Стрельник концепции современного естествознания конспект лекций

Обновлено: 07.07.2024

Концепции современного естествознания: конспект лекций

Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

Культура – это воплощение человеческих стремлений, переживаний и достижений, провалов и разочарований, это именно то, что отличает человека от животных. Культура представлена в различных продуктах материальной и духовной деятельности, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Культура – это и результат человеческой деятельности, и сама деятельность. Создавая новые культурные ценности, человек преодолевает свою социальную и природную ограниченность. Культура имеет динамичный, развивающийся характер, причем развивается не только вся система в целом, но и ее отдельные компоненты.

Концепции современного естествознания: конспект лекций скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно

Кто мы и зачем посланы на Землю

ПОСЛАНЫ НА ЗЕМЛЮ?

До сих пор многое в истории становления рода "Хомо" остается недостаточно ясным. Смелые гипотезы то бросают нас к кошкоподобным обезьянам, то, отвергая любые антропологические и археологические находки, дарят нам в качестве единственных прародителей Адама и Еву. И остаются безродными странниками сотни тысяч поколений, которым отказано в родстве с нами. Между тем даже Ч.Дарвин никогда не утверждал, что человек произошел от обезьяны, да это было для него и невозможно, ведь великий естествоиспытатель до конца своих дней оставался глубоко религиозным человеком. В действительности Ч.Дарвин говорил лишь о том, что у человека и обезьяны был общий предок.

Взаимодействие зарядов - основа мирозданья

Журнал проводит эксперимент

Николай БУДАЕВ, научный сотрудник

Взаимодействие зарядов - основа мирозданья?

Журналистика всегда считалась увлекательной профессией. Но, судя по всему, сейчас она становится еще интереснее. Производители бумаги и "Союзпечать" решили, что прибыли, которые приносят многие периодические издания, придутся очень кстати им самим. Пожалуй, от их аппетитов скоро не спасет и публикация рекламы. Это толкает редакции, в том числе и нашу, на все более смелые эксперименты. Один из них, под кодовым названием "проданные страницы", предлагается вашему вниманию. Условия его просты: автор (сам или при помощи спонсора - малого государственного предприятия "Принц" - производство офисной мебели, строительных материалов, информационные, торговые и маркетинговые услуги, ремонт аудио-, видео- и оргтехники, изготовление медицинского оборудования. Телефон - 299-62-40) покупает место для своей статьи и единолично несет полную ответственность за ее содержание. Ну, а "ТМ" публикует ее и пересылает письма заинтересованных этим содержанием читателей непосредственно автору разумеется, за исключением тех, где дается оценка самого эксперимента.

ОБ ОПЫТЕ СТЕФАНА МАРИНОВА

В "ТМ", No10за 2002 г., напечатана статья физика Юрия Обухова и радиофизика Игоря Захарченко "Эфир или физический вакуум?", в которой рассказывается об эксперименте австрийского физика Стефана Маринова и вытекающих из этого опыта фундаментальных следствиях.

К сожалению, авторами допущены, на мой взгляд, серьезные неточности, которые могут дезориентировать читателей.

Зачем нужен "эфир", якобы заполняющий все мировое пространство? Ничего дурного в этой идее нет, так как без подобной странной, всепроникающей и неуловимой, субстанции трудно понять многие известные факты. В древности его существованием объясняли движение планет, а после работ Галилея и Ньютона планеты перестали нуждаться в таком "двигателе". Но мысль о существовании "мирового эфира", хотя и в новой ипостаси, возникла вновь, когда началось планомерное изучение свойств света. Так, голландский физик Христиан Гюйгенс (1629 - 1695) показал, что свет имеет волновую природу (кстати, тот же Ньютон никак не мог решить, представляет свет волны или некие корпускулы) и что в пространстве, где он распространяется, что-то должно колебаться. А это значит, что должна существовать некая материальная среда, пронизывающая все пространство, в которой подобные колебания могут происходить.

Жертва

По следам катастроф

член совета подводно-поискового клуба "Аквик", г. Великие Луки

Жертва "равноденственной бури"

Пожалуй, только специалисты знают, что история ЭПРОНа, знаменитой судоподъемной организации (в 1943 году преобразованной в нынешнюю Аварийно - спасательную службу), началась с романтической подводно-поисковой операции. Однажды - а дело было в 1923 году - в здание ОГПУ на Лубянке явился гражданин В.Языков с кипой документов и рассказал, что вот уже полтора десятилетия добивается обследования места гибели "Черного принца". В Крымскую войну этот британский пароход вез медикаменты, зимнюю одежду и разбился в сильный шторму Балаклавы. По данным Языкова, тогда на дно пошли 105 моряков и весь груз, включая казну для английских войск, которую он оценивал в 20 млн. рублей.

Когда придет конец света

"Конец света" миф, гипотеза, библейское пророчество или реальность? Если действительно грядет вселенская катастрофа, то как понять человечеству свое место и роль в ней? Кто даст ответ до Бога высоко, до царя далеко. Наука вот наш объективный информатор. И сегодня ситуацию на планете оценивает председатель Госкомитета по охране окружающей среды, доктор экономических наук, академик Виктор ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН. С ним беседует президент международной ассоциации "Личность, экология, мир" Юрий ГУЩО.

Правда на дне океана

По следам катастроф

Правда на дне океана

Полный курс эстрадного мастерства

Автор книги – специалист по подготовке вокалистов. Много лет она поет и играет джаз, пишет музыку и стихи, но ее настоящее призвание – помогать начинающим вокалистам раскрыть свои таланты на таком непростом пространстве, как шоу-бизнес. Среди ее воспитанников финалисты детского Евровидения, руководители успешных как у нас, так и за границей музыкальных групп и вокальных коллективов.

Ее профессиональные советы сделают вашу цель намного реальнее. Если у Вас есть природные данные, терпение, трудолюбие и оптимизм – все получится!

Валюты государств мира*

Австралийский доллар = 100 центам

Албанский лек = 100 киндаркам

Алжирский динар = 100 сантимам

Ангольское эскудо = 100 сентаво

Антильский гульден = 100 центам

Аомыньская (Макао) патака = 100 аво

Аргентинский песо = 100 сентаво

Армянский драм = 100 лунам

Афганский афгани = 100 пулам

Багамский доллар = 100 центам

Бангладешский така = 100 пайсам

Школа современной гейши

Эта книга о том, что так необходимо любой женщине, если она хочет любить и быть любимой. О том, как правила хорошего тона и этикет помогут вам стать обворожительной, соблазнительной и притягивать к себе любого мужчину, да и многих окружающих вас людей. Как, используя несложные секреты гейши, сохранять молодость и красоту лица и тела долгие годы.

Шпаргалка по истории экономических учений

Ни пуха, ни пера!

Эта книга написана для девочек 12 -14 лет. Она послужит отличным путеводителем в сложном мире моды, научит правильно ориентироваться во всем многообразии стилей и направлений современной одежды, подскажет, как выбрать свой оригинальный стиль и создать собственный имидж, как одеться соответственно тому или иному случаю.

Стать модной, стильной, привлекательной, обаятельной и при этом непохожей на других - вот что предлагают тебе авторы этой книги. Их советы относятся не только к выбору одежды. Они касаются и ухода за своей внешностью, правильного использования косметических средств. Откровенный разговор о том, как вести себя в разных бытовых ситуациях, поможет тебе по-новому взглянуть на свои манеры и речь. Ведь мода на воспитанность, вежливость и приветливость не проходит никогда! Это залог того, что окружающие полюбят тебя и по достоинству оценят твое общество. И вот тогда-то тебя можно будет назвать по-настоящему модной девчонкой! Желаем тебе, наша юная читательница, успехов в поисках своего стиля, который сделает тебя неотразимой!


Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ Место науки в системе духовной культуры

Тема 1. ОСОБЕННОСТИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1.1. Понятие науки. Познание и наука

1.2. Проблема критериев научности

1.3. Структура научного знания

1.4. Развитие науки. Понятие научной революции

1.5. Методы и формы научного познания

1.6. Естественно-научная и гуманитарная культура

1.7. Наука и техника

1.8. Особенности современной естественно-научной картины мира

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КЛАССИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

2.1. Возникновение классического естествознания

2.2. Астрономия в XVI–XIX вв

2.3. Физика в XVI–XIX вв

2.4. Химия в XVII–XIX вв

2.5. Биология в XVI–XIX вв

Тема 3. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ

3.1. Общие принципы неклассической физики

3.2. Современные представления о материи, пространстве и времени. Общая и специальная теории относительности

3.3. Основные идеи и принципы квантовой физики

3.4. Современные представления об элементарных частицах. Структура микромира

3.5. Фундаментальные физические взаимодействия

Тема 4. СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕННОЙ

4.1. Общие принципы современной астрономии

4.2. Основные космологические гипотезы. Происхождение Вселенной

4.3. Устройство Вселенной

4.4. Происхождение и устройство Солнечной системы

4.5. Будущее Вселенной

Тема 5. СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЮ ЖИЗНИ

5.1. Общие принципы современной биологии

5.2. Современные представления о происхождении жизни

5.3. Основные этапы эволюции органического мира

5.4. Сущность и основные признаки живых систем

5.5. Уровни организации живой природы

5.6. Генетика и молекулярная биология

5.7. Синтетическая теория эволюции

5.8. Экология и учение о биосфере

Тема 6. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

6.1. Человек как предмет естествознания

6.2. Возникновение научной антропологии

6.3. Основные этапы антропогенеза

6.4. Возникновение сознания. Структура сознания

6.5. Сознательное и бессознательное

6.6. Сознание и язык

6.7. Сознание и мозг

6.8. Социальное и биологическое в человеке. Индивид, личность, индивидуальность

Тема 7. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

7.3. Концепция глобального эволюционизма в науке и философии

Будущее науки: проблемы и перспективы

СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НЕКОТОРЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВЕЛИЧИНАМИ

Место науки в системе духовной культуры

Культура– это воплощение человеческих стремлений, переживаний и достижений, провалов и разочарований, это именно то, что отличает человека от животных. Культура представлена в различных продуктах материальной и духовной деятельности, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Культура – это и результат человеческой деятельности, и сама деятельность. Создавая новые культурные ценности, человек преодолевает свою социальную и природную ограниченность. Культура имеет динамичный, развивающийся характер, причем развивается не только вся система в целом, но и ее отдельные компоненты.

В универсум духовной культуры входят наука, философия, искусство, религия, мифология, право, мораль. Основные компоненты духовной культуры называют также формами общественного сознания. Каждая из названных форм имеет собственный предмет, выделяемый из общего конгломерата культуры, специфический способ функционирования и выполняет конкретные социально-культурные функции. В любом компоненте духовной культуры можно выделить ценности и знания, однако их доля различна в науке и религии, философии и мифологии, искусстве и морали.Наука представляет собой один из важнейших компонентов духовной культуры, в котором познавательный элемент преобладает над ценностным, смысл науки и научной деятельности заключается в получении объективных знаний о мире. Однако наука – это не только система знания. Как элемент духовной культуры она представляет собой и систему деятельности огромного числа людей, и особый социальный институт. Особенности научного познания, специфика естествознания, концепции, создаваемые в различных научных дисциплинах и определяющие современную научную картину мира, – таковы основные темы, которые будут рассмотрены в настоящем курсе лекций.

libking

Ольга Стрельник - Концепции современного естествознания: конспект лекций краткое содержание

Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

Концепции современного естествознания: конспект лекций - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Концепции современного естествознания: конспект лекций - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Ольга Стрельник

Таким образом, К. Поппер предлагает анализировать науку на теоретическом уровне, как целостную систему, а не заниматься подтверждением отдельных высказываний. Любая теория, по его мнению, если она претендует на статус научной, должна в принципе опровергаться опытом. Если теория построена так, что она в принципе неопровержима, то ее нельзя считать научной.

Дальнейшее развитие темы демаркации научного и ненаучного знания шло по линии критики установки на поиск однозначного формально-логического критерия, позволяющего определить границы научности. В качестве нового решения этой проблемы было предложено рассматривать науку не только на эмпирическом и теоретическом, но и на метатеоре-тическом уровне, на котором задаются содержательные нормы и стандарты научности, зависящие от господствующего в данную конкретную эпоху мировоззрения (1.3).

И. Лакатос связывает проблему отграничения научных теорий от ненаучных с проблемой удовлетворительной методологии. Каждой методологической концепции соответствуют своя теория научной рациональности и своя научно-исследовательская программа, считает он. Таким образом, если у неопозитивистов и К. Поппера научность знания определяется опытом и логикой, то в концепции И. Лакатоса научность кроме опыта и логики предполагает ряд содержательных установок, которые входят в ядро исследовательской программы. Понятие научности перестает ассоциироваться только с соответствием строгим формально-логическим стандартам. Проблема отграничения научного знания от ненаучного приобретает новый характер: для ее решения необходимо обратиться к содержательным критериям, которые не являются априорными (доопытны-ми) и меняются вместе с развитием знания.

В современной философии предлагается и более радикальная концепция научности. Ее автор П. Фейерабенд полностью отрицает рациональный характер науки. По его мнению, стандарты научности и рациональности меняются не только от эпохи к эпохе, но и от одного ученого к другому. Ученый занимается пропагандой своей теории так же, как политик пропагандирует ту или иную идеологию. Чем больше ученый преуспевает в рекламе своих идей, тем больше шансов, что именно его концепция будет принята научным сообществом. Поэтому развитие науки и научная деятельность полностью иррациональны. Таким образом, наука превращается в одну из форм идеологии, утрачивает интенцию на получение объективного знания и рациональный характер.

Очевидно, что концепция П. Фейерабенда, отражая некоторые особенности развития научного знания, вместе с тем приводит к ошибочным выводам о тотальной нерациональности науки. Действительно, наука, претендующая на то, чтобы иметь единственно правильный метод и давать единственно верное знание, превращается в род идеологии. Однако не вся наука такова. Трансформация понятия научности в XX в. привела к тому, что научность перестала рассматриваться как абсолютная истинность, наука не претендует на центральное место в культуре, тем самым сохраняя специфичность своего содержания и способов функционирования. Наука – инструмент в руках человека, причем имеющий ограничения для применения, а не единственный смыл и цель культурной деятельности.

Таким образом, попытка найти однозначные формально-логические критерии научности и реконструировать историю науки как абсолютно рациональный процесс приводит к выводу об иррациональности самой науки. Исследователи сталкиваются с парадоксом: им следует признать наличие ненаучного и нерационального внутри самой науки. Проблема заключается в том, что в неопозитивизме и критическом реализме научность отождествляется со строгим соответствием логическим процедурам. Однако ни контекст открытия теории, ни контекст ее обоснования не сводятся только к дедуктивным процедурам. В реальном научном исследовании существуют элементы, не укладывающиеся в жесткую формально-логическую схему. Поэтому вопросы отграничения научного знания от ненаучного невозможно решить, опираясь только на логические критерии. Содержательность критериев научности, однако, не отменяет того факта, что существует особый вид знания, называемый научным, который может быть отграничен от других видов знания по целому ряду параметров. В современной науке наряду с процедурами верификации и фальсификации используются такие содержательные критерии выбора и предпочтения знания, как простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность, когерентность.

Критерий непротиворечивости предполагает, что истинное знание должно выражаться в логически непротиворечивых формах. Логическое противоречие свидетельствует либо о заблуждении, либо о лжи.

Когерентность (системность) предполагает, что новое знание должно быть хорошо согласовано с теми результатами, которые уже оцениваются как истинные. В качестве такого фундаментального знания выступают философские принципы причинности, единства мира, сохранения энергии, самоорганизации мира и т. п. Критерий когерентности позволяет выбрать между двумя теориями, которые не могут быть проверены на практике и являются логически непротиворечивыми. Из двух теорий истинной признается та, которая больше совместима с фундаментальным знанием.

Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. Конспект лекций

Юрайт: 2011 г. - 168 с.
Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.
Предлагаемое издание поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу "Концепции современного естествознания".
Содержание:
Особенности естественно-научного познания
Понятие науки. Познание и наука
Проблема критериев научности
Структура научного знания
Развитие науки. Понятие научной революции
Методы и формы научного познания
Естественно-научная и гуманитарная культура
Наука и техника
Особенности современной естественно-научной картины мира
Основные идеи классического естествознания
Возникновение классического естествознания
Астрономия в XVI–XIX вв
Физика в XVI–XIX вв
Химия в XVII–XIX вв
Биология в XVI–XIX вв
Современные физические представленияо мире
Общие принципы неклассической физики
Современные представления о материи, пространстве и времени.
Общая и специальная теории относительности
Основные идеи и принципы квантовой физики
Современные представления об элементарных частицах. Структура
микромира
Фундаментальные физические взаимодействия
Современные взгляды на происхождение и устройство вселенной
Общие принципы современной астрономии
Основные космологические гипотезы. Происхождение Вселенной
Устройство Вселенной
Происхождение и устройство Солнечной системы
Будущее Вселенной
Современные взгляды на происхождение и эволюцию жизни
Общие принципы современной биологии
Современные представления о происхождении жизни
Основные этапы эволюции органического мира
Сущность и основные признаки живых систем
Уровни организации живой природы
Генетика и молекулярная биология
Синтетическая теория эволюции
Экология и учение о биосфере
Образ человека в современной науке
Человек как предмет естествознания
Возникновение научной антропологии
Основные этапы антропогенеза
Возникновение сознания. Структура сознания
Сознательное и бессознательное
Сознание и язык
Сознание и мозг
Социальное и биологическое в человеке. Индивид, личность,
индивидуальность
Современные междисциплинарные исследования
Кибернетика
Синергетика
Концепция глобального эволюционизма в науке и философии
Будущее науки: проблемы и перспективы
Словарь терминов

Антонов В.В. Концепции современного естествознания

  • формат pdf
  • размер 1.03 МБ
  • добавлен 25 сентября 2011 г.

Конспект лекций. - Тольяттинский государственный университет, Физико-технический институт. - Тольятти, 2007. - 109 с. Содержание: Наука как особая сфера культуры Концепции глобального эволюционизма и самоорганизации материи Уровни организации материи. Современные космологические концепции Химическая и биологическая эволюция материи Человек как высший результат эволюции Вселенной

Бровяков В.П. КСЕ - это просто

  • формат doc
  • размер 875 КБ
  • добавлен 17 ноября 2010 г.

Учеб. пособ. - Самара, СФ МГУС, 2006. – 191 с. В книге рассмотрены некоторые концепции современного естествознания, с точки зрения функционального подхода. Совокупность функциональных элементов концепций современного естествознания, даёт более цельное мировоззрение и представление о естестве в целом. Книга предназначена для всех интересующихся природными и общественными явлениями, а также вопросами мироустройства и понимания естества. Она будет и.

Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания

  • формат doc
  • размер 5.54 МБ
  • добавлен 21 января 2009 г.

В учебнике рассматриваются важнейшие концепции современного естествознания: этапы развития естественно-научной картины мира, современные представления о строении и развитии природы микро-, макро- и мегами-ров; эволюция представлений о пространстве, времени и материи; принципы относительности и дополнительности; соотношение неопределенностей; законы сохранения в микро- и макромире; природа элементарных частиц, энергии и вещества; концепции происхо.

Кащеев С.И. Конспект лекций. Концепции современного естествознания

  • формат doc
  • размер 142.12 КБ
  • добавлен 06 ноября 2011 г.

Кирчанов В.С. Концепции современного естествознания

  • формат pdf
  • размер 3.34 МБ
  • добавлен 19 сентября 2011 г.

Кунафин М.С. Концепции современного естествознания

  • формат doc
  • размер 3.02 МБ
  • добавлен 23 июня 2010 г.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений и вместе с тем рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся историей и перспективами современного естествознания, а также философским обоснованием естественнонаучных проблем. глава 1. структура естествознания. ( Предмет естествознания, Генезис научного естествознания, Структура естественнонаучного познания) 2. Этапы развития естествознания 3. Фундоментальные концепции е.

Новоженов В.А. Концепции современного естествознания

  • формат pdf
  • размер 4.58 МБ
  • добавлен 09 июля 2010 г.

Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001. - 474 с. Учебное пособие по курсу "Концепции современного естествознания" включает 7 глав: Развитие естествознания; Пространство и время. Энергия; Эволюция Вселенной; Эволюция история жизни; Человек как предмет естествознания; Экологические проблемы человеческого общества; Загрязнение окружающей среды и пути его преодоления. Приведены программа курса, контрольные вопросы и задания.

Презентация - Происхождение и строение Млечного пути и Солнечной системы

  • формат pptx, docx
  • размер 1.5 МБ
  • добавлен 26 февраля 2011 г.

АГАО имени Шукшина, группа П-ППО-101. Используемая литература. . �олнечная_система. Гусейнов, Концепции современного естествознания Учебник Гусейханов Раджабов 2007 6-е изд. Лихин, Концепции современного естествознания. Садохин, Концепции современного естествознания.

Разумова Е.Р. Концепции современного естествознания. Учебное пособие

  • формат pdf
  • размер 455.25 КБ
  • добавлен 08 июня 2011 г.

Краткий конспект лекций по дисциплине "Концепции современного естествозанания" . Институт международной торговли и права. Кафедра естественных наук. Разумова Е. Р., к. х. н., профессор. Для студентов, обучающихся по специальностям. 021100 Юриспруденция. 061100 Менеджмент Организации. 060600 Мировая Экономика.

Розов С.М. Концепции Современного Естествознания: курс лекций

  • формат doc, pdf
  • размер 14.22 МБ
  • добавлен 18 января 2012 г.

Концепции современного естествознания: курс лекций: [для студентов факультета психологии и других факультетов по курсу "Концепции современного естествознания"] Федер. агентство по образованию, Новосиб. гос. ун-т, Фак. психологии, Каф. психологии личности. - Новосибирск : Новосибирский государственный университет, 2008. - 213 с.rn

Читайте также: