Требования безопасности при буксировке техники план конспект

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Технология 11 класс.

Байда Сергей Геннадьевич

Мастер производственного обучения

Обучающая: обеспечить усвоение обучающимися теоретических знаний по теме: "Буксировка транспортных средств". Закрепить и углубить полученные знания по теме, с применением мультимедийной технологии, обеспечивающей повышенный интерес и активность обучающихся к данной теме.

Воспитательная: формирование умения правильно руководствоваться правилами для водителей, ориентироваться оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие.

Развивающая: развитие мыслительной деятельности обучающихся, самостоятельного обобщения знаний, умения сравнивать изученные понятия, делать соответствующие выводы.

Формирование:

1. Управлять трактором, категории "С"

2. Выполнять работы по транспортировке грузов

3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования

4. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия

5. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

6. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

8. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт управления трактором категории "С"

- безопасно и эффективно управлять транспортным средством в различных условиях движения;

- соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством;

- управлять своим эмоциональным состоянием;

- выбирать безопасные скорость, дистанцию в различных условиях движения;

- прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством;

- выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.

- Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;

- правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- основы безопасного управления транспортными средствами:

- порядок вызова аварийных и спасательных служб;

- правовые аспекты (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-лекция с применением мультимедийной технологии, цветных иллюстраций, опорных карточек.

Междисциплинарные Основы электротехники. Устройство и техническое обслуживание тракторов.

Внутри дисциплинарные связи: общие правила для водителей

Методы обучения: объяснительно-иллюстративное изложение

Элементы педагогических технологий: мультимедийные технологии.

ТСО: видеопроектор, ноутбук.

Дидактическое оснащение творческие презентации обучающихся и преподавателя, макеты тракторов, магнитные доски, стенд по правилам для водителя.

I . Организационный момент

II . Опрос домашнего задания

III . Объяснение новой темы

IV . Закрепление темы. Рефлексия

V . Домашнее задание

I . Организационный момент

1. Проверить явку обучающихся

2. Проверить наличие учебных и письменных принадлежностей

II . Опрос домашнего задания

Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки

7.1. Аварийная сигнализация должна быть включена:

при дорожно-транспортном происшествии; при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена; при ослеплении водителя светом фар; при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве); при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки "Перевозка детей" (здесь и далее опознава тельные знаки указаны в соответствии с Основными положениями), и высадке из него. Водитель должен включать аварийную сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.

7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен: при дорожно-транспортном происшествии; при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обста новке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м - вне населенных пунктов.

7.3. При отсутствии или неисправности аварийной сигнализации на буксируемом механическом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки.

При вынужденной остановки на переезде водитель должен:

Немедленно высадить пассажиров;

По возможности послать двух человек в обе стороны пути, разъяснив им правила подачи сигнала машинисту поезда, это вращательные движения рукой, фонарем, факелом и тд.

С помощью звукового сигнала один длинный и три коротких подавать сигналы общей тревоги.

Двигаться навстречу поезду подавая сигналы.

III . Объяснение новой темы

Буксировка механических транспортных средств

20.1. Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспе чивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

20.2. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки - нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.

20.21. При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями,

имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет.

по обеспечению безопасности военнослужащих в повседневной деятельности войск.
Тема. Требования безопасности на занятиях по боевой подготовке.

Занятие. Требования безопасности при буксировке техники ( практический показ способов буксировки, знаков безопасности при каждом способе буксировки, размещения личного состава при буксировке, последствий обрыва троса и других нештатных ситуаций, сдавливание маникена между автомобилем (БТР) и стеной, между автомобилями (БТР).

Учебные и воспитательные цели:

1. Повысить эффективность принимаемых мер по созданию и поддержанию безопасных условий военной службы в подразделениях, предупреждению гибели и травматизма личного состава.

2. Показать военнослужащим, последствия нарушения требований безопасности.

3. Ознакомить личный состав войсковой части с требованиями безопасности при проведении работ с вооружением и военной техникой.


  1. Практический показ способов буксировки, размещением личного состава при буксировке, последствия обрыва троса и другие нештатные ситуации, сдавливание манекена между автомобилем и стеной.

Время проведения: ________________________

Место проведения: парк войсковой части _______.

Форма (метод) проведения: практическое.

Руководства и пособия:

- Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации (УВС ВС РФ, ст. 20,81, глава 7);

Довожу тему, цели и учебные вопросы занятия.

Определяю требования безопасности на занятии:

1. При нахождении в строю строго выполнять требования Строевого устава ВС РФ:

2. При нахождении на учебном месте не заходить за ограждение учебного места;

- ЗАПРЕЩАЮ прикасаться (трогать) к любым материальным средствам находящимся на учебном месте.

3. При передвижении между учебными местами и по военному городку передвижение осуществлять в составе подразделения с использованием средств ограждения строя.

Рассказываю требования безопасности при подготовке к буксировке (при этом показываю на материальной части):
1. При сцепке тягача с объектом эвакуации буксирными тросами или жесткими буксирами, а также при погрузке на седельную сцепку (прицеп, полуприцеп) должна быть установлена надежная связь между водителем тягача и такелажниками, производящими сцепку. После сцепки необходимо соединить тягач и объект эвакуации страховочным тросом (Рисунок 1).
2. На буксируемом автомобиле включить аварийную сигнализацию (при ее отсутствии на задний борт повесить знак аварийной остановки). На тягаче включить ближний свет фар.


Рисунок 1
Требования безопасности во время буксировки:


1. Перед началом движения и в пути следования проверять надежность сцепки (крепления) буксируемого объекта, а также работоспособность тормозной системы тягача и прицепа.
2. Не разрешается нахождение в буксируемой любым способом машине водителей и другого личного состава за исключением случаев буксировки машин на гибкой сцепке и жестком буксире типа "штанга", когда для управления буксируемой машиной присутствие водителя обязательно, а также в кузове тягача при буксировке путем частичной погрузки.
3. Перед троганием с места водитель эвакотягача должен убедиться в отсутствии впереди машин, людей, и что водитель буксируемой машины - на месте. Между экипажами тягача и буксируемой машиной должна быть установлена надежная связь.
4. При буксировке не допускается резких толчков, поворотов, внезапного торможения.
5. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между тягачом и буксируемым транспортным средством в пределах 4-6 м. а при буксировке на жесткой сцепке - не более 4 м. (Рисунок 2, 2.1).


Рисунок 2.1
6. Скорость движения при буксировке не более 50 км/ч.
Довожу условия, при которых буксировка запрещается

-транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);

-двух и более транспортных средств;

-в гололедицу на гибкой сцепке;

-автотранспортного средства с недействующей тормозной системой, если его фактическая масса более половины фактической массы тягача. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки.
Довожу примеры нарушений безопасности при буксировке техники, допущенных в воинских частях МО РФ, 12 ГУМО РФ и их последствия.

23 апреля 2014 г. около 18.30 при отцепе прицепа ЦВ-1,2 дышлом оторвало дистальную фалангу первого пальца руки рядовому А.К Жук (войсковая часть 25625)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа).

1.2. Водитель или специально назначенное лицо при выполнении работ по буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и придела (полуприцепа) должен:

Инструкция вводится в действие с 27.02.96 г.

1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа).

1.2. Водитель или специально назначенное лицо при выполнении работ по буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и придела (полуприцепа) должен:

соблюдать требования инструкции по охране труда, разработанной на основе данной типовой инструкции;

знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с типовой инструкцией № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях;

выполнять также указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

Заметив нарушение требований безопасности другим работником, предупредить его о необходимости их соблюдения.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. К буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа допускаются водители или специально назначенные лица, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда и обученные безопасным методам работы.

2.2. Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) не должен приступать к работе.

2.3. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

2.4. При буксировке, сцепке и расцепке необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

работе с ненадежно заторможенным автомобилем, прицепом, полуприцепом;

нахождении работника между буксирующим автомобилем с работающим двигателем и прицепом или буксируемым автомобилем во время сцепки или расцепки;

использовании случайных предметов в качестве буксира;

несогласованных действиях водителей буксирующего и буксируемого автомобилей.

2.5. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной типовой инструкции работник, производящий буксировку, сцепку, расцепку автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) несет ответственность согласно действующему законодательству.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

3.1. Перед началом работы работник, производивший буксировку, сцепку, расцепку автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) должен:

проверить исправность прицепов (полуприцепов), их буксирных устройств, наличие и исправность приспособлений и инструментов;

удалить из зоны работы посторонних лиц.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

4.1. Перед сцепкой и расцепкой автомобиля и прицепа (полуприцепа) последний необходимо затормозить стояночным тормозом, подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).

4.2. Во время подачи автомобиля-тягача к прицепляемому транспортному средству запрещается нахождение людей между этим транспортным средством и движущимся автомобилем.

4.3. Сцепку или расцепку следует производить на ровной горизонтальной поверхности, причем продольная ось сцепляемого полуприцепа должна совпадать с продольной осью автомобиля-тягача.

4.4. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и двух или более прицепов, должны производить три человека - водитель, лицо, производящее сцепку, и лицо, координирующее их работу.

В исключительных случаях (дальние рейсы, вывозка сельскохозяйственных продуктов с полей и т.д.) сцепку разрежается производить одному водителю.

4.5. Перед сцепкой прицепа (полуприцепа) водитель должен убедиться в том, что:

соединительные шланги и электропровода не мешают сцепке;

седельно-сцепное устройстве, шкворень и их крепления исправны;

передняя часть полуприцепа по высоте располагается так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло.

4.6. При сцепке или расценке дышло прицепа, не имеющее удерживающих пружин, следует устанавливать на стойку, предохраняющую его от падения.

4.7. Растормаживать прицеп или полуприцеп и убирать упоры из-под колес разрешается только после окончания сцепки.

4.8. До того, как производящий сцепку или расцепку станет между автомобилем и прицепом, водитель автомобиля должен затормозить свой автомобиль стояночным тормозом, заглушить двигатель и поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение.

4.9. Запрещается осуществлять буксировку транспортных средств методом толкания.

4.10. Буксировка автомобиля на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

4.11. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м, а при буксировке на жесткой сцепке - не более 4 м.

4.12. Буксировка запрещается:

транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);

двух и более транспортных средств;

транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;

в гололедицу на гибкой сцепке.

4.13. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается нахождение людей в буксируемом автобусе, в кузове буксируемого грузового автомобиля.

При буксировке путем частичной погрузки запрещается нахождение людей в кабине или кузове буксируемого автомобиля, а также в кузове буксирующего автомобиля.

4.14. При буксировке на гибкой сцепке запрещается натягивание троса рывками. Запрещается нахождение людей ближе 6 м от натягиваемого троса.

4.15. Буксирные металлические тросы должны иметь на концах петли со специальной заделкой.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, работник должен немедленно сообщить администрации предприятия, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача, помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошел с самим работником, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся администрации предприятия или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

6.1. По окончании работы:

6.1.1. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для него место.

6.1.2. Вымыть руки с мылом.

6.1.3. О всех недостатках, обнаруженных во время работы известить своего непосредственного руководителя.

Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.

ПДД РФ, 20. Буксировка механических транспортных средств

20.1. Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

20.2. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки - нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.

20.2(1). При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет.

(п. 20.2(1) введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2017 N 333)

20.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4 - 6 м, а при буксировке на жесткой сцепке - не более 4 м.

Гибкое связующее звено должно быть обозначено в соответствии с пунктом 9 Основных положений.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

20.4. Буксировка запрещается:

транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);

двух и более транспортных средств;

транспортных средств с недействующей тормозной системой , если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;

Недействующими считаются системы, которые не позволяют водителю остановить транспортное средство или осуществить маневр при движении даже с минимальной скоростью.

двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;

Читайте также: