Конспект урока взаимосвязь действий сложения и вычитания
Обновлено: 04.07.2024
Оборудование: раздаточный материал, схемы задач, макет кораблика, рисунок моря, картинки сердец.
I.Организационный момент.
Один, два, три, четыре, пять,
Я хочу успешным стать.
Буду я стараться,
^ II.Контроль, коррекция и закрепление знаний.
--Сегодня мы с вами будем путешествовать морем. Это море будет необычным —математическим. На море будут волны, рифы, различные препятствия. Я прошу вашей помощи и поддержки. Только вместе, только с хорошим настроением мы сможем добиться успеха.Согласны? Чтобы путешествовать морем нам нужен корабль, чтобы он появился нужно считать внимательно.
^ 1. Усный счет.
--На опушке два енота
На траве дремали.
Трое к ним еще пришли.
Сколько вместе стало? ( 2+3 =5 )
--Видишь несколько утят кашу манную едят.
Пять из них белы как снег .
Двое черных. Сколько всех? (5+2=7 )
--Восемь лягушек букашек считали .
Но ускакала от них лишь одна.
Видимо, в счете была не сильна.
Сколько осталось лягушек, узнали?( 8 - 1=7)
--Десять кочанов капусты козе Марфе выдал дед.
Марфа быстро два сжевала , очень вкусный был обед.
Сколько же еще осталось, так давно не наедалась? ( 10 – 2=8)
Корабль построен. В добрый путь, друзья. Нужно поднять лишь паруса. В этом нам поможет …
^ 2. Зарядка для ума.
?
---На доске таблица с заданием . Висят кружки, которые нужно перевернуть, решив пример, с другой стороны –правильный ответ и буква, потом вместе читаем слово .
больше 8 на 2 П
?
Меньше 5 на 5 Р
?
Меньше 10 на 6 У
?
Больше 4 на 4 С
(узнаем о каком числе идет речь)
^ 3. Работа в парах.
--Теперь мы находимся в открытом море. Чтобы безопасно обойти рифы нам нужно выполнить задание. У каждого на парте лежат кубики различной формы—это острова. Измерьте длину и ширину кубиков- островов.Что больше и на сколько?
III.Изучение нового материала.
^ 1.Игра с числами- перебезчиками.
-- Теперь, используя эти числа составьте равенства(работаем у доски и в тетрадях, каждый ряд имеет свои числа )
5 -3=2 7 – 3=4 8 – 2=6
5 – 2=3 7 – 4=3 8 – 6=2
--Числа перебегают с места на место, какой вывод можно сделать?
( от перестановки слагаемых сумма не изменилась. )Ребята, у вас на партах лежат сердечки разных цветов , выберите себе сердце по таблице на доске (красное—очень доволен, все понял, зеленое--- не очень доволен, синее—ничего не понял )
2.Физминутка
--Однажды мудрец попросил своих учеников разгадать загадку: Перед вами 3 сердца---Сердце альтруиста , сердце эгоиста, сердце безразличного человека.
Покажите на картинке эти сердца. (приложение)
1. ^ Сердце безразличного человека —чистое, красивое, потому что он им никогда не пользуется.
2. Сердце альтруиста—как огонь, у него сердце—обиталище Света. Он старается каждому отдать частичку добра, любви…
3. ^ Сердце эгоиста --- все в грязи, потому, что думает только о себе, готов на обман, ненависть..
--Скажите как можно зажечь свое сердце, чтобы оно горело?
( должны помогать людям, уважительно относится к себе и другим, быть бескорыстным, трудолюбивым…--это ответы детей )Нарисуйте свое сердце в тетради—на четыре клеточки.
^ 4. Работа по учебнику.Решение задач.
--Внезапно подул ветер , поднялись небольшие волны . Наш кораблик поплыл дальше. Чтобы буря не разыгралась нужно еще выполнить задания, которые принесли с собой волны. Решаем задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.( решаем устно , потом записываем в тетрадь )
^ IV.Работа над изученным материалом.
Работа в печатных тетрадях.
Вот видно уже , мы приближаемся к суше . Чтобы благополучно высадиться на землю решим задания в тетради.
^ V.Итог урока.
--Вот наше путешествие подошло к концу. Чему мы учились на уроке? Завершая урок давайте прочитаем плакат со словами , который мы видим на доске:
« ^ Лишь владея огнем в собственной душе,
Спасибо за урок.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ
Мотивационно – целевой этап.
Долгожданный дан звонок.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
-Сегодня на уроке математики мы отправимся в сказочное путешествие. Чтобы узнать с кем мы туда отправимся, необходимо отгадать загадку:
Перед зайцем не дрожал, от медведя убежал,
А лисице на зубок, все ж попался (колобок).
Жили – были дед и баба. Попросил дед испечь Колобок. А пока бабка муку собирает, да тесто замешивает, давайте и мы делом займемся: наведем порядок в числовом ряду.
-Как вы думаете, ребята, для чего нужно повторять порядковый счет?
1. Работа с числовым рядом:
Какие числа пропущены?
Назовите числа по взрастающей в интервале от 2 до 8; от 4 до 9.
Назовите числа по убывающей в интервале от 7 до 1; от 6 до 2.
1) Сколько пальцев на 2 руках? 10
2) Сколько лап у одной собаки? 4
3) Какое число при счете идет 9? 9
4) Какое число на 1 больше 5? 6
5) Какое число является предыдущим для числа 3? 2
6) Сколько хвостов у 8 кошек? 8
7) 1 слагаемое - 5, второе - 2, чему равна сумма этих чисел? 7
8) В одной коробке 5 карандашей, а в другой - ни одного. Сколько всего карандашей в двух коробках? 5.
( на доске появляются карточки с ответами).
9) какое число лишнее? почему?
10) Расположите числа в порядке возрастания.
Прочитайте, что получилось.
Молодцы ребята, вы справились с заданием, где нужно было повторить состав числа и последовательность чисел.
2. Испекла бабка Колобок и положила его на окно остужаться. Полежал Колобок на окне, надоело ему, спрыгнул он на тропинку и покатился по ней. Катиться Колобок, а навстречу ему Заяц. Не хочет отпускать Колобка.
Хорошо поешь, дружок. Если ты решишь заданье, я тебя без наказанья в путь - дорожку снаряжу. И на волю отпущу.
Решение числовых выражений (на доске выражения на сложение и вычитание).
- На какие 2 группы можно разделить выражения? (сложение и вычитание).
- А знаете вы, как называется каждое число в записи примера на сложение и на вычитание? (1+5; 5 увеличить на 1; сумма чисел 1и5; к 5 прибавить 1; 1 слагаемое 5, 2 слагаемое 1, значение суммы равно 6); (5-1; 5 уменьшить на 1; разность чисел 5и1; от 5 отнять 1; уменьшаемое 5, вычитаемое 1, значение разности равно 4).
- Посмотрите внимательно на выражения 1 группы и сравните с выражениями 2 группы. Что вы заметили? Почему? - Действия сложения и вычитания - взаимообратные.
Понравилось зайке как ребята считать умеют, какие они внимательные и отпустил он Колобка.
Цель: Научиться устанавливать связь между компонентами действий сложения и вычитания.
Операционно – деятельностный этап.
И покатился наш Колобок дальше. А навстречу ему Мишка – косолапый. Просит Мишка решить с ним вместе примеры. Давайте, ребята, поможем ему.
Составление и решение взаимообратных выражений у доски и в тетрадях.
Ребята, назовите состав числа 6, 8; разницу между суммой 1 и 2 примера.
Вывод: чем больше слагаемое, тем больше значение суммы; чем больше вычитаемое, тем меньше значение разности.
Покатился Колобок дальше. А навстречу ему волк. В колобках он знает толк. Чтобы волк его не съел, Колобочек наш запел. А волк отвечает: "Колобочек, не спеши. Стар я стал. Кости болят. Надо бы размяться немного".
Колобок, колобок, колобок - ты румяный бок (наклоны в стороны).
По дорожке покатился и назад не воротился (бег на носочках, руки на поясе).
Встретил мишку, волка, зайку, всем играл на балалайке (повернулись друг к другу и изобразили животных, игра на балалайке).
У лисы спел на носу - больше нет его в лесу (показывают нос и разводят руками).
- Вот вроде и всё, можно и домой возвращаться. А кто там из кустов рыжий выглядывает? Лисичка – хитрая сестричка. От Лисы просто так не уйдёшь. Лиса любит охотиться на уток и позвала Колобка с собой на пруд (работа с учебником с 40). Помогите посчитать Колобку, сколько уточек на левом берегу, а сколько - на правом. Уточки заметили лисичку, и пошли все в воду (1+2, 2+1). Но Колобок не растерялся, решил увести лису подальше от пруда. И уточки снова вышли на берег. Посмотрите на последние два выражения, что вы заметили? Сколько уток в воде, а сколько на берегу?
Колобок заманил лисичку на дорожку от пруда, а сам покатился дальше.
Математический диктант. Записать 2 слагаемое, 1 слагаемое, вычитаемое, значение суммы, уменьшаемое, значение разности.
- Что нового узнали на уроке?
- Кто доволен своей работой?
- Оцените свою работу.
У кого всё получилось, раскрасьте Колобка жёлтым цветом, у кого были затруднения – оранжевым. Кому было очень сложно на уроке работать – красным цветом.
- Колобок, благодаря вам, ребята, вернулся к дедушке с бабушкой, и жили они долго и счастливо. А вам я предлагаю поиграть.
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Учитель: Чиркунова Т.И.
Тип урока: урок открытия новых знаний .
Форма урока: урок-исследование (с использованием ИКТ).
Уметь узнавать и составлять обратные задачи.
Знать структуру задачи.
Уметь решать задачи в одно действие.
Уметь выделять её части и анализировать содержание текстовой задачи.
Уметь составлять краткую запись или схематический рисунок.
Уметь выполнять вычисления изученных видов и делать проверку вычислений.
Личностных УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Регулятивных УУД : Уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке, умение формулировать цель урока с помощью учителя.
Познавательные УУД : Уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.
УУД Коммуникативные : Уметь формулировать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Методы и формы работы : совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, группах, учебный (проблемный) диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование, сравнение, анализ).
Для учителя: ПК, мультимедиа проектор, экран, презентация, учебник.
Для ученика: ноутбук, учебник, тетрадь, карточки.
1. Организационный момент.
-Ребята, у нас сегодня важный урок. Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, гостям, мне, ведь улыбка располагает к приятному общению, интересной беседе, открытию чего-то нового.
Я вижу, настроение у вас хорошее.
Как будем работать на уроке? Слажено, дружно.
Приветствуют гостей, улыбаются друг другу, желают плодотворной работы
- Предлагаю начать наш урок с разминки.
- У вас на парте карточки с числами.
Ваша задача решить выражения, которые я вам назову и обвести ответ в кружок.
К 10 прибавить 5
К 41 прибавить 6
Найдите сумму чисел 76 и 2
- А теперь соедините ответы в порядке увеличения.
- Посмотрите, если у вас получилась цифра 8, значит, вы все сделали правильно.
Считают и обводят полученный результат в кружок.
Соединяют полученные результаты в порядке возрастания.
4. Определение темы и целей урока .
- Ребята, я предлагаю вам сегодня на уроке представить себя в роли будущих учёных и исследовать ещё одну очень важную тему. Согласны?
- А знаете кто такие ученые?
- Есть ли у вас знакомые учены?
- Хотите стать учеными?
- Когда ученые исследуют что-то, они обязательно проверяют все, что связано с предметом изучения. Значит, сначала необходимо узнать название темы. Хотите узнать?
- Для этого нам необходимо совершить некоторые операции.
- А какие же операции мы должны совершить, если мы на уроке математики?
- Каким словом можно заменить слово операции?
- Попробуйте совершить математические действия.
- Определите, какое выражение соответствует каждой задаче, а для этого совершите необходимые математические действия.
54-26=28 26+28=54 54-28=26
- Что общего в этих задачах и чем они отличаются?
- Как бы вы назвали такие задачи?
Вывод: такие задачи называют обратными , точнее, задачи б) и в) – это задачи, обратные к задаче а).
- Какое действие вы делали с числами в 1-ой задаче и что получили?
- Как называются компоненты при сложении?
- Какое действие вы делали с числами во 2-ой и 3-ей задачах?
- Что можете сказать про действия сложение и вычитание?
-Значит, как еще можно назвать эти действия?
-Так какая тема нашего урока?
- А вам приходилась совершать взаимно обратные действия? Какие?
- Как вы думаете, для чего используют взаимно обратные действия в математике?
- Так какую цель вы поставите перед собой на уроке и для чего?
- Ребята не забывайте, что сегодня вы ученые, а с учеными могут происходить самые удивительные и непредвиденные ситуации при достижении целей своих исследований. Чтобы нам добиться целей и выйти достойно из разных ситуаций, потребуется внимание, логика, знания, желание, а, значит, будут необходимы ваша дружба, слаженность в работе, организованность
Учёный — специалист в какой-либо научной области, внёсший реальный вклад в науку. Обычно учёными называют тех людей, которые применяют научный метод. Учёный может быть экспертом в одной или нескольких областях науки.
Ресурсное обеспечение: компьютер, интерактивная доска, дидактический материал.
Цель: Формировать понятия суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых; учить находить части суммы по известному целому и другой части; закреплять умения решать примеры и задачи с использованием знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10.
Создать условия для понимания детьми взаимосвязи между компонентами сложения.
Воспитательная: способствовать принятию внутренней позиции школьника на положительном отношении к учебе; проявлению заинтересованности в приобретении и расширении знаний через выстраивание приключенческого сюжета вокруг учебного материала.
Развивающая: развивать регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция при самостоятельной работе); познавательные (общеучебные: знаково-символическое моделирование при записи решения задач); коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в ходе урока; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, в соответствии с задачами коммуникации, владение монологиеской и диалогической речью.
Образовательная: создать условия для актуализации и уточнения знаний детьми математической терминологии, умения читать математические равенства; для знакомства с взаимосвязью между компонентами действия сложения, правилом нахождения неизвестного слагаемого.
Планируемые результаты:
Личностные: принимают внутреннюю позицию школьника через положительное отношение к учебе; проявляют заинтересованность на уроке в приобретении и расширении знаний.
Метапредметные: демонстрируют умение контроля, коррекции, оценки при написании букв, соединений, слов и предложений каллиграфическим подчерком, а также умение в знаково-символическом моделировании; умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в ходе урока; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью; развивать внимание, мышление, память и речь.
Предметные: демонстрируют умение писать цифры, соблюдая соразмерность цифры по высоте, ширине и углу наклона; вычислительные навыки и состав числа в пределах первого десятка; правильное оформление на письме решение задач и примеров.
Средства обучения:
Индивидуальные – тетрадь, ручка, карандаш, карточки с заданием, листы бумаги (для смайликов).
Демонстрационные – компьютер, медиапроектор, презентация, доска
Мотивационно-ориентировочный этап.
Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы, обеспечение мотивации учащихся и принятие целей учебно-познавательной деятельности.
Задача: Включение учащихся в учебную деятельность
Актуализация знаний учащихся/устный счет
Задача: подготовка мышления учащихся и осознание их потребности построению нового способа действий; постановка цели деятельности.
Подготовка к основному этапу урока/работа по карточке
Операционно-исполнительский этап.
Цель: Повторение изученных ранее знаний и умений, применение их на практике. Работа на развитие наблюдательности, внимания и умения ориентироваться на развороте учебника. Наблюдение за однокоренными словами.
Формулировка темы и цели урока.
Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу./ Работа по учебнику
Задача: усвоение и систематизация способов действий по изученному материалу.
Физкультминутка для глаз
Работа по учебнику. Закрепление и применение на практике нового знания
Задача: применение изученного в самостоятельной работе; индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.
Оценочно-рефлексивный этап.
Цель: Проговаривание видов деятельности, цели работы и достигнутых результатов. Анализ собственной деятельности на уроке.
Задача: самооценка результатов деятельности; осознание методов построения и границ применения нового способа действий.
Читайте также: