Сочинение по картине левитана золотая осень конспект урока 3 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

• развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи;

• обогатить речь школьников словами искусствоведческого характера;

• развивать речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;

• создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

• дать новые сведения искусствоведческого характера, повышать общую культуру школьников;

• обеспечивать ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.

• воспитывать самостоятельность и творческую активность;

• воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

• воспитывать любовь к своей родине

• высказывания поэтов и писателей об осени (распечатанный материал);

• подготовленный материал для словарной работы, мультимедийная презентация.

Ход урока.

«Люблю я пышное природы увяданье,

I. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание - ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.

II. Речевая зарядка. Звуки Ч –Т

ач –ат ача –ата ча –та

оч –от очо – ото чо –то

уч - ут учу – уту чу – ту

чка – тка – чво – тво – рче – рто

•Точка, учительница, ласточка, замечательный, чувство, застенчивый

•Прочитай выразительно, вторая строчка, писать сочинение, назвать части речи, обычный темп речи, учебный год

•Повсюду текут ручьи.

Сегодня утром я прочитала третью часть рассказа.

Прочитайте выразительно несколько строчек из стихотворения:

Скучная картина!

Дождик так и льётся,

Мокнет под окном;

III. Вступительное слово учителя. Обращение к эпиграфу урока. Создание эмоционального настроя.

Красота природы, смена времен года, а каждое из них – осень, зима, весна, лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для музыкантов, художников, поэтов. Однако самым поэтическим временем года многие считают именно осень. Помните, у Александра Сергеевича:

Унылая пора! Очей очарованье!

Задание: прислушайтесь внимательно, определите тональность звучащей музыки, проследите за меняющимся настроением.

В разных видах искусства мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное, все то, что удивляло, радовало, останавливало взгляд. Искусство, позволяющее посредством изображения не только рассказать об увиденном, но и выразить свои мысли и чувства, мы называем изобразительным.

От всех других оно отличается наглядностью, образностью. Художник показывает нам окружающий мир таким, каким он его видит. Глядя на картины, мы как бы беседуем с их создателями, через изображенное на них мы узнаем об их мыслях и чувствах.

– Как вы думаете, что вдохновляет художников, поэтов, музыкантов писать об осени? IV. Прочтите те подборки стихов об осени, которые вы приготовили для сегодняшнего урока.

(Выразительное чтение стихотворений)

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где – то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто – розовый – кленовый.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье…

Лес, точно терем расписной-

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной…

Берёзы светлою резьбой

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

Утешает осень :

Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета!

(Э. Фёдоровская)

– Итак, поэты стихами, композиторы музыкой, а художники красками изображают красоту и величие родных просторов. Французы называют окружающую природу пейзажем.

Так что же такое пейзаж в изобразительном искусстве?

V. Знакомство с новым материалом.

Русская пейзажная живопись богата и разнообразна по своим видам и передаваемому в ней настроению. Пейзажи бывают разного характера: описательные, лирические, романтические, философские.

В русской живописи есть мастера кисти, которые все свое творчество посвятили изображению родной природы. Мы называем их пейзажистами. Это А. Саврасов, И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан.

Их полотна написаны удивительно ярко, трогательно, правдиво. Они и у нас вызывают чувства восхищения щедрой красотой осени, любви и глубокой привязанности к родным местам.

И все-таки самым проникновенным певцом родной природы был Исаак Ильич Левитан. Мало кто до Левитана передавал столь выразительно красоту русской природы.

Задание: рассмотрите полотна И. И. Левитана. Можно ли по ним проследить настроения художника?

Давайте познакомимся с этим художником поближе.

VI. Беседа о художнике

Исаак Ильич Левитан родился в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибартай. Почти нет сведений о детстве художника. Он никогда не вспоминал о своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой архив, письма родных и близких. Но воспоминания людей, близко знавших Левитана, дают возможность восстановить основные факты биографии художника.

Отец Левитана был мелким служащим. Переехав в Москву, он стремился дать сыновьям хорошее образование. Вероятно, в выборе жизненного пути Исаака Левитана решающую роль сыграл его старший брат – художник. Он часто брал мальчика с собой на этюды, на художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества.

Блеснул луч надежды, но радость была недолгой. Мать не выдержала нужды, умерла. Вслед за ней умер отец. Дети вынуждены были оставить Москву и поселиться в пригороде.

Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжких и мучительных испытаний.

Однажды за неуплату за обучение его исключили. Учащиеся собрали нужную сумму, большую часть которой дал А. Саврасов, мальчика оставили.

В сокровищницу русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел как непревзойденный певец природы средней полосы России. Он любит природу до восторженного поклонения ей. Он как никто другой глубоко чувствовал, понимал ее, умел настроиться на ее состояние. Любил солнечный свет и пасмурные дни, березовые рощи и осиновые листопады, крутые и пологие берега рек, лесные сумерки и светлые просторы российских полей… И природа приняла Левитана, она откликнулась на его любовь, горячую, преданную; она открыла ему свое величие и скромность, свою дивную красоту.

VII. Коррекционно-развивающее упражнение с движениями.

VIII. Беседа по картине. - Какое время года изображено на картине?

– Внимательно рассмотрите репродукцию на своем столе. Удалось ли художнику передать кистью то прекрасное, что открылось ему, казалось бы, в обычном, будничном сюжете? Каким настроением пронизана картина и как оно отражено в цветовой гамме? Обратите внимание на сочетание холодных и теплых тонов.

Яркие, праздничные оттенки, тонко согласованные друг с другом, передают атмосферу не только радости, но и легкой грусти. Они передают гармонию ясного осеннего дня. Золотисто-желтая гамма чередуется с яркими пятнами изумрудной зелени, лазурного неба. В картине господствует солнечный свет, он заполняет почти все полотно.

Перед нами именно пейзаж, естественная природная среда, которая окружает человека, создает настроение покоя и радости бытия.

Прошло жаркое лето, и природа готовится к длительному зимнему сну. Но на прощание она устраивает пышный бал, раскрасив все вокруг в самые яркие, праздничные тона. Молодые березки, осинки, зеленые елки демонстрируют друг перед другом свои убранства. Смотрятся в зеркальную гладь воды, любуются…

Умело используя цвет, композицию, Исаак Левитан мастерски передает чувства радости и восхищения красотой родной природы.

Попробуем внимательнее всмотреться в картину и отметим наиболее яркие детали полотна.

-Что вы видите на переднем плане? Справа? Слева? Вдали?

-Какие цвета преобладают в пейзаже?

-Что вам особенно нравится в полотне И. И. Левитана?

-Какие чувства хотел выразить художник?

-О чем вы хотели бы написать в сочинении по этой картине?

-Что вы будете описывать?

-Какое впечатление производит она на вас?

Березка на переднем плане, высокое лазурное небо с перистыми облаками, небольшая речушка с крутыми и пологими берегами; небольшая деревушка на заднем плане; яркая зелень озимых на полях; небольшой смешанный лесок, раскрашенный осенью-художницей.

– Что, по-вашему, значит написать сочинение по картине?

Понять замысел художника.

Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма, освещение).

Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.

Опишите подробно каждый из образов, изображенных на картине.

X. Материал для сочинения :

картина-полотно, репродукция картины, произведение искусства

Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а так же описание природы в литературном произведении.

палитра - разные цвета красок.

художник - мастер кисти, пейзажист, живописец

Золотисто-желтая гамма чередуется с яркими пятнами изумрудной зелени, лазурного неба.

краски - яркие, сочные

цвет - жёлтый, золотистый, золотисто-жёлтый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, лазурный,тёмно- синий, бледно – голубой, коричневый, зелёный, изумрудный.

Осень - пламенная, огненная, золотая, яркая, богатая оттенками цветов, праздничная, торжественная.

Река-речушка, речка - неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением. (Берега реки — обрывистые, рыжеватые, желтовато-коричневые).

На переднем плане она темно-синяя, так как находится в тени, а задний план освещен солнцем, и цвет реки меняется на светло-голубой. Кажется, что вода в реке движется и увлекает нас своим течением вперед, в центр картины.

Деревья - багряные; разноцветные; словно пропитанные солнцем; отливающие бронзой; желтые, золотые, разноцветные; как свечки; красивые; небольшая березовая рощица; золотой убор берез; березовая роща в золотом уборе; молодые березки в ярких нарядах; белоствольные берёзки.

Трава - изумрудная, зеленая, желтая, желтовато-коричневая, сухая,; как ковер; бурая, подсохла, пожухла; словно лоскутным одеялом укрыта трава листвой; золотой ковер листвы укрывает побуревшую траву; желтеет, увядает, тускнеет.

Небо - голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками, высокое, лазурное, с тихо плывущими облаками.

Деревенька (несколько домишек) - маленькая, дальняя, небольшая, укрытая деревьями.

Поле - зеленое, свежее; как бархатный мягкий коврик; изумрудная зелень озимых всходов, отдыхающее поле.

Воздух - бесцветный, прозрачный, чистый.

Метафоры: зеркало реки, художник - осень, теплое золото листвы, панорама озимых полей, ворохи рыжей листвы, праздник красок, царство осени.

Сравнения: словно праздничные сияние, как лоскутное одеяло, будто облитые золотом деревья.

Эпитеты: чистый и прозрачный воздух, чарующая красота, удивительная картина.

Олицетворения: солнце льет последнее тепло, березы танцуют, грустят камыши, природа призадумалась.

XI. Составление плана сочинения.

– Обратим внимание на композиционное построение сочинения-описания. Совместно составляем развернутый план сочинения, продумываем варианты вступления и концовки.

I.Вступление. Оно может состоять из 2-3 предложений, а может быть и развернутым.

Осень – любимое время года многих поэтов, музыкантов, художников.

И. И. Левитан – певец красоты русской природы.

Яркая гамма красок русского пейзажа рождает радостное настроение.

II. Основная часть. (Самая большая по объему. Здесь дается описание самой картины).

1. Описание картины.

(Передо мной - картина известного художника…

На этой картине) (На переднем плане… Слева (мы видим березовую рощу) Справа (справа – отдельные деревья; небольшой лесок) На заднем плане… Вдали)

2. Река (вода).

III.Заключение. Оно может состоять из 2–3 предложений, а может быть и развернутым.

1. Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы, изображенный великим живописцем?

2. Вспомните свои наблюдения в осеннем лесу, свое настроение, свои чувства

3. Какова главная мысль этой картины и вашего сочинения?

Моё отношение к картине. (или Какие мысли и чувства вызвала у меня картина)

(Мне эта картина нравится тем, что…художник изобразил…

- Подумайте и скажите, какое из ранее прочитанных стихотворений можно отнести к данному пейзажу? Какое стихотворение можно взять как эпиграф к сочинению? Вспомните, что такое эпиграф?

Эпиграф – это высказывание (цитата) перед сочинением, намекающее на основное содержание.

XIII. Словарно-орфографическая работа

1. Тренировочный словарный диктант

Изобразительное искусство, известный живописец, темно-синий оттенок, лазурное небо, светло-голубая полоска реки, палитра художника, мастер кисти, осенний пейзаж, выдающийся пейзажист, величие и совершенство природы, тишина осеннего дня, чувство восторга от увиденного, чуть прохладный воздух, написать полотно, картину, репродукция, мастерство и талант художника, колорит и контраст картины, произведение искусства

2. Словарь наречий: слева, справа, вдалеке, вблизи, здесь, вглубь

XIV. Устное описание картины

(Моделирование текста, устранение речевых и грамматических ошибок).

XV. Итоги урока

– А теперь подведем итоги нашего урока. Что нового вы открыли для себя на уроке? Какие полотна И. И. Левитана вам еще запомнились? Какой жанр изобразительного искусства был так любим Левитаном?

XVI. Заключительное слово учителя

Природа живет в его полотнах, в ней чувствуется и грусть, и радость, и раздумья самого художника.

Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. И. И. Левитан, используя золотистые, желто-красные цвета осенней природы, голубизну реки и дальнего неба, яркость, сочность красок, горизонтальную композицию всего изображения, подчеркивает радостное настроение солнечного дня осени, красоту родной природы.

Проверка готовности учащихся к уроку. Организация рабочего места.

2. Подготовительная беседа.

- вспомним как поэты говорили об этом времени года.

3 уч. «Закружилась листва золотая

Учитель: О временах года писали композиторы. Давайте послушаем одну пьесу из альбома В. А. Гаврилина "Времена года" Осень.

- состояние природы можно описать с помощью слов, звуков.

- Но легче это сделать с помощью красок.

- Кто использует краски, как средства для выражения своих чувств? Художник.

Репродукция картины. [1]

4. Работа по теме урока

- Представьте себе, что мы пошли на прогулку в эту картину.

- Куда мы пришли (на опушку леса)

- Какое время года наблюдаем? (осень)

- Докажите (листва пожелтела, но еще не опала, пожухла трава).

- Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (желтые, золотистые, теплые краски леса и холодные - воды)

Работа по карточкам [2]

Карточка № 1. Работа в группах

Осень: Какими словами и/или словосочетаниями вы можете описать:

Загадки: (о деревьях)

1. Хоть неплохо я одета,

Бьет озноб меня всегда.

И весной, и жарким летам

Вся дрожу, как в холода. (осинка)

- Где изображена? (на переднем плане)

- Как раскрасила осень? (в красный цвет)

2. Стройны, кудрявы, белокоры,

И любят русские просторы.

Весной сережки надевают

И вкусным соком угощают. (березка)

- Где изображены? (вдали)

3. Пришла без красок

Перекрасила все листья.

- Чтение стихов об осенних листьях

(ученик читает стихотворение Т. Погореловой)

4.- ДЕНЬ – Какой день изображен на картине? (солнечный, короткий, не жаркий)

5 – Где играют лучи солнца?

(На стволах деревьев, на золотистой земле, в воде.)

6- Какая вода в реке? (спокойна, неподвижная, потемневшая)

7- Какая трава (пожухлая, тусклая, увядающая, усыпанная золотом листьев.)

Почему деревья, река, небо создают единый ансамбль?

Как Вы воспринимаете природу на картине: она поет или шепчет, загадочная или яркая и броская. Как соотносится с Вашим мироощущением, какие мысли навевает.

Закончить можно небольшим сравнением: отличается ли осенняя природа на картине от осенней природы в той местности, где Вы живете.

Работа с карточками

5. Составление плана сочинения.

  1. Художник И.И. Левитан и его картина.
  2. Осенний день.
  3. Деревья в золотом наряде.
  4. Лесная речка.
  5. Моё впечатление о картине. [3]

6. Коллективное составление устного сочинения.

На картине мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный осенний день полон света. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами.

На заднем плане картины мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. На левом берегу реки стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Земля укрыта желтеющей увядшей травой.

В глубине луга течет узкая речка с невысокими берегами. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками.

Прекрасная картина большого мастера радует нас. Это праздник золота и синевы. Где-то в глубине души грусть от того, что скоро кончится праздник, а за ним придет белый зимний сон.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

-Формирование умения составлять художественное описание природы с элементами действительности.

-Формирование умения использовать изобразительные средства языка для описания образов.

- Познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме.

- Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

1) Перед написанием сочинения дети вместе с учителем побывали на экскурсии в осеннем парке . Предметом их наблюдений были деревья в осеннем парке - берёзы, осинка, липы, ели, сосны. Во время экскурсии проводилась беседа:
-Какие деревья вы видите?

- Какое больше понравилось?

Во время экскурсии дети читали заранее подготовленные стихи об осени А.С.Пушкина,Ф.И Тютчева,А.Блонского.

После экскурсии дети получили задание - продолжить чтение рассказов об осени, выписать в тетрадь понравившиеся отрывки, образные выражения.

Затем собранный детьми материал используется в подготовительной работе в различных видах упражнений.

а) Подчеркните в предложениях образные выражения.


Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива осыпает ёлочку тонкими рыбками. Нарядилась ёлочка, стоит вся в золоте, багрянце и бронзе.

б) Поставьте в конце предложений нужный знак.

Быстро летело время пожелтели берёзки покраснели осинки вода в реке потемнела каждый день на юг неслись перелётные птицы.

в) Из каждой строчки составьте предложения .

золотая, наступила, осень

по, плывут, небу, облака, лёгкие

в, осень, лес, забрела
на, молоденькие, накинула, берёзки

лёгкие, она, сарафаны

трепетные, на, накинула, ярко – красные, осинки, шаль

хорошо, в, осенью, лесу.

г) Ответьте на вопросы несколькими предложениями.


1.Какое время года наступило после лета?

2.Какая стоит погода?

3.Какое небо?

4.Как выглядит лес осенью?

Слова для справок: золотая осень, великолепная, легкие облака, трепетная осинка, как огонь горит, золотые сарафаны.

д). Прочитай текст.

Перед нами расстилается земля, покрытая бурой осенней травой. Багряные и жёлтые березы слева и бронзовые дубы справа, как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов. Кажется, что темная, густо-синяя вода реки медленно движется. Постепенно она становится светлой, нежно-голубой.

Выпишите слова и словосочетания, обозначающие цвет осенних деревьев, земли, реки.

2) На уроке рисования дети создавали осенний пейзаж.

3) На уроке литературного чтения была проведена работа со следующими текстами:

Певец русской природы-художник Исаак Ильич Левитан.

Зимой 1880 года в Москве открылась выставка, где были показаны лучшие работы художников.

Многие ценители искусства не могли понять , почему Третьяков купил на первый взгляд ничем не примечательную картину для своей прославленной галереи. А он в этом небольшом пейзаже увидел нечто новое: стремление художника через картину природы выразить глубокие переживания человека.

Автором произведения был 19-летний Исаак Левитан.

У русской природы было много певцов. У каждого из них существовали в нашей стране свои любимые места и времена года.

Пушкин любил позднюю осень, серебрившую морозом .

Тургенев воспевал росистые рощи. Горький – Волку и поволжские многолюдные города. Художник Шишкин-сосновый леса.

Каждый из художников и писателей открывал в русской природе те или иные пленявшие его черты и пытался передать любовь к ним.

Но ни у кого из художников природа средней полосы России не была выражена с такой полнотой, как у Исаака Ильича Левитана.

Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всмотреться в природу и передает нам свою любовь к ней.

Возьмем хотя бы солнечный свет, который нас окружает и проследим влияние этого света на пейзаже.

Вглядываясь в картины Левитана , мы замечаем, что прямой солнечный свет дает одну окраску листве и предметам, утренний свет- иную, а свет закатного солнца-совершенно особую.

Все разнообразие оттенков света, все световые богатства нашего пейзажа найдены и закреплены в полотнах Левитана.

Нат человека , которому картины Левитана не напоминали бы о милых его сердцу уголках России.

Вся поэзия русской осени с ее чистейшим прохладным воздухом, с ее тихими водами и светлыми далями, с шорохом просвеченного насквозь сентябрьским солнцем золотого листа воплощена в этой картине с удивительной силой.

- Почему знаменитый собиратель картин П.М.Третьяков решил выбрать для своей галереи картину И.И.Левитана?

(- Красивая картина, в которой описывалась красота русской природы.

-Художник через картину природы выражал переживания человека.)

( В своих картинах художник воспевает красоту русской природы)

-В чем необычность , своеобразие его картин?

( Картины Левитана не только красивы, но и помогают понять и изучить нашу землю)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
-Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.

Чтение учителем стихотворения Ф.И.Тютчева:

Есть в осени первоначальной

Короткая , но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

2)БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ КАРТИНЫ.

- Какое время года изображено на картине? ( Осень ).
-Докажите, что это осень.

( -Пожелтевшая трава.

-Красноватые ветки кустарника.

- Роща пылает багряными березами.)

-Это начало её или конец? ( Золотая осень ).

- Какие они? -Как разукрасила их осень?

( трепетные осинки, багряно-золотистые, хрупкие, стройные деревца)

-Что ещё можно сказать про осинки? ( собрались на пригорке, греются на солнышке).
-Какие деревья изображены вдали? Что можно сказать о наших любимцах? (березки, собрались все вместе, в кружок ).
-Какой наряд подарила берёзкам осень? ( золотистые сарафаны ).
-Что за одинокое дерево растёт на правой стороне реки? ( берёза ).
-Какого цвета наряд у этой берёзы? ( она вся золотая ).
-Чем отличается её окраска от окраски других берёз? ( она вся золотая, а на других берёзках ещё есть зелёный лист).
-Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? ( ель и сосна остались зелеными)

-Докажите, что день, изображённый на картине, солнечный и тёплый. ( Небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, на реке).
-С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости? ( показывает чистые, яркие краски- голубые, жёлтые…)
-День тёплый, солнечный, но посмотрите на реку. Что можно сказать о ней? ( вода тёмная, как в омуте, очень холодная ).
-Правильно. Хотя день и солнечный, но вода уже не манит своей прохладой. Пришла осень.

- Что растет по берегам речки?

(- По краям речки растёт зеленоватая трава

- Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой.

-На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст ).

-Что мы видим на высоком берегу вдали картины?( крестьянские дома)

- Почему крестьянские дома такие маленькие?

( На заднем плане мы видим крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом .)

- Что можно сказать о цвете неба?

(Оно сияющее, голубое ).

- Представьте , что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?

(- Побегать по берегу реки

-убежать в лес и подышать осенним воздухом

-постоять под березой и полюбоваться красотой пейзажа

-погреться под последними лучами осеннего солнца)

- Что вы могли бы там услышать?

(журчание реки, шелест осенних листьев под ногами)
-Посмотрите ещё раз на картину. Какое чувство, присущее всем нам, вызывает эта картина? ( чувство гордости за нашу Родину ).
-Правильно. А теперь послушайте стихотворение, которое как раз выражает чувство любви и гордости за нашу Родину.

Посмотри, как всё красиво,
Посмотри, простор какой!
Точно мать, склонилась ива
Над заснувшею рекой.
И берёзку молодую,
И кустарник, и траву-
Беззаветно всё люблю я,
Всё я Родиной зову.

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Зашумел листвою клён.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ.
- Сколько частей должно быть в сочинении?

(три части: вступление, основная часть, заключение.)

Коллективное составление плана.

1. Золотая осень.

2. Пейзаж на картине.

3. Какие мысли и чувства вызвала у меня картина.

РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ.

1)Подберите синонимы к словам.

Художник- автор, пейзажист ,живописец

Густой (лес)- таинственный, темный, загадочный.

Желтый- золотистый, лимонный, лучистый, солнечный.

Тоненькие (деревца) – хрупкие, молодые, нежные, стройные.

2). Какие краски, оттенки цветов выбрал художник?

Река – голубая, синяя, прозрачная, видны отражения берегов и берез.

Трава – темно-зеленая, вдали желтоватая, зелено-бурая, желтая.

Листья на деревьях – желтые, зелено-желтые, лимонные, оранжевые, красные, багровые, бурые.

Небо – бледно-голубое, голубое, синее, лазурное, ярко-синее.

Облака – прозрачно-белые, белые, бело-розовые, серо-белые.

3) Выбери подходящее слово.

Луч солнца падает

Облака белеют

Деревья украшены

Синяя река течет

Молодые деревца тянутся


5. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ПЛАНУ ПО ЧАСТЯМ.

- С чего следует начать?

(- После знойного лета наступила золотая осень.

- Солнце ещё немного греет, но уже чувствуется осенняя прохлада.

- Розоватые лёгкие облака плывут по нежно – голубому небу.

- Что будем писать во второй части?

( На переднем плане картины изображена узенькая речка с еще зеленой травой по берегам. У одиноко стоящей березы она поворачивает и уходит вдаль. Вода в реке тёмно -синяя, а вдали – голубая. Слева на пригорке собрались в кружок трепетные осинки. Здесь же растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Они почти все покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст . На правой стороне реки видна одиноко-стоящая береза. Она вся золотая, а на других берёзках ещё есть зелёный лист. . На заднем плане видны крестьянские домики. Они маленькие и тёмные . Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые. )

- Какой будет концовка?

( Вся картина Левитана пронизана светом.Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся красотой родного края.)

1. Познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме, отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

2. Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3. Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока, аудиозапись музыки “Времена года”, карточки для индивидуальной работы, карточки со словарными словами: пейзаж, художник-пейзажист, карточки с опорными словами.

I. Организационный момент

II. Подготовительная работа

- Кто из вас бывал в осеннем лесу?

- Что особенно интересного вы там заметили?

- Опишите ваше настроение.

- Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется “Золотая осень”. Познакомимся с творчеством художника, будем учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

IV. Работа по теме уроке.

1. Библиографические сведения о художнике. (Слайд 2)

- Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

Посмотрите на некоторые работы художника.

Картины Левитана хранятся в Третьяковской галерее в Москве. Его кисти принадлежали такие картины, как "Солнечный день" (Слайд 3), “Осень. Река” (Слайд 4), “Осень” (Слайд 5), “Осень. Октябрь” (Слайд 6), “Дубовая роща. Осень” (Слайд 7), “Поздняя осень” (Слайд 8). (Слайд 9)

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень, хотя она и не столь уж характерна для творчества художника - слишком ярко, смело, мажорно выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно, хрустально.

2. Рассматривание репродукции картины. (Слайд 9)

- Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.

Ученики рассматривают картину на слайде под музыку.

3. Словарная работа.

- Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?

- Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж)

Словарное слово пейзаж вывешивается на доску

- А художника, который изображает пейзаж на картине, называют художник-пейзажист. художник-пейзажист вывешивается на доску

4. Сравнение изобразительных средств художественного произведения и живописи. Беседа по содержанию картины.

1) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину?

2) Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (Желтые, золотистые, теплые, холодные)

3) Что изображено на переднем плане? (Вдоль всей картины протянулась небольшая речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы река резко поворачивает влево).

4) Сравните цвет воды в речке у левого берега с цветом на дальнем плане. (У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая).

5) Почему? Как вы думаете? (Лучи солнца освещают задний план картины, а на переднем плане – тень)

6) Что растет по берегам речки? (По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим, растущий красновато-розовый куст).

7) Почему осень на картине названа золотой? Объясните выражение: “В багрец и золото одетые леса”. Что это значит?

8) Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

9) Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными?

10) Сравните ближние берёзки с берёзкой, которая стоит у поворота реки. Почему окраска у них разная?

11) Что мы видим на высоком берегу вдали картины? Почему крестьянские дома такие маленькие? (На заднем плане мы видим крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом.)

12) Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?

Осень в произведениях писателей

Многие писатели и поэты очень любили русскую природу и много о ней писали.

(Подготовленные дети читают стихи)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

А.С. Пушкин

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зардели клёны.
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Утешает осень: “Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета”.

5. Речевая подготовка.

- В карточке №1 выберите слова, характеризующие небо, подчеркните их. (Слайд 11)

- А какие слова больше подходят для описания реки?

- В карточке № 2 выберите слова, характеризующие деревья, подчеркните их. (Слайд 12)

- А какие слова больше подходят для описания травы? (Слайд 13)

6. Составление плана.

- Сколько будет частей в сочинении? (Три части)

- Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение)

- О чём будем рассказывать в первой части? (В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).

- Какими словами можно начать? (“Передо мной картина известного художника…”)

- Что будем описывать во второй части? (В ней будем описывать картину)

- Что именно будем описывать? (Реку, берёзки, небо, поле, дома)

- Как начнёте описание? (На картине изображена ранняя осень…)

- О чём будем писать в третьей части? (О своих чувствах, об отношении к картине)

- Как можно начать заключительную часть? (Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…)

Читайте также: