звука.
Н, П, Т, Р, С, Б, Г, К, З
- Загадочная буква. Отгадайте загадки и понаблюдайте, что общего в отгадках.
В лесу пасется и живёт,
На голове дерево растёт.
Летом вырастают, а зимой опадают.
Расскажите всё, что вы знаете о букве Ь.
- Укажите отгадку с орфограммой разделительный Ь
дети работают с сигнальными карточками
Мягкий знак может быть показателем мягкости согласных и может быть разделительным мягким знаком. При переносе слов с одной строки на другую Ь не отрывается от предыдущей буквы согласных.
О каком звуке будем говорить?
Подведение к теме
Рассмотрите картинку и назовите, что здесь изображено?
Какой звук мы слышим на конце этого слова?
Разделите на слоги. Переставьте слоги местами. Куда ушёл звук [ ш ]?
А что это за предмет?
Что интересного вы заметили в этом слове?
С какого звука начинается и заканчивается это слово?
Ша- ша- ша- мама моет малыша.
Шу- шу- шу- я письмо пишу.
Ши- ши- ши- в садик ходят малыши.
Аш- аш- аш- у Марины карандаш.
Шо- шо- шо - все будет хорошо.
Определите тему урока.
Мышка, в середину слова
Определение темы урока, целеполагание
Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш ш.
Сочетание ши.
Определите цели урока, что мы будем делать.
ПОЗНАКОМИМСЯ …
БУДЕМ ОТЛИЧАТЬ…
БУДЕМ ЧИТАТЬ …
Произнесите этот звук и расскажите о нём всё, что узнали.
Назовите предметы (на иллюстрации) в названиях которых есть новый звук, а с помощью карточек сигнализируйте какой звук[ ш ] слышите твердый или мягкий.
Работа со схемами. (карандаш, шкаф)
есть у меня, друзья,
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход! (карандаш)
На меня вы посмотрите,
Дверки можете открыть вы,
А на полочках моих
Много нужного стоит!
Выше всех я как жираф.
Я большой красивый … (шкаф)
Какой буквой обозначается этот звук?
На что похожа буква "ша"?
Какое место она займет на ленте букв?
Какой вывод можно сделать?
Влияют ли на звук гласные и, е?
В каком слоге звуков больше, чем букв?
Прочитайте слова на листочках:
Что необычного вы увидели в этих словах?
Сделать вывод вам поможет звук [ ш ] и правило, связанное с ним. (Ши - пиши с буквой и)
Запишите это сочетание в окошке, где стоит восклицательный знак. Это правило надо запомнить.
Работа по учебнику
Прочитайте слова в столбиках на стр. 17.
Выберите слова, которые записаны с заглавных букв. Назовите орфограммы.
Найдите в столбиках слов четвероногое животное.
Где в этом слове вы слышите новый звук?
Придумайте кличку кошке так, чтобы в ней был звук [ш]
В каком слове есть орфограмма ши?
Дети читают "цепочкой" текст "Наступила осень" с. 17
- О чем вы прочитали?
Как вы понимаете "горели кисти рябин"?
Как вы понимаете слово кисти?
Когда еще мы встречаем в русской речи слово кисти?
Как мы называем слова, которые имеют несколько значений?
Отыщите в этом тексте слова, в которых букв больше, чем звуков.
Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв.
Как называются плоды сосны и ели?
Как их различить? Какие знания нам в этом пригодились?
Лягушка – попрыгушка
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки,
Комары да мушки.
Сколько раз в стихотворении встретился звук [ ш ]?
Закройте глаза, считайте до пяти.
Прочитайте пословицу на стр. 16.
Подходит ли она по смыслу к прочитанному тексту?
Объясните смысл других пословиц на стр. 16
Познакомьте старуху Шапокляк с героиней сказки. Кто это?
Что у них может быть общего?
В названиях каких предметов есть звук [ ш ]?
Скажите, героем какой сказки является Шамаханская царица?
Прочитаете стихотворение "Петушки" и скажите, можно ли его применить к человеку.
Как вы понимаете слово "распетушились"
Назовите слова с сочетанием ши.
Это звук согласный, он произносится с препятствиями, он глухой и твердый
Вывод: звук всегда твердый
Записывают схемы, один ученик у доски
Буквой Ш и ш
Картинки на слайде
Это парный глухой звук
Нет, звук твердый.
После буквы ш стоит буква и, но произносится [ ш ] все равно твердо.
Заглавная буква в именах.
О том, как в лесу наступила осень
Кисти ягод рябины были очень зрелые и красные.
Это ягоды, собранные в пучок, зонтик.
Кисти для рисования, кисти рук, кисти малярные.
Стояли, ясные, еловые, сосновые, ярко.
Шишки ели продолговатые, чешуйки прижаты, а у сосны шишки округлые, чешуйки не прижаты.
Имена начинаются со звука [ ш ]
Шатер, кувшин, груши, шаровары, подушка
А.С.Пушкин "Золотой петушок"
Да. Это про тех, кто ссорится, дерется
Подрались, перья стали дыбом
Итог урока. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
оцените себя с помощью смайликов.
Как вы думаете Шапокляк осталась довольна?
Организация начала урока
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
У бабулечки чудной Нрав веселый, заводной. Сумочка в руке ее – Там животное одно. Без друзей она грустит И от скуки всем вредит. Ей без шалостей никак Хулиганит …
Повторяем всё, что знаем.
- Назовите буквы гласных звуков, которые вы изучили.
- Назовите, какие из них могут обозначать два звука.
В лесу пасется и живёт,
На голове дерево растёт.
Летом вырастают, а зимой опадают.
Речевая разминка
– Как шипит гусь?
– Как шипит змея?
Ша- ша- ша- мама моет ______. Шу- шу- шу- я письмо _____. Ши- ши- ши- в садик ходят ______. Аш- аш- аш- у Марины ________. Шо- шо- шо - все будет _______ .
Звук ш характеризуется как всегда глухой, твёрдый; на основе наблюдений устанавливается, что в слоге ши пишется буква и, в слоге ше пишется буква е.
Содержимое разработки
ТВЕРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [ш]. БУКВА Ш ш
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком ш, буквами Ш, ш, развития речи, памяти, логического мышления.
Тип урока: Решение учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные): Распознают в словах и характеризуют звук ш как глухой и всегда твёрдый, обозначают буквой, устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше – е; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; пересказывают текст; анализируют пословицы.
Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.
Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного; логические – характеризуют букву ш .
Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе.
I . Организация начала урока.
Приветствие учащихся.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
– Проверим готовность к уроку.
II. Целеполагание.
III . Актуализация знаний.
- Прочитайте тему урока. (Мало уметь читать, надо уметь думать).
- Как вы считаете, что имел в виду народ, говоря, что надо уметь думать? Человек ведь постоянно думает. (Предположения детей)
- Уметь думать – это уметь делать правильные умозаключения из прочитанного. Этому мы сейчас и учимся: понимать внутренний смысл пословиц и народных сказок, понимать то, какую мысль вложил автор в своё произведение. Мы учимся думать.
IV . Формирование новых знаний, умений и навыков.
1. Фонетическая зарядка.
– Как шипит змея? (Ш-ш-ш.)
– Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)
2. Выделение нового звука.
Дети рассматривают предметные картинки с изображением карандаша и шкафа и начерченные под ними схемы к этим словам.
Изучаемый звук выделяется из слов:
Наблюдая за произношением звука [ш] в этих словах, дети приходят к выводу, что согласный звук [ш] глухой и всегда твердый.
а) Назовите одинаковый звук в словах:
шар, шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф.
Учитель показывает предметные картинки, дети называют слова, находят одинаковый звук [ш]. Определяют, что он глухой и твердый.
б) На доске предметные картинки с изображением шара, ели, солнца, печной трубы, ежа, руки, карандаша, арбуза (картинки расположены в том порядке, в котором перечислены).
– Нужно отгадать слово по первым звукам названий.
Дети выходят к доске, называют слово и под картинкой печатают начальную букву слова.
Ш Е С Т Ё Р К А
Читается полученное слово.
Делается вывод, что звук [ш] всегда твердый, поэтому гласная буква е не обозначает мягкость согласного.
V . Работа по теме урока.
1. Знакомство с новой буквой.
Учитель сообщает, что согласный звук [ш] на письме обозначается буквой Ш ш (ша).
Вывешивается карточка с буквой Ш ш.
- На что похожа буква Ш?
Шагает кошка не спеша,
Коготки, как буква Ш…
Шустро мышь под печку –
2. Чтение слов в столбиках, с. 17.
Проводится слого-звуковой анализ этих слов.
– Составьте предложение со словом школа
3. Дети рассматривают иллюстрацию, с. 16.
Рассмотри-ка все внимательно,
Поразмысли не спеша
И отыщешь обязательно
Все слова на букву Ш.
(Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка.)
– Из какой сказки Шамаханская царица?
– Кто автор этой сказки?
Распахнулся… и девица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
И она перед Дадоном
Улыбнулась – и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала.
Всяким яством угощала.
4. Чтение пословиц, с. 16.
Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.
Выясняется, в каких случаях они могут быть употреблены в речи.
5. Чтение текста на с. 17.
– О каком времени года говорится в тексте?
– Куда пошли дети?
– Что они видели в лесу?
– Что собирали ребята?
Дети повторно читают текст, называя слова с буквой ш. Проводится слого-звуковой анализ этих слов.
6. Работа с рисунками(с. 18)
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… (шишек).
– Рассмотрите рисунки. Как называются плоды сосны, рябины, ели?
– На какой вопрос отвечают слова, обозначающие плоды?
Проводится слого-звуковой анализ слова шишка.
Делается вывод: звук [ш] всегда твердый, поэтому в слиянии ШИ хоть и слышим при произношении гласный звук [ы] пишется и.
V I . Закрепление знаний и способов действий.
1. Развитие связной речи.
– О ком говорится в тексте?
2. Чтение слов. Правописание ши (с. 19)
– Прокомментируйте написание слов.
3. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией и текстом (с. 19)
– Прочитайте текст, рассмотрите картинку.
– Что он не смог сделать?
– Кто еще был в избе?
– Как вел себя внук?
Повторно читается пословица из текста. Учитель выясняет, как учащиеся понимают ее смысл.
– Соотнесите начало и конец предложения.
V I I. Рефлексивно-оценочный этап.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
Содержимое разработки
Ш Е С Т Ё Р К А
-75%
Читайте также: