Конспект урока шолохов судьба человека 9 класс презентация

Обновлено: 07.07.2024

Ресурс "Судьба человека"(приём "Шестиугольное обучение") создан для учащихся 9 класса и преследует следующие цели: Лучше запомнить содержание произведения; Умение восстановить события в той последовательности, которая используется автором. Подготовить к экзамену по литературе. Воспитывать бережное отношение к авторскому тексту.

Как использовать на уроке данный материал, каждый учитель решит на свое усмотрение: индивидуально, в паре, в группах. Но то, что эта работы вызывает большой интерес у учащихся, проверено на собственном опыте. Ребята могут располагать карточки как в горизонтальном направлении, так и в вертикальном, который, как мне кажется, удобнее первого.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации кратко представлена творческая история рассказа "Судьба человека", даётся обзор содержания, частичный анализ, предлагаются вопросы для работы над произведением. Сюжет строится на ярких психологических эпизодах, есть связь с традициями русской прозы. В рассказе правдиво, достоверно воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, преклонение пред нравственными устоями, ставшими в годы военных испытаний опорой страны. Иллюстративный материал позволяет ярко увидеть образы главных героев.

Презентация

Подготовила

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия №9

г.о.Коломна Московской области

Халяпина Л.Н.

Цель работы - развитие умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать факты и понятия; - формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; - развитие коммуникативных умений и навыков, творческих способностей учащихся, осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.

Цель работы

- развитие умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать факты и понятия; - формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; - развитие коммуникативных умений и навыков, творческих способностей учащихся, осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.

Станица Вёшенская Над Доном лежит станица Вешенская. Здесь долгие годы жил и работал замечательный писатель Михаил Александрович Шолохов.

Станица Вёшенская

Над Доном лежит станица Вешенская.

Здесь долгие годы жил и работал

замечательный писатель

Михаил Александрович Шолохов.

В 1926 году писатель вернулся в родные места.

М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его известнейшим писателем ХХ века. Талант писателя отмечен Ленинской и Нобелевской премиями в области литературы, ему присвоено было звание Героя Социалистического Труда .

М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его известнейшим писателем ХХ века.

Талант писателя отмечен Ленинской и Нобелевской премиями в области литературы, ему присвоено было звание

Героя Социалистического Труда .

Рассказ Шолохова - это повесть о том, какой страшной трагедией является война, о судьбах солдата и мальчика-сироты.

Андрей Соколов.

Художник О. Верейский

Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием

Возвратился тогда писатель с охоты необычайно взволнованный и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком.

Композиционный приём

- Зачем писатель ввел в произведение образ рассказчика?

Художник С. Трофимов. 1984

Художник С. Трофимов. 1984


"Ох браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей вине в плену"

Художник О. Верейский

Художник С. Трофимов. 1984

Художник С. Трофимов. 1984

Художник Б. Алимов

. Мой сын лежит . мой – это всегда улыбчивый узкоплечий мальчишка, с острым кадыком на худой шее, а тут лежит молодой, плечистый, красивый мужчина, глаза полуприкрыты, будто смотрит он куда-то мимо меня, в неизвестную мне даль. Только в уголках губ так навеки и осталась смешинка прежнего сынишки Тольки, какого я когда-то знал.

Художник С. Трофимов. 1984

Два осиротевших человека, две песчинки…

Художник С. Трофимов. 1984

Забота о мальчике

- Проследите по тексту, насколько Соколов внимателен

к эмоциональному состоянию Ванюши.

Образ рассказчика не только позволяет дать портретную характеристику Андрея Соколову, но и обеспечить эпическую объемность произведению.

Наконец, автор не противопоставлен здесь своему герою, он сам оказывается человеком из народа.

Шолохов снимает с героя вину за то, что тот оказался в плену: Андрей был контужен взрывом после падения снаряда рядом с его машиной и не имел возможности оказать сопротивление. "Ох браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей вине в плену"

Информационные ресурсы

3. Бирюков Ф.Г. О подвиге народном: Жизнь и творчество М.А. Шолохова.- М.: Просвещение, 1989г.

4. Гей Н.К. Советская литература и мировой литературный процесс. Изображение человека.- М., 1987г.

М. Шолохов

№ слайда 1

М. Шолохов "Судьба человека"Волкова Лариса ВалентиновнаМОУ СОШ № 8 г.Сергиев Посад

Цель: воспитание патриотизмаи чувства гордости за свой народ,победивший фашизмЗа

№ слайда 2

Цель: воспитание патриотизмаи чувства гордости за свой народ,победивший фашизмЗадачи:1. познакомить с особенностями композиции рассказа2. раскрыть смысл названия рассказа3. проследить судьбу человека, искалеченного войной

Михаил Александрович Шолохов Судьба человека

№ слайда 3

Михаил Александрович Шолохов Судьба человека

Годы жизни М. А. Шолохова(1905 – 1984)Один уходит без следа, Других родня в окру

№ слайда 4

Годы жизни М. А. Шолохова(1905 – 1984)Один уходит без следа, Других родня в округе чтит, А Он, как чистая водаДля всех над Родиной горит.И поколение не одноПод той звездой опять, опять, Склонясь над книгами Его, Учиться будет и страдать. (Т. Смертина)

М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его извест

№ слайда 5

М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его известнейшим писателем ХХ века. Талант писателя отмечен Ленинской и Нобелевской премиями в области литературы, ему присвоено было звание Героя Социалистического Труда.

Композиция рассказа Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи

№ слайда 7

Композиция рассказа Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками и завершается расставанием с этими людьми. Центральная часть рассказа – повествование от имени главного героя: жизнь до войны, война и первые послевоенные годы.

Смысл названия рассказа Судьба главного героя – это судьба солдата, прошедшего ж

№ слайда 8

Смысл названия рассказа Судьба главного героя – это судьба солдата, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.

Словарная работа: Судьба — 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли челов

№ слайда 9

Словарная работа: Судьба — 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;2. Доля, участь; 3. История существования кого-нибудь или чего-нибудь;4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

Впечатление от прочтения рассказа Чем привлек ваше внимание этот рассказ? Какие

№ слайда 12

Впечатление от прочтения рассказа Чем привлек ваше внимание этот рассказ? Какие поступки главного героя вы могли бы приравнять к подвигу?

Анализ содержания рассказа О чем это произведение? В каких строчках выражена осн

№ слайда 13

Анализ содержания рассказа О чем это произведение? В каких строчках выражена основная мысль? Какие эпизоды рассказа вам запомнились и почему?

Проводы на войну Прижалась ко мне, как лист к ветке…Опять обнял её, вижу, что он

№ слайда 14

Проводы на войну Прижалась ко мне, как лист к ветке…Опять обнял её, вижу, что она не в себе… Зачем я её тогда оттолкнул… Сердце будто тупым ножом режут…

В церквиДо того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелосьруки помыть,

№ слайда 15

В церквиДо того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелосьруки помыть,Будто я не человека,а какого-то гада ползучегодушил…

У коменданта лагеряЗахотелось мне им, проклятым, показать,что у меня есть своё,ч

№ слайда 16

У коменданта лагеряЗахотелось мне им, проклятым, показать,что у меня есть своё,человеческое достоинство и гордость и что в скотину они меняне превратили, как ни старались.

У коменданта лагеря Захотелось мне им, проклятым, показать,что у меня есть своё,

№ слайда 17

У коменданта лагеря Захотелось мне им, проклятым, показать,что у меня есть своё,человеческое достоинство и гордость и что в скотину они меняне превратили, как ни старались.

Ванюшка Кинулся он ко мне на шею, целует в щёки, в губы, в лоб, а сам, как свири

№ слайда 18

« Русский человек, стиснув зубы, переносил и перенесёт все лишения и невзгоды, и

№ слайда 20

“Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробу

№ слайда 21

“Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.М.Шолохов

викторина по рассказу М. Шолохова

№ слайда 22

викторина по рассказу М. Шолохова"Судьба человека"В каждом вопросе викторины 3 варианта ответа. Выбери ПРАВИЛЬНЫЙ.

Правильный ответ:1. Жанр произведения: а) быль; б) рассказ; в) повесть.2. Избрав

№ слайда 24

Правильный ответ:1. Жанр произведения: а) быль; б) рассказ; в) повесть.2. Избрав такое название своего рассказа, Шолохов повествует: а) о судьбе Андрея Соколова;б) о судьбе одного из многих русских солдат; в) о судьбе всего человечества в целом.

Правильный ответ:1. Жанр произведения: а) быль; б) рассказ; в) повесть.2. Избрав

№ слайда 25

Правильный ответ:1. Жанр произведения: а) быль; б) рассказ; в) повесть.2. Избрав такое название своего рассказа, Шолохов повествует: а) о судьбе Андрея Соколова;б) о судьбе одного из многих русских солдат; в) о судьбе всего человечества в целом.

3. Композиция произведения:а) рассказ в рассказе (рамочная); б) кольцевая; в) по

№ слайда 26

3. Композиция произведения:а) рассказ в рассказе (рамочная); б) кольцевая; в) последовательная.4. Андрей Соколов, попав в плен:а) смирился со своей судьбой и надеялся на скорое освобождение советскими войсками;б) старался выполнять всю работу без нареканий;в) всегда думал о побеге.

Правильный ответ: 3. Композиция произведения:а) рассказ в рассказе (рамочная); б

№ слайда 27

Правильный ответ: 3. Композиция произведения:а) рассказ в рассказе (рамочная); б) кольцевая; в) последовательная. 4. Андрей Соколов, попав в плен:а) смирился со своей судьбой и надеялся на скорое освобождение советскими войсками;б) старался выполнять всю работу без нареканий;в) всегда думал о побеге.

Правильный ответ: 3. Композиция произведения:а) рассказ в рассказе (рамочная); б

№ слайда 28

Правильный ответ: 3. Композиция произведения:а) рассказ в рассказе (рамочная); б) кольцевая; в) последовательная. 4. Андрей Соколов, попав в плен:а) смирился со своей судьбой и надеялся на скорое освобождение советскими войсками;б) старался выполнять всю работу без нареканий;в) всегда думал о побеге.

5. По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу,

№ слайда 29

5. По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что: а) не был голоден;б) хотел поделиться с пленными; в) показал врагам достоинство и гордость солдата.6. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил Ваню:а) хотел помочь мальчику;б) думал, что забудет собственное горе;в) был потрясён трагической судьбой мальчика.

Правильный ответ:5. По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не при

№ слайда 30

Правильный ответ:5. По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что: а) не был голоден;б) хотел поделиться с пленными; в) показал врагам достоинство и гордость солдата.6. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил Ваню:а) хотел помочь мальчику;б) думал, что забудет собственное горе;в) был потрясён трагической судьбой мальчика.

Правильный ответ:5. По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не при

№ слайда 31

Правильный ответ:5. По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что: а) не был голоден;б) хотел поделиться с пленными; в) показал врагам достоинство и гордость солдата.6. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил Ваню:а) хотел помочь мальчику;б) думал, что забудет собственное горе;в) был потрясён трагической судьбой мальчика.

Учим по - новому «Учителя должны знать компьютер и современные программы. Это эл

№ слайда 32

Информационные ресурсы www. yandex. ruwww. uchportal. ru2. К/ф С. Бондарчука «Су

№ слайда 33

Презентация к уроку чтения и развития речи по рассказу

Презентация предназначенка к уроку чтения и развития речи по рассказу М.Шолохова "Судьба человека". Урок - обобщения проводится в форме читательской конференции, предназначен для коррекционной школы, работающей по АООП обучающихся с умственной отсталостью. Презентация помогает учащимся понять главный смысл рассказа - эпопеи. В презентацию включены кадры из фильма С.Бондарчука "Судьба человека".

М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его известнейшим писателем

М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его известнейшим писателем

М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его известнейшим писателем ХХ века.
Талант писателя отмечен Ленинской и Нобелевской премиями в области литературы, ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Если вы действительно хотите понять, почему

Если вы действительно хотите понять, почему

Судьба Характер подумать поразмышлять понять

Судьба Характер подумать поразмышлять понять

подумать
поразмышлять
понять

Посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу

Посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу

Посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу. Русская поговорка

Характер — совокупность моральных, духовных свойств человека, которые проявляются в его поведении (человек с характером, сильный характер) (

Характер — совокупность моральных, духовных свойств человека, которые проявляются в его поведении (человек с характером, сильный характер) (

Характер — совокупность моральных, духовных свойств человека, которые проявляются в его поведении (человек с характером, сильный характер) (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка)

Судьба Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

Судьба Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

Цель: Подумать, как война отразилась на судьбах людей;

Цель: Подумать, как война отразилась на судьбах людей;

Подумать, как война отразилась на судьбах людей;
Поразмышлять о том, чем же жив человек? Где тот стержень, который помогает оставаться человеком в нечеловеческих условиях;
Понять в чем сила русского характера, позволившего нашему солдату одержать победу в схватке с жестоким врагом ценой великих потерь, но нашедшего в себе силы жить дальше…

Жанр произведения – рассказ - эпопея

Жанр произведения – рассказ - эпопея

Жанр произведения – рассказ - эпопея

Этапы жизни героя до войны война после войны

Этапы жизни героя до войны война после войны

Этапы жизни героя

до войны


война

после войны

До войны

До войны

До войны

Война

Война

После войны

После войны

Презентация к уроку чтения и развития речи по рассказу "Судьба человека" (9 класс, коррекционная школа)

Презентация к уроку чтения и развития речи по рассказу

Типы поведения человека в бесчеловечных условиях

Типы поведения человека в бесчеловечных условиях

Типы поведения человека в бесчеловечных условиях

Типы поведения человека Врач Крыжнёв

Типы поведения человека Врач Крыжнёв

Типы поведения человека

как настоящий доктор помогает раненым
собирается выдать взводного, предает своих
погибает, но не отступает от своих убеждений, но он невольно становится виновником гибели четырех человек
безропотно, покорно ожидает своей участи

Поединок Андрея Соколова с лагерфюрером

Поединок Андрея Соколова с лагерфюрером

Поединок Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером

А кто слабым был – сильным стал тогда

А кто слабым был – сильным стал тогда

Побег из плена

Побег из плена

М.Исаковский «Враги сожгли родную хату…

М.Исаковский «Враги сожгли родную хату…

М.Исаковский «Враги сожгли родную хату…

Презентация к уроку чтения и развития речи по рассказу "Судьба человека" (9 класс, коррекционная школа)

Презентация к уроку чтения и развития речи по рассказу

Встреча с Ванюшкой

Встреча с Ванюшкой

Встреча с Ванюшкой

Не бывать тому, что нам врозь пропадать!

Не бывать тому, что нам врозь пропадать!

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

Жанр произведения:
а) быль;
б) рассказ - эпопея
в) повесть.

Избрав такое название своего рассказа, Шолохов повествует:
а) о судьбе Андрея Соколова;
б) о судьбе одного из многих русских солдат;
в) о судьбе всего человечества в целом.

Андрей Соколов, попав в плен:
а) смирился со своей судьбой и надеялся на скорое освобождение советскими войсками;
б) всегда думал о побеге.

По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что:
а) не был голоден;
б) показал врагам достоинство и гордость солдата.

Причина, по которой Андрей Соколов усыновил Ваню:
а) думал, что забудет собственное горе;
б) был потрясён трагической судьбой мальчика.

Цель: Подумали, как война отразилась на судьбах людей;

Цель: Подумали, как война отразилась на судьбах людей;

Подумали, как война отразилась на судьбах людей;
Поразмышляли о том, чем же жив человек? Где тот стержень, который помогает оставаться человеком в нечеловеческих условиях;
Поняли в чем сила русского характера, позволившего нашему солдату одержать победу в схватке с жестоким врагом ценой великих потерь, но нашедшего в себе силы жить дальше…

Черты характера: стойкость трусость честность мужество верность преданность лживость умение любить подлость сострадание трудолюбие доброта самоотверженность предательство

Черты характера: стойкость трусость честность мужество верность преданность лживость умение любить подлость сострадание трудолюбие доброта самоотверженность предательство

стойкость
трусость
честность
мужество
верность
преданность
лживость

Оставаться человеком в нечеловеческих условиях — это настоящее богатство

Оставаться человеком в нечеловеческих условиях — это настоящее богатство

Символический русский солдат – это человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдал последний кусок хлеба и фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные…

Символический русский солдат – это человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдал последний кусок хлеба и фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные…

Читайте также: