Конспект по самопознанию 2 класс

Обновлено: 03.07.2024

Загрузить презентацию (171 МБ)

Ценность: праведное поведение

Качества: сердечное отношение к людям, чуткость

  • образовательная: формировать понятие о подлинной красоте человека; раскрыть значение понятий “красота сердца”, “красота души”;
  • развивающая: развивать способность видеть в каждом человеке хорошие качества, чуткость;
  • воспитательная: воспитывать сердечное отношение к близким.

1. Орг. момент. Позитивный настрой.

Концентрация на дыхании. Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.

Давайте приготовимся. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени.

Вдо-о-ох. вы-ы-ыдох. (5-6 раз, медленно).

- Дома вам нужно было придумать окончание притчи “Осколки доброты”.

- А вот как заканчивается эта притча:

“. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги”.

- Совершая добрые дела человек становится красивее.

Притча “Счастье бежало по полю. ”

“Счастье бежало по полю.

(У него было отличное настроение, ему было весело. Ярко светило солнце)

(Счастье бежало по полю) так быстро, весело и безмятежно, что не заметило ямы и угодило в нее. Сидит на дне этой ямы и плачет.

(Трудно ему выбраться наверх).

Люди узнали об этом и стали приходить к яме, чтобы посмотреть на это чудо.

(Они стали просить у Счастья выполнить их желания. Они просили машины, дома, вкусную еду, красивую одежду).

Счастье исполняло их желания, и они уходили счастливые и довольные.

(Но никто из людей не подумал вызволить Счастье из ямы).

Однажды мимо этого места шел молодой человек. Он остановился у края ямы и долго наблюдал, как люди загадывают все новые и новые желания, а потом подал руку и вызволил Счастье из плена.

(Счастье обрадовалось, даже захлопало в ладоши и посмотрело в лицо своему спасителю).

- Что ты хочешь? Я исполню любое твое желание, - спросило Счастье.

(Любое, только пожелай! Я многое могу!)

А молодой человек ничего не ответил, и пошел дальше своей дорогой. А Счастье вприпрыжку побежало рядом. ”

- Как вы думаете, кто поступил правильно и почему? (Счастье шло с молодым человеком всю жизнь, до глубокой старости).

- А другие люди, желания которых исполнилось, были ли они счастливы?

Вывод: желание исполнилось – подарок получили и их счастье на этом кончилось. Желаний у человека много, они не прекращаются.

- Они могли бы получить гораздо лучший подарок. Как вы думаете, какой? (Счастливую жизнь).

- А почему они его не получили? (Ничего не сделали для этого).

“Красота сердца дороже красоты лица” (Арабская пословица)

- Что такое “красота лица”? А “красота сердца”?

- У кого может быть красивым сердце?

- Что важнее для человека – красота сердца или красота лица?

- Красота сердца видна в поступках человека, в том, что он делает, правильно ли поступает.

- В сказочной истории французского писателя Антуана де Сент Экзюпери мальчик – Маленький принц слышит от Лиса, которого он приручил, такие слова: “Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь. ”

- Как можно “видеть” сердцем?

- У вас на столах лежат сердечки. Это ваше Сердце. Как сделать его красивым? (Написать хорошие слова, нарисовать картинки)

- А можно поделиться красотой своего сердца с кем-либо?

Кто сказал, что чудо ждать нелепо.
В сердце будет жить мечта, пока
По лазурной акварели неба
Будут плыть, как рыбки, облака.
На удачу выбери наживку,
Нос не вешай, если не клюет.
Вдруг поймаешь золотую рыбку.
Это значит точно повезет!

Припев: И во сне такое не приснится.
Три желания загадай смелей.
Не забудь с друзьями поделиться,
Ведь чудес не жалко для друзей!

Веселее песенка поется,
Если летним утром над рекой
Солнышко в ладошках рассмеется
Лучиками рыбки золотой.

Припев: И во сне такое не приснится.
Три желания загадай смелей.
Не забудь с друзьями поделиться,
Ведь чудес не жалко для друзей!

И во сне такое не приснится.
Три желания загадай смелей.
Не забудь с друзьями поделиться,
Ведь чудес не жалко для друзей!

- Дома сделайте Сердечки для своих близких. Подарите родным тепло своего Сердца.

- Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте внутри себя, там, где бьется ваше сердце маленький огонек. Он разгорается все ярче и ярче, вы наполняете его добрыми словами и пожеланиями. Мысленно представьте, как вы берете этот огонек в руки, поднимаете его над головой. Пошлите добрые пожелания своим друзьям, родным и близким. Откройте глаза.


Урок самопознания по теме "Учимся дружить" поможет второклассникам раскрыть понятие "Дружбы", научит ценить друга, сопереживать, уметь выручить в трудную минуту.Игровые моменты,воспитательные беседы способствуют пониманию данной темы.

Содержимое разработки

Конспект урока самопознания

Ценность: праведное поведение

Качества: умение прийти на помощь в трудную минуту, сопереживать, терпимо относиться к другим людям, не ссориться.

Педагог: Стерхова Елена Юрьевна

Количество учащихся: 28

Цель: расширить представление о ценностях дружбы через практик праведное поведение;

-Ребята, что вы почувствовали?

Проверка домашнего задания

Вопросы для беседы после проверки:

- Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья?

- Что нужно для настоящей дружбы?

- Были ли в вашей жизни моменты, когда вы считали, что никому не нужны, а потом убеждались в обратном?

- Как вы думаете, нужно ли учиться дружбе?

Позитивное высказывание

- В чем заключается главная мысль данного высказывания?

- На какую пословицу похожа данная пословица?

Рассказывание истории. Подарок учителя

Тётушка Сова улыбалась и смотрела, как играют Девочки – Белочки. Им было хорошо и радостно вместе, они смеялись, радовались, прыгали и шутили, но вдруг начался спор:
- У меня самые красивые косички, а у тебя не красивые – сказала одна Белочка.
- Нет, у меня самые красивые! И самое лучшее платье, тоже у меня – сказала другая Белочка.
А третья ничего не сказала, она загрустила, потому что сегодня она вообще пришла в беличий садик в брючках, и у неё не было косичек, а были заколочки. Белочка отошла в сторонку, она больше не хотела играть с другими Белочками, а те всё спорили и спорили, у кого что лучше.
Мудрая Тётушка Сова подошла к Белочкам и сказала:
- Белочки, идите сюда, а Вам скажу что-то по секрету.
Белочки быстренько подбежали к Тётушке Сове и затараторили:
- Секрет! Секрет! Какой секрет?
- Белочки, вы хотите, чтоб у Вас было много друзей? Чтоб с Вами хотели играть, приходить к Вам в гости и Вас тоже к себе приглашали?
- Да! Да! Очень хотим! – сказали Белочки.
- Тогда слушайте и запоминайте! Никогда себя не выставляйте! Не важничайте и не хвастайтесь! - тихонько сказала Тётушка Сова.
- А как же тогда все заметят, какая я красивая? – спросила одна Белочка.
- А ты заметь, что-то хорошее, красивое в другой Белочке, а она заметит хорошее и красивое в тебе! Заметит и подумает: - У неё красивые косички и сама она такая добрая, хорошая Белочка. Я так хочу с ней подружиться и поиграть! Вот так.
Белочки притихли, задумались, а Тётушка Сова продолжала:
- Или сказать так своей подружке: - Смотри, у тебя сегодня красивые косички и у меня сегодня красивые косички! Здорово, правда!
- Да! Здорово! У тебя сегодня красивые косички и у меня сегодня красивые косички! – засмеялись две Белочки, которые спорили, а другая Белочка им ответила:
- Две подружки с весёлыми косичками, в весёлых платьицах!
- А у тебя красивые, модные брючки! – ответила одна Белочка.
- И замечательные заколочки! – радостно сказала другая.
Удивительно, как сразу вокруг весело и хорошо. Оказалось, что все Белочки красивые и замечательные, и настроение сразу улучшилось, и снова захотелось всем вместе играть и веселиться.

Вопросы для беседы:

- О чем спорили Белочки?

- Какой совет дала им Тетушка Сова?

- Как изменилось все вокруг Белочек?

Творческая деятельность

Каждая пара получает карточку с изображением любого животного. Нужно рассказать, что вы сделает для этого животного, чтобы стать его другом.

(Например, для белочки соберу орешки; дятлу подарю красивый красный беретик на голову; медведя угощу малиновым вареньем и т.д.)

На карточке слова:

- Подчеркните в паре те 5 качеств, которые подходят настоящему другу. Объясните, почему вы так решили.

Групповое пение

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой" - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту,
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту,
Вот что значит настоящий верный друг.

Домашнее задание

Составь и запиши Законы дружбы

Заключительная минута урока

- О чем мы говорили сегодня на уроке? Подумайте, а вы – хороший друг? Рады ли вам ваши друзья?


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить представление о ценности дружбы.

Задачи урока:

  • формировать навыки позитивного общения;
  • развивать умение понимать другого человека, его чувства и поступки;
  • воспитывать уважительное отношение к друзьям.

Один

за всех,

и все

за одного.

Не имей

сто

рублей,

а имей

сто

друзей.

Старый

друг

лучше

новых

двух.

Не годы

сближают

людей,

а минуты.

План – конспект урока по самопознанию 2 класс.

Учитель начальных классов

Оборудование:

компьютер и проектор,

комплект слайдов по изучаемому разделу,

Цель урока: расширить представление о ценности дружбы.

Задачи урока:

формировать навыки позитивного общения;

развивать умение понимать другого человека, его чувства и поступки;

воспитывать уважительное отношение к друзьям.

Содержание урока:

I. Организационный момент.

У.: Ребята, вы догадались о теме нашего урока? Сегодня мы будем говорить о настоящей дружбе, взаимопомощи и поддержке.

У меня в руках вы видите волшебный цветик – семицветик. В течение всего урока мы будем отрывать лепестки и выполнять задания.

III. Задания урока.

Первый лепесток. Круг радости.

У.: Желаю счастья и добра

Всем детям с самого утра.

Дети произносят друг другу свои пожелания.

Второй лепесток. Беседа.

А у вас есть друг? Какими качествами обладают ваши друзья?

Третий лепесток. Сказка о дружбе.

Работа по учебнику.

С. Снегова. Сказка о дружбе.

В далёкой-далёкой стране, где никогда не бы­вает зимы, жил маленький слонёнок, и звали его Мосиком. Необычное имя для слона. Но такое ему дали мама и папа. Из-за этого имени никто не хо­тел дружить со слонёнком.

Мосик - длинный носик, уходи ты спать. Не мешай играть, - дразнились другие слонята и не принимали его в свои игры.

А Мосик очень хотел иметь друга. Жить без дру­зей тяжело. Не с кем поиграть, не с кем поговорить. И никто не принесёт подарки на день рождения.

Решил Мосик найти себе друга в дальних кра­ях. Рано утром, когда все ещё спали, слонёнок ушёл из дома. Конечно, все знают, что уходить из дома плохо. И даже вредно. Но слонёнок Мосик был ма­ленький и глупый. Он даже не подозревал, что вда­ли от дома его могут ожидать всякие опасности. Мосик просто хотел найти друга.

Слонёнок шёл очень долго. Солнце поднялось на самую середину неба и жарко палило сверху. Мосику очень хотелось пить. Вдруг он увидел озе­ро. Мосик готов был припустить со всех ног к озе­ру, чтобы испить прохладной водички, как вдруг услышал тоненькое и жалобное:

Помогите! Помогите!

Слонёнок замер и оглянулся, но никого не увидел.

Помогите! Помогите! — послышалось снова словно из-под самой земли.

Мосик нагнулся и заметил маленький цвето­чек на длинном стебельке. Цветок склонил голов­ку и почти завял.

Слонёнку очень хотелось пить, и озеро было совсем рядом. Но он не побежал к нему, а спросил у цветка:

Тебе помочь?

Цветок слабо-слабо покивал головкой, у него совсем не осталось сил, и почти прошептал:

Солнце. Оно такое яркое.

Мосик подумал и воскликнул:

Я спасу тебя!

Слонёнок своими большими ушами, как зон­тиками, прикрыл цветок от солнца. Цветку стало легче, он поднял головку и сказал:

Спасибо тебе, слонёнок. Ты настоящий друг.

Как ты меня назвал? - удивился Мосик.

Другом. Настоящим, - подтвердил цветок.

А если я скажу, что меня зовут Мосиком, ты перестанешь быть моим другом? - осторожно спросил слонёнок.

Нет, конечно. Ведь друзей выбирают не по имени, а по тем поступкам, что они совершают, - сказал цветок.

Слонёнок засмеялся. Он стал самым счастливым слонёнком на свете. Ведь у него появился друг.

Чтение сказки выразительно.

Беседа: - О чём мечтал слонёнок? Почему цветок назвал слонёнка другом?

Четвёртый лепесток. Минутка отдыха.

Я готов для всех всегда

Делать добрые дела.

Совершив такой поступок,

Будем старших уважать? –Да!

Будем дерево сажать? –Да!

Будем маме помогать? –Да!

А братишку одевать? –Да!

Позаботимся о кошке? –Да!

Птица мы насыплем крошки? –Да!

Позаботимся о друге? –Да!

И цветы польём на клумбе? – Да!

Будем дружными всегда,

Кто ответит? – Да! Да! Да!

Пятый лепесток. Законы дружбы. Работа с пословицами.

У.: Ребята, давайте попробуем открыть законы дружбы. Какие качества нужны для того, чтобы дружба была крепкой? Составление законов дружбы:

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что – то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Умей признавать свои ошибки.

О дружбе написано очень много рассказов, стихов, сказок. Мудрые люди слагали о дружбе пословицы. Как вы понимаете данные пословицы:

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Человек без друзей, сто дерево без корней.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Дружба как стекло – разобьёшь – не сложишь.

Друзья познаются в беде.

Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

Шестой лепесток. Работа с деформированными предложениями – составление пословиц из частей.

Работа в группах. Задание: собрать пословицы из рассыпанных слов.

Один за всех, и все за одного.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Старый друг лучше новых двух.

Не годы сближают людей, а минуты.

У.: Приглашаю детей в круг, предлагаю взяться за руки и продекламировать:

На части не делится солнце лучистое,

И вечную Землю нельзя разделить,

Но искорку счастья – луча серебристого-

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

IV . Итог урока

- Вот и подошёл к концу и наш урок. Он вам понравился? Закройте глазки на минутку и вспомните все, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали. Что нового вы узнали о дружбе? Как вы будете относиться к своим друзьям?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Раскрыть ценность любовь через понятие красив тот, кто красиво поступает.

Задачи:

Развивать умение проявлять любовь ко всем, любовь семье.

Формировать стремление оказывать помощь другим.

Воспитывать ценностное отношение к себе и другим.

Ресурсы: лучики солнца из цветной бумаги, фломастеры, магнитики, ноутбук.

Ход урока:

Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на стол или на колени. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову. И опускается в середину груди. В середине груди находиться бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что солнечный свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освящаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освящаются. Ноги будут вести вас только в хорошие места для свершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная светом, находиться в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Проверка домашнего задания. В. Сухомлинский

Для чего люди говорят спасибо?

Почему это слово называют волшебными?

Как проявилась любовь дедушки к природе?

Позитивное высказывание (цитата).

1. Как вы думаете, какие добрые качества может обнаружить в себе человек, когда любит?
2 .Как человек может проявить свою любовь к другим людям?

У трехлетней Зины заболел отец. Его положили в больницу. Загрустила девочка. Был трескучий январский мороз. Мама собралась к отцу в больницу. Зине тоже хочется увидеть папу. Но мама не пускает: мороз большой.

- Вот письмо напиши, - говорит мама, - я передам.

Зина не умела писать. Но рисовать умела, и она нарисовала отцу письмо.

Нарисовала она себя в кроватке, с широко открытыми глазами. Это означало:

- Папа, я и ночью не сплю, все думаю о тебе.

Потом нарисовала она себя с папой в лесу. Кругом деревья, а они с папой собирают цветы. Это значило:

- Папа, приезжай поскорее, опять пойдем с тобой в лес, будем цветы собирать.

Потом захотелось ей написать: папа, я очень, очень люблю тебя. Думала долго Зина, как это нарисовать. И нарисовала солнце. Это означало:

- Я очень, очень люблю тебя.

Как Зина выразила свою любовь к папе?

Почему Зина нарисовала свою любовь в виде солнца?

Творческая деятельность, групповая работа.

На столах лучики солнца, дети пишут на лучиках кого они любят, прикрепляют к доске. В центре солнышко со словом ЛЮБОВЬ.

Любовь к школе, к маме, к природе, к родным, к родине, к жизни.

Вывод: Посмотрите, любовь словно солнышко, которое согревает весь мир.

Всё живое и неживое, что нас окружает нуждается в нашей любви и заботе. Те, кого любят, всегда полны жизни и радости, им дорог каждый миг их существования. Те, кого любят, с каждым днем становятся красивей, сильней, добрей.

Групповое пение "Улыбка мамы"

Слова и музыка: Ольга Осипова

Каждый день и каждый час
Мама очень любит нас,
Окружив заботой нас и лаской.
Детства лучик золотой,
Вспыхнув на небе звездой,
Доброту несет ее из сказки.

Припев:
Мама улыбнется -
Солнце засмеется,
Разливая всюду яркий свет.
Мамина улыбка
Оставляет в сердце
Самый добрый
Светлый в жизни след.

Мама милая моя,
Очень я люблю тебя!
Ты всегда со мною будешь рядом.
Поругаешь иногда,
Скажешь добрые слова
И согреешь душу своим взглядом.

Припев.
В трудный час, когда беда,
Мама выручит всегда,
Ведь вернее друга нет на свете.
И у каждого, да-да,
Мама-мамочка одна.
Ее любят взрослые и дети.

Припев.

Домашнее задание.

М Андрианов. Урок 13

Почему же не поругали? Стр56-57

Заключительная минута урока.

- Закройте глаза и подумайте о том, о чём говорили на уроке, подарите любовь тем, о ком вспомнили.

Читайте также: