Конспект урока условный оператор if 10 класс

Обновлено: 01.07.2024

Технологическая карта урока по информатике в 10-м классе согласно ФГОС

Общая часть

Условный оператор. Сложные условия.

Поляков К.Ю., Еремин Е.А.

Обеспечение представления об

условных операторах, о сложных

действиями; умение осознанно и произвольно

строить речевое высказывание в устной и

Развитие способности увязать

учебное содержание с собственным

жизненным опытом, понять значение

условного оператора, написание

сложных условий,как метода познания

Научить анализировать и систематизировать

материал; ставить и разрешать проблемы

Воспитывать самостоятельность в

решении проблем, задач; развивать

умение работать в группах, в парах

Алгоритм, разветвляющийся алгоритм, условный оператор, краткая и полная формы записи условного оператора, сложные

Нажмите, чтобы узнать подробности

научить находить общее и различное в поставленных задачах, замечать ошибки.

Задачи урока:

сформулировать у учащихся первые навыки решения задач на составление программ с использованием блок-схем ветвления;

организовать творческую деятельность учащихся по созданию аналогичных задач;

закрепить у учащихся навыки работы в группе за компьютером и умение обосновывать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала.

Программное обеспечение: среда программирования PascalАВС

Постановка задачи – 1 мин.

Проверка знаний учащихся по прошлой теме – 10 мин.

Изучение новой темы – 12 мин.

Решение задач, работа на ПК – закрепление нового материала – 20 мин.

I. Постановка задачи

Учитель. На предыдущем уроке мы изучили структуру программы в языке программирования Паскаль. Мы задавали входные данные в программу и получали реальный результат. А сегодня мы попробуем компьютер заставить рассуждать. Для этого необходимо немного потрудится и для начала вспомнить материал прошлого урока.

II. Проверка знаний учащихся по прошлой теме

Задания учащимся:

Задание на доске: Составить программу, которая спрашивает “Как вас зовут?”, “В каком классе учитесь?”, “Сколько вам лет?”. Необходимо, чтобы в программе были заданы такие вопросы, а пользователь потом мог ввести свои данные.

Выполнение задания в тетрадях.

Опрос-повторение материала прошлого урока:

Что такое программа?

Структура программы (на доске).

С помощью каких данных работает программа?

Перечислить типы данных.

Назовите оператор ввода данных.

Назовите оператор вывода данных.

Как выглядит оператор присваивания?

III. Изучение новой темы

Учитель: Составить блок-схему и написать программу решения следующей задачи:

Компьютер запрашивает: “Сколько вам лет?”. Если ответ больше 100, то отвечает: “Вы хорошо сохранились!”. В противном случае желает: “Лет до ста расти вам без старости!”

Учитель: Вы обнаружили, что в задании есть проверка условия величины возраста. Вспомните, как называлась такая структура в алгоритмическом языке? (Ветвление).

Алгоритмическая конструкция УСЛОВИЕ используется в тех случаях, когда перед нами стоит выбор: сделать так или иначе.

(На слайде структура записи ветвления на языке Паскаль.)

If then else - полная форма.

Если условие, стоящее после IF истинно, то выполняется действие, стоящее после слова THEN, если условие ложно , то выполняется действие, стоящее после слова ELSE.

Что такое условие? Условие — это выражение, которое может быть либо истинным, либо ложным. Условие обязательно содержит логические операторы , =, =, (не равно).

Если в качестве оператора должна выполняться серия операторов, то они объединяются в операторные скобки Begin-End.


If then - неполная форма.

ЕСЛИ УСЛОВИЕ ИСТИННО, ТО ВЫПОЛНЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ, ИНАЧЕ НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ


Пример 1. С клавиатуры ввести два различных числа. Найти большее из них и вывести его на экран.

В этом примере нужно произвести выбор одного из двух вариантов, для этого используется оператор if-then-else.

var a, b, m:integer;

writeln('Введите два числа: ');

writeln('Большее из них: ', m);

IV. Решение задач – закрепление нового материала. Работа на ПК

Задания на слайде:

ЭВМ запрашивает: “Сколько будет 2 + 2?”. Если ответ верен, то отвечает: “Молодец!”. В противном случае: “Запомните: 2 + 2 = 4!”.

writeln ('сколько будет 2+2 ?');

if a=4 then writeln('молодец!') else writeln('запомните: 2+2=4!');

2. Даны действительные числа x и y, не равные друг другу. Меньшее из этих чисел заменить половиной их суммы, а большее – их удвоенным произведением.

writeln ('введите x и y');

else begin y:=(x+y)/2; x:=2*x*y end

Действия учителя: проверяет наличие ошибок в составленных программах. Делает пояснения.

Учащиеся выполняют и проверяют программы на ПК.

V. Домашнее задание с объяснением. Подведение уроков (оценки)

Условие задачи: Даны целые числа m, n. Если числа не равны, то заменить каждое из них одним и тем же числом, равным большему из исходных, а если равны, то заменить числа нулями.

- Организовать деятельность по восприятию, осмыслению закреплению знаний и способов деятельности по изучаемой теме.

- Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание учащимися изучаемого материала;

- Содействовать усвоению учащихся способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению);

- Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся.

- Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащихся изученного материала

- Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения цели, выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач,

- Умение владеть логическими действиями,

- Умение устанавливать причинно-следственные связи и делать аргументированные выводы,

- Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать небходимость их проверки,

- Компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для индивидуальной работы.

2. Актуализация (дети отвечают устно)

  • Что называется алгоритмом?
  • Что называется программой?
  • К какому типу языков программирования относится язык Турбо Паскаль?
  • Что выполняет команда write?
  • Чем отличается write от writeln?
  • Что выполняет команда read? Readkey?
  • Какова структура программы в Паскаль?
  • Что содержит каждый блок программы?
  • Что означает . ; = := ?
  • Чем отличается = от := ?
  • Как запустить программу?
  • Какая программа называется линейной?
  • Что такое блок-схема?
  • Перечислите блоки.

3. Проверка знаний

Детям раздаются тесты следующего вида:

Ф. И. _______________________________

1. Что называется алгоритмом?

2. Что означает в Турбо Паскале:

точка______________________________________________
точка с запятой_____________________________________

3. Сколько и какие значения могут принимать логические переменные BOOLEAN?________________________________

4. Каким может быть имя программы?__________________

5. Как выглядят операторные скобки?____________________

Ф. И. _______________________________

1. К какому виду языков программирования относится Турбо Паскаль?

  • Естественные
  • Алгоритмические
  • Логические

2. Чем отличается = от := в языке программирования ПАСКАЛЬ?

3. Переменные какого типа описываются служебным словом INTEGER:

  • действительные числа
  • целые числа
  • символьные переменные
  • логические переменные

4. Общий вид строки заголовка:________________________________

5. Укажите порядок расположения основных блоков программы в языке программирования Турбо Паскаль:

  • Раздел операторов
  • Строка заголовка
  • Begin
  • Раздел описаний
  • End

Ф. И. _______________________________

1. Что называется программой?____________________________

2. Что содержит раздел операторов?___________________________

3. Раздел описаний VAR используется для описания:

4. Во что должен быть заключен текст в скобках команды WRITE?

5. Как запустить программу в языке программирования ПАСКАЛЬ?

1. С помощью клавиатуры_________________________________

2. С помощью мыши______________________________________

Ф. И. _______________________________

команду вывода на экран______________________________
команду считывания в память компьютера ______________

2. Как выглядят операторные скобки?_______________________________

3. Каким служебным словом описываются символьные переменные:

4. Чего не может содержать раздел описаний

15. Чем отличается команда WRITE от команды WRITELN?_____________________

Во время выполнения учащимися теста на своих рабочих местах двое учащихся работают у доски и выполняют взаимопроверку.

Работа на интерактивной доске имеет следующий вид: (Рисунок 1)


Учащиеся должны провести соответствия, а потом друг друга проверить.

4. Введение нового материала.

А сейчас давайте вспомним ситуацию с которой вы все неоднократно сталкиваетесь в жизни. Это переход дороги по переходу с двухцветным светофором. Каким будет алгоритм перехода через дорогу (ОТВЕЧАЮТ ДЕТИ).

А теперь давайте предположим какие же будут цели сегодняшнего занятия. (ОТВЕЧАЮТ ДЕТИ) +(СЛАЙД № 2).

Разветвляющийся алгоритм - это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо первое, либо второе действие.

Шаблон разветвляющегося алгоритма: ЕСЛИ условие ТО действие1 ИНАЧЕ действие2

(Дети записывают определение в тетрадь)

Рассматривается блок-схема. А учащимся раздается следующий рисунок, который они вклеивают в тетрадь: (Рисунок 2)

Блок-схема разветвляющегося алгоритма


Какая часть блок-схемы для вас нова? ( ОТВЕЧАЮТ ДЕТИ)

А что мы делали после составления блок схемы?

Так вот для описания разветвляющейся части алгоритма в Турбо Паскаль используется условный оператор, который имеет вид: (Дети записывают в тетрадь)

IF условие THEN действие 1 ELSE действие 2

ЕСЛИ условие ТО действие1 ИНАЧЕ действие2

Если в качестве действия выполняется серия команд, то она заключается в операторные скобки.

А теперь посмотрим как применять условный оператор при составлении программ.

Составить программу для вычисления действительных корней из введенных чисел :

А теперь переведем ее на Турбо Паскаль

IF X>=0 THEN begin y=sqrt(x);

ELSE write(“действительных корней нет”);

(Дети записывают в тетрадь)

5. Домашнее задание (карточки)

Учащимся раздаются карточки разного уровня сложности и следующего содержания:

Домашнее задание
Составить программу, которая будет определять развернутый или нет введенный пользователем угол.

Домашнее задание
Составить программу, которая будет определять тип треугольника, если пользователь введет его самый больший угол.

Домашнее задание
Составить программу, которая будет определять закипит или нет вода, если пользователь введет температуру.

Домашнее задание
Составить программу, которая будет определять замерзнет или нет вода, если пользователь введет температуру.

Домашнее задание
Составить программу, которая будет определять положительное или отрицательное введенное пользователем число.

Домашнее задание
Составить программу, которая будет вычислять модуль числа.

  • С чем вы познакомились сегодня?
  • Какие алгоритмы называются разветвляющимися?
  • С каким новым оператором вы сегодня познакомились?
  • Какие служебные слова в нем применяются?
  • Когда применяется условный оператор?
  • На этом уроке мы научились:
    * составлять блок-схемы для разветвляющегося алгоритма
    * составлять программу с использованием условного оператора
  • Приведите примеры разветвляющихся алгоритмов из жизни (один разобрать)
  • С какими учебными дисциплинами перекликался наш сегодняшний урок?

На следующем уроке мы с вами еще углубим знания в области ветвлений, научимся составлять более сложные программы, в том числе составим программу для вычисления корней квадратного уравнения.

Читайте также: