Отработка техники чтения 1 класс конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Автор: Шашель Татьяна Васильевна
Населенный пункт: Тульская область, поселок Одоев
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология: на ситуативной (игровой) основе.
Цель урока:
Образовательные:
- создать условия для вычленения в речи существенных признаков согласных звуков [г], [г , ], определять их местонахождения в словах, обозначать их в письменной речи;
- создать условия для формирования навыка слогового, правильного, выразительного чтения; для развития речи, логического мышления.
Развивающие:
- развивать аналитическое мышление, наблюдательность;
- развивать познавательные умения через исследование;
- развивать умения учебного труда.
Воспитательные:
- воспитывать мотивы учения, положительное отношение к знаниям;
- прививать навыки дисциплинированности, аккуратности и настойчивости при выполнении заданий.
Задачи:
- познакомить учащихся с буквами Г, г;
- совершенствовать навыки чтения;
- учить сравнивать произношение и написание слов;
- закреплять представление об однокоренных словах;
- развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание;
- формировать орфографическую зоркость;
- уточнить представления детей о классификации грибов (съедобные и несъедобные), познакомить с названиями распространённых грибов;
- обогащать словарный запас.
Формируемые УУД:
Регулятивные: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать; планировать учебное сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Предметные: познакомить с согласными звуками [г], [г'], буквами Г, г; учить слышать эти звуки и давать им характеристику, находить в слого-звуковых схемах; находить буквы Г, г в словах и текстах; читать слоги, слова и тексты с ними; вырабатывать навыки осознанного чтения; способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, мышление, память; читать предложения с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Личностные: осознают значимость чтения; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель : Учить работать с учебником Кондранина Т.И.
- Совершенствовать навык чтения.
- Развивать технику чтения на основе развития интереса к чтению .
- Создавать условия для формирования УУД.
- Воспитывать интерес , любовь к чтению.
Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
Умение использовать знаково-символические средства, условные обозначения, модели единиц русского языка.
Самостоятельно выделять и формировать познавательную цель (изображение рисунков, исправление ошибок по образцу.)
Формировать и удерживать учебную задачу.
Умение слушать и вступать в диалог.
Продолжать работать на протяжении всего урока с учителем и одноклассниками.
Презентация к уроку ,условные обозначения в учебнике,проектор,экран.
Смайлики для поощрения.
Организационный момент: (на экране слайд №1)
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится.
Актуализация знаний (учитель)
Я присоединяюсь к вашим пожеланиям, верю в вас.
Всё у вас получится.
Как вы думаете ,чем мы сегодня будем заниматься на уроке ?
-Читать скороговорку в медленном, среднем, быстром темпах.
-Читать слова в столбиках, ставить ударение .
-Составлять предложения из слов.
-Работать с текстом .(выделять группы слов, причитывать по одному слову, читать текст в медленном, среднем, быстром темпах.)
За активную работу каждый ученик награждается смайликами .
2. Работа со скороговоркой (на экране слайд №2)
Ёжик шёл, шёл, шёл и на горку набрёл.
Ёж на горку верхом.
А с горы кувырком.
-Прочитать скороговорку про себя (на экране слайд №3)
-Выбрать предложение ,которое будем читать в среднем темпе.
-Какое предложение будем читать в медленном темпе.
-Какое предложение будем читать в быстром темпе.
Дети (чтение детьми скороговорки в разных темпах)
(на экране слайды №2,3,4,5)
-Чьё чтение вам понравилось.? (смайлики )
3.Работа с учебником Кондранина Т.И.
Положите перед собой учебник. По закладке откройте.
-Прочитайте название рассказа (Грачи.)
-Мы познакомимся со словами, которые будут в этом тексте.
-Читать предложения с интонацией вопроса и ответа.
-Находить группы слов, которые читаются как одно слово.
Читать причитывая по одному слову.
-Чтение рассказа в медленном, среднем, быстром темпах.
Поставить ударение в словах 1 столбика
Дети (поощрения, смайлики).
4. Работа со словами (чтение слов в парах.)
Грачи, зимой, можно, сядет, ворон, грачей, вместе, живут, осенью, видеть, улетают, улетают на юг, но не все, с воронами, а с нами.
-Чтение слов про себя.
-чтение по цепочке.
-В 1столбике поставить ударение .(поменяться работами, взаимопроверка по образцу.) (на экране слайд №6)
Составить предложения, включая данные слова.
(Работа в группах.)
Грачи сидят с воронами. Зимой грачи улетают на юг. Осенью можно увидеть грачей с воронами вместе.
Оценивание детей по группам (самооценка.)
5.Чтение предложений с интонацией вопроса и ответа.
Осенью грачи улетают на юг?
Осенью грачи улетают на юг.
Осенью грачи улетают на юг?
Осенью грачи улетают на юг.
(Обратить внимание ,что логическое ударение падает на одно и тоже слово, в
первой паре – осенью, во второй паре-грачи.)
-Чтение рассказа целыми словами.
Грач (на экране слайд №8)
Осенью грачи улетают на юг. Но не все. Зимой тоже можно видеть грачей.
Живут они вместе с воронами. Сядет стая ворон на дорогу, а с ними - грач.
-Найти в рассказе группы слов, которые читаются как одно слово, и обведи по образцу.
На юг, но не все, с воронами, а с ними.
-Читать предложения причитывая по одному слово .
Рыбки весело резвятся.
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся.
То зароются в песке .
7.Подчеркнуть буквы по образцу: А и О.
Проверь и исправь ошибки .(Проверка в парах, образец на доске .)
Я Ч С М А П Р О Л Д А Ж О Э Ю Б А Ь О Т И М
С А С Ч Я О Ф Ы В А П Р О Л Д О Д Ж А Э Ъ Х .
(на экране слайд №9)
- Самым внимательным выдаются смайлики.
8.Подвем итоги : (паровозик из трёх вагончиков.)
Какое задание понравилось больше всех?
- II -вагончик: С каким заданием ты справился, но испытывал сложности?
Какое задание оказалось для тебя самым трудным ?
(Дети ставят цифру в каждый вагончик)
-На столе каждого ребёнка лежат смайлики (весёлый, грустный, спокойный.)
С каким настроением вы работали на уроке?
Молодцы, спасибо за урок .
Краткое описание документа:
"Описание материала:
Цель : Учить работать с учебником Кондранина Т.И. - Совершенствовать навык чтения. - Развивать технику чтения на основе развития интереса к чтению . - Создавать условия для формирования УУД. - Воспитывать интерес , любовь к чтению.
Познавательные УУД: Умение использовать знаково-символические средства, условные обозначения, модели единиц русского языка. Самостоятельно выделять и формировать познавательную цель (изображение рисунков, исправление ошибок по образцу.)
Регулятивные УУД: Формировать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог. Продолжать работать на протяжении всего урока с учителем и одноклассниками.
Оборудование: Презентация к уроку ,условные обозначения в учебнике,проектор,экран. Смайлики для поощрения.
Это конспект урока, который проводится после изучения всех букв. Урок - игра.
Ивенский филиал
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сокольниковская средняя общеобразовательная школа
Моршанского района Тамбовской области
Конспект урока по предмету
Автор: Безрукова Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Аннотация к уроку
Данный урок (конспект с презентацией) используется при повторении изученного материала по обучению грамоте в 1 классе. Данный ресурс позволяет проверить знания обучающихся о гласных и согласных звуках, слогах, предложении; формирует ценностное отношение обучающихся к совместной учебно-познавательной, учебно- практической деятельности; расширяет знания детей об окружающем мире, воспитывает гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностей.
Цель: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебно-познавательной, учебно - практической деятельности по определению согласных и гласных звуков в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями.
Образовательные:
-учить звуковому и сравнительному анализу слов;
-способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения;
-расширить знания детей об окружающем мире;
-вовлекать детей в исследовательскую леятельность.
Развивающие:
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностей;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Метапредметные
-проявление интереса к новому содержанию занятия;
- проявление любознательности к изучаемому материалу;
-формируем умение высказывать самые простые правила.
Регулятивные УУД:
- формируем умение определять цель деятельности на уроке;
- формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;
- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
- формируем умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
- формируем умение определять основную мысль текста;
- формируем умение на основе анализа делать выводы;
- формируем умение устанавливать аналогии;
- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
- формируем умение совместно договариваться о правилах общения, поведения и выполнения общего дела.
-выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой;
-читать слоги и слова с изученными буквами;
-читать текст вслух.
Элементы современных образовательных технологий: игровые, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, проблемное (частично-поисковое).
Тип урока: комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Учебно-методическое обеспечение:
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Орг. момент
Личностные УУД (осмысление внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к уроку)
длительные по вр емени упражнения, а короткие, но с б ол ьшой частотой.
Полуторачасовые тре нировки н е дадут никакой п ользы и даже пода вят у ребёнка
всякое желание чита ть. Гораздо лучш е проводить их п о 5 минут несколь ко раз в день и
1. Очень интересен метод жужж ащего ч тения. При жужжащ ем чтении вы читаете
вместе с ребенком одновременно в слух, впол голоса, каждый со св оей скоростью, в
2. Хорошие резу льтаты даёт чтение пере д сном. Дело в том, ч то последние
события дня фик сируются эмоционал ьной памя тью, и во время сна человек нахо ди тся
под их впечатлен ием. Организм пр ивыкает к этому состоянию. Н едаром ещё 200 лет
назад говорилось: "С тудент, наукам и живущий, учи п салтырь на с он грядущий".
Если ребёнок не люб ит читать, т о необходим р ежим щадящего чт ения: прочиты вается
одна - две строчки , затем ус траивается кратк овременный отдых. Такой режим
получается, когда реб ёнок просматри вает диафильмы: две строчки п од кадром
прочитал, посмотр ел картинку, отдо хнул. Диафил ьмы должны быт ь занимательн ого
Развитие техн ики чтения тормози тся из - за слабор азвитой оп еративной п амяти:
прочитав три - четыре слова, реб ёнок уже заб ывает первое и не мо жет понять смы сла
предложения. Тако е положение можно исп равить с пом ощью зрительных
диктантов, р азработанных професс ором И. Т. Фе дор енко (г. Х арьков). В каждом
из 18 наборов п о 6 предложений: п ервое ("Тает сн ег") содержит все го два слова из 8
букв, а в последнем - уже 46 б укв. наращива ние длины пр едложения происходит
постепенно, по одно й - д ве буквы. Как лучше проводить зрител ьные дикт анты?
Выпишите на листк е ребенку либо сразу 5 пр едложений, которы е открываются по
одному, либо пише тся одно. На прочт ение каждого пр едложение отводится
определённое время, которое указыва ется после н его. Ваш ребенок читает
предложение молча, и стараются ег о запомн ить. Предложит е ему закрыть глаз а и
представить, как оно з аписано, и п овторить его про себя. Затем убе рите листок с
написанным пр едложением. Р ебенок записыв ает текст. Зрительны е диктанты долж ны
4. Нам велит труди ться школа, уч ит этому отряд . (36)
5. Наш народ хоче т жить в мире со в семи народами. (37)
1. В тайге водятся х ищные животны е: волки, р ыси. (36)
1. Скоро небо покр оется тучами, зам оросит дождь. (38 )
2 . Однажды в студё ную зимнюю пору я из лесу вышел. (38)
3. Пробилась из - под земли вода, и родился родничо к. (39)
4. От города в тайг у строители пр оложили шосс е. (37)
5. Цветы были н е знакомые, пох ожие на колокольчик и. (40)
1. Прохладная вода хорошо осв ежает уставших р ебят. (41)
2. Играют волны, в етер свищет, и мач та гнётся и скрипит . (42)
3. Победа над врагом наполнила гр удь воина сча стьем. (42)
4. Каждый день тысяч и людей въезжают в новые квар тиры. (43)
5. Школьники выращивают мандари ны, лимоны, апель сины. (44)
1. По лесной зар осшей тропе остор ожно идёт пограни чник. (45)
2. Начальник подош ёл к окну и увид ел за ним стр оящийся дом. (46)
3. Наша страна ж ивёт в мире и др ужбе с друг ими народами. (4 3)
4. Часть Сибири п окрыта кру тыми и обры вистым и горами. (43
5. По нашему краю т ечёт красивая п олноводная река Енисей. (46)
Чтение в темпе скор оговорки предназ начено дл я развития артикул яционного аппа рата,
особое внимани е обращается на чёткость прочтения окончаний сл ов.
Постоянно ведётся работа над развитием фо нематич еского слуха, ис пользуя
4. Наш голова ваш его голову головой п ереголовит, перевы головит.
7. На дворе трава, на траве дрова, н е руби дрова на тра ве двора.
8. Возле горки на при гор ке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
16. Лавировали корабл и, лавиро вали, да не вылавиро вали.
Непременным усл овием улучшения техники чтения я вляется постоян ная
систематическая ра бота по анал изу и си нтезу сло в.
Учителя начальны х классов им еют в своей педагогич еской копилке много приемов
достижению резуль тативности в обу чении чтению. Рас смотрим их:
Учащийся делает глуб окий вдох и на выдохе читает 15 согласных о дного ряда:
Чтение согласн ой с какой - н ибудь гласной , используя эту же табл ицу.
Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [ о], 3 ряд – с гласным [у].
После этого упражн ения учащиеся тренирую тся в чтении ряда гл асных с ударени ем на
Берется от 3 до 10 сл ов, каждое из ни х пишется на двух маленьких карточках. Ребенку
предлагается быс тро сложить карт очки так, чтобы получились о смысленные сло ва. В
более сложном вариан те предлагают ся слова, похожие п о написани ю.
Это упражнение раз вивает способно сть по отдельном у фрагменту высказыват ь догадку
обо всем слове в цел ом и сразу ж е подтвержд ать ее недостающим фрагментом. Кром е
того, формируется установка на побуквенны й анализ слова .
Для развития скор ости и гибкос ти (умения менять скорост ь чтения в завис имости от
Суть упражнения "Б уксир" заклю чается в чтении в паре. Взрослый читает "про с ебя” и
пальцем следит п о книге. А ребен ок читает в слух, но по пальцу взрослого. Таким
Второй вариант упра жнения "Бу ксир" заключает ся в одновременном чтении взрослого и
ребенка вслух. Взр ослый чита ет в пределах скор ости ребенка, к оторый должен
подстроиться п од его темп. Затем взрослый зам олкает и про должа ет читать "пр о себя",
ребенок следует его примеру. За тем снова идет чт ение вслух. И есл и ребенок
правильно "уловил" темп чтения, то "вс третится" с ним на одном сл ове.
Школьнику предлага ется начать чт ение и про должать его в течени е одной минуты.
После этого ученик отмечает, до каког о места он дочитал. Затем следует п овторное
чтение этого же отрывка текста. После этого уче ник снова заме чает, до какого сл ова он
дочитал, и сравни вает с результата ми первого прочт ения. Естественно, что во второ й
раз он прочитал на н есколько сл ов больше /кто - то на 2 слова, кто - т о на 5, а кто - то на
15/. Увеличение темп а чтения вызы вает положит ельные эмоции у р ебенка, ему х очется
читать еще раз. Однак о более трех раз не следует эт ого делать! Избега йте утомл е ния.
Дети отрабатывают четкое и правил ьное, а главное – быс трое чтение тек ста.
Окончания слов не должны "пр оглатываться" ребенком, а должны четко
проговариваться. Упра жнение длит ся не бол ее 30 секунд.
Выразительное чт ение с переходом на н езнакомую час ть текста
Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: "Т еперь, снова чита й
текст, но чуть - чуть медленне е, зато красиво, выраз ительно". Ваш уч еник прочитыва ет
отрывок до конц а, но взрослый не остана вливает его. Ре бенок переходит н а
незнакомую часть текста. И вот зд есь происходит мал енькое чудо. Оно состоит в том,
что ребенок, неск олько раз прочитавш ий один и тот ж е отрывок текста выработавший
уже здесь повышенн ый темп чтения, при п ереходе на н езнакомую часть т екста
продолжает читат ь ее в том же по вышенном темп е. Его возможност ей надолго не
хватает, но если е жедневно проводит ь такие упражнения дл ительность ч тения в
повышенном темп е будет увелич иваться. Через дв е - три недели чтен ие ребенка зам етно
Его цель – развити е зрительно го умения ори ентироваться в текс те. Заключается оно в
Ребенок кладет руки на колени и начинает ч итать текст вслух п о команде "Брос ок".
Когда раздается коман да "Засечка" чит атель отрывает г олову от книги, закрывает глаза
и несколько секунд отдыхает, руки пр и этом остаются на коленях. По кома нде "Бросок”
ребенок должен оты скать глазами т о место в книге, на к отором он остан овился и
продолжить чтение вслух. Это упражн ение может дл иться около 5 м инут.
Для повышения верхней границы индивидуа льного диапазона скорости чт ения
Его смысл - в чередовании чт ения в комфортн ом режиме с чтени ем на максимальн о
доступной ребенку скорости чтения м олча с ч тением вслух. Пере ход на чтение в
максимально ускор енном режиме осуществляется по к оманде учите ля "Молния!” и
продолжается от 20 секунд /вначал е/ до 2 минут /п осле освоения упражнения/.
Тренировки могут пр оводиться по несколько раз на каждом занят ии чтением, пр и этом
в качестве дополнит ельного стимул ятора можно и спользовать м етроном.
Детям всегда хочется посоревновать ся – к то быстрее чи тает. В этом случае полезно
Если к ребенку приш ли одноклас сники, предложите им отыскать в книге одинаковый
отрывок и по кома нде начать читать одновременно вслух, кто быс трее, правильн о
При этом упражн ении маленькие читат ели учатся еще вн иманию и с осредоточенности.
Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают соср едоточиться. Ре бенку нужно бы ть
внимательным и не отвлекаться на п осторонний шум . А это умение нужно развивать.
Любимый у учащи хся вид чтения – ролево е чтени е, вызывает массу чувств, эмоций.
В современной п едагогике раз работан комплекс у пражнений для фо рмирования на выка
чтения и понимания текстов. Авторам и этих р азработок стала гр уппа педагог ов и
психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Н овлянская З.Н., Ладыженская Т.А.,
Чтение текста с прик рытой верх ней часть ю строчки:
В этом упражнени и есть секрет – упра жнение с хитри нкой. Дело в том, что любо й
сколько - нибуд ь смышленый ребенок заметит, что когда читае тся верхняя стр очка по
половинкам букв, в это время н ижняя полно стью открыта, и с ообразит, что гораз до
выгоднее успеть бы стро прочитат ь ее, пока она от крыта, чтобы п отом, когда ее
закроют быстро выдат ь готовый р езультат. Многие д ети быстро п ереходят на эту
стратегию, а это и менно то, что нужн о для увеличения скорости чтения!
Это упражнение форм ируют сразу несколько з начимых учебных ка честв:
Словесно - логич ескую память (т.к . необходимо удержат ь в памяти с разу несколько сл ов
Распределение вн имания и умен ие выполнять одновременно как м инимум 2 зад ачи
(чтение заданной строчки вслух и чтение нижел ежащей строчки пр о себя).
Одной из самых трудных задач в м етодике обуч ения динамическ ому чтению явл яется
преодоление привычк и сознател ьной или под сознательной арти куляции, стремл ение к
Исследования показ ывают, что для пон имания смы сла при чтении и запоминании
информации вполн е достаточно тол ько видеть слово и п ередать его в зрительный
образ, в анализат ор мозга для обраб отки информац ии.
При низкой скор ости чтения в се слова мысл енно проговаривают ся. Чем выше скор ость
чтения, тем меньш е слов проговаривает ся, тем больш е слов воспринимает ся только
В целях четкого раз гра ничения детьми чт ения молча и вслу х, а также пр едупреждения
активного внешн его проговаривания при чтен ии, Грекова Т.А. со ветует использ овать
При команде - " Губы" к плотно сжатым губам ребенок приклад ывает палец л евой руки,
чем подкреплял ась психологич еская устано вка на беззвучно е чтение. При кома нде -
По мере привыкания ш кольника к ч тению без внешних признак ов проговари вания,
команда "Губы" п одается вс е реже и, наконец, отменя ется совсем.
Таким образом, ч ем меньше про говарив ание, тем выше скор ость!
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Читайте также: