Конспект урока шолохов судьба человека 9 класс презентация
Обновлено: 07.07.2024
Ресурс "Судьба человека"(приём "Шестиугольное обучение") создан для учащихся 9 класса и преследует следующие цели: Лучше запомнить содержание произведения; Умение восстановить события в той последовательности, которая используется автором. Подготовить к экзамену по литературе. Воспитывать бережное отношение к авторскому тексту.
Как использовать на уроке данный материал, каждый учитель решит на свое усмотрение: индивидуально, в паре, в группах. Но то, что эта работы вызывает большой интерес у учащихся, проверено на собственном опыте. Ребята могут располагать карточки как в горизонтальном направлении, так и в вертикальном, который, как мне кажется, удобнее первого.
В презентации кратко представлена творческая история рассказа "Судьба человека", даётся обзор содержания, частичный анализ, предлагаются вопросы для работы над произведением. Сюжет строится на ярких психологических эпизодах, есть связь с традициями русской прозы. В рассказе правдиво, достоверно воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, преклонение пред нравственными устоями, ставшими в годы военных испытаний опорой страны. Иллюстративный материал позволяет ярко увидеть образы главных героев.
Презентация
Подготовила
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназия №9
г.о.Коломна Московской области
Халяпина Л.Н.
Цель работы
- развитие умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать факты и понятия; - формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; - развитие коммуникативных умений и навыков, творческих способностей учащихся, осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.
Станица Вёшенская
Над Доном лежит станица Вешенская.
Здесь долгие годы жил и работал
замечательный писатель
Михаил Александрович Шолохов.
В 1926 году писатель вернулся в родные места.
М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его известнейшим писателем ХХ века.
Талант писателя отмечен Ленинской и Нобелевской премиями в области литературы, ему присвоено было звание
Героя Социалистического Труда .
Рассказ Шолохова - это повесть о том, какой страшной трагедией является война, о судьбах солдата и мальчика-сироты.
Андрей Соколов.
Художник О. Верейский
Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием
Возвратился тогда писатель с охоты необычайно взволнованный и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком.
Композиционный приём
- Зачем писатель ввел в произведение образ рассказчика?
Художник С. Трофимов. 1984
Художник С. Трофимов. 1984
"Ох браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей вине в плену"
Художник О. Верейский
Художник С. Трофимов. 1984
Художник С. Трофимов. 1984
Художник Б. Алимов
. Мой сын лежит . мой – это всегда улыбчивый узкоплечий мальчишка, с острым кадыком на худой шее, а тут лежит молодой, плечистый, красивый мужчина, глаза полуприкрыты, будто смотрит он куда-то мимо меня, в неизвестную мне даль. Только в уголках губ так навеки и осталась смешинка прежнего сынишки Тольки, какого я когда-то знал.
Художник С. Трофимов. 1984
Два осиротевших человека, две песчинки…
Художник С. Трофимов. 1984
Забота о мальчике
- Проследите по тексту, насколько Соколов внимателен
к эмоциональному состоянию Ванюши.
Образ рассказчика не только позволяет дать портретную характеристику Андрея Соколову, но и обеспечить эпическую объемность произведению.
Наконец, автор не противопоставлен здесь своему герою, он сам оказывается человеком из народа.
Шолохов снимает с героя вину за то, что тот оказался в плену: Андрей был контужен взрывом после падения снаряда рядом с его машиной и не имел возможности оказать сопротивление. "Ох браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей вине в плену"
Информационные ресурсы
3. Бирюков Ф.Г. О подвиге народном: Жизнь и творчество М.А. Шолохова.- М.: Просвещение, 1989г.
4. Гей Н.К. Советская литература и мировой литературный процесс. Изображение человека.- М., 1987г.
№ слайда 1
М. Шолохов "Судьба человека"Волкова Лариса ВалентиновнаМОУ СОШ № 8 г.Сергиев Посад
№ слайда 2
Цель: воспитание патриотизмаи чувства гордости за свой народ,победивший фашизмЗадачи:1. познакомить с особенностями композиции рассказа2. раскрыть смысл названия рассказа3. проследить судьбу человека, искалеченного войной
№ слайда 3
Михаил Александрович Шолохов Судьба человека
№ слайда 4
Годы жизни М. А. Шолохова(1905 – 1984)Один уходит без следа, Других родня в округе чтит, А Он, как чистая водаДля всех над Родиной горит.И поколение не одноПод той звездой опять, опять, Склонясь над книгами Его, Учиться будет и страдать. (Т. Смертина)
№ слайда 5
М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его известнейшим писателем ХХ века. Талант писателя отмечен Ленинской и Нобелевской премиями в области литературы, ему присвоено было звание Героя Социалистического Труда.
№ слайда 7
Композиция рассказа Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками и завершается расставанием с этими людьми. Центральная часть рассказа – повествование от имени главного героя: жизнь до войны, война и первые послевоенные годы.
№ слайда 8
Смысл названия рассказа Судьба главного героя – это судьба солдата, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.
№ слайда 9
Словарная работа: Судьба — 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;2. Доля, участь; 3. История существования кого-нибудь или чего-нибудь;4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).
№ слайда 12
Впечатление от прочтения рассказа Чем привлек ваше внимание этот рассказ? Какие поступки главного героя вы могли бы приравнять к подвигу?
№ слайда 13
Анализ содержания рассказа О чем это произведение? В каких строчках выражена основная мысль? Какие эпизоды рассказа вам запомнились и почему?
№ слайда 14
Проводы на войну Прижалась ко мне, как лист к ветке…Опять обнял её, вижу, что она не в себе… Зачем я её тогда оттолкнул… Сердце будто тупым ножом режут…
№ слайда 15
В церквиДо того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелосьруки помыть,Будто я не человека,а какого-то гада ползучегодушил…
№ слайда 16
У коменданта лагеряЗахотелось мне им, проклятым, показать,что у меня есть своё,человеческое достоинство и гордость и что в скотину они меняне превратили, как ни старались.
№ слайда 17
У коменданта лагеря Захотелось мне им, проклятым, показать,что у меня есть своё,человеческое достоинство и гордость и что в скотину они меняне превратили, как ни старались.
№ слайда 18
№ слайда 20
№ слайда 21
“Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.М.Шолохов
№ слайда 22
викторина по рассказу М. Шолохова"Судьба человека"В каждом вопросе викторины 3 варианта ответа. Выбери ПРАВИЛЬНЫЙ.
№ слайда 24
Правильный ответ:1. Жанр произведения: а) быль; б) рассказ; в) повесть.2. Избрав такое название своего рассказа, Шолохов повествует: а) о судьбе Андрея Соколова;б) о судьбе одного из многих русских солдат; в) о судьбе всего человечества в целом.
№ слайда 25
Правильный ответ:1. Жанр произведения: а) быль; б) рассказ; в) повесть.2. Избрав такое название своего рассказа, Шолохов повествует: а) о судьбе Андрея Соколова;б) о судьбе одного из многих русских солдат; в) о судьбе всего человечества в целом.
№ слайда 26
3. Композиция произведения:а) рассказ в рассказе (рамочная); б) кольцевая; в) последовательная.4. Андрей Соколов, попав в плен:а) смирился со своей судьбой и надеялся на скорое освобождение советскими войсками;б) старался выполнять всю работу без нареканий;в) всегда думал о побеге.
№ слайда 27
Правильный ответ: 3. Композиция произведения:а) рассказ в рассказе (рамочная); б) кольцевая; в) последовательная. 4. Андрей Соколов, попав в плен:а) смирился со своей судьбой и надеялся на скорое освобождение советскими войсками;б) старался выполнять всю работу без нареканий;в) всегда думал о побеге.
№ слайда 28
Правильный ответ: 3. Композиция произведения:а) рассказ в рассказе (рамочная); б) кольцевая; в) последовательная. 4. Андрей Соколов, попав в плен:а) смирился со своей судьбой и надеялся на скорое освобождение советскими войсками;б) старался выполнять всю работу без нареканий;в) всегда думал о побеге.
№ слайда 29
5. По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что: а) не был голоден;б) хотел поделиться с пленными; в) показал врагам достоинство и гордость солдата.6. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил Ваню:а) хотел помочь мальчику;б) думал, что забудет собственное горе;в) был потрясён трагической судьбой мальчика.
№ слайда 30
Правильный ответ:5. По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что: а) не был голоден;б) хотел поделиться с пленными; в) показал врагам достоинство и гордость солдата.6. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил Ваню:а) хотел помочь мальчику;б) думал, что забудет собственное горе;в) был потрясён трагической судьбой мальчика.
№ слайда 31
Правильный ответ:5. По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что: а) не был голоден;б) хотел поделиться с пленными; в) показал врагам достоинство и гордость солдата.6. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил Ваню:а) хотел помочь мальчику;б) думал, что забудет собственное горе;в) был потрясён трагической судьбой мальчика.
№ слайда 32
№ слайда 33
Презентация предназначенка к уроку чтения и развития речи по рассказу М.Шолохова "Судьба человека". Урок - обобщения проводится в форме читательской конференции, предназначен для коррекционной школы, работающей по АООП обучающихся с умственной отсталостью. Презентация помогает учащимся понять главный смысл рассказа - эпопеи. В презентацию включены кадры из фильма С.Бондарчука "Судьба человека".
М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его известнейшим писателем
М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его известнейшим писателем ХХ века.
Талант писателя отмечен Ленинской и Нобелевской премиями в области литературы, ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Если вы действительно хотите понять, почему
Судьба Характер подумать поразмышлять понять
подумать
поразмышлять
понять
Посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу
Посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу. Русская поговорка
Характер — совокупность моральных, духовных свойств человека, которые проявляются в его поведении (человек с характером, сильный характер) (
Характер — совокупность моральных, духовных свойств человека, которые проявляются в его поведении (человек с характером, сильный характер) (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка)
Судьба Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;
Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;
Цель: Подумать, как война отразилась на судьбах людей;
Подумать, как война отразилась на судьбах людей;
Поразмышлять о том, чем же жив человек? Где тот стержень, который помогает оставаться человеком в нечеловеческих условиях;
Понять в чем сила русского характера, позволившего нашему солдату одержать победу в схватке с жестоким врагом ценой великих потерь, но нашедшего в себе силы жить дальше…
Жанр произведения – рассказ - эпопея
Жанр произведения – рассказ - эпопея
Этапы жизни героя до войны война после войны
Этапы жизни героя
до войны
война
после войны
До войны
До войны
Война
После войны
Презентация к уроку чтения и развития речи по рассказу "Судьба человека" (9 класс, коррекционная школа)
Типы поведения человека в бесчеловечных условиях
Типы поведения человека в бесчеловечных условиях
Типы поведения человека Врач Крыжнёв
Типы поведения человека
как настоящий доктор помогает раненым
собирается выдать взводного, предает своих
погибает, но не отступает от своих убеждений, но он невольно становится виновником гибели четырех человек
безропотно, покорно ожидает своей участи
Поединок Андрея Соколова с лагерфюрером
Поединок Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером
А кто слабым был – сильным стал тогда
Побег из плена
М.Исаковский «Враги сожгли родную хату…
М.Исаковский «Враги сожгли родную хату…
Презентация к уроку чтения и развития речи по рассказу "Судьба человека" (9 класс, коррекционная школа)
Встреча с Ванюшкой
Встреча с Ванюшкой
Не бывать тому, что нам врозь пропадать!
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
Жанр произведения:
а) быль;
б) рассказ - эпопея
в) повесть.
Избрав такое название своего рассказа, Шолохов повествует:
а) о судьбе Андрея Соколова;
б) о судьбе одного из многих русских солдат;
в) о судьбе всего человечества в целом.
Андрей Соколов, попав в плен:
а) смирился со своей судьбой и надеялся на скорое освобождение советскими войсками;
б) всегда думал о побеге.
По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что:
а) не был голоден;
б) показал врагам достоинство и гордость солдата.
Причина, по которой Андрей Соколов усыновил Ваню:
а) думал, что забудет собственное горе;
б) был потрясён трагической судьбой мальчика.
Цель: Подумали, как война отразилась на судьбах людей;
Подумали, как война отразилась на судьбах людей;
Поразмышляли о том, чем же жив человек? Где тот стержень, который помогает оставаться человеком в нечеловеческих условиях;
Поняли в чем сила русского характера, позволившего нашему солдату одержать победу в схватке с жестоким врагом ценой великих потерь, но нашедшего в себе силы жить дальше…
Черты характера: стойкость трусость честность мужество верность преданность лживость умение любить подлость сострадание трудолюбие доброта самоотверженность предательство
стойкость
трусость
честность
мужество
верность
преданность
лживость
Оставаться человеком в нечеловеческих условиях — это настоящее богатство
Символический русский солдат – это человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдал последний кусок хлеба и фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные…
Читайте также: