Русская народная матрешка конспект нод по миру народной культуры во 2 младшей

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, продуктивная

Задачи:

Образовательные:

• закреплять знания детей о русской народной игрушке – Матрешке;

• упражнять в умении различать и называть размеры предмета – большая, поменьше, самая маленькая;

Развивающие:

• развивать речь детей, умение отвечать на вопросы;

• развивать эстетическое восприятие, двигательную активность, умение выполнять движения под музыку.

Воспитательные:

• вызывать интерес к образу, желание украсить матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.

Ход занятия:

Организационный момент. Воспитатель вместе с детьми под русскую народную мелодию входят в зал.

-Ребята, посмотрите какой красивый, расписной сундучок принесли нам

Интересно, что там находится (заглядываю, ставлю на столик)

- Хотите узнать, что там? (Да, хотим). Тогда слушайте внимательно загадку

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Наша русская. (Матрешка) (Дети отгадывают загадку)

Основная часть.

- Молодцы, отгадали. Достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают.

Воспитатель. Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках?

(Матрешка). Давайте посмотрим на экран . Слайд №1

hello_html_m30da1723.jpg

- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку? (Играть)

- А хотите , я расскажу, как родилась матрёшка?. ( Да хотим)

Воспитатель. Давным-давно это было. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком.

Воспитатель. Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. Слайд №2(дедушка)

И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек мастера стали вытачивать забавные игрушки ,Слайд№3(Мастер точит Матрешку) Отшлифовывали. Слайд№4 их А затем в мастерских разрисовывали их цветами, ягодами, другими узорами . Слайд №5 Раскрашивают) Вот так ребята родилась русская народная игрушка – матрёшка Слайд №6 Красивые матрешки

hello_html_m731782f0.jpg

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

В наших пестрых сарафанах

Мы похожи словно сестры

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

- Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? (Да, она раскрывается). Матрёшка раскрывается, давайте посмотрим на экран

hello_html_44f04fa1.jpg

Садитесь ребята на коврик, давайте, посмотрим

Воспитатель. Сколько матрешек на столе? (одна)

- Кира сколько матрешек? (одна)

- А Сколько матрешек Ваня? (одна)

Воспитатель. Теперь разбираю матрешку.

- Сколько у нас матрешек? (много)

- Арина сколько матрешек? (много)

- Артем покажи , пожалуйста, большую матрешку?

- Катя, покажи нам матрешку поменьше?

- Саша, покажи пожалуйста матрешку самую маленькую.

Слайд: №8 разные матрешки

Посмотрите ребята какие бывают Матрешки одинаковые или разные (Разные)

Давайте покажем Какие Матрешки бывают разные

Высокие – поднимаем руки вверх

Широкие – руки в стороны

Узкие – прижать опущенные руки к туловищу

- Ребята, а из чего сделана матрешка? Посмотрите на экран (из дерева ) Слайд №9

hello_html_a2cd829.jpg

- Значит она какая? (Деревянная)

- Посмотрите внимательно, но ведь дерево светлое, а матрёшка цветная, яркая. Как это получилось? (Разукрасили)

- Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.

hello_html_4ce6151d.jpg

Слайд№10

hello_html_mb9e411.jpg

Слайд №8

Воспитатель обращает внимание детей на силуэты матрешек из белой бумаги.

- Ребята, посмотрите на этих матрешек, сравните их с деревянными, чем они отличаются? У Матрешки сарафан не украшен

- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки? (Ответы детей)

- Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!Ребята давайте превратимся в мастеров и украсим Матрешек, хотите ( Да) Закрывайте глазки. Кручу, верчу, превратить вас хочу в мастеров. Откройте глазки мы теперь мастера Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит узорами свою матрёшку. Дети самостоятельно наносят узор ватными палочками. Обратить внимание на осанку. Не торопитесь, кто не закончил мы обязательно до украшаем. Нам надо возвращаться Глазки закрываем Кручу верчу превратить вас хочу в ребят Глаза открываем вот мы и в саду

Воспитатель. Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.

-Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили?

- Ребята, а вам понравились ваши матрешки?Почему?

hello_html_19358cd2.jpg

Ребята я вами тоже очень довольна вы МОЛОДЦЫ! Я Вам приготовила сладкий сюрприз! Матрешки(конфетки) раздаю Посмотрите какие конфетки? МАТРЕШКИ

Цель: Сформировать представление детей о русской матрешке.

- Познакомить детей с историей появления русской матрёшки;

- Уточнять и обогащать словарный запас детей.

- Развивать связную речь детей;

- Развивать словесно-логическое мышление, воображение, речевое внимание, память;

- Развивать общую и мелкую моторику.

- воспитывать познавательный интерес;

- продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;

- воспитывать самостоятельность, активность, творческое воображение.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация.

Демонстрационный материал: игрушка – Матрешки, картинки с изображением матрешек: Семеновская, Тверская, Майдановская, Сергиевская, Вятская, магнитофон.

Раздаточный материал: силуэты матрешек, вырезанные по контуру, ватные палочки, гуашь.

Все скорее встаньте в круг,

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, а у меня для вас есть сюрприз. А что это за сюрприз вы узнаете, когда отгадаете загадку, слушайте внимательно:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

Воспитатель: Правильно, ребята!Сегодня к нам в гости пришла Матрёшка.

Присаживайтесь на стульчики!

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о матрёшке?

Дети: Это игрушка.

Воспитатель:Как появилась русская матрёшка?

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу, как появилась русская матрёшка, а вы слушайте и запоминайте.

Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.Однажды задумал он сделать необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: взял деревянный брусочек и сделал куколку, внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и ещё, и ещё. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в русский сарафан с передничком, на голову повязал яркий платочек, нарисовал ей красивые глазки и яркие щёчки. Веселая получилась куколка.И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все её звали.Воспитатель: Ребята, представляете себе, есть много видов матрёшек: вот Семёновская матрёшка






Воспитатель: Отличаются матрёшки названиями городов, в которых изготовил их мастер.

Воспитатель: Давайте все вместе посмотрим на матрёшку и расскажем о ней.

Кто это? (матрёшка)

Что у неё на голове? (платочек)

А во что же одели мастера матрешку? в сарафан

Чем украшен сарафан? (цветами)

Сколько у нас матрёшек? (одна – или мало)

Эта матрёшка какая? (большая)

Какой секрет есть у Матрёшки? внутри спрятаны ещё матрёшки

Сколько сейчас у нас матрёшек? Много

Это матрешка какая? – Маленькая!

Воспитатель: Матрёшки очень любят играть, поиграем?

Ну-ка за руки беритесь,

В круг скорее становитесь.

Вы, ребята, не зевайте.

Вместе с Матрёшкой всё выполняйте!

Физкультминутка "Нарядные Матрешки"

Хлопают в ладошки, дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны вперёд)

Матрёшки озорные,матрешки расписные (Красуются)
Ладушки, ладушки,веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Матрёшке очень понравилось с вами играть.

Самостоятельная часть (рисование)

Воспитатель достает из сундучка заготовки матрёшек.

Воспитатель: Посмотрите, а эти матрешки грустные? Как вы думаете почему?

Дети: потому что у них сарафаны не украшены.

Воспитатель: Что же нам делать? Как же быть? Как нарядить матрешек?

Дети: нужно разукрасить сарафаны.

Воспитатель: Рисовать мы с вами сегодня будем палочками – цветочками.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Кулачки разжали – сжали,

Вот и пальчики размяли.

Мастера, скорей за дело

Украшай платочки смело.

Ребята, подходите к столам, украшайте сарафанчики!

Дети украшают сарафаны (под русскую народную мелодию)

Воспитатель: Ребята, возьмите каждый свою работу и принесите на выставку! Посмотрите, какие яркие сарафанчики получились. Матрешки теперь улыбаются!

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: Ребята, давайте похвалим нашу Матрёшку. Матрёшка какая?

Дети:красивая, нарядная, расписная, веселая, розовощекая, пухленькая, деревянная, красочная, яркая, интересная, загадочная, румяная.

Ребята, кто приходил сегодня к нам в гости?матрёшка

Что мы делали с Матрёшкой? играли, рисовали.

Воспитатель: Давайте скажем Матрёшке до свидания!

Дети: До свидания!

Воспитатель: До новых встреч!

2.Картинки Матрёшек с интернета

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Цель: Знакомство с национальной культурой России - с русской деревянной игрушкой - матрешка.

Задачи: - Познакомить детей с особенностями народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан, фартук).

- Закреплять навыки рисования красками;

- Приучать внимательно, слушать речь воспитателя, отгадывать простые загадки. Развивать связную речь.

- Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, и бережное отношение к игрушкам.

Материал: Расписная матрёшка, сундучок, раскраски матрёшек на каждого ребёнка, кисти, гуашь разного цвета, салфетки.

Словарная работа: матрешка, расписная, народная игрушка, деревянная.

Ход НОД:

Воспитатель в русском народном костюме входит в группу

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Ребятки удалые. Милости прошу! Гости в дом, радость в нём! (Дети проходят и присаживаются на стульчиках, полукругом).

В моей горнице стоит сундучок. Как вы думаете. Что может там быть? Хотите заглянуть?

Но что бы заглянуть, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно!

Я на ярмарке бывала,

И игрушки выбирала,

Принесла игрушки непростые,

Они летом и зимой, Любят жить одна в одной,

Принесите им сапожки — И пойдут плясать. (Матрешки).

Воспитатель: Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к нам пришла матрешка

- Ой, ребятишки да тут матрёшка лежит, какая красивая! Посмотрите, матрёшка – это девочка, у неё на голове косыночка, сарафан и фартук (дети рассматривают). - А какой секрет есть у нашей Матрешечки? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно внутри матрешки прячутся её сестрицы другие матрешки, каждая матрешка меньше прежней. Давайте с вами посмотрим, кто же спрятался в наших матрешках. (Дети по – очереди подходят, и каждый ребёнок открывает следующую матрёшку).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего сделали этих матрешек?

- Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума-разума набираться!

- Как вы думаете, из чего сделаны матрешки?

- Конечно из дерева! Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его.

- но ведь дерево светлое, а матрешки расписные, цветные, яркие. Как это получилось.

- верно, украшали красками, разрисовывали ей сарафан, косынку и фартук. Каждый мастер старался. Чтобы матрешка была красивая и поэтому матрешки такие разные.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите немного побыть матрешками?

Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают)

На ногах сапожки топают матрёшки (топают)

Влево, вправо наклонись (наклоны влево, вправо)

Всем знакомым поклонись (дети кланяются)

Девчонки озорные, матрёшки расписные (кружатся)

В сарафанах ярких, пёстрых (приседают)

Вы похожи словно сёстры (качают головой)

Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают)

(Воспитатель достаёт раскраску - матрёшку).

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие у меня матрешки.

Они не яркие, не нарядные. Давайте мы их раскрасим, распишем.

Ребята, внимательно посмотрите, как я это сделаю…

Беру кисточку тремя пальчиками, опускаю в воду, поглаживаю о стаканчик. Затем опускаю ее в краску. Держу свободной рукой куколку за головку, а другой расписываю, раскрашиваю сарафан у матрешки. При этом не забываю мыть кисточку, когда начинаю рисовать другой краской. Чтобы цвета не перепутались. Вот так. Ребята, личико у матрешки мы не закрашиваем.

Посмотрите, какая нарядная у меня матрешка. Теперь и вы раскрасьте свои матрешки. Для этого у вас есть краски и кисточки.

Воспитатель: Давайте сделаем им сарафаны яркими, красочными, старайтесь не испачкать матрешке лицо.

(Воспитатель включает музыку тихую, проходит между столов и помогает детям правильно брать кисточку и выполнять задание).

Воспитатель: Какие красивые узоры у вас получились! Молодцы, вы очень постарались.

Воспитатель (прячет в большую маленьких, приговаривая) :

Платьице в цветочек,

Русские матрешки.

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки. Воспитатель: Кто был сегодня в гостях у нас? Матрёшка прощается с детьми.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Русская народная игрушка

Русская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

- продолжать знакомить с малыми фольклорными формами: загадками, потешками;
- развивать внимание, память, творческие способности детей.
3.Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к народной игрушке;
- развивать в детях эстетический вкус;
- способствовать воспитанию самостоятельности, аккуратности, доброжелательности.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, изобразительная, музыкальная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа:

Слушайте внимательно.
Первая сестра — большая,
В ней прячется сестра вторая,
Откроешь, третью ты найдешь,
И так до маленькой дойдешь.
В самой серединке — крошка,
Игрушку ту зовут… (матрешка).

Молодцы. Сейчас посмотрим, правильно ли вы отгадали.
(Воспитатель достает матрешку).

- Правильно! Молодцы! Это матрешка. Сегодня мы с ней познакомимся и поиграем.

- А сейчас проходите, садитесь на стульчики, будем знакомиться с матрешкой.

Ой, ребята, а тут только одна матрешка, а в письме написано, что игрушек в
коробке много, я ничего не понимаю, а где остальные.
(Навести детей на мысль, что матрешки спрятались одна в другой).
А где же они, как же они спрятались, кто знает, как открыть эту куколку?
(Воспитатель подзывает 2­-3 детей открыть матрешек.)
Ой, как много получилось матрешек. А как вы думаете, кто из них самая
старшая, почему? (она большая) А кто самая младшая, почему? (она самая маленькая)

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрёшечка.


А я про матрешек одну интересную историю знаю.
Давным­-давно в одном царстве ­- государстве жил да был один мастер,
который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку ­ куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго­-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка ­ матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю немного поиграть.

Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.

Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Сарафаны пестрые, (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Яркие платочки, (Наклоны головой влево-вправо)

Любим очень танцевать, (Топают ногами)

Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)

Мы веселые матрешки,

Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)

  1. Рассматривание матрешки.
    - А кто знает, из чего сделаны матрешки? (из дерева)
    - Правильно, из дерева. Значит она какая? (деревянная)
    - Молодцы, ребята! Матрешка деревянная.(повторить всем вместе)
    - Посмотрите, во что одета матрешка?

Что у нее на голове? (платок, платочек)
- Какого цвета платок? (желтый)
- А еще во что она одета? (сарафан)
- Как украшен сарафан? (цветами)
- Наряд у матрешки какой? (яркий, красивый, разноцветный)
- Матрешка одета в русский народный костюм. У нее нарядный яркий сарафан, украшенный цветами, красивый платочек.

Очень любим мы, матрешки,

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем.


- Ребята, а вам нравится матрешка? (ответы детей)
- А какое настроение у матрешки, как вы думаете? (веселое)
- Почему вы так думаете? (она улыбается)
- Да, матрешка улыбается, у нее хорошее настроение и она очень любит играть и танцевать!
Чтобы матрешки получились такими красивыми, яркими и цветными, их
украшали красками – расписывали. Поэтому они и называются – расписные.


  1. Продуктивная деятельность (изобразительная деятельность)

Им нужна ваша помощь, матрешки остались в нераскрашенных сарафанчиках и платочках.

- Поможем матрешкам, украсим платочки и сарафаны? (ответы детей)
Молодцы!

- Пройдемте к столам, и каждый украсит узором свою матрешку.

На столах разложены шаблоны матрешек по количеству детей, ватные палочки, гуашь.

Пальчиковая гимнастика.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Дети под музыку украшают матрешек.

- Молодцы! Красивые получились матрешки!

- Очень любят все матрешки разноцветные одежки!

Они так рады, что улыбаются нам!


Индивидуальная работа: во время работы хвалить детей, оказывать по мере
необходимости помощь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие яркие сарафаны и нет ни одного
похожего. Какие вы, молодцы!

4.Рефлексия
Воспитатель: Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили?
Вам понравилось играть с матрешками? А разукрашивать матрешек вам
понравилось?
Воспитатель: Матрешкам пора прощаться и отправляться в страну игрушек,
к своим друзьям, чтобы скорей рассказать им про нашу группу, им очень, здесь понравилось, и они обязательно к нам еще придут в гости поиграть.
Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу.

Читайте также: