Сложносочиненные предложения с разделительными союзами 9 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Ожидаемые результаты
На этом уроке мы научимся:
1) определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения;
2) находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения, связанными разделительными союзами;
3) расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложений с разделительными повторяющимися союзами.

Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто. (И. С. Тургенев.)

То телега проедет со скрипом, то раздастся голос какой-нибудь бабы, идущей на рынок. (А. П. Чехов)

То тюлень позвонит, то олень. (К. И Чуковский)

То наползает туман, то дохнёт с Ладоги ветер – пронзительный, ревущий, долгий. (Н. Тихонов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:1формеровать навыки и умения распознавать структурно- семантические особенности сложносочиненных предложений (ССП), их типыпо средствам связы и характеру выраженных отношений между предикативными частями;

2.раскрыть специфику семантики и строения ССП с разделительными союзами;

3. выработать навыки правильно употреблять ССП в речи при описании.

Тип урока: частично-пойсовый.

Оборудование: использование системы мультимедиа, электронный учебник для 9 класса.
Ход урока:

І.Слово учителя

Мы изучаем сложные предложения, их основные типы. Наш сегодняшний урок состоит из нескольких этапов:

3.Применение. 6.Подведение итогов и выставление оценок.

ІІ. Работа со схемой

Дидактический этап – ЗНАНИЕ.

Цель – способствовать пониманию учащимися целей и задач обучения.

Основные виды сложных предложений

Средства связи союзы, союзные Средство связи интонация

ІІІ. Проверка домашнего задания

Дидактический этап- ПОНИМАНИЕ:

Переход от теории к практике. Чтобы показать теоретические знания на практике, проверяем домашнее задание.

Упр. 46 Умение различать сложные предложения с союзом и и простые предложения с одородными членами, соединенными союзом и.

  1. Солнце село и спряталось за горизонт.
  2. Солнце садилось наступали сумерки.
  3. Кружатся осенние листья и падают на землю.
  4. Медленно падают листья и земля покрывается мягким желтым ковром.
  5. С сера надвинулась огромная туча и закрыла полнеба.
  6. Надвинулась огромная туча и в степи стало темно.
  7. За окном кружился и тихо падал на землю снег.
  8. В воздухе тихо кружился снег и земля понтепенно становилась белой.

ІV. Комментированное списывание

Дидактический этап – ПРИМЕНЕНИЕ:

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

Разделительные союзы: или, либо, или.. или то.то указывают

  1. На то, что из двух явлений возможно только одно ;

Будет очень жарко, или разразится гроза.

То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.

После просмотра слайда, ученики составляют схему предложений и коллективно выполняют упр 52. Нужно определить,в каких предложениях явления чередуются, в каких – из двух явлений возможно одно?

V. Объяснительное списываний

Дидактический этап – АНАЛИЗ.

Организация творческого подхода к выполнению следующего задания, развите образного мышления.

Лес стоит степной и никокому ветр. с ним не справится. Тихо в лесн. чаще. Лишь изредк. донос.тся какие – то звуки. Потрескива.т сучья на мороз. или синички потискива. ищут под корой жуков. А в поле верер свирепству.т. То слыш.тся протяжн. вой его то на минуту он замира.т. Но потом опять завоет, завоет с больш. силой.

Деятельность учащихся заключается в совершенствовании знаний о ССП с сочинительными союзами. Теоретический материал демонстрируется на интерактивной доске.

После выполнерия задания правильный вариан высвечивается на интерактивной доске.

VІ. Графический диктант

Дидактический этап – РЕФЛЕКСИЯ.

Получение обратной связи, наблюдение над закреплением нового материала.

На этом этапе мы проведем графический диктант ( взаимопроверка учащихся).

Задание: вписать в табличку номера предложений.

  1. Высоко в небе летят журавли, и далеко сылшен их звонкий крик. 2.Восток чуть посветлел, но звезды еще сверкали ярко. 3. Сегодня было ясно и солнешно, завтра тож ожидается хорошая погода. 4. Или мы пойдем вместе, или я поиду один. 5. Вот откуда-то доносится тревожный крик, или раздается неопределенный крик.

ССП с соединительными союзами

ССП с противительными союзами

ССП с разделительными союзами

VІІ. Итоги урока

Дидактический этап- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Учитель подводит итоги, делает выводы и комментирует выставленные оценки.

VІІІ. Домашнее задание

9 класс Руская язык

Тема: Сложносочиненые предложения с разделительными союзами

Цели урока:1формеровать навыки и умения распознавать структурно- семантические особенности сложносочиненных предложений (ССП), их типыпо средствам связы и характеру выраженных отношений между предикативными частями;

2.раскрыть специфику семантики и строения ССП с разделительными союзами;

3. выработать навыки правильно употреблять ССП в речи при описании.

Тип урока: частично-пойсовый.

Оборудование: использование системы мультимедиа, электронный учебник для 9 класса.
Ход урока:

І.Слово учителя

Мы изучаем сложные предложения, их основные типы. Наш сегодняшний урок состоит из нескольких этапов:

3.Применение. 6.Подведение итогов и выставление оценок.

ІІ. Работа со схемой

Дидактический этап – ЗНАНИЕ.

Цель – способствовать пониманию учащимися целей и задач обучения.

Основные виды сложных предложений







Средства связи союзы, союзные Средство связи интонация



ІІІ. Проверка домашнего задания

Дидактический этап- ПОНИМАНИЕ:

Переход от теории к практике. Чтобы показать теоретические знания на практике, проверяем домашнее задание.

Упр. 46 Умение различать сложные предложения с союзом и и простые предложения с одородными членами, соединенными союзом и.

Солнце село и спряталось за горизонт.

Солнце садилось наступали сумерки.

Кружатся осенние листья и падают на землю.

Медленно падают листья и земля покрывается мягким желтым ковром.

С сера надвинулась огромная туча и закрыла полнеба.

Надвинулась огромная туча и в степи стало темно.

За окном кружился и тихо падал на землю снег.

В воздухе тихо кружился снег и земля понтепенно становилась белой.

ІV. Комментированное списывание

Дидактический этап – ПРИМЕНЕНИЕ:

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

Разделительные союзы: или, либо, или. или то. то указывают

На то, что из двух явлений возможно только одно ;

Будет очень жарко, или разразится гроза.

На чередование явлений;

То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.

После просмотра слайда, ученики составляют схему предложений и коллективно выполняют упр 52. Нужно определить,в каких предложениях явления чередуются, в каких – из двух явлений возможно одно?

V. Объяснительное списываний

Дидактический этап – АНАЛИЗ.

Организация творческого подхода к выполнению следующего задания, развите образного мышления.

Лес стоит степной и никокому ветр. с ним не справится. Тихо в лесн. чаще. Лишь изредк. донос. тся какие – то звуки. Потрескива. т сучья на мороз. или синички потискива. ищут под корой жуков. А в поле верер свирепству. т. То слыш. тся протяжн. вой его то на минуту он замира. т. Но потом опять завоет, завоет с больш. силой.

Деятельность учащихся заключается в совершенствовании знаний о ССП с сочинительными союзами. Теоретический материал демонстрируется на интерактивной доске.

После выполнерия задания правильный вариан высвечивается на интерактивной доске.

VІ. Графический диктант

Дидактический этап – РЕФЛЕКСИЯ.

Получение обратной связи, наблюдение над закреплением нового материала.

На этом этапе мы проведем графический диктант ( взаимопроверка учащихся).

Задание: вписать в табличку номера предложений.

Высоко в небе летят журавли, и далеко сылшен их звонкий крик. 2.Восток чуть посветлел, но звезды еще сверкали ярко. 3. Сегодня было ясно и солнешно, завтра тож ожидается хорошая погода. 4. Или мы пойдем вместе, или я поиду один. 5. Вот откуда-то доносится тревожный крик, или раздается неопределенный крик.

ССП с соединительными союзами

ССП с противительными союзами

ССП с разделительными союзами

VІІ. Итоги урока

Дидактический этап- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Учитель подводит итоги, делает выводы и комментирует выставленные оценки.

Урок русского языка

научить определять ССП с соединительными и разделительными союзами, находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения, составлять схемы сложносочинённых предложений; воспитывать бережное отношение в языку; воспитывать мотивацию к учению.

II. Проверка домашнего задания.

Зачитать несколько работ.

III. Повторение материала (по группам)

1. Рассказать о сложном предложении по схеме.


2. Рассказать о ССП по схеме


3. Рассказать о группах сочинительных союзов по таблице


Группы сочинительных союзов

( смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения )

Соединительные

(одновременность или последовательность действий; причинно-следственные отношения)

Разделительные

Противительные

(одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему)

-Со ССП с соединительными союзами мы познакомились несколько ранее. Сегодня на уроке мы повторим их и поработаем над ССП с разделительными союзами.

Запись темы урока

-Будем определять ССП с соединительными и разделительными союзами, находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения, составлять схемы сложносочинённых предложений.

Словарная работа: олимпиада (спортивные состязания, предметная олимпиада), спартакиада (массовые спортивные соревнования), универсиада (международные и национальные спортивные соревнования между студентами )

V . Закрепление материала

1) Задание: Вставить подходящий сочинительный союз, составить схемы предложений

I вариант (вставить соединительные союзы)

1) Всё было прекрасно, и мы смеялись.

2) Ни холодный ветер не стал преградой, ни мокрый снег не остановил путника.

3) Юля собирала грибы, да Инга помогала ей.

4) Ласточка суетилась над гнездом, суслик тоже постоянно проводил время у своей норки.

5) Вихрь пронесся над деревней, дождь также стал набирать силу.

II вариант (вставить разделительные союзы)

1) То дождь стучал по окну, то ветка сирени била по нему в холодный дождливый день.

3) Либо я отведу тебя на уроки, либо иди на олимпиаду.

4) То ли кто-то пел, то ли ветер завывал.

5) Не то кровь алела на асфальте, не то художник разбрызгал краску.

Проверка с доски. 2 человека записывают схемы на доске

2) Самостоятельная работа с учебником

Стр. 41. Упр. 65 (1-6) см. по времени

Взаимопроверка

3) Задание на выбор

1. Закончите ССП предложения. Подчеркните грамматические основы.

1) По розовым кистям цветов деловито ползают пчелы, а … (а бабочки летают вокруг)

2) На стол поставили букет цветов, и …(настроение у всех сразу поднялось)

2. Запишите предложения. Подчеркните грамматические основы. Расставьте знаки препинания.

1) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (Пушкин).
2) Ямщик свистнул, и лошади поскакали. (Пушкин).
3) Слезы высохли у меня на глазах, сестри­ца тоже перестала плакать. (Аксаков)

3. Запишите предложения. Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Составьте схемы предложений.

1) Приближался конец сентября, и листва деревьев запестрела разными красками.


1.4. Урок в 5-11 классах с использованием дистанционных образовательных технологий.

1.4.4. Современный урок русского языка.

Ф.И.О. авторов (полностью), должность

Осипова Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы.

Наименование образовательной организации

Перечень используемых ЦОР (ссылки на заимствованные материалы обязательны)

Многофункциональный конструктор тестов Online Test Pad

Методическая записка

Вид деятельности

урок изучения нового материала.

Форма проведения урока

Целеполагание – образовательный результат:

1. Образовательные: закрепить умение отличать ССП от других видов предложений; познакомить с группами ССП по значению и союзам; совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

2.Воспитывающие: создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи.

3. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения выделять главное, обобщать; развитие умения преобразовывать текст в таблицу.

Проектирование образовательных результатов

Ожидаемые предметные результаты: овладение умениями определять значение союзов в ССП, умение находить грамматическую основу предложения, составлять схему сложносочиненного предложения, совершенствовать навыки постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении, определять роль сложносочиненных предложений в тексте.

Метапредметные результаты: формирование познавательных и коммуникативных универсальных действий через поиск и выделение необходимой информации в справочной литературе, решение рабочих задач с использованием ИКТ в совместной деятельности.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; в соответствии с требованиями урока выстраивать свою речь; участвовать в диалоге по теме урока.

Познавательные: уметь извлекать нужную информацию из текстов, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, ставить цели и формулировать проблему.

Коммуникативные: формировать умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать своё мнение, оценивать мнение одноклассников, сотрудничать с учителем и сверстниками.

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Информационно-образовательная среда урока/занятия

Информационные технологии и электронные средства обучения:

ИКТ, компьютер, планшеты, образовательные платформы: образовательная платформа Российская электронная школа, сайт Захарьиной, многофункциональный конструктор тестов Online Test Pad.

Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока (внеклассном мероприятии)

Методические приемы, технологии

На уроке использовались различные методы обучения: видеометод, словесный, частично-поисковый, наблюдение, дидактические упражнения, метод программированного обучения. Технологии: элементы технологии интегрированного обучения, ИКТ-технология, элементы технологии проблемного обучения.

1. Образовательные: закрепить умение отличать ССП от других видов предложений;

познакомить с группами ССП по значению и союзам; совершенствовать навык постановки знаков препинания в ССП.

2. Воспитывающие: создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи.

3. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения выделять главное, обобщать; развитие умения преобразовывать текст в таблицу.

Оборудование урока (средства обучения):

Учебник, тестовые задания, карточки.

Организационный момент.

Приветствие. Ребята, а чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте отгадаем шараду – антоним к слову простое ( сложное ), средняя единица языка – предложение.

А о каком СП пойдет сегодня речь? (о ССП)

Записываем тему в тетради.

Что же конкретно мы будем делать? Сформулируйте задачи, которые мы будем выполнять на уроке (Повторим сведения о сложносочинённом предложении, сочинительные союзы, будем учиться отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания).

Работа по теме урока (просмотрев дома видеоурок и сделав записи) на сайте «Российская электронная школа)

- Какие предложения называются ССП?

- Назовите сочинительные союзы

- Какие знаки препинания ставятся в ССП?

- Когда в ССП не ставится запятая?

А) Запись предложений с объяснением. Задание: Подчеркнуть грамматические основы и начертить схемы предложений.

Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело.

Солнце пригрело, и с крыш светились сосульки.

Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.

На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.

Сколько стоит и кто заплатит.

Тишина и умиротворение.

Учиться и еще раз учиться.

Ветерок зашелестит и зашепчет в листах темнеющей дубравы.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

.( одновременность)

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

( последовательность)

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

( причинно-следственная связь)

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

( одновременность)

- Какова роль ССП в тексте стихотворения А.С. Пушкина? (Союз И является широким по своему значению и указывает как на одновременность, так и на последовательность событий)

4. Работа с раздаточным материалом. Дифференцированные задания.

А) Из данных ниже простых предложений сделайте сложносочиненные предложения с соединительными союзами.

1. Дохнул мороз. Рады мы проказам матушки – зимы.

2. Тихо шепчутся березы над могилами кладбища. Ветер волнует хлебана нивах.

3. Глядел мальчик очень умно и прямо. В голосе у него звучала сила.

4. Раздался легкий свист. Дубровский умолк.

5. Вскоре после восхода набежала туча. Брызнул короткий дождь.

6. Губы Кати не улыбались. Темные глаза выражали недоумение.

7. В сенях пахло свежими яблоками. Висели волчьи и лисьи шкуры.

8. В селе не переводилась лихорадка. Была топкая грязь.

9. Ночь уже ложилась на горы. Туман начинал бродить по ущельям.

10. Сон одолел меня. Я заснул в каком-то блаженном упоении.

Б) Упражнение 64 (по заданию к упражнению)

1.Определите сложное предложение.

А) Великие, истинные дела всегда просты, скромны.

В) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.

С) Ему внятно всё : и шум леса, и блеск воды на реке, и синева небес.

D) Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела.

Е) Среди птиц, насекомых, в сухой траве - словом, всюду чувствовалось приближение осени.

2. Определите сложносочинённое предложение.

А) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно.

В) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей.

С) Зелёный свет погас, и не стало видно теней.

D) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.

Е) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.

3. Определите сложносочинённое предложение, в котором события происходят одновременно.

А) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих. В) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

С) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.

D) Нина переводит глаза то на Любку, то на Олю.

Е) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.

4. Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

А) Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидели тёмную голову Аси.

В) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.

С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.

D) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.

Е) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.

5. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом:

А) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.

В) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер.

С) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром. D) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола.

Е) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

6.Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

А) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация.

В) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы.

С) Только изредка прошумят старые вербы, или прогудит высоко над домом самолёт.

D) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает.

Е) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы.

7. Определите сложное предложение.

А) В городе не было нигде ни единого огня, ни одной живой души.

В) Весь день пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.

С) Она говорила скучновато, или устало, очень медленно и внятно.

D) Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь.

Е) К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

8. Определите сложносочинённое предложение только с соединительным союзом.

А) Соловьи давно перестали петь, а сонливый свист встрепенувшейся птички только усугублял тишину.

В) Музыка гремит, и танцующие пары кружатся всё быстрее и быстрее.

С) То ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.

D) Ночь ещё только обняла небо, а Бульба уже лёг спать.

Е) Море швырялось жёлтой пеной, а к полудню оно поднялось мутными ровными валами.

9.Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

Нажмите, чтобы узнать подробности

продолжить формирование компетенций учащихся: рефлексивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; информационной – преобразование информации: текст-схема;

способствовать развитию культуры речи учащихся, воспитанию чувства художественного вкуса, уважения и любви к родной природе.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают основные понятия темы; определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; расставляют знаки препинания между частями сложносочиненного предложения; преобразовывают информацию в виде схемы; реализуют свои творческие способности при написании эссе; объективно оценивают собственную деятельность, проводят взаимооценку

Оборудование:

обобщение по теме (с использованием технологии критического мышления)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Приветствие.

Совместное целеполагание

Вступительное слово учителя (прослушивание композиции)

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Стою один среди равнины голой, А журавлей уносит вдаль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.

- О чем говорится в стихотворении? Какова тематика этого стихотворения? (Тема: осень) Не каждому человеку дано оценить ту красоту, которая нас окружает. Но для поэта, художника природа - источник радости и вдохновения.

Целеполагание.

- Есть ли в этих строчках сложносочиненные предложения? Найдите их.

- В течение нескольких уроков мы говорили с вами о сложносочинённых предложениях. Попробуйте сформулировать цель и задачи нашего урока.

Знакомство с листом оценивания.

- У вас есть возможность показать свои знания, а также умение работать в коллективе. На уроке мы будем использовать критериальное оценивание. Начнем свою деятельность с работы с листами оценивания. В нём прописаны задания, которые мы с вами будем выполнять. Вы на протяжении всего урока будете оценивать свою работу баллами, затем мы выведем общую оценку. Помогать нам в определении баллов будут критерии, разработанные для каждого задания.

Читайте также: