Автомобили газодымозащитной службы конспект мчс

Обновлено: 06.07.2024

Настоящие нормы пожарной безопасности устанавливают технические требования пожарной безопасности, а также методы испытаний вновь разрабатываемых и модернизируемых пожарных автомобилей газодымозащитной службы (АГ), создаваемых на автомобильных шасси, а также на базе автобусов. Настоящие нормы могут применяться на стадиях разработки и изготовления АГ, а также при проведении сертификационных испытаний в Системе сертификации в области пожарной безопасности

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ.
АВТОМОБИЛЬ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ
СЛУЖБЫ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

НПБ 194-2000

МОСКВА 2001

Внесены и подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУГПС МВД России).

Утверждены приказом ГУГПС МВД России от 6 декабря 2000 г. № 69.

Дата введения в действие 1 января 2001 г.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ.
АВТОМОБИЛЬ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ
СЛУЖБЫ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

FIRE ENGINEERING. SMOKE EJECTOR TRUCK.
GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS.
TEST METHODS

НПБ 194-2000

Дата введения 01.01.2001 г.

1.1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее - нормы) устанавливают технические требования пожарной безопасности, а также методы испытаний вновь разрабатываемых и модернизируемых пожарных автомобилей газодымозащитной службы (АГ), создаваемых на автомобильных шасси, а также на базе автобусов.

1.2. Настоящие нормы могут применяться на стадиях разработки и изготовления АГ, а также при проведении сертификационных испытаний в Системе сертификации в области пожарной безопасности.

2.1. В настоящих нормах используются следующие термины с соответствующими определениями:

автомобиль газодымозащитной службы - пожарный автомобиль, предназначенный для:

а) доставки к месту пожара (аварии) личного состава газодымозащитной службы (ГДЗС), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД), пожарно-технического вооружения (ПТВ);

б) развертывания на пожаре (аварии) контрольного поста ГДЗС;

в) освещения места пожара (аварии);

г) обеспечения электроэнергией на пожаре (аварии) вывозимого электрооборудования - электроинструмента, дымососов, прожекторов и др.;

основной параметр АГ - параметр, характеризующий пожарный автомобиль по функциональному назначению;

главный параметр АГ - один из основных параметров, определяющих функциональное назначение пожарного автомобиля, отличающийся стабильностью при всех технических усовершенствованиях и используемый для определения числовых значений других основных параметров;

базовое шасси АГ - серийно выпускаемое автомобильное шасси, с доработкой кузова (салона) в целях приспособления его для выполнения специальных работ;

салон АГ - замкнутое пространство, предназначенное для размещения боевого расчета, СИЗОД и ПТВ, ограниченное крышей, полом, боковыми стенками (бортами), дверьми и окнами;

электросиловая установка (ЭСУ) АГ - совокупность агрегатов, силовых электрических линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для производства, преобразования, трансформации, распределения и передачи потребителям электрической энергии;

основной источник питания ЭСУ - электроагрегат, в котором электрическая энергия производится путем преобразования химической энергии топлива с помощью двигателя внутреннего сгорания и приводимого им во вращение ротора генератора;

внешний источник питания - дополнительный источник питания или промышленная сеть с регулировочными характеристиками, аналогичными по частоте и напряжению основному источнику питания;

изолированная нейтраль - нейтраль источника питания или трансформатора, не присоединенная к заземляющему устройству или присоединенная к нему через приборы регулирования, измерения, защиты, сигнализации и другие аппараты, имеющие большое сопротивление;

защитное отключение - быстродействующая защита, обеспечивающая автоматическое отключение ЭСУ при возникновении в ней опасности поражения током;

полная масса АГ - масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.), укомплектованного СИЗОД, ПТВ, запасным колесом, инструментом АГ с боевым расчетом, включая водителя;

аварийный выход - аварийные дверь, окно или люк, которые могут служить выходом из АГ в случае невозможности использования штатного выхода (выходов).

2.2. Обозначение

Обозначение АГ должно иметь следующую структуру:

2.3. Примеры условных обозначений

Пример 1. АГ с основным источником питания мощностью 12 кВт, на шасси ПАЗ-3205, модель 001, изготовленный на Жуковском машиностроительном заводе по техническим условиям: АГ-12 (3205) мод 001 ЖК - ТУ.

Пример 2. АГ с основным источником питания мощностью 20 кВт, на шасси ЗИЛ-5301, модель 001, изготовленный на Жуковском машиностроительном заводе по техническим условиям: АГ-20 (5301) мод 001 ЖК - ТУ.

3.1. Главный и основные параметры

3.1.1. В качестве главного параметра АГ принимают значение мощности основного источника питания (кВт), выбираемое из ряда: 8, 12, 16, 20, 30. Другие значения главного параметра АГ (при необходимости) устанавливаются нормативно-технической документацией на конкретные модели.

Число мест боевого расчета (включая место водителя), чел.

Количество кислородных изолирующих противогазов, шт.

Мощность основного источника питания, кВт

Наличие приборов контроля изоляции, заземления, устройств защитного отключения

Наличие электроинструмента и электрооборудования

Наличие теплозащитной одежды пожарных, компл.

Суммарная мощность прожекторов, кВт

Высота подъема осветительной мачты от поверхности земли, м

Угол поперечной устойчивости

Тип шасси (полноприводное - неполноприводное)

Масса полная, кг

Мощность двигателя шасси, кВт (л.с.)

Дорожный просвет, мм

3.2. Общие технические требования

3.2.1. АГ должны состоять из следующих основных частей:

а) базового шасси с дополнительной трансмиссией для привода ЭСУ;

в) салона для боевого расчета;

д) системы дополнительного электрооборудования;

е) стационарной осветительной мачты.

3.2.2. Число мест для боевого расчета АГ должно быть не менее 7, включая место водителя.

3.2.3. Полная масса АГ и осевые нагрузки не должны превышать значений, установленных заводом-изготовителем шасси, а нагрузки на левый и правый борт не должны отличаться друг от друга более чем на 1 % от полной массы.

3.2.5. Крепление пожарной надстройки АГ должно производиться с учетом рекомендаций предприятия-изготовителя базового шасси. Выбранная схема крепления должна быть согласована с изготовителем базового шасси.

3.2.7. Климатическое исполнение АГ должно соответствовать У (УХЛ), категория размещения 1, для работы при температуре окружающей среды от 233 до 313 К (от минус 40 до 40 °С), эксплуатация в атмосфере типов 1 и 2 по ГОСТ 15150 , размещение в период оперативного ожидания по ГОСТ 12.4.009 (помещения с температурой воздуха не ниже 10 °С), если иное не предусмотрено требованиями к конкретной модели.

3.2.9. Размещение и крепление оборудования, ЭСУ, СИЗОД и ПТВ на АГ должны обеспечивать безопасность и оперативность выполнения функциональных задач при боевом развертывании, а также во время движения, при техническом обслуживании и ремонте. Масса отдельных укладок имущества, предназначенного для переноски вручную при эксплуатации, не должна превышать 40 кг.

3.2.11.Надежность АГ должна характеризоваться показателем гамма-процентной наработки (γ = 80 %) основного источника питания и его привода до отказа и составлять не менее 150 ч.

3.2.12.В кабине и салоне АГ при закрытых окнах, люках и дверях система вентиляции должна обеспечивать избыточное давление и обмен воздуха в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50993 .

а) неполноприводное шасси - передний 20°, задний 15°;

б) полноприводное шасси - передний 25°, задний 25°;

в) автобуса - в зависимости от класса по ГОСТ 20774.

3.2.15. Для доступа к оборудованию, расположенному на крыше АГ, должна быть предусмотрена стационарная лестница с поручнями. Ступени лестницы должны быть шириной не менее 150 мм, расстояние между ступенями - не более 300 мм. Ступени лестницы должны иметь поверхность, обеспечивающую устойчивое положение ступни поднимающегося по ней человека.

3.2.16. Площадки на крыше, предназначенные для работы, должны иметь ограждение по периметру высотой не менее 100 мм, а также настил с покрытием, препятствующим скольжению.

3.2.17. Усилия на органах управления специальными агрегатами АГ не должны превышать значений, установленных требованиями ГОСТ 21752 и ГОСТ 21753 .

3.2.18. АГ должен быть укомплектован в целях обеспечения потребностей эксплуатации шасси автомобиля:

а) запасным колесом;

б) комплектом водительского инструмента;

в) двумя переносными огнетушителями (один порошковый с массой огнетушащего вещества не менее 4 кг, один углекислотный с массой заряда огнетушащего вещества не менее 3,5 кг);

г) знаком аварийной остановки по ГОСТ 24333 или выносным красным фонарем, работающим в мигающем режиме;

д) медицинской аптечкой (контейнером);

е) двумя противооткатными упорами.

3.3. Требования к базовым шасси

3.3.1. Шасси, поставляемые для изготовления АГ, должны быть сертифицированы.

3.3.2. Вместимость топливных баков АГ должна обеспечивать длительность работы основного источника питания при номинальной нагрузке без дозаправки топлива не менее 6 ч.

3.3.3. Двигатель и дополнительная трансмиссия АГ должны обеспечивать непрерывную работу ЭСУ в номинальном режиме в течение 6 ч во всем диапазоне эксплуатационных условий. При этом температура масла в двигателе, коробках передач и отбора мощности, а также температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя не должны превышать значений, установленных заводом-изготовителем шасси.

3.3.4. Число и цвет проблесковых маяков, специальный звуковой сигнал АГ, цветографическая схема - в соответствии с ГОСТ Р 50574 .

3.3.5. Количество, место расположения устройств освещения и световой сигнализации для всех типов базовых шасси, подвергшихся доработке при изготовлении АГ, должны соответствовать требованиям ГОСТ 6964 , ГОСТ 8769 , ГОСТ 20961 .

3.3.6. Места расположения аккумуляторных батарей должны быть защищены от попадания грязи и влаги, обеспечивать возможность утепления, а также контроль уровня и плотности электролита в каждом аккумуляторе. Аккумуляторные батареи должны находиться вне пространства, предназначенного для боевого расчета и водителя.

а) по уровню внешнего и внутреннего шумов - ГОСТ 27435 , ГОСТ 27436;

б) по содержанию окиси углерода в отработавших газах шасси с бензиновыми двигателями - ГОСТ 17.2.2.03;

в) по дымности отработавших газов шасси с дизельными двигателями - ГОСТ 21393 .

3.3.8. Конструкцией шасси должна быть предусмотрена возможность транспортирования АГ средствами наземного транспорта в соответствии с ГОСТ 15150 , ГОСТ 2349 .

3.4. Требования к кабине водителя

3.4.1. Кабина и рабочее место водителя должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.032 .

3.4.2. Рабочее место водителя АГ на базе автобуса должно быть изолировано от салона перегородкой или иметь ограждение.

3.4.4. Внутренние замки дверей должны иметь устройство, исключающее возможность их самопроизвольного открытия во время движения АГ. Ручки запорных механизмов должны иметь травмобезопасную форму. Требования к замкам и петлям дверей - по ГОСТ 28443.

3.4.5. Двери должны иметь устройства, фиксирующие их в закрытом и открытом (не менее 75°) положениях.

3.4.9. Уровень освещенности в соответствии со СНиП 23-05 на рабочем месте водителя АГ должен быть не менее 30 лк на уровне 1 м от пола.

3.5. Требования к салону

3.5.1. Салон АГ должен обеспечивать возможность оперативной посадки и высадки личного состава, удобство и безопасность его размещения, а также установку необходимого вывозимого оборудования, инструмента и ПТВ.

3.5.2. Салон АГ может состоять из двух отсеков, разделенных перегородкой и предназначенных для размещения:

а) личного состава;

б) оборудования и ПТВ.

3.5.3. Конструкция и размеры отсеков салона должны обеспечивать установку необходимого оборудования и аппаратуры, возможность их обслуживания и демонтажа, а также организации необходимого количества рабочих мест, исходя из нормативно-технической документации на конкретную модель АГ.

3.5.4. Эргономические показатели организации рабочих мест должны соответствовать ГОСТ 12.2.032 . Конструкция салона АГ должна обеспечивать сохранение жизненного пространства для личного состава при опрокидывании, лобовом столкновении, наездах сбоку и сзади.

3.5.5. Уровень шума в салоне АГ во время работы ЭСУ - по ГОСТ 27435 , на рабочих местах - по ГОСТ 27436 и ГОСТ 12.1.003 .

3.5.7. Оборудование и ПТВ в салоне необходимо размещать с учетом обеспечения требований пассивной безопасности для личного состава. Наличие острых кромок не допускается. Крепление сборочных единиц и деталей должно исключать их самопроизвольное перемещение во время движения АГ.

3.5.8. Схема размещения на АГ специального оборудования и аппаратуры должна обеспечивать оперативность боевого развертывания.

3.5.9. При размещении возимого оборудования и аппаратуры необходимо руководствоваться функциональным применением оборудования и частотой его использования, которая требует, чтобы наиболее применяемые элементы оборудования располагались в самых удобных местах.

3.5.10. Стол для проверки и обслуживания противогазов должен иметь размеры не менее 900×600 мм. Он может быть переносным для использования его в летнее время вне салона АГ.

3.5.11. Управление дверьми салона боевого расчета на базе автобуса должно осуществляться с места водителя при помощи дистанционного привода. Дистанционный привод каждой двери должен дублироваться устройством, размещенным внутри салона на видном и доступном месте, вблизи от двери, которой оно управляет.

Двери салона боевого расчета, не имеющие дистанционного привода, должны быть снабжены запорным устройством, исключающим возможность их случайного открывания. АГ должны быть оснащены устройством, сигнализирующим водителю о положении дверей.

3.5.12. Доступ к аварийному выходу АГ должен быть свободен.

3.5.13. Окна должны быть оснащены светозащитными устройствами (шторами, жалюзи).

3.5.14. Для внутренней отделки (обивки) стенок и потолка салона для боевого расчета АГ должен применяться гладкий, светостойкий материал, допускающий влажную очистку и обработку дезинфицирующими средствами. Крепление обивки не должно иметь выступающих деталей и острых кромок. Пол салона, подножки и ступени должны иметь покрытие из влагостойкого и износоустойчивого материала с поверхностью, препятствующей скольжению.

3.5.15. Покрытие пола должно быть продолжено на стенки салона на высоту 150 - 200 мм с закруглениями в местах перехода от пола к стенкам и должно допускать мойку водой.

3.5.16. Система отопления салона АГ должна соответствовать требованиям ГОСТ 50993 и обеспечивать поддержание температуры в салоне не ниже 15 °С на уровне 1,5 м от пола при температуре окружающего воздуха до минус 40 °С. Управление системой отопления должно осуществляться с места водителя.

3.6. Требования к комплектации АГ и размещению СИЗОД

3.6.1. ПТВ, входящее в комплектацию АГ, должно быть сертифицировано в области пожарной безопасности.

3.6.2. АГ должен быть оснащен СИЗОД с защитным действием не менее 4 ч.

3.6.3. АГ, в соответствии с Наставлением по газодымозащитной службе, должен быть оснащен в расчете на одно звено ГДЗС:

а) кислородным изолирующим противогазом (респиратором) или дыхательным аппаратом (по одному на каждого газодымозащитника);

б) спасательным устройством - по одному на каждого газодымозащитника, работающего в дыхательном аппарате типа АИР;

в) средствами связи (радиостанция или переговорное устройство);

г) средствами освещения: групповым фонарем - одним на звено ГДЗС и индивидуальными фонарями - для каждого газодымоза щитника;

д) пожарной спасательной веревкой;

е) средством страховки звена - направляющим тросом;

ж) легким и универсальным пожарным ломом.

3.6.4. В комплектацию АГ должны входить инструмент и прибор для обслуживания и обеспечения проведения испытаний СИЗОД, дезинфицирующие средства, а также средства оказания первой доврачебной помощи пострадавшим и средства контроля состава воздушной среды.

Базовая комплектация АГ приведена в рекомендуемом приложении 1.

3.6.5. Салон АГ должен быть оборудован специальными ячейками для перевозки СИЗОД в вертикальном положении. Для защиты СИЗОД от механических повреждений дно и стенки ячеек должны быть обиты амортизирующим материалом.

3.6.6. На каждый дыхательный аппарат, вывозимый на АГ, должен предусматриваться один резервный комплект баллонов с воздухом, а на каждый противогаз - один резервный баллон с кислородом и один резервный регенеративный патрон.

Резервные баллоны с кислородом и регенеративные патроны хранятся в АГ в отдельных ящиках, конструкция которых должна обеспечивать их сохранность в процессе перевозки.

3.6.7. Резервные регенеративные патроны и баллоны с кислородом хранят и перевозят с заглушками (пробками), а регенеративные патроны, кроме того, пломбируют.

3.7. Общие требования к ЭСУ

3.7.1. Конструкция ЭСУ АГ должна отвечать требованиям ПУЭ .

3.7.2. На АГ должен быть установлен счетчик моточасов.

3.7.3. В АГ следует предусматривать рабочее место для оператора ЭСУ с расположением, при необходимости, дублирующих приборов контроля работы двигателя.

3.7.4. ЭСУ АГ должна сохранять работоспособность при наклоне относительно горизонтальной поверхности до 10°.

3.7.5. Уровень радиопомех при работе ЭСУ - по ГОСТ 17822 .

3.7.6. Крепление всех элементов ЭСУ должно исключать ослабление электрического контакта в соединениях во время движения или транспортирования АГ.

3.8. Требования к основным источникам питания АГ

3.8.1. В качестве основных источников питания ЭСУ АГ должны применяться генераторы трехфазного тока с приводом от двигателя базового шасси АГ. Используемые генераторы должны быть сертифицированы.

3.8.2. Основные номинальные параметры основных источников питания ЭСУ АГ должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 2 .

Автомобиль газодымозащитной службы (АГДЗС) предназначен для доставки к месту пожара пожарного расчета, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и служит для обеспечения работы звеньев ГДЗС в задымленной (загазованной) среде, развертывания на пожаре (аварии) контрольного поста ГДЗС, освещения места пожара (аварии), обеспечения электроэнергией вывозимого электрооборудования (электроинструмент, дымососы, прожектора и др.). В состав пожарного расчет; входят: командир отделения, водитель, шесть пожарных.

Автомобиль газодымозащитной службы (АГДЗС)

Действия личного состава при развертывании автомобиля газодымозащитной службы (АГДЗС)

Развертывание электросиловой установки

Развертывание ЭСУ производит водитель по команде: “Генератор на холостой ход включить!”. Водитель включает стояночную тормозную систему, колеса автомобиля фиксирует противооткатными упорами, заземляет автомобиль, запускает двигатель. Включает коробку отбора мощности включает 3-ю или 4-ю передачу, включает сцепление, доводит, на пульт управления, напряжение холостого хода до 220 В, поддерживая частоту в пределах 49…53 Гц. Производит контроль напряжения и контроль сопротивления изоляции (контроль за сопротивлением изоляции осуществляется постоянно в процессе работы генератора, при загорании контрольной лампы, т е. при снижении сопротивления изоляции ниже 20 кОм генератор необходимо отключить), докладывает: “Генератор на холостой ход включен. Напряжение 220 В, частота 50 Гц”.

По команде: “Нагрузку – включить!” водитель производит проверку сопротивления изоляции рабочих линий (при отключенных выключателя: электроинструментов), включение генератора на нагрузку.

Развертывание дымососа на автомобиле газодымозащитной службы (АГДЗС)

Развертывание дымососа производят водитель и трос пожарных по команде: “Дымосос на всасывание (нагнетание) (указывается место введения рукава) – ставь!”. Пожарные № 1 и № 2 снимают с автомобиля дымосос и переносят его к месту установки, принимают у пожарного № 3 всасывающие рукава и производят их соединение. Заносят всасывающий рукав в проем, присоединяют выкидные рукава. Пожарный № 3 подключает кабельную катушку к распределительному щиту автомобиля, прокладывает кабель к дымососу, устанавливает на опору распределительную коробку и присоединяет к ней кабель дымососа, при этом контролирует положение “откл,” тумблер “220 В 50 Гц”. Пожарные № 1 и № 2 устанавливают в вентилируемое помещение перемычки, Водитель выполняет операции по включению ЭСУ на нагрузку (п. 22.2.1). Пожарный № 1 включает тумблер “220 В 50 Гц” на распределительной коробке.

Развертывание дымососа

Дымосос должен устанавливаться на месте применения так, чтобы во время работы не опрокинулся. Исключить непосредственное соприкосновение шнура питания с горячими и масляными поверхностями. При работающем дымососе необходимо следить, чтобы в него не попали посторонние предметы. При перестановке на другое место дымосос необходимо выключать.

Запрещается

применение электродымососа во взрывоопасной среде;

работать при повреждении штепсельного соединения, шнура питания, нечеткой работе выключателя, круговом искрении щеток на коллекторе и появлении дыма или запаха из электродвигателя, появлении повышенного шума, стука, вибрации, поломки корпусных деталей, повреждении лопаток вентилятора.

По окончании работы дымососа водитель останавливает генератор и двигатель, отсоединяет заземление. Пожарный № 3 отсоединяет кабель, сматывает его на катушку, снимает с опоры распределительную коробку, укладывает оборудование на автомобиль. Пожарные № 1 и № 2 отсоединяют рукава, переносят и укладывают их на автомобиль, остальные пожарные переносят и устанавливают дымосос.

Развертывание прожектора

Развертывание прожектора производит водитель и двое пожарных по команде: “Прожектор (указывается место установки или объект освещения) – ставь!”. Пожарный № 1 достает из автомобиля прожектор и переносит его к месту установки, устанавливает на опору распределительную коробку и присоединяет к ней кабель прожектора, при этом контролирует положение “откл.” тумблера “220 В 50 Гц”. Пожарный № 2 подключает кабельную катушку к распределительному щиту автомобиля, прокладывает кабель к прожектору и соединяет с распределительной коробкой. Водитель выполняет операции по включению ЭСУ на нагрузку (п. 22.2.1). Пожарный № 1 включает тумблер “220 В 50 Гц” на распределительной коробке.

По окончании работы прожектора свертывание оборудования осуществляется в обратном порядке.

Развертывание прожекторов на телескопической мачте

Развертывание прожекторов на телескопической мачте производит водитель по команде: “Мачту освещения (указывается направление) – развернуть!”. Водитель производит операции по включению генератора на холостой ход, включает на электрощите тумблер “220 В 50 Гц”, включает автоматический выключатель “ПРОЖЕКТОРА”, Производит включение на пульте управления автомата защиты “24 В”. Выдвигает с помощью ручки телескопическую мачту на необходимую высоту. На пульте управления включает переключатель “ПРОЖЕКТОРА, ПИТАНИЕ 220 В”, нажимая выключатель “ПОВОРОТ” в положение “ВВЕРХ” или “ВНИЗ”, “ВПРАВО” или “ВЛЕВО”, направляет световой поток на освещаемый объект.

При свертывании мачты производится выключение прожекторов, и мачта опускается в исходное положение.

Развертывание электропилы

Развертывание электропилы производит водитель и двое пожарных по команде: “Электропилу (указывается объект и задача) – марш!”. Водитель выполняет операции по включению ЭСУ на нагрузку (п. 22.2.1), Пожарный № 1 достает из автомобиля электропилу и переносит ее к месту работы. Пожарный № 2 подключает кабельную катушку к распределительному щиту автомобиля, прокладывает кабель и производит соединения с распределительной коробкой, при этом контролирует положение “откл.” тумблера “220 В 50 Гц”, производит подключение кабеля электропилы, по готовности пожарного № 1 производит включение тумблера. Пожарный № 1 занимает устойчивое положение, проверяет расположение электрического кабеля, который должен находиться от него сзади справа, нажимает на курок выключателя пилы и начинает распиловку.

Правила охраны труда при работе с электропилой

  • при пуске цепь на шине пилы не должна касаться объекта пиления;
  • при окончании пиления цепь из пропила должна выниматься без чрезмерного усилия и рывков, чтобы избежать срыва или разрыва цепи;
  • при внезапной остановке электродвигателя (вследствие исчезновения напряжения в сети, зажима цепи и т. п.), а также при переходах от реза к резу пила должна быть выключена;
  • обязательно отключать пилу при техническом обслуживании, смене и регулировке натяжения цепи, перерывах в работе и после ее окончания;
  • предпочтительным режимом работы пилы является непрерывная работа при номинальной нагрузке не более 40 с и количество резов в течение часа не более 60 циклов;
  • в процессе работы необходимо как можно чаще смазывать цепь и концевую звездочку путем погружения конца шины в масло типа АКП-10 или АС-9,5.

Запрещается:

  • включение пилы в сеть с напряжением, отличным от 220 В, и частотой, отличной от 50 Гц;
  • работать на открытых площадках во время снегопада или дождя, в помещениях с взрывоопасной или химически активной средой, а также в условиях воздействия капель и брызг;
  • нахождение людей вблизи работающей пилы со стороны пильного аппарата;
  • начинать пиление концевой частью пильной шины, т. к. при этом возможно отбрасывание пилы и травмирования движущейся цепью;
  • непосредственное соприкосновение шнура питания с горячими и масляными поверхностями;
  • заземлять пилу;
  • работать пилой при повреждении штепсельного соединения, шнура питания, нечеткой работе выключателя, круговом искрении щеток на коллекторе, появлении дыма или запаха, появлении повышенного шума, стука, вибрации, поломки корпусных деталей, повреждении пильного аппарата.

По окончании работы свертывание оборудования осуществляется в обратном порядке.

Правила охраны труда при работе на автомобиле газодымозащитной службы (АГДЗС)

К эксплуатации автомобиля могут быть допущены только лица, имеющие специальную подготовку в объеме не ниже II квалификационной группы по электробезопасности.

К работе с выносным электрооборудованием допускаются лица, имеющие специальную подготовку в объеме не ниже I квалификационной группы по электробезопасности,

Все электрооборудование ежедневно при смене караула должно подвергаться тщательному осмотру, защита всех трех выходов генератора должна проверяться на срабатывание. Периодически, согласно существующим правилам, все электрооборудование подвергается тщательной проверке в стационарных условиях.

В процессе эксплуатации для предупреждения несчастных случаев запрещается:

  • допускать к работе с автомобилем посторонних лиц;
  • движение автомобиля при выдвинутой телескопической мачте и отключенном гидроусилителе руля;
  • работать с электрооборудованием, имеющим неисправности.
  • В зимнее время следить за состоянием подножек, ступенек, трапов и поручней, своевременно очищать их от снега и льда.

Во время работы, технического обслуживания и ремонта АГ необходимо соблюдать Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России и другие действующие нормативные правовые акты в области охраны труда.

Важнейшими техническими средствами спасания и создания условий работы пожарным являются пожарные автомобили газодымозащитной службы (ГДЗС) и автомобили дымоудаления.

Пожарные автомобили ГДЗС. Эти автомобили предназначены для доставки к месту пожара или чрезвычайной ситуации:

– личного состава ГДЗС;

– средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения;

– пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента;

– дымососов, прожекторов и других потребителей электроэнергии.

Автомобили ГДЗС применяют для развертывания на пожаре контрольного поста ГДЗС, освещения мест пожара или территории чрезвычайной ситуации, обеспечения электроэнергией электрооборудования
и инструмента.

Пожарный автомобиль АГ-12 является автомобилем ГДЗС. Он изготавливается на шасси автобуса ПАЗ-3205. Этот автобус с колесной
формулой 4´2 имеет двигатель мощностью 88 кВт и развивает скорость
до 80 км/ч. Его размеры (длина, ширина, высота) 7000´2620´2960 мм
и масса 6 835 кг (рис. 11.1.).


10
7
9
8
3
6
1
5
2
3
4
11
12

Рис. 11.1. Общий вид автомобиля АГ-12:

8 – прожектор стационарный ПКН-1500 (2 шт.); 9 – механизм поворота прожекторов; 10 – лестница-палка; 11 – щит выводной;

12 – кабель на стационарной кабельной катушке

Расчет АГ-12, включая водителя, составляет 7 человек. Источником энергии на АГ-12 является генератор синхронного типа трехфазного переменного тока с воздушным охлаждением.

Генератор типа ГС-250-12/4 при частоте вращения вала 1 500 об/мин развивает мощность 12 кВт, напряжение генератора 230 В, величина тока 37,7 или 21,7 А при частоте 50 Гц. Он обеспечивает питание прожекторов дымососа, электропилы, дополнительного электроинструмента и т. д.

Подвод энергии к потребителям осуществляется кабелями, намотанными на кабельные катушки. В комплектацию АГ-12 входит одна стационарная кабельная катушка, на которую намотан кабель длиной 96 м,
и восемь выносных кабельных катушек, на которых намотаны силовые кабели длиной по 36 м. Все кабели имеют розетки и вилки для соединения одного кабеля с другим и подключения к розетке на выводном щите и к розетке на разветвительной коробке.

На АГ-12 имеются три коробки распределительные (КР). Они предназначены для распределения электроэнергии от электросиловой установки

к потребителям. На трех боковых стенках коробки размещены штепсельные розетки, а на четвертой стенке имеется кабельный ввод с вилкой,
которая может быть подключена к розетке на щите выводном или к розеткам на кабельных катушках.

Заземление АГ-12 осуществляется медным проводом сечением
10 мм 2 и длиной 20 м. Один наконечник провода соединяется с клеммой штыря заземления, а другой – со специальной клеммой на стенке люка машины.

Средства освещения места пожара включают в себя телескопическую мачту с двумя прожекторами и три переносных прожектора для освещения мест, недоступных для подъезда автомобиля. Все прожекторы однотипные ИО-02-1500 мощностью по 1 500 В.

Мачта с прожекторами может выдвигаться на высоту до 8 м от уровня земли. На АГ-12 имеется сигнализация о положении мачты.

Основное оборудование включает: дымосос и электропилу.

Дымосос ДПЭ-7 используется для удаления дыма и других продуктов горения из помещений. Он может применяться для снижения температуры при тушении пожаров в помещениях нагнетанием в них свежего воздуха.
С помощью дымососа можно получать высокократную пену. Производительность по воздуху 7 000 м 3 /ч. Частота вращения вала электродвигателя 3 000 об/мин, его мощность 1,1 кВт.

Дополнительный электроинструмент устанавливается
в подразделениях ГПС. Это могут быть электродолбежники, дрели и т. д.

Кроме того, на АГ-12 имеются: комплект универсального инструмента УКИ-12, пневмодомкрат ПД-4, ПД-10, ручной аварийно-спасательный инструмент и другое оборудование и приборы.

Созданы и другие образцы автомобилей этого назначения. К ним относится автомобиль АГ-16(3205)-ШНН, а также на шасси ПАЗ-3205 с колесной формулой 4×2. На шасси установлен двигатель мощностью 96 кВт, что позволяет повысить скорость движения автомобиля до 90 км/ч и повысить мощность основного источника питания до 16 кВт. На автомобиле установлена осветительная мачта высотой до 8 м.

Суммарная мощность электрооборудования 15 кВт.

Оборудование и инструмент на АГ-16 позволяют в полном объеме выполнять такие же работы, как на АГ-12.

Разработаны другие образцы АГ. Так, один из них создан на шасси
ЗИЛ-433362. На нем установлен автономный электрогенератор ГС-250-20/4. Он развивает мощность 20 кВт с номинальным напряжением 400/230 В
и номинальной частотой 50 Гц. На АГ-20 возможно подключение 8 потребителей электрического тока.

На АГ-20 имеется оборудование аналогичное оборудованию АГ-12. Возможно комплектование другими образцами ПТВ. Все они должны обеспечивать работы, указанные для АГ-12.

Автомобили дымоудаления (АД) предназначены для удаления дыма из объектов на пожарах как для спасания людей, так и для обеспечения условий работы личного состава пожарных подразделений.

АД изготавливаются на шасси ГАЗ-66. Они позволяют и удалять дым из помещений путем его отсоса или нагнетания в него свежего воздуха,
и подавать воздушно-механическую пену.

На АД устанавливают вентиляторы с подачей до 90 000 м 3 /ч. Привод вентилятора осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности.

Комплектация и технические характеристики АД представлены в табл. 11.2.

Показатели Размерность Тип автомобиля
АД-90(66)-183 АД-80/1200(66-11)
Шасси Колесная формула Мощность двигателя Число мест расчета Полная масса Максимальная скорость Производительность вентилятора Вместимость бака пенообразователя Подача воды Комплектация: длина напорного рукава количество всасывающих рукавов длиной 4 м и диаметром 0,5 м – – кВт чел. кг км/ч м 3 /ч л – м шт. ГАЗ-66-01 4×4 84,4 90 000 От АЦ ГАЗ-66-11 4×4 88,4 80 000 От АЦ –

Полное давление вентиляторной установки в номинальном режиме составляет 1 200 Па.

Принципиальная схема размещения оборудования на АД-90(66) представлена на рис.11.2.

12
10
8
6
4
2
1
3
5
7
9
11

Рис. 11.2. Принципиальная схема размещения оборудования на АД-90(66):

1 – кабина расчета; 2 – бак для пенообразователя; 3, 12 – отсеки для ПТВ;

4 – вентиль Ду-25; 5 – головка для напорного рукава от АЦ; 6 – пеносмеситель ПС-5;

7 – платформа; 8 – трубопровод подачи раствора ПО; 9 – вентилятор;
10 – распылитель; 11 – сетка

Образование воздушно-механической пены осуществляется с помощью распылителя 10, установленного на вентиляторе.

Подача воды к нему производится от АЦ или АНР по рукаву, который присоединяется к головке 5.

При включенном пеносмесителе 6 типа ПС-5 пенообразователь из бака 2 будет поступать к распылителю. При работе образуется пена кратностью
до 500, производительность по пене при кратности 500 равна 1 000 м 3 /мин.

Для удаления дыма из тоннелей, ангаров, крупных цехов различных производств разработаны специальные средства. Так, создан модуль Комплекс управления воздушными потоками (КУВП). В нем установлены два независимых выдвижных вентилятора. Они могут одновременно работать на удалении один от другого до 60 м и до 3 км. Они производят дымоудаление, осаждают газы и нейтрализуют опасные вещества в крупных объектах и т.д. Производительность каждого вентилятора 120000 м 3 /ч. Мощность двигателя не менее 174 кВт. Они оснащены дистанционным радиоуправлением.

Для управления гидравлическим приводом вентилятора применены двигатели внутреннего сгорания с запасом топлива на работу не менее 4 часов. Максимальное давление в гидравлической системе 28 МПа.

Углы поворота вентилятора в горизонтальной и вертикальной плоскости ±45 град. Высота подъема вентилятора от поверхности земли 2,25 м. На модуле имеются два прожектора, мощностью по 1000 Вт, высота подъема их мачты не менее 4м.

Масса модуля не менее 10000 кг. Грузоподъемность погружного устройства не менее 18 т. Он транспортируется на автомобиле КамАЗ 6520, число мест боевого расчета – 3. Время установки модуля на платформу автомобиля и снятия его не превышает 100 с.



  1. Организация, управление и оборудование газодымозащитной службы: Учеб. пособие/Аверьянов В.Т. [и др.]. / под ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Изд-во СПбУ ГПС МЧС России, 2011. – 272 с.

  2. Газодымозащитная служба в вопросах и ответах: Организация, управление и оборудование газодымозащитной службы: Учеб. пособие/Аверьянов В.Т. [и др.]. / под ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Изд-во СПбУ ГПС МЧС России, 2011. – 252 с.

  3. Грачев В.А., Поповскй Д.В. Газодымозащитная служба. – М.:Пожкнига, 2004. – 384 с.

  1. Вводная часть(рапорт, проверка наличия личного состава, внешнего вида, заполнение журнала. 5 мин.

  2. Закрепление ранее изученного материала путем опроса. 5 мин.

  3. Подведение итогов опроса. 3 мин.

  4. Логический переход к изучению нового материала.

  5. Изложение нового материала.

С помощью этих установок:

снижаются плотность дыма и концентрация продуктов сгорания (до величин, позволяющих работать в помещении без изолирующих аппаратов);

уменьшается температура в помещениях, изменяется направление движения продуктов сгорания, увеличивается видимость и т. д.

Дымососы можно устанавливать для удаления продуктов сгорания и подачи воздуха в помещение с одновременным вводом к очагу горения средств тушения.

АВТОМОБИЛЬ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ

Назначение, устройство и тактико-технические характеристики автомобилей газодымозащитной службы (АГ)

1.1. Общий обзор и технические характеристики АГ

Для обеспечения эффективной борьбы с дымом и газами при тушении пожаров на важных объектах химической, нефтеперерабатывающей, металлургической промышленности, судоремонтных и судостроительных заводах и др. в гарнизонах пожарной охраны создаются отделения ГДЗС на специальных автомобилях АГ.

Количество автомобилей ГДЗС, вводимых в штаты подразделений ПО, определяется в зависимости от числа жителей в городе (табл. 1).
Таблица 1

При введении таких автомобилей в штаты ПО городов необходимо предусматривать 50%-ный резерв.

В соответствии с ГОСТ 12.2.047 (п. 23) пожарным газодымозащитным автомобилем называется пожарный автомобиль с пожарно-техническим вооружением для проведения работ в условиях загазованности. Он предназначен (НПБ 194, п. 2.1) для:

а) доставки к месту пожара (аварии) личного состава газодымозащитной службы (ГДЗС), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД), пожарно-технического вооружения (ПТВ);

б) развертывания на пожаре (аварии) контрольного поста ГДЗС;

в) освещения места пожара (аварии);

г) обеспечения электроэнергией на пожаре (аварии) вывозимого электрооборудования — электроинструмента, дымососов, прожекторов и др.

Использование специализированных отделений ГДЗС позволяет проводить разведку в задымленных помещениях большой пощади (протяженности), метрополитенах и других подземных сооружениях; спасательные работы по оказанию помощи людям и созданию условий, облегчающих работы в задымленных помещениях.

Ранние модели АГ монтировались на шасси грузовых автомобилей УРАЛ-375, ЗИЛ-130, автобус ПАЗ-672.

Технические характеристики ранее выпускавшихся автомобилей газодымозащитной службы приведены в табл. 2.

Читайте также: