Дом и семья в исламе 5 класс однкнр конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
2 Дом и семья в исламе
6 МУЖ МУЖ глава мусульманской семьи. Муж должен трудиться и делать всё возможное, для того чтобы члены его семьи не испытывали лишений и вели достойный образ жизни. Все расходы по содержанию семьи мусульманин старается взять на себя.
7 Согласно исламским традициям после свадьбы женщина приходит в дом мужа. Ее основная обязанность – ведение домашнего хозяйства и забота о детях и муже. ОБЯЗАННОСТИ ЖЕНЫ
8 ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МУЖЕМ И ЖЕНОЙ в мусульманской семье строятся на основе взаимной любви, уважения и милосердия. Согласно мусульманским традиция муж и жена должны оказывать друг другу внимание, быть искренними во всех делах, быть преданными друг другу, идти на взаимные уступки.
10 Рождение ребёнка в мусульманской семье- большое счастье. Поэтому детям уделяется много внимания. Старших детей учат заботиться о младших. Отношение детей к родителям основывается на почитании, уважении, признательности. Хорошее отношение к родителям рассматривается в Исламе как главное достоинство человека.ДЕТИ
12 В мусульманских семьях принято поддерживать крепкие родственные связи. В Исламе разрыв связей с родственниками считается грехом.
14 ОСНОВЫ МУСУЛЬМАНСКОЙ СЕМЬИ 1. Главная ценность – семья. 2. Уважение и почтение к старшим, родственникам и родителям. 3. Материальное благополучие. 4. Дети – частички сердец своих родителей. 5. Уважение к женщине, как к матери, жене, сестре. 6. Самое святое – это родители. 7. Разрыв связи с родственниками – грех.
15 Особенности нравственных устоев в мусульманской семье Щедрость Семейная жизнь- Институт, заложенный Богом внутри человека с самого его создания Ценность образования Уважение к пожилым После совершеннолетия в воспитании мальчиков большую роль играет отец Глава семьи несет ответственность за честь семьи и родины и учит этому детей
Познакомить с особенностями и традициями исламской семьи, ее ценностями.
Развивать у учащихся творческое восприятие семейных ценностей.
Воспитывать ответственное отношение к созданию своей будущей семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_semya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Семья в исламе.
Формирование представлений о мусульманской семье как ячейке общества, о роли семьи в жизни человека.
- Расширить знания учащихся о семье.
- Познакомить с особенностями и традициями исламской семьи, ее ценностями.
- Развивать у учащихся творческое восприятие семейных ценностей.
- Воспитывать ответственное отношение к созданию своей будущей семьи.
I. Организация деятельности учащихся
Предложить взять одну из ромашек (желтого или белого цвета) , сесть за столы отмеченные соответствующим цветом.
РЕФЛЕКСИЯ. Психологический настрой детей (смайлики)
II. Подготовка к изучению нового материала
1.Беседа с учащимися по вопросам
-У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках.
- Какая из этих ценностей , на ваш взгляд, самая важная? (Семья).
- О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему.(Семья в исламе)
Сегодня, на уроке мы с вами поговорим не только о семье в целом, но и об особенностях и традициях в исламской семье.
НА стр. 60 прочитайте то, о чем мы узнаем на уроке.
1.Какое значение имеет семья в жизни мусульман?
2.Какие качества нужны человеку , чтобы создать прочную семью?.
У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за все простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: родителях, братьях и сестрах, бабушках и дедушках.
III. Усвоение новых знаний
1 . Словарная работа. Индивидуальная работа
- А что же, по – вашему, семья? (ответы детей)
- А теперь посмотрим, как объясняется слово семья в словарях. Объясним значение слова семья с помощью словарей (Ожегов, Даль)
- Кто входит в состав вашей семьи? (мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя).
2. Работа в группах. Игра "На что похожа семья".(5 минут)
А) Каждая группа получает 2 карточки с рисунком и выбирает подходящий ответ:
1 группа – солнце , звезда
2 группа – свеча, жемчужина
Дается время для подготовки.
- А что помогает преодолеть жизненные неудачи? (любовь)
- Ребята, это необычная ромашка. Вы видите, что она без лепесточков. Но мы с вами сейчас все их найдем.
На лепестках ромашки - качества , необходимые в семейной жизни.
(любовь) – 1 качество.
Б) –Что еще необходимо для создания прочной семьи?
- Прочитайте текст параграфа в учебнике , стр. 60, абзац 2 и 3.
Сформулируйте ответ на вопрос.
РОМАШКА – доброта, схожие взгляды на жизнь, понимание
3. Работа в группе.
Как распределяются обязанности в мусульманской семье?
1 группа- Жена- мусульманка (стр.60)
Согласно исламским традициям после свадьбы женщина приходит в дом мужа. Её основная обязанность – ведение домашнего хозяйства и забота о детях. Мусульмане считают, что жена должна во всём слушаться своего мужа, заботиться о нём и его детях. Мусульманке разрешается работать, если это не наносит ущерб её основным обязанностям.
2 группа – Муж-мусульманин (стр. 60-61)
Муж – глава мусульманской семьи. Муж должен трудиться и делать всё возможное, для того чтобы члены его семьи не испытывали лишений и вели достойный образ жизни. Все расходы по содержанию семьи мусульманин старается взять на себя. Когда мусульманин женится, он преподносит своей невесте особый свадебный дар – махр. Это могут быть украшения, другие ценные вещи или деньги.
СЛОВАРИК (махр – свадебный подарок невесте)
- Получается, что семейные обязанности- нелегкая ноша. Согласны с этим утверждением?
- Ваши родители жалуются на то, что им тяжело выполнять свои обязанности?
ВЫВОД: если муж и жена живут в согласии друг с другом, то обязанности будут не в тягость , а в радость.
5.Физкультминутка - игра.
- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.
- Когда было легче удержаться на одной ноге?
- Почему в паре легче, как думаете?
- Что вам помогло?
- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.
В истории Ислама есть случай, когда сын носил на своей спине мать весь хадж. И когда он спросил у Пророка Мухаммада, отплатил ли он матери за её заботу, Посланник Аллаха ответил, что он отплатил ей всего лишь за одну бессонную ночь. А сколько их было в течение жизни?
РОМАШКА. Ответственность перед родителями
- Чего не хватает на нашей ромашке?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
№ 19. Дата _А________Б________ Учитель: Карабицына Марина Игоревна
У рок Основы духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе
Семейные ценности исламе, иудаизме
Формировать представления о роли семьи в жизни человека.
Обучать ведению учебного диалога в раскрытии значения семьи в жизни людей;
Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям.
Организовать совместную деятельность детей по определению основных ценностей семьи в исламе и иудаизме;
Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.
Оборудование: учебник, тетради, раздаточный материал.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты.
Метапредметные результаты: Формирование умения строить совместную деятельность, Развитие умения находить нужную информацию в источниках, работать в группе, формировать способность работать с информацией, готовность слушать собеседника, формировать умение излагать свое мнение, оценивать события, вести диалог, Развитие умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности.
Личностные результаты: Формирования готовности и способности учащихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, Формирование стремления к развитию интеллектуальных потребностей, Формирование целостного мировоззрения, Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране. Формирование ценностей многонационального российского общества. Принятие норм нравственного поведения.
Организация начала урока
Актуализация знаний. Мотивация.
Учитель: В начале нашего урока предлагаю вам послушать сказку и подумать, что же нам хотел сказать автор?!
- Понимаю, трудно тебе, - покачал головой старец, — но подумай, когда ты был в люльке, ведь тоже небось день и ночь хныкал, да и большим умом не отличался. А отец с матерью брали тебя на руки и ласкали нежно, с любовью. Они скорее с жизнью бы расстались, нежели с тобой. И чем же ты теперь хочешь им отплатить?
3. Определение темы и целей урока
Учитель: как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (о семье)
- Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях, а конкретно, о исламе и иудаизме, т.к. эти религии по праву считаются основными в нашем государстве. Мы с вами должны уважать веру друг друга и жить дружно. Поэтому у вас на столах лежат связанные пять прутьев, которые символизируют дружную, крепкую семью. Все мы – РОССИЯНЕ, граждане одной огромной страны.
- Запишите тему урока.
Работа в группах. Проработать материал, выступить по теме.
Семья в исламской религиозной культуре.
Согласно исламским традициям после свадьбы женщина приходит в дом мужа. Её основная обязанность – ведение домашнего хозяйства и забота о детях. Мусульмане считают, что жена должна во всём слушаться своего мужа, заботиться о нём и его детях. Мусульманке разрешается работать, если это не наносит ущерб её основным обязанностям.
Муж – глава мусульманской семьи. Муж должен трудиться и делать всё возможное, для того чтобы члены его семьи не испытывали лишений и вели достойный образ жизни. Все расходы по содержанию семьи мусульманин старается взять на себя. Когда мусульманин женится, он преподносит своей невесте особый свадебный дар – махр. Это могут быть украшения, другие ценные вещи или деньги. (махр – свадебный подарок невесте).
Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?
Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.
Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.
Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.
- Получается, что семейные обязанности- нелегкая ноша. Согласны с этим утверждением?
- Ваши родители жалуются на то, что им тяжело выполнять свои обязанности?
ВЫВОД: если муж и жена живут в согласии друг с другом, то обязанности будут не в тягость, а в радость.
В истории Ислама есть случай, когда сын носил на своей спине мать весь хадж. И когда он спросил у Пророка Мухаммада, отплатил ли он матери за её заботу, Посланник Аллаха ответил, что он отплатил ей всего лишь за одну бессонную ночь. А сколько их было в течение жизни?
Семья в иудейской религиозной культуре.
Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.
Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.
Основа всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.
Иудейская притча
Отец одного человека состарился, обессилел, стал для семьи обузой. Однажды, когда старик пил воду, из его дрожащей руки выпала чашка и разбилась. Жена этого человека рассердилась и, сказала мужу:
- Твой отец - для нас горе и наказание, теперь я буду давать ему воду и обед
в деревянной посуде. Как сказала, так и сделала. Муж не возражал. Прошло некоторое время.
Однажды внук увидел возле деда деревянную посуду и подумал,что стариков,
наверное, кормят и поят из деревянной посуды.
Он взял кусок дерева и стал тесать. Отец и мать спросили у него:
- Сынок, что ты делаешь?
- Деревянную посуду. Когда вы состаритесь, я буду из нее кормить вас…
Слова сына пристыдили отца и мать, и с этого дня они стали заботиться о старике.
Учитель: совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Давайте сравним.
Как вы считаете, почему эти представления одинаковы?
Вывод: Семья – это свято для всех!
Семья в исламской религиозной культуре.
Согласно исламским традициям после свадьбы женщина приходит в дом мужа. Её основная обязанность – ведение домашнего хозяйства и забота о детях. Мусульмане считают, что жена должна во всём слушаться своего мужа, заботиться о нём и его детях. Мусульманке разрешается работать, если это не наносит ущерб её основным обязанностям.
Муж – глава мусульманской семьи. Муж должен трудиться и делать всё возможное, для того чтобы члены его семьи не испытывали лишений и вели достойный образ жизни. Все расходы по содержанию семьи мусульманин старается взять на себя. Когда мусульманин женится, он преподносит своей невесте особый свадебный дар – махр. Это могут быть украшения, другие ценные вещи или деньги. (махр – свадебный подарок невесте).
Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?
Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.
Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.
Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.
_______________________________________________________________________________________________
Семья в иудейской религиозной культуре.
Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.
Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.
Иудейская притча
Отец одного человека состарился, обессилел, стал для семьи обузой. Однажды, когда старик пил воду, из его дрожащей руки выпала чашка и разбилась. Жена этого человека рассердилась и, сказала мужу:
- Твой отец - для нас горе и наказание, теперь я буду давать ему воду и обед в деревянной посуде.
Как сказала, так и сделала. Муж не возражал. Прошло некоторое время.
Однажды внук увидел возле деда деревянную посуду и подумал, что стариков, наверное, кормят и поят из деревянной посуды. Он взял кусок дерева и стал тесать. Отец и мать спросили у него:
- Сынок, что ты делаешь?
- Деревянную посуду. Когда вы состаритесь, я буду из нее кормить вас…
Слова сына пристыдили отца и мать, и с этого дня они стали заботиться о старике.
Разработка урока по теме "Дом и семья в исламе" построена на сравнительном анализе семейных укладов в христианстве и исламе. Основная цель урока: дать представление о мусульманской семье как ячейке общества, о роли семьи в жизни человека.
Предмет ОДНКНР
Класс 5 класс
Учитель: Тужилкина Т.Г.
Тема: Дом и семья в исламе.
Цель: дать представление о мусульманской семье как ячейке общества, о роли семьи в жизни человека.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся овладеют целостными представлениями о семье в исламе; научатся объяснять ключевые слова, связанные с семейными ценностями, научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейных укладов; анализировать и оценивать реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении;
Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в классе; определять собственное отношение к явлениям жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей учетом конечного результата; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
Личностные: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека.
Оборудование: пакет с рабочим материалом
Тип урока: открытия нового знания.
Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение нового материала.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками.
Настраивает обучающихся на работу, организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Добрый день, ребята! Я рада видеть вас здесь.
Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми и начнем работать.
Концентрация внимания, настрой на урок
2.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного процесса.
Познавательные: умения структурировать знания.
Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.
Посмотрите, у вас на столах находятся цветки ромашки. Эти цветки выбраны нами не случайно. Они помогут нам определить тему урока. Подумайте и выскажите ваши предположения.
- Назовите праздник в России, который отмечается 8 июля, символом которого тоже считается ромашка?
-Кого христиане почитают как покровителей семьи и брака?
- А какую из 4 мировых религий мы изучаем сейчас?
о чем мы с вами будем говорить на уроке?
Отвечают на вопросы.
День семьи, любви и верности
Образцом супружеской верности для православных являются Петр и Феврония.
Формулировка целей. Сегодня на уроке речь пойдет о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях.
4.Актуализация имеющихся знаний по теме.
Цель: активизация личного опыта каждого ученика, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учеников.
Познавательные: умения структурировать знания и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
-У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках.
- Какая из этих ценностей, на ваш взгляд, самая важная?
Отвечают на вопросы.
5.Изучение нового материала.
Цель: сформировать основные представления о нормах взаимоотношений в семье, семейных традициях. Работа с первоисточниками.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, анализ.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Каждая религия учит устраивать семью по определенному порядку, по правилам, закрепляющим основы религиозного учения. Давайте сравним, совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?
Работа с первоисточниками.
У вас на столах находятся выдержки из Евангелия, Учения православной церкви и Сунны Пророка Мухаммеда. Давайте внимательно прочитаем эти тексты и зафиксируем основные ценности семейной жизни в таблице. Вам необходимо проставить + в тех графах, которые соответствуют тому, что вы найдете в тексте.
Текст 1:
Семья в православной культуре.
Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Глава семьи – муж, а глава мужа – Христос. Мужчина слушается самого Бога, живет в страхе Божьем, соблюдая заповеди, а женщина слушается Бога через супруга.
Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Муж и жена принимают все решения соборно (сообща, следуя церковным законам). Детей учат послушанию (7 заповедь), почитанию старших, заботе друг о друге, милосердию и проявлению любви.
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока по ОРКСЭ "Семья в исламе"
Рахимкулова Флюза Фаниловна
учитель истории и обществознания
вторая квалификационная категория
стаж работы 20 лет
Тема урока: Семья в исламе.
Цель урока: формирование представлений об обычаях, традициях мусульманской семьи, о роли семьи в жизни каждого человека.
1.Расширить и углубить знания учащихся о семье, семейных отношениях.
2.Познакомить с особенностями воспитания в мусульманской семье.
3.Развивать у учащихся навыки культуры диалога, дискуссии.
4.Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебники, пословицы, текст притчи и стихотворений.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Виды учебной деятельности:
Форма: Беседа, диалог.
Учащиеся должны уметь:
Систематизировать и обобщать материал о семье, семейных отношениях, ценностях семьи.
Вести диалог, слушать, обобщать, делать выводы.
Пояснять, что важнее для создания счастливой семьи.
Традиции исламской семьи, особенности воспитания в исламских семьях.
Обязанности мужа и жены в мусульманских семьях.
Организационный момент, (парты на данном уроке расставлены полукругом)
Учитель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть всех на сегодняшнем уроке, а теперь начну всех вас считать (дети стоят, я считаю). (Слайд 1)
Подготовка к восприятию нового материала.
Раз, два, три четыре
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестра,
Кошка, мурка, два котенка.
Мой щенок, сверчок и я
Вот и вся моя семья. (Дети повторяют за мной хором)
Вот я вас всех сосчитала, ребята, присаживайтесь. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке? (Ответы детей). Правильно, сегодня мы с вами поговорим о семье.
Тема нашего урока: Семья в исламе. (Слайд 2) (Дети записывают тему урока в тетрадях) Ребята, а какие вопросы мы с вами должны изучить? Чтобы вам хотелось узнать? (Предварительные ответы детей: Как живут в мусульманских семьях? (Что такое семья? итд)
Наша с вами задача узнать о правах и обязанностях родителей и детей в мусульманской семье. Мы должны узнать, как воспитывают детей в мусульманских семьях, какие существуют традиции и обычаи. А вы, в конце урока мне скажете, что для вас значит семья?
Изучение нового материала .
Ветер стучится в стекло, Мне дороже всех наград.
Звезды дрожат за стеклом. Ярче горящих свечей,
В доме тепло и светло, Папы ласковый взгляд.
Вся семья за столом. Это наш дом, наша семья!
Мамы улыбка моей, Счастье мое, радость моя!
Ребята, действительно это счастье иметь семью. Семья занимает особое место в жизни каждого человека. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас всегда ждут, любят, и за все простят. Именно в семье мы делаем первые шаги, произносим самые первые слова, учимся любви, ответственности, доброте и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о самых близких людях.
Сегодня мы с вами поговорим о мусульманской семье. Мусульмане серьезно относятся к созданию семьи и очень дорожат ею. Главное, что важно для исламской семьи, это любовь: родителей друг к другу, к детям, детей к родителям. Мусульманские семьи, как правило, бывают большие. (Слайд 4)
Ребята, а ваши семьи какие? Кто входит в вашу семью? Давайте поговорим о ваших семьях. Сколько же Я в ваших семьях? Ведь семья это семь – Я. (Слайд 5)
Дети по очереди рассказывают о своей семье. (Было предварительное задание принести семейные фотографии)
Как мы с вами видим у вас действительно большие дружные семьи. Мусульманские семьи включают не только супругов и их детей, но и остальных родственников. Ислам ставит семью во главу угла. Всевышний создатель предписал, строит семейные отношения на основе любви и взаимного согласия. (Слайд 6)
Работа с учебником стр. 60.
А теперь ребята, всеми любимая физкультпауза Электронная физминутка. (Слайд8)
Молодцы ребята садитесь, отдохнули, продолжаем наш урок. Ребята, вы, наверное, слышали, иногда говорят, кто хозяин в доме? а как вы понимаете это выражение?
(Ответы детей) Да правильно это означает, кто главный в семье? А кто в ваших семьях главный? Конечно это ваши отцы. Чаще в мусульманской семье именно муж обеспечивает всех материально. Для того чтобы семья не нуждалась мужу приходится много работать. Но при этом нужно помочь по хозяйству и жене. И конечно уделить время детям.
Об обязанностях родителей мы узнали, а как дети должны вести себя? Какие есть обязанности у детей? (ответы детей). Ребята, каждый из нас должен с почтением относиться к родителям, помогать им, уважать, их, беречь и любить. (Слайд 10)
О семье сложено много песен стихов, поговорок, пословиц. Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? (ответы детей)
Работа в группах.
А теперь мы с вами поработаем в группах, немного посоревнуемся. Сейчас я вам раздам слова, ваша задача составить пословицы, используя эти слова. Какая группа быстрее соберет пословицу? (слова написаны разноцветными буквами),
Например: 1 группа: Вся семья вместе , так и душа на месте . (Слайд11 пословицы появляются постепенно)
2 группа: Дерево держится корнями, а человек семьёй.
3 группа: В семье, где лад, счастье дорогу не забывает.
4 группа: В дружной семье и в холод тепло.
5 группа: Отца с матерью почитать — горя не знать.
Каждой группе нужно объяснить значение пословицы.
Рождение ребенка в мусульманской семье - большое счастье. (Слайд 13) Поэтому детям уделяется много внимания. В мусульманской семье детей учат заботиться о младших. Отношение детей к родителям основывается на почитании, уважении, признательности. Хорошее отношение к родителям рассматривается в исламе, как одно из главных достоинств человека. Ребята, вы должны с особым уважением относиться к вашим родителям.
Закрепление изученного: Чтение сказки «Возвращение счастья! (Слайд 14)
2.Что выбрала невестка? (согласие), а почему? Где согласие там и счастье, покой радость в доме.
3. Какие качества нужны для создания прочной семьи?
4. Какие существуют традиции в мусульманских семьях?
Наш урок на этом заканчивается. Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями, что вам больше всего запомнилось на сегодняшнем уроке (ответы детей). (Слайд15 )
Я узнал что:_____________________________________________
Мне было интересно:______________________________________
Для меня семья:___________________________________________
Молодцы! Я надеюсь, что вы все эти знания используете в будущем.
Я уверена, что вы пронесете через всю свою жизнь любовь к своим родителям.
Сегодня, придя домой, каждый пусть обнимет своих родителей и скажет им все теплые слова.
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!
Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года,
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
Читайте также: