Государственное устройство россии в 17 веке 7 класс конспект урока андреев

Обновлено: 07.07.2024

- развивать навыки работы с документами, их анализа, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия, делать выводы.

Личностные результаты : Ответственное отношение к учению. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Принятие правил работы в группе. Умение согласовывать свои действия с членами группы. Познавательный интерес к истории России.

Познавательные УУД: умение работать с различными видами информации, анализировать и структурировать информацию, проводить сравнение, преобразовывать информацию из одного вида в другой, делать выводы.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, представлять и анализировать результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: умение представлять и сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме, вступать в диалог, работать в группе, распределять функции между членами группы, планировать общие способы работы и формы представления её результатов

Предметные: Овладение понятийным аппаратом темы урока. Умение характеризовать территорию, население, административно-территориальное деление России в XVII в. На основе текста учебника и исторической карты. Умение определять изменения в управлении Российским государством во второй половине XVII в. Умение составлять схему управления России в указанное время. Умение сравнивать процессы становления абсолютизма в России и Западной Европе. Умение показывать на карте крупнейшие торговые пути, города и ярмарки, центры специализации сельскохозяйственного и промышленного производства.

Умение составлять план-перечисление особенностей экономического развития России в XVII в.

Тип урока : комбинированный.

Основные понятия и термины : Сословно-представительная монархия, абсолютизм, Государев двор, Таможенный устав, мануфактура.

  • Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника.
  • Определение цели, задач, алгоритма дальнейшей деятельности. Распределение функций между членами групп.
  • Поиск информации для характеристики территории и населения, государственного управления, экономического развития России в XVII в. Составление блок - схемы управления России в XVII в.
  • Сопоставление процессов становления абсолютизма в России и Западной Европе.
  • Работа с исторической картой.
  • Составление плана-перечисления особенностей экономического развития страны в данное время.
  • Представление результатов работы групп. Формулирование общих выводов о развитии России в XVII в.
  • Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем

I. Этап урока - актуализация знаний предыдущего урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с территорией, населением, государственным управлением и экономическим развитием России в XVII веке.

  1. Какие территории вошли в состав России в XVII веке.
  2. Как формировался процесс абсолютизма в XVII веке.
  3. Каким образом формировалась Боярская дума, система приказов, власть на местах.
  4. Как формировалась российская армия в XVII веке.
  5. На втором уроке познакомитесь с экономическим развитием России в XVII веке.
  1. Осуществлять отбор информации из текста.
  2. Составлять блок-схемы по каждому виду отобранной информации.
  3. Формировать заключение и делать выводы.

Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

1 часть урока - самостоятельная работа с текстом учебника и картами.

- Прочитайте первый раздел и самостоятельно, в краткой форме ответьте на вопросы: (на экране).

  1. Какие территории вошли в состав России в XVII веке?
  2. Плотность населения, численность.
  3. В каком направлении расширялась территория государства?
  4. Основной состав населения, города?
  5. Административное деление.
  • Проверка выполненной работы
  • Покажите по карте территории, которые были присоединены к России в XVII веке.

Территория расширялась за счет:

- Освоения новых земель (Сибирь)

- Присоединения Левобережной Украины.

- Население: более 10 миллионов человек.

- Плотность населения – незначительная

- Сельское Городское (2%)

- Москва – население 200 тыс. человек

- Уезды (более 200 уездов), центр - город

- Ребята, вспомните, при каком царе и в каком году стали собираться Земские соборы, какую роль они играли в XVI веке, кто входил в состав Земских соборов, какие вопросы решали?

Стр 18. - В 1549 году Иван IV повелел собрать в Москве представителей боярства, духовенства и служилых людей для обсуждения предложенных преобразований. Это был первый в истории России Земский собор — собрание представителей всех русских земель. В своем выступлении царь обвинил бояр в злоупотреблениях. Впрочем, Иван IV от гневных упрёков перешёл к делу: призвав всех к совместной работе, объявил о необходимости и начале реформ в стране.

В последующие годы на Земские соборы приглашались представители почти от всех слоев населения. Они собирались для решения наиболее важных государственных вопросов. Правда, прямых выборов на собор не происходило, его участники назначались властями.

- Как стала называться сложившаяся система управления?

На экране блок-схема: Сословно-представительная монархия.

форма правления, при которой власть монарха ограничивается органами сословия

Земский собор – решал особо важные государственные дела

- Однако, по мере укрепления царской власти, с середины XVII века Земские соборы собирались все реже, царская власть приобрела ничем неограниченный характер.

- В России начинается процесс становления абсолютизма - форма правления, при которой власть монарха не ограничена другими органами власти.

На экране блок-схема:

- Усилению власти самодержавия способствовали задачи (самостоятельно выписывают из учебника стр. 118

Абсолютизм XVII век.

форма правления, при которой власть монарха не ограничена другими органами власти.

- объединение всего общества,

-возвращение утраченных в годы Смуты земель,

- строительство масштабных оборонительных сооружений на юге,

- создание и обеспечение постоянной армии,

- организация крупной промышленности.

- В вопросах государственного управления царь советовался с Боярской думой, но состав Думы и число входивших в нее лиц определялся самим монархом.

- На экране блок – схема.

- Читаем стр.119, вместе с учениками находим нужные аргументы, сокращаем и выписываем в блок-схему (состав думы, по каким качествам попадали в Думу, вспоминаем значение слова местничество , кто из талантливых людей входил)

- состав Думы определял сам монарх,

- число лиц не было постоянным ( от нескольких десятков до сотни),

- бояре попадали по знатности, а не по деловым качествам,

- на высшие должности на основе системы местничества,

- при Алексее Михайловиче в Думу входили талантливые государственные деятели: А. Л. Ордин - Нащекин, А.С. Матвеев.

высшая часть дворянства

- во главе стояли самые родовитые представители знати,

-из их числа производились все назначения на важные посты в системе управления и войска .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке истории, так как здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, вступление, актуализация опорных знаний, работа по новой теме, эпиграф, игры, анализ рассказа, физкультминутка, закрепление, составление синквейна, визитка, итог, домашнее задание.

Цель: охарактеризовать перемены в государственном устройстве России во время правления первых Романовых.

Задачи: охарактеризовать личность и деятельность Михаила Федоровича и Алексея Михайловича;

- проследить изменения в органах власти в России в XVII веке;

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

Ответы учеников, ответ на последний вопрос Михаил Федорович.

Учитель: (2 слайд) Всё верно, родоначальником династии стал Михаил Федорович Романов. Помните ли вы, каким органом он был избран на царствование?

Ответы учеников: Земским собором

Учитель: Он был избран 21 февраля 1613 г, на то время ему было 16 лет. Откройте учебник на странице 37 и прочитайте 1 абзац нового параграфа. Что вы можете сказать о Михаиле Федоровиче?

Ученики открывают учебник, читают, дают характеристику.

Учитель: (3 слайд) После его смерти, на престол взошел его сын, Алексей Михайлович. Запишите дату его правления. Откройте учебник на странице 38 и прочитайте абзац про Алексея Михайловича, после чего мы сможем дать ему характеристику и сравнить двух царей.

Ученики читают текст учебника.

Учитель: Как вы думаете, кто из первых царей был более решительным и смог провести больше изменений в политической сфере? Почему?

Учитель: (4 слайд) Для того, чтобы разобраться в том, какой царь провел больше изменений в политической сфере, мы должны вспомнить, какой была система управления государством. На какой сословно-представительный орган опирался царь?

Ответы учеников: Земский собор.

Учитель: Верно. Что вы помните о земском соборе? Почему его называют сословно представительным органом? Какие сословия были представлены?

Учитель: Обратите внимание на слайд, здесь показано, какие изменения произошло в работе земского собора. Что вы можете сказать, глядя на произошедшие изменения? Как это повлияло на власть царя?

Ответы учеников, вывод: власть царя стала сильнее.

Учитель: (5 слайд) Вместе с имениями Земского собора, существенные изменения произошли и в другом важном органе – Боярской думе.

Был расширен состав до 100 человек, Дума решала самые важные вопросы: войны и мира, утверждения законов, введение новых налогов. Орган слишком разросся, и царь создал Ближнюю думу, после этого в полном составе боярская дума созывалась крайне редко.

Учитель: (6 слайд) Помните ли вы, какие центральные органы исполнительной власти действовали в это время?

Ответы учеников: приказы.

Учитель: Правильно, ребята. Деятельность первых царей из династии Романовых затронула и их работу. Откройте страницу 40 учебника. Прочтите 4 пункт. И назовите, сколько приказов выделено в учебнике? Как вы думаете, к чему это могло привести? Какой приказ был приближен к царю?

Ответы учеников: 18 приказов. Приводило к злоупотреблениям и волоките.

Учитель: (7 слайд) Приказы управляли на местах, а на какие административные единицы была в то время разделена Россия?

Ответы учеников: Уезды.

Учитель: Правильно. Они подразделялись на более мелкие части – станы и волости. Знаете ли вы, кто управлял уездами?

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока истории для 7 класса

подвести учащихся к пониманию того, что становление абсолютизма произошло при Алексее Михайловиче Романове;

развивать навыки работы с документами, их анализа, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия, делать выводы.

Новые термины и даты: Михаил Фёдорович Романов (1613–1645), Алексей Михайлович Романов (1645–1676), самодержавие.

Оборудование урока: учебник Пчелов Е.В., презентация, раздаточный материал для учащихся.

Введение в тему, постановка целей урока.

Изучение нового материала.

Законы. Соборное уложение 1649 года.

Подведение итогов урока.

Закрепление материала, изученного на уроке.

Вступительное слово учителя.

I. Введение в тему, постановка целей урока. (слайды 2–7)

Рассказ учителя.

Вопрос о времени возникновения самодержавия является спорным. Первым стал именовать себя самодержцем Великий князь Московский Иван III, но тогда под самодержцем понимался властитель, независимый ни от какой внешней власти, никому не платящий дани.

Некоторые историки относят возникновение самодержавия в современном смысле к периоду правления Ивана IV Грозного, власть которого действительно не имела никаких ограничений, особенно в период опричнины и после нее.

В ходе изучения нового

1) докажем, что становление самодержавия в России произошло при Алексее Михайловиче; сформулируем характерные явления данного процесса. Кроме этого проследим,

2) как изменилась система государственного управления с конца XVI века до Алексея Михайловича, выявим общее и различное.

Давайте вспомним, что представляла собой система управления Русским государством в конце XVI века (работа со схемой – определить, что обозначено цифрами на схеме).

Слова для справок: царь; Боярская дума; Земский собор; приказы; воеводы; губные старосты и другие избираемые представители населения.


В ходе заполнения схемы ведётся работа с основными понятиями:

Боярская дума – высший совещательный орган при царе.

Земский собор – орган власти при царе, состоявший из представителей различных слоёв населения, созывавшийся для разрешения наиболее важных государственных дел.

Приказы – органы центрального управления России в XVI – начале XVIII века.

Делается вывод: в конце XVI века была велика роль сословно-представительных органов власти.

II. Изучение нового материала. (слайд 8)

1. Земский собор. (слайд 9)

Слово учителя: давайте вспомним, когда стали собираться Земские соборы, какую роль они играли в XVI веке. Стр 18 - в 1549 году Иван IV повелел собрать в Москве представителей боярства, духовенства и служилых людей для обсуждения предложенных преобразований. Это был первый в истории России Земский собор — собрание представителей всех русских земель. В своем выступлении царь обвинил бояр в злоупотреблениях. Впрочем, Иван IV от гневных упрёков перешёл к делу: призвав всех к совместной работе, объявил о необходимости и начале реформ в стране.

В последующие годы на Земские соборы приглашались представители почти от всех слоев населения. Они собирались для решения наиболее важных государственных вопросов. Правда, прямых выборов на собор не происходило, его участники назначались властями.

Предъявление результатов работы: ребята выясняли, какие изменения происходили в работе Земских соборов при Михаиле Романове; отвечали на вопросы: 1) для решения каких вопросов созывались Земские соборы; 2) каким был состав сословного представительства на соборах; 3) сформулируйте вывод.

Земские соборы при Михаиле Фёдоровиче созывали часто, чуть ли не ежегодно. По мере укрепления царской власти они собирались всё реже, да и лишь для того, чтобы утвердить уже подготовленные царём проекты, а не для обсуждения планов развития страны, как прежде.

Последний Земский собор был созван в 1653 году. С тех пор самодержавная власть опиралась не на представителей сословий, а на бюрократию и армию.

Запись в тетрадь: прекращение созыва Земских соборов (последний полноценный собор 1653 года).

2. Боярская дума. (слайды 10-11)

Предъявление результатов работы: ребята выясняли, 1) какие функции выполняли члены Боярской думы; 2) насколько велико было её влияние.

Делается вывод учащимися, учитель дополняет: Дума решала наиболее важные вопросы – войны и мира, утверждение законов, введение новых налогов. Руководил её работой сам царь, либо назначенный им боярин. В состав Думы входила не только родовая знать, но и представители незнатных родов.

Несмотря на уменьшение роли Думы во второй половине XVII века, она по-прежнему вместе с царём руководила страной. Окончательное её падение относится ко времени Петра I.

Вопрос к классу: рассмотрите иллюстрацию (слайд) и определите, 1) при каком царе могла в таком составе собираться Дума, 2) по каким признакам вы это определили.

3. Приказы. (слайды 12-13)

Предъявление результатов работы: ребята выясняли 1) причину увеличения количества приказов; 2) как этот факт мог повлиять на систему управления.

Делается вывод учащимися: приказы ведали решением одних и тех же вопросов или довольно близких по характеру задач.

Численный рост приказов отрицательно влиял на систему управления, запутывал и без того довольно нечёткие обязанности их служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением. Всё это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, её упрощения.

Ребята также выясняли, 3) в чём особенность Приказа тайных дел, созданного при Алексее Михайловиче, в сравнении с другими приказами, 4) зачем он был создан, 5) о чём свидетельствовало его появление.

Выводы учащихся: создание Приказа тайных дел – личного приказа царя, учрежденного для надзора за боярами, дьяками, воеводами, послами и для следствия по важнейшим государственным делам свидетельствует об усилении абсолютной, неограниченной власти государя.

Запись в тетрадь: 1) окончательное оформление сложного приказного аппарата, деятельность которого обеспечивалась многочисленным слоем профессиональных управленцев-бюрократов (дьяков, подьячих и пр.); 2) создание Приказа тайных дел – личного приказа царя, учрежденного для надзора за боярами, дьяками, воеводами, послами и для следствия по важнейшим государственным делам.

4. Местное управление. стр. 122

Предъявление результатов работы: ребята подбирали аргументы, доказывающие, что на местах усиливается власть царя.

Выводы: происходит переход от выборного местного самоуправления (губные и земские старосты) к назначению царем на места воевод. Воеводы наделены следующими полномочиями – возглавляли местные военные отряды, административной и судебной властью, отвечали перед Москвой за сбор налогов и выполнение повинностей населением.

Запись в тетрадь: окончательный переход от выборного местного самоуправления к назначению царем на места воевод.

5. Законы. Соборное уложение 1649 года. (слайд 14)

Документ с 115; учебник с 113 - 114

Слово учителя.

В 1649 году на Земском соборе был утверждён новый свод законов, в котором были отображены основные тенденции:

1)защита интересов верхов общества;

Запись в тетрадь: возвеличивание царской власти в Соборном уложении 1649 г. и установление наказаний за преступления, наносящие ей оскорбление или ущерб.

1) В период правления Алексея Михайловича происходит становление самодержавия, которое выразилось в следующих характерных явлениях:

– прекращение созыва Земских соборов (последний собор 1653 года);

– окончательное оформление сложного приказного аппарата, деятельность которого обеспечивалась многочисленным слоем профессиональных управленцев-бюрократов (дьяков, подьячих и пр.);

– создание Приказа тайных дел – личного приказа царя, учрежденного для надзора за боярами, дьяками, воеводами, послами и для следствия по важнейшим государственным делам;

– окончательный переход от выборного местного самоуправления к назначению царем на места воевод;

– возвеличивание царской власти в Соборном уложении 1649 г. и установление наказаний за преступления, наносящие ей оскорбление или ущерб.

2) Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.


Слова для справок: 1 – царь; 2 – Приказ тайных дел; 3 – Боярская дума; 4 – Земский собор; 5 – приказы; 6 – воеводы (командующие полками); 7 – воеводы (наместники).

Какие изменения произошли в системе управления Русским государством в сравнении с XVI веком (сравниваются две схемы).

4) Сравните систему органов государственного управления в России в начале правления Михаила Федоровича и в конце правления Алексея Михайловича. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех возможных различий). (слайды 16-17)

Общие черты

1) царь во главе государства;

3) Боярская дума.

В начале правления Михаила Фёдоровича

В конце правления Алексея Михайловича

1) Большая роль Земских соборов в управлении

1) Земские соборы перестали собираться

2) Власть царя не имеет никаких ограничений

3) на местах – в основном выборные губные или земские старосты

3) на местах – в основном назначенные царём воеводы

4) возвеличивание царской власти в Соборном уложении, установление наказаний за ущерб ей

5) Приказ тайных дел

III. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Какими характерными явлениями сопровождается процесс становления самодержавия при Алексее Михайловиче.

Приведите аргументы, доказывающие, что становление самодержавия произошло при Алексее Михайловиче.

1) В правление Алексея Михайловича Романова

А)Россия завоевала выход в Балтийское море б)Россия стала империей в)произошло восстание И. И. Болотникова г)было принято Соборное уложение

2) Кто из указанных лиц был предшественником на троне царя Алексея Михайловича? А)Михаил Фёдорович б)Фёдор Алексеевич в)Василий Шуйский г)Иван III Васильевич

3) Высший совещательный орган при царе – а)Министерство б)Боярская дума в)Государственная дума г)Приказ

4.Как назывался свод законов России, принятый в 1649 г.

А)Жалованная грамота Б)Судебник В)Соборное уложение Г)Табель о рангах

6) Укажите хронологическую последовательность деятельности российских правителей

А) Иван IV Грозный Б) Алексей Михайлович В) Василий Шуйский

Г) Михаил Фёдорович 1А 2В 3Г 4Б

V. Задание на дом: §17, доказать примерами, что при Алексее Михайловиче происходит усиление власти царя.


Урок формирует представление о своеобразии системы управления Россией в XVII веке. О роли сословно-представительных органов (Боярской Думы, Земского собора), их структуре, полномочиях. Объясняет причины усиления власти русского царя в XVII веке. Описывает систему приказов и её особенности, местное управление. Подробно останавливается на структуре Соборного Уложения 1649 года.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Политическое развитие России в XVII веке"

На Земском соборе 1613 года новым русским царём был избран Михаил Романов (1613 – 1645 годы). С этого времени вплоть до 1917 года Россией правила династия Романовых.



После смерти Михаила Романова новым правителем России стал его сын Алексей Михайлович (1645 – 1676 годы). Он вступил на престол в 16 лет.


Но в отличие от предыдущего правителя, будущего царя тщательно готовили к правлению.

Воспитателем царя, а после самым влиятельным человеком при дворе стал боярин Борис Морозов. При его содействии царь получил хорошее образование.



Из-за разрухи, слабости центральной власти, сохранения своевольства бояр, главной опорой царя стали сословия и их представительство – Земский собор.


В его состав было включено большое количество представителей дворянства и горожан. В ходе преодоления Смуты они стали главной опорой царской власти.

Земский собор выполнял совещательную функцию при царе.

В его задачи по большей части входило подтверждение с возможным дополнением указов царя.



Главными из вопросов, которые рассматривал Собор, были:

· Избрание царя (избрание Михаила Фёдоровича в 1613 году, утверждение на престол Алексея Михайловича в 1645году, Петра Алексеевича в 1682 году).

· Вопросы войны и мира (мирные договоры и войны 17 века с Речью Посполитой, Крымским ханством, Османской империей, решение о воссоединении Украины с Россией в 1653 году).

· Финансовые вопросы (упорядочение и увеличение сбора налогов, восстановление хозяйства).

· Вопросы внутренней политики (устройство страны после Смуты, налаживание управления на местах, обсуждение и согласие на приятие новых законов – например, Соборное уложение 1649 года, отмена местничества в 1682 году).

Но с усилением царской власти роль Земских соборов постепенно снижается. Если с 1613 по 1622 годы Земский собор работал почти непрерывно, то с 1622 по 1632 их вообще не созывали.

В период с 1632 по 1653 Собор созывался только по самым неотложным делам.

С 1653 по 1684 Собор созывался всего несколько раз.

После 1684 года практика созыва Земских соборов прекратилась. Это указывает на закреплении в России самодержавия.


В 17 веке высшим советом при царе, обладающим законосовещательным правом, оставалась Боярская дума. В её состав входили в основном представители старой родовой аристократии – боярства.


В 17 веке сложилась новая иерархия Боярской думы. Высшими чинами оставались бояре – потомки феодальных князей, старая аристократия.

Окольничие были по значимости вторыми после бояр. Они обладали теми же правами, но принадлежали к менее знатным родам. Часто в окольничие назначались сторонники царя, чтобы после возвести их в боярство. Думные дворяне были третьими в иерархии. Часто они принадлежали к обедневшим или менее знатным родам. Выдвигались они за счёт личных качеств, достижений на службе. В Думе они составляли опору царя. Думные дьяки так же продвигались в Думу благодаря личным качествам и выслуге. Они могли быть выходцами не из дворян, и так же были опорой царской власти.


Боярская дума участвовала в обсуждении вопросов внутренней и внешней политики государства, финансов, религии и многих других.


Но за период 17 века она постепенно утрачивает своё значение.

Царь всё большее количество важных дел предпочитал решать в узком кругу своих приближённых – Малой думе.

После отмены местничества в 1682 году Дума теряет своё влияние. Теперь главные посты в государстве могли занимать не только самые родовитые.

Это свело на нет политическое могущество родового боярства – основных участников Думы.

В 17 веке в России продолжала действовать система приказов. Но ввиду увеличения территории страны, усложнению экономической и социальной жизни их количество постоянно менялось.

Часто различные приказы выполняли смежные функции, поэтому выстроить абсолютно чёткую систему приказов весьма сложно.


В целом все приказы России 17 века можно разделить на три категории.

Дворцовые (управляли царскими землями и обслуживали двор). Главные из них: приказ Большого дворца (занимался дворцовым хозяйством и царским имуществом, царскими доходами и расходами). Казённый приказ (отвечал за сохранность казны, царских регалий и имущества). Конюший приказ (ведал царской конюшней, дворцовыми экипажами). Государственные (отвечали за разные стороны жизни страны). Самыми важными из них являлись Посольский приказ (занимался внешней политикой России). Разрядный приказ (ведал служилыми людьми, военным управлением). Поместный приказ (занимался всеми делами, касающимися поместных и вотчинных земель). Челобитный приказ (рассматривал прошения, поданные на имя царя, этим контролировал деятельность других приказов). Разбойный приказ (рассматривал уголовные и государственные преступления). Приказ Большой Казны (занимался торговлей, промышленностью, чеканкой монеты). Различные военные приказы (стрелецкий, пушкарский, казачий) – отвечали за деятельность соответствующего рода войск. Приказы, отвечавшие за определённую отрасль хозяйства страны. Ямской приказ – почта. Аптекарский – медицина. Каменных дел – строительство.


Кроме того существовали отдельные Патриаршие приказы (управляли землями православной церкви и имуществом патриарха). Они во многом дублировали дворцовые и государственные приказы.

В их числе входили патриарший разрядный приказ, патриарший казённый приказ и другие.

Территория России в 17 веке делилась на 250 уездов. Они в свою очередь – на волости и станы. Во главе уезда находился воевода.

Он ведал военными делами уезда, следил за сбором налогов и отработкой повинностей, был главным судьей, следил за порядком.

В управлении, воеводе помогала приказная изба. Её возглавлял присланный из Москвы дьяк (чиновник).

В приказной избе хранились царские грамоты, печать, учётные книги расходов и доходов, списки податей и сборов, сами сборы, велась канцелярия.

Но большое количество уездов, вместе с обширной территорией России создавали проблемы в эффективном управлении. Особенно на границах, где частой была угроза иностранного вторжения.

Поэтому со второй половины 17 века на территории России начинают формироваться более крупные административные единицы – разряды.


Они сыграли положительную роль в укреплении рубежей России, и значительно упростил управление на местах.

В первой половине 17 века, в ходе преодолений последствий Смутного времени и дальнейшего развития России, было принято большое количество новых законов и указов. Они действовали наравне с уже существовавшими до этого документами.

Все эти бумаги не были упорядочены, поэтому к середине века назрела необходимость их объединения в единый сборник.

Царь Алексей Михайлович поручил это дело комиссии во главе с князем Одоевским. Вскоре был принят новый свод России – Соборное уложение 1649 года.


Кроме русских судебников (Судебник 1497 года, Судебник Ивана Грозного 1550 года) и более поздних указов, в уложение входили статьи сборника церковных и светских законов Византии – Кормчей книги и Статута ВКЛ 1588 года. В Соборном Уложении 1649 года нормы права были классифицированы по отраслям.

Государственное право. Уложение определяло статус царя, как наследственного самодержавного правителя. Утверждало право феодалов на полное владение землёй и крестьянами на ней. Определяло правила въезда и выезда из страны.

Уголовное право. Преступления делились на категории.

Преступления против государства (любого вида угрозы царю и его семье, измена, бунт).

Преступления против государственного устройства (фальшивомонетничество, неуплата пошлин).

Преступления против безопасности и порядка (укрывательство беглых, продажа краденого).

Должностные преступления (взяточничество, злоупотребления в суде, военные преступления).

Преступления против личности (убийство, причинение увечий, оскорбление).

Имущественные преступления (воровство, мошенничество, порча чужого имущества).

Нравственные преступления (непочтение родителей, сводничество).


Гражданское право

Определяло способы приобретения прав на какую-либо вещь (имущество, землю).

Особенно подробно рассматривалась проблема вотчинного землевладения.

Семейное право

Закрепляло положения Домостроя. Регулировало семейные отношения.

За период 17 века произошло значительное усиление самодержавной власти русских царей. К концу века значительно снизилась роль сословно- представительных органов (Земского собора, Боярской думы). Россия превратилась в фактически абсолютную монархию. За это столетия окончательно сформировалась система приказов, административно-территориальное деление страны. Был принят новый общегосударственный сборник законов – Соборное уложение 1649 года.

Читайте также: