Конспект урока взаимосвязь действий сложения и вычитания

Обновлено: 04.07.2024

Оборудование: раздаточный материал, схемы задач, макет кораблика, рисунок моря, картинки сердец.

I.Организационный момент.

Один, два, три, четыре, пять,

Я хочу успешным стать.

Буду я стараться,

^ II.Контроль, коррекция и закрепление знаний.

--Сегодня мы с вами будем путешествовать морем. Это море будет необычным —математическим. На море будут волны, рифы, различные препятствия. Я прошу вашей помощи и поддержки. Только вместе, только с хорошим настроением мы сможем добиться успеха.Согласны? Чтобы путешествовать морем нам нужен корабль, чтобы он появился нужно считать внимательно.

^ 1. Усный счет.

--На опушке два енота

На траве дремали.

Трое к ним еще пришли.

Сколько вместе стало? ( 2+3 =5 )

--Видишь несколько утят кашу манную едят.

Пять из них белы как снег .

Двое черных. Сколько всех? (5+2=7 )

--Восемь лягушек букашек считали .

Но ускакала от них лишь одна.

Видимо, в счете была не сильна.

Сколько осталось лягушек, узнали?( 8 - 1=7)

--Десять кочанов капусты козе Марфе выдал дед.

Марфа быстро два сжевала , очень вкусный был обед.

Сколько же еще осталось, так давно не наедалась? ( 10 – 2=8)

Корабль построен. В добрый путь, друзья. Нужно поднять лишь паруса. В этом нам поможет …

^ 2. Зарядка для ума.

?
---На доске таблица с заданием . Висят кружки, которые нужно перевернуть, решив пример, с другой стороны –правильный ответ и буква, потом вместе читаем слово .

больше 8 на 2 П

?
Меньше 5 на 5 Р

?
Меньше 10 на 6 У

?
Больше 4 на 4 С

(узнаем о каком числе идет речь)

^ 3. Работа в парах.

--Теперь мы находимся в открытом море. Чтобы безопасно обойти рифы нам нужно выполнить задание. У каждого на парте лежат кубики различной формы—это острова. Измерьте длину и ширину кубиков- островов.Что больше и на сколько?

III.Изучение нового материала.

^ 1.Игра с числами- перебезчиками.

-- Теперь, используя эти числа составьте равенства(работаем у доски и в тетрадях, каждый ряд имеет свои числа )

5 -3=2 7 – 3=4 8 – 2=6

5 – 2=3 7 – 4=3 8 – 6=2

--Числа перебегают с места на место, какой вывод можно сделать?

( от перестановки слагаемых сумма не изменилась. )Ребята, у вас на партах лежат сердечки разных цветов , выберите себе сердце по таблице на доске (красное—очень доволен, все понял, зеленое--- не очень доволен, синее—ничего не понял )

2.Физминутка

--Однажды мудрец попросил своих учеников разгадать загадку: Перед вами 3 сердца---Сердце альтруиста , сердце эгоиста, сердце безразличного человека.

Покажите на картинке эти сердца. (приложение)

1. ^ Сердце безразличного человека —чистое, красивое, потому что он им никогда не пользуется.

2. Сердце альтруиста—как огонь, у него сердце—обиталище Света. Он старается каждому отдать частичку добра, любви…

3. ^ Сердце эгоиста --- все в грязи, потому, что думает только о себе, готов на обман, ненависть..

--Скажите как можно зажечь свое сердце, чтобы оно горело?

( должны помогать людям, уважительно относится к себе и другим, быть бескорыстным, трудолюбивым…--это ответы детей )Нарисуйте свое сердце в тетради—на четыре клеточки.

^ 4. Работа по учебнику.Решение задач.

--Внезапно подул ветер , поднялись небольшие волны . Наш кораблик поплыл дальше. Чтобы буря не разыгралась нужно еще выполнить задания, которые принесли с собой волны. Решаем задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.( решаем устно , потом записываем в тетрадь )

^ IV.Работа над изученным материалом.

Работа в печатных тетрадях.

Вот видно уже , мы приближаемся к суше . Чтобы благополучно высадиться на землю решим задания в тетради.

^ V.Итог урока.

--Вот наше путешествие подошло к концу. Чему мы учились на уроке? Завершая урок давайте прочитаем плакат со словами , который мы видим на доске:

« ^ Лишь владея огнем в собственной душе,

Спасибо за урок.

http://www.manzara.be/data/media/72/elde_tutulan_kalp.jpg
http://www.h-alhashash.com/images/hart.jpg

http://www.bz55.com/uploads1/allimg/120612/1_120612143053_1.jpg
http://i2.smotra.ru/data/img/events_posters/event-3404.jpg

http://gothiccastle.ru/_ph/12/796998206.jpg
http://crosti.ru/patterns/00/02/ca/277f58bf62/preview.jpg

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Мотивационно – целевой этап.

Долгожданный дан звонок.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Сегодня на уроке математики мы отправимся в сказочное путешествие. Чтобы узнать с кем мы туда отправимся, необходимо отгадать загадку:

Перед зайцем не дрожал, от медведя убежал,

А лисице на зубок, все ж попался (колобок).

Жили – были дед и баба. Попросил дед испечь Колобок. А пока бабка муку собирает, да тесто замешивает, давайте и мы делом займемся: наведем порядок в числовом ряду.

-Как вы думаете, ребята, для чего нужно повторять порядковый счет?

1. Работа с числовым рядом:

Какие числа пропущены?

Назовите числа по взрастающей в интервале от 2 до 8; от 4 до 9.

Назовите числа по убывающей в интервале от 7 до 1; от 6 до 2.

1) Сколько пальцев на 2 руках? 10

2) Сколько лап у одной собаки? 4

3) Какое число при счете идет 9? 9

4) Какое число на 1 больше 5? 6

5) Какое число является предыдущим для числа 3? 2

6) Сколько хвостов у 8 кошек? 8

7) 1 слагаемое - 5, второе - 2, чему равна сумма этих чисел? 7

8) В одной коробке 5 карандашей, а в другой - ни одного. Сколько всего карандашей в двух коробках? 5.

( на доске появляются карточки с ответами).

9) какое число лишнее? почему?

10) Расположите числа в порядке возрастания.

Прочитайте, что получилось.

Молодцы ребята, вы справились с заданием, где нужно было повторить состав числа и последовательность чисел.

2. Испекла бабка Колобок и положила его на окно остужаться. Полежал Колобок на окне, надоело ему, спрыгнул он на тропинку и покатился по ней. Катиться Колобок, а навстречу ему Заяц. Не хочет отпускать Колобка.

Хорошо поешь, дружок. Если ты решишь заданье, я тебя без наказанья в путь - дорожку снаряжу. И на волю отпущу.

Решение числовых выражений (на доске выражения на сложение и вычитание).

- На какие 2 группы можно разделить выражения? (сложение и вычитание).

- А знаете вы, как называется каждое число в записи примера на сложение и на вычитание? (1+5; 5 увеличить на 1; сумма чисел 1и5; к 5 прибавить 1; 1 слагаемое 5, 2 слагаемое 1, значение суммы равно 6); (5-1; 5 уменьшить на 1; разность чисел 5и1; от 5 отнять 1; уменьшаемое 5, вычитаемое 1, значение разности равно 4).

- Посмотрите внимательно на выражения 1 группы и сравните с выражениями 2 группы. Что вы заметили? Почему? - Действия сложения и вычитания - взаимообратные.

Понравилось зайке как ребята считать умеют, какие они внимательные и отпустил он Колобка.

Цель: Научиться устанавливать связь между компонентами действий сложения и вычитания.

Операционно – деятельностный этап.

И покатился наш Колобок дальше. А навстречу ему Мишка – косолапый. Просит Мишка решить с ним вместе примеры. Давайте, ребята, поможем ему.

Составление и решение взаимообратных выражений у доски и в тетрадях.

Ребята, назовите состав числа 6, 8; разницу между суммой 1 и 2 примера.

Вывод: чем больше слагаемое, тем больше значение суммы; чем больше вычитаемое, тем меньше значение разности.

Покатился Колобок дальше. А навстречу ему волк. В колобках он знает толк. Чтобы волк его не съел, Колобочек наш запел. А волк отвечает: "Колобочек, не спеши. Стар я стал. Кости болят. Надо бы размяться немного".

Колобок, колобок, колобок - ты румяный бок (наклоны в стороны).

По дорожке покатился и назад не воротился (бег на носочках, руки на поясе).

Встретил мишку, волка, зайку, всем играл на балалайке (повернулись друг к другу и изобразили животных, игра на балалайке).

У лисы спел на носу - больше нет его в лесу (показывают нос и разводят руками).

- Вот вроде и всё, можно и домой возвращаться. А кто там из кустов рыжий выглядывает? Лисичка – хитрая сестричка. От Лисы просто так не уйдёшь. Лиса любит охотиться на уток и позвала Колобка с собой на пруд (работа с учебником с 40). Помогите посчитать Колобку, сколько уточек на левом берегу, а сколько - на правом. Уточки заметили лисичку, и пошли все в воду (1+2, 2+1). Но Колобок не растерялся, решил увести лису подальше от пруда. И уточки снова вышли на берег. Посмотрите на последние два выражения, что вы заметили? Сколько уток в воде, а сколько на берегу?

Колобок заманил лисичку на дорожку от пруда, а сам покатился дальше.

Математический диктант. Записать 2 слагаемое, 1 слагаемое, вычитаемое, значение суммы, уменьшаемое, значение разности.

- Что нового узнали на уроке?

- Кто доволен своей работой?

- Оцените свою работу.

У кого всё получилось, раскрасьте Колобка жёлтым цветом, у кого были затруднения – оранжевым. Кому было очень сложно на уроке работать – красным цветом.

- Колобок, благодаря вам, ребята, вернулся к дедушке с бабушкой, и жили они долго и счастливо. А вам я предлагаю поиграть.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Учитель: Чиркунова Т.И.

Тип урока: урок открытия новых знаний .

Форма урока: урок-исследование (с использованием ИКТ).

Уметь узнавать и составлять обратные задачи.

Знать структуру задачи.

Уметь решать задачи в одно действие.

Уметь выделять её части и анализировать содержание текстовой задачи.

Уметь составлять краткую запись или схематический рисунок.

Уметь выполнять вычисления изученных видов и делать проверку вычислений.

Личностных УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Регулятивных УУД : Уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке, умение формулировать цель урока с помощью учителя.

Познавательные УУД : Уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.

УУД Коммуникативные : Уметь формулировать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Методы и формы работы : совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, группах, учебный (проблемный) диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование, сравнение, анализ).

Для учителя: ПК, мультимедиа проектор, экран, презентация, учебник.

Для ученика: ноутбук, учебник, тетрадь, карточки.

1. Организационный момент.

-Ребята, у нас сегодня важный урок. Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, гостям, мне, ведь улыбка располагает к приятному общению, интересной беседе, открытию чего-то нового.

Я вижу, настроение у вас хорошее.

Как будем работать на уроке? Слажено, дружно.

Приветствуют гостей, улыбаются друг другу, желают плодотворной работы

- Предлагаю начать наш урок с разминки.

- У вас на парте карточки с числами.

Ваша задача решить выражения, которые я вам назову и обвести ответ в кружок.

К 10 прибавить 5

К 41 прибавить 6

Найдите сумму чисел 76 и 2

- А теперь соедините ответы в порядке увеличения.

- Посмотрите, если у вас получилась цифра 8, значит, вы все сделали правильно.

Считают и обводят полученный результат в кружок.

Соединяют полученные результаты в порядке возрастания.

4. Определение темы и целей урока .

- Ребята, я предлагаю вам сегодня на уроке представить себя в роли будущих учёных и исследовать ещё одну очень важную тему. Согласны?

- А знаете кто такие ученые?

- Есть ли у вас знакомые учены?

- Хотите стать учеными?

- Когда ученые исследуют что-то, они обязательно проверяют все, что связано с предметом изучения. Значит, сначала необходимо узнать название темы. Хотите узнать?

- Для этого нам необходимо совершить некоторые операции.

- А какие же операции мы должны совершить, если мы на уроке математики?

- Каким словом можно заменить слово операции?

- Попробуйте совершить математические действия.

- Определите, какое выражение соответствует каждой задаче, а для этого совершите необходимые математические действия.

54-26=28 26+28=54 54-28=26

- Что общего в этих задачах и чем они отличаются?

- Как бы вы назвали такие задачи?

Вывод: такие задачи называют обратными , точнее, задачи б) и в) – это задачи, обратные к задаче а).

- Какое действие вы делали с числами в 1-ой задаче и что получили?

- Как называются компоненты при сложении?

- Какое действие вы делали с числами во 2-ой и 3-ей задачах?

- Что можете сказать про действия сложение и вычитание?

-Значит, как еще можно назвать эти действия?

-Так какая тема нашего урока?

- А вам приходилась совершать взаимно обратные действия? Какие?

- Как вы думаете, для чего используют взаимно обратные действия в математике?

- Так какую цель вы поставите перед собой на уроке и для чего?

- Ребята не забывайте, что сегодня вы ученые, а с учеными могут происходить самые удивительные и непредвиденные ситуации при достижении целей своих исследований. Чтобы нам добиться целей и выйти достойно из разных ситуаций, потребуется внимание, логика, знания, желание, а, значит, будут необходимы ваша дружба, слаженность в работе, организованность

Учёный — специалист в какой-либо научной области, внёсший реальный вклад в науку. Обычно учёными называют тех людей, которые применяют научный метод. Учёный может быть экспертом в одной или нескольких областях науки.

Ресурсное обеспечение: компьютер, интерактивная доска, дидактический материал.

Цель: Формировать понятия суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых; учить находить части суммы по известному целому и другой части; закреплять умения решать примеры и задачи с использованием знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10.

Создать условия для понимания детьми взаимосвязи между компонентами сложения.

Воспитательная: способствовать принятию внутренней позиции школьника на положительном отношении к учебе; проявлению заинтересованности в приобретении и расширении знаний через выстраивание приключенческого сюжета вокруг учебного материала.

Развивающая: развивать регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция при самостоятельной работе); познавательные (общеучебные: знаково-символическое моделирование при записи решения задач); коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в ходе урока; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, в соответствии с задачами коммуникации, владение монологиеской и диалогической речью.

Образовательная: создать условия для актуализации и уточнения знаний детьми математической терминологии, умения читать математические равенства; для знакомства с взаимосвязью между компонентами действия сложения, правилом нахождения неизвестного слагаемого.

Планируемые результаты:

Личностные: принимают внутреннюю позицию школьника через положительное отношение к учебе; проявляют заинтересованность на уроке в приобретении и расширении знаний.

Метапредметные: демонстрируют умение контроля, коррекции, оценки при написании букв, соединений, слов и предложений каллиграфическим подчерком, а также умение в знаково-символическом моделировании; умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в ходе урока; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью; развивать внимание, мышление, память и речь.

Предметные: демонстрируют умение писать цифры, соблюдая соразмерность цифры по высоте, ширине и углу наклона; вычислительные навыки и состав числа в пределах первого десятка; правильное оформление на письме решение задач и примеров.

Средства обучения:

Индивидуальные – тетрадь, ручка, карандаш, карточки с заданием, листы бумаги (для смайликов).

Демонстрационные – компьютер, медиапроектор, презентация, доска

Мотивационно-ориентировочный этап.

Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы, обеспечение мотивации учащихся и принятие целей учебно-познавательной деятельности.

Задача: Включение учащихся в учебную деятельность

Актуализация знаний учащихся/устный счет

Задача: подготовка мышления учащихся и осознание их потребности построению нового способа действий; постановка цели деятельности.

Подготовка к основному этапу урока/работа по карточке

Операционно-исполнительский этап.

Цель: Повторение изученных ранее знаний и умений, применение их на практике. Работа на развитие наблюдательности, внимания и умения ориентироваться на развороте учебника. Наблюдение за однокоренными словами.

Формулировка темы и цели урока.

Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу./ Работа по учебнику

Задача: усвоение и систематизация способов действий по изученному материалу.

Физкультминутка для глаз

Работа по учебнику. Закрепление и применение на практике нового знания

Задача: применение изученного в самостоятельной работе; индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.

Оценочно-рефлексивный этап.

Цель: Проговаривание видов деятельности, цели работы и достигнутых результатов. Анализ собственной деятельности на уроке.

Задача: самооценка результатов деятельности; осознание методов построения и границ применения нового способа действий.

Читайте также: