Отработка техники чтения 1 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Шашель Татьяна Васильевна

Населенный пункт: Тульская область, поселок Одоев

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология: на ситуативной (игровой) основе.

Цель урока:

Образовательные:

- создать условия для вычленения в речи существенных признаков согласных звуков [г], [г , ], определять их местонахождения в словах, обозначать их в письменной речи;

- создать условия для формирования навыка слогового, правильного, выразительного чтения; для развития речи, логического мышления.

Развивающие:

- развивать аналитическое мышление, наблюдательность;

- развивать познавательные умения через исследование;

- развивать умения учебного труда.

Воспитательные:

- воспитывать мотивы учения, положительное отношение к знаниям;

- прививать навыки дисциплинированности, аккуратности и настойчивости при выполнении заданий.

Задачи:

- познакомить учащихся с буквами Г, г;

- совершенствовать навыки чтения;

- учить сравнивать произношение и написание слов;

- закреплять представление об однокоренных словах;

- развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание;

- формировать орфографическую зоркость;

- уточнить представления детей о классификации грибов (съедобные и несъедобные), познакомить с названиями распространённых грибов;

- обогащать словарный запас.

Формируемые УУД:

Регулятивные: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать; планировать учебное сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Предметные: познакомить с согласными звуками [г], [г'], буквами Г, г; учить слышать эти звуки и давать им характеристику, находить в слого-звуковых схемах; находить буквы Г, г в словах и текстах; читать слоги, слова и тексты с ними; вырабатывать навыки осознанного чтения; способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, мышление, память; читать предложения с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Личностные: осознают значимость чтения; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : Учить работать с учебником Кондранина Т.И.

- Совершенствовать навык чтения.

- Развивать технику чтения на основе развития интереса к чтению .

- Создавать условия для формирования УУД.

- Воспитывать интерес , любовь к чтению.

Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Умение использовать знаково-символические средства, условные обозначения, модели единиц русского языка.

Самостоятельно выделять и формировать познавательную цель (изображение рисунков, исправление ошибок по образцу.)

Формировать и удерживать учебную задачу.

Умение слушать и вступать в диалог.

Продолжать работать на протяжении всего урока с учителем и одноклассниками.

Презентация к уроку ,условные обозначения в учебнике,проектор,экран.

Смайлики для поощрения.

Организационный момент: (на экране слайд №1)

Мы – отлично учимся!

Всё у нас получится.

Актуализация знаний (учитель)

Я присоединяюсь к вашим пожеланиям, верю в вас.

Всё у вас получится.

Как вы думаете ,чем мы сегодня будем заниматься на уроке ?

-Читать скороговорку в медленном, среднем, быстром темпах.

-Читать слова в столбиках, ставить ударение .

-Составлять предложения из слов.

-Работать с текстом .(выделять группы слов, причитывать по одному слову, читать текст в медленном, среднем, быстром темпах.)

За активную работу каждый ученик награждается смайликами .

2. Работа со скороговоркой (на экране слайд №2)

Ёжик шёл, шёл, шёл и на горку набрёл.

Ёж на горку верхом.

А с горы кувырком.

-Прочитать скороговорку про себя (на экране слайд №3)

-Выбрать предложение ,которое будем читать в среднем темпе.

-Какое предложение будем читать в медленном темпе.

-Какое предложение будем читать в быстром темпе.

Дети (чтение детьми скороговорки в разных темпах)

(на экране слайды №2,3,4,5)

-Чьё чтение вам понравилось.? (смайлики )

3.Работа с учебником Кондранина Т.И.

Положите перед собой учебник. По закладке откройте.

-Прочитайте название рассказа (Грачи.)

-Мы познакомимся со словами, которые будут в этом тексте.

-Читать предложения с интонацией вопроса и ответа.

-Находить группы слов, которые читаются как одно слово.

Читать причитывая по одному слову.

-Чтение рассказа в медленном, среднем, быстром темпах.

Поставить ударение в словах 1 столбика

Дети (поощрения, смайлики).

4. Работа со словами (чтение слов в парах.)

Грачи, зимой, можно, сядет, ворон, грачей, вместе, живут, осенью, видеть, улетают, улетают на юг, но не все, с воронами, а с нами.

-Чтение слов про себя.

-чтение по цепочке.

-В 1столбике поставить ударение .(поменяться работами, взаимопроверка по образцу.) (на экране слайд №6)

Составить предложения, включая данные слова.

(Работа в группах.)

Грачи сидят с воронами. Зимой грачи улетают на юг. Осенью можно увидеть грачей с воронами вместе.

Оценивание детей по группам (самооценка.)

5.Чтение предложений с интонацией вопроса и ответа.

Осенью грачи улетают на юг?

Осенью грачи улетают на юг.

Осенью грачи улетают на юг?

Осенью грачи улетают на юг.

(Обратить внимание ,что логическое ударение падает на одно и тоже слово, в

первой паре – осенью, во второй паре-грачи.)

-Чтение рассказа целыми словами.

Грач (на экране слайд №8)

Осенью грачи улетают на юг. Но не все. Зимой тоже можно видеть грачей.

Живут они вместе с воронами. Сядет стая ворон на дорогу, а с ними - грач.

-Найти в рассказе группы слов, которые читаются как одно слово, и обведи по образцу.

На юг, но не все, с воронами, а с ними.

-Читать предложения причитывая по одному слово .

Рыбки весело резвятся.

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся.

То зароются в песке .

7.Подчеркнуть буквы по образцу: А и О.

Проверь и исправь ошибки .(Проверка в парах, образец на доске .)

Я Ч С М А П Р О Л Д А Ж О Э Ю Б А Ь О Т И М
С А С Ч Я О Ф Ы В А П Р О Л Д О Д Ж А Э Ъ Х .

(на экране слайд №9)

- Самым внимательным выдаются смайлики.

8.Подвем итоги : (паровозик из трёх вагончиков.)

Какое задание понравилось больше всех?

- II -вагончик: С каким заданием ты справился, но испытывал сложности?

Какое задание оказалось для тебя самым трудным ?

(Дети ставят цифру в каждый вагончик)

-На столе каждого ребёнка лежат смайлики (весёлый, грустный, спокойный.)

С каким настроением вы работали на уроке?

Молодцы, спасибо за урок .

Краткое описание документа:

"Описание материала:

Цель : Учить работать с учебником Кондранина Т.И. - Совершенствовать навык чтения. - Развивать технику чтения на основе развития интереса к чтению . - Создавать условия для формирования УУД. - Воспитывать интерес , любовь к чтению.

Познавательные УУД: Умение использовать знаково-символические средства, условные обозначения, модели единиц русского языка. Самостоятельно выделять и формировать познавательную цель (изображение рисунков, исправление ошибок по образцу.)

Регулятивные УУД: Формировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог. Продолжать работать на протяжении всего урока с учителем и одноклассниками.

Оборудование: Презентация к уроку ,условные обозначения в учебнике,проектор,экран. Смайлики для поощрения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это конспект урока, который проводится после изучения всех букв. Урок - игра.

Ивенский филиал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сокольниковская средняя общеобразовательная школа

Моршанского района Тамбовской области

Конспект урока по предмету

Автор: Безрукова Наталья Викторовна

Должность: учитель начальных классов

Аннотация к уроку
Данный урок (конспект с презентацией) используется при повторении изученного материала по обучению грамоте в 1 классе. Данный ресурс позволяет проверить знания обучающихся о гласных и согласных звуках, слогах, предложении; формирует ценностное отношение обучающихся к совместной учебно-познавательной, учебно- практической деятельности; расширяет знания детей об окружающем мире, воспитывает гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностей.

Цель: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебно-познавательной, учебно - практической деятельности по определению согласных и гласных звуков в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями.

Образовательные:

-учить звуковому и сравнительному анализу слов;

-способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения;

-расширить знания детей об окружающем мире;

-вовлекать детей в исследовательскую леятельность.

Развивающие:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностей;

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Метапредметные

-проявление интереса к новому содержанию занятия;

- проявление любознательности к изучаемому материалу;

-формируем умение высказывать самые простые правила.

Регулятивные УУД:

- формируем умение определять цель деятельности на уроке;

- формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

- формируем умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы;

- формируем умение определять основную мысль текста;

- формируем умение на основе анализа делать выводы;

- формируем умение устанавливать аналогии;

- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

- формируем умение совместно договариваться о правилах общения, поведения и выполнения общего дела.

-выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой;

-читать слоги и слова с изученными буквами;

-читать текст вслух.

Элементы современных образовательных технологий: игровые, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, проблемное (частично-поисковое).

Тип урока: комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Учебно-методическое обеспечение:

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Орг. момент

Личностные УУД (осмысление внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к уроку)

длительные по вр емени упражнения, а короткие, но с б ол ьшой частотой.

Полуторачасовые тре нировки н е дадут никакой п ользы и даже пода вят у ребёнка

всякое желание чита ть. Гораздо лучш е проводить их п о 5 минут несколь ко раз в день и

1. Очень интересен метод жужж ащего ч тения. При жужжащ ем чтении вы читаете

вместе с ребенком одновременно в слух, впол голоса, каждый со св оей скоростью, в

2. Хорошие резу льтаты даёт чтение пере д сном. Дело в том, ч то последние

события дня фик сируются эмоционал ьной памя тью, и во время сна человек нахо ди тся

под их впечатлен ием. Организм пр ивыкает к этому состоянию. Н едаром ещё 200 лет

назад говорилось: "С тудент, наукам и живущий, учи п салтырь на с он грядущий".

Если ребёнок не люб ит читать, т о необходим р ежим щадящего чт ения: прочиты вается

одна - две строчки , затем ус траивается кратк овременный отдых. Такой режим

получается, когда реб ёнок просматри вает диафильмы: две строчки п од кадром

прочитал, посмотр ел картинку, отдо хнул. Диафил ьмы должны быт ь занимательн ого

Развитие техн ики чтения тормози тся из - за слабор азвитой оп еративной п амяти:

прочитав три - четыре слова, реб ёнок уже заб ывает первое и не мо жет понять смы сла

предложения. Тако е положение можно исп равить с пом ощью зрительных

диктантов, р азработанных професс ором И. Т. Фе дор енко (г. Х арьков). В каждом

из 18 наборов п о 6 предложений: п ервое ("Тает сн ег") содержит все го два слова из 8

букв, а в последнем - уже 46 б укв. наращива ние длины пр едложения происходит

постепенно, по одно й - д ве буквы. Как лучше проводить зрител ьные дикт анты?

Выпишите на листк е ребенку либо сразу 5 пр едложений, которы е открываются по

одному, либо пише тся одно. На прочт ение каждого пр едложение отводится

определённое время, которое указыва ется после н его. Ваш ребенок читает

предложение молча, и стараются ег о запомн ить. Предложит е ему закрыть глаз а и

представить, как оно з аписано, и п овторить его про себя. Затем убе рите листок с

написанным пр едложением. Р ебенок записыв ает текст. Зрительны е диктанты долж ны

4. Нам велит труди ться школа, уч ит этому отряд . (36)

5. Наш народ хоче т жить в мире со в семи народами. (37)

1. В тайге водятся х ищные животны е: волки, р ыси. (36)

1. Скоро небо покр оется тучами, зам оросит дождь. (38 )

2 . Однажды в студё ную зимнюю пору я из лесу вышел. (38)

3. Пробилась из - под земли вода, и родился родничо к. (39)

4. От города в тайг у строители пр оложили шосс е. (37)

5. Цветы были н е знакомые, пох ожие на колокольчик и. (40)

1. Прохладная вода хорошо осв ежает уставших р ебят. (41)

2. Играют волны, в етер свищет, и мач та гнётся и скрипит . (42)

3. Победа над врагом наполнила гр удь воина сча стьем. (42)

4. Каждый день тысяч и людей въезжают в новые квар тиры. (43)

5. Школьники выращивают мандари ны, лимоны, апель сины. (44)

1. По лесной зар осшей тропе остор ожно идёт пограни чник. (45)

2. Начальник подош ёл к окну и увид ел за ним стр оящийся дом. (46)

3. Наша страна ж ивёт в мире и др ужбе с друг ими народами. (4 3)

4. Часть Сибири п окрыта кру тыми и обры вистым и горами. (43

5. По нашему краю т ечёт красивая п олноводная река Енисей. (46)

Чтение в темпе скор оговорки предназ начено дл я развития артикул яционного аппа рата,

особое внимани е обращается на чёткость прочтения окончаний сл ов.

Постоянно ведётся работа над развитием фо нематич еского слуха, ис пользуя

4. Наш голова ваш его голову головой п ереголовит, перевы головит.

7. На дворе трава, на траве дрова, н е руби дрова на тра ве двора.

8. Возле горки на при гор ке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

16. Лавировали корабл и, лавиро вали, да не вылавиро вали.

Непременным усл овием улучшения техники чтения я вляется постоян ная

систематическая ра бота по анал изу и си нтезу сло в.

Учителя начальны х классов им еют в своей педагогич еской копилке много приемов

достижению резуль тативности в обу чении чтению. Рас смотрим их:

Учащийся делает глуб окий вдох и на выдохе читает 15 согласных о дного ряда:

Чтение согласн ой с какой - н ибудь гласной , используя эту же табл ицу.

Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [ о], 3 ряд – с гласным [у].

После этого упражн ения учащиеся тренирую тся в чтении ряда гл асных с ударени ем на

Берется от 3 до 10 сл ов, каждое из ни х пишется на двух маленьких карточках. Ребенку

предлагается быс тро сложить карт очки так, чтобы получились о смысленные сло ва. В

более сложном вариан те предлагают ся слова, похожие п о написани ю.

Это упражнение раз вивает способно сть по отдельном у фрагменту высказыват ь догадку

обо всем слове в цел ом и сразу ж е подтвержд ать ее недостающим фрагментом. Кром е

того, формируется установка на побуквенны й анализ слова .

Для развития скор ости и гибкос ти (умения менять скорост ь чтения в завис имости от

Суть упражнения "Б уксир" заклю чается в чтении в паре. Взрослый читает "про с ебя” и

пальцем следит п о книге. А ребен ок читает в слух, но по пальцу взрослого. Таким

Второй вариант упра жнения "Бу ксир" заключает ся в одновременном чтении взрослого и

ребенка вслух. Взр ослый чита ет в пределах скор ости ребенка, к оторый должен

подстроиться п од его темп. Затем взрослый зам олкает и про должа ет читать "пр о себя",

ребенок следует его примеру. За тем снова идет чт ение вслух. И есл и ребенок

правильно "уловил" темп чтения, то "вс третится" с ним на одном сл ове.

Школьнику предлага ется начать чт ение и про должать его в течени е одной минуты.

После этого ученик отмечает, до каког о места он дочитал. Затем следует п овторное

чтение этого же отрывка текста. После этого уче ник снова заме чает, до какого сл ова он

дочитал, и сравни вает с результата ми первого прочт ения. Естественно, что во второ й

раз он прочитал на н есколько сл ов больше /кто - то на 2 слова, кто - т о на 5, а кто - то на

15/. Увеличение темп а чтения вызы вает положит ельные эмоции у р ебенка, ему х очется

читать еще раз. Однак о более трех раз не следует эт ого делать! Избега йте утомл е ния.

Дети отрабатывают четкое и правил ьное, а главное – быс трое чтение тек ста.

Окончания слов не должны "пр оглатываться" ребенком, а должны четко

проговариваться. Упра жнение длит ся не бол ее 30 секунд.

Выразительное чт ение с переходом на н езнакомую час ть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: "Т еперь, снова чита й

текст, но чуть - чуть медленне е, зато красиво, выраз ительно". Ваш уч еник прочитыва ет

отрывок до конц а, но взрослый не остана вливает его. Ре бенок переходит н а

незнакомую часть текста. И вот зд есь происходит мал енькое чудо. Оно состоит в том,

что ребенок, неск олько раз прочитавш ий один и тот ж е отрывок текста выработавший

уже здесь повышенн ый темп чтения, при п ереходе на н езнакомую часть т екста

продолжает читат ь ее в том же по вышенном темп е. Его возможност ей надолго не

хватает, но если е жедневно проводит ь такие упражнения дл ительность ч тения в

повышенном темп е будет увелич иваться. Через дв е - три недели чтен ие ребенка зам етно

Его цель – развити е зрительно го умения ори ентироваться в текс те. Заключается оно в

Ребенок кладет руки на колени и начинает ч итать текст вслух п о команде "Брос ок".

Когда раздается коман да "Засечка" чит атель отрывает г олову от книги, закрывает глаза

и несколько секунд отдыхает, руки пр и этом остаются на коленях. По кома нде "Бросок”

ребенок должен оты скать глазами т о место в книге, на к отором он остан овился и

продолжить чтение вслух. Это упражн ение может дл иться около 5 м инут.

Для повышения верхней границы индивидуа льного диапазона скорости чт ения

Его смысл - в чередовании чт ения в комфортн ом режиме с чтени ем на максимальн о

доступной ребенку скорости чтения м олча с ч тением вслух. Пере ход на чтение в

максимально ускор енном режиме осуществляется по к оманде учите ля "Молния!” и

продолжается от 20 секунд /вначал е/ до 2 минут /п осле освоения упражнения/.

Тренировки могут пр оводиться по несколько раз на каждом занят ии чтением, пр и этом

в качестве дополнит ельного стимул ятора можно и спользовать м етроном.

Детям всегда хочется посоревновать ся – к то быстрее чи тает. В этом случае полезно

Если к ребенку приш ли одноклас сники, предложите им отыскать в книге одинаковый

отрывок и по кома нде начать читать одновременно вслух, кто быс трее, правильн о

При этом упражн ении маленькие читат ели учатся еще вн иманию и с осредоточенности.

Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают соср едоточиться. Ре бенку нужно бы ть

внимательным и не отвлекаться на п осторонний шум . А это умение нужно развивать.

Любимый у учащи хся вид чтения – ролево е чтени е, вызывает массу чувств, эмоций.

В современной п едагогике раз работан комплекс у пражнений для фо рмирования на выка

чтения и понимания текстов. Авторам и этих р азработок стала гр уппа педагог ов и

психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Н овлянская З.Н., Ладыженская Т.А.,

Чтение текста с прик рытой верх ней часть ю строчки:

В этом упражнени и есть секрет – упра жнение с хитри нкой. Дело в том, что любо й

сколько - нибуд ь смышленый ребенок заметит, что когда читае тся верхняя стр очка по

половинкам букв, в это время н ижняя полно стью открыта, и с ообразит, что гораз до

выгоднее успеть бы стро прочитат ь ее, пока она от крыта, чтобы п отом, когда ее

закроют быстро выдат ь готовый р езультат. Многие д ети быстро п ереходят на эту

стратегию, а это и менно то, что нужн о для увеличения скорости чтения!

Это упражнение форм ируют сразу несколько з начимых учебных ка честв:

Словесно - логич ескую память (т.к . необходимо удержат ь в памяти с разу несколько сл ов

Распределение вн имания и умен ие выполнять одновременно как м инимум 2 зад ачи

(чтение заданной строчки вслух и чтение нижел ежащей строчки пр о себя).

Одной из самых трудных задач в м етодике обуч ения динамическ ому чтению явл яется

преодоление привычк и сознател ьной или под сознательной арти куляции, стремл ение к

Исследования показ ывают, что для пон имания смы сла при чтении и запоминании

информации вполн е достаточно тол ько видеть слово и п ередать его в зрительный

образ, в анализат ор мозга для обраб отки информац ии.

При низкой скор ости чтения в се слова мысл енно проговаривают ся. Чем выше скор ость

чтения, тем меньш е слов проговаривает ся, тем больш е слов воспринимает ся только

В целях четкого раз гра ничения детьми чт ения молча и вслу х, а также пр едупреждения

активного внешн его проговаривания при чтен ии, Грекова Т.А. со ветует использ овать

При команде - " Губы" к плотно сжатым губам ребенок приклад ывает палец л евой руки,

чем подкреплял ась психологич еская устано вка на беззвучно е чтение. При кома нде -

По мере привыкания ш кольника к ч тению без внешних признак ов проговари вания,

команда "Губы" п одается вс е реже и, наконец, отменя ется совсем.

Таким образом, ч ем меньше про говарив ание, тем выше скор ость!

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Читайте также: