Конспект урока басни а сумарокова волк и журавель лисица и терновый куст

Обновлено: 06.07.2024

Деятельностная: Создать условия для формирования БУД.

Технологии, методы:

Словарная работа, показ иллюстрации, беседа, выборочное чтение.

Основные понятия, термины:

Сказка, волшебная сказка, бытовая сказка, сказка о животных

Планируемый результат:

умеют различать жанры устного народного творчества

умеют характеризовать героев сказки

умеют анализировать текст

проявляют интерес к чтению русских народных сказок;

умеют ценить в героях русских народных сказок доброту, честность, верность.

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

Этапы урока

Задачи этапа

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационный момент. Мотивация на деятельность.

Доброе утро всем девочкам

Доброе утро всем мальчикам

Доброе утро тем, кто с утра чистил зубы

Доброе утро тем, кто с утра завтракал

Доброе утро тем, кто готов начать урок и обещает быть внимательным.

Садитесь, какой на дворе месяц, число, день недели?

Обратите внимание на экран,что вы видите?

Правильно, это пословица.

Как вы думаете, почему с этой пословицы начинается наш урок?

Правильно, пословица означает то, что только прилагая труд мы сможем достичь хороших результатов на сегодняшнем уроке.

На урок к нам пришёл Незнайка. Давайте поприветствуем его так, как мы учились на уроках речевой практики.

Незнайке интересно, какое у вас настроение, ведь от этого будет зависеть ваша работа на уроке.

Рефлексия настроения

Актуализация знаний

Незнайка хочет у вас спросить, с какими произведениями вы знакомились на предыдущих уроках чтения?

Отвечают на вопросы

Выход на тему урока

ьлваруЖ и асиЛ акзакС

Посмотрите на экран, мой друг Незнайка перепутал буквы в словах так, что я не могу понять, что там написано, вы поможете мне? Дам вам подсказку, Незнайка расположил буквы в обратном порядке.

Правильно, а как вы думаете, что это такое?

Сказка Лиса и журавль

Название сказки, которую мы будем читать сегодня.

Подготовка к первичному восприятию

А что же такое сказка, как вы думаете?

Какие сказки вы знаете?

Давайте спросим у нашего гостя Незнайки.

Правильно, сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Сказки бывают авторскими. Кто их пишет?

И еще бывают народными. Кто пишет их?

Также сказки делятся на: бытовые, о животных и волшебные.

Как вы думаете, что такое бытовая сказка?

А знаете ли вы, что такое сказка о животных?

А знаете ли вы, что такое волшебная сказка?

Да, Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи. В ней происходят чудесные, фантастические события. Примером волшебных сказок являются "Царевна-лягушка", "Сивка-Бурка", "Морозко".

Ребята, а как узнать, к какому виду относится сказка, с которой мы сегодня познакомимся?

Надо ее прочитать

Первичное чтение

-Правильно, сказку нужно прочитать, но чтобы наше чтение было качественным нужно подготовить наш речевой аппарат, для этого Незнайка подготовил для нас чистоговорки и несколько упражнений.

Чистоговорка

Ребята, сейчас мы вместе с вами будем читать сказку, но перед этим я хочу познакомить вас со словами, значение которых, вы, возможно, не знаете

— куманёк, кума – крёстный-отец и крёстная-мать по отношению к родителям крестника и по отношению друг к другу;
— званый пир – приглашение на обед и т.д.;
— потчевать – угощать;
— не обессудь – не суди строго;
— стряпать – готовить пищу;
— досада – раздражение, неудовольствие;
— несолоно хлебала – оказалась ни с чем, обманулась в своих ожиданиях.

Прежде чем мы начнём читать сказку, давайте вспомним правила выразительного чтения :

Следите за словами на строчке, не переставляйте их. Старайтесь понять то, о чём читаете.

При чтении будьте внимательны к каждому слову.

Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.

Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.

Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.

Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

Выделите голосом важные места.

Давайте сделаем прогноз содержания по названию.

Как вы думаете, о чем будет сказка?

Ребята, сядьте поудобнее, мы начинаем с вами читать сказку.

Начну читать я, далее продолжим по цепочке. (стр.22-24)

Спасибо, ребята, на этом мы остановимся.

Как вы думаете, все ли прочитали свою часть сказки, соблюдая правила выразительного чтения?

-Кто оценивает свое чтение на 5, поднимите руки?

-Кто оценивает на 4?

-Кто оценивает на 3?

-Что можно пожелать тем, кто поставил себе низкую оценку за чтение?

Анализ текста

Какие чувства вызвало у вас данное произведение?

Незнайка хочет проверить, поняли ли вы смысл произведения, для этого он проведет викторину. За каждый правильный ответ вы будете получать 1 жетончик. Победит тот, кто наберет больше всех жетончиков. Отвечаем строго по поднятой руке.

3. Какое предложение сделала лиса журавлю?
Отобедать +
Поохотиться
Порыбачить

4. Какую кашу сварила лиса журавлю?
Гречневую
Овсяную
Манную +

5. В какой посуде лиса подала кашу на стол?
В миске
В тарелке +
В пиале

6. Почему журавль не съел кашу?
Потому что был сыт
Потому что не мог ухватить кашу клювом с тарелки +
Потому что каша была холодная

7. Какое угощение приготовил журавль для лисы?
Расстегаи
Окрошку +
Щи

8. В какой сосуд журавль налил окрошку?
В графин
В горшок
В кувшин +

9. Досыта ли наелась лиса?
Да
Нет
Ушла, не солоно хлебавши +

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова, И.А.Крылова.

сопоставить басни В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова и И.А.Крылова на основе выявления особенностей их языка;

формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, мультипликационный фильм.

Басни не так просты, как кажутся:

В них учиться можно даже и у животного.

Голая мораль наводит тоску,

А рассказ поможет и урок принять.

Наша уловка — поучать, услаждая;

А рассказывать просто так — не стоит труда.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся задают классу вопросы к прочитанным дома статьям.

- Когда возникла басня?

- Какие сюжеты использовали русские баснописцы?

- Назовите имена русских писателей, обратившихся в творчестве к событиям современной жизни.

- Что остаётся неизменным в басне на протяжении многих веков её существования?

- Сформулируйте определение басни.

- На какие части разделена басня?

- Что такое мораль и аллегория?

- Какие тропы используются в басне?

III. Изучение нового материала.

2. Вступительное слово учителя.

Франция. XVII век. Лафонтен.

Жан де Лафонтен учился в парижской семинарии. В 1647 г. в 26 лет отправился в Париж с намерением посвятить себя литературной деятельности. В 1680 г. он издал двенадцать книг басен и в 1683 г. был избран членом Французской Академии.

Великий французский поэт, баснописец в своей творческой деятельности обращается к басне не сразу, сначала он писал героические поэмы, стихи.

В XVII веке Жан де Лафонтен пишет развёрнутые, полные жизни, действий, остроумные повествования. Лафонтен в баснях опирается на народную мудрость, стремится передать взгляд простого человека, его басни замечательны своим разнообразием.

Дядюшка ворон, сидя на дереве,

Держал в своем клюве сыр.

Дядюшка лис, привлеченный запахом,

Повел с ним такую речь:

"Добрый день, благородный ворон!

Что за вид у вас! что за красота!

Право, если ваш голос

Так же ярок, как ваши перья,-

То вы - Феникс наших дубрав!"

Ворону этого показалось мало,

Захотел он блеснуть и голосом,

Разинул клюв - и выронил сыр.

Подхватил его лис и молвил:

"Сударь, Запомните: всякий льстец

Кормится от тех, кто его слушает,-

Вот урок вам, а урок стоит сыра".

И поклялся смущенный ворон (но поздно!),

Что другого ему урока не понадобится.

5. Тема Вороны и Лисы в русской басне. В.К.Тредиаковский.

5.1. Слово учителя о В.К.Тредиаковском.

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) – поэт, переводчик, учёный-филолог, вошёл в историю русской культуры как реформатор стихосложения. Родился в в Астрахани, в семье священника. Учился в школе монахов-капуцинов и должен был принять сан, но по невыясненным причинам в 1723 убежал в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию.

Тредиаковский является одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Ряд современных авторов называет Тредиаковского основоположником русской лирики Нового Времени, однако его большие заслуги были забыты или приписаны другим деятелям культуры.

5. 3.Анализ содержания басни.

- От чьего лица рассказывается басня?

- Исследовательская работа с текстом. Выпишите из текста слова и фразы, вызвавшие затруднения при чтении. (Вещба, впредки, доброт, домочься б, надмен, ободрена, оного, ты без сердца мех). Объясните их значение.

- С кем сравнивает Лиса Ворона? Почему? (Зевсова птица – птица, ведущая свой род от Зевсова орла. По одной из версий, Зевс воспитывался на Наксосе. Когда он отправлялся в поход на титанов, то заметил орла и угадал в нём благое предзнаменование. Когда боги делили пернатых, Зевсу достался орёл. На скипетре Зевса был орёл. Лиса льстит Ворону, играет на его тщеславии, для того чтобы добиться своих корыстных целей).

- Каковы особенности языка басни В.К.Тредиаковского? (Опираясь на античную традицию, автор пользовался главным образом словами высокого, книжного стиля, старославянскими словами (глас, песнь, доброт)).

- Найдите в тексте слова, отличающиеся от других по звучанию.

Инверсия – стилистическая особенность, обратный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.

- Тредиаковский старался использовать в своих произведениях как можно больше инверсий, оставляя главное слово стиха в самом его конце. Это иногда затрудняло понимание текста. Найдите в тексте примеры инверсий.

- Найдите строчку, в которой отражена мораль басни. Кому доверяет автор её выразить?

- Можете ли вы указать неточности в изображении Ворона? Как их объясните? Почему Лиса подумала, что Ворон покрыт мехом, а не перьями?

- За что порицает Лиса (и рассказчик) Ворона?

- Каковы особенности языка басни В.К.Тредиаковского?

6. Тема Вороны и Лисы в русской басне. А.П.Сумароков.

Александр Петрович Сумороков родился в Москве в известной дворянской семье. До 15 лет обучался и воспитывался дома. В 1732–1740 г. учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи.

Но наибольшей популярностью у современников пользовались басни Сумарокова. Он охотно писал в этом жанре в течение почти всей своей творческой жизни (им создано около 400 басен) и выступил здесь подлинным новатором. Писатель сумел придать басням характер живых, порой драматических сценок, наполнил их злободневным содержанием, выступил в них против многих общественных пороков и людских недостатков.

6.3. Анализ содержания басни.

- Исследовательская работа с текстом. Впишите из текста слова и фразы, вызвавшие затруднение при чтении, например: я дам Вороне сок, вспряну, паче всех мер.

- Что общего в языке басен А.П.Сумарокова и В.К.Тредиаковского?

- Выпишите из басни слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В каких произведениях встречаются такие слова?

- Понимает ли Ворона смысл сравнения?

- О чём это свидетельствует?

- Кто более всего достоин порицания: Ворона или Лисица?

- Чем отличаются герои басен А.П.Сумарокова и В.К.Тредиаковского?

- Чем отличается язык басен этих авторов?

7. Тема Вороны и Лисы в русской басне. И.А.Крылов.

7.1. Слово учителя об И.А.Крылове.

7.3. Анализ басни.

- Найдите слова и фразы, которыми рассказчик характеризует Ворону и Лисицу.

- Как характеризует Лисицу такое красноречие?

- С кем сравнивает Лисица Ворону в басне Крылова?

- И.А.Крылов сравнивал себя самого с Лисицей. Он рассказывал, посмеиваясь, что иной раз покорно слушает стихи графа Д.И.Хвостова, похваливает их, а потом одалживает у польщённого графа денег взаймы. В литературе граф Д.И.Хвостов был известен как бездарный поэт, но он снисходительно считал А.С.Пушкина своим преемником.

- Кто из зверей заслуживает большего осуждения – плутовка Лиса или любящая лесть Ворона? (едва ли басня действительно представляет действия Лисицы как гнусные и вредные. Иначе Крылов вряд ли сравнивал бы себя с Лисицей. Лиса льстит очень искусно, Ворона же изображена очень глупой).

- Чем различаются басни В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова и И.А.Крылова?

Басни Крылова по праву считаются высшими образцами этого жанра на русском языке. В них нашли отражение опыт, сознание и нравственные идеалы народа, особенности национального характера. Это выразилось не только в оригинальной трактовке традиционных сюжетов, но прежде всего в языке, звучащем как живая народная речь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном уроке присутствуют активные методы обучения.

Тип урока – комбинированный.

б). Коррекционная: коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в соотнесении.

в). Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству И.А.Крылова.

Портрет И.А. Крылова и репродукции к его басням

Выставка книг поэта

Мультимедийная презентация к биографии и его басням

Карточки с коррекционными заданиями

аудиозаписи басен И.А.Крылова

Организационный момент

- О чем? ( Ученики: «О разном и о прочем. О том, что хорошо. И хорошо не очень.).

Вывод: вот вы и настроились на хорошую работу на уроке. 1 слайд

2 Актуализация знаний.

Приготовьте, пожалуйста, карточки. (карточки под № 1, 2, 3, 4, 5).

Прочтите задание под цифрой 1. Положите карточку с правильным ответом на парту. Следующее задание под цифрой 2.Прочтите задание под №2. Положите карточку с правильным ответом слева направо от предыдущей. И третье задание читаем со слайда. Выберите карточку с правильным ответом. Проверьте, так ли вы разложили карточки? Слайд №5. (проверка и взаимопроверка). Оценивание.

Следующее задание учащимся: « Я предлагаю вам прослушать 4 из 5 представленных на слайде фрагментов аудиозаписей басен И.А.Крылова. (какой-то здесь лишний). Отрывков для прослушивания только 4. Прослушайте 4 отрывка из басен, а затем по памяти разложите карточки в таком порядке, каким они обозначены на слайде. Слайд № 6. Дети прослушивают и кладут карточки с цифрами. Правильный ответ на слайде №7 (проверка и взаимопроверка).

Учащимся предлагается рассказать, в каком порядке они слушали басни, используя слова в рамке – (сначала, потом, затем, наконец со слайда №6). Оценивание.

Я приглашаю к доске с учебниками 4 учеников. Коля будет читать за петуха, Олег – за кукушку, Кирилл – за автора, а Дима – за воробья. Коля и Олег, вы должны передать восхищение друг другом, насмешку в словах воробья – Дима. А Кирилл – просто выразительно прочитать слова автора. Чтение детей по ролям. Во время чтения - просмотр слайдов 8 и 9

3 Изучение нового.

А сейчас давайте отгадаем загадки.

Сегодня мы познакомимся с ещё одной басней Крылова. Чтобы узнать о ком пойдёт речь в этой басне, отгадайте загадки.

Длиннокрылый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек,

На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож.

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

А сейчас, после того, как мы поставили цели, давайте послушаем басню в моем исполнении. Вопрос перед прослушиванием такой: «Что случилось с волком? Как объясняет это И.А.Крылов? Слайды № 13-19.

А кто из вас попробует себя в роли актеров – покажет, что случилось с волком, каким образом журавль ему помог и как повел себя волк дальше? Драматизация. (2 человека). Молодцы. А сейчас давайте поработаем над выразительным чтением каждой части

басни. Слайды 25-27.

Ответы детей. А для чего мы изучаем басни И.А.Крылова? (ответы детей).

А как мы справились с целями урока? Слайд 29.

Выводы. Аргументированные оценки. Рефлексия. Домашнее задание – выучить басню наизусть.

ЦЕЛИ: продолжить работу по развитию беглого и выразительного чтения; вести одновременную работу над произведением и речью детей;

формировать литературоведческие представления, обеспечивающие

детям полноценное восприятие произведения; заинтересовать

проблемой произведения; учить находить новые краски в знакомом тексте; учить хорошо ориентироваться в тексте, высказывать и отстаивать

свою точку зрения, суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному; воспитывать любовь и уважение к

русскому языку и народному творчеству; развивать навыки общения.

1. Повторение. Актуализация знаний.

Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

- О каком жанре эта загадка?

- Как вы уже догадались, сегодня мы опять побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. На какие группы делятся сказки по авторству?

Дети. Авторские и народные.

- Почему сказки называются народными?

(Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий.)

- Как создавались народные сказки? (ответы детей)

- В долгие зимние вчера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, он привирал, преувеличивал. Кто-то из слушателей запомнил его историю, но не все подробности. А через много лет пересказал эту историю своим детям или внукам, но кое-что внёс своё. Его внук через несколько лет устно, пересказал сказку и тоже внёс в неё что-то своё. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих.

- Какого вида сказки мы изучаем?

Дети. Сказки о животных.

2. Проверка домашнего задания.

Дети. Герои этой сказки – зверь и домашние животные.

Сюжет действия строится, как цепочка событий.

Троекратные повторы встреч.

Звери имеют прозвища.

Много ласковых слов.

- Сегодня мы будем исследовать сказку, герои которой Лиса и Журавль.

Что вы можете сказать об этих персонажах?

(Они очень разные, даже внешне.)

- Но, видимо чем-то они схожи или связаны друг с другом. Вот об этом мы и будем думать, читая текст и прочитав его.

4. Работа над содержанием сказки.

А) Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию.

- Кто из героев сказки вам понравился и почему?

(Ответы детей разные.)

Б) Целевая установка.

Давайте перечитаем эту сказку и разберёмся, кто из вас прав.

В) Перечитывание сказки по абзацам и анализ.

Только- только вступили в дружеские отношения, сделали первые шаги навстречу друг другу, пока только ещё захотели стать друзьями, но не стали.

- Что значит покумились?

(Породнились на крестинах ребёнка, стали кумовьями.)

-Как Лиса приглашала Журавля? Прочитайте.

-Как же Лиса звала Журавля?

(По-доброму, как принято у русских людей.)

- Прочитайте 4 абзац.

- Что приготовила Лиса? Почему?

(Сказка давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась.)

- А когда вам мамы подают горячую кашу, что вы делаете?

- А что сделала Лиса?

- Зачем она размазала кашу по тарелке?

( Чтобы гость не обжёгся.)

- Как она угощала гостя?

- Какое мнение сложилось у вас о Лисе, прочитав эту часть сказки?

(Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам.)

- Тогда где же, в чём, когда она допустила промашку?

(Тогда, когда начали есть.)

- Прочитайте следующие два предложения.

- Как ел Журавль? (Клевал)

- А как едят другие птицы?

- Знала ли об этом Лиса?

(Знала. Все птицы едят одинаково – клюют.)

- В чём была её оплошность?

- Как могут вести себя разные люди, когда их обманули?

( Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.)

- Как поступает Журавль?

(Он не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.)

- Прочитайте следующий абзац.

- Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?

- Как вы думаете, Журавль умышленно это сделал или нет?

- Какое слово в этом абзаце подсказывает нам ответ?

- Прочитайте ещё раз, какими словами Лиса угощала Журавля?

- Как Журавль угощал Лису?

(Предупредил, что никакого другого угощения нет.)

- Прочитайте, как Лиса пыталась отведать угощения?

- Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения?

(Видел. Именно этого и хотел Журавль, он это задумал.)

- Что почувствовала Лиса после такого угощения? Давайте прочитаем дальше.

- Вы удивлены этому?

(Нет. Кому приятно, когда над тобой насмехаются, пригласив в гости.)

- Но ведь Журавлю тоже было обидно возвращаться домой голодным.

Да, обидно. Только обида обиде рознь. Почему?

(Лиса не умышленно обидела Журавля: она его угостить хотела.)

- Но чего не учла?

(Что, если приглашаешь гостя, надо знать его вкусы и возможности;

во время приёма надо заниматься гостем, а не собой.)

- А как должен вести себя гость, если он пришёл в дом к тому, с кем хочет подружиться?

(Культурно, искренне, честно.)

- Значит, что должен был сделать Журавль в данном случае?

Тактично обратить внимание Лисы на совершённую ею оплошность;

намекнуть, что каши ему не досталось; если обиделся, то просто, поблагодарив хозяйку, мог бы уйти и не приглашать к себе Лису, и она бы задумалась, почему так случилось;

а если пригласил, то будь выше своей обиды, учти все промахи, допущенные тем, кто с тобой захотел дружить и с кем ты не прочь подружиться.

- Дочитаем сказку до конца.

- В этих строках есть пословица. Перечитаем её ещё раз.

- Объясните смысл пословицы.

- Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость. И в этой пословице действительно заключена огромная мудрость. А к кому она обращена?

(К каждому из нас.)

- И, главное до того, как мы обидели кого-то. Пословица прямо так и говорит каждому из нас: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно, потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.

Так что, если, как тебе кажется, кто-то незаслуженно тебя обидел, подумай, в чём ты виноват, чем ты спровоцировал обиду, которая вернулась к тебе.

- А теперь вернёмся к началу нашего урока, там, где мы выясняли, кто из героев этой сказки лучше. Как вы теперь ответите на этот вопрос.

(Оба персонажа не хороши, неприятны.)

- А что же их объединяет?

(Интерес к самим себе и безразличие к тому, кто рядом.)

- Народные сказки были придуманы очень- очень давно. А зачем они нужны нам сегодня?

(Они учат людей честности, трудолюбию, доброте.)

- Какой вывод вы сделали для себя, изучив эту сказку? (ответы детей)

Если в жизни случилась неудача, прежде всего надо спросить себя: не я ли сам причина моих бед, не моё ли поведение провоцирует эти беды.

Что мне нужно изменить в себе, чтобы не было за себя стыдно, и окружающим стало со мной спокойно и хорошо.

6. Чтение сказки по ролям.

- Кому эта сказка была известна до урока?

- Что нового вы открыли для себя уже в знакомом произведении?

8. Домашнее задание.

Читайте также: