Конспект урока басни а сумарокова волк и журавель лисица и терновый куст
Обновлено: 06.07.2024
Деятельностная: Создать условия для формирования БУД.
Технологии, методы:
Словарная работа, показ иллюстрации, беседа, выборочное чтение.
Основные понятия, термины:
Сказка, волшебная сказка, бытовая сказка, сказка о животных
Планируемый результат:
умеют различать жанры устного народного творчества
умеют характеризовать героев сказки
умеют анализировать текст
проявляют интерес к чтению русских народных сказок;
умеют ценить в героях русских народных сказок доброту, честность, верность.
Организация пространства:
Формы работы по организации деятельности детей:
Этапы урока
Задачи этапа
Наглядность, оформление доски
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
Организационный момент. Мотивация на деятельность.
Доброе утро всем девочкам
Доброе утро всем мальчикам
Доброе утро тем, кто с утра чистил зубы
Доброе утро тем, кто с утра завтракал
Доброе утро тем, кто готов начать урок и обещает быть внимательным.
Садитесь, какой на дворе месяц, число, день недели?
Обратите внимание на экран,что вы видите?
Правильно, это пословица.
Как вы думаете, почему с этой пословицы начинается наш урок?
Правильно, пословица означает то, что только прилагая труд мы сможем достичь хороших результатов на сегодняшнем уроке.
На урок к нам пришёл Незнайка. Давайте поприветствуем его так, как мы учились на уроках речевой практики.
Незнайке интересно, какое у вас настроение, ведь от этого будет зависеть ваша работа на уроке.
Рефлексия настроения
Актуализация знаний
Незнайка хочет у вас спросить, с какими произведениями вы знакомились на предыдущих уроках чтения?
Отвечают на вопросы
Выход на тему урока
ьлваруЖ и асиЛ акзакС
Посмотрите на экран, мой друг Незнайка перепутал буквы в словах так, что я не могу понять, что там написано, вы поможете мне? Дам вам подсказку, Незнайка расположил буквы в обратном порядке.
Правильно, а как вы думаете, что это такое?
Сказка Лиса и журавль
Название сказки, которую мы будем читать сегодня.
Подготовка к первичному восприятию
А что же такое сказка, как вы думаете?
Какие сказки вы знаете?
Давайте спросим у нашего гостя Незнайки.
Правильно, сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Сказки бывают авторскими. Кто их пишет?
И еще бывают народными. Кто пишет их?
Также сказки делятся на: бытовые, о животных и волшебные.
Как вы думаете, что такое бытовая сказка?
А знаете ли вы, что такое сказка о животных?
А знаете ли вы, что такое волшебная сказка?
Да, Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи. В ней происходят чудесные, фантастические события. Примером волшебных сказок являются "Царевна-лягушка", "Сивка-Бурка", "Морозко".
Ребята, а как узнать, к какому виду относится сказка, с которой мы сегодня познакомимся?
Надо ее прочитать
Первичное чтение
-Правильно, сказку нужно прочитать, но чтобы наше чтение было качественным нужно подготовить наш речевой аппарат, для этого Незнайка подготовил для нас чистоговорки и несколько упражнений.
Чистоговорка
Ребята, сейчас мы вместе с вами будем читать сказку, но перед этим я хочу познакомить вас со словами, значение которых, вы, возможно, не знаете
— куманёк, кума – крёстный-отец и крёстная-мать по отношению к родителям крестника и по отношению друг к другу;
— званый пир – приглашение на обед и т.д.;
— потчевать – угощать;
— не обессудь – не суди строго;
— стряпать – готовить пищу;
— досада – раздражение, неудовольствие;
— несолоно хлебала – оказалась ни с чем, обманулась в своих ожиданиях.
Прежде чем мы начнём читать сказку, давайте вспомним правила выразительного чтения :
Следите за словами на строчке, не переставляйте их. Старайтесь понять то, о чём читаете.
При чтении будьте внимательны к каждому слову.
Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.
Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.
Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).
Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.
Выделите голосом важные места.
Давайте сделаем прогноз содержания по названию.
Как вы думаете, о чем будет сказка?
Ребята, сядьте поудобнее, мы начинаем с вами читать сказку.
Начну читать я, далее продолжим по цепочке. (стр.22-24)
Спасибо, ребята, на этом мы остановимся.
Как вы думаете, все ли прочитали свою часть сказки, соблюдая правила выразительного чтения?
-Кто оценивает свое чтение на 5, поднимите руки?
-Кто оценивает на 4?
-Кто оценивает на 3?
-Что можно пожелать тем, кто поставил себе низкую оценку за чтение?
Анализ текста
Какие чувства вызвало у вас данное произведение?
Незнайка хочет проверить, поняли ли вы смысл произведения, для этого он проведет викторину. За каждый правильный ответ вы будете получать 1 жетончик. Победит тот, кто наберет больше всех жетончиков. Отвечаем строго по поднятой руке.
3. Какое предложение сделала лиса журавлю?
Отобедать +
Поохотиться
Порыбачить
4. Какую кашу сварила лиса журавлю?
Гречневую
Овсяную
Манную +
5. В какой посуде лиса подала кашу на стол?
В миске
В тарелке +
В пиале
6. Почему журавль не съел кашу?
Потому что был сыт
Потому что не мог ухватить кашу клювом с тарелки +
Потому что каша была холодная
7. Какое угощение приготовил журавль для лисы?
Расстегаи
Окрошку +
Щи
8. В какой сосуд журавль налил окрошку?
В графин
В горшок
В кувшин +
9. Досыта ли наелась лиса?
Да
Нет
Ушла, не солоно хлебавши +
Тема. Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова, И.А.Крылова.
сопоставить басни В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова и И.А.Крылова на основе выявления особенностей их языка;
формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация, мультипликационный фильм.
Басни не так просты, как кажутся:
В них учиться можно даже и у животного.
Голая мораль наводит тоску,
А рассказ поможет и урок принять.
Наша уловка — поучать, услаждая;
А рассказывать просто так — не стоит труда.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся задают классу вопросы к прочитанным дома статьям.
- Когда возникла басня?
- Какие сюжеты использовали русские баснописцы?
- Назовите имена русских писателей, обратившихся в творчестве к событиям современной жизни.
- Что остаётся неизменным в басне на протяжении многих веков её существования?
- Сформулируйте определение басни.
- На какие части разделена басня?
- Что такое мораль и аллегория?
- Какие тропы используются в басне?
III. Изучение нового материала.
2. Вступительное слово учителя.
Франция. XVII век. Лафонтен.
Жан де Лафонтен учился в парижской семинарии. В 1647 г. в 26 лет отправился в Париж с намерением посвятить себя литературной деятельности. В 1680 г. он издал двенадцать книг басен и в 1683 г. был избран членом Французской Академии.
Великий французский поэт, баснописец в своей творческой деятельности обращается к басне не сразу, сначала он писал героические поэмы, стихи.
В XVII веке Жан де Лафонтен пишет развёрнутые, полные жизни, действий, остроумные повествования. Лафонтен в баснях опирается на народную мудрость, стремится передать взгляд простого человека, его басни замечательны своим разнообразием.
Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своем клюве сыр.
Дядюшка лис, привлеченный запахом,
Повел с ним такую речь:
"Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья,-
То вы - Феникс наших дубрав!"
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв - и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил:
"Сударь, Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает,-
Вот урок вам, а урок стоит сыра".
И поклялся смущенный ворон (но поздно!),
Что другого ему урока не понадобится.
5. Тема Вороны и Лисы в русской басне. В.К.Тредиаковский.
5.1. Слово учителя о В.К.Тредиаковском.
Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) – поэт, переводчик, учёный-филолог, вошёл в историю русской культуры как реформатор стихосложения. Родился в в Астрахани, в семье священника. Учился в школе монахов-капуцинов и должен был принять сан, но по невыясненным причинам в 1723 убежал в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию.
Тредиаковский является одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Ряд современных авторов называет Тредиаковского основоположником русской лирики Нового Времени, однако его большие заслуги были забыты или приписаны другим деятелям культуры.
5. 3.Анализ содержания басни.
- От чьего лица рассказывается басня?
- Исследовательская работа с текстом. Выпишите из текста слова и фразы, вызвавшие затруднения при чтении. (Вещба, впредки, доброт, домочься б, надмен, ободрена, оного, ты без сердца мех). Объясните их значение.
- С кем сравнивает Лиса Ворона? Почему? (Зевсова птица – птица, ведущая свой род от Зевсова орла. По одной из версий, Зевс воспитывался на Наксосе. Когда он отправлялся в поход на титанов, то заметил орла и угадал в нём благое предзнаменование. Когда боги делили пернатых, Зевсу достался орёл. На скипетре Зевса был орёл. Лиса льстит Ворону, играет на его тщеславии, для того чтобы добиться своих корыстных целей).
- Каковы особенности языка басни В.К.Тредиаковского? (Опираясь на античную традицию, автор пользовался главным образом словами высокого, книжного стиля, старославянскими словами (глас, песнь, доброт)).
- Найдите в тексте слова, отличающиеся от других по звучанию.
Инверсия – стилистическая особенность, обратный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.
- Тредиаковский старался использовать в своих произведениях как можно больше инверсий, оставляя главное слово стиха в самом его конце. Это иногда затрудняло понимание текста. Найдите в тексте примеры инверсий.
- Найдите строчку, в которой отражена мораль басни. Кому доверяет автор её выразить?
- Можете ли вы указать неточности в изображении Ворона? Как их объясните? Почему Лиса подумала, что Ворон покрыт мехом, а не перьями?
- За что порицает Лиса (и рассказчик) Ворона?
- Каковы особенности языка басни В.К.Тредиаковского?
6. Тема Вороны и Лисы в русской басне. А.П.Сумароков.
Александр Петрович Сумороков родился в Москве в известной дворянской семье. До 15 лет обучался и воспитывался дома. В 1732–1740 г. учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи.
Но наибольшей популярностью у современников пользовались басни Сумарокова. Он охотно писал в этом жанре в течение почти всей своей творческой жизни (им создано около 400 басен) и выступил здесь подлинным новатором. Писатель сумел придать басням характер живых, порой драматических сценок, наполнил их злободневным содержанием, выступил в них против многих общественных пороков и людских недостатков.
6.3. Анализ содержания басни.
- Исследовательская работа с текстом. Впишите из текста слова и фразы, вызвавшие затруднение при чтении, например: я дам Вороне сок, вспряну, паче всех мер.
- Что общего в языке басен А.П.Сумарокова и В.К.Тредиаковского?
- Выпишите из басни слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В каких произведениях встречаются такие слова?
- Понимает ли Ворона смысл сравнения?
- О чём это свидетельствует?
- Кто более всего достоин порицания: Ворона или Лисица?
- Чем отличаются герои басен А.П.Сумарокова и В.К.Тредиаковского?
- Чем отличается язык басен этих авторов?
7. Тема Вороны и Лисы в русской басне. И.А.Крылов.
7.1. Слово учителя об И.А.Крылове.
7.3. Анализ басни.
- Найдите слова и фразы, которыми рассказчик характеризует Ворону и Лисицу.
- Как характеризует Лисицу такое красноречие?
- С кем сравнивает Лисица Ворону в басне Крылова?
- И.А.Крылов сравнивал себя самого с Лисицей. Он рассказывал, посмеиваясь, что иной раз покорно слушает стихи графа Д.И.Хвостова, похваливает их, а потом одалживает у польщённого графа денег взаймы. В литературе граф Д.И.Хвостов был известен как бездарный поэт, но он снисходительно считал А.С.Пушкина своим преемником.
- Кто из зверей заслуживает большего осуждения – плутовка Лиса или любящая лесть Ворона? (едва ли басня действительно представляет действия Лисицы как гнусные и вредные. Иначе Крылов вряд ли сравнивал бы себя с Лисицей. Лиса льстит очень искусно, Ворона же изображена очень глупой).
- Чем различаются басни В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова и И.А.Крылова?
Басни Крылова по праву считаются высшими образцами этого жанра на русском языке. В них нашли отражение опыт, сознание и нравственные идеалы народа, особенности национального характера. Это выразилось не только в оригинальной трактовке традиционных сюжетов, но прежде всего в языке, звучащем как живая народная речь.
В данном уроке присутствуют активные методы обучения.
Тип урока – комбинированный.
б). Коррекционная: коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в соотнесении.
в). Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству И.А.Крылова.
Портрет И.А. Крылова и репродукции к его басням
Выставка книг поэта
Мультимедийная презентация к биографии и его басням
Карточки с коррекционными заданиями
аудиозаписи басен И.А.Крылова
Организационный момент
- О чем? ( Ученики: «О разном и о прочем. О том, что хорошо. И хорошо не очень.).
Вывод: вот вы и настроились на хорошую работу на уроке. 1 слайд
2 Актуализация знаний.
Приготовьте, пожалуйста, карточки. (карточки под № 1, 2, 3, 4, 5).
Прочтите задание под цифрой 1. Положите карточку с правильным ответом на парту. Следующее задание под цифрой 2.Прочтите задание под №2. Положите карточку с правильным ответом слева направо от предыдущей. И третье задание читаем со слайда. Выберите карточку с правильным ответом. Проверьте, так ли вы разложили карточки? Слайд №5. (проверка и взаимопроверка). Оценивание.
Следующее задание учащимся: « Я предлагаю вам прослушать 4 из 5 представленных на слайде фрагментов аудиозаписей басен И.А.Крылова. (какой-то здесь лишний). Отрывков для прослушивания только 4. Прослушайте 4 отрывка из басен, а затем по памяти разложите карточки в таком порядке, каким они обозначены на слайде. Слайд № 6. Дети прослушивают и кладут карточки с цифрами. Правильный ответ на слайде №7 (проверка и взаимопроверка).
Учащимся предлагается рассказать, в каком порядке они слушали басни, используя слова в рамке – (сначала, потом, затем, наконец со слайда №6). Оценивание.
Я приглашаю к доске с учебниками 4 учеников. Коля будет читать за петуха, Олег – за кукушку, Кирилл – за автора, а Дима – за воробья. Коля и Олег, вы должны передать восхищение друг другом, насмешку в словах воробья – Дима. А Кирилл – просто выразительно прочитать слова автора. Чтение детей по ролям. Во время чтения - просмотр слайдов 8 и 9
3 Изучение нового.
А сейчас давайте отгадаем загадки.
Сегодня мы познакомимся с ещё одной басней Крылова. Чтобы узнать о ком пойдёт речь в этой басне, отгадайте загадки.
Длиннокрылый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным.
Ловит в них лягушек,
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
А сейчас, после того, как мы поставили цели, давайте послушаем басню в моем исполнении. Вопрос перед прослушиванием такой: «Что случилось с волком? Как объясняет это И.А.Крылов? Слайды № 13-19.
А кто из вас попробует себя в роли актеров – покажет, что случилось с волком, каким образом журавль ему помог и как повел себя волк дальше? Драматизация. (2 человека). Молодцы. А сейчас давайте поработаем над выразительным чтением каждой части
басни. Слайды 25-27.
Ответы детей. А для чего мы изучаем басни И.А.Крылова? (ответы детей).
А как мы справились с целями урока? Слайд 29.
Выводы. Аргументированные оценки. Рефлексия. Домашнее задание – выучить басню наизусть.
ЦЕЛИ: продолжить работу по развитию беглого и выразительного чтения; вести одновременную работу над произведением и речью детей;
формировать литературоведческие представления, обеспечивающие
детям полноценное восприятие произведения; заинтересовать
проблемой произведения; учить находить новые краски в знакомом тексте; учить хорошо ориентироваться в тексте, высказывать и отстаивать
свою точку зрения, суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному; воспитывать любовь и уважение к
русскому языку и народному творчеству; развивать навыки общения.
1. Повторение. Актуализация знаний.
Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
- О каком жанре эта загадка?
- Как вы уже догадались, сегодня мы опять побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. На какие группы делятся сказки по авторству?
Дети. Авторские и народные.
- Почему сказки называются народными?
(Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий.)
- Как создавались народные сказки? (ответы детей)
- В долгие зимние вчера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, он привирал, преувеличивал. Кто-то из слушателей запомнил его историю, но не все подробности. А через много лет пересказал эту историю своим детям или внукам, но кое-что внёс своё. Его внук через несколько лет устно, пересказал сказку и тоже внёс в неё что-то своё. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих.
- Какого вида сказки мы изучаем?
Дети. Сказки о животных.
2. Проверка домашнего задания.
Дети. Герои этой сказки – зверь и домашние животные.
Сюжет действия строится, как цепочка событий.
Троекратные повторы встреч.
Звери имеют прозвища.
Много ласковых слов.
- Сегодня мы будем исследовать сказку, герои которой Лиса и Журавль.
Что вы можете сказать об этих персонажах?
(Они очень разные, даже внешне.)
- Но, видимо чем-то они схожи или связаны друг с другом. Вот об этом мы и будем думать, читая текст и прочитав его.
4. Работа над содержанием сказки.
А) Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию.
- Кто из героев сказки вам понравился и почему?
(Ответы детей разные.)
Б) Целевая установка.
Давайте перечитаем эту сказку и разберёмся, кто из вас прав.
В) Перечитывание сказки по абзацам и анализ.
Только- только вступили в дружеские отношения, сделали первые шаги навстречу друг другу, пока только ещё захотели стать друзьями, но не стали.
- Что значит покумились?
(Породнились на крестинах ребёнка, стали кумовьями.)
-Как Лиса приглашала Журавля? Прочитайте.
-Как же Лиса звала Журавля?
(По-доброму, как принято у русских людей.)
- Прочитайте 4 абзац.
- Что приготовила Лиса? Почему?
(Сказка давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась.)
- А когда вам мамы подают горячую кашу, что вы делаете?
- А что сделала Лиса?
- Зачем она размазала кашу по тарелке?
( Чтобы гость не обжёгся.)
- Как она угощала гостя?
- Какое мнение сложилось у вас о Лисе, прочитав эту часть сказки?
(Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам.)
- Тогда где же, в чём, когда она допустила промашку?
(Тогда, когда начали есть.)
- Прочитайте следующие два предложения.
- Как ел Журавль? (Клевал)
- А как едят другие птицы?
- Знала ли об этом Лиса?
(Знала. Все птицы едят одинаково – клюют.)
- В чём была её оплошность?
- Как могут вести себя разные люди, когда их обманули?
( Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.)
- Как поступает Журавль?
(Он не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.)
- Прочитайте следующий абзац.
- Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?
- Как вы думаете, Журавль умышленно это сделал или нет?
- Какое слово в этом абзаце подсказывает нам ответ?
- Прочитайте ещё раз, какими словами Лиса угощала Журавля?
- Как Журавль угощал Лису?
(Предупредил, что никакого другого угощения нет.)
- Прочитайте, как Лиса пыталась отведать угощения?
- Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения?
(Видел. Именно этого и хотел Журавль, он это задумал.)
- Что почувствовала Лиса после такого угощения? Давайте прочитаем дальше.
- Вы удивлены этому?
(Нет. Кому приятно, когда над тобой насмехаются, пригласив в гости.)
- Но ведь Журавлю тоже было обидно возвращаться домой голодным.
Да, обидно. Только обида обиде рознь. Почему?
(Лиса не умышленно обидела Журавля: она его угостить хотела.)
- Но чего не учла?
(Что, если приглашаешь гостя, надо знать его вкусы и возможности;
во время приёма надо заниматься гостем, а не собой.)
- А как должен вести себя гость, если он пришёл в дом к тому, с кем хочет подружиться?
(Культурно, искренне, честно.)
- Значит, что должен был сделать Журавль в данном случае?
Тактично обратить внимание Лисы на совершённую ею оплошность;
намекнуть, что каши ему не досталось; если обиделся, то просто, поблагодарив хозяйку, мог бы уйти и не приглашать к себе Лису, и она бы задумалась, почему так случилось;
а если пригласил, то будь выше своей обиды, учти все промахи, допущенные тем, кто с тобой захотел дружить и с кем ты не прочь подружиться.
- Дочитаем сказку до конца.
- В этих строках есть пословица. Перечитаем её ещё раз.
- Объясните смысл пословицы.
- Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость. И в этой пословице действительно заключена огромная мудрость. А к кому она обращена?
(К каждому из нас.)
- И, главное до того, как мы обидели кого-то. Пословица прямо так и говорит каждому из нас: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно, потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.
Так что, если, как тебе кажется, кто-то незаслуженно тебя обидел, подумай, в чём ты виноват, чем ты спровоцировал обиду, которая вернулась к тебе.
- А теперь вернёмся к началу нашего урока, там, где мы выясняли, кто из героев этой сказки лучше. Как вы теперь ответите на этот вопрос.
(Оба персонажа не хороши, неприятны.)
- А что же их объединяет?
(Интерес к самим себе и безразличие к тому, кто рядом.)
- Народные сказки были придуманы очень- очень давно. А зачем они нужны нам сегодня?
(Они учат людей честности, трудолюбию, доброте.)
- Какой вывод вы сделали для себя, изучив эту сказку? (ответы детей)
Если в жизни случилась неудача, прежде всего надо спросить себя: не я ли сам причина моих бед, не моё ли поведение провоцирует эти беды.
Что мне нужно изменить в себе, чтобы не было за себя стыдно, и окружающим стало со мной спокойно и хорошо.
6. Чтение сказки по ролям.
- Кому эта сказка была известна до урока?
- Что нового вы открыли для себя уже в знакомом произведении?
8. Домашнее задание.
Читайте также: