Русские народные инструменты конспект

Обновлено: 07.07.2024

Оркестр русских народных инструментов – это коллектив музыкантов, играющих на русских народных инструментах: домрах, балалайках, гуслях, гармошках, баянах, свирелях, жалейках, рожках, свистульках, трещотках, бубнах и многих других. Оркестр народных инструментов – самостоятельный коллектив, но часто выступает вместе с народными хорами, танцевальными коллективами и солистами-исполнителями народной музыки. В этом случае он исполняет роль сопровождения песни или танца.

Оркестру народных инструментов подвластно исполнение музыки самых разных жанров. И не обязательно это будет музыка, специально сочиненная для музыкальных инструментов. Колыбельные, лирические, хороводные, трудовые, солдатские и другие народные песни очень выразительно звучат в исполнении оркестра.

Особое место в репертуаре любого оркестра русских народных инструментов занимают наигрыши. Наигрыши – это народная инструментальная мелодия, чаще плясовая. Такую плясовую мелодию называют плясовые наигрыши. Наигрыши исполняются на одном или нескольких инструментах, а также целым оркестром.

Ключевые слова

Русские народные музыкальные инструменты, ударные, струнные, духовые, щипковые, русская народная музыка, русская инструментальная музыка.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, как звучат и выглядят

русские народные инструменты;

научимся приёмам игры на них;

сможем понять музыку, которую они исполняют.

Основное содержание урока

  1. Первые русские народные музыкальные инструменты с незапамятных времён были распространены на Руси. Наши предки жить не могли без музыки! Как звучат, как выглядят и что исполняют русские народные инструменты? А что о русских народных музыкальных инструментах знаете вы?
  2. Давным-давно в жизни простых людей, появились народные инструменты. На протяжении многих веков и до наших дней, народные инструменты веселят, помогают пережить горе и всегда сопровождают людей на их жизненном пути.
  3. У человека есть голос, который может издавать певучие звуки разной высоты, а для того, чтоб мелодия звучала ритмично, человек хлопал в ладоши, издавал щелчки пальцами рук, шлепки по коленям, притоптывал ногами. Шлепки, щелчки, хлопки, притопы, - чем не ударные звуки?
  4. Первыми на Руси появились инструменты ударные и ударно-шумовые. С их помощью очень четко можно передать ритм музыки. Это - ложки, трещотки, погремушки, бубенцы, бубны. Это группа инструментов оправдывает свое название.
  5. Позже появились духовые инструменты: дудки, свистульки, свирели, рожки, а потом и флейта. При игре на таких инструментах, звук в них образуется при помощи воздуха, поэтому их называют – духовые.
  6. Еще позже люди научились делать струнные инструменты. Гусли, балалайка, домра. Звуки на этих инструментах издаются при колебании натянутых на них струн. Отсюда и название группы инструментов – струнные. Играют на них щипком, дергая за струну, поэтому второе их название более точное – струнные щипковые или просто щипковые.
  7. Первые музыкальные инструменты изготавливали из природных материалов. Подумайте, какой музыкальный инструмент можно было бы изготовить из тростника, из камыша? А как вы думаете, что могло быть струнами в первых струнных инструментах?
  8. Интерактивная игра на воображаемых музыкальных инструментах.
  9. В жизни музыкальные инструменты звучат не только по одному (сольно), но и исполняют музыку вместе: одновременно играют несколько одинаковых или разных инструментов. Такое исполнение называют ансамблевым. Ансамбль – это совместное исполнение музыкальных произведений группой музыкантов. Послушаем звучание русских народных инструментов в ансамбле.
  10. Первыми актерами-музыкантами на Руси были скоморохи. Они веселили и развлекали народ не только песнями, плясками и цирковыми номерами. В их умелых руках пели, звучали, звенели, свистели и играли разные народные инструменты. Без скоморохов не обходился ни один народный праздник. Их приглашали на различные торжества. Да и сами они устраивали праздники на площадях и ярмарках.
  11. В настоящее время - коллективы народных ансамблей и оркестров принимают участие в концертах, фестивалях и конкурсах исполнителей, как в нашей стране, так и за ее пределами.
  12. Теперь вы знаете, что русские народные инструменты делятся на группы. Вы узнали, как они выглядят, как звучат, что и где на них исполняют.

Разбор типового тренировочного задания

Подчеркни в списке русские народные инструменты:

Виолончель, ложки, гармонь, фортепиано, скрипка, рожок, контрабас, бубенцы, трещотки, балалайка, домра.

Виолончель, ложки, гармонь, фортепиано, скрипка, рожок, контрабас, бубенцы, трещотки, балалайка, домра.

Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное музыкальное путешествие по древней Руси и познакомимся со многими музыкальными инструментами.

Зарождение народных музыкальных инструментов началось еще в языческой Руси. Люди, прославляя Богов, пели песни, танцевали ритуальные танцы и сопровождали все это игрой на музыкальных инструментах. Часто эти музыкальные инструменты изготавливали из подручного материала или использовали то, из чего можно было извлечь звук. Народные музыкальные инструменты подразделяются на 3 группы: струнные (те, у которых есть струны, духовые (инструменты, звук на которых извлекался при помощи выдувания) и ударные (на них звук извлекался при помощи удара).

К струнным инструментам относятся балалайка, гусли и домбра.

Гусли – русский народный инструмент. (Слайд 1). Он появился еще в 10 веке. Часто на гуслях играли Баяны – древние сказители. Они исполняли свои песни, аккомпанируя себе на гуслях. Гусли сопровождали древние пиры и праздники. На гуслях играли такие персонажи, как гусляр Садко и Добрыня Никитич. Гусли часто встречаются в сказках, на них играют различные герои.

Балалайка – русский народный трехструнный музыкальный инструмент с треугольным деревянным корпусом. (Слайд 2). Это самый известный русский инструмент, ставший одним из символов музыкального творчества русского народа.

Домбра – тоже считается русским музыкальным инструментом. (Слайд 3). Но первые упоминания о ней появились в летописях Казахстана. По легенде, казахи отправились в поход, который возглавлял сын казахского хана. Старый хан приказал одержать победу в походе и вернуться войску во главе с сыном домой. Но войско потерпело поражение и сын погиб. Никто не решался рассказать об этом старому хану. Тогда воины обратились к мудрецам. Те дали им домбру. Играя, воины попытались рассказать хану о смерти его сына. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронёсся под шёлковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра рассказала хану о смерти его сына. Так домбра стала легендарным инструментом.

Часто использовали древние люди и духовые инструменты. К ним относили рожок, жалейку, свирель, кувиклы.

Рожок – духовой музыкальный инструмент с шестью игровыми отверстиями. (Слайд 4). Материалами для изготовления рожка служат береза, клен или можжевельник. Наилучшими звуковыми качествами, по утверждению музыкантов, обладают можжевеловые рожки.

Жалейка - первоначально пастуший инструмент зазывания скота и овец. (Слайд 5). В дальнейшем инструмент этот был в употреблении на поминках. Но сегодня жалейка представлена только в народных ансамблях.

Свирель - изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину: бузины, ивы, черемухи. (Слайд 6). Иногда такие дудки делают из камыша, дягиля, тростника.

Кувиклы - представляют собой набор из 2—5 трубок различной длины примерно одного диаметра. (Слайд 7). На кувиклах традиционно играют женщины в ансамбле из 3-4 исполнительниц.

Самыми популярными на Руси были ударные инструменты. Наибольшей популярностью среди них пользовались ложки, трещотки бубен, бубенцы.

Трещетки - состоят из набора 18 — 20 тонких дощечек (обычно дубовых) длиной 16 — 18 см. (Слайд 9). Они соединяются между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для разделения дощечек между ними вверху вставляются небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см.

Существует и другая конструкция трещотки — прямоугольный ящичек с помещённым внутри деревянным зубчатым колесом, прикреплённым к маленькой рукоятке. (Слайд 10). В одной из стенок этого ящичка делается прорез, в отверстии которого неподвижно укреплена тонкая упругая деревянная или металлическая пластинка.

Сейчас я предлагаю вам всем попробовать свое навыки в игре на трещотках.

Дети пробуют играть на трещотках разного вида.

Бубенцы - ударный музыкальный инструмент, который является большой металлической погремушкой (колокольчиком). (Слайд 11). На бубенцах играют в сопровождении других музыкальных инструментов.

Бубен - ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. (Слайд 12). Звук раздается, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

План-конспект

урока музыки

Учитель: Мохорт Нина Павловна,

учитель музыки, высшая квалификационная категория.

Цель урока: знакомство с русским музыкальным фольклором и русскими народными инструментами.

Задачи урока: сформировать интерес к общению с музыкой, исполняемой на русских народных инструментах; познакомить учащихся с тембрами русских народных инструментов; сформировать новые умения, знания, навыки по данной теме; развивать умение различать на слух звучание духового инструмента от звучания струнного; воспитывать любовь и уважение к музыкальному творчеству русского народа.

Методы: частично-поисковый, метод рассказа.

Проблема урока: откуда появились и как звучат русские народные инструменты.

Музыкальный материал:

Планируемые результаты:

предметные: уметь распознавать духовые инструменты по внешнему виду; знать название инструментов и своеобразие их интонационного звучания; уметь определять тип народного инструмента; уметь принимать участие в общем исполнении, систематизировать слуховой опыт учащихся;

метапредметные :

регулятивные : определять с помощью учителя и самостоятельно цель учебной деятельности, учебную проблему; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки; определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; высказывать свои впечатления об услышанной на уроке музыке;

коммуникативные: вступать в беседу с учителем на уроке и в жизни; слушать и понимать речь других, пытаться принимать другую точку зрения; уметь отделять новое от известного; выполнять роль в группе; учиться исполнять произведения в ансамбле с учителем и учащимися.

2.Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового.

3. Знакомство с новым материалом.

5. Закрепление знаний с элементами обобщения.

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Слайд №2 (Березки)

2.Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Учитель: «Откуда зародилась музыка? Кто её создавал?

3. Изучение нового материала .

Слайд№3(Тема урока)

Слайд№4( Музыканты)

Слайд №5 (Загадка)

У: «Послушайте стихотворение-загадку М. Лермонтова.

Сидел рыбак веселый на берегу реки,

И перед ним по ветру качались тростники.

Сухой тростник он срезал и скважины проткнул,

Один конец зажал он, в другой конец подул,

И будто оживленный, тростник заговорил.

Слайд №6( свирель)

У: «Какой былинный герой играл на этом инструменте?

Слайд№8 (загадка).

У: «Послушайте внимательно и отгадайте загадку:

Собой хвалиться с не смею.

Всего лишь три струны имею,

Но я тружусь, я не лентяйка.

Я озорная …. (балалайка)

Слайд№9 (балалайка)

Балалайка- озорной, веселый русский народный инструмент, без которого не обойтись в оркестре русских народных инструментов.

Слайд№10 (Оркестр русских народных инструментов)

Кроме духовых и струнных инструментов есть ещё и ударные, из которых извлекается звук при помощи удара рукой, пальцами палочкой или колотушкой.

Слайд №11 (ударные инструменты)

У: «Итак, мы познакомились с основными инструментами оркестра русских народных инструментов. У каждого инструмента оркестра есть своя партия. А чтобы исполнить всем вместе, существует особая запись музыки. Такая запись называется партитура. А выглядит она так…

Слайд №12 (партитура)

У: Представьте, что у вас в руках воображаемые инструменты.

1 ряд будет играть на балалайках,

2 ряд будет играть на гармошке,

3 ряд будет играть на ложках.

Ну а я буду дирижером.

(Дети исполняют песню, имитируя игру на инструментах).

4.Певческая деятельность.

Бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.

Бояре, вы зачем пришли,

Молодые, вы зачем пришли.

Бояре, мы невест выбирать,

Молодые, мы невест выбирать.

Бояре, вам какая мила,

Молодые, вам какая мила.

Бояре, нам вот эта мила,

Молодые, нам вот эта мила.

Она у нас дурочка, дурочка,

Ой, дим-ладо, дурочка.

А мы ее выучим, выучим,

Ой, дим-ладо, выучим, выучим.

А чем-же вы вывчите, вывчите,

Ой, дим-ладо, вывчите, вывчите.

А мы ее плеточкой, плеточкой,

Ой, дим-ладо плеточкой, плеточкой.

Она будет плакати, плакати,

Ой, дим-ладо плакати, плакати.

А мы ее пряничком, пряничком,

Ой, дим-ладо пряничком, пряничком.

В нашем полку убыло, убыло,

Ой, дим-ладо убыло, убыло,

В нашем полку прибыло, прибыло,

Ой, дим-ладо прибыло, прибыло.

В нашем полку слезы льют, слезы льют,

Ой, дим-ладо слезы льгот, слезы льют.

В нашем полку вино пьют, вино пьют,

Ой, дим-ладо вино пьют, вино пьют.

У: «Как вы думаете, к какому жанру можно отнести эту песню?

(разделение учащихся на две подгруппы)

Исполнение и обыгрывание песни.

5.Закрепление знаний с элементами обобщения.

Наш урок подходит к концу. С какими инструментами и новыми понятиями вы познакомились? Давайте разгадаем музыкальный кроссворд.

Слайд №13 (кроссворд)

Распределение нотной записи для инструментов.

Большой коллектив музыкантов-исполнителей.

Русский народный духовой музыкальный инструмент, подражающий пению птиц.

Старинный струнный русских народный инструмент, на котором играл Садко.

Веселый трехструнный русский народный инструмент.

Слайд №14 (проверка)

Тем самым мы увидим, какие инструменты больше запомнились или понравились детям.

7.Подведение итогов.

Цель урока: знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

- Образовательные: обогатить представление о музыкальной культуре русского народа; тембровых возможностях русских народных инструментов.

- Развивающие: развивать творческие способности учащихся в различных видах музыкальной деятельности.

- Воспитательные: воспитывать чувство уважения к культуре русского народа.

Планируемые результаты

Предметные:

- Знать русские народные инструменты: название, их историю, сходства и различия.

- Научиться узнавать тембры русских народных инструментов.

- Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах.

Личностные:

- Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

- Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие), эмоциональной отзывчивости.

- Приобщение к русской народной культуре, фольклору, воспитание уважения к русским народным традициям.

Метапредметные:

- Инициативное сотрудничество и взаимодействие с учителем и сверстниками.

- Использование полученного опыта общения с фольклором в досуговой деятельности и личной жизни, передача в собственном исполнении различных музыкальных образов, владение умениями совместной деятельности.

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

Дидактическое обеспечение урока: презентация, карточки, конверты с паззлами.

Техническое обеспечение урока: баян, компьютер, экран и проектор, народные ударные музыкальные инструменты.

Методы, технологии: проблемно-поисковый, деятельностный подход, игровые и здоровьесберегающие технологии.

Виды деятельности учащихся:

- Музыкально –пластическое движение

Музыкальный материал:

Оформление кабинета в народном стиле: на стенде рисунки детей с изображением русского народного костюма; на столе ударные народные инструменты, гармонь, балалайка, гусли.

Организационный момент

Приветствие:

У. - Здравствуйте, ребята! - (показ руками)

Милые девчата, - (у девочек поклон)

Мальчишки озорные - (у мальчиков кивок головой)

И гости дорогие! обращение к гостям)

Друг другу улыбнитесь.

С хорошим настроеньем мы наш урок начнём!

Актуализация знаний

У. - Ребята, какую мы сейчас услышали музыку народную или композиторскую?

У. - Музыка была вокальной или инструментальной?

Д. - Инструментальной, играли разные инструменты.

У. – Звучали музыкальные инструменты какого народа?

Изучение нового материала. Формулировка темы, цели урока

У. – Как вы думаете, какая тема нашего урока?

У. - Какая будет цель урока?

Д. – Познакомиться с русскими народными музыкальными инструментами: как они называются, как они звучат (тембр), приёмы игры, история создания.

Работа по теме

(На экране слайд картинки поляны с русскими народными инструментами)

У. – Однажды народные музыкальные инструменты оказались на поляне и так разыгрались, так развеселились, что забыли дорогу к своим домикам, и наша с вами задача - помочь им разобраться. Для этого вы должны выполнить некоторые задания.

(Слайд картинки с тремя тропинками)

- Вот по этим тропинкам мы должны проводить эти инструменты до дома.

И так, Задание 1 (работа в группах)

У каждой группы (3-и группы) на парте лежит конверт с паззлами одного музыкального инструмента: 1 гр.- домра, 2 гр.- балалайка, 3 гр. –гусли и карточка с описанием всех трёх инструментов (приложение 1). Учащиеся должны собрать из паззлов музыкальный инструмент, который у них в конверте и по описанию из карточки узнать, что за инструмент они собрали.

Затем учащийся из каждой группы представляет свой инструмент и зачитывает о нём информацию, пользуясь карточкой.

После каждого выступления ребята слушают звучание тембра каждого из представленных музыкальных инструментов в исполнении приглашённых гостей из музыкальной школы.

(На экране слайд с изображением этих инструментов)

У – Ребята, что общего у этих инструментов?

Д. – У этих инструментов есть струны.

(Под весёлую музыку балалайки дети исполняют простые народные танцевальные движения, которые показывает учитель).

(На экране появляется загадка)

Прислонил к губам я трубку,

Понеслась по лесу трель.

Инструмент тот очень хрупкий,

У. - Ребята, давайте охарактеризуем звук свирели, какой он?

Д. - Нежный, красивый, душевный.

У. - Покажите, как на нём играть (дети имитируют игру на свирели)

(На экране 2-ая загадка)

Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

Дополняет наш кружок

У. - Ребята, охарактеризуйте звук (тембр) рожка, какой он?

Д. - (ответы детей)

У. - Покажите, как на нём играть (дети имитируют игру на рожке)

(Слайд с инструментами свирели и рожка)

У. - Что общего у этих инструментов?

Д. - Они духовые, звук извлекается с помощью воздуха.

У. – Ребята, у меня на столе лежат музыкальные инструменты (показывая инструмент, проговаривает, как они называются) и сейчас по одному представителю из группы подойдут, выберут понравившейся ему инструмент и извлекут на нём звук.

Учащийся из каждой группы подходит, выбирает инструмент и демонстрирует (как может) игру на данном инструменте.

У – Ребята, что общего у этих инструментов?

Д. – Чтобы появился звук, в них надо ударить.

Закрепление материала.

У. - Ребята, какая была тема сегодняшнего урока?

У. - Назовите, с какими группами народных инструментов мы сегодня познакомились?

Д. - Струнные инструменты (балалайка, домра, гусли)

- Духовые инструменты (свирель, рожок)

- Ударные инструменты (ложки, трещётки, бубен, треугольник)

У. - Что нового вы узнали на уроке?

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Если вы остались довольны уроком, своей работой на уроке, похлопайте в ладоши!

– В добрый путь, ребята!

Милые девчата, - (у девочек поклон)

Мальчишки озорные - (у мальчиков кивок головой)

И гости дорогие!

(Дети, хлопая в ладоши, под музыку выходят из класса).

Д.З. 1. Познавательное: рассказать об истории создания ударных народных инструментов.

2. Творческое: сделать из подручного материала народный музыкальный инструмент.

Гусли – русский народный струнный инструмент. Под гусли исполняли былины, а также народные песни. Гусли отличаются по форме, количеству струн, размеру и настройке. Самое малое количество струн на гуслях– 5, самое большое-66.


Домра - русский народный струнный инструмент. Имеет круглую форму, три (иногда четыре) струны, играют на ней с помощью медиатора (маленькая пластиночка). Домра –любимый инструмент музыкантов-скоморохов.

Читайте также: