Толстой святогор богатырь конспект

Обновлено: 07.07.2024

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Класс: 4 класс
Автор: Давыдова Ольга Ивановна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 21.01 Kb

Урок литературного чтения

Тема: «Произведения о русских и коми богатырях.

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.Формировать умение выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения.Развивать умение выразительно читать текст.Развивать умение работать в паре и в группах.

Организационный момент.Актуализация знаний.Звучит отрывок из стихотворения Никитина:

— Широко ты, Русь, по лицу Земли,

В красе царственной развернулася.

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

— Во все времена русские люди любили свою Родину, готовы были встать на ее защиту.

За землю русскую стоит. (Богатырь)

Богатырь: 1. Герой русских былин, совершающий подвиги во имя

2. Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный

(Силач, воин, защитник, витязь).

— Вспомним русских богатырей и их подвиги.

-Из того ли то из города из Мурома,Из того ли села из Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

Он стоял заутреню во Муроме,

А к обеденке поспеть хотел во Киев – град.

- Кто я? (Илья Муромец)

-Есть я старый казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович.

- Ребята, какие подвиги совершил Илья Муромец?

2. – Ай же вы полоны. Да все русские!

Выходите-ка из нор вы змеиных,

И ступайте-ка да по своим домам.

- Кто я? (Добрыня Никитич)

- Ребята, какие подвиги совершил Добрыня Никитич?

3. – У моего у света батюшки,

У попа у Леонтия Ростоцкого,

Была старая собачища дворовая.

По подстолью собака волочилася,

Лебяжьей костью подавилася –

Собаке Тугарину не миновать того:

Лежать ему далече в чистом поле.

- Меня зовут Алешей да Поповичем,

Сын попа Леонтия Ростоцкого.

- Ребята, какие подвиги совершил Алеша Попович?

- Ребята, назовите имена других русских богатырей.

- Какими качествами обладали русские богатыри?

(были сильные, выносливые, мужественные, умные, находчивые,

храбрые, отважные, смелые, справедливые).

- Во имя чего совершали подвиги богатыри?

(Во имя Родины, во имя народа).

Изучение нового материала.– Ребята, кто был первым русским богатырем?(Святогор)

- Что вы знаете о Святогоре?

Святогор -- первый богатырь русской земли. Святогор – богатырь силы

Великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Святогор – великан, его с трудом носит мать сыра земля.

Он не ездит на Святую Русь, а живет на высоких Святых горах.

При его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Рожден же Святогор был для того, чтобы стоять на границе Света и тьмы.

- Что такое былина, ребята?

(Былина – это древнейшее сказание о народных героях, защитниках Родины).

Слагали и пели былины особые люди, нередко глубокие старцы, былинщики. Былину исполняли плавно, нараспев, играя на гуслях.

Чтение былины подготовленными обучающимися.

- Ребята, интересно ли было слушать былину?

- Все ли слова вам были понятны?

- В тексте произведения есть устаревшие слова.

Прочитаем значение устаревших слов на с. 20 учебника.

- Прочитайте былину вполголоса, попробуйте читать нараспев.

Беседа по содержанию.

- О чем рассказывает Л. Н. Толстой в былине?

- Прочитайте зачин былины.

- Найдите и прочитайте орывок былины, где говорится о великой силе Святогора.

- Отрывок, где говорится о всрече Святогора с прохожим.

- Автор былины, Л. Н. Толстой, использует повторы в тексте произведения. Найдите повторы, поработайте в парах.

- Для чего автор использует повторы?

- Найдите и прочитайте развязку былины.

- Язык былины яркий, выразительный. Толстой использует постоянные эпитеты и преувеличения. Найдите в тексте былины постоянные эпитеты, которые вам встречались в других былинах, в народных сказках.

- Какие преувеличения использует автор?

Физминутка Дружно встали раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

И налево надо тоже

Подлядеть из-под ладошек.

И направо и еще

Через левое плечо.

Наклонились влево, вправо.

Зашагали вместе браво.

Подрастаем мы, смотри,

Станем, как богатыри!

- Каких богатырей Коми земли вы знаете?

- Прочитайте зачин сказки.

- Кто главный герой сказки?

- Найдите в сказке подтверждение тому, что Перу можно назвать богатырем.

- Прочитайте отрывок, который подходит к данной иллюстрации. (слайд)

- Какими чертами характера коми народ наделил своего богатыря?

(Скромный, добрый, трудолюбивый, не позволяет смеяться над собой, отзывчивый, смелый, справедливый)

- Как в сказке показана связь между русским и коми народом?

Найдите в тексте сказки этот эпизод.

- Есть ли сходство между Перой – богатырем и русскими богатырями?

- Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

- В каких эпизодах сказки добро побеждает зло?

- В русских народных сказках есть волшебное число 3. Встречается ли в сказке о Пере-богатыре это число?

- Есть ли в сказке преувеличения?

- прочитайте концовку сказки.

- Мы познакомились с двумя произведениями о богатырях.

- Какое произведении вам больше понравилось, что больше запомнилось?

- Чему учат нас эти произведения?

(Произведения учат любить родину, знать и прославлять защитников народа, быть трудолюбивыми).

-Поработаем в группах.

3 группа: вспомните и запишите пословицы о Родине.

4 группа: подготовить выразительное чтение диалога Святогора и Микулы Селяниновича.

5 группа: составить рассказ о Пере-богатыре по плану:

Где жил Пера-богатырь?Основное занятие Перы.Какой подвиг совершил?Кого победил Пера-богатырь?Какими качествами обладал Пера-богатырь? Подведение итогов работы в группах.

- Ребята, спасибо за работу на уроке.

Домашнее задание: читать сказки о Пере-богатыре.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: _ Новый материал_________ ___________________________________________

Дидактическая цель урока: _ Введение новых знаний___________ _____________________

-развивающая: _ активная познавательная деятельность учащихся с помощью решения поставленных задач, развивать речь, мыслительные операции, развивать внимание, память ________________________________________________________________________

-воспитательная :_ воспитывать интерес к предмету, воспитывать культуру поведения на уроке_____________________________________________________________________

Планируемые результаты:
-Личностные: _ проявлять интерес к изучению темы и применить приобретенные знания и умения, понимание собственных достижений при освоении учебной темы ___________________________

Регулятивные: умение соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его __

Познавательные: развиваем умения: ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения учебной задачи ____

Коммуникативные: уметь доносить свою позицию другим, уметь высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать _______________________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока литературного чтения разработана на основе УМК "Начальная школа 21 века".

Урок по литературному чтению в 4 классе

Автор-составитель: Аплоченко Елена Михайловна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №11 г.Владикавказ

«Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет он у вас,

Речевая разминка А О У Ы Э

Речевая разминка

Лев Николаевич Толстой

Толстой Лев Николаевич родился 28 августа в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил отличное домашнее образование и воспитание.

Толстой Лев Николаевич родился 28 августа в имении Ясная Поляна Тульской губернии.

По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил отличное домашнее образование и воспитание.

Всю свою жизнь Л. Н. Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком. В своих произведениях Л. Н. Толстой говорил, что человеком может называться только тот , кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно , недостойно человека жить чужим трудом.

Всю свою жизнь Л. Н. Толстой пополнял свои знания

и был высокообразованным человеком. В своих произведениях Л. Н. Толстой говорил, что человеком может называться только тот , кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно , недостойно человека жить чужим трудом.

Народная школа В 1859г. Лев Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей Ясной Поляны.

Народная школа

В 1859г. Лев Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей Ясной Поляны.

Словарная работа

Словарная работа

Лев Николаевич Толстой


План рассуждения

1.Кто является главным героем былины?

2. Как автор изображает Святогора?

3. Мог ли проявить трусость былинный герой?

4 Какая связь существует между былинами и историческими событиями?

6. Чем былины интересны для современного читателя?

Святогор Микула Селянинович

Микула Селянинович


Алеша Попович Добрыня Никитич Илья Муромец

Алеша Попович

Добрыня Никитич

Илья Муромец

Никита Кожемяка Вольга Святославич

Никита Кожемяка

Вольга Святославич

Словарная работа Живчиком по жилам разливается- Святогор-богатырь чувствует как сила великая бьётся в нем пульсом, словно кровь в жилах. Грузно- тяжело. Бремя - груз, тяжесть. Каб – кабы, если. Держава – за что можно ухватиться, держаться.

Словарная работа

Живчиком по жилам разливается- Святогор-богатырь чувствует как сила великая бьётся в нем пульсом, словно кровь в жилах.

Грузно- тяжело.

Бремя - груз, тяжесть.

Каб – кабы, если.

Держава – за что можно ухватиться, держаться.

Словарная работа Идет передом – идет впереди. Урослая – словно вросла в землю. Перст – палец. Угрязать, угряз – завязнуть, засесть в грязи, в иле, в болоте. Накладено – положено.

Словарная работа

Идет передом – идет впереди.

Урослая – словно вросла в землю.

Перст – палец.

Угрязать, угряз – завязнуть, засесть в грязи, в иле, в болоте.

Накладеноположено.

Работа в тетрадях

Дополните модель обложки данного произведения .

Работа в парах

Восстановите план текста былины, расположив события в нужной последовательности.

Оценить 525 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: