Мало уметь читать надо уметь думать конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Мало уметь читать, надо уметь думать. Согласный звук [ш]. Буквы Шш.

Тип урока : Знакомство с новым материалом, комплексного применения знаний и способов действий.

Задачи: познакомить с буквами Шш, обозначаемым ими звуком; учить характеризовать звуки по алгоритму; учить читать слоги, слова, текст с изученной буквой.

Планируемые результаты

Предметные: знать буквы Шш, обозначаемый ими звук; характеризовать звуки по алгоритму; читать слоги, слова, текст с изученной буквой.

Метапредметные : понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда; классифицировать по существенным признакам; находить нужную информацию о звуке по алгоритму; формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; обогащение и активизация словарного запаса.

Регулятивные : уметь определять тему урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из нескольких

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, отвечая на вопросы; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию.

Межпредметные связи : Окружающий мир

Оборудование : компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы.

- У нас на уроке сегодня гости. Повернитесь. Поздоровайтесь. Повернитесь ко мне.

Я радуюсь этому

Внимание мое растет

Память моя крепка

Я буду стараться, я молодец.

- Прошу всех сесть.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- А девиз у нас такой:

«То, что знаешь – не скрывай,

Актуализация знаний

- К нам на урок попросилась еще одна гостья. Вы её узнаете чуть позже.

- Гостья наша серьёзная, нравится ей в гости к школьникам ходить, смотреть как они учатся.

- Расскажем нашей гостье, что мы уже знаем.

- Для общения мы пользуемся … (речью)

- Речь бывает… (письменная, устная и речь про себя)

- Речь состоит из … (предложений)

- Предложения состоят из… (слов, связанных между собой по смыслу)

- Слова делятся на … (слоги)

- Слоги состоят из … (букв и звуков)

Звуки мы … (слышим и произносим), а буквы … (пишем и видим)

- Звуки бывают … (гласные и согласные)

- Гласные бывают… (ударные и безударные)

Согласные бывают… (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные)

- Вот еще одно задание от нашей незнакомки. Что вы видите? (Ребусы).

- Что объединяет эти три слова?

- О каком звуке будем говорить?

Определение темы урока. Целеполагание.

- Какой у нас с вами будет урок? Урок повторение или урок открытия новых знаний? ( Урок ОНЗ ) Почему? ( Потому что мы познакомимся с новым звуком и новой буквой )

- Определите тему урока.

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Шш. Сочетание ши.

- Какие цели поставите перед собой?

ПОЗНАКОМИМСЯ …

БУДЕМ ОТЛИЧАТЬ…

БУДЕМ ЧИТАТЬ …

IV . Введение в тему.

- Рассмотрите картинку и назовите, что здесь изображено? (камыш)

- Какой звук мы слышим на конце этого слова?

- Разделите на слоги. Переставьте слоги местами. Куда ушёл звук [ш]? (мышка, в середину слова)

- А что это за предмет? (шалаш)

- Что интересного вы заметили в этом слове?

- С какого звука начинается и заканчивается это слово?

- Произнесите еще раз этот звук и сделайте вывод, какой он. ( Звук ш – согласный, воздух при произношении встречает преграду ).

- Что еще вы можете сказать о согласном [ш]? ( глухой, твёрдый )

- Сделайте вывод, что вы узнали о звуке [ш]?

Познавательная игра в форме физминутки.

- Если услышите в слове звук [ш], приседайте.

Шаль, сталь, пушок, стужа, башня, басня, шнурок, шелк, миска, свист, штраф, паштет, лыжи, мишка, жила, шила.

- Что необходимо сделать, чтобы вы смогли напечатать это слово? ( Познакомиться с буквой )

- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой Шш) Вот она наша незнакомка. Буква Ш.

- На что похожа буква "ша"?

- На доске записаны две буквы Ш. Одна заглавная, другая маленькая. Почему звук один, а буквы две?

- Найдите глазками в классе буквы ша и покажите, где нашли.

- Какой вывод можно сделать ?

Печатание буквы в тетради.

Чтение слогов (интерактивная доска).

ША ШО ШУ ШИ ШЕ

- Как слышится звук [ш]? ( В этих слогах звук [ш] произносится твёрдо )

- Какой вывод вы можете сделать про звук [ш]? ( Звук [ш] слышится во всех случаях твёрдо. Значит, это всегда твёрдый согласный звук).

- Прочтите слова на листочках.

ши шка шала ши ши л спе ши л

у ши гру ши воро ши л ту ши л

- Что необычного вы увидели в этих словах? ( После буквы Ш стоит буква И, но произносится звук [ш] всё равно твёрдо)

- Сделайте вывод. ( Ши – пиши с буквой И ) Повторите хором. Девочки. Мальчики.

- Рядом с ЧУ и ЧА ставим ШИ. Запишите сочетание ШИ и обведите в рамочку. Рядом поставьте восклицательный знак. Правило запомните!

Физминутка .

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с. 16. Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете. ( Когда читаешь нужно понимать, что ты читаешь. Это так же, как и умение правильно говорить и писать, это значит, что мало знать слова, которые говоришь или пишешь, ими нужно уметь пользоваться и уметь связывать их между собой ).

- Кто же встречает нас на этой странице? Девочка-Снегурочка? Василиса Прекрасная или Шамаханская царица?

Рассмотри-ка все внимательно,

Поразмысли не спеша

И отыщешь обязательно

Все слова на букву Ш.

(Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка.)

– Из какой сказки Шамаханская царица?

– Кто автор этой сказки? (А.С. Пушкин) Зачитывается отрывок из сказки.

Распахнулся… и девица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя.

И она перед Дадоном

Улыбнулась – и с поклоном

Его за руку взяла

И в шатер свой увела.

Там за стол его сажала.

Всяким яством угощала.

VI . Физминутка

Продолжение работы по учебнику.

- Прочитайте слова в столбиках на стр. 17.

- Выберите слова, которые записаны с заглавных букв. Назовите орфограммы.

- Найдите в столбиках слов четвероногое животное.

- Где в этом слове вы слышите новый звук?

- Придумайте кличку кошке так, чтобы в ней был звук [ш]

- В каком слове есть орфограмма ши ?

Дети читают "цепочкой" текст "Наступила осень" с. 17

- О чем вы прочитали?

- Придумайте имена детям, которые пошли в лес. В именах должен быть звук [ш].

- Как вы понимаете "горели кисти рябин"?

- Как вы понимаете слово кисти ?

- Когда еще мы встречаем в русской речи слово кисти ?

- Как мы называем слова, которые имеют несколько значений?

- Отыщите в этом тексте слова, в которых букв больше, чем звуков.

- Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв.

- Как называются плоды сосны и ели?

- Как их различить? Какие знания нам в этом пригодились? ( Шишки ели продолговатые, чешуйки прижаты, а у сосны шишки округлые, чешуйки не прижаты).

- Какая тема была нашего урока?

- Какая работа была самая трудная?

( Мы выучили согласный звук [ш], учились узнавать его в словах, читать слова с ним.

Ключевые слова: звуки гласные; звуки согласные; мягкие согласные звуки; твёрдые согласные звуки; буква как знак звука; алфавит.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Азбука 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 /(В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина) – М.: Просвещение,2011., - 2 ч.: ил. - С.16-17

Цель нашего урока:

Знакомство с новой буквой Ш.

Звук Ш — всегда твёрдый

Буква Ш обозначает глухой согласный звук [Ш].

Буквы — условные графические знаки, которые обозначают звуки.

Звук — единица звучащей речи.

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Основное содержание урока:

Эта пословица рассказывает о том, что, когда читаешь нужно понимать, что ты читаешь.

Ни одна книга не бывает бессмысленной. Все они написаны, для того чтобы как-то повлиять на своего читателя. Ещё с самого раннего возраста надо заниматься с детьми и обучать их тому, чтобы они пытались анализировать написанное в книге.

Часто так бывает, что человек читает механически, даже особо не запоминая и не понимая текст. Он не обдумывает прочитанное, максимум запоминает имена и сюжет.

Любая книга - это не только приятное времяпрепровождение, но ещё и пища для ума. Именно так говорят про книги.

Сегодня мы познакомимся с новой буквой - Ш.

Мы с вами уже знаем, как отличить гласный звук, который можно пропеть, от согласного, при его произнесении встречается преграда.

Произносим его – [Ш] и сразу чувствуется препятствие при произнесении.

Это согласный звук.

За забором - хороша –

Притаилась буква Ш,

И в шкафу её найдёшь,

Если все слова прочтёшь.

Давайте произнесём слова с буквой Ш.

МАШИНА после согласного звука [ш] идёт гласный звук [и], смягчающий гласный, но мы слышим [ш] – звучание твёрдое.

Шишка – звук [ш] звучит опять твёрдо.

Теперь мы можем сделать вывод, что звук [ш] всегда твёрдый

Теперь научимся правильно читать слоги со звуком [ш].

ША, ШО, ШУ, ШЁ, ШИ, ШЕ

Теперь давайте прочитаем слова.

А теперь ВАЖНО запомнить, что слогов ШЫ, ШЯ и ШЮ не бывает.

Значит, если в словах слышится после согласного [ш] гласный [ы], то всегда нужно писать с буквой И – ШИ.

Если в словах после согласного [ш] слышится гласный [ю], то всегда нужно писать У – ШУ.

Если в словах после согласного [ш] слышится гласный [я], то всегда нужно писать А - ША

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению в 1 классе подходит к программе "Школа России", содержит конспект и презентацию.

мир, в

котором


__________________________






шишка

Урок по литературному чтению в 1 классе

Составитель: Масенцова Татьяна Александровна

учитель начальных классов

Тема: Мало уметь читать, надо уметь думать.

Звук [ ш ], буква Ш ш.

познакомить с новым звуком [ ш ] - всегда твердым согласным;

отрабатывать навыки чтения с новым звуком;

познакомить с правописанием сочетания "ши", с термином "шипящие согласные звуки".

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

На сегодняшнем уроке нас будет сопровождать одна сказочная героиня, угадайте какая.

У бабулечки чудной
Нрав веселый, заводной.
Сумочка в руке ее –
Там животное одно.
Без друзей она грустит
И от скуки всем вредит.
Ей без шалостей никак
Хулиганит … (Шапокляк)

А почему именно Шапокляк узнаем к концу урока.

Она любит проказничать, поэтому придумала нам трудные задания и думает, что мы не справимся.

Расскажем Шапокляк, что мы уже знаем.

- Назовите буквы гласных звуков, которые вы изучили.

- Назовите, какие из них могут обозначать два звука.

Н, П, Т, Р, С, Б, Г, К, З

- Загадочная буква. Отгадайте загадки и понаблюдайте, что общего в отгадках.

В лесу пасется и живёт,

На голове дерево растёт.

Летом вырастают, а зимой опадают.

Расскажите всё, что вы знаете о букве Ь.

- Укажите отгадку с орфограммой разделительный Ь

дети работают с сигнальными карточками

Мягкий знак может быть показателем мягкости согласных и может быть разделительным мягким знаком. При переносе слов с одной строки на другую Ь не отрывается от предыдущей буквы согласных.

О каком звуке будем говорить?

Подведение к теме

Рассмотрите картинку и назовите, что здесь изображено?

Какой звук мы слышим на конце этого слова?

Разделите на слоги. Переставьте слоги местами. Куда ушёл звук [ ш ]?

А что это за предмет?

Что интересного вы заметили в этом слове?

С какого звука начинается и заканчивается это слово?

Ша- ша- ша- мама моет малыша.
Шу- шу- шу- я письмо пишу.
Ши- ши- ши- в садик ходят малыши.
Аш- аш- аш- у Марины карандаш.
Шо- шо- шо - все будет хорошо.

Определите тему урока.

Мышка, в середину слова

Определение темы урока, целеполагание

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш ш.

Сочетание ши.

Определите цели урока, что мы будем делать.

ПОЗНАКОМИМСЯ …

БУДЕМ ОТЛИЧАТЬ…

БУДЕМ ЧИТАТЬ …

Произнесите этот звук и расскажите о нём всё, что узнали.

Назовите предметы (на иллюстрации) в названиях которых есть новый звук, а с помощью карточек сигнализируйте какой звук[ ш ] слышите твердый или мягкий.

Работа со схемами. (карандаш, шкаф)

есть у меня, друзья,
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход! (карандаш)

На меня вы посмотрите,

Дверки можете открыть вы,

А на полочках моих

Много нужного стоит!

Выше всех я как жираф.

Я большой красивый … (шкаф)

Какой буквой обозначается этот звук?

На что похожа буква "ша"?

Какое место она займет на ленте букв?

Какой вывод можно сделать?

Влияют ли на звук гласные и, е?

В каком слоге звуков больше, чем букв?

Прочитайте слова на листочках:

Что необычного вы увидели в этих словах?

Сделать вывод вам поможет звук [ ш ] и правило, связанное с ним. (Ши - пиши с буквой и)

Запишите это сочетание в окошке, где стоит восклицательный знак. Это правило надо запомнить.

Работа по учебнику

Прочитайте слова в столбиках на стр. 17.

Выберите слова, которые записаны с заглавных букв. Назовите орфограммы.

Найдите в столбиках слов четвероногое животное.

Где в этом слове вы слышите новый звук?

Придумайте кличку кошке так, чтобы в ней был звук [ш]

В каком слове есть орфограмма ши?

Дети читают "цепочкой" текст "Наступила осень" с. 17

- О чем вы прочитали?

Как вы понимаете "горели кисти рябин"?

Как вы понимаете слово кисти?

Когда еще мы встречаем в русской речи слово кисти?

Как мы называем слова, которые имеют несколько значений?

Отыщите в этом тексте слова, в которых букв больше, чем звуков.

Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв.

Как называются плоды сосны и ели?

Как их различить? Какие знания нам в этом пригодились?

Лягушка – попрыгушка

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки,

Комары да мушки.

Сколько раз в стихотворении встретился звук [ ш ]?

Закройте глаза, считайте до пяти.

Прочитайте пословицу на стр. 16.

Подходит ли она по смыслу к прочитанному тексту?

Объясните смысл других пословиц на стр. 16

Познакомьте старуху Шапокляк с героиней сказки. Кто это?

Что у них может быть общего?

В названиях каких предметов есть звук [ ш ]?

Скажите, героем какой сказки является Шамаханская царица?

Прочитаете стихотворение "Петушки" и скажите, можно ли его применить к человеку.

Как вы понимаете слово "распетушились"

Назовите слова с сочетанием ши.

Это звук согласный, он произносится с препятствиями, он глухой и твердый

Вывод: звук всегда твердый

Записывают схемы, один ученик у доски

Буквой Ш и ш

Картинки на слайде

Это парный глухой звук

Нет, звук твердый.

После буквы ш стоит буква и, но произносится [ ш ] все равно твердо.

Заглавная буква в именах.

О том, как в лесу наступила осень

Кисти ягод рябины были очень зрелые и красные.

Это ягоды, собранные в пучок, зонтик.

Кисти для рисования, кисти рук, кисти малярные.

Стояли, ясные, еловые, сосновые, ярко.

Шишки ели продолговатые, чешуйки прижаты, а у сосны шишки округлые, чешуйки не прижаты.

Имена начинаются со звука [ ш ]

Шатер, кувшин, груши, шаровары, подушка

А.С.Пушкин "Золотой петушок"

Да. Это про тех, кто ссорится, дерется

Подрались, перья стали дыбом

Итог урока. Рефлексия.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

оцените себя с помощью смайликов.

Как вы думаете Шапокляк осталась довольна?

Организация начала урока Всем, всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! У бабулечки чудной Нрав веселый, заводной. Сумочка в руке ее – Там животное одно. Без друзей она грустит И от скуки всем вредит. Ей без шалостей никак Хулиганит …

Организация начала урока

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

У бабулечки чудной Нрав веселый, заводной. Сумочка в руке ее – Там животное одно. Без друзей она грустит И от скуки всем вредит. Ей без шалостей никак Хулиганит …

Повторяем всё, что знаем.

- Назовите буквы гласных звуков, которые вы изучили.

  • Назовите, какие из них могут обозначать два звука.

В лесу пасется и живёт,

На голове дерево растёт.

Летом вырастают, а зимой опадают.

Речевая разминка – Как шипит гусь? – Как шипит змея?

Речевая разминка

– Как шипит гусь?

– Как шипит змея?

камыш шалаш

Ша- ша- ша- мама моет ______. Шу- шу- шу- я письмо _____. Ши- ши- ши- в садик ходят ______. Аш- аш- аш- у Марины ________. Шо- шо- шо - все будет _______ . -

Ша- ша- ша- мама моет ______. Шу- шу- шу- я письмо _____. Ши- ши- ши- в садик ходят ______. Аш- аш- аш- у Марины ________. Шо- шо- шо - все будет _______ .


Звук ш характеризуется как всегда глухой, твёрдый; на основе наблюдений устанавливается, что в слоге ши пишется буква и, в слоге ше пишется буква е.

Содержимое разработки

ТВЕРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [ш]. БУКВА Ш ш

Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком ш, буквами Ш, ш, развития речи, памяти, логического мышления.

Тип урока: Решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные): Распознают в словах и характеризуют звук ш как глухой и всегда твёрдый, обозначают буквой, устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше – е; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; пересказывают текст; анализируют пословицы.

Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.

Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного; логические – характеризуют букву ш .

Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе.

I . Организация начала урока.

Приветствие учащихся.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

– Проверим готовность к уроку.

II. Целеполагание.

III . Актуализация знаний.

- Прочитайте тему урока. (Мало уметь читать, надо уметь думать).

- Как вы считаете, что имел в виду народ, говоря, что надо уметь думать? Человек ведь постоянно думает. (Предположения детей)

- Уметь думать – это уметь делать правильные умозаключения из прочитанного. Этому мы сейчас и учимся: понимать внутренний смысл пословиц и народных сказок, понимать то, какую мысль вложил автор в своё произведение. Мы учимся думать.

IV . Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Фонетическая зарядка.

– Как шипит змея? (Ш-ш-ш.)

– Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)

2. Выделение нового звука.

Дети рассматривают предметные картинки с изображением карандаша и шкафа и начерченные под ними схемы к этим словам.

Изучаемый звук выделяется из слов:

Наблюдая за произношением звука [ш] в этих словах, дети приходят к выводу, что согласный звук [ш] глухой и всегда твердый.

а) Назовите одинаковый звук в словах:

шар, шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф.

Учитель показывает предметные картинки, дети называют слова, находят одинаковый звук [ш]. Определяют, что он глухой и твердый.

б) На доске предметные картинки с изображением шара, ели, солнца, печной трубы, ежа, руки, карандаша, арбуза (картинки расположены в том порядке, в котором перечислены).

– Нужно отгадать слово по первым звукам названий.

Дети выходят к доске, называют слово и под картинкой печатают начальную букву слова.

Ш Е С Т Ё Р К А

Читается полученное слово.

Делается вывод, что звук [ш] всегда твердый, поэтому гласная буква е не обозначает мягкость согласного.

V . Работа по теме урока.

1. Знакомство с новой буквой.

Учитель сообщает, что согласный звук [ш] на письме обозначается буквой Ш ш (ша).

Вывешивается карточка с буквой Ш ш.

- На что похожа буква Ш?

Шагает кошка не спеша,

Коготки, как буква Ш…

Шустро мышь под печку –

2. Чтение слов в столбиках, с. 17.

Проводится слого-звуковой анализ этих слов.

– Составьте предложение со словом школа

3. Дети рассматривают иллюстрацию, с. 16.

Рассмотри-ка все внимательно,

Поразмысли не спеша

И отыщешь обязательно

Все слова на букву Ш.

(Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка.)

– Из какой сказки Шамаханская царица?

– Кто автор этой сказки?

Распахнулся… и девица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя.

И она перед Дадоном

Улыбнулась – и с поклоном

Его за руку взяла

И в шатер свой увела.

Там за стол его сажала.

Всяким яством угощала.

4. Чтение пословиц, с. 16.

Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.

Выясняется, в каких случаях они могут быть употреблены в речи.

5. Чтение текста на с. 17.

– О каком времени года говорится в тексте?

– Куда пошли дети?

– Что они видели в лесу?

– Что собирали ребята?

Дети повторно читают текст, называя слова с буквой ш. Проводится слого-звуковой анализ этих слов.

6. Работа с рисунками(с. 18)

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно… (шишек).

– Рассмотрите рисунки. Как называются плоды сосны, рябины, ели?

– На какой вопрос отвечают слова, обозначающие плоды?

Проводится слого-звуковой анализ слова шишка.

Делается вывод: звук [ш] всегда твердый, поэтому в слиянии ШИ хоть и слышим при произношении гласный звук [ы] пишется и.

V I . Закрепление знаний и способов действий.

1. Развитие связной речи.

– О ком говорится в тексте?

2. Чтение слов. Правописание ши (с. 19)

– Прокомментируйте написание слов.

3. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией и текстом (с. 19)

– Прочитайте текст, рассмотрите картинку.

– Что он не смог сделать?

– Кто еще был в избе?

– Как вел себя внук?

Повторно читается пословица из текста. Учитель выясняет, как учащиеся понимают ее смысл.

– Соотнесите начало и конец предложения.

V I I. Рефлексивно-оценочный этап.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

Содержимое разработки








Ш Е С Т Ё Р К А

Ш Е С Т Ё Р К А


-75%

Читайте также: