Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века 10 класс конспект кратко лебедев

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 10 классе по теме: Становление и развитие реализма в русско.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок литературы в 10 классе по теме: Становление и развитие реализма в русско.

Урок литературы в 10 классе по теме: Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века


Становление реализма в русской и мировой литературе.

Становление реализма в русской и мировой литературе.

Реализм – течение в искусстве и литературе, основным принципом которого являе.

Реализм – течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX веке.

Реализм – литературное направление, стремящееся широко, многосторонне, правди.

Реализм – литературное направление, стремящееся широко, многосторонне, правдиво отражать реальную жизнь. Изображение типических характеров в типических обстоятельствах.

Существует версия, что реализм зародился в глубокой древности во времена Древ.

Существует версия, что реализм зародился в глубокой древности во времена Древних Народов. Существует несколько видов реализма: Античный реализм Реализм эпохи Ренессанса Реализм XVIII—XIX веков

Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром. Для писателя важ.

Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром. Для писателя важны детали интерьера, портрета, пейзажа. Типизация персонажей. Изображение характеров и событий в развитии. Исторически конкретное общество, события, эпоха. В центре внимания конфликт: герой – общество.

Представители реализма А.С.Пушкин А.Н.Островский Н.А.Некрасов Ф.М.Достоевский.

Представители реализма А.С.Пушкин А.Н.Островский Н.А.Некрасов Ф.М.Достоевский Л.Н.Толстой А.П.Чехов Н.В.Гоголь И.А.Бунин


В поэме Пушкин передает буйство Невы во всей сложности, что характерно для ре.

В поэме Пушкин передает буйство Невы во всей сложности, что характерно для реалистического произведения: Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг как зверь остервенясь, На город кинулась.

О КАКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ИДЕТ РЕЧЬ? «Происшествие, описанное в сей повести, осно.

Б.В. Томашевский писал: «Основными чертами пушкинского реализма являются пере.


Стилистическая черта: изображение персонажей во взаимодействии с окружающим м.

1.Типизация фактов действительности, т.е., помимо правдивости деталей, правди.

Основное свойство писателя-реалиста – посредством типизации отражать жизнь в.

Основное свойство писателя-реалиста – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни (поиск истины).

Поиски истины

просветительский реализм критический реализм социалистический реализм

просветительский реализм критический реализм социалистический реализм

Этапы развития: - Просветительский реализм (Д.И. Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н.

РЕАЛИЗМ В РОССИИ Появился в XIX веке. Стремительное развитие и особый динамиз.

РЕАЛИЗМ В РОССИИ Появился в XIX веке. Стремительное развитие и особый динамизм. Особенности русского реализма: Активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики; Выраженный жизнеутверждающий характер; Особый динамизм; Синтетичность( более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).


Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым ф.

Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм. Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Теоретический материал(стр. 7-14) Защита проекта (по выбору.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Теоретический материал(стр. 7-14) Защита проекта (по выбору): Реализм в искусстве. Реализм в архитектуре. Реализм в живописи.


В этом уроке мы проследим, как развивался русский реализм, узнаем, в чём его своеобразие, а также выясним, почему русский реализм считается эталонным во всём мире.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Своеобразие становления реализма в русской литературе"

Сегодня на уроке мы:

– Проследим, как развивался русский реализм.

– Узнаем, в чём его своеобразие.

– Выясним, почему русский реализм считается эталонным во всём мире.

Прежде чем начать разговор о русском реализме, стоит определиться с понятием.

Что же такое реализм?

Очень часто говорят о реализме и реалистичности, имея в виду метод, а не направление литературы. Каждое художественное произведение так или иначе отражает реальность. И если изображённая реальность кажется достоверной, то и возникают слова о реализме в книге.

Но при таком подходе реализм можно обнаружить и в античных поэмах, и в романтических балладах, и в романах жанра фэнтези. Поэтому важно не путать реализм как метод с реализмом как литературным направлением.

У литературного направления есть чёткие признаки, характерные особенности и временные рамки. Мы можем точно сказать, когда литературное направление появилось и как развивалось. О методе такого сказать нельзя.

Выделяют несколько ключевых особенностей реализма.

Во-первых, это достоверное и максимально полное изображение действительности.

Во-вторых, это типизация явлений и характеров. Герой реализма – типичный человек в типичных обстоятельствах. Типизация даёт возможность через историю одного человека показать судьбу целого социального слоя общества, к которому принадлежит этот герой. Так что при всей своей яркой индивидуальности, герой реализма – собирательный образ, своего рода портрет целого социального слоя.

Третьей ключевой особенностью реализма можно назвать важную роль социальной среды. Характер героев в реалистических произведениях определяется социальной средой. Он неразрывно связан с уровнем образования, достатком семьи героя, его положением в обществе. Кроме того, герои реализма влияют и друг на друга. Они меняют и среду, в которой находятся. Писатели-реалисты наблюдают за процессами, происходящими в обществе. Они исследуют жизнь социума художественными методами.

Как литературное направление реализм появился в XIX веке, а его родиной стала Россия. Мы уже привыкли, что все литературные течения русская литература заимствовала из западноевропейской.

Почему? Давайте разбираться.

А отличался ли русский реализм от европейского? Разумеется, отличался.

Помимо принципа историзма, для русского реализма характерен принцип народности. Для русских классиков в центре внимания стояли события, значимые для русского народа. Чувство связи с родным народом, русской почвой было ключевым. Так же как и мучительный поиск ответа на вопрос о будущем России, о судьбе русского народа, о его предназначении и о том, как сделать его счастливым.

Создателем этого типа считают Николая Васильевича Гоголя.


Маленькие люди Достоевского – Макар Девушкин, Мечтатель, семья Мармеладовых – это люди с богатым внутренним миром, тонкие, восприимчивые к добру и злу. Но при этом задавленные нищетой и необходимостью выживать в нечеловеческих условиях.

Маленький человек Островского, Юлий Капитоныч Карандышев, вызывает у читателя острое отвращение и столь же острую жалость.

От чего зависит характер и тип реализма в литературе? Разумеется, от общественно-политической обстановки в определённый исторический период.

40-90 годы XIX века – это время критического реализма. Его формирование началось ещё в 30-е годы, но уже к 40-ым направление полностью сформировалось. Что это было за время? Время активных политических споров, время поиска исторического пути России, поиска выхода из кризиса. Именно это и определило становление критического реализма.

В нём утверждению общечеловеческих и культурных ценностей противопоставляются идеи нигилизма, то есть отрицания общепринятых ценностей.

Главной чертой реализма этого периода стала критика социальных пороков общества – собственно, потому реализм и прозвали критическим. Писатели прежде всего обращались к проблемам униженных и обездоленных людей, негативным сторонам действительности. Но при этом целью критического реализма было вызывать у читателей стремление бороться с несправедливостью, пороками, социальным неравенством.

С развитием критического реализма меняется литература в целом. Первую половину XIX века характеризуют как эпоху поэзии. Во второй половине главенствует проза. Очерки, рассказы и, конечно же, достигает вершины развития реалистический роман.

В начале века писатели пробуют свои силы в разных жанрах. Например, Пушкин и Лермонтов писали стихи, прозу, создавали эпические и драматические произведения.

В середине XIX века эта тенденция исчезает. Большинство писателей работали в одном жанре, не сочетая в творчестве лирику, эпос и драму. Например, нам неизвестны стихи Гончарова или Толстого. Островский был великим драматургом, но чурался лирики и не писал романов.


А Некрасова мы прежде всего знаем как поэта.


Критический реализм XIX века во всём мире считается величайшим достижением русской литературы. Но к концу столетия традиции реализма стали угасать. На смену ему пришёл символизм и литература декаданса. Золотой век литературы сменился серебряным.

Но самое интересное, что реализм не исчерпал себя. Он заново возродился в советской литературе. Тогда появился так называемый социалистический реализм. Традиции классиков века XIX продолжали классики века XX: Николай Островский, Михаил Шолохов, Алексей Толстой, Демьян Бедный и другие писатели.

Новые классики унаследовали социальную направленность, внимание к тяготам трудового народа. Новшеством соцреализма была вера в то, что человек может построить идеальный мир. А идеалом было коммунистическое общество. Возник соцреализм в 20-е годы XX века. А временем его заката считают 80-е годы – эпоха перестройки. Время, когда распался Советский Союз и полностью сменилась идеология.

В современной литературе реализм тоже существует. Но с новым временем появляются новые формы. Так называемый неореализм и магический реализм развиваются вместе с традиционным реализмом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок об особенностях русского реализма. Состоит из трех основных этапах: вступительной беседы, составления таблицы и семинара.

Название предмета Литература

УМК Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Под ред. Ю.В.Лебедева. – М.: Просвещение, 2008.

Уровень обучения базовый

Тема урока Реализм. Особенности зарождения реализма в русской литературе..

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 2

Место урока в системе уроков по теме 1

Задачи: 1. Образовательные:

- расширение общего теоретического кругозора;

- выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы.

- развитие умений доказать, обобщать;

- совершенствование искусства устного и письменного выступления в соответствии с заданной целью.

- формирование познавательного интереса к русской литературе.

Предполагаемые результаты:

– умение отличать реализм от других художественных направлений,

- умение работать с первоисточниками и правильно выбирать необходимую информацию,

- достижение таких личностных результатов, как умения систематизировать материал в форме таблицы, отстаивать свои мысли, умение говорить и умение слушать;

Техническое обеспечение урока: учебник, тетрадь, персональный компьютер, мультимедийная презентация, проекционный экран.

Эпиграф: До безумной гордости волнует не

только обилие талантов, рожденных Россией

в XIX веке, но и поражающее разнообразие их.

На доске определение реализма:

Реализм (от латинского realis- действительный, вещественный) – идейное и художественной направление в европейской и американской культуре XIX века. Характеризуется утверждением объективного взгляда на действительность, стремлением к психологическому изображению характеров героев, к анализу обстоятельств, формирующих тип личности, пониманию закономерностей развития событий и отношений. Цель – точное и полное воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах.

I Организационный момент.

II. Новая тема.

Вступительное слово учителя с элементами беседы. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы поведем разговор о самом значительном художественном направлении в мировой литературе – реализме.

- Давайте вместе вспомним, когда в русской литературе появляются первые реалистические произведения?

- Кто продолжил их дело? (М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев и т.д.)

- Чем отличалось творчество названных вами писателей от творчества романтиков?

В средних классах мы знакомились с вами с произведениями великих русских писателей, соответствующих вашему возрасту. В 10 и 11 классах вам предстоит окунуться в настоящую сокровищницу великой русской реалистической литературы.

Время возникно-вения

Большую роль в идейно-эстетической эволюции поэта сыграло его сближение с декабристами во время южной ссылки.

Исторические обстоятельства, способствующие возникновению

Развитие капитализма в Европе и России, кризис романтизма.

В 40-е годы возникает учение, оказавшее влияние на формирование нового литературного направления, - учение К. Маркса и Ф. Энгельса, соединивших диалектику Г. Гегеля с материализмом Л. Фейербаха.

Становление реалистического метода – особенно в самый начальный период – выглядит прежде всего как становление индивидуальных творческих методов. Поэтому знакомиться со спецификой реализма первой половины XIX века целесообразнее на примере творчества А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

Основные черты реализма

Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.

Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.

Типизация образов достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.

Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающе.

Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала.

Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отношение литературы к действительности. Любое произведение, независимо от направления, в той или иной мере отражает реальность. Поэтому можно говорить о реализме Гомера, У. Шекспира и т.д. как о способе отражения действительности в их произведениях. При этом следует отличать реализм как метод от реализма как направления.

В узком смысле

Направление в искусстве XIX века, известен также как критический реализм

Представители в русской литературе – А.С.Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов; в мировой – О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Э. Золя.

Особенности:

Типология реализма

В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы

Просветительский реализм

Период – XVII - XVIII вв.

В русской литературе – А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин (Недоросль), Г. Р. Державин,

в мировой – Д. Дефо, Дж. Свифт, Вольтер, И. Гёте.

Критический реализм

Период – 1840 – 1890-е гг. (формируется в 1830-е годы).

Особенности:

Социалистический реализм

Период – 1920 – 1980-е гг.

Основа – коммунистический общественно-политический и эстетический идеал , пафос революционной перестройки мира, вера в социализм и коммунизм.

Представители – Н. А. Островский, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой, Д. Бедный, позднее творчество В. В. Маяковского

Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->


-75%

Читайте также: