Конспект занятия по лепке часы

Обновлено: 06.07.2024

Пластилинография - это техника создания лепной картины из пластилина с изображением более или менее выпуклых объемных объектов на горизонтальной поверхности

Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией. Учить детей передавать изображение часов посредством художественной техники — пластилинографии. Побуждать к самостоятельному выбору дополнительных деталей для его оформления.

  • развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • закреплять знания основных элементов часов;
  • воспитывать познавательный интерес;
  • развивать творческие способности, эстетическое восприятие и художественный вкус;
  • воспитывать интерес к пластилинографии.

- плотный картон белого цвета, с нарисованным на нём контуром Спасской башни Московского Кремля;

- доска для лепки;

- салфетка для рук;

Материал

Ход занятия

1. Берём половину листа белого картона и обводим шаблон.

2. Перед работой следует слегка разогреть пластилин в руках.

3. Красные кусочки пластилина наложить на силуэт Кремлёвской стены и размазать (не выходя за контур).

4. Теперь займёмся Спасской башней. Начинаем с верху. Из зелёного пластилина скатываем тонкие колбаски оформляем крышу. Из колбасок жёлтого цвета выкладываем циферблат часов. Фон рядом с часами закрашиваем красным восковым карандашом. Красными колбасками обозначаем стены башни.

5. Переходим к основанию размазывая аккуратно пластилин. Затем украшаем её архитектурными элементами. Стеками делаем окошки.

6. Закрашиваем фон синим восковым карандашом. Отщипываем красный пластилин, скатываем небольшие колбаски, делаем звезду

Задачи: продолжать учить детей создавать предметы путем лепки из пластилина, передавая свои представления. Совершенствовать технику лепки часов, используя материал разных цветов.

Предварительная работа: рассматривание различных часов (настенных, наручных, будильник и др.).

Материалы, инструменты, оборудование: различные часы (или их изображения, пластилин, стеки, салфетки бумажные и тканевые, украшения (бусинки, пуговицы и пр.).

Ход занятия: воспитатель показывает детям часы (или их изображения, предлагает рассмотреть их, назвать что общее у всех часов (циферблат, стрелки, чем они отличаются (формой, размером, цветом, украшением и т. д.). Воспитатель напоминает детям, что маленькая стрелка показывает часы, а большая – минуты, обращает внимание детей, что между цифрами есть черточки, обозначающие минуты.

Воспитатель показывает детям свои часы, вылепленные из пластилина, объясняет почему её часы сделаны именно так.

Затем педагог предлагает детям слепить из пластилина свои сказочные часы. Она помогает им определить последовательность выполнения работы (что делать вначале, а что – после, показывает, как можно слепить цифры для циферблата из пластилинового валика, разделив его на части (можно сделать несколько разноцветных валиков).

В конце занятия оформляется выставка часов. Все рассматривают работы, оценивают их. Дети определяют время, указанное на вылепленных часах. Они продолжают определять время на часах в группе, постепенно переходя к игровой деятельности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программное содержание: продолжать совершенствовать навыки лепки; воспитывать эстетический вкус, аккуратность; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

О борудование : различные виды часов (наручные, всевозможные будильники, карманные, изображение Спасской башни, песочные и водные часы).

Раздаточный материал на каждого ребенка : доска для работы с пластилином ; стека; целый брусок синего пластилина , 1/3 часть бруска желтого пластилина и 1/3 часть бруска пластилина любого контрастного цвета.

Воспитатель обращает внимание детей на выставку времени : спрашивает, как измеряется время? (солнцем, часами, календарем, временами года) ;

какие бывают часы? (водные, песочные, наручные, цветочные, карманные, кулоны и тд.) .

Показывая будильник, спрашивает у детей : что это за часы, когда и для чего их используют? Так же в диалоге можно добавить, что сейчас телефон заменил будильник и будет нас утром т. к. у него есть функция будильника.

1) Целый (синий) брусок пластилина делится на две равные части, одну половину откладываем на край доски, а вторую разминаем – мнем в руках, катаем, и дышим на него, зажав между двумя ладонями. Затем из размятого пластилина формируем шарик (катаем пластилин ладонью по доске круговыми движениями или положив пластилин между ладонями катаем его круговыми движениями). Смотрим с детьми на будильник, отмечаем, что будильник имеет форму не шара, а объемного круга.

2) Берем скатанный шар, кладем его на одну ладонь и прижимаем другой или кладем на доску и прижимаем рукой, чтобы получился объемный круг (блинчик) .

3) Откладываем его в сторону и берем 2 половину синего пластилина . Делим пополам, одну половину откладываем в сторону, а вторую делим пополам.

4) Полученные кусочки по очереди раскатываем и придаем им цилиндрическую форму. Важно, чтобы оба цилиндра были одинаковой высоты. Снова обращаемся к образцу и спрашиваем у детей, как они думают, какую часть будильника мы изготовили (ножки будильника) .

5) Примазываем ножки будильника по бокам, так, чтобы будильник был устойчив. Откладываем будильник в сторону и снова разглядываем образец. Воспитатель спрашивает, что еще есть у будильника из того, что мы не слепили (циферблат: цифры со стрелками; кнопка выключения)

Перед тем как мы с Вами будем лепить циферблат, давайте разомнем наши пальчики.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмем,

А потом их разведем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

6) Берем отложенный синий пластилин и делим его пополам . Затем каждый ребенок сам выбирает, сколько кнопок будет на его будильники, одни или две т. к перед детьми два образца с разным количеством кнопок. Если 2 кнопки, то дети крутят 2 маленьких шарика, если одно кнопка, то один шарик (зажимают пластилин между указательным и большим пальцами и вращают круговыми движениями).

7) Две кнопки примазываются сверху по краям будильника, а одна кнопка - в центре будильника.

8) От желтого пластилина отрываются маленькие кусочки, из которых указательным и большим пальцами катаются шарики, приплюскиваются и присоединяются на циферблате в местах, где должны располагаться цифры : 12, 3, 6 и 9.

9) Затем дети отрезают от желтого пластилина тонкую полосу и катают из нее колбаску, разрезают на две части, так, чтобы одна была значительно больше второй. И прикрепляем в центре циферблата. Каждый ребенок выбирает сам, какое время будут показывать его часы.

10) Затем дети берут пластилин контрастного цвета , разминают его и украшают будильник где (кроме циферблата) и как хотят по своему усмотрению.

На протяжении всего занятия воспитатель показывает детям что и как лепить, т. е лепит свой будильник. А также ходит между столами и помогает тем детям, у кого что-то не получается, заостряя их внимание на особенностях формы или размера. Так же напоминает детям, что лепим на доске, обращает внимания, не упал ли пластилин на пол . По окончанию лепки , воспитатель подводит итог занятия: получились ли у нас будильники? понравилось ли лепить?

Воспитатель всех хвалит за старание и выполнение работы, поле чего все будильники собираются на подставку и пополняют экспонаты выставки, а дети убирают рабочие места и моют руки.

Задачи. Продолжать учить детей создавать в лепке модели функ­циональных предметов, передавая пластическими средствами свои представления об их внешнем виде и назначении (корпус, циферблат со стрелками, часовой механизм внутри, кнопка звонка на будильнике, маятник на настенных или напольных часах, ремешок на наручных и т. д.). Совершенствовать технику лепки на готовой форме. Воспитывать интерес к .познанию бытовой культуры и более точному отражению своих представлений и впечатлений в изобразительной деятельности.

Предварительная работа. Рассматривание разных часов (или их изображений), описание внешнего вида часов, определение времени по часам (до получаса).

Материалы, инструменты, оборудование. Разные виды часов или их изображения, пластилин, стеки, картонные коробки и упаковка для лепки на форме, пуговицы или бусины, набор цифр из кассы букв и слогов (для уточнения представлений о начертании цифр), пово­ротные диски или клеёнка, салфетки бумажные и матерчатые.

Содержание занятия. Воспитатель показывает несколько разных часов (или их изображения), предлагает сравнить их, уточняет пред­ставления детей об устройстве часов (корпус с часовым механизмом, Циферблат с делениями и стрелками), обращает внимание на элемен­ты оформления (разная форма корпуса и циферблата, декоративные элементы в виде кукушек, мелкой пластики — скульптур), особен­ности материала (камень, дерево, металл, пластик).

Затем педагог предлагает детям слепить из пластилина сказочные часы. Обсуждает, как оформить часы: слепить циферблат, цифры или

деления в виде кружков (чёрточек) и стрелки — большую и малень­кую. И конечно же сделать свои часы необыкновенными — сказоч­ными: например, слепить их в виде избушки на курьих ножках, или с маятником из еловых шишек, или превратить в сказочное существо (корпус будет туловищем дракона, медведя, слона, совы и т. д.).

Затем педагог просит детей придумать способы лепки циферблата и стрелок, подсказывает рациональные способ получения шести или двенадцати одинаковых делений:

— раскатать длинный-длинный столбик (валик) и разделить стекой —
сначала пополам, потом каждую половинку еще раз пополам и т. д.;

— вылепить опорные цифры (3, 6, 9, 12), закрепить их на цифер­
блате, а промежутках разместить кружки, столбики (чёрточки) или
пуговицы (бусины).

Воспитатель советует детям самим продумать приёмы оформления. Дети обсуждают свои замыслы и начинают лепить сказочные часы.

После занятия. Завершение оформления часов. Выставка поде­лок. Узнавание времени по часам (на занятиях по математике и в повседневной жизни).

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Задачи. Продолжать знакомить детей с часами, их разнообразием, с принципом работы песочных часов; развивать чувство времени. Формировать у детей понимание отношения части и целого. По­знакомить с составом числа 8 (из двух меньших чисел).

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный мате­риал: дидактические часы, картинки с изображением часов; песочные часы (желательно на 1 минуту); набор кружков (одна сторона одного цвета, другая — другого) — 8 штук; два набора цифр.

Раздаточный материал: альбомный лист бумаги; различные пред­меты двух видов или двух цветов — по 8 штук каждого вида или цвета (мелкие игрушки, фигурки и т. п.), цифры.

Содержание занятия. В верхней части доски перед детьми заранее выложен ряд чисел от 0 до 10, который постоянно находится на до­ске все последующие дни.

Воспитатель выясняет с детьми, какое сегодня число, какой день недели и выделяет его рамкой на календаре. Спрашивает детей, ка­кой день недели был вчера, будет завтра, какой сейчас месяц, какое время года. (В дальнейшем эта работа может быть перенесена на ежедневное утреннее время.)

Воспитатель вместе с детьми рассматривает циферблат и стрелки. Педагог объясняет, как часы устроены: по кругу циферблата нанесены цифры от 1 до 12; маленькая стрелка указывает, сколько сейчас часов; а большая — сколько сейчас минут. Большая (минутная) стрелка про­ходит весь круг за 1 час. За это время маленькая (часовая) стрелка передвигается только от одной цифры до другой. Воспитатель обра­щает внимание детей на настоящие часы, висящие в группе на стене, и говорит, что сейчас часы показывают. (называет время).

Обращает внимание на то, что между цифрами еще есть черточки, просит посчитать интервалы (промежутки) между черточками. Их пять. Это минуты. Для большой стрелки расстояние от одной цифры до другой означает 5 минут.

Далее воспитатель показывает часы, на циферблате которых — арабские цифры, и другие — с римскими цифрами. Указывая на последние, говорит, что это тоже цифры. Только не те, которые нам хорошо знакомы. Их придумали древние римляне, поэтому они на­зываются римскими.

из двух пятерок, соединенных уголками. Воспитатель предлагает детям подумать, как римляне изображали число девять. В результате выясняется, сколько палочек и с какой стороны нужно поставить. Далее по аналогии с предыдущим разбирается изображение чисел одиннадцать и двенадцать.


Воспитатель предлагает детям внимательно присмотреться к числам того и другого ряда. Сделав небольшую паузу, она убирает (или стирает) верхний ряд арабских цифр, перед детьми остаются только римские. Воспитатель называет то или иное число, а дети, поднимаясь со своих мест (можно парами), подходят к доске и по­казывают его.

Педагог говорит, что теперь они будут чаще обращаться к часам, учиться определять по ним время.

Минута прошла. Все вместе выясняют, кто что успел сделать, по­чему не получилось. Например, задумал слишком много; смотрел, как сыпется песок; рисовал очень медленно; передумал — стал рисовать что-то другое; фломастеры упали на пол и др.

У детей на столах лежат различные предметы двух видов — по восемь штук каждого вида (мелкие игрушки, фигурки и т. п.). Воспи­татель предлагает детям выложить любой из вариантов состава числа 8, при этом она обращает их внимание на подсказку из выложенных на доске цифрами вариантов состава этого числа.

Воспитатель называет один из вариантов состава числа 8 и про­сит детей, имеющих такой же вариант, встать, а их соседей — по­смотреть, правильно ли. Подобным образом воспитатель проверяет 3—4 варианта состава числа 8.

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги квадратной формы разного размера и цвета, цветная бумага для оформления поделок, клей, ножницы.

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям, что они научились мастерить поделки, основой которых являются коробочки в форме куба или бруска. Просит детей вспомнить, как делаются такие коробочки, добиваясь словесного описания всех поэтапных действий (если дети плохо помнят эту последовательность, можно вывесить технологические карты со схемами изготовления коробок). Затем педагог спрашивает детей, можно ли смастерить игрушку или какой-то предмет, комбинируя две разных коробки? Прикладывает коробки друг к другу в разных вариантах и просит детей сказать, на что похожа эта комбинация.


Далее воспитатель предлагает детям задумать поделку из комби­нации двух коробок одинаковой или разной форм — по их желанию. Она быстро обходит детей и просит каждого сказать свою задумку ей на ухо: это нужно для того, чтобы увидеть, ориентируется ли ребенок на свои возможности в задуманном, может ли сам воплотить замысел в результат и в какой степени ему необходима помощь взрослого. Эти наблюдения помогут понять, формируются ли у ребенка (и в какой степени) умение создавать замысел и планировать его воплощение. Дети выбирают необходимые им материалы и инструменты и приступают к изготовлению поделок. Педагог оказывает помощь по мере необходимости. Готовые поделки рассматриваются. Воспитатель интересуется, кому из детей какая поделка нравится больше дру­гих и почему, затем говорит свое мнение, обосновывая его. Важно учить детей не только отмечать явные преимущества той или иной работы, но и находить что-то оригинальное, необычное в не очень удачных поделках. Дети могут использовать готовые поделки по своему усмотрению.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДОСУГ

Педагог говорит детям:

— Сегодня вы услышите продолжение сказки о Щелкунчике.
. Вот и закончился веселый новогодний праздник. Гости поблаго­
дарили хозяев за прекрасный вечер и разошлись по домам.

Педагог спрашивает детей, какая эта музыка, каких мышей они представили себе, слушая ее. Выслушивает ответы детей и гово­рит:

Гофман Э. Т. А. Щелкунчик и мышиный король. Перевод И. Татариновой // литературные сказки зарубежных писателей. — М. Детская литература, 1982. С. 68.

Ах, как храбро сражалась армия Щелкунчика! Сам Щелкунчик, раненый и больной, тоже проявлял чудеса героизма! Но мышиный король вводил в бой все новые и новые силы. Разбита пряничная гвардия, в беспорядке отступила артиллерия, неприятельское войско окружило Щелкунчика со всех сторон. Вот уже мышиный король с победным писком подскочил к Щелкунчику, еще миг.

И вдруг произошло чудо: Щелкунчик открыл глаза. Но что это?! Разве это Щелкунчик — маленький уродец? Прекрасный юноша, принц, протягивал руки своей спасительнице. Волшебная сила косну­лась и Мари, она выросла, она больше не ребенок. Молодая девушка оперлась на руку Принца, она готова следовать за ним повсюду.

Педагог завершает занятие обещанием продолжить знакомство детей с этой сказкой:

Читайте также: