Конспект урока земля во вселенной география 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

Вселенная, Галактика, Солнце, Солнечная система, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Орбита Земли, Луна, Метеорит, год, високосный год, ось Земли, полюс, экватор, сутки, прилив, отлив, Луноход, астронавт, геоид, часовой пояс, Атмосфера, вода, млечный путь

Вселенная – это весь окружающий нас мир

Галактика- огромное скопление звезд

Солнце – ближайшая к Земле звезда

Солнечная система – планетная система, включающая в себя центральную звезду – Солнце.

Луна – естественный спутник Земли. Луна обращается вокруг Земли за 27,3 суток.

Земля – третья по удалённости от Солнца планета Солнечной системы

Меркурий - ближайшая к Солнцу планета Солнечной системы, наименьшая из планет земной группы

Венера - вторая по удалённости от Солнца планета Солнечной системы

Марс - четвертая по удаленности от Солнца планета нашей Солнечной системы

Юпитер - крупнейшая планета Солнечной системы, пятая по удалённости от Солнца

Сатурн - шестая планета от Солнца, и вторая по размерам планета в Солнечной системе после Юпитера

Уран - планета Солнечной системы, седьмая по удалённости от Солнца, третья по диаметру и четвёртая по массе

Нептун - восьмая и самая дальняя от Земли планета Солнечной системы

Орбита Земли - путь, по которому происходит движение планеты вокруг Солнца. По форме она напоминает окружность

Год - время, за которое Земля совершает полный оборот по орбите вокруг Солнца. Год равен 365 дням 5 часам 48 минутам (високосный год - каждый четвертый год. Так как каждый год 5 часов не учитывают, и за 4 года год удлиняется ровно на 24 часа. Длительность високосного года 366 дней)

ось Земли - условная линия, проходящая через центр Земли

полюса - точки, где ось пересекает поверхность планеты. На Земле есть Северный и Южный полюс.

Экватор - линия, которая проходит на равном расстоянии от северного и от южного полюса.

сутки - время, за которое планета совершает полный оборот вокруг своей оси. Сутки – это 24 часа.

Прилив и отлив - периодические подъёмы и опускания уровня воды в океанах и морях. Это связано с тем, что Луна и Земля взаимно притягивают друг друга.

Луноход - первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела - Луны

часовой пояс - условная полоса на земной поверхности шириной ровно 15° (± 7,5° относительно среднего меридиана)

атмосфера - газовая оболочка небесного тела, удерживаемая около него гравитацией

млечный путь - галактика, в которой находятся Земля, Солнечная система и все отдельные звёзды, видимые невооружённым глазом

Геоид – это фигура, поверхность которой всюду перпендикулярна направлению силы тяжести.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Наверное, каждый когда-то задумывался над тем, почему происходит смена дня и ночи, почему после лета наступает осень, а после осени зима, почему меняется уровень воды в океанах и морях?

Все эти явления зависят от движения Земли. Для того, чтобы понять, как это происходит, рассмотрим характеристику нашей планеты.

На уроке мы узнали, что Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света – Солнце, и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг нее. В Солнечной системе выделяют две группы планет. Первая – это планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Вторая - планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Земля - третья по удалённости от Солнца планет. Спутник Земли – Луна. Луна делает полный оборот вокруг Земли в течение 27.3 суток. Луна единственное небесное тело, на которое высадился человек и первое небесное тело, образцы которого были доставлены на Землю.

Экваториальный диаметр = 12 756,5 километра

Полярный диаметр = 12 713,7 километра

Длина окружности меридиана = 40 008,6 километра

Длина окружности экватора = 40 075,7 километра

Поверхность Земли = 510 миллионам квадратных километров

Объем Земли = 1080 миллиардам кубических километров.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств;

Текст вопроса: Установите соответствие между объектом и определением

Вселенная Галактика Солнечная система

Огромная звёздная система, скопление звёзд;

Весь окружающий нас материальный мир, космическое пространство, планеты, звёзды;

Система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света (Солнце), и все естественные космические объекты, вращающиеся вокруг неё.

Правильный вариант ответа:

Весь окружающий нас материальный мир, космическое пространство, планеты, звёзды

Огромная звёздная система, скопление звёзд

Система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света (Солнце), и все естественные космические объекты, вращающиеся вокруг неё.

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Выбор элемента из выпадающего списка

Текст вопроса: Какая планета была открыта сначала с помощью расчётов?

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Предмет: география, 5 класс

Цель урока: активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках географии через игровые формы обучения.

  • Образовательная: Расширить кругозор учащихся, проконтролировать степень усвоения основных понятий и терминов по теме “Земля во Вселенной”, закрепить знания по теме.
  • Развивающая: продолжить развитие логического мышления, монологической речи, кругозора, памяти. Научить учащихся анализировать цели, процессы и результаты своей деятельности. Побуждать к постоянному желанию оценки своих действий.
  • Воспитательная: продолжить формирование ценностного отношения к миру, к знаниям о мире.

Тип урока: Обобщение, систематизация, коррекция и проверка знаний с использованием элементов игры и элементов соревнования.

Форма урока: игра

Формы организации учебной деятельности: Индивидуальная, фронтальная

Образовательные технологии: Игровая технология; ИКТ

Основные понятия: Вселенная, Солнечная система, планеты, спутники планет, планеты земной группы, планеты - гиганты, астероиды, метеориты, метеоры, кометы, звезды, созвездия, галактика.

Межпредметные связи: астрономия, окружающий мир.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тетрадь, ручка.

Планируемые результаты обучения, в т.ч. и формирование УУД:

Личностные УУД: продолжить формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, проявление учебно-познавательного интереса к географической науке, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками.

    Познавательные УУД: продолжить формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных результатов.
  • Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, оценивать достигнутые результаты, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы.
  • Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль результатов учебно-познавательной деятельности, рефлексию.

Предметные результаты обучения: Обобщить и систематизировать знания по разделу, повторить основные понятия и термины, подготовиться к проверочной работе.

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя. Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас! На предыдущих уроках мы знакомились с вами со строением Солнечной системы, Вселенной, космическими телами.

Ребята! Как вы думаете, достаточно ли вам знаний, полученных на прошедших уроках (. )? Все ли вы уверены, что хорошо усвоили пройденный материал (. )? Чтобы быть уверенными, что учебный материал вами хорошо усвоен, что мы должны сегодня сделать с вами (. ). Давайте проверим знания, полученные по теме “Земля во Вселенной”.

3. Основная часть:

Сегодня мы проведем с вами не обычный урок, а викторину “Самый умный”. Цель урока – не только обобщить и систематизировать знания по изученной теме, но и выяснить как вы готовы к проверочной работе, а также определить “самого умного” ученика по данной теме. Думаю, что ваше настроение в конце урока останется таким же хорошим, как и в начале.

Игра проходит в 3 тура:

I тур – отборочный (во II тур выходят 6 человек);

II тур – полуфинал (в III тур выходят 2 человека);

III тур – финал (победитель игры “Самый умный” 1 человек).

I ТУР – ОТБОРОЧНЫЙ.

1. Естественный спутник Земли.

А) Марс Б ) Венера В) Луна Г) Солнце

2. Из какого газа в основном состоит атмосфера Венеры?

А) азота Б) водорода В) углекислого Г) кислорода

3. Раскаленные газообразные тела шарообразной формы?

А) астероиды Б) метеоры В) кометы Г) звезды

4. Сколько спутников у Венеры?

А) 0 Б) 1 В) 2 Г) 3

5. Главное отличие Земли от других планет Солнечной системы?

А) есть спутники Б) есть жизнь В) есть атмосфера Г) есть водород

6. Наука, изучающая небесные тела.

А) физика Б) геология В) астрономия Г) география

7. Световые вспышки?

А) метеоры Б) спутники В) кометы Г) метеориты

8. Небольшие, неправильной формы небесные тела диаметром от 1 до десятков км.

А) метеоры Б) астероиды В) кометы Г) метеориты

9. К какой группе звезд по размеру относится Солнце?

А) гиганты Б) сверхгиганты В) карлики

1. У полюсов какой планеты видны полярные шапки?

А) Юпитера Б) Венеры В) Марса Г) Сатурна

2. Из какого газа в основном состоят планеты – гиганты?

А) углекислого Б) азота В) водорода Г) кислорода

3. Как называются определенные участки звездного неба?

А) галактики Б) звезды В) кометы Г) созвездия

4. Сколько спутников у Меркурия?

А) 0 Б) 1 В) 2 Г) 3

5. Космическое пространство и всё, что его заполняет?

А) планеты Б) галактика В) вселенная Г) созвездия

6. Какие звезды самые горячие?

А) желтые Б) белые В) голубые Г) красные

7. Космические тела, упавшие на Землю?

А) метеориты Б) спутники В) кометы Г) метеоры

8. Название этих небесных тел с греческого означает “волосатая”.

А) метеоры Б) кометы В) астероиды Г) метеориты

9. К какой группе звезд по цвету относится Солнце?

А) голубые Б) белые В) желтые Г) красные

Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют ответы.

1В, 2В, 3Г, 4А, 5В, 6В, 7А, 8Б, 9В

1В, 2В, 3Г, 4А, 5В, 6В, 7А, 8Б, 9В

10. В каком направлении вращается Солнце? (с запада на восток)

11. За какое время Меркурий делает один оборот вокруг Солнца? (за 88 земных суток)

12. Что такое галактика? (скопление звезд)

13. Центр Солнечной системы? (Солнце)

14. За какое время Юпитер делает один оборот вокруг своей оси? (менее чем за 10 часов)

15. Из каких газов состоит атмосфера Земли? (азота, кислорода, углекислого газа)

16. Как называется галактика, в которой находится Солнечная система? (Млечный путь)

17. Как называются сверхскопления галактик? (метагалактики)

18. Что входит в состав Солнечной системы? (планеты, спутники, метеоры, метеориты, кометы, астероиды, звезда. )

19. Какое событие 12 апреля 1961 года окончательно доказало шарообразность Земли? (первый полет человека в космос)

20. Из каких частей состоит комета? (из твердого ядра и хвоста)

21. Чем звезды отличаются от планет? (излучают тепло и свет)

II ТУР – ПОЛУФИНАЛ

В этом туре больше не будет вариантов ответа. Участники игры должны выбрать одну номинацию. Начинает выбирать тот ученик, у которого самое большое количество баллов. Ведущий зачитывает вопросы, которые будут появляться на экране. Итак, остались 6 полуфиналистов. В финал выйдут только 2 игрока, набравшие наибольшее количество баллов. Именно они продолжат бороться за звание “Самый умный”.

САМАЯ, САМЫЙ, САМОЕ.

1. Самая близкая к нам звезда? ( Солнце)

2. Самый большой спутник Юпитера и крупнейший из всех спутников в Солнечной системе? (Ганимед)

3. Самая близкая к Солнцу планета? ( Меркурий)

4. Самый высокий вулкан в Солнечной системе? (г.Олимп)

5. Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)

6. Самое большое количество спутников. (у Сатурна)

7. Самая горячая планета Солнечной системы? (Венера)

8. Самая известная комета? (комета Галлея)

9. Самая маленькая планета Солнечной системы? (Меркурий)

10. Самый большой из астероидов? (Церера)

ПОЧЕМУ ТАК НАЗВАНЫ

1. Эта планета названа в честь верховного бога, владыки неба. (Уран)

2. В честь какого древнегреческого бога названа планета Меркурий. Почему? (Гермеса - бога торговли, самая быстрая планета)3. Какая планета носит имя могущественного греческого бога – Зевса. Почему? ( Юпитер, самая большая планета)

4. Эта планета названа в честь древнегреческого бога войны Ареса.(Марс)

5. Какая планета названа в честь древнеримского бога, покровителя земледелия? (Сатурн)

6. Какая планета была открыта в 1930г. и названа в честь бога, повелителя царства мертвых – Аида? Почему? (Плутон, на ней невероятный холод -230°)

7. Почему Марс назван в честь бога войны? (Красноватая планета, напоминающая своим цветом огонь и кровь)

8. Эта планета названа в честь богини любви и красоты. (Венера)

9. Какая планета носит имя древнегреческого бога морей – Посейдона. Почему? (Нептун, мерцает голубоватым светом, напоминающий цвет воды)

10. В честь какой богини названа планета Земля? (Геи - древнегреческой богини земли)

ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

1. Как называются спутники Марса? (Фобос и Деймос)

2. Какая планета была открыта с помощью расчетов? (Нептун)

3. Какие планеты называют близнецами? (Нептун и Уран)

4. Восьмая по счету планета? (Нептун)

5. Единственное небесное тело, на котором побывал человек. (Луна)

6. Смена времен года на Земле обусловлена. (Вращением Земли вокруг Солнца)

7. Какие планеты земной группы имеют спутники? (Земля, Марс)

8. Грунт этой планеты богат железом. (Марс)

9. На какой планете находится Большое красное пятно? (на Юпитере)

10. 70% поверхности этой планеты покрыто водой? (Земля)

УЧЁНЫЕ, ПЕРЕВЕРНУВШИЕ МИР

1. Кто впервые использовал телескоп для наблюдения за небесными телами? (Галилео Галилей)

2. Какую систему мира предложил Клавдий Птолемей? (геоцентрическую)

3. Этот учёный считал, что Вселенная бесконечна, она не имеет единого центра? (Джордано Бруно)

4. Кто открыл спутники у Юпитера? (Галилео Галилей)

5. В какой стране родился Джордано Бруно? (в Италии)

6. Кто открыл атмосферу на Венере? (Михаил Васильевич Ломоносов)

7. Кто первым обнаружил новое небесное тело, которое выглядело как звезда? (Джузеппе Пиацци, 1801г.)

8. Какой учёный прославился открытием планеты Уран и двух её спутников? (Уильям Гершель)

9. Он погиб, но не отказался от своих убеждений. (Джордано Бруно)

10. Этот ученый создал новую модель Вселенной, центром которой является Солнце. (Николай Коперник)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВСЕЛЕННОЙ В ДРЕВНОСТИ

1. Долгое время центром Вселенной считалась. (Земля)

2. В представлении какого народа змея олицетворяет небо и как бы замыкает земное пространство? (древних индийцев)

3. В представлении каких народов Земля – это гора, которую со всех сторон окружает море и которая держится на 12 колоннах? (Жителей Месопотамии)

4. Ученый, который первым предположил, что земля имеет форму шара? (Пифагор)

5. Ученый, который первым доказал, что земля имеет форму шара? (Аристотель)

6. Кто считал, что вокруг неподвижной Земли вращаются восемь небесных сфер с неподвижно закрепленными небесными телами: планетами, Луной, Солнцем? (Аристотель)

7. Что, по мнению Аристотеля, обеспечивает движение всех остальных сфер? (Девятая сфера – двигатель Вселенной)

8. Какой древнегреческий ученый считал, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце? (Аристарх Самосский)

9. Что, по мнению Птолемея, ограничивает Вселенную? (Сфера неподвижных звезд)

10. Почему система мира Клавдия Птолемея господствовала в науке 13 веков? (Позволяла определять и предсказывать расположение небесных тел)

1. 150 млн.км (Расстояние от Земли до Солнца)

2. 6000 (Количество звезд, которое можно увидеть невооружённым взглядом)

3. 300 тыс.км/с (Скорость света)

4. 88 (Количество созвездий)

5. 15 млн.°С (Температура внутри Солнца)

6. 109 раз (Диаметр Солнца больше диаметра Земли)

7. 8 (Количество планет Солнечной системы)

8. 4,5 – 5 млрд.лет (Возраст Солнечной системы)

9. 365 дней (Время обращения Земли вокруг Солнца)

10. 750 раз (Масса Солнца больше массы всех планет)

Итак, остались 2 финалиста. Именно они продолжат бороться за звание “Самый умный”. Ведущий зачитывает вопросы, которые будут появляться на экране. За 1 минуту участники игры должны ответить на как можно большее количество вопросов. Вопросы можно пропускать, достаточно сказать ведущему “ДАЛЬШЕ”.

1.Температура на этой планете около - 130°. (на Юпитере)

2. Из чего состоят кольца Сатурна? (Из различных частиц, камней, глыб, покрытых льдом, снегом)

3. Какие по цвету бывают звезды? (Красные, желтые, белые, голубые)

4. Назовите планеты – гиганты. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

5. Можно ли “приземлится” на Юпитере? Почему? (Нет. Газовый гигант)

6. Что в переводе с греческого означает слово “кратер”? (“большая чаша”)

7. Какой объект Солнечной системы переведён в 2006 г. в класс планет-карликов? (Плутон)

8. За какое время Земля делает один оборот вокруг своей оси? (за 24 часа)

9. Из какого газа в основном состоит атмосфера Марса? (из углекислого газа)

10. Кто первым полетел в космос? ( Ю.А.Гагарин)

11. Самая необычная по внешнему виду планета? (Сатурн)

12. Эта планета по размерам лишь немного меньше Земли? (Венера)

13. В чем различие между метеорами и метеоритами? (Метеоры сгорают в атмосфере, а метеориты падают на Землю)

14. Из чего состоит хвост кометы? (Из газов и мелкой пыли)

1. Температура на этой планете приближается к - 170°. (на Сатурне)

2. Из чего состоит ядро кометы? (Из льда, замёрзших газов, твердых частичек)

3. Какие по размерам бывают звезды? (Карлики, гиганты, сверхгиганты)

4. Перечислите планеты земной группы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс)

5. В какой части Солнечной системы движется большинство астероидов? (В поясе астероидов)

6. Какие участки лунной поверхности принято называть морями? (Сравнительно ровные, покрытые застывшей лавой)

7. За какое время Марс делает один оборот вокруг своей оси? (за 24 часа)

8. Самый большой спутник Сатурна? (Титан)

9. Из какого газа в основном состоит атмосфера Венеры? (из углекислого газа)

10. Какая страна запустила первый искусственный спутник Земли? (СССР)

11. Какая планета при наблюдении с Земли кажется самой яркой? (Венера)

12. В какую сторону повернут хвост кометы при приближении к Солнцу? (в сторону Солнца)

13. Более 70% поверхности этой планеты покрыто водой. (Земля)

14. Чем звезды отличаются от планет? (излучают тепло и свет)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Подведение итогов, подсчет набранных баллов. Выявление победителя. Баллы 2 и 3 тура суммируются.

Наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, все ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока, мы выполнили (. )?

Молодцы, вы хорошо сегодня работали на уроке. Мы ответили на 100 вопросов, и надеюсь, хорошо подготовились к проверочной работе.

  • я узнал .
  • Было трудно .
  • Я понял, что .
  • Я научился .
  • Меня удивило .
  • Мне захотелось.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает его.

1. География. Начальный курс. 5 класс: учебник / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2012.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока, география, 5 класс.

Цель: обеспечение единства знаний о солнечной системе и выработка у учащихся целостных убеждений о небесных телах и космическом пространстве.

Обобщить и систематизировать полученные знания.

Углубить знания о телах природы.

Развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

авторы – В.М. Пакулова, Н.В.Иванова;

- физическая карта полушарий;

- компьютер, проектор, экран.

Обобщение знаний (фронтальная беседа)

а) беседа о солнечной системе:

Какие небесные тела составляют солнечную систему?

Какое место в солнечной системе занимает Солнце?

б) беседа о планетах солнечной системы:

Какова форма планет солнечной системы?

Как отличается величина планет?

Почему на различных планетах продолжительность года неодинакова?

На каких планетах более холодная температура и почему?

Что такое Солнце?

Ответьте на вопросы, которые вы видите на экране.

Какова форма и величина Солнца?

Какая температура на поверхности Солнца?

Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

Что вы еще знаете о Солнце?

Каково количество звезд в космосе?

Чем отличаются звезды друг от друга?

Чем отличаются звезды от планет?

Промежуточное обобщение учителя.

Вспомним о характеристиках каждой планеты.

На каком месте от Солнца находится Меркурий?

Что можно сказать о величине планеты?

По какой орбите движется Венера?

Почему здесь высокая температура?

Каково место Земли в солнечной системе?

Как представляли Землю древние люди?

Кто предположил, что Земля имеет форму шара?

Какое событие 12 апреля 1961 года окончательно доказало шарообразность Земли?

Каковы размеры Земли?

Что является причиной смены дня и ночи на Земле?

В каком направлении вращается Земля?

Что происходит при движении Земли вокруг Солнца?

Покажите на карте полушарий экватор, полюса, Северное и Южное полушария.

Чем является Луна по отношению к Земле?

Почему Луну называют спутником Земли?

Какие виды движения Луны вы знаете?

Какова продолжительность лунных суток?

Почему мы видим всегда одно и тоже полушарие Луны?

Почему Луна на небе в течение месяца выглядит по-разному?

Какова поверхность Луны?

С помощью чего изучают поверхность Луны?

Почему на Луне нет растений и животных?

Почему Луна светит слабее Солнца?

Кто впервые побывал на Луне?

Какое место в солнечной системе занимает Марс?

Что вы о нем знаете?

Чем интересна планета Юпитер?

По какой орбите вращается Сатурн?

Из чего состоят кольца Сатурна?

Чем интересна планета Уран?

Что вы знаете о планете Нептун?

На какой орбите находится Плутон?

О чем спорят ученые по поводу Плутона?

Итак, перечислите черты сходства планет.

Назовите черты различия.

Чем отличается Земля от всех планет?

в) беседа о комете

Интересным небесным телом является комета. Она имеет определенное строение.

Из каких частей состоит комета?

Что представляет собой голова кометы?

Из чего состоит хвост кометы?

Что происходит с кометой в течение ее жизни?

Итак, мы повторили материал о составе солнечной системы, планетах спутниках, звездах.

Как вы думаете, с помощью чего человек получает знания о небесных телах?

Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание:

Что интересного произошло за последнюю неделю во Вселенной? ( по материалам периодической печати, телевидения, сети интернет)

Краткое описание документа:

Ход урока

а) беседа о солнечной системе:

Какие небесные тела составляют солнечную систему?

Какое место в солнечной системе занимает Солнце?

б) беседа о планетах солнечной системы:

Какова форма планет солнечной системы?

Как отличается величина планет?

Почему на различных планетах продолжительность года неодинакова?

На каких планетах более холодная температура и почему?

Что такое Солнце?

Ответьте на вопросы, которые вы видите на экране.

Какова форма и величина Солнца?

Какая температура на поверхности Солнца?

Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

Что вы еще знаете о Солнце?

Каково количество звезд в космосе?

Чем отличаются звезды друг от друга?

Чем отличаются звезды от планет?

Промежуточное обобщение учителя.

Вспомним о характеристиках каждой планеты.

На каком месте от Солнца находится Меркурий?

Что можно сказать о величине планеты?

По какой орбите движется Венера?

Почему здесь высокая температура?

Каково место Земли в солнечной системе?

Как представляли Землю древние люди?

Кто предположил, что Земля имеет форму шара?

Какое событие 12 апреля 1961 года окончательно доказало шарообразность Земли?

Каковы размеры Земли?

Что является причиной смены дня и ночи на Земле?

В каком направлении вращается Земля?

Что происходит при движении Земли вокруг Солнца?

Покажите на карте полушарий экватор, полюса, Северное и Южное полушария.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 225 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Земля во Вселенной

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.05.2018 540
  • DOCX 38.5 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ардынцов Александр Анатольевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

География И.И Баринова

Предметная: Обобщить и систематизировать знания

Урок обобщения, форма проведения - игра

Образовательная цель: обобщить знания учащихся по теме: “Земля во Вселенной” на уровне знания фактов, понятий, а также на уровне причинно-следственных связей.

Развивающая цель: продолжить развитие логического мышления, монологической речи, умения работать с картами атласа.

Воспитательная цель: продолжить формирования ценностного отношения к миру, к знаниям о мире.

Планируемые результаты обучения, в т. ч. и формирование УУД:

Личностные: Осознавать нашу планету как часть Солнечной системы и ее подчиненность сложным космическим законам. Понимать роль снимков из космоса как наиболее убедительные доказательства шарообразности Земли; понимать значение движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца для жизни на Земле; осмысливать личностную ценность знаний о смене сезонов года, осмысливать значения формы и размеров Земли для жизни человечества

Регулятивные: учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные: давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач

Солнечная система, планеты, звезды, планеты земной группы, планеты - гиганты, астероиды, метеорные тела, кометы, спутники планет,

астрономия, история, математика, литература

учебник, тетрадь, мультимедийный проектор, экран, учебная презентация, атлас школьника Раздаточный материал : зачетные листы учащихся, задания (таблица, карта).


Конспект открытого урока по географии в 5 классе. УМК Полярная звезда.

Содержимое разработки

УРОК ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ.

Дата урока: 21.10.2015

— выяснить, как устроена Солнечная система;

— формировать знания о Земле как планете Солнечной системы;

Задачи урока:

Предметные:

- способствовать формированию у обучающихся понятий о строении Солнечной системы, устройстве нашей планеты. Рассмотреть виды вращения Земли и их следствия.

Метапредметные:

- развитие умений учиться: слушать учителя и одновременно делать записи, работать с картами атласа.

- развитие познавательных интересов и потребностей: внимание и восприятие.

- развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; расширять словарный запас учащихся; формировать умения работать с документами и текстом учебника, умения обобщать и делать выводы.

Личностные :

- повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения

Когнитивный компонент урока: Вселенная, Млечный путь, галактика, Солнечная система; материки и части света.

Деятельностный компонент урока: обобщить имеющиеся сведения из природоведения об устройстве Солнечной системы; на основе работы с текстом и рисунками учебника понять, как устроена наша планета, чем различаются материки и части света; доказывать, что Земля — одна из планет Солнечной системы.

Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать, что Земля — часть Солнечной системы и подчинена сложным космическим законам.

Работа с учебником: комментированное чтение; работа с рисунками, терминами.

Тип урока: комбинированный

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Изучение нового материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Запись темы и числа в тетрадь.

Вопрос: А как представляли себе устройство мира древние люди?

Рассматривают слайд 1. Комментируют изображения опираясь на ранее изученный материал и жизненный опыт.

А вот как представлял себе устройство нашего мира древнегреческий ученый Птолемей.

В центе Земля на латыни ГЕО

ЦЕНТР – геоцентрическая система, система в центре вселенной находится Земля.

Рассматривают слайд 2.

Переносят схему в тетрадь и записывают определение геоцентрической системе.

А вот так позже представлял Николай Коперник. Эта система получила название ГЕЛЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ (ГЕЛИО – солнце)

Рассматривают слайд 3.

Переносят схему в тетрадь и записывают определение гелиоцентрической системе.

В последствии эта система получила название СОЛНЕЧНАЯ, все безграничное пространство космоса называют ВСЕЛЕННОЙ. Вселенная это весь существующий мир. Вселенная состоит из ГАЛАКТИК, галактика в которой мы живем МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ.

Слушают рассказ учителя.

Прием чистая доска три вопроса

Задание 1. Используя карту и текст учебника, выполнить задания 1 в тренажере. Стр.11

Выполняют задания 1 в своих тренажерах.

Нам предстоит совершить путешествие по солнечной системе и узнать из чего она состоит. Каждая группа получает стихотворение из которого нужно составить рассказ 3-5 предложений о каждой планете.

Наша Солнечная система

В пространстве космическом воздуха нет
И кружат там восемь различных планет.
А Солнце — звезда в самом центре системы,
И притяжением связаны все мы.

Солнце-светило клокочет вулканом,
Бурлит, как кипящий котел, непрестанно,
Протуберанцы взлетают фонтаном,
Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

Солнце-звезда преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце-светило они обожают!

Много планет вокруг Солнца летают.
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка, в ракету мы сядем с тобой,
Помчимся от Солнца во тьме голубой!

Может, Меркурий порадует нас?
И приведет нам друзей целый класс!

Работа в группе. Составляют рассказ о своей планете.

Начинаем путешествие 1 от солнца планета Меркурий.

Планета Меркурий
Меркурий —Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой — страшный холод и мертвый покой.
В честь бога торговли имеет названье,
Да нет атмосферы — вот наказанье!
Поверхность избили метеориты,
И жизни там нет — все были убиты!

Что же, дружок, в жизни много дорог!
Летим на Венеру! Хоть путь наш далек.

Слушают рассказ первой группы.

Примерный рассказ: ближайшая к Солнцу планета. Нет атмосферы. Огромные перепады температур.

2 планета Венера.

Планета Венера

Венера прекрасна! За тонкой вуалью
Богиню любви различите едва ли!
Закрыта она пеленой облаков.
А что же под ними? Климат каков?
Климат имеет огромный дефект.
Причиной тому парниковый эффект.
Газ ядовит в атмосфере Венеры.
Дышать невозможно! Жарища без меры!
Солнца не видно сквозь облака.
Жизнь невозможна! Но, может, пока?
Мерцает по курсу ракеты Земля!
На ней мы живем. И, как видно, не зря!

Слушают рассказ второй группы.

Примерный рассказ:

Есть ядовитая атмосфера. Парниковый эффект. Очень жаркая планета.

Планета Земля

Слушаем рассказ 3 группы.

Примерный рассказ: форма Земли – геоид. Имеет ядро и атмосферу, которая защищает от космических тел. Есть озоновый защитный слой. На планете есть вода и жизнь.

А что же у нас на пути

Единственный спутник земли…

Естественный спутник Земли — Луна

Выписывают информацию про Луну.

Примерный рассказ: Управляет приливами и отливами. Меняет фазы. Нет воды и атмосферы.

Четвертая планета от солнца - Планета Марс

Марс красноватый на Землю глядит,
Многих смущает его внешний вид.
Имя имеет в честь бога войны,
И охранять его вроде должны
Деймос и Фобос (как ужас и страх).
Эти названья у всех на устах.
Спутники это родные его —
Камни большие и только всего!

Климат на Марсе засушлив, суров.
Трудно дышать, хоть зови докторов!
Слишком его атмосфера легка.
Жизни на нем не нашли мы пока.

За Марсом находится пояс камней,
Но вряд ли найдется на них мир людей.

Выступление четвертой группы.

Примерный рассказ: красная планета. Имеет два спутника – астероида. Нет воды. Имеет ледники из сухого льда. Легкая атмосфера.

Планета Юпитер

Юпитер — царь планет!
В тельняшке облаков
Вращаться не спешит —
Уж нрав его таков!
Двенадцать на Земле,
А здесь лишь год пройдет!
Уж очень он тяжел
И медленно плывет.

Выступление пятой группы.

Примерный рассказ: Самая большая планета. Сильное притяжение. Жидкая поверхность

Планета Сатурн

Там в ожерелье жемчужных колец
Тускло мерцает Сатурн молодец.
Назван он так в честь бога судьбы,
Только не слышит людской он мольбы.
Нет атмосферы и вечно зима.
Жизни там нет. Ведь кромешная тьма!

Колечко Сатурна — загадка природы —
Серебряный свет восхищает народы.
А это кусочки, покрытые льдом,
И всевозможных размеров при том.
А ширина у кольца — боже мой!
Может катиться наш шарик Земной!

Опять неудача, и снова в полет!
К холодным мирам наш летит звездолет.

Выступление шестой группы.

Примерный рассказ: Имеет кольца. Нет атмосферы. На планете вечно темно.

Уран, Нептун, Плутон

Здесь холодные миры.
Света нет и нет жары.
Вечная зима и ночь.
Захотелось сразу прочь.

Скован льдом Уран, Нептун,
И на Плутоне колотун!
Без атмосферы, по всему,
Жить невозможно никому!

Планеты прекрасны, но жизни там нет.
А что же там дальше? Царство комет!

Выступление седьмой группы.

Примерный рассказ: Нет атмосферы на планетах. Вечный холод и темнота.

Древние люди боялись комету.
Хвостатой звездою прозвали за это.
Ей приписали большие грехи:
Болезни и войны — целый пуд чепухи!
Однако комета об этом не знает
И, хвост распустив, вокруг Солнца летает.
Хвост у кометы огромной длины,
Может достать от Земли до Луны.
Он ведь прозрачный, воздушный такой,
Вряд ли он чей-то нарушит покой.
А голова тяжела у комет.
И, полетав свои тысячи лет,
Комета стареет и умирает,
И красочным, звездным дождем выпадает.

Мы все признаемся без всяких затей —
В нашей Системе нет больше людей!
Люди бывают только земляне,
А где же живут инопланетяне?
И если на небо поднимешь ты взор,
Прекрасных созвездий увидишь узор.
И звездочек этих на небе не счесть.
Так, может быть, жизнь на какой-нибудь есть?

Слушают рассказ учителя. Выполняют в тетради рисунок кометы.

Теперь основываясь на полученных, на уроке знаниях выполните задание 2 в тренажерах. Стр 11

Выполняют задание 2 в тренажере.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два-с,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – маленький Плутон.
Кто не видит – выйди вон.

Повторяют за учителем.

Все планета делятся на три группы:





ЗЕМНОЙ КАРЛИКИ

ГРУППЫ ГИГАНТЫ Твердые

поверхность или жидкие

Зарисовывают схему в тетрадь.

Рассмотрим строение планет земной группы.

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. Рассказывая об устройстве нашей планеты, учитель объясняет, что Земля имеет форму не правильного шара, а особую, слегка сплюснутую шарообразную форму — геоид (подобный Земле). Говоря об устройстве плане- ты, учитель рассказывает о взаимосвязанных оболочках Земли — атмосфере, литосфере, гидросфере, биосфере, географической оболочке, которые будут изучаться в дальнейшем.

Слушают учителя. Зарисовывают схему в тетрадь.

Используя физическую карту полушарий и рис. 12 учебника, учащиеся определяют материки и океаны на планете, выясняют, какой материк самый большой по площади, какой — самый маленький. Выясняют различия между материками и частями света, на каком материке и в какой части света находится Россия.

Частей света тоже шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия и Антарктида. Материки Северная Америка и Южная Америка образуют часть света Америку, а на одном материке Евразия находятся две части света – Европа и Азия.

Рефлексия индивидуальный тест.








-75%

Читайте также: